Научная статья на тему 'СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ: ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ: ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
155
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / ФАКТОРЫ / СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Федосеева И. В.

В статье рассматриваются основные аспекты проблемы стрессоустойчивости социальных работников, детерминирующие факторы, а также основные проблемы данного явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ: ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

П

С И Х О Л О Г И Ч Е С К И Е

НАУКИ

УДК 159.9

И.В. Федосеева

СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ: ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье рассматриваются основные аспекты проблемы стрес-соустойчивости социальных работников, детерминирующие факторы, а также основные проблемы данного явления.

Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость, факторы, социальный работник.

Профессиональная деятельность специалистов социальных служб требует высокого профессионализма кадров, позволяющего выполнять множество функций. При этом часто их работа проходит в условиях, которые требуют усиленного расхода внутренних резервов человека. Стрессоустойчивость работников социальных учреждений мало изучена [1].

В своей деятельности социальные работники постоянно сталкиваются со стрессом. Эффективность их работы определяется не только профессиональными знаниями и навыками, но и важными качествами с профессиональной точки зрения, включая устойчивость к стрессу. С одной стороны, работник социальной службы вовлечен в экстремальное пространство профессиональной деятельности, что требует от него стрессоустойчивости, а с другой - недостаточное внимание уделяется её развитию.

Социальная работа - это универсальная деятельность. Она требует специальных знаний в различных областях, умений применять их на практике, а также по-настоящему неординарных личных качеств.

© Федосеева И.В., 2020.

Научный руководитель: Захарова Анна Александровна - кандидат педагогических наук, доцент, Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, Россия.

В специальной литературе эти качества чаще всего различаются: гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, чувство собственного достоинства и уважение к достоинству другого человека, терпимость, адекватная самооценка и т.д. Также необходимо включить стрессоустой-чивость в число наиболее важных личностных характеристик. По результатам ряда социально-психологических исследований среди социальных работников, а также с учетом специфики объектов их деятельности именно стрессоустойчивость необходима для поддержания их психического здоровья. Другими словами, стрессоустойчивость - это способность противостоять стрессу. Для этого социальному работнику нужны такие качества, как умение переключать и контролировать свои эмоции, самогипноз и самоконтроль, физическая подготовленность.

Для социального работника стрессовые ситуации обусловлены, главным образом, спецификой деятельности и спецификой рабочего объекта (клиента). Социальные работники, находящиеся в состоянии стресса, склонны проявлять неадекватное поведение с потерей самоконтроля и резкими и эмоциональными формами реакции на ситуацию. А поскольку такое поведение запрещено стандартами их работы и невозможно реагировать на эмоции, можно говорить о тенденции к длительному стрессу (дистрессу).

Феномен стресса постоянно находится в поле зрения ученых и практиков. Термин «стресс» был впервые предложен в 1936 году Гансом Селье, всемирно известным биологом, директором Монреальского института экспериментальной медицины и хирургии (Международный институт стресса). «Стресс - это неспецифическая реакция организма на любое предъявленное к нему требование». Стрессоры разные, но они допускают одинаковую реакцию биологического стресса, которая по сути одинакова. Разница между стрессом и стрессором была первым шагом Ганса Селье в анализе этого биологического феномена, то есть он был первым, кто задумался о факторах стресса.

Вместе с Гансом Селье феномен стресса был изучен многими учеными, давшими ему разные определения: Кэннон (1929) охарактеризовал стресс как соответствующую реакцию организма на опасный стимул; Гринкер и Спейдж (1945) понимают стресс, как определенные условия или необычные жизненные требования; Арнольд (цитируемый Lazarus, 1970) определил рассматриваемую концепцию как любое состояние, которое мешает нормальному функционированию тела. Согласно Леви (1972), стресс - это природа психической реакции, которая подготавливает тело к действию.

Дальнейшее развитие теории стресса связано с признанием важной роли теоретической и практической психологии. Первыми в своих работах рассматривают «стресс» как психологическую категорию Р. Лазарус, Р. Ланьер, Д. Фолкман. В исследованиях психологического стресса предпринимаются попытки соотнести психические и физиологические компоненты.

Сегодня в этой области ведется большая работа и она не останавливается (Т.Г. Бохан, Т.Б. Дмитриева, Ю.В. Щербатых, Л.А. Китаев-Смык и др.). Категория стресса имеет междисциплинарный характер, ее изучают в биологии, психологии, социологии, политологии, космонавтике, этнографии и т. д. Несмотря на то, что теоретическая разработка проблемы стресса имеет давнюю историю, в психологии сегодня нет единого понимания содержания и определения стрессоустойчивости, так же отмечаются различные личностные факторы, которые влияют на её развитие.

В теории стресса выделяют два основных типа стрессовых состояний человека:

1. Физиологический стресс характеризуется сильными изменениями физиологических функций, вызванными воздействием стрессоров на организм.

2. Эмоциональный или психологический стресс характеризуется наличием стрессовой реакции эмоций или включением мотивации, вызывающей эмоции [2].

Основным аспектом, вызывающим психологический стресс, является эмоциональное отношение человека к стрессору. В психологическом словаре стресс определяется как «состояние психологического стресса, которое человек испытывает в процессе деятельности в самых сложных и сложных условиях, как в повседневной жизни, так и в особых обстоятельствах» [3].

В настоящее время профессиональный стресс в организациях социальной сферы все чаще выступает в качестве предмета психологических исследований. Это стресс, возникающий на рабочем месте в процессе трудовой деятельности. Такого рода стресс, с одной стороны, изучается медиками и психологами, с другой стороны, рассматривается специалистами по организационному управлению. Собственно от руководства и поступает заказ на выявление причин низкой работоспособности, плохого настроения, вербальной враждебности, эмоционального напряжения сотрудников социальной организации. Очевидно, что это результат профессионального стресса.

Обширные исследования, проведенные Коулом в 1960-х годах, показали, что наиболее стрессовые события происходят в обычной жизни человека, а не на работе. Однако люди склонны ставить перед собой проблемы, и к ним добавляются стрессоры, связанные исключительно с выполнением человеком его профессиональных обязанностей. Некоторые специалисты имеют другое мнение: стресс возникает из-за того,

как работник реагирует на определенные ситуации, что зависит от его личных качеств и поведения. Другие, в том числе NIOSH (Американский национальный институт безопасности и гигиены труда), считают, что условия труда играют важную роль.

Последнее означает, что работодатели могут помочь уменьшить стресс, четко определив роли и обязанности сотрудников, вовлекая их в принятие решений, касающихся их работы, улучшая организационную коммуникацию и организуя разумный график работы. В качестве факторов, влияющих на проявление стрессоустойчивости, выделяют: силу нервной системы (изучались Е.П. Ильиным, А.А. Коротаевым и др.); инертность и подвижность (изучались Е.М. Борисовой, Г.С. Никифоровым, З.Г. Туровской, Е.Л. Бережковской, Э.М. Алексавской и др.); уравновешенность нервных процессов (Я. Рейковский, Л.М. Митина и др.); темперамент (Я. Рейковский, А.В. Махнач, Ю.В. Бушов и др.); тревожность (А.А. Баранов, Э.В. Мильман, Л.М. Митина, И.Н. Ярушина, И.М. Фейнгерберг и др.); гендер; мотивацию; установки личности; самооценку (Б.Г. Ананьев и др.); индивидуальный стиль деятельности (изучением влияния данного фактора занимались Е.П. Ильин, М.Р. Щукин, Е.А. Климов, Б.А. Вяткин и др.). Проблема стрессоустойчи-вости имеет большое значение для теории и практики социальной работы. Так А.Н. Сухов отмечает, что «профессиональный социальный работник должен обладать такими важными качествами: ответственность; эмпатия; коммуникативная компетентность; конфликтологическая, антикризисная компетентность; стрессоустойчивость».

Специалист по кадрам Г. Деслер считает, что есть два основных источника стресса на работе:

1. факторы окружающей среды (график работы, темп работы, безопасность труда, маршрут до и с работы, количество клиентов);

2. личностные факторы, как человек реагирует на потенциальные источники стресса (трудоспособность, устойчивость к нервным и физическим нагрузкам, терпение, чувство собственного достоинства, здоровье).

Если мы исключим внутренние факторы стресса работников и факторы, которые формируются вне работы, мы можем выделить два основных источника стресса для социальных работников - организационная среда и клиенты организации. Существует группа факторов, которые определяются спецификой социальной работы. Возможно, что эти причины стресса в общественных организациях могут быть более значительными и более разнообразными, чем причины профессионального стресса.

Наличие таких факторов объясняется клиентоориентированностью социальной работы, ее разнона-правленностью и привлечением знаний из разных областей профессиональной деятельности. Объектом социальной работы, его клиентами являются люди, находящиеся в трудной жизненной ситуации, среди которых встречаются неуравновешенные люди, неадекватно реагирующие на отрицательный ответ или на отказ. Таким образом, социальные работники в своей деятельности постоянно подвергаются негативным воздействиям (в том числе словесной агрессии), а также принимают на себя часть стресса, «переносимого» клиентами.

Исследователи предполагают, что для социальных организаций вероятность возникновения ситуаций влекущих за собой физический или эмоциональный отклик в психике и организме человека немедленно или с задержкой от нескольких дней до многих месяцев, выше, чем для производственных предприятий [4]. Это связанно со спецификой деятельности социальных работников, а также не исключает связи с другими факторами: низким уровнем финансирования организаций социальной сферы, отсутствия четких критериев профессионализма, низкий престиж профессии, неадекватный уровень вознаграждения за труд, стиль руководства (авторитарный), дискриминация работников по половому признаку, низкий уровень организации трудовой деятельности, низкий уровень управленческой культуры социальной организации.

Для психологии факторы возникновения профессионального стресса представляют больший интерес для исследования. Важно отметить, что практическая психология уделяет больше внимания измерению характерных компонентов стресса и разработке рекомендаций (то есть тренировок и различных упражнений) для преодоления и предотвращения стрессовых состояний. Различные вопросники используются в качестве методологических инструментов для измерения как компонентов стресса (страха, напряжения), так и уровня устойчивости к нему, например, Кеттелла - личный опросник, шкала Спилбер-гера для страха и тревоги. Теоретический анализ позволяет предположить, что единый метод изучения как напряженного состояния, так и факторов его возникновения еще не разработан. Это представляет интерес для дальнейшего изучения и измерения профессионального напряжения социальных работников.

Библиографический список

1.Маклакова В.Б. Связь стрессоустойчивости и агрессивности у работников социальной сферы. - Текст: электронный // Вестник экспериментального образования, Омск, 2018. - С. 54-55.

2.Невельсон Е.Ю. Профессиональная активность социальных работников как механизм совладания со стрессом: теоретические подходы и инструментарий. - Текст: электронный // Ученые записки университета им. П.Ф. Лес-гафта, 2019. - С. 19.

3.Сухов А.Н. Психология социальной работы. (Бакалавриат). Учебное пособие. - Текст: непосредственный // Сухов А.Н. - Москва: КноРус, 2019. - 278 с. - С. 132.

4.Тегенцев М.С., Сверкунова Т.К. Профессионально важные качества социального работника как основная детерминанта в развитии профессиональной деформации специалиста. - Текст: электронный // Журнал Вести научных достижений, СПб, 2019. - С. 67.

ФЕДОСЕЕВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА - магистрант, Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.