Научная статья на тему 'СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ У СОТРУДНИКОВ ОБЩЕПИТА'

СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ У СОТРУДНИКОВ ОБЩЕПИТА Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
472
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стресс / стрессоустойчивость / сотрудник общепита / факторы стресса / психофизиологические особенности / stress / stress tolerance / catering employee / stress factors / psychophysiological features

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Цапко А.

В статье представлены основные группы факторов производственного стресса. Рассмотрены признаки производственного стресса и важные качества сотрудника общепита. Охарактеризованы методы анализа уровня стрессоустойчивости. Проанализированы психофизиологические особенности каждого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Цапко А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRESS RESISTANCE AT CIVIL OFFICERS

The article presents the main groups of factors of occupational stress. Signs of work stress and important qualities of a catering employee are considered. The methods of analysis of the level of stress resistance are characterized. The psychophysiological characteristics of each person are analyzed.

Текст научной работы на тему «СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ У СОТРУДНИКОВ ОБЩЕПИТА»

УДК 004.02:004.5:004.9

Цапко А.

ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» научный руководитель: Ушакова В.Р.

СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ У СОТРУДНИКОВ ОБЩЕПИТА

Аннотация: В статье представлены основные группы факторов производственного стресса. Рассмотрены признаки производственного стресса и важные качества сотрудника общепита. Охарактеризованы методы анализа уровня стрессоустойчивости. Проанализированы психофизиологические особенности каждого человека.

Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость, сотрудник общепита, факторы стресса, психофизиологические особенности.

STRESS RESISTANCE AT CIVIL OFFICERS

Annotation: The article presents the main groups of factors of occupational stress. Signs of work stress and important qualities of a catering employee are considered. The methods of analysis of the level of stress resistance are characterized. The psychophysiological characteristics of each person are analyzed.

Keywords: stress, stress tolerance, catering employee, stress factors, psychophysiological features.

Современный человек все больше времени проводит на рабочем месте, уделяя своей карьере огромное количество времени. Интенсивный ритм и условия жизни предполагают сезонную усталость, депрессионное состояние, нехватку личного времени для восстановления жизненных сил. Каждый человек имеет те или иные особенности нервной системы, воспитания, мировоззрения, которые влияют на способность работать в той или иной сфере.

В современном мире профессиональная деятельность многих людей протекает в экстремальных условиях. Эффективность такой деятельности определяется не только профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и профессионально важными свойствами, в числе которых -стрессоустойчивость, являющаяся компонентом адаптивности личности. В психофизиологии стрессоустойчивость исследуется как свойство личности, способствующее высокой продуктивности деятельности в экстремальном пространстве [1].

Стресс часто является результатом нескольких причин, например, таких, как психологическое давление на работе, плохие условия труда, неспособность эффективно организовать и управлять своим временем. Для того чтобы преодолеть стресс на работе, необходимо определить его

причины. На рисунке 1 представлены группы факторов производственного стресса [2].

Индивидуальные факторы:

- перегруженность работой

- организационные перемены

- ролевая неопределенность или ролевой конфликт

- психологическое заболевание

- истощение психических и духовных сил

Рисунок 1 - Основные группы факторов производственного стресса В конфликтных ситуациях каждый человек ведет себя по-разному. Это связано с особенностями нервной системы и психофизиологическими особенностями каждого человека. Готовность избежать конфликтную ситуацию напрямую зависит от уровня мотивации избежание неудач. Скорость принятия решений, умение четко и быстро координировать свою работу для достижения наилучших результатов демонстрирует готовность к конфликтным ситуациям. Высокая готовность к конфликтной ситуации проявляется, зачастую, в необдуманных поступках, спонтанных решениях. Низкая готовность к конфликтной ситуации проявляется в неспособности быстро и адекватно оценить ситуацию, а время принятия решений намного больше, чем при средней готовности.

Производственный стресс отрицательно влияет на производительность труда и трудоспособность человека, мотивация к труду снижается. Производственный стресс выражается в следующих проявлениях, представленных на рисунке 2 [3].

Признаки производственного стресса

В системе общепита важны такие качества сотрудника, как высокая устойчивость к стрессу, лояльное поведение в конфликтных ситуациях (сотрудничество, компромисс, приспособление), высокая мотивация на избежание неудач и т.д.

Рассматривая такое понятие как мотивация к предотвращению неудач, можно сказать, что это очень важное качество для сотрудников именно системы общепита, так как именно в этой сфере важно, чтобы мотивация была высокой, ведь именно это влияет на качество работы в целом. Так, стрессоустойчивость относится скорее к психологически обусловленным подструктурам личности. Это качество, сформировавшееся на личном опыте человека, умении приспосабливаться к различным ситуациям, справляться с физиологическими проявлениями стресса.

Проверка на стрессоустойчивость на современном этапе может быть выполнен различными способами и методами. Регламентированных проверок на сегодняшний день не существует. У каждого предприятия существуют свои излюбленные методы и способы проверки стрессоустойчивости человека. На основе маркетинговых исследований внутренней среды предприятий сферы услуг были выявлены наиболее предпочтительные методы анализа уровня стрессоустойчивости, представленные в таблице 1.

Таблица 1- Методы анализа уровня стрессоустойчивости

Методы анализа уровня стрессоустойчивости Краткая характеристика

Проверка на стрессоустойчивость соискателей посредством каверзных вопросов Данный метод психологической проверки позволяет отслеживать реакцию кандидата на вопросы и наблюдение за ходом его дальнейших действий

Тестирование соискателя посредством одного и того же вопроса Данный метод проверки стрессоустойчивости позволяет отслеживать, насколько хорошо сотрудники будут подготовлены к нестандартным ситуациям на рабочем месте

Выработка определенной системы проверки на стрессоустойчивость. Для тестирования соискателя должна быть выработана четкая иерархическая структура проверки и обследования, с участием психолога, а не только менеджерами по персоналу.

Собеседование с соискателем Данный метод психологической проверки позволяет работы должно происходить, как проследить выдержку, желание работать и минимум, три раза__приносить выгоду организации_

Безусловно, все системы и методы проверки соискателей должны производиться с участием профессиональных психологов, знающих специфику работы на предприятиях в сфере услуг. Разработка и внедрение данных методов проверки на стрессоустойчивость позволит современным российским предприятиям повысить значение таких показателей, как: производительность труда; качество труда; степень лояльности к клиентам; рентабельность. Все это зависит прежде всего от правильных управленческих решений, которые теперь можно смоделировать и рассчитать численно. Чем выше должность сотрудника в компании, тем больше возлагается на него ответственность. В связи с этим любой руководящий состав определенной организации должен быть готов к стрессовым ситуациям и уметь с ними бороться. Конфликтные и нестандартные ситуации заставляют предпринимателей не терять самообладания и уметь находить правильное решение в неадекватной обстановке [4].

Карьерный успех занимает особое место в структуре потребностей человека, что предполагает большую самостоятельную работу и профессиональные достижения. Ответственная работа потребляет много энергии, ухудшает настроение и вызывает стресс.

На современном этапе развития социально-производственных отношений между работниками и работодателями все больше времени уделяется психологическим аспектам работы с штатными сотрудниками. В странах с развитой экономикой наличие на предприятии психолога уже не инновация, а аксиома, что редкость для российских компаний. Российские компании сталкиваются с необходимостью использования психологических навыков и методов при приеме на работу, а также постоянно на рабочем месте для борьбы со стрессом сотрудников, что повышает производительность и качество работы.

Психические функции человека, изначально не рассчитанные на специализированные виды деятельности, превращаются в специфические профессионально важные качества. Это происходит благодаря приспособительным изменениям операционных механизмов, то есть тех комплексов перцептивных и моторных действий, которые реализуют ту или иную психическую функцию в той или иной операции. Иными словами, профессиональные качества - это совокупный результат психической деятельности и специализированного труда. Синтез осуществляется в целостной системе «психика -трудовая деятельность», то есть имеет целостный индивидуальный стиль деятельности [5].

В стрессовых ситуациях, организм активизирует защитные механизмы, используя прошлый опыт, способности. Стресс имеет физиологические,

психологические, личностные признаки. Конструктивный стресс приводит к умению адаптироваться.

В результате трудовой деятельности формируются профессиональные качества. При наличии определенных склонностей к деятельности профессиональные качества проявляются наилучшим образом. Таким образом необходимо проведение мероприятий по повышению стрессоустойчивости, в частности организация психологической помощи для коррекции стрессоустойчивости.

Использованные источники:

1. Тарасенко Е.П. СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ ПЕРСОНАЛА ГОСТИНИЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ / Е.П. Тарасенко // Современные наукоемкие технологии. - 2017. - № 12-1. - С. 103-105; URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=34861 (дата обращения: 10.02.2020).

2. Бороновав Г.Х. Психология труда. Конспект лекций. Работа как источник стресса / Г.Х. Бороновав //Научно-исследовательское учреждение Институт экономики и права Ивана Кушнира. URL: http://be5.biz/ekonomika/t005/20.htm

3. Басенко В.П., Жуков Б. М., Романов А.А. Организационное поведение: современные аспекты трудовых отношений. Учебное пособие. / В.П. Басенко, Б. М. Жуков, А.А. Романов //Издательство: «Академия Естествознания». М.: 2018 г.

4. Ахмедов Н. А. Маркетинг ресторанных услуг / Н. А. Ахмедов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2017. - № 3. - С. 41-51.

5. Бухалков М.И. Управление персоналом: развитие трудового потенциала: Учебное пособие /М.И. Бухалков// - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015 - 192 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.