учебное пособие для вузов по спец. «История» / Левыкин К. Г., Херост В. -М. : Высшая школа, 1988. - 498 с.
3. Жуков, И. М. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников [Текст]: И. М. Жуков - М. : Педагогика, 1982. - 155 с.
4. Воловик, А. Ф. Педагогика досуга [Текст]: / А. Ф. Воловик, В. А. Воловик - М. : Флинта, 1998. - 216 с.
5. Шпак, М. Е. Музейный ресурсный центр [Текст]: учеб. пособие / М. Е. Шпак - М. : Музейное дело, 2000. - 140 с.
Эккерман Алёна Викторовна
Студентка группы ДО1-06-01 гуманитарно-педагогического факультета ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия
ББК 88.4 УДК 37.011.31
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ КАК СОВРЕМЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА
Рассматривается актуальная проблема формирования стрессоустойчивости личности педагога. Определены понятия «стресс», «стрессоустойчивость личности», охарактеризованы источники и причины стресса, представлены факторы, смягчающие воздействие стресса на психическое и физическое здоровье личности педагога.
Ключевые слова: стресс, психический стресс, стрессоустойчивость личности, социальная поддержка, реактивность вегетативной нервной системы релаксация.
STRESS RESISTANCE AS A PERSONAL CHARACTERISTIC OF A
MODERN TEACHER
The article deals with a burning problem of teacher’s stress resistance. The notions “stress”, “stress resistance” are determined, the causes and sources of stress are described, and the factors that make stress less influential on psychical and physical health of teachers are presented.
Key words: stress, psychical stress, stress resistance, social support, reactivity of vegetative nervous system, relaxation.
Жизнь и деятельность современного человека наполнена критическими ситуациями, которые приводят к стрессу. Чтобы справиться со стрессами, ситуациями внутреннего конфликта или жизненного кризиса, человеку необходимо проделать мучительную внутреннюю работу по восстановлению душевного равновесия, осмысленности жизни. Люди испытывают стрессы на протяжении всей жизни. Стрессы влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и взаимоотноше-
ния в семье. Стрессы понижают не только качество жизни человека, но и качество выполняемой человеком работы.
Профессиональная сфера деятельности человека влечет за собой стрессы, свойственные именно данной профессии. В классификации профессий, подверженных стрессу, профессия педагога занимает одно из первых мест.
Таким образом, стресс можно считать серьезной и актуальной проблемой в профессиональной деятельности педагога, а следовательно, важным является и формирование стрессоустойчивости личности современного педагога.
Установление причин возникновения стресса и основных факторов, способствующих формированию стрессоустойчивости, являются целью данной статьи.
Стресс наиболее часто встречается и наиболее резко выражен у представителей профессий системы «человек — человек». Стресс, как отмечают исследователи (Р. Люфт, Ю.С. Савенко, Г. Селье, С. Сэллс, Дж. Эверилл и др.), обычное и часто встречающееся явление. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс.
Определим понятие «стресс». Обзор современных исследований показал, что стресс понятие неоднозначное. Он может описывать разнородные явления, такие, как реакция на воздействия холода и на услышанную в свой адрес критику, гипервентиляция легких в условиях форсированного дыхания и радость успеха, усталость и унижение и др. [1; 2; 3; 4].
Ю.С. Савенко определяет психический стресс как "состояние, в котором личность оказывается в условиях, препятствующих ее самоактуализации" [5, с. 97]. Это определение, на наш взгляд, в большей степени характеризует аспект профессиональной деятельности человека, процесс его самоактуализации. Самоактуализация — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Профессиональная самоактуализация предполагает наличие благоприятных социальноисторических условий.
Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом Г. Селье считает, что не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой сталкивается человек. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации личности. В качестве примера ученый приводит волнующую ситуацию: мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость [6]. Специфические результаты двух событий — горе и радость — совершенно различны, даже противоположны, но их стрессорное действие — неспецифическое требование приспособления личности к новой ситуации — может быть одинаковым. Стресс
может оказывать и положительное, мобилизирующее и отрицательное влияние на деятельность человека.
Исходя из понятия стресса, целесообразно выделить понятие стрессо-устойчивости личности человека.
Важным фактором качественной жизнедеятельности личности и ее труда является стрессоустойчивость. Дадим определение понятию «стрессоустой-чивость».
Стрессоустойчивость личности — это умение преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, проявляя выдержку и такт. Стрессоустойчивость определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья [7, с. 566].
Определив понятия «стресс» и «стрессоустойчивость личности», выделим причины возникновения стресса.
С точки зрения управления образованием, наибольший интерес представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах в образовательных учреждениях и организациях. Источники профессионального стресса педагога могут быть связанны с трудовой деятельностью, ролью работника и его взаимоотношениями в организации, карьерой, организационной структурой и психологическим климатом организации личными проблемами работника. Причинами стресса могут быть самые разнообразные факторы внешней среды (микробы и вирусы, различные яды, высокая или низкая температура окружающей среды и др.); эмоциогенные факторы (конфликты в педагогическом коллективе, неуважение учеников, необоснованная критика начальника и др.). Это все, что может волновать педагога: несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, внезапное препятствие действиям.
Существуют несколько факторов, смягчающих воздействие стресса на психическое и физическое здоровье личности педагога: социальная поддержка, стойкость, оптимизм, реактивность вегетативной нервной системы (далее по тексту ВНС), релаксация, занятие физической культурой, правильный отдых. Рассмотрим некоторые из них:
• Социальная поддержка. Социальная поддержка включает все виды помощи, предоставляемой человеку людьми, с которыми он связан какими-либо социальными связями. В периоды тяжелого стресса социальная поддержка является для педагога буфером, смягчающим негативное воздействие стресса.
• Реактивность ВНС. Учитывая то, что в ответ на стресс всегда происходит физиологическая реакция, разумно предположить, что физиологические особенности будут влиять на устойчивость к стрессу. Рассуждая, таким образом, можно прийти к выводу, что на людей с относительно менее возбудимой ВНС стресс воздействует слабее, чем на тех, чья ВНС обладает высокой реактивностью. Также существуют люди с высоким уров-
нем притязаний, которые могут сами ввергать себя в стресс, ставя перед собой чрезмерно высокие цели.
• Релаксация. Если педагог хочет направить свои усилия на сохранение здоровья, то на стрессовый импульс он должен осознанно отвечать релаксацией. Активизируя деятельность нервной системы, релаксация регулирует настроение и степень психического возбуждения, позволяет ослабить или сбросить вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение.
В настоящее время существуют технологии предупреждения и преодоления профессионального стресса педагога. К ним относится создание условий труда, способствующих снижению уровня стрессоров, освоение путей управления стрессом - изменение социального, психологического и организационного окружения на рабочем месте; обеспечение большей автономии работника; построение «мостов» между работой и домом; повышение квалификации; создание в организации благоприятного социально-психологического климата; организация специальных тренингов, обучение педагогов приемам релаксации, ауторегуляции, самопрограммирования и др.
Итак, существует достаточное большое количество способов преодоления стресса. Но стресса избежать полностью практически невозможно и не нужно. Мало того, от стрессовых ситуаций нередко трудно отказаться, даже если такая возможность и существует. Стресса не следует избегать, — советует Г. Селье, поскольку «полная свобода от стресса означает смерть» [6]. Между тем, отметим, что причины стрессов обусловлены в равной степени «извне» и «изнутри»: это взаимодействие жизненных обстоятельств и личных качеств. И педагогам, людям, страдающим от стрессов, предстоит овладеть двумя науками: справляться с обстоятельствами жизни, ведущими к стрессам, и со свойствами личности, способствующими возникновению стресса.
Библиографический список
1. Миронов, Е. Стресс [Текст] / Е. Миронов. — СПб. : ДИЛЯ, 2003. — 160
с.
2. Бемиг, У. Самопомощь при бессоницах, стрессах и неврозов [Текст] / У. Бемиг / под ред. В. Т. Кондрашенко. — Минск : Полымя, 1985. — 75 с.
3. Леви, Л. Эмоциональный стресс [Текст] / Л. Леви. — Л. : Медицина, 1970. — 326 с.
4. Губачев, Ю. М. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека и др.[Текст] / Ю. М. Губачев, Б. В. Иовлев, В. Д. Карвасарский — Л. : Медицина, 1976. — 224 с.
5. Бодров, В. А. Проблема преодоления стресса. Ч.З. Стратегии и стили преодоления стресса [Текст] / В.А. Бодров // Психол. Журн. — 2006. — № 3. — С. 106-116.
6. Селье, Г. Стресс без дистресса [Текст] / Г. Селье. — М. : Прогресс, 1979. — 125 с.
7. Леви, Л. Эмоциональный стресс [Текст] / Л. Леви. — Л. : Медицина, 1970. — 326 с.
События
15 марта 2011 года состоялась защита кандидатской диссертации на заседании диссертационного совета Д.212.135.03 по присуждению учёной степени доктора и кандидата педагогических наук в ГОУ ВПО МГЛУ.
Оставить ее незамеченной весьма трудно...
Хлызова Наталья Юрьевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры американистики ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия
УДК 37.032.2. ПЕ ДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕ ДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ ВТОРИЧНОЙ ЯЗЫКОВОЙ
ЛИЧНОСТИ
Представлены результаты проведенного исследования, посвященного проблеме формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности. Актуальность исследования определяется интенсивным развитием единого мирового информационного пространства и возрастающей ролью медиа в обществе, обуславливающие необходимость выявления педагогических условий формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности обучающихся.
Ключевые слова: медиакомпетентность, вторичная языковая личность, педагогические условия, медиаобразование.
PEDAGOGICAL CONDITIONS TO FORM MEDIA COMPETENCE OF THE SECONDARY LANGUAGE PERSON
The results of the conducted research devoted to a problem of secondary language person media competence are presented. The research urgency is defined by intensive development of global information space and increasing role of media in the society causing the necessity to reveal pedagogical conditions of secondary language person media competence formation.
Kea words: media competence, secondary language person, pedagogical conditions, media education.
Создание единого мирового информационного пространства требует от человека умений грамотно оперировать медиаинформацией и осуществлять медиатизированное общение. В настоящее время медиакомпетентность становится одним из важнейших качеств личности, а её формирование - одной из актуальных проблем общей педагогики.
Основными составляющими единого мирового информационного пространства являются медиа, язык, культура. Именно языковое и культурное разнообразие данного пространства детерминирует формирование у человека