СОЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА, ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
УДК 612.67
СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА - ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ, РЕШЕНИЯ
И.В. Архипов, Г.С. Гурьянова
ФГБУ «Всероссийский научно-методический геронтологический центр» Министерства труда и социальной защиты РФ, Москва, Россия
Возрастные изменения — неизбежный процесс, и к этому необходимо относиться с пониманием и терпением. В настоящее время в мире насчитывается почти 700 млн людей старше 60 лет. К 2050 г. их будет около 2 млрд и они составят более 20% населения земного шара. Отсутствует единый федеральный реестр товаров и услуг для пожилых, техническое задание, ориентированное на возрастные особенности. Мы предлагаем ввести классификацию товаров с опорой на экспертный анализ потребности российских граждан в медицинской технике, оборудовании, оснащении и средствах обеспечения ухода. Необходимо единое формирование и понимание терминологии и методологического подхода в гериатрии и геронтологии, с учетом профессиональных сообществ — Ассоциации геронтологов и гериатров РФ, на федеральном уровне. Для повышения эффективности и качества социальных услуг нужен единый государственный механизм.
Ключевые слова: старшее поколение, стратегия, федеральный реестр товаров и услуг для пожилых
Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов
STRATEGY OF ACTIONS IN INTERESTS OF CITIZENS OF ADVANCED AGE - PROBLEMS, WAYS, DECISIONS
I.V. Arkhipov, N.S. Guryanova
Federal state budgetary institution «The All-Russian scientific and methodical gerontological center» Ministries of Labour and Social Protection of the Russian Federation, Moscow, Russia
Age changes — inevitable process, waits for all living and to it is necessary to treat with understanding and patience. Now in the world nearly 700 million people are is more senior than 60 years. By 2050 persons 60 years will be more senior than about two billion, and they will make more than 20% of the population of the globe.There is no unified federal register of goods and services for elderly, the specification focused on age features. We suggest to enter classification of goods with a support on the expert analysis of need of the Russian citizens for medical equipment, the equipment and means of ensuring of leaving.Uniform formation and understanding of terminology and methodological approach in geriatrics and gerontology, taking into account professional communities — Associations of geron-tologists and geriatricians of the Russian Federation, at the federal level is necessary.For increase of efficiency and quality of social services uniform state mechanism is necessary. Keywords: the senior generation, strategy, the federal register of goods and services for the elderly
Authors declare lack of the possible conflicts of interests
В настоящее время в мире насчитывается почти 700 миллионов людей старше 60 лет [6]. К 2050 г. их будет около 2 млрд, и они составят более 20% населения земного шара.
В связи с принятием Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 5 февраля 2016 г. № 164-р необходимо четкое понимание целей и задач, системности в решении поставленных вопросов [11].
Однако на сегодняшний день отсутствуют единые федеральные стандарты оказания помощи по гериатрии и геронтологии, федеральный реестр товаров и услуг для пожилых, техническое задание, ориентированное на возрастные особенности. Мы предлагаем ввести классификацию товаров с опорой на экспертный анализ потребности российских граждан в медицинской технике, оборудовании, оснащении и средствах обеспечения ухода.
Формирование технического задания по им-портозамещению позволит на государственном уровне серьезно сдвинуть заботу о ветеранах и дать мощный толчок к развитию отечественной промышленности и предпринимательства [10,12].
Население считается старым, если доля лиц в возрасте 65 лет и старше превышает 7% [7]. Япония — 23%; Евросоюз — 17%; Россия — 13%.
Средняя продолжительность жизни: в США — 78,5 года, в Германии — 80,2 года, в России — 71,1 года [1]. В табл. 1 представлены данные Министерства труда и социальной защиты РФ по средней продолжительности жизни в России 2014-2015 гг.
Численность постоянного населения РФ на 1 января 2016 г. составила 146,5 млн человек. За прошедший год численность населения возросла на 0,2 млн человек, или на 0,1% (с учетом Крымского федерального округа).
Увеличение произошло за счет естественного и миграционного приростов. Третий год фиксируется естественный прирост населения, который в 2015 г. составил 32,7 тыс. человек (в январе-декабре 2014 г. 33,7 тыс. человек) [9].
Согласно статье 7 Конституции, Россия - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Ведь «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое соци-
Таблица 1
Средняя продолжительность жизни в России
Данные Министерства труда и социальной защиты РФ 2014 г. 2015 г.
Продолжительность жизни 70,93 71,07
Мужчины 65,41 65,92
Женщины 76,53 76,71
альное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи...» [4].
В Воронеже 5 августа 2014 г. на заседании президиума Государственного совета Российской Федерации В. В. Путин сказал: «В нашем обществе уже давно есть запрос на новую современную политику в отношении людей старшего возраста. Она должна опираться на дифференцированный подход, создание условий, обеспечивающих как активное долголетие, так и эффективную поддержку тем, кто нуждается действительно в помощи. Для реализации новой политики потребуются кардинальные изменения в работе систем социальной защиты» [10].
Кроме того, президент В.В. Путин обозначил механизмы решения проблемы, одной из важнейших задач которой определил разработку Стратегии действий в интересах граждан пожилого возраста.
В связи с подготовкой и обсуждением проекта «Стратегии действий в интересах граждан пожилого возраста до 2025 года» считаем крайне необходимым внести следующие замечания и предложения, которые, на наш взгляд, играют немаловажную роль в создании унитарной модернизированной системы социальной защиты пожилых людей.
1. Отсутствует единый федеральный реестр товаров и услуг для пожилых, техническое задание, ориентированное на возрастные особенности. Мы предлагаем ввести классификацию товаров с опорой на экспертный анализ потребности российских граждан в медицинской технике, оборудовании и средствах обеспечения ухода (табл. 2).
2. Требуются программы по импортозамеще-нию этих товаров и услуг. Только «16% товаров отечественного производства. В основном поставка оборудования производится из США, Германии, Китая и Кореи.
3. Необходимо создание единого федерального инновационного экспоцентра по товарам отечественного и импортного производства, услугам
для лиц пожилого возраста. На сегодняшний день в РФ отсутствует единый отраслевой постоянно действующий ЭКСПОЦЕНТР инновационной социально-реабилитационной и адаптационной продукции для пожилых, инвалидов и структур геронтологической (гериатрической) службы с проведением экспертизы и апробации, который, на наш взгляд, целесообразно разместить именно на базе ФГБУ «Всероссийский научно-методический геронтологический центр» в соответствии с целями и задачами Центра.
4. Отсутствие единой Федеральной системы экспертной оценки социальных услуг и товаров (проведение комплекса мероприятий совместно с объединениями товаропроизводителей, торговых сетей, профессиональных сообществ).
5. Необходимо определение и формирование четких механизмов развития рынка социальных услуг, конкретного привлечения бизнеса в сферу социального обслуживания (на сегодня только около 1%), что, по сути, не определяет структуру обеспечения механизмов частно-государственно-
го партнерства, не создает достаточных сил и средств возможной конкуренции на социальном рынке.
6. Необходимы конкретные меры по стимулированию производства товаров в целях удовлетворения потребностей лиц старшего поколения, включая формирование технических заданий, разработку, подготовку методической литературы, выработку механизма финансирования передовых разработчиков, создание центров многофункционального обслуживания пожилых граждан, формирование постоянно действующих выставочных комплексов и экспоцентров реабилитационной техники, товаров и услуг.
7. Приказ №297 от 28.07.1999 «О совершенствовании организации медицинской помощи гражданам пожилого и старческого возрастов в РФ» требует доработки. Президент РФ говорит о новой социальной политике в отношении пожилых, что должно быть отражено в нормативных документах. В приказе отсутствует план развития гериатрической помощи в РФ. К примеру,
Таблица 2
Экспертный анализ потребности российских граждан старшего поколения в медицинской технике,
оборудовании и средствах обеспечения ухода
№ п/п Наименование Потребность в год (млрд руб.) Основные производители и поставщики Проблемы
1 Медицинская техника, приборы и оборудование Более 200 Германия — 30,3% Америка — 26,8% Китай - 22,2% Россия - 18,0% Прочие — 3,7% Были созданы условия, при которых отечественный производитель не мог конкурировать с импортной продукцией
2 Средства по уходу за больными Более 110 Китай — 33,8% Германия — 24,7% Россия — 9,9% Америка — 7,8% Прочие — 23,8% Отечественные средства не уступают по качеству импортным, но российские производители практически отсутствуют
3 Средства реабилитации Более 100 Китай — 37,4% Германия — 31,2% Америка — 17,6% Россия — 4,5% Прочие — 9,3% Все отечественное производство выполняется только по предварительному заказу, поставка импорта осуществляется через аффилированные компании
4 Товары для врачей и персонала медицинских учреждений Более 80 Китай — 44,3% Германия — 17,2% Россия — 14,5% Америка — 7,6% Прочие — 16,4% Отечественные средства по качеству не уступают импортным, отечественные производители вытеснены с рынка из-за низкой цены импорта
5 Домашняя медтехника, мониторные системы Более 30 Китай — 61,9% Германия — 11,2% Россия — 3,5% Америка — 3,1% Прочие — 20,3% Отечественные средства не уступают по качеству импортным, отечественные производители вытеснены с рынка из-за низкой цены импорта
6 Экология быта Более 20 Китай — 61,9% Германия — 21,8% Америка — 4,7% Россия — 3,9% Прочие — 7,7% Отечественные средства не уступают по качеству импортным, отечественные производители вытеснены с рынка из-за низкой цены импорта
количество коек в стационарах гериатрического и геронтологического профиля не соответствует количеству нуждающихся. На всю РФ всего 2345 коек и 3 гериатрические больницы; 63 госпиталя ветеранов войн относить сюда сомнительно. При этом:
• 9—12% (3—4 млн) пожилых нуждаются в постоянной медико-социальной помощи;
• 31% (10,23 млн) испытывают затруднения при самообслуживании;
• в интернатах пребывает только 0,65—0,67% — 216-220 тыс.;
• 24% пожилых людей проживают одиноко — 7,92 млн;
• 25% (8,25 млн) периодически не хотят жить или хотят покончить жизнь самоубийством.
В связи с этим мы убеждены в необходимости значительного увеличения количества койко-мест и учреждений стационарного типа (психоневрологических, социально-медицинских, лечебных) для лиц пожилого возраста [3].
8. Отсутствие медико-социальных стандартов оказания медицинской помощи в связи с нарушением структуры межведомственного взаимодействия между системами здравоохранения и социальной защиты сказывается негативно.
9. Необходимо единое формирование и понимание терминологии и методологического подхода в гериатрии и геронтологии, с учетом профессиональных сообществ — Ассоциации геронтологов и гериатров РФ, на федеральном уровне.
10. Сформировать при Министерстве труда и социальной защиты РФ службу Главного геронтолога для организации межведомственного взаимодействия и научно-методического сотрудничества со службой главного гериатра Министерства здравоохранения РФ, для систематизации и информационного обеспечения стратегий и действий в интересах пожилых людей. Взаимодействие со службами главных специалистов Министерства здравоохранения РФ позволит осуществлять контроль качества и продолжительности жизни лиц пожилого возраста в РФ и оказание помощи в полном объеме, создать реестр долгожителей в РФ.
11. Необходимо развивать медицинскую службу в социальных стационарных учреждениях, социальную службу в медицинских стационарных учреждениях гериатрического и геронто-логического профиля.
12. Необходимы законодательно подтвержденные и межведомственно утвержденные нор-
мативными актами механизмы взаимодействия между социальными учреждениями и учреждениями системы здравоохранения:
• автоматический перевод пенсионеров из социального учреждения в специализированное лечебное учреждение, в медицинское учреждение по показаниям, а также по имеющимся противопоказаниям к нахождению в том или ином учреждении;
• лечебно-консультативная, диагностическая, реабилитационная и экспертная помощь;
• своевременно и по упрощенной форме взаимоотношений, минуя длительную формализацию процедур.
13. Необходима разработка программы психического здоровья и психологического сопровождения пожилых и их родственников, в которую необходимо включить разделы: психопрофилактики, психогигиены, психопросвещения, психоадаптации.
• предубеждения и дискриминация лиц пожилого и старческого возраста;
• формирование представления о соматических и психических изменениях пожилых, и особенности общения с ними;
• адаптация интеллектуального, духовного и эмоционального здоровья;
• понятие жестокого обращения с пожилыми (финансовое, психологическое, физическое насилие);
• отрицательное влияние СМИ на психику пожилых (телевизионный террор: запугивание, нагнетание страха);
• просвещение людей старшего возраста (газеты, журналы, радио, телепередачи, отдельный телевизионный канал).
14. Расширить перечень препаратов, входящих в программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи: пример — отсутствие в перечне препаратов, направленных на лекарственную коррекцию когнитивных расстройств.
15. Требуется единая федеральная система подготовки, переподготовки, сертификации и аттестации медицинских и социальных работников различных категорий (с высшем, среднеспе-циальным и без профильного образования) по гериатрии и геронтологии, в соответствии с новыми условиями Стратегии действий в отношении лиц старшего возраста [2].
16. Целесообразно использование профессиональных знаний, опыта и навыков лиц пожилого
и старческого возраста с учетом сложности и проблематичности соответствующего переобучения, а также возрастных, профессиональных и индивидуальных особенностей каждого ветерана:
• предоставление возможности пенсионерам продолжить трудовую деятельность в привычной профессиональной сфере, в связи с невозможностью и проблематичностью переподготовки (выделенные средства могут быть потрачены в пустую) по причине возрастного изменения когнитивных функций;
• законодательные гарантии трудоустройства, сохранение профессии, предоставление возможности работать отдаленно от места работы (на дому, онлайн), сокращение рабочей недели и т.д.;
• возможность предоставления специалистам оказывать консультативную помощь (пример — институт наставников).
17. С целью реализации положений Мадридского соглашения по проблемам старения [5], а также присоединения к международным нормам, нормативам и правилам в области геронтологи-ческого обслуживания лиц пожилого возраста развивать научно-методическое сотрудничество с ведущими международными социально-медицинскими, научно-исследовательскими и образовательными структурами в области геронтологии (гериатрии) и социальной защиты населения.
Вывод. Для повышения эффективности и качества социальных услуг нужен единый государственный механизм, без которого, на наш взгляд, реализация «Стратегии действий» может утратить важный социально значимый результат.
Представляется оптимальным внедрение в практику геронтологии и гериатрии и единых стандартов оказания помощи в соответствии с целями и задачами по реализации государственной политики в сфере импортозамещения и повышения качества и увеличения продолжительности жизни старшего поколения.
Политическая воля в решении проблем лиц «третьего возраста» есть и есть механизмы решения. Граждане РФ имеют право на качественную, достойную, с большой продолжительностью активную жизнь. И это особенно актуально сейчас — в непростых социально-экономических условиях.
ЛИТЕРАТУРА/REFERENCES
1. Архипов И.В., Рокитская И.Б., Пискарева Т.К., Звездин А.В. «Социально-психологическая сортировка в геронтологии» / Сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием на тему: «Социальная геронтология» М.: 2015: 14-23.
2. Архипов И.В., Ильницкий А.Н. «Социальный работник и пожилой человек» // Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием и Всероссийской школы на тему: «Социальный работник и пожилой человек» М.; 2014: 21-34.
3. Интернет-журнал «Третий возраст». 2009.
4. Конституция Российской Федерации (12.12.1993 г.).
5. Мадридский международный план действий по проблемам старения населения (Madrid International Plan of Action on Ageing. Report of the Second World Assembly on Ageing. Madrid. 8-12 April 2002. New York, United Nations) http: //social.un.org/index/Ageing/Resources/ MadridInternationalPlanofActiononAgeing.aspx.
6. Материалы Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам; 2002 (https://www.un.org/ development/desa/ru/).
7. Материалы классификации ООН «Старение населения мира 1950-2050»; 2002 (http://data.un.org/Explorer. aspx?d=POP).
8. Материалы Президиума Госсовета 5 августа 2014 г. (г. Воронеж) (http://kremlin.ru/events/president/ news/46397).
9. Материалы расширенного заседания коллегии Министерства труда и социальной защиты РФ; 2016 (http:// www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/analytics/123).
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 августа 2015 года № 785. (http://government.ru/ media/files./).
11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. № 164-р. (http://government.ru/ media/files/).
12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 августа 2015 года № 1492-р. (http://government. ru/media/files/).
Поступила 20.02.2016 Принята к опубликованию 11.05.2016 Received 20.02.2016 Accepted 11.05.2016
Сведения об авторах
Архипов Игорь Витальевич — канд. мед. наук, доцент, директор ФГБ «Всероссийский научно-методический геронтологический центр». Тел. 8(495) 435-02-88, факс: 8(495) 435-01-31. E-mail: [email protected]; [email protected] — почта приемной директора.
Гурьянова Наталия Сергеевна — заведующая лечебно-диагностическим отделением.
ФГБУ «Всероссийский научно-методический геронтологический центр», 119619, Москва, ул. 7-я Лазенки, д. 12. E-mail: [email protected].
About the authors
Arhipov I.V. — PhD, Associate Professor, director of FGB «All-Russian scientific-methodical center of Gerontology». E-mail: [email protected].
Guryanova N.S. — Head of the medical-diagnostic center. E-mail: [email protected].