Tim ForsythRoutledge. - London and New York: Taylor and Francis Group, 2005.
14. Okojie Paul Humanitarianism / Paul Okojie // Encyclopedia of International Development / Edited by Tim Forsyth Routledge. -London and New York: Taylor and Francis Group, 2005
15. The Oxford Classical Dictionary. The Ultimate Reference Work on the Classical World / Revised third edition. - Oxford University Press, 2003.
16. Technology for Humanitarian Action / Ed. by K. Cahill. -New York: Fordham University Press: The center for International health and Cooperation: The Sterens Institute of Technology, 2005.
Сведения об авторах
Башкатова Т атьяна Борисовна - кандидат социологических наук, доцент кафедры английского языка Иркутского государственного университета, г Иркутск, e-mail: [email protected] Data on authors
Bashkatova Tatiyana Borisovna - candidate of sociological science, a docent of English language chair, Irkutsk State University, Irkutsk, e-mail: [email protected]
УДК 316.334.3 ББК 65.291.66
О.А. Свирбутович
СТРАТЕГИЯ ВНУТРЕННЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
Современная внутрикорпоративная политика российских предприятий автомобильного транспорта все чаще выносится на публичное обсуждение. Анализ конкретных внутрикорпоративных практик, реализуемых сегодня, позволяет убедиться в том, что их основные направления не выходят за рамки определенного перечня. Отличительными чертами социальной политики нового бизнеса являются попытки купить необходимые социальные услуги на рынке. Внутренняя социальная политика предприятий автомобильного транспорта и есть политика корпоративного развития.
Ключевые слова: cоциальная политика, внутрикорпоративная политика, социальная инфраструктура, предприятия автомобильного транспорта, социальное развитие, социальная сфера, внутрикорпоративная практика, стратегия развития.
О.А. Svirbutovich
STRATEGY SOCIAL POLITIC ENTERPRISE CAR TRANSPORT
Modern within the corporate politic of russian enterprises car transport are more often stood on public discussion. The Analysis concrete within the corporate practical person, realized today, allows to make sure in that basic trends do not leave for frames of the certain list. The Discriminating feature social politicians new business are an attempts to buy the necessary social facilities on the market. The Internal social politic enterprise car transport and there is politic of the corporative development.
Key words: Social politic, within the corporate politic, social infrastructure, the motor transport enterprises, social development, social sphere, within the corporate practice, development strategy.
Современная внутрикорпоративная политика российских предприятий автомобильного транспорта все чаще выносится на публичное обсуждение, как бы отвечая на ожидания со стороны общества, которое уверено в том, что создания рабочих мест, выплаты заработной платы и налоговых отчислений явно недостаточно для того, чтобы сформировать позитивное мнение в отношении российских компаний.
В последние годы массовое сознание ожидает от бизнеса не только уплаты налогов, выпуска качественной продукции и соблюдения законов, но и проведения мер по охране окружающей среды и заботе о сотрудниках. Эти ожидания отражают в полной мере тот переходный этап в становлении российского общества, когда живы еще социалистические стереотипы, но массовое сознание уже перестает воспроизводить чисто патерналистские установки.
Следует признать, что общество сегодня посылает бизнесу нечеткие сигналы относительно своих ожиданий. Их неоднозначность и явно переходный характер способствуют тому, что предприятия автомобильного транспорта продолжают формировать свою корпоративную политику, исходя из собственных представлений о том, как это следует делать.
Несмотря на то, что степень свободы бизнеса здесь относительно велика, нельзя сказать, что направления и формы внутрикорпоративной социальной политики отличаются большим разнообразием. Скорее можно констатировать достаточно повторяющийся набор шагов, которые отличаются друг от друга в том случае, когда речь идет о крупном, среднем или малом бизнесе [1]. Вместе с тем вполне обоснованно можно говорить о тенденции нарастания дифференциации между крупными, средними и малыми предприятиями автомобильного транспорта. Еще более резко обозначаются различия между так называемыми «старыми» и «новыми» предприятиями.
Старые предприятия, выросшие на базе советских предприятий автомобильного транспорта и располагающие значительными ресурсами, как правило, могут позволить себе как сохранение сложившихся традиций в проведении социальной политики, так и поиск новых направлений, отвечающих запросам времени. Они в большей степени ориентированы на длительный результат, хотя и пытаются не упустить выгоды сегодняшнего дня. Новые предприятия более ориентированы на соотнесение своих вложений с быстро достигаемыми и ощутимыми результатами.
Поэтому их внутрикорпоративная социальная политика отличается локальностью и нежеланием следовать традиционным образцам.
Многие из старых предприятий продолжают рассматривать вложения во внутрикорпоративную социальную политику как вложения в будущее, в то же время они уже избавились от риторики советского времени, когда такие инвестиции рассматривались и обсуждались в контексте текущей заботы о коллективе. В сегодняшнем измерении подобный подход выступает уже не просто заботой о коллективе, но является необходимым условием развития компании в будущем. Именно поэтому бизнес вкладывает средства в жилищное строительство, в спортивные сооружения и т.д. И сегодня ведущие российские компании с богатым советским прошлым реализуют комплекс программ внутрикорпоративного характера, опираясь не столько на ожидания своего коллектива, сколько решая задачи выживания компании в долгосрочной перспективе.
На поведение компании со временем все в большей степени начинают влиять процессы глобализации, когда международные образцы ведения бизнеса становятся определяющими в осознании тех или иных приоритетов внутренней социальной политики.
Анализ конкретных внутрикорпоративных практик, реализуемых сегодня российскими предприятиями и компаниями, позволяет убедиться в том, что их основные направления обычно не выходят за рамки следующего перечня:
• развитие персонала, повышение профессионально-квалификационного уровня работников;
• формирование корпоративной культуры;
• оздоровление и рекреация работников, включая членов семей;
• привлечение и поддержка молодежи, в том числе в образовательных проектах;
• спортивные программы;
• оказание материальной помощи;
• помощь ветеранам;
• реализация разнообразных детских программ.
Как видно из приводимых приоритетов, основные усилия во внутрикорпоративной политике компаний направлены на воспроизводство и развитие качественной рабочей силы, воспитание квалифицированного менеджмента и развитие корпоративной культуры. Поставленные задачи достигаются различными путями.
Рассмотрим теперь, есть ли различия в приоритетности этих направлений социальной политики для компаний разного уровня, в чем специфика этих приоритетов, какое отношение к внутрикорпоративной социальной политики складывается у руководителей компаний в крупном, среднем и малом бизнесе, какие мотивы лежат в основе этой политики и по каким правилам она реализуется.
Для понимания логики развития внутренней социальной политики компаний нужно отдельно рассматривать компании, которые появились в результате акционирования старых советских предприятий, и новые компании. На политику старых компаний определяющее влияние оказывают уже существую-
щие у них системы социальной защиты, созданные в советское время. Новые компании, которые возникли уже в рыночных условиях, строят свои стратегии, руководствуясь новыми правилами.
Как показывает практика, не стоит усилия «красных директоров» по сохранению социальной инфраструктуры и социальных льгот персоналу расценивать как неспособность к рыночному менеджменту. Ситуация такова, что высвободившиеся от сброшенных непрофильных расходов средства все равно не покрывали бы затраты, необходимые для модернизации. В состоянии полной неконкуренто-способности предприятий обедневшая система социальных преференций выполняла, по сути, функции психологической терапии для работников, находящихся, как и большинство населения в первой половине 1990-х гг., в состоянии хронического эмоционального стресса. Руководители предприятий понимали, что, сохраняя систему социальной защиты, они предоставляли людям моральные гарантии того, что есть кто-то, кто о них думает.
Патерналистские традиции, когда предприятия обеспечивали своим работникам жилье, медицинскую помощь, отдых, досуг, спорт, помощь в содержании и воспитании детей, оказались важным фактором выживания в глазах работников предприятий. Т е бывшие советские предприятия, которым удалось быстро влиться в рынок, начать получать стабильную прибыль, имея более успешные условия развития, придерживались иной стратегии социальной помощи своим работникам. Главный акцент в ней делался на предоставлении тех льгот, которые в первую очередь способствовали росту производительности труда. Такую стратегию можно назвать стратегией развития. Но все же традиции советской социальной системы повлияли на то, что социальные затраты в рамках стратегии развития предприятия с советским прошлым стараются распределить рационально.
Если социальные проблемы старых предприятий зеркально отражали весь спектр социальных проблем общества, то у возникших новых компаний была возможность от этих проблем уйти, соответствующим образом строя свою кадровую политику.
Главным дифференцирующим фактором социальной политики новых предприятий является уровень бизнеса. В малом и даже среднем бизнесе среди персонала компаний редко встретишь представителей групп социального риска: людей с плохим здоровьем, лиц с девиантным поведением (например, пьющих), пожилых людей, одиноких или многодетных матерей. Малый бизнес чаще всего или не имеет социальных программ для персонала или имеет их в суженом масштабе по сравнению со старыми предприятиями. Хозяева бизнеса объясняют это тем, что прибыль мала и не позволяет предусматривать расходы на социальные льготы своим сотрудникам. Кроме того, хозяева малого бизнеса ссылаются на то, что им в первую очередь приходится вкладывать средства в социальные проекты города. Городские и муниципальные власти не соотносят свои требования с прибылями хозяев малых предприятий, а отка-
зываться от участия в подобных проектах недальновидно [2].
Отсутствие социального пакета на малых предприятиях не получает проблемного звучания еще и потому, что численность их персонала невелика. Однако хозяева малого бизнеса, как правило, предпринимают усилия на создание сплоченности в коллективе. В плане социальной политики у них больше развиты моральное поощрение и благодарность сотрудникам, которую в ряде случаев доводят и до семьи сотрудника. Проводят совместные встречи нового года, другие праздники. Тем не менее нельзя сказать, что в малом бизнесе полностью отсутствуют социальные льготы. Но они чаще всего возникают ситуативно и носят несистемный характер. Их направленность и содержание определяются в первую очередь возникшими возможностями, поэтому они могут быть весьма разнообразными.
Новый бизнес добивается в первые годы своего существования устойчивого получения прибыли. От момента старта компании до появления социальных льгот может пройти более 10 лет. Поэтому многие новые компании пока так и не перешли к политике предоставления системы социальных льгот для своего персонала[3].
В отличие от малого бизнеса новые компании, относящиеся к среднему бизнесу, уделяют внимание и находят средства для проведения внутренней социальной политики. Ее приоритетными направлениями являются развитие образовательного потенциала работников и формирование корпоративной культуры. Гораздо в меньшей степени по сравнению с крупными компаниями здесь представлены оздоровительные, рекреационные, спортивные и детские проекты. Чаще социальные преференции по этим направлениям делаются для топ-менеджмента компании или для тех, в ком компания заинтересована в первую очередь.
Отличительными чертами социальной политики нового бизнеса являются попытки не развивать свою
инфраструктуру, а купить необходимые социальные услуги на рынке. Если численность предприятий высока, то бизнес создает свою инфраструктуру, предварительно просчитав эффективность затрат на ее содержание. Это относится к предоставлению работникам бесплатного питания, созданию своих баз отдыха или спортивных помещений. Вновь создаваемые инфраструктурные звенья являются, как правило, коммерчески ориентированными и могут продавать свои услуги посторонним.
Внутренняя социальная политика нового бизнеса настолько чутко отвечает интересам развития компании, что необходимо выделить такое понятие в самостоятельную категорию. Внутренняя социальная политика предприятий автомобильного транспорта и есть политика корпоративного развития.
Проделанный анализ позволяет говорить о том, что стратегия внутренней социальной политики нового бизнеса - это составляющая стратегии его развития, в которой приоритет отдается росту зарплаты и предоставлению льгот, часто выраженных в денежной форме, которые ориентированы на создание условий для повышения эффективности использования трудовых ресурсов.
Литература
1. Управление региональной экономикой / Г.В. Гутман, А.А. Мироедов, С.В. Федин; под ред. Г.В. Гутмана. - М.: Финансы и статистика, 2001. - С.78.
2. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М., 2000.
3. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. - М., 1997.
Literature
1. Management of regional economy / G.V. Gutman, A.A. Mi-roedov, S.T. Fedin; Under the editorship of G.V.Gutmana. - М: The finance and statistics, 2001. - С.78.
2. Kastels M. Informational age. Economy, society and culture. М, 2000.
3. Kapitsa S.P., Kurdjumov S.P., Malinetsky G.G. Synergetic and future forecasts. М, 1997.
Сведения об авторах
Свирбутович Ольга Александровна - старший преподаватель кафедры «Автомобильный транспорт» Иркутского Государственного технического университета, г. Иркутск, е - mail: [email protected].
Data on authors
Svirbutovich Olga Aleksandrovna - the senior teacher of chair "Motor transport", Irkutsk State Technical University, Irkutsk, е - mail: [email protected].
УДК 325.1(470+517.3)
ББК 65.278.7 (2Рос+5Мон)
Т.С. Бреславская
ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ (НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И МОНГОЛИИ)
Статья посвящена проблеме межгосударственной миграции между Россией и Монголией. Миграционные потоки в регионе разнородны по этническому составу. Мигранты переезжают в те страны, где существует их диаспора (община), оказывают стимулирующее воздействие на приграничную торговлю, бизнес по обе стороны трансграничья.
Ключевые слова: миграция, рынок труда, миграционные процессы, трансграничная территория.