Научная статья на тему '«Стрелецкое сказание о царевне Софье Алексеевне» А. Н. Майкова'

«Стрелецкое сказание о царевне Софье Алексеевне» А. Н. Майкова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
царевна Софья / А. Н. Майков / «Стрелецкое сказание» / Е. П. Ростопчина / П. В. Полежаев / Tsarevna Sophia / Apollon Maykov / “Streltsy Legend about Tsarevna Sophia Alekseevna” (1867) / Ievdokia Rostoptchina / Pyotr Polezhaev

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пуряева Надежда Николаевна

В статье на примере «Стрелецкого сказания о царевне Софье Алексеевне» (1867) А. Н. Майкова рассмотрено изменение восприятия образа царевны Софьи Алексеевны Романовой в русской литературе середины – второй половины XIX в. Стихотворение проанализировано также с точки зрения проявления в нем внутренних закономерностей творчества поэта. Рассмотрены особенности раскрытия исторической темы у Майкова (обстоятельное знакомство с историческими источниками, но при этом самостоятельность высказываемых оценок; стремление изобразить психологическую сторону отдельных исторических событий, а не общих исторических закономерностей и др.), а также художественное своеобразие «Стрелецкого сказания».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Streltsy Legend about Tsarevna Sophia Alekseevna” by Apollon Maykov

The article aims at analysis of Apollon Maykov’s poem “Streltsy Legend about Tsarevna Sophia Alekseevna” (1867) both from the point of view of internal laws of the poet’s creative process, as well as an example of Princess Sophia perception in literary works of the middle of the 19th century. Maykov's approach to the historical theme is analyzed (meticulous study of historical sources along with independence of the expressed assessments; focusing on depiction of the psychological side of separate historical events, rather than giving historical generalizations, etc.), as well as the artistic originality of the “Streltsy Legend”.

Текст научной работы на тему ««Стрелецкое сказание о царевне Софье Алексеевне» А. Н. Майкова»

Вестник Череповецкого государственного университета. 2024. № 5 (122). С. 220-230. Cherepovets State University Bulletin, 2024, no. 5 (122), pp. 220-230.

Научная статья УДК 821.161.1

https://doi.org/10.23859/1994-0637-2024-5-122-18 EDN: GICLFP

«Стрелецкое сказание о царевне Софье Алексеевне» А. Н. Майкова

Надежда Николаевна Пуряева

Институт русского языка и культуры МГУ имени М. В. Ломоносова,

Москва, Россия,

nadia_np@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9323-6850

Аннотация. В статье на примере «Стрелецкого сказания о царевне Софье Алексеевне» (1867) А. Н. Майкова рассмотрено изменение восприятия образа царевны Софьи Алексеевны Романовой в русской литературе середины - второй половины XIX в. Стихотворение проанализировано также с точки зрения проявления в нем внутренних закономерностей творчества поэта. Рассмотрены особенности раскрытия исторической темы у Майкова (обстоятельное знакомство с историческими источниками, но при этом самостоятельность высказываемых оценок; стремление изобразить психологическую сторону отдельных исторических событий, а не общих исторических закономерностей и др.), а также художественное своеобразие «Стрелецкого сказания».

Ключевые слова: царевна Софья, А. Н. Майков, «Стрелецкое сказание», Е. П. Ростопчина, П. В. Полежаев

Для цитирования: Пуряева Н. Н. «Стрелецкое сказание о царевне Софье Алексеевне» А. Н. Майкова // Вестник Череповецкого государственного университета. 2024. № 5 (122). С. 220-230. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2024-5-122-18

"Streltsy Legend about Tsarevna Sophia Alekseevna" by Apollon Maykov

Nadezhda N. Puriaeva

Institute of Russian Language and Culture Lomonosov Moscow State University,

Moscow, Russia,

nadia_np@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9323-6850

Abstract. The article aims at analysis of Apollon Maykov's poem "Streltsy Legend about Tsarevna Sophia Alekseevna" (1867) both from the point of view of internal laws of the poet's creative process, as well as an example of Princess Sophia perception in literary works of the middle of the 19th century. Maykov's approach to the historical theme is analyzed (meticulous study of historical sources along with independence of the expressed assessments; focusing on depiction of the psychological side of separate historical events, rather than giving historical generalizations, etc.), as well as the artistic originality of the "Streltsy Legend".

Keywords: Tsarevna Sophia, Apollon Maykov, "Streltsy Legend about Tsarevna Sophia Alekseevna" (1867), Ievdokia Rostoptchina, Pyotr Polezhaev

© Пуряева Н. Н., 2024

For citation: Puriaeva N. N. "Streltsy Legend about Tsarevna Sophia Alekseevna" by Apollon Maykov. Cherepovets State University Bulletin, 2024, no. 5 (122), pp. 220-230. (In Russ.) https://doi.org/10.23859/1994-0637-2024-5-122-18

Введение

Образ царевны Софьи неоднократно получал художественное воплощение в русской литературе на протяжении XVШ-XXI вв. Его трактовка постепенно менялась, усложняясь и получая новые смыслы: диапазон восприятия исторической роли царевны варьировался от узурпатора и ретрограда до более либеральной альтернативы реформам Петра.

Цель данной статьи - рассмотреть стихотворение А. Н. Майкова «Стрелецкое сказание о царевне Софье Алексеевне» (1867) как с точки зрения внутренних закономерностей творчества поэта, так и в качестве примера интерпретации образа царевны в художественных произведениях середины XIX в.

Основная часть

Как признавался сам Майков, интерес к истории проявился у него рано: «... история, всякая, всегда меня интересовала. (Об русской не говорю: ею я никогда не переставал заниматься и в нее вдумываться: это изучение отразилось <...> во всех моих русских сюжетах)»1. На юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, где учился Майков, лекции по отечественной истории читал академик Н. Г. Устрялов, однако, по воспоминаниям самого поэта, особенно важную роль в его интересе к истории и к «славянскому миру» сыграл журнал «Москвитянин», выходивший с 1841 г.2

Майков обратился к историческим сюжетам в своем творчестве уже с начала 1850-х гг. В ответ на пересланные П. А. Плетневым стихотворения Майкова «Выбор смерти» и «Савонарола» В. А. Жуковский, лестно отозвавшись о молодом поэте, советовал ему обратиться, в первую очередь, к отечественной истории3.

1 Майков А. Н. о своей трагедии «Два мира». Публикация И. Г. Ямпольского // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. 1979. Т. 38, № 4. С. 384.

2 Златковский М. Л. А. П. Майков: биографический очерк. Санкт-Петербург: А. Ф. Маркс, 1888. С. 16.

3 «Скажите от меня Майкову, что он со своим прекрасным талантом может начать разряд новых русских поэтов, служащих высшей правде, а не материальной чувственности. Пускай он возьмет себе за образец Шекспира, Данте, а из древних - Гомера и Софокла. Пускай напитается историей и знанием природы, и более всего знанием Руси, той Руси, которую нам создала ее история, - Руси богатой будущим, не той Руси, которую выдумывают нам поклонники безумных доктрин нашего времени, но Руси самодержавной, Руси христианской, - и пускай, скопив это сокровище знаний, это сокровище материалов для поэзии, - пускай проникнет свою душу святынею христианства, без которой наши знания не имеют цели, и всякая поэзия не иное что, как жалкое сибаритство - русалка, убийственно щекочущая душу. Таково мое завещание молодому поэту: если он с презрением оттолкнет от себя тенденции, оскверняющие поэзию и вообще литературу нашего времени, то он со своим талантом совершит вполне назначение поэта» (Языков Д. Д. Жизнь и труды А. Н. Майкова: материалы для истории его

Для Майкова характерно собственное оригинальное понимание истории. Как он признавался в одном из писем к Я. К. Гроту, «читая исторические описания, я всегда стремился - вообразить события (или факты) так, чтобы они осветились своим истинным внутренним светом, и преимущественно с психологической точки зрения, как со стороны действующих лиц, так и масс»1. Отыскание общих исторических законов казались ему легкой и поверхностной работой, которая не могла объяснить сути событий. В процитированном письме, написанном по поводу трагедии «Два мира», 61 -летний поэт сформулировал свои художественные принципы, которых, думается, он придерживался, начиная с самых первых своих произведений. Помимо стремления понять «психологическую» основу исторических процессов, Майкову-поэту были свойственны, с одной стороны, основательное изучение исторических первоисточников, а с другой - отказ от прямой декларации авторских взглядов: он оставлял читателю свободу делать собственные выводы.

Цикл «Отзывы истории», в который входит «Стрелецкое сказание о царевне Софье Алексеевне» (1867), состоит из 26 стихотворений2 1860-1890-х гг., каждое из которых является отзывом на некое историческое событие. Девять из них рассказывают об историческом эпизоде из прошлого, связанном со значимой для Майкова исторической личностью. Среди них половецкие ханы XII в. Отрок (Атрак) и Сыр-чан, Александр Невский, Иван Грозный, царевна Софья, Петр I, Ломоносов, Екатерина II, Наполеон. В цикл входят также три послания к современникам (кн. Друцко-му-Любецкому, М. Н. Каткову и Ф. И. Тютчеву) и отзывы на современные события (русско-турецкая война 1877-1878 гг., 25-летний юбилей правления Александра II, восшествие Александра III, счастливое спасение цесаревича Николая в Японии и др.). Включенные в цикл тексты созданы в разное время, однако расположены в соответствии с исторической хронологией описываемых в них событий.

Вводя в свой перечень значимых исторических личностей царевну Софью, Майков идет вразрез с продолжавшим преобладать как в исторических трудах, так и в художественных произведениях середины XIX в. восприятием ее как антигероини петровского времени. Из пяти авторов, до Майкова обращавшихся к образу царевны Софьи (М. В. Ломоносов, И. И. Лажечников, К. П. Масальский, Р. М. Зотов, Е. П. Ростопчина), лишь Ростопчина в своем драматургическом отрывке «Монахиня» (1842) изобразила царевну в положительном ключе3.

литературной деятельности. Москва: Товарищество типолитографии «Владимир Чичерин», 1898. С. 47).

1 Майков А. Н. о своей трагедии «Два мира». Публикация И. Г. Ямпольского // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. Москва: Наука, 1979. Т. 38, № 4. С. 384.

2 Такое количество включено в последнее полное собрание сочинений Майкова 1913 г. Исследователь Е. Ю. Косякова указывает 31 произведение. См.: Косякова Е. Ю. Жанрово-стилевое своеобразие творчества А. Н. Майкова и проблемы фольклоризма: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Москва: [б. и.], 2010. С. 12.

3 Интерес Ростопчиной к царевне Софье и желание увидеть в ней альтернативу петровскому вектору истории, видимо, были вызваны попыткой сближения со славянофилами в начале 1840-х гг. Подробнее об этом см.: Пуряева Н. Н. Историческая сцена «Монахиня»

Будучи читателем «Москвитянина», Майков скорее всего был знаком с произведением Ростопчиной1, однако в своем «Стрелецком сказании» рассматривает царевну с иной точки зрения. Обращение Майкова к исторической фигуре царевны Софьи, видимо, стало следствием его интереса к теме раскола, занимавшей поэта в середине 1860-х гг. Он изучает доступные источники на эту тему2, а затем в 1866 г., опираясь на сюжет повести П. И. Мельникова «Гриша», пишет поэму «Странник», главный герой которой - смущенный и мучимый страстями старовер. Майков задумывал ее как первую часть поэмы «Жаждущий», однако замысел реализован не был. В «Стрелецком сказании» поэт обращается к более раннему этапу истории раскола3.

В одной из записных книжек Майков писал: «Художник (все равно поэт), изображая историческое лицо, необходимо ищет такой момент или такой образ, в котором бы великий человек выразился весь, во всем своем высшем значении, в свой, так сказать, апофеоз»4. Из семилетнего правления Софьи Майков выбирает «прение о вере» между раскольниками под предводительством Никиты Пустосвята и Патриарха Иоакима, которое состоялось 5 июля 1682 г. в Грановитой палате Кремля. Это редкое в истории Руси-России явление - публичный диспут - имело место всего через полтора месяца после кровавого майского стрелецкого бунта. Болезненный Иван и 10-летний Петр едва ли могли противостоять вызову, который раскольники бросали царской власти, требуя религиозных свобод. Майков показывает, что царевна ясно понимала угрозу, которую несло возможное восстание старообрядцев - ослабление и гибель государства. Именно об этом свидетельствуют ее слова, обращенные к стрельцам:

Вы сменяли нас на старцев. Давних сеятелей смут, -Пусть на них падет и царство! Но в вину не ставьте нам, Коль соседи государство Всё растащут по клочкам, Коль поляки с ханом крымским Русь поделят меж собой:

Е. П. Ростопчиной и драма А. С. Пушкина «Борис Годунов» // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2023. № 1. С. 42-45.

1 Историческая сцена «Монахиня» Е. П. Ростопчиной была впервые опубликована в «Москвитянине» 1843, Ч. 1, № 9.

2 В своем комментарии к «Страннику» Майков указывает в качестве своих источников «Рассказы из истории старообрядства» С. Максимова (Санкт-Петербург, 1861), сочинения историка раскола и ортодоксального критика старообрядчества Н. И. Субботина.

3 Примечателен отзыв Ф. М. Достоевского на «Стрелецкое сказание»: «Ваша "Софья Алексеевна" - совершенная прелесть, но у меня мысль махнула: как бы хорошо могло бы быть, если б вот этакая "Софья Алексеевна" очутилась эпизодом в целой поэме из того времени, то есть поэме раскольничьей, или в романе в стихах из того времени! Неужели Вам такие намерения никогда не заходят в голову? А такая поэма произвела бы огромный эффект».

4 Майков А. Н. Записная книжка (Публикация Н. В. Володиной) // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского дома на 2007-2008 гг. Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2010. С. 166.

Поклоняйтесь папам римским, Басурманьтесь с татарвой!1.

Царевне удалось вразумить стрельцов, осознавших свое заблуждение и готовых понести наказание:

Всей громадой

Пали мы к ее ногам:

«Что ты, матушка, какое

Слово молвишь, - говорим, - <.. .>

Ты уж смилуйся, пожалуй,

Хоть жалеючи земли!..

А за грубость - нас до малу

Жестоко казнить вели!» (Т. 1., С. 456-457).

Таким образом, главная заслуга царевны в том, что она смогла предотвратить новую смуту. В этой оценке Майков расходится с мнением С. М. Соловьева, на труд которого - «История России с древнейших времен»2 - он опирался. Несмотря на местами очень близкое следование за текстом Соловьева, как, например, в этом пассаже:

Соловьев

«. и раскольники начали собираться: отпели молебен, благословились у отца Никиты, взяли крест, Евангелие, образ богородицы, страшного суда, старые книги, зажгли свечи и отправились в Кремль; огромная толпа народа прорвалась с ними туда же, давка была страшная; в толпе слышались похвалы раскольничьим монахам, их старинным клобукам, надвинутым на глаза, их постническому виду: "Не толсты брюха-то у них, не как у нынешних Нового завета

3

учителей »

Майков Будем помнить мы дни оны!. Вышли наши молодцы, Впереди несут иконы Со свечами чернецы... Не сказали б, так узнала б Вся Москва их! Старики! Не наотмашь, низко на лоб Надевали клобуки; Не развалисты в походке, А согбенные идут; Не дерут, разиня глотки, Тихим голосом поют; Лица постные, худые,

1 Майков А. Н. Сочинения: в 2 т. Москва: Правда, 1984. Т. 1. С. 456. - В дальнейшем все ссылки на произведение А. Н. Майкова приводятся по данному изданию и даются в тексте статьи с указанием тома и страницы в круглых скобках.

2 В 1863-1864 гг. вышли 13 и 14 тома труда Соловьева, в которых подробно описано правление царевны Софьи. В другой фундаментальной работе середины века, посвященной петровскому времени, - «Истории царствования Петра Великого» Н. Г. Устрялова (1858) - эпизод прения о вере описан менее подробно.

3 Соловьев С. М. Сочинения: в 18 кн. Кн. VII. Т. 13-14. История России с древнейших времен. Москва: Мысль, 1991. С. 274.

Веры точно что столпы!..

Уж не толстые, хмельные

Никоньянские попы!..

Умилился люд московский.

Повалил за ними, прет,

И на площади Кремлевской,

Что волна, забил народ (Т. 1., С. 453).

Майков давал собственную оценку изображаемым историческим событиям.

Интересен выбор жанра произведения - «стрелецкое сказание», который можно рассматривать как стилизацию под фольклорный жанр исторической песни. Выбранный жанр позволяет поэту делегировать свою авторскую позицию героям-сказителям, «создателям» песни, т. е. дистанцироваться от изображаемого, что делает повествование более непредвзятым и «объективным». Здесь уместно привести суждение Майкова, высказанное в связи с публикацией фольклорных сказаний о Петре I1, в котором он дает оценку значимости голоса народа: «Он <образ Петра> создан народом. Это уже не приговор частного лица, не личное впечатление поэта, а приговор народа»2

Выбор жанра тем более примечателен, что среди аутентичных исторических песен нет ни одной, посвященной царевне Софье; мало и текстов, в которых она упомянута3. Жанр исторической песни в целом оказывается гендерно маркированным: в

1 Как отмечает Н. В. Володина, заметка была сделана по поводу публикации Е. В. Барсова «Петр Великий в народных преданиях Северного края» (Беседа. 1872. № 5. С. 295-309).

2 Майков А. Н. Записная книжка (Публикация Н. В. Володиной) // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского дома на 2007-2008 гг. Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2010. С. 166.

3 В варианте песни о князе Голицине, опубликованном П. Н. Рыбниковым (1864), царевна не упоминается. См.: Песни, собранные П. Н. Рыбниковым. Ч. III. Народные былины, старины, побывальщины и песни. Петрозаводск: Олонецкий губернский статистический комитет, 1864. С. 272. В более подробном сборнике исторических песен П. В. Киреевского (Выпуск 8, 1870), вышедшем уже после появления стихотворения Майкова, из десяти опубликованных вариантов песни «Князь Василий Васильевич Голицын» царевна кратко упоминается в двух. В финале варианта, записанного в воронежской губернии (вариант 1), ей посвящены заключительные строки:

Как подъехал князь Голицын Ко Кремлевским палатам, Как и вышла-та ему на встречу Матушка царевна, -

Матушка царевна - Софья Алексевна (Киреевский П. В. Песни, собранные П. В. Киреевским. Ч. 3. Вып. 8. Москва: Общество любителей российской словесности, 1870. С. 40).

В варианте, записанном в Тульской губернии (вариант 7), царевна упоминается без имени:

Подъезжает князь Голицын прямо ко Собору,

Скидавает князь Голицын шапочку соболью;

Вот и стал, князь Голицын, Богу он молиться,

На все стороны князь Голицын поклонился:

«Вот и здравствуй, государь-царь, с своею царевной!...» [там же, с. 45].

нем почти нет женских персонажей1 . Таким образом, создавая стрелецкое сказание, Майков не просто конструирует искусственный текст, он моделирует иную, альтернативную исторической, реальность, которая могла бы этот текст породить.

Художественная реальность «стрелецкого сказания» существует по своим внутренним законам. В этом стихотворении, впрочем, как и в других стихотворениях цикла, отсутствует сюжет как таковой. Фабула повествования - рассказ стрельцов на некоем пиру («за чаркой, за блинами») о диспуте с раскольниками. Текст построен как цепочка диалогов между стрельцами и гвардейцами Петра I (семеновцами и пре-ображенцами), между стрельцами и раскольниками, сидящими в остроге, между стрельцами и царевной Софьей. Центральным связующим звеном являются стрельцы.

Стихотворение начинается спором стрельцов и семеновцев с преображенцами:

<Стрельцы>: «Где уж вам, преображенцы Да семеновцы, где вам, Мелочь, божие младенцы, Нам перечить, старикам!

<Преображенцы и семеновцы>: «С слободой своей немецкой

Да с своим царем Петром

Мы, мол, весь приказ стрелецкий,

Всех в бараний рог согнем!

Всех - и самую царевну...»

<Стрельцы>: Нет, уж тут, голубчик, врешь!

Нашу Софью Алексевну

Обойдешь, да не возьмешь! (Т. 1., С. 452).

Завершается повествование «диалогом» стрельцов со старообрядцами:

Чернецы ж сидят в темнице И сидят, стрельцов корят: <Раскольники>: «Так-то веру отстояли Вы, стрелецкие полки! Прогуляли, променяли На царевы кабаки!»

<Стрельцы>: Ладно, братцы! Щи вам с кашей!

Что, брат, скажешь? Хороша?..

Лучше нет царевны нашей!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вот, как есть, совсем душа!» (Т. 1., С. 457).

1 Среди немногих исключений - исторические песни из цикла об Иване Грозном, повествующие о двух его женах - Анастасии Романовне и Марии Темрюковне. См. об этом, например: Иванова Т. Г. Две царицы (к вопросу о типологии построения женских образов в исторических песнях XVI века) // Русская литература. 2019. № 2. С. 7-24. https://doi.org/1Q.3186Q/0131-6095-2Q19-2-7-24 ББ№ ШСХЕЕ

Этот треугольник участников - стрельцы, семеновцы с преображенцами и раскольники, - видимо, воплощал для Майкова три разных пути развития русской истории.

«Разговор» с сидящими в остроге старообрядцами мог состояться не ранее осени 1682 г., когда потешных полков не было даже в замыслах. Формальное образование Семеновского и Преображенского полков произошло лишь в 1691 г. С другой стороны, осенью 1687 г. вслед за отстранением от власти царевны Софьи начались первые преследования стрельцов, а затем в 1697 г., после неудачной попытки восстания, - их полная ликвидация. Таким образом, соотносить описанные в стихотворении события с категориями реального пространства и времени едва ли корректно. Думается, Майков намеренно пренебрегает исторической точностью, совмещая несовместимое: он деконструирует реальную последовательность исторических фактов и «пересобирает» из них альтернативную историческую картину, эпическую по своему размаху, тем самым преодолевая негативный ореол восприятия царевны Софьи. «Сказание» не случайно разворачивается во время некоего пира, отсылающего к былинной традиции, и не случайно использован характерный для нее прием эпического замедления сюжета: внимание фокусируется на рассказе стрельцов, главная героиня которого - царевна. Образ царевны - основной не только в повествовании стрельцов, но и в их «диалогах» с раскольниками и с гвардейцами Петра I.

Майков создает положительную характеристику Софьи, используя при описании ее внешности и поведения фольклорные эпитеты:

Как это обычно бывает в фольклорном произведении, полной портретной характеристики царевны нет, однако описано впечатление, которое она производила:

Этот «наивный» личный взгляд, выраженный устами стрельца, тем больше подчеркивает положительную оценку поведения и личности царевны:

И как в духе, да взмахнет

Черной бровью соболиной - (Т. 1., С. 452).

<...> то вперед,

Словно лебедь, к ним рванется, Образумливать учнет (Т. 1., С. 455).

Умер, право б, заедино,

Если б молвила: «Умри!..» (Т. 1., С. 452).

<.> Видел тут ее я близко:

Белый с золотом покров,

А на лбу-то - низко-низко -

Вязь из крупных жемчугов... (Т. 1., С. 455-456).

Даром, что родилась девкой, -

Да иной раз так проймет

Молодецкою издевкой <...> (Т. 1., С. 452).

<.> Бунтовское было дело! Да ведь сладила! Как раз Словом вышибить умела Дурость всякую из вас! (Т. 1., С. 453).

Таким образом, Майков выбирает такой исторический эпизод и предлагает такую его трактовку, которая свидетельствует об исторической заслуге царевны Софьи и ставит ее имя в один ряд с другими знаковыми персоналиями русской истории. Задачу, которую Майков как поэт ставил перед собой точнее всего описать его же словами: «Поэт должен видеть, знать и чувствовать синтез эпохи <.> надо воплотить в себе все, прожитое человечеством, видеть и различать исторические элементы, в нем действующие, и на основании их понимать настоящее и прозирать в будущее»1.

Примечательно, как эпизод прения о вере спустя 10 лет после появления «Стрелецкого сказания» трактует П. В. Полежаев в своем романе «Престол и монастырь» (1878): «Удайся замысел раскольников - к чему имелось немало шансов, по малолетству царей и по разъединенности государственных партий, - течение русской общественной жизни, вероятно, надолго получило бы иное направление. Ум правительницы понял значение протестации, и, хотя последняя скорее могла бы быть в пользу ее личных честолюбивых видов, могла бы быть могущественным орудием в ее руках, она без колебания двинулась навстречу поднявшейся грозе. Только ее энергическим мерам обязана была новая жизнь своей окреплостью, а следовательно, и способностью к дальнейшему движению»2. Романист Полежаев, в сущности, прямо вербализует то, что подразумевал в своем стихотворении поэт Майков.

Выводы

Итак, в середине XIX в. наметился перелом в оценке исторической роли царевны Софьи: в «Исторической сцене» Е. П. Ростопчиной и «Стрелецком сказании» А. Н. Майкова появляется новый угол зрения на ее личность. Она перестает восприниматься исключительно как отрицательная фигура, антагонистичная прогрессивным начинаниям Петра I. Отметим, что переосмысление роли царевны происходит не в научных исторических трудах, а в художественной литературе, причем в произведениях поэтических, т. е. в силу жанровой природы не предполагающих плотного сюжета или обилия бытовых деталей, зато плодотворных в ином роде - как пространство для высказывания новых идей.

Трактовка правления царевны Софии в качестве более мягкой альтернативы петровским реформам получила продолжение в конце 1870-х гг. (исторические романы П. В. Полежаева, Е. П. Карновича), а затем в конце ХХ-ХХ! вв. в жанре ретроаль-тернативистики.

1 Майков А. Н. Записная книжка (Публикация Н. В. Володиной) // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского дома на 2007-2008 гг. Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2010. С. 163-164.

2 Полежаев П. Престол и монастырь // Карнович Е., Масальский К., Полежаев П. Царевна Софья Алексеевна. Стрелецкий бунт. Престол и монастырь. Исторические романы. Москва: Новая книга, 1994. С. 45.

Список литературы / References

Златковский М. Л. А. П. Майков: биографический очерк. Санкт-Петербург: А. Ф. Маркс, 1888. 66 с.

Zlatkovskii M. L. A. P. Maykov: biographical essay. St Petersburg: A. F. Marks, 1888. 66 p. (In Russ.)

Иванова Т. Г. Две царицы (К вопросу о типологии построения женских образов в исторических песнях XVI века). Русская литература, 2019, № 2, с. 7-24. https://doi.org/10/31860/0131-6095-2019-2-7-24 EDN: UUCXFF

Ivanova T. G. The two queens (concerning the typology of constructing the images of women in the historical songs of the 16th century). Russian Literature, 2019, no. 2, pp. 7-24. https://doi.org/10/31860/0131-6095-2019-2-7-24 EDN: UUCXFF (In Russ.)

Киреевский П. В. Песни, собранные П. В. Киреевским, ч. 3, вып. 8. Москва: Общество любителей российской словесности, 1870. 480 с.

Kireevskii P. V. Songs collected by P. V. Kireevsky, part 3, iss. 8. Moscow: Obshchestvo liub-itelei rossiiskoi slovesnosti, 1870. 480 p. (In Russ.)

Косякова Е. Ю. Жанрово-стилевое своеобразие творчества А. Н. Майкова и проблемы фольклоризма: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Москва: [б. и.], 2010. 22 с.

Kosiakova E. Iu. Genre and style originality of A. N. Maykov's work and the problems of folklor-ism: Abstract Cand. thesis in Philological Sciences. Moscow, 2010. 22 p. (In Russ.)

Майков А. Н. о своей трагедии «Два мира». Публикация И. Г. Ямпольского. Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. Москва: Наука, 1979, т. 38, № 4, с. 381392.

A. N. Maykov on his tragedy 'Two Worlds'. Publication by I. G. Yampolsky. The Bulletin of the Russian Academy of Sciences: Studies in Literature and Language. Moscow: Nauka, 1979, iss. 38, no. 4, pp. 381-392. (In Russ.)

Майков А. Н. Сочинения: в 2 т. Москва: Правда, 1984, т. 1. 576 с.

Maykov A. N. Essays: in 2 vol. Moscow: Pravda, 1984, vol. 1. 576 p. (In Russ.)

Майков А. Н. Записная книжка (Публикация Н. В. Володиной). Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского дома на 2007-2008 гг. Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2010, с. 147170.

Maykov A. N. Notebook (Published by N. V. Volodina). Yearbook of the Manuscript Department of the Pushkin House for 2007-2008. St Petersburg: Dmitrii Bulanin, 2010, pp. 147-170. (In Russ.)

Полежаев П. Престол и монастырь. Карнович Е., Масальский К., Полежаев П. Царевна Софья Алексеевна. Стрелецкий бунт. Престол и монастырь. Исторические романы. Москва: Новая книга, 1994, с. 359-606.

Polezhaev P. The throne and the monastery. Karnovich E., Masalsky K., Polezhaev P. Tsarevna Sophia Alekseevna. The Streltsy uprising. The throne and the monastery. Historical novels. Moscow: Novaia kniga, 1994, pp. 359-606. (In Russ.)

Пуряева Н. Н. Историческая сцена «Монахиня» Е. П. Ростопчиной и драма А. С. Пушкина «Борис Годунов». Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика, 2023, № 1, с. 42-45.

Puriaeva N. N. Historical scene "The nun" by E. P. Rostopchina and drama by A. S. Pushkin "Boris Godunov". Proceedings of Voronezh State University. Series: Philology. Journalism, 2023, no. 1, pp. 42-45. (In Russ.)

Рыбников П. Н. Песни, собранные П. Н. Рыбниковым. Ч. III. Народные былины, старины, побывальщины и песни. Петрозаводск: Оленецкий губернский статистический комитет, 1864. 462 с.

Rybnikov P. N. Songs collected by P. N. Rybnikov. Part. III. Folk "Bylina", "Starina" and "Pobyval'shchina" epics and songs. Petrozavodsk: Olenetskii gubernskii statisticheskii komitet, 1864. 462 p. (In Russ.)

Соловьев С. М. Сочинения: в 18 кн. Кн. VII. Т. 13-14. История России с древнейших времен. Москва: Мысль, 1991. 701 с.

Solov'ev S. M. Essays: in 18 vol. Vol. VII. Iss. 13-14. History of Russia since ancient times. Moscow: Mysl', 1991. 701 p. (In Russ.)

Языков Д. Д. Жизнь и труды А. Н. Майкова: материалы для истории его литературной деятельности. Москва: товарищество типолитографии «Владимир Чичерин», 1898. 55 с.

Iazykov D. D. Life and works of A. N. Maykov: materials for the history of his literary activity. Moscow: tovarishchestvo tipolitografii "Vladimir Chicherin", 1898. 55 p. (In Russ.)

Сведения об авторе

Надежда Николаевна Пуряева - кандидат филологических наук, доцент; https://orcid.org/0000-0002-9323-6850, nadia_np@mail.ru, Институт русского языка и культуры Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (д. 24/35, корп. 1, ул. Кржижановского, 117218 Москва, Россия), Nadezhda N. Puriaeva - Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, https://orcid.org/0000-0002-9323-6850, nadia_np@mail.ru, Institute of Russian Language and Culture Lomonosov Moscow State University (24/35, korp. 1, ul. Krzhizhanovskogo, 117218 Moscow, Russia).

Статья поступила в редакцию 24.01.2024; одобрена после рецензирования 01.04.2024; принята к публикации 15.04.2024.

The article was submitted 24.01.2024; Approved after reviewing 01.04.2024; Accepted for publication 15.04.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.