стресс-тестирование рыночных рисков финансовой организации
в условиях кризиса
С. С. СОЛОВЬЕВ, аспирант кафедры экономического анализа, статистики и финансов E-mail: ssolovjov@yahoo.com Кубанский государственный университет
Статья посвящена проведению стресс-тестирования рыночных рисков. Предлагается авторская методика проведения стресс-тестирования рыночных рисков, и на примере модельного портфеля проведен анализ стресс-потерь в условиях кризиса 2008-2009 гг. Также проведен сравнительный анализ покрытия рыночных рисков капиталом по методике стандартизированного подхода и подхода внутренних моделей. Обоснована необходимость проведения стресс-тестирования как одного из эффективных инструментов управления рисками финансовой организации в современных рыночных условиях.
Ключевые слова: банковские риски, рыночные риски, стресс-тестирование, риск-факторы.
Последние события на финансовых рынках, рекордные списания и убытки мировых лидеров финансового сектора, громкие банкротства, усиливающаяся волатильность как на товарных, так и на фондовых площадках — все это говорит о возрастающей роли управления финансовыми рисками.
В то же время далеко не все российские финансовые организации воспринимают риск-менеджмент как жизненно необходимое требование. Для большинства управление рисками — это скорее модное веяние. Если риск-менеджмент и существует, то скорее номинально, для внешних пользователей (главным образом для регулятора, для аудитора или рейтинговых агентств), и пока не воспринимается топ-менеджментом финансовых организаций как одно из главных конкурентных преимуществ, как инструмент стратегического планирования, развития и, наконец, выживания организации в кризисных ситуациях.
В практике риск-менеджмента стресс-тестирование является одним из основополагающих методов управления рисками, который кажется
особенно актуальным в сложившихся экономических условиях.
Проведение стресс-тестирования рекомендовано для российских банков ЦБ РФ [4] и является обязательным согласно Директиве о достаточности капитала (CAD II), основанной на рекомендациях Базельского комитета для европейских банков, использующих подход внутренних моделей для определения капитала, резервируемого против рыночного риска (an internal model-based approach) [9].
Стресс-тестирование — оценка потенциального воздействия на финансовое состояние финансовой организации ряда заданных изменений в риск-факторах, которые соответствуют исключительным, но вероятным событиям.
Изменения риск-факторов, как правило, лежат за пределами стандартных статистических моделей, а события их вызвавшие могут быть связаны с такими чрезвычайными ситуациями, как экономический кризис, военные и политические события, природные катастрофы.
Так, исходя из нормального распределения, статистическая вероятность падения российского фондового рынка за один день на 20,66 %, которое произошло 06.10.2008, составляет 1 случай из 45 818 280, а согласно математическим моделям Goldman Sachs события, сопровождавшие кризис subprime, должны были происходить 1 раз в 100 000 лет [7].
Таким образом, необходимость проведения стресс-тестирования связана с тем, что в отличие от методов, позволяющих оценить риски в нормальных рыночных условиях (Value-at-Risk, VaR [8], Expected Shortfall, ES [1]), стресс-тестирование дает ответ, каковы будут потери в случае наступления маловероятных, но возможных событий.
54
финансы и кредит
В качестве основных методов стресс-тестирования применяются однофакторные (анализ чувствительности) и многофакторные стресс-тесты (сценарный анализ). Менее популярны методы оценки максимальных потерь [12] и методы, основанные на теории экстремального значения [5].
Анализ чувствительности оценивает непосредственное воздействие на портфель активов финансовой организации изменения заданного риск-фактора, как правило, в краткосрочной перспективе (например, коррекция на фондовом рынке).
Сценарный анализ нацелен на оценку стратегических перспектив финансовой организации и позволяет оценить потенциальное одновременное воздействие ряда риск-факторов на деятельность финансовой организации в случае наступления экстремального, но вместе с тем вероятного события. Анализ может проходить на основе как исторических, так и гипотетических событий.
Основополагающим принципом выработки стресс-сценариев является анализ конечных риск-факторов. В качестве риск-факторов выступают такие параметры, как, например, котировки ценных бумаг, курсы валют, волатильность рыночных ставок, значительное снижение кредитного качества заемщиков или количество дефолтов, которые являются существенными для определения того или иного вида риска.
Результаты стресс-тестирования используются для следующих целей:
■ оценка достаточности капитала финансовой организации;
■ определение мер, которые финансовая организация должна предпринять для соблюдения достаточности капитала в случае наступления стресс-сценариев (принятие решения о хеджировании позиций, установление лимитов на финансовые инструменты в целях диверсификации вложений финансовой организации). Далее рассмотрим методику стресс-тестирования рыночных рисков финансовой организации, разработанную автором.
Стресс-потери в целом по открытым позициям финансовой организации определяются следующим образом:
SL = SL SL SL
^portfolio bonds + cur+aJ^ eq'
где SL, , SL SL — величина стресс-потерь по
^ bonds, cur, eq ft-
открытым позициям в инструментах, стоимость которых подвержена процентному, валютному и фондовому рискам соответственно. Далее рассмотрим, как определяются потери по видам рисков.
Процентный риск — риск убытков вследствие неблагоприятного изменения процентных ставок, изменения конфигурации кривой доходности по позициям долговых ценных бумаг, которые создают риск потерь в результате превышения потенциальных расходов над доходами при закрытии данных позиций.
Стресс-потери открытых позиций в долговых ценных бумагах оцениваются по следующей формуле: SL , . . = V, , . (- MD) ARF, , ,
bonds i bonds i ^ 7 bondsi
где Vbonds .. — стоимость открытых позиций в i-м финансовом инструменте, MD — модифицированная дюрация i-го финансового инструмента,
ARFbonds i — изменение доходности i-го финансового инструмента, б. п., определяется по формуле:
ARFbonds RFbonds2 RFbondsl,
где RFbonäA — текущая доходность i-го финансового инструмента,
RFbondsl — прогнозное значение доходности i-го финансового инструмента. Прогнозное значение доходности каждой долговой ценной бумаги RFbgnds2 находится исходя из изменения базовых процентных ставок (ставок по безрисковым долговым ценным бумагам) и кредитного спрэда к базовой процентной ставке: RF, dl RF, + A S ,
bondsl = bondsl gov'
причем
RF,,, S , + Spread (S RF, d1),
bondsl = govl * \ govV bondsl"
где A Sgov — экстремальное изменение базовой процентной ставки (Sgov2 — Sgov,), Spread (Sgovl; RFbondsl) — кредитный спрэд (величина, на которую доходность рассматриваемой долговой ценной бумаги RFbxndsl превышает доходность аналогичной по дюрации безрисковой долговой ценной бумаги Sgovl (если равных по дюрации безрисковых долговых ценных бумаг не существует, проводится, например, линейная интерполяция между безрисковыми ценными бумагами с максимально близкими дюрациями). Валютный риск — риск убытков вследствие неблагоприятного изменения курсов иностранных валют и (или) драгоценных металлов по открытым финансовой организацией позициям в иностранных валютах и (или) драгоценных металлах.
Стресс-потери открытых позиций в валюте оцениваются по следующей формуле:
SL cur i ( Vlong i Vshort i) ARF cur i,
где Vlong . — стоимость открытых длинных позиций в i-й валюте,
Vshort. — стоимость открытых коротких позиций в i-й валюте,
Таблица 1
Экстремальные изменения риск-факторов в период кризиса 2008—2009 гг.
Дата Фондовый риск Валютный риск Процентный риск
Безрисковая ставка, руб. Безрисковая ставка, доллар США
MCX USD EUR GBP JPY CHF 1 г. 2 г. 3 г. 1 г. 2 г. 3 г.
01.09.2008 134S,92 24,67 36,04 44,45 0,23 22,40 6,49 7,04 7,2S 5,063 4,S62 4,S63
01.02.2009 624,90 36,0S 46,41 51,52 0,40 31,06 11,77 12,20 11,51 1,251 1,551 1,936
Изменения -53,67 46,2S % 2S,76 % 15,90 % 76,49 % 3S,66 % 5,2S 5,16 4,23 -3,S120 -3,3110 -2,9270
Источник: расчеты автора по данным ММВБ, Reuters.
А№сиг. - негативное изменение ¡-й валюты. Фондовый риск — риск убытков вследствие неблагоприятного изменения рыночных цен долевых ценных бумаг и производных финансовых инструментов торгового портфеля.
Стресс-потери открытых позиций в долевых ценных бумагах оцениваются исходя из динамики индекса (например, индекс ММВБ — для российских ценных бумаг) по следующей формуле:
М е, = (V* — ^Ыг) в Х ^ где У1оп§ — стоимость открытых длинных позиций,
У^ог( — стоимость открытых коротких позиций, в — средневзвешенный бета-коэффициент по портфелю долевых ценных бумаг, АЩд — негативное изменение индекса ММВБ. В настоящее время предлагается множество сценариев для проведения стресс-тестирования [12] как исторических, так и гипотетических событий. При этом количество сценариев не регламентировано. Так, согласно опросу, проведенному Базельским комитетом среди 64 крупнейших банков мира, в среднем для всех видов риска банки используют 15 стресс-сценариев [11].
Далее будет приведен пример стресс-тестирования модельного портфеля по предложенной ранее методике на основе сценария поведения риск-факторов на финансовых рынках в 2008 — 2009 гг. (табл. 1). Необходимо отметить, что в последних поправках к Дополнению по оценке рыночных рисков Базельского соглашения по капиталу (июль 2009 г.) комитет рекомендует использовать события данного периода в качестве одного из стресс-сценариев [9].
При проведении стресс-тестирования (особенно при оценке риска российских еврооблигаций, номинированных в долларах США и евро) важно учесть, что данный кризис со-
провождался эффектом «бегства в качество» («flight to safety phenomen») и расширением спрэдов между базовыми процентными ставками в основных мировых валютах и долговыми обязательствами развивающихся стран.
Поэтому применение в качестве безрисковой базовой ставки для оценки риска российских еврооблигаций ставок по американским казначейским облигациям (Treasuries) или индикативных ставок типа ISDAFIX представляется нецелесообразным. Так, например, одной из причин банкротства фонда LTCM являлась недооценка руководством фонда (в которое входили, в том числе Нобелевские лауреаты по экономике Роберт Мертон и Майрон Шоулз) феномена «ухода в качество»: фонд хеджировал процентный риск по корпоративным облигациям короткой позицией по казначейским облигациям [10].
Таким образом, учитывая эффект «бегства в качество» при оценке стресс-потерь по еврооблигациям, предлагается использовать не Treasuries или ISDAFIX, а кривую доходностей еврооблигаций РФ и российских эмитентов с рейтингом на уровне не ниже суверенного (Газпром, Сбербанк России) (см. рисунок).
Источник: авторская разработка по данным Reuters.
Сравнение доходностей российских еврооблигаций и US Treasuries (по состоянию на 01.09.2008 и 01.02.2009)
Оценим потери по модельному портфелю при заданных изменениях риск-факторов, указанных в табл. 1 и предложенной методике (табл. 2, 3, 4).
В приведенной далее табл. 5 помимо обобщенных результатов расчета стресс-потерь приведена оценка величины минимально необходимого капитала для покрытия рисков модельного портфеля по методике, установленной Положением Банка России № 313-П (стандартизированный подход) [3] и методике внутренних моделей Базельского комитета, предусматривающей использование показателя VaR в целях расчета рыночных рисков [9].
По данным табл. 5 можно сделать выводы, что минимальные требования к капиталу регуляторов по данному модельному портфелю не покрывают величину стресс-потерь ни при расчете по стандартизированному подходу, ни по методике внутренних моделей.
Необходимо сделать несколько замечаний по расчету капитала на покрытие рисков по методике ЦБ РФ: данный подход, по мнению автора, излишне требователен к покрытию капиталом процентного риска, валютного риска (при оценке которого не учитывается корреляция между позициями), при этом требования для покрытия фондового риска не совсем достаточны. Примером недооценки фондового риска является банк «Кит Финанс» — один из крупнейших банков РФ в 2008 г., оказавшийся на грани банкротства после обесценивания крупного пакета акций, которые к тому же были заложены в РЕПО.
Следует сказать, что Базельский комитет уже продекларировал постепенный отказ от стандартизированного подхода (который лежит в основе методики ЦБ РФ), основанного на единых значениях рыночного риска для всех финансовых организаций (one-size-fits-aИ) [6], так как такой подход не учиты-
Таблица 2
Расчет стресс-потерь по модельному портфелю акций на основе сценария кризиса 2008—2009 гг.
Инструмент Текущая стоимость позиции, руб. Бета-коэффициент, % Изменение стресс-фактора, % падения индекса ММВБ Стресс-потери, руб.
1 2 3 4 5 = 2 х 3 х 4
Лукойл 35 713 286,95 101,29 -53,67 -19 416 994,30
Газпром 76 144 320,16 106,17 -43 390 973,21
ГМК Норникель 40 306 928,00 98,43 -21 294 790,15
Сбербанк России 37 083 450,60 121,29 -24 142 256,54
Роснефть 25 683 109,20 115,31 -15 895 202,25
Итого... 214 931 094,91 107,61 -124 140 216,45
Источник: расчеты автора по данным ММВБ, Reuters.
Таблица 3
Расчет стресс-потерь по модельному портфелю валютных позиций на основе сценария кризиса 2008—2009 гг.
Инструмент Позиция в валюте Текущая стоимость позиции, руб. Изменение стресс-фактора, % роста курса валют Стресс-потери, руб.
1 2 3 4 5 = 3 х 4
Доллар США -1 600 000 -48 178 400 46,28 -22 298 915,17
Евро 790 000 34 954 261 28,76 10 052 840,30
Британский фунт 105 000 5 046 909 15,90 802 409,77
Японская иена 9 600 000 3 214 080 76,49 2 458 405,32
Швейцарский франк 150 000 4 395 000 38,66 1 699 138,39
Итого (позиция взята по модулю). 95 788 650,00 -7 286 121,38
Источник: расчеты автора по данным ММВБ, Reuters.
Таблица 4
Расчет стресс-потерь по модельному портфелю облигаций на основе сценария кризиса 2008—2009 гг.
Инструмент Текущая стоимость позиции, руб. Изменение доходности облигации, б. п. Модифицированная дюрация Стресс-потери, руб.
1 2 3 4 5 = 2 х 3 х 4
Газпром, 04 899 550 000 5,24 0,34 -15 808 224,80
ОГК-5, 01 302 250 000 4,69 1,68 -23 714 330,79
Транскредбанк, 02 618 000 000 5,16 0,98 -30 446 551,26
Итого... 1 819 800 002 -69 969 106,85
Источник: расчеты автора по данным ММВБ, Reuters.
Таблица 5
Расчет стресс-потерь и минимальных требований к капиталу по модельному портфелю
Вид риска Стресс-тестирование Стандартизированный подход (Положение ЦБ РФ № 313-П) Методика внутренних моделей (VaR)
Величина стресс- В % от Минимальные требо- В % от Минимальные требо- В % от
потерь, руб. позиции вания к капиталу, руб. позиции вания к капиталу, руб. позиции
Фондовый риск: 124 140 216,45 57,76 26 866 386,86 12,5 33 983 293,04 15,81
Валютный риск: 7 286 121,38 7,61 9 578 865,00 10,0 971 748,15 1,01
Процентный риск: 69 969 106,86 3,84 113 712 750,00 6,24 58 693 634,02 3,23
Итого... 201 395 444,68 9,45 150 158 001,86 7,05 93 648 675,22 4,40
Источник: авторская разработка по методикам, указанным в работах [3, 9].
вает диверсификацию портфелей, резкое изменение рыночных факторов и т. п. Взамен был разработан подход на основе внутренних моделей, который лишен перечисленных недостатков. При этом проведение стресс-тестирования является обязательным условием (но не единственным) [9] для организаций, ведущих расчет достаточности капитала на основе данного подхода (вывод о необходимости проведения стресс-тестирования при определении достаточности капитала по методике VaR также получен по итогам оценки стресс-потерь модельного портфеля).
Руководство и акционеры каждой финансовой организации самостоятельно принимают решение о размере буфера между капиталом, требуемым регулятором и реально располагаемым капиталом для покрытия рисков как в нормальных рыночных условиях, так и в условиях кризиса. Величина данного буфера зависит от склонности к риску (risk appetite) руководства и акционеров, от оценки необходимой финансовой устойчивости и, соответственно, кредитного рейтинга, который организация считает для себя приемлемым.
При этом основная цель стресс-тестирования — показать угрозы для стратегического развития организации, выбравшей тот или иной вид распределения активов (asset allocation) и соответственно распределения капитала (capital allocation). По итогам стресс-тестирования в случае недостаточного запаса реально располагаемого капитала руководство организации должно принять решение о необходимости:
• установления лимитов на ограничение потерь;
• хеджирования наиболее подверженных риску
позиций;
• перераспределения активов в пользу менее
рискованных.
Таким образом, проведение стресс-тестирования не должно носить формальный характер, напротив, в условиях крайней нестабильности на финансовых рынках стресс-тестирование является существенной составляющей комплексной системы риск-менеджмента современной финан-
совой организации и эффективным инструментом
управления рисками и выживания организации в
текущих рыночных условиях.
Список литературы
1. Буренин А. Н. Управление портфелем ценных бумаг. М.: Научно-техническое общество им. акад. С. И. Вавилова. 2007.
2. О Методических рекомендациях по проверке правильности расчета кредитными организациями размера рыночного риска: письмо Банка России от 15.06.2006 № 85-Т.
3. О порядке расчета кредитными организациями величины рыночного риска: положение Банка России от 14.11.2007 № 313-П.
4. Подходы к организации стресс-тестирования в кредитных организациях (на основе обзора международной финансовой практики) / Банк России. URL: http: //www.cbr.ru/analytics/bank_system/print. asp?file=stress. htm.
5. Халл Джон К. Опционы, фьючерсы и другие производные финансовые инструменты / пер. с англ. 6-е изд. М.: И. Д. Вильямс. 2007.
6. Энциклопедия финансового риск-менеджмента. М.: Альпина Бизнес Букс. 2009.
7. Bonner B. 25 Standart deviations in a blue moon // MoneyWeek. November 2007. URL: http://www. moneyweek.com/news-and-charts/economics/25-standard-deviations-in-a-blue-moon.aspx.
8. Jorion Ph. Value at risk: the new benchmark for managing financial risk. McGraw-Hill, 2001.
9. Revisions to the Basel II market risk framework // Basle Committee on Banking Supervision, July 2009. URL: http://www.bis.org/publ/bcbs158.htm.
10. RiskMetrics Group. Risk Management A Practical Guide. August 1999. URL: http://www. riskmetrics. com/publications/techdocs/pracovv. html.
11. Stress testing at major financial institutions: survey results and practice. Report by a working group established by the Committee on the Global Financial System / Basle Committee on Banking Supervision, January 2005. URL: http://www.bis.org/publ/cgfs24.htm.
12. Stress testing by large financial institutions: current practice and aggregation issues / Basle Committee on Banking Supervision, April 2000. URL: www. bis. org/ publ/cgfs24.pdf.