Научная статья на тему 'Стресс-активность: клинические аспекты'

Стресс-активность: клинические аспекты Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
238
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС-РЕАКТИВНОСТЬ / СОСУДЫ / СИМПАТО-АДРЕЛОВАЯ СИСТЕМА / АРТЕРИАЛЬНАЯ ГИПЕРТОНИЯ

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Осипова И.В., Антропова О.Н.

Повышенная стресс-реактивность артериального давления (АД) является, пожалуй, одной из центральных патогенетических теорий, а также одним из важнейших предвестников клинических симптомов сердечно-сосудистых заболеваний. Как показали исследования последних лет, применение различных видов нагрузочных тестов у здоровых людей и больных АГ позволяет получать важную дополнительную информацию не только о функциональном состоянии и резервных возможностях СС системы, но в ряде случаев оценить прогноз и риск развития заболевания. В статье представлен обзор литературных данных и многолетних собственных наблюдений, посвящённых взаимосвязи повышенной стресс-реактивности с факторами риска, состоянием сосудистой стенки, сердечно-сосудистым прогнозом. Выявленные особенности создают более полную картину патогенетических влияний стресс-реактивности и в перспективе позволят составлять индивидуальный прогноз СС события с последующей разработкой эффективных профилактических программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Осипова И.В., Антропова О.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стресс-активность: клинические аспекты»

УДК 616.12-008.331.1-036

СТРЕСС-РЕАКТИВНОСТЬ: КЛИНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул Осипова И.В., Антропова О.Н.

Повышенная стресс-реактивность артериального давления (АД) является, пожалуй, одной из центральных патогенетических теорий, а также одним из важнейших предвестников клинических симптомов сердечно-сосудистых заболеваний. Как показали исследования последних лет, применение различных видов нагрузочных тестов у здоровых людей и больных АГ позволяет получать важную дополнительную информацию не только о функциональном состоянии и резервных возможностях СС системы, но в ряде случаев оценить прогноз и риск развития заболевания. В статье представлен обзор литературных данных и многолетних собственных наблюдений, посвященных взаимосвязи повышенной стресс-реактивности с факторами риска, состоянием сосудистой стенки, сердечно-сосудистым прогнозом. Выявленные особенности создают более полную картину патогенетических влияний стресс-реактивности и в перспективе позволят составлять индивидуальный прогноз СС события с последующей разработкой эффективных профилактических программ.

Ключевые слова: стресс-реактивность, сосуды, симпато-адреловая система, артериальная гипертония

Increased stress reactivity of arterial pressure (AP) is probably one of the central pathogenic theories and also one of the most important precursory clinical symptoms of cardiovascular diseases. According to the recent researches, the implementation of various types of stress tests in healthy people and patients with AH allows to gain important additional information not only on the functional state and spare capacities of the cardio-vascular system, but also to evaluate prognosis and risk of disease development in a number of cases. The article presents the overview of literature data and lasting observations devoted to the relation of increased stress reactivity with risk factors, state of vessel wall, cardiovascular prognosis. The revealed peculiarities create a more broad picture of pathogenetic influence of stress reactivity and in prospect allow to create individual prognosis of CV event with further elaboration of effective preventive programs.

Key words: stress reactivity, vessels, sympathoadrenal system, arterial hypertension.

Повышенная стресс-реактивность артериального давления (АД) является, пожалуй, одной из центральных патогенетических теорий, а также одним из важнейших предвестников клинических симптомов такого распространённого заболевания, как артериальная гипертония (АГ) [1]. Патофизиологическим механизмом, объясняющим колебания АД в ответ на психические тесты, прежде всего является гиперреактивность симпатической нервной системы (СНС), которая имеет непосредственную связь с сердечно-сосудистой заболеваемостью и смертностью. Применение различных видов нагрузочных тестов у здоровых людей и больных АГ позволяет получать важную дополнительную информацию не только о функциональном состоянии и резервных возможностях сердечно-сосудистой системы, но в ряде случаев оценить прогноз и риск развития заболевания.

Существуют доказательства того, что эмоциональный стресс может не только повышать АД, но и усиливать его колебания [2]. Так, прес-сорный ответ на измерение АД сфигмоманоме-тром был связан со сложными изменениями активности СНС, обусловленными центральной регуляцией из диэнцефальной области, отвечающей в том числе за эмоции и поведенческие реакции [3].

Имеются противоречивые данные по возможности воспроизведения психоментальных стресс-тестов в практике и продолжается поиск наиболее доступного лабораторного теста [4,5]. Применение различных видов нагрузочных тестов у здоровых людей и больных АГ позволяет получать важную дополнительную информацию не только о функциональном состоянии и резервных возможностях СС системы, но в ряде случаев оценить прогноз и риск развития заболевания.

В качестве тестов, имитирующих острую психоэмоциональную нагрузку, наиболее часто используют тест «математический счёт» и тест с публичным чтением незнакомого текста. Проба «математический счёт» представляла собой устное вычитание однозначного числа (7) из трёхзначного (624) с переключением внимания в условиях дефицита времени, помех и критики работы исследуемого на протяжении последующих трёх минут. АД и ЧСС регистрируется исходно, в конце 1-й, 2-й и 3-й минут счёта. Затем проводился расчёт прироста показателей АД и ЧСС между исходными данными и максимальными значениями в абсолютных величинах и процентах. На повышенную стресс-реактивность указывает прирост САД более 7%, и/ или прирост ЧСС более 10%. Чувствительность

метода - 100%, специфичность - 75%, эффективность - 87% [6].

Взаимосвязь стресс-реактивности гемодинамики с поведенческими и психосоциальными факторами риска

В проведённых нами исследованиях был выявлен ряд взаимосвязей между показателями гемодинамики при тесте «МС» и факторами риска ССЗ у мужчин с артериальной гипертонией [7]. У пациентов с ранним сердечно-сосудистым анамнезом по сравнению с лицами без отягощённой наследственности имеется больший прирост САД на 35,0% (р = 0,001).

Определены прямые корреляционные зависимости прироста СДД (г = 0,4; р = 0,01) и ДАД (г = 0,4; р = 0,009) с возрастом. Пациенты с абдоминальным ожирением имели большие, чем больные с нормальной окружностью талии, приросты САД и ЧСС на 33,8 (р = 0,001) и 25,4% (р = 0,001) соответственно. В литературе имеются противоположные данные о влиянии ожирения на стресс-реактивность пациентов. В исследовании А. Сагайэуа и соавт. 2014 было показало, что наличие ожирения не изменяет реакцию АД и катехоламинов на психоментальный тест у молодых людей с АГ [8]. Другие исследования, так же, как и наше, выявили высокую реакционную способность в ответ на стресс у пациентов с ожирением [9]. Возможно, полученные противоречивые выводы связаны с различием в базальных уровнях СНС у пациентов или с различными реакциями АД и катехоламинов при разных вариантах стресс-тестов.

Нами были выявлены ассоциации стресс-реактивности с психосоциальными и поведенческими факторами риска. Оказалось, мужчины в независимости от стресс-реактивности гемодинамики курили с одинаковой частотой (40,6% и 31,2% соответственно). Однако мужчины с повышенной стресс-реактивностью выкуривали 30 сигарет в день, а лица с нормальной стресс-реактивностью выкуривали в рабочий день 20 сигарет. Лица с положительной стресс-реактивностью злоупотребляли алкоголем на 12,9% (р>0,05) чаще, чем лица с нормальной стресс-реактивностью. Среди мужчин с повышенной стресс-реактивностью гемодинамики субклиническая тревога по шкале НАОЭ-Т встречалась в 3,9 раза чаще (х2 = 7,71; р = 0,005), нормальная тревожность выявлялась в 1,3 раза реже (х2 = 6,92; р = 0,008), чем у лиц с нормальной стресс-реактивностью гемодинамики. Распространённость субклинической депрессии по шкале НАОЭ-О у обследуемых находилась на одном уровне (6,3 и 4,8% соответственно) [10].

Стресс-реактивность: есть ли влияние на сосуды?

В ранее проведённых исследованиях было показано, что независимо от применяемого теста стресс-реактивность и низкое постстрессовое восстановление ассоциированы с повышением АД, увеличением массы ЛЖ, субклиническим атеросклерозом [11]. В исследовании корейских авторов (Logan J. G., 2012) показано, что тревога и эмоциональная реакция на стресс значительно предсказывали артериальную жёсткость у лиц младше 60 лет. Авторы исследования считают, что артериальная жёсткость может быть механизмом, объясняющим связь между тревогой и риском артериальной гипертонии [12].

По данным нашего исследования [13], взаимосвязь реактивности гемодинамики в ответ на стресс зависит от исходного состояния пациентов. Было выявлено, что лица с предгипертен-зивным состоянием (высокое нормальное артериальное давление), имеющие повышенную стресс-реактивность в пробе «математический счёт», характеризуются большей частотой увеличения ТИМ 0,9-13, мм брахиоцефальных сосудов (БЦС) в 1,9 раза (х2=5,12, р=0,02) и атером (ТИМ >1,3 мм) в 3,7 раза (х2=6,3, р=0,01) по сравнению с обследованными с нормальной реактивностью. При артериальной гипертонии ТИМ БЦС не зависела от типа реагирования. Однако нами были установлено, что пациенты с повышенной стресс-реактивностью по сравнению с нормальной реактивностью имеют большую частоту сосудистой жёсткости (скорость распространения пульсовой волны >10 м/с), в 6,1 раза (х2=22,56, р<0,001) при предгипертонии и в 2,8 раза (х2=15,9, р=0,001) при АГ. Кроме того, у мужчин с повышенной стресс-реактивностью чаще обнаруживается повышение центрального аортального давления (показателя артериальной жёсткости), в 2,1 раза (х2=9,56, р<0,001) при предгипертонии и в 2 раза (х2=12,4, р=0,001) при артериальной гипертонии [14].

С практической точки зрения, на наш взгляд, интересными являются результаты, свидетельствующие, что при повышенной стресс-реактивности мужчины с предгипертонией имеют сопоставимую частоту признаков бессимптомного сосудистого поражения с таковыми при АГ. Следует отметить, что стратификация кар-диоваскулярного риска у лиц с предгипертонией, как и у молодых пациентов с 1-й степенью АГ, до конца не определена. По нашему мнению, использование стресс-теста «математический счёт» позволит выделять группу пациентов, которым необходимы дополнительные методы исследования для оценки состояния сосудистой стенки и определения своевремен

ной профилактической тактики. Важно, что эта методика является скрининговой, не требует дополнительного оборудования и больших временных затрат.

Стресс-реактивность и сердечно-сосудистый прогноз

Известно, что при воздействии стрессового фактора запускается ряд каскадных реакций, приводящих к различным гемодинамическим изменениям с формированием повышенной стресс-реактивности и увеличенным риском развития ССЗ и ССО [15,16].

Однако имеются и противоположные результаты, а единого мнения по-прежнему нет. Возможной причиной этого могут быть и тендерные различия стресс-реактивности, влияние других факторов риска.

Нами было проведено ретроспективное исследование (п = 204), посвящённое выявлению предикторов развития ССО у мужчин АГ [17]. Оценка результатов исследования проводилась за пять лет и за один год до наступления ССО. При проведении логит-регрессионного анализа выявлено, что наиболее значимыми факторами за пять лет до ССО были: ХС ЛПНП >3,0 ммоль/л, ЧСС >80 уд/мин, ДАД >90 мм.рт.ст., ТГ >1,7 ммоль/л, ранний семейный анамнез ССЗ, ОХС >5,0 ммоль/л, возраст и курение. Реактивность гемодинамики вносила вклад в ССО при приросте ДАД по тесту «математический счёт» >6% (ОР=2,87, 95% ДИ 1,12-7,38, р=0,03), приросте ЧСС >10% (ОР=2,9, 95% ДИ 1,03-8,15, р=0,04). За один год до развития ССО наличие прироста по тесту «MC» САД >7% и ЧСС >10% увеличивало риск развития ССО в три раза (р = 0,04 и р = 0,02 соответственно), а ДАД >6% - в девять раз (р = 0,006).

Выявленные особенности создают более полную картину патогенетических влияний стресс-реактивности и в перспективе позволят составлять индивидуальный прогноз СС события с последующей разработкой эффективных профилактических программ.

Список литературы

1. Афтанас Л .И., Павлов С.В., Брак И.В., Ко-ренек В.В. Индивидуальные предиспо-зиции к неосознаваемому восприятию лицевых стимулов угрозы и положительного подкрепления и кардиоваскуляр-ная стресс-реактивность. Вестник РАМН 2013.111: 3-6.

2. Троицкая Е.А., Котовская Ю.В., Кобала-ва ЖД. Эволюция представлений о значении вариабельности артериального давления // Артериальная гипертензия. - 2013. - Т. 19. - № 1. - С. 6-17.

3. Webb A.J.S., Fisher U„ Mehta Z„ Rothwell

P.M. Effects of antihypertensive-drug class on interindividual variation in blood pressure and risk of stroke: a systematic review and meta-analysis // Lancet. - 2010. -Vol. 374.-P. 906-915.

4. Jarczok M.N. Autonomic nervous system activity and workplace stressors a systematic review / M.N. Jarczok, D. Mauss, J. Koenig et al. // Neurosci Biobehav Rev. -2013. - Vol. 37(8). - P. 1810-1823.

5. Simoes G.M.S., Campagnaro B.P., Tonini C.L. et al. Hemodynamic Reactivity to Laboratory Stressors in Healthy Subjects: Influence of Gender and Family History of Cardiovascular Diseases // International Journal of Medical Sciences. - 2013. - Vol. 10(7).-P. 848-856.

6. Способ прогнозирования артериальной гипертензии на рабочем месте у лиц операторских профессий: патент 2371083.2009. Российская Федерация: А61В5/02 / Осипова И.В., Антропова О.Н., Воробьева Е.Н. и др. 2008115809/14; 27.10.2009).

7. Антропова О.Н., Осипова И.В., Зальцман

A.Г. и др. Особенности стресс-реактивности больных с артериальной гипертонией на рабочем месте. // Кардиоваскуляр-ная терапия и профилактика. - 2011. - Т. 10. - № 4. - С. 21-25.

8. Garafova A., Penesova A., Cizmarova Е. et al. Cardiovascular and Sympathetic Responses to a Mental Stress Task in Young Patients With Hypertension and/or Obesity. / Physiol. Res.- 2014 - 63 (Suppl. 4): S459-S467. '

9. Smith M.M., Minson CT: Obesity and adipokines: effects on sympathetic overactivity. /J Physiol. 2012. - 590: 17871801.

10. Осипова И.В., Пырикова H.B., Комиссарова И.Н. Особенности психосоциального статуса у мужчин стрессовой профессии // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. - 2014. - Т. 65. - № 2. - С. 53.

11. Middeke М. Masked stress-induced arterial hypertension / M. Middeke, F. Goss // Dtsch Med. Wochenschr. - 2014. - Vol. 139(48). - P. 2447-2450.

12. Logan J.G., Barksdale D.J., Carlson J. Psychological stress and arterial stiffness in Korean Americans // J Psychosom Res. -2012. - Vol. 73(1). - P. 53-58.

13. Осипова И.В., Антропова O.H., Кондаков

B.Д. и др. Функциональные предикторы атеросклероза и профессиональный стресс // Атеросклероз. - 2014. - Т. 10. -№ 1. - С. 11-15.

14. Антропова О.Н., Осипова И.В., Кондаков В.Д. Роль центрального артериального давления в развитии сердечно-сосудистого ремоделирования у пациентов с предгипертонией // Атеросклероз. -2015. - Т. 11. - № 4. - С. 62-68.

15. Manchia G., De Backer G., Dominiczak A. ESH/ESC Guidelines for the management of arterial hypertension : the Task Force for the management of arterial hypertension of the European Society of Hypertension (ESH) and of the European Society of Cardiology (ESC) // J Hypertens. - 2013. - Vol. 31(7). - P. 1281-1357.

16. Huang Y. Prehypertension and incidence of cardiovascular disease: a metaanalysis / Y. Huang, S. Wang, X. Cai // BMC Med. - 2013 -Vol. 11.-P. 177-186.

17. Osipova I.V., Miroshnichenko A., Antropova O., Pyrikova N., Zaltsman A. Prognosis masked hypertension in five years EuroPRevent Congress Abstracts. -May 2015.-S109.-P515.

Контактные данные:

656038, г. Барнаул, пр. Ленина, 40.

Алтайский государственный медицинский

университет.

Тел.: (3852) 201279.

Email: i.v.osipova@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.