Научная статья на тему 'Стратегия внешней политики Индии. Эволюция, принципы, цели'

Стратегия внешней политики Индии. Эволюция, принципы, цели Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3102
441
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИЯ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ЭВОЛЮЦИЯ / СТРАТЕГИЯ / ПОДХОДЫ / ФАКТОРЫ / ЭТАПЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Леонова Ольга Георгиевна

На базе зарубежных источников прослеживается эволюция внешнеполитической стратегии Индии c момента обретения ею независимости. Особое внимание уделяется экзогенным факторам, которые оказали влияние на сущность, содержание и приоритетные её векторы. Выявлены причины, обусловившие появление нового этапа внешней политики, и причины, ослабляющие её эффективность. Сформулированы базовые принципы скорректированной стратегии внешней политики Индии в XXI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategy of India''s foreign policy: evolution, basic principles and objectives

Based on foreign original sources the article reveals the evolution of the strategy of India’s foreign policy since independence to the present day. Special attention is paid to exogenous factors that have influenced the nature, content and priority vectors of this policy. The author creates a classification of the stages of development of the strategy of foreign policy of India. The causes that led to the emergence of a new stage of foreign policy and factors, which weaken its effectiveness, have been identified. The author also formulated the basic principles of foreign policy and reveals the main approaches to the adjusted strategy of India's foreign policy in the XXIth century.

Текст научной работы на тему «Стратегия внешней политики Индии. Эволюция, принципы, цели»

УДК 66.0(075.8)

Стратегия внешней политики

Индии

Эволюция, принципы, цели

Ольга ЛЕОНОВА

Российская Федерация и Республика Индия являются стратегическими партнёрами в течение многих лет. В Концепциях внешней политики России статус Индии всегда определялся понятием стратегическое партнёрство и привилегированное стратегическое партнёрство [1].

Индия входит в БРИКС*, а в 2016 г. она стала членом Шанхайской организации сотрудничества.

Разумеется, всё это ещё более содействует развитию экономических, политических и культурных связей наших стран и укреплению их стратегического партнёрства.

В связи с этим актуальной является задача анализа стратегии и принципов внешней политики Индии и выявление совпадающих или несовпадающих с внешнеполитической концепцией России приоритетов, целей и задач.

ЛЕОНОВА Ольга Георгиевна - доктор политических наук, доцент, профессор кафедры глобалистики факультета глобальных процессов (Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова). E-mail: politolga@gmall.com

Ключевые слова: Индия, внешняя политика, эволюция, стратегия, этапы.

1 Концепция внешней политики РФ (утв. президентом РФ 12 июля 2008 г.) // URL: http://zakonbase.ru/content/base/130925; Концепция внешней политики РФ (утв. президентом РФ 12 февраля 2013 г.). П. 81 // URL: http://www.mid.ru/forelgn_policy/offlclal_documents/-/ asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/ld/122186; Концепция внешней политики РФ (утв. президентом РФ 30 ноября 2016 г.). П. 85 // URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_ publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248

* БРИКС (англ. BRICS - сокращение от Brazil, Russia, India, China, South Africa) - группа включает пять стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика.

Экзогенные факторы влияния на внешнюю политику

Индии

У Индии нет официальной доктрины внешней политики. Поэтому делать выводы и утверждения можно, опираясь на рефлексию исторических событий, в которых более ярко проявила себя индийская внешняя политика; отдельные выступления и заявления индийских политических лидеров, указы и заключённые договора; а также на анализ практики реализации внешнеполитической стратегии.

В России среди немногочисленных работ, по-свящённых внешней политики Индии, представляет интерес статья Лунева С. И. «Внешняя политика Индии и воздействие на неё внутренних факторов», в которой автор рассматривает формирование внешнеполитической стратегии и практики

через призму эндогенных факторов, которые оказывают на неё существенное влияние [2].

Мы постараемся, опираясь на работы зарубежных учёных [3], выявить экзогенные факторы, которые оказывают влияние на сущность, содержание и приоритетные векторы внешней политики Индии.

1. Фундаментальным принципом внешней политики Индии является продвижение и реализация своих национальных интересов.

В содержании национальных интересов, как пишет С. И. Лунев, находят своё отражение «наличие общенациональных потребностей, система традиционных внешнеполитических ценностей, историче-

2 Лунев С. И. Внешняя политика Индии и воздействие на неё внутренних факторов // Вестник МГИМО. № 1. 2010.

3 Abhyankar Rajendra M. "Introduction," in Rajendra M. Abhyankar (Ed.) West Asia and the Region: Defining India's Role (New Delhi: Academic Foundation). 2008; Bandyopadhyaya J. The Making of India's Foreign Policy: determinants, institutions, processes, and personalities. Allied Publishers. New Delhi: Allied Publishers PvtLmd, New Ed. 2013; Genguly S. (ed.) India's Foreign Policy Retrospect and Prospect. New Delhi: Oxford University Press, 2010 // URL: https://www.ufmg.br/ cei/wp-content/uploads/indianforeignpolicy_ganguly.doc; Chenoy Anuradha M. India and Russia: Allies in the International Political System. South Asian Survey. 2008. № 15; Dubey Muchkund. India's Foreign Policy. Coping with Changing World // Orient BlackSwan Privet Limited. 2016; India and West Asia in the Era of Globalisation. Ed. Anwar Alam. New Delhi: New Century Publications; India Foreign Policy. Calcutta. Calicut University P.O, Malappuram Kerala // URL: http://www. universityofcalicut.info/cuonline/exnotif/ex5437.pdf; India's Foreign Policy. Module 6. India and the World // URL: http://download.nos.org/srsec317newE/317EL26.pdf; Foreign policy of India // URL: http://www.slideshare.net/duawahab/foreign-policy-of-india-36407477; Jaffrelot Ch.. India and the European Union: The Charade of a Strategic Partnership. P.: Centre for International Studies and Research, 2006; MaloneD. M. Does the Elephant Dance? Contemporary Indian Foreign Policy. Oxford India Paperbacks, New Delhi, 2014; Mazumdar Arjit. Indian Foreign Policy in Transition. Relations with South Asia. Routledge. Taylor and Francis Group. L.; N.Y., 2015; Mohan C. Raja. India's New Foreign Policy Strategy. The Indian Express, New Delhi. Draft paper presented at a Seminar in Beijing by China Reform Forum and the Carnegie Endowment for International Peace, Beijing, May 26, 2006 // URL: http://carnegieendowment.org/files/Mohan.pdf; Panagariya A. India: The Emerging Giant. New York Oxford Press. 2008. P. 538 // URL: http://ru.bookzz.org/book/779813/82d967; Singh Jasjeet. India's Foreign Policy // URL: http://www.slideshare.net/duawahab/foreign-policy-of-india-36407477

ская и идеологическая традиции страны» [2, с. 190].

В Индии считают, что национальные интересы - это не просто некий теоретический концепт, но практическое руководство к действию. Существует определённая иерархия национальных интересов, которые ранжируются по степени их приоритетности, и помогает соблюсти их правильный баланс.

В иерархии национальных интересов большинства стран мира национальная безопасность занимает первенствующее положение.

Первостепенная задача государства - предусмотреть и нейтрализовать угрозы национальной безопасности, идущие извне, отразить агрессию и сохранить свой суверенитет и территориальную целостность страны.

Поэтому государство должно обладать соответствующей военной силой и военными средствами, чтобы либо самостоятельно, либо в альянсе с другими странами воспрепятствовать военным угрозам своей безопасности, поскольку не может быть мира и процветания страны и нации без обеспечения её физического выживания.

Реализация данного принципа внешней политики Индии исходит из принципа, что каждая страна в мире имеет равные права на безопасное существование и принимает все возможные меры, чтобы его защитить. Однако, делая это, она должна быть уверена, что национальные интересы других стран или глобальный мир и безопасность не пострадают.

В современном мире безопасность имеет как военное, так и невоенное измерения. Любое государство озабочено не только военной безопасностью, но и безопасностью энергетической, экономической и т. д.

Многочисленные и разнообразные угрозы внутренней безопасности страны включают в себя экономическую нестабильность, распространение и устойчивое сохранение бедности населения, маргинализацию значительных слоёв населения, отсутствие или нарушение базовых прав человека.

Чтобы сохранить свою безопасность и стабильность, государство должно иметь силу и возможность достойно встретить и ответить как на внешние, так и на внутренние угрозы его единству и сплочённости.

2. Второй базовый принцип внешней политики Индии - ориентация на развитие.

Главный способ, которым внешняя политика может обслуживать государственные интересы, - это поддержание и содействие его экономическому и социальному прогрессу. Эта задача делает внешнюю политику ориентированной на развитие.

От внешней политики, ориентированной на развитие, требуется преследовать и добиваться целей одновременно как на глобальном (многостороннем), региональном, так и локальном уровнях, а именно в контексте двусторонних отношений Индии с другими странами. Разумеется, гораздо легче и быстрее достигнуть результатов на двустороннем, чем на глобальном или региональном уровнях. Чтобы оптимизировать результат, каждая страна должна устанавливать свой собственный баланс между консолидированными, но всё же весьма лимитированными дипломатическими и другими ресурсами своего влияния во взаимодействии с зарубеж-

ными партнёрами как на глобальном, так и на региональном уровне или в сфере двусторонних отношений.

Это подразумевает совместную работу с другими государствами, чтобы попытаться внести позитивные изменения в международную экономику и таким образом поддержать собственное развитие.

3. Важным принципом своей внешней политики Индия считает вклад в поддержание глобального мира и процветания, а также активные действия с целью установления справедливого, честного и равноправного мирового порядка.

Национальные интересы страны, как справедливо полагают в Индии, могут быть наилучшим образом реализованы в мире, свободном от дискриминации и произвола отдельных держав, в мире, который основан на равенстве, справедливости и честной игре (т. е. порядочном поведении всех глобальных акторов). В целом в длительной перспективе устойчивость мирового порядка и само выживание человечества зависят от их способности установить справедливый, честный мировой порядок, свободный от оружия массового уничтожения.

4. Четвёртый базовый принцип исходит из того, что внешняя политика Индии всегда основывалась и вдохновлялась идеями и взглядами лидеров движения за независимость страны и отражала лучшие

элементы своего культурного и философского наследия.

Её основные принципы, цели и содержание начали оформляться ещё во времена борьбы за независимость. Такие лидеры, как Махатма Ганди, Джавахарлал Неру, Субхас Чандра Бос и Рам Манохар Лохиа, заложили её философский и интеллектуальный контент и стратегические цели. Подобная внешняя политика могла гарантировать соединение национальных интересов государства с более широкими целями установления справедливого и равноправного мирового порядка. Она опиралась на идеи справедливости, ненасилия, толерантности, концепцию глобального управления и представления о глобальном мире как единой семье всего человечества (всех народов). Эти важнейшие принципы были воплощены в Конституции Индии в 1950 г.*

5. Ключевым принципом внешней политики Индии стала идея неприсоединения (внеблоковости).

Но это не было просто принципом, который предписывал воздержание от вступления в главные конкурирующие политические и военные блоки, доминировавшие в мире во второй половине ХХ в. Это была эффективная концепция, которая обеспечивала независимость суждений и действий во внешней политике, давала возможность объективно судить о ситуации, дистанцируясь от той идеологической линии, которой придерживались страны-

* Конституция Индии была принята Учредительным собранием 26 ноября 1949 г., через два года после обретения Индией независимости, вступила в силу 26 января 1950 г. и продолжает действовать в настоящее время.

союзники. Такая позиция также позволяла стране не стать игрушкой в большой игре великих держав или инструментом для достижения их собственных целей.

Концепция неприсоединения стала аксиомой, которая создала традицию преемственности в её внешней политике на многие годы. Впоследствии уже никакое новое правительство Индии не могло отречься или пренебречь принципом независимости суждений и действий в сфере внешней политики или пойти на компромисс с теми ценностями, которые были зафиксированы в конституции страны. Иначе общество расценило бы это как несомненный ущерб национальным интересам. Данную точку зрения разделяло фактически всё население страны, независимо от своего социального статуса или политических воззрений. Индия во времена Джавахарлала Неру стала фактически основательницей и лидером Движения неприсоединения, которое ставило своими главными целями развитие, укрепление мира, разоружение, деколонизацию, утверждение справедливого и равноправного мирового порядка под эгидой ООН. Движение неприсоединения было необходимым для утверждения свободы и суверенитета, которые достались Индии тяжёлой ценой. Их закрепление кроме собственных усилий требовало международной поддержки и помощи, а также благоприятной международной среды. В итоге Индия сделала Движение неприсоединения платформой для поиска и притока внешних ресурсов, создания условий для доступа своего экспорта на рынки развивающихся стран,

реструктуризации международной торговли, финансовой и монетарной системы таким образом, чтобы превратить их в инструменты развития стран третьего мира.

6. Для Индии поддержание и укрепление мира было не только моральным императивом, но также и условием для продолжения своего успешного развития.

С точки зрения Индии, соперничество двух политических блоков за гегемонию в мире, основанное на принципах ядерного сдерживания при беспрецедентной гонке ядерных вооружений, привели мир на грань ядерной войны и поставили под угрозу само существование человечества. Поэтому Индия использовала Движение неприсоединения как площадку, где она могла высказаться против гонки вооружений, предпринимать действия для предотвращения ядерной войны и призывать к ликвидации ядерного оружия. Индия полагала, что её собственная независимость не может быть гарантирована, пока все народы, живущие под игом колониализма, не обретут своей свободы. Деколонизация, таким образом, стала постоянным пунктом повестки дня как внешней политики Индии, так и Движения неприсоединения на ранней фазе его существования.

7. Ещё один базовый принцип внешней политики Индии - безусловная поддержка и активное сотрудничество с Организацией Объединённых Наций..

ООН всегда была в фокусе внимания индийской политики и рассматривалась как эффективный инструмент глобального управления.

Поэтому Индия активно поддерживала ООН и периодически выдвигала инициативы, направленные на подержание многовекторной политики, которую проводила эта организация. Прописанные в Уставе ООН принципы суверенного равенства государств и невмешательства в их внутренние дела полностью соответствовали интересам Индии и других стран Движения неприсоединения, которые хотели, чтобы к ним относились как к равным, и которые были на страже своей недавно обретенной независимости. ООН была наиболее важной ареной для Индии и других стран Движения неприсоединения, где они могли проецировать свои идеи и утверждать свой суверенитет на международном уровне.

8. Одним из наиболее важных принципов внешней политики Индии были и остаются поиск и формулировка адекватных ответов на вызовы глобализации.

Процессы глобализации в начале 80-х годов внесли заметные изменения в цели и содержание индийской внешней политики. Индия рассматривала глобализацию не только как объективный процесс, но и как некий проект, который открывал новые перспективы для ускорения своего развития за счёт активного участия в глобальной экономике. Поэтому неудивительно, что Индия стала важной частью процесса глобализации и актором глобального мира. В целом, как считали в Дели, глобализация открывает возможности для реализации адекватной реалиям современного мира и ориентированной на развитие внешней политики страны.

Глобализация определила ряд новых направлений внешней политики страны.

Так, во внешней экономической политике был сделан особый акцент на:

- привлечение прямых иностранных инвестиций, в том числе в инфраструктуру;

- содействие продвижению индийских инвестиций и открытие совместных предприятий за рубежом;

- повышение доходов от представления Индией международному рынку услуг, особенно в сфере туризма, СМИ, здравоохранения и образования;

- активное привлечение частного бизнеса к реализации экономических интересов страны в глобальной экономике.

Но было также и понимание, что всё это можно реализовать только в случае, если неуклонно проводить независимую внешнюю политику. Однако Индия, будучи достаточно мощной экономически страной, всё ещё оставалась уязвимой для внешнего давления и негативного влияния некоторых глобальных лидеров. Так, например, когда Индия рассчитывала на рынки и капиталы ведущих экономических держав мира, то они попытались это использовать, чтобы воздействовать на её внешнюю политику, в том числе в области ядерной программы и ситуации вокруг штата Джамму и Кашмир.

По мере развития глобализации всё очевиднее становились и её негативные для страны аспекты. Так было осознано, что глобализация:

- усиливает неравенство наций;

- даёт преимущества более экономически развитым державам, которые ущемляют позиции более слабых;

- содействует дальнейшей маргинализации тех стран, которые находятся на мировой периферии, сужает возможности их макроэкономической политики, эффективного и справедливого использования монетарных и фискальных инструментов;

- порождает инерцию развития и стагнацию слабых стран, увеличивая влияние сильных, что может привести экономику первых к сильнейшему кризису или полностью её обрушить.

Таким образом, вызовы глобализации для внешней политики страны не столько помогали воспользоваться преимуществами, которые она, казалось бы, для них открывала, но вынуждала искать адекватные ответы и способы нейтрализации проблем, вызываемых ею. В этом контексте главным вызовом для внешней политики страны стало «отыграть назад» сделанные ею ранее уступки и восстановить пространство для манёвра в большой политике, сохраняя и реализуя при этом жизненно важные для национальных интересов страны приоритеты.

Среди других важных задач Индии - восстановить утраченный ею баланс, равенство и справедливость в глобальной политике.

9. Учёт в своей внешней политике вызовов нового регионализма -ещё один базовый принцип внешней политики Индии. В конце 80-х -начале 90-х годов появилось несколько новых международных мегаорганизаций, которые объединили как развитые, так и развивающиеся страны, причём не только географически близко расположенные, но и находящиеся на разных континентах. Это были Европейский союз, Североамериканская зона свободной торговли - НАФТА (North American Free Trade Agreement-NAFTA)*, Южноамериканский общий рынок - МЕРКОСУР (англ. Southern Common Market, исп. Mercado Comun del Sur - MERCOSUR)**, Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество - АТЭС (Asia-Pacific Economic Cooperation - APEC)***, Карибское сообщество (Caribbean Community - CARICOM)**** и др.

Новый регионализм рассматривался в Индии как прямое следствие глобализации, а участие в глобальной регионализации могло бы дать возможность стране увеличивать свои конкурентные преимущества.

В своих попытках встроиться в эти новые организации Индия неожиданно столкнулась с проблемой торговой дискриминации на рынках стран - членов этих организаций

* Соглашение о свободной торговле, в которое входят Канада, Соединённые Штаты Америки и Мексика.

** Межгосударственное экономическое объединение стран Южной Америки, в которое входят Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Парагвай, Уругвай, ассоциированными членами являются Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу.

*** Форум стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в котором участвует 21 страна, большинство из которых имеет береговую линию у Тихого океана.

**** Торгово-экономический союз 15 стран Карибского бассейна, Центральной и Южной Америки.

и почувствовала некоторое ослабление своих позиций в переговорах по торговым вопросам.

Для решения проблемы Индия считала возможным использование двоякой тактики: с одной стороны, присоединение как можно к большему числу подобных образований, а с другой - усиление собственной региональной группы, к которой она принадлежала. Это: Южно-Азиатская ассоциация регионального сотрудничества - ЮААРС (South Asian Association for Regional Cooperation -SAARC)*. Однако это не оправдало себя.

В 90-х годах Индия обратилась в АТЭС (APEC) и АСЕАН (ASEAN) с просьбой принять её в члены, но её надежды тогда не оправдались, потому что эти организации не были готовы принять в свои ряды страну такого размера и политического веса, как Индия, так как это могло бы изменить сам характер и баланс сил внутри них.

Не оправдались надежды Индии и на SAARC. Как показала практика, в будущем не было особых перспектив модернизировать или усилить её позиции, поскольку на её единство и работу негативное влияние оказывали внешние и внутренние политические факторы. Наиболее эффективным ответом на вызовы регионализма было создание двусторонних зон свободной торговли, что могло бы минимизировать потери Индии от действий мегагруппировок и облегчило бы её доступ на зарубежные рынки.

Таким образом, важной задачей внешней политики Дели было найти своё место и просчитать тактику поведения в ситуации нового регионализма, который появился как новый феномен системы международных отношений эпохи глобализации. В Индии посчитали, что для обеспечения будущего прогресса и безопасности необходимо уметь извлекать преимущества из вхождения в различные двусторонние зоны свободной торговли, умение минимизировать потери и увеличивать дивиденды от своего участия в них.

Всё это делало международную ситуацию для Индии сложной и нестабильной, рождая новые комплексные проблемы для её внешней политики.

10. Важный базовый принцип внешней политики Индии вытекает из постулата об однополярном мире и его вызовах для суверенной страны.

Статус США как единственного глобального лидера, казалось, был поколеблен в начале XXI в. В Индии полагают, что уже 2001 г. ознаменовал конец периода однополярного мира. После этого начался определённый упадок престижа и могущества США, по сравнению с периодом начала 90-х годов. Другим фактором, который внёс свой вклад в подрыв однополярного мира, были инициативы по созданию странами с быстрорастущей экономикой собственных групп, подобных IBSA (India - Brazil - South Africa Dialogue Forum) и БРИКС. Эти страны хотели

* Экономико-политическая организация Южной Азии является самой крупной региональной организацией, насчитывает около 1,6 млрд жителей. Члены организации: Афганистан, Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивы, Непал, Пакистан, Шри-Ланка.

более тесно кооперировать свои экономики, наладить эффективное экономическое сотрудничество, а также увеличить свою роль и влияние в глобальном мире.

Однако в Индии осознают, что, несмотря на некоторый упадок своей мощи и статуса, США по-прежнему остаются самой сильной экономикой мира и главной базой производства новых технологий. В ближайшее время нет ни одной страны, которая мо-

гла бы сравняться с Соединёнными Штатами в военной сфере, в частности, в области вооружений. Америка, как ни одна другая страна в мире, показала беспрецедентную способность к инновациям и модернизации и по-прежнему остаётся лидером глобального мира. Индийская политическая элита полагает, что наиболее важными двусторонними отношениями должны быть добрые отношения с США.

Переломный момент во внешней политике Индии

Такая стратегия внешней политики, которую Индия успешно реа-лизовывала в конце ХХ - начале XXI в., имеет свои за и против.

В течение многих лет после обретения независимости внешняя политика Индии весьма эффективно служила её национальным интересам. Она придавала ей даже больший политический вес на международной арене, чем это соответствовало её реальному экономическому развитию или военной мощи.

В этот период мнение Дели по глобальным вопросам в мировом сообществе уважали и старались учитывать. Индию рассматривали как безусловного лидера Движения неприсоединения. В нескольких случаях она смогла повлиять на смягчение международной напряжённости, особенно между конкурирующими блоками. Политика неприсоединения, которую проводила Индия, создавала возможность налаживать и сохранять добрые и даже доверительные взаимоотношения с мировыми лидерами и опираться на их поддержку в решении проблем собственного развития.

Однако совокупность внутренних и внешних факторов, которая сложилась на рубеже веков, лишила данную политику многих своих достижений и снизила её эффективность. Осложнения взаимоотношений с Китаем и Пакистаном особенно негативно повлияли на внешнюю политику страны. Постепенно становилось очевидным, что Индия оказалась неспособной справиться с рядом внешнеполитических проблем, не достигла ожидаемого уровня в экономике, а также не смогла обрести статус военного полюса глобального мира, как это удалось Китаю.

Надежды, которые возлагали на Индию как собственные граждане, так и дружественные страны, не оправдались. Некоторые развивающиеся страны, особенно в Азии, такие как Китай, Индонезия, Малайзия и др., которые далеко отставали от Индии в период обретения ею своей независимости, в итоге вырвались вперёд. В последующие годы они показывали гораздо более высокие темпы роста ВВП, а она никак не могла решить проблему бедности населения и вошла в продолжительную по-

лосу низких показателей развития. Она оставалась страной с наибольшим числом обездоленных, неграмотных и голодающих людей в мире. В постколониальный период даже некоторые страны Африки опередили Индию в достижении более высоких показателей грамотности и доступности здравоохранения для широких слоёв населения.

Так, ближайший сосед Индии - Шри-Ланка превосходила Индию по показателям социального развития и доходов на душу населения.

Показатели роста экономики Пакистана были также значительно выше, чем в Индии.

В начале 90-х годов после войны в Персидском заливе Индия даже оказалась на грани острого платёж-

но-балансового кризиса и дефолта. Ещё больший удар, показавший неэффективность её внешней политики, оказало избрание Японии (1995 г.) в качестве непостоянного члена Совета Безопасности Организации Объединённых Наций - место, на которое претендовала сама Индия. Страна настолько была обескуражена этим поражением, что вплоть до 2008 г. не находила в себе достаточно мужества, чтобы повторить попытку.

В 2010 г. Индия была избрана в Совет Безопасности на двухлетний период (2011-2012 гг.).

Все эти факторы на рубеже веков привели к снижению статуса Индии как в мире, так и среди развивающихся стран.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Новый этап во внешней политике Индии. Причины, обусловившие его появление

Вначале XXI в. наступил новый этап в развитии стратегии внешней политики Индии. Эта перемена в стратегии была обусловлена тем позитивным влиянием, которое оказало на внешнеполитическое положение страны и её статус бурный рост индийской экономики, когда показатели ВВП варьировались от 6 до 8% в год.

Экономический прогноз показал, что к 2050 г. страна станет третьей в мире экономикой после Соединённых Штатов Америки и Китая.

Именно такие выводы сделали известные компании Goldman Sash и Pricewaterhouse Coopers, а также независимые эксперты на основе учёта следующего: - размеров страны;

- ключевой позиции в Азии;

- растущего молодого поколения;

- мощной научной и технологической базы;

- открытого общества с сильными демократическими традициями и проч.

Совокупность данных факторов позволила предположить, что в будущем Индия сможет по уровню своего развития даже обогнать Китай.

На основании этого многие аналитики и эксперты полагали, что уже сегодня Индия имеет возможность и должна сбросить свой имидж страны третьего мира и начать активно формировать новую стратегию внешней политики.

Положительная динамика индийской экономики основана на повышении конкурентоспособности её

промышленного сектора, значительном увеличении объёмов экспорта товаров и услуг, особенно в области программирования. Это привело к повышенному спросу на иностранные инвестиции и частный капитал, технологии, товары и услуги, а это подстёгивало динамику экономического роста, в том числе ВВП на душу населения.

После испытания ядерного оружия (1998 г.) Индия фактически стала ядерной державой. Уже один этот факт мог бы усилить позиции страны в мире. Однако, как показала история, это причинило Индии немало неприятностей на международной арене, вплоть до введения санкций ведущими державами мира.

Тем не менее дальнейшие успехи Индии в экономическом развитии оказали решающее влияние на её международное положение, стали базой для активизации и укрепления её внешней политики, и в итоге мировые лидеры вынуждены были признать за Индией статус ядерной державы.

В начале XXI в. новый статус Индии в мировой политике подтверждается двумя значимыми факторами.

Во-первых, в Индию зачастили с визитами главы крупнейших государств, которые приезжают, чтобы обсудить вопросы развития экономического сотрудничества и взаимодействие по важнейшим глобальным проблемам, таким как международный терроризм, наркотрафик, природные катастрофы, распространение СПИДа и других эпидемий.

Во-вторых, высокая оценка Индии со стороны мировых лидеров отразилась и на содержании индийско-китайских взаимоотношений: начинается беспрецедентный рост торговли между странами и долгожданный диалог по широкому кругу вопросов. Ещё несколько лет назад на все попытки Индии начать обсуждение ядерной проблемы Китай отвечал равнодушным молчанием. Но сегодня дискуссии по наиболее острым и стратегически важным вопросам стали неотъемлемой частью индийско-китайского стратегического партнёрства.

Однако несмотря на явные успехи, внешняя политика Индии в начале XXI в., оказавшись всё-таки неготовой к новым вызовам глобального мира и изменению ситуации в мировой политической системе, испытывала явный концептуальный кризис.

Факторы, ослабляющие эффективность внешней политики Индии

Несмотря на высокий авторитет, который Индия обрела в последние годы на международной арене, на её внешнюю политику оказывал влияние и ряд негативных внутренних факторов, в частности: - слабая инфраструктура;

- неэффективная социальная политика, особенно в области здравоохранения и образования;

- социальная изоляция и марга-нализация определённых слоёв населения;

- региональные диспропорции;

- слабая система государственного управления в целом.

Продолжал расти дефицит доверия между населением и политической элитой страны, которая оказалась неспособной справиться с этническими проблемами и найти оптимальные пути сохранения национальной самобытности страны, что отвечало бы чаяниям многочисленных народов Индии. В результате всё чаще стало проявляется явное недовольство и разочарование людей, которое иногда переходит в формы открытого конфликта с властями или даже агрессии. Кроме того, ситуацию усложняет нерешённая проблема штата Джамму и Кашмир, которая приводит к периодическому обострению отношений с Пакистаном.

Во многих регионах страны влияние государства ничтожно мало или вообще не чувствуется. Это свидетельствует о недостаточной эффективности государственного управления, слабость которого во многом стало причиной взрывов агрессии и террористических актов. Попытки политической элиты отвлечь внимание общества от этих проблем, за которые она несёт ответственность, и переложить её на происки иностранных агентов и спецслужб, ведёт только к обострению и так непростых отношений Индии со своими соседями.

Ещё одна проблема внешней политики Индии - слабость индийской дипломатии, которую вынуждены констатировать сами индийские эксперты. Об этом откровенно пишет М. Дубей в своей книге [3, с. 30, 32-33, 34, 60-61].

Многие дипломатические посты в зарубежных посольствах и мисси-

ях остаются вакантными в течение многого времени. Есть трудности с подбором кадров в сфере внешней политики, а также иногда сложно бывает договориться о приглашении на переговоры политиков из зарубежных стран. Ответные визиты на высшем уровне иногда откладываются на неопределённое время. Сложные проблемы двусторонних отношений часто увязают в болоте бюрократических согласований и не решаются годами.

В индийских посольствах за рубежом обычно трудятся высококвалифицированные и компетентные специалисты. Однако их аналитические и экспертные отчёты, доклады и рекомендации не получают должного внимания и часто остаются без ответа и адекватной реакции со стороны вышестоящих органов власти.

В последнее время согласованность действий, которые доминировали при выработке стратегических приоритетов внешней политики Индии, сменились на разногласия и отсутствие взаимопонимания, что не могло не ослабить позиции страны в системе международных отношений.

Те решения, которые принимает правительство или которые формулируют оппозиционные партии, базируются уже не столько на ценностях, принципах или стратегических национальных интересах, сколько на тактических расчётах, сиюминутной целесообразности и выгоде.

Индийским дипломатам зарубежные политики и эксперты часто советуют быть:

- более активными в международных делах;

- смелыми и инициативными в своих действиях;

- уметь принимать на себя ответственность и лидерство в решении глобальных политических проблем.

Однако, как констатирует М. Ду-бей, сегодня им нечего предложить мировому сообществу. Пожалуй, единственной мерой их успеха считается то, насколько они сумеют согласовать внешнюю политику Индии с интересами ведущих западных держав, особенно в вопросах прав человека и развития демократии [3, с. 32, 33-34].

Политическая элита страны зачастую преувеличивает значение быстрого роста индийской экономики для внешней политики страны и старается обходить вниманием негативные экономические и социальные факторы, которые ослабляют её авторитет и позиции на международной арене и сужают коридор возможностей для индийской дипломатии.

В последние годы разработка и реализация внешней политики Дели страдала от отсутствия стратегического видения, глобального и комплексного подхода.

Индийская внешняя политика, не имея разработанной долгосрочной стратегии, чаще была спонтанной и достаточно пассивной, носила скорее характер непосредственного реагирования на международные ситуации. Ей также явно недоставало чёткости и ясности.

Некоторые аналитики даже полагали, что индийская дипломатия обслуживала более интересы зарубежных держав, нежели собственного народа.

В целом внешняя политика страны явно нуждалась в чёткой стратегии, продуманной тактике и глобальном подходе к решению важнейших внешнеполитических задач.

Корректировка стратегии внешней политики Индии

в XXI веке

Во втором десятилетии XXI в. идёт значительная трансформация индийской внешней политики, которая смогла учесть полученные ею уроки и наметить новые приоритеты и цели.

1. Открытость, ясность и прозрачность внешней политики.

Это новое качество политики необходимо, чтобы объяснить гражданам суть международных проблем, с которыми столкнулась страна в последние годы, и обеспечить общественную поддержку своим действиям на международной арене. В Индии считают, что в демократическом обществе население должно иметь возможность участвовать

в обсуждении целей и задач внешней политики, её содержании через открытые публичные дебаты как в парламенте, так и на других общественных площадках.

Правительство учло печальный опыт, когда было проигнорировано мнение людей по поводу разработки ядерной программы или индийско-американской ядерной сделки.

В обществе не было тогда достаточной информации об этом, и люди фактически были введены в заблуждение, а их мнение никого не интересовало.

2. Холистический подход к формированию стратегии внешней политики.

Такой подход требует учитывать не только военные, но и невоенные как внешние, так внутренние угрозы национальной безопасности. Считается также важным создавать комбинированные военные и экономические рычаги воздействия на международную ситуацию и уметь гибко их использовать, исходя из приоритетов и конкретных задач внешней политики здесь и сейчас.

3. В условиях глобальной нестабильности, поливариантности развития событий и постоянно меняющейся международной ситуации девизом индийской дипломатии становится гибкость и маневренность.

Индия не должна быть связана устаревшими идеологическими и политическими догмами и парадигмами, которые уже не работают в новых реалиях. Необходимо проводить постоянную адаптацию внешней политики под текущую ситуацию и выдвигать новые инициативы, чтобы идти в ногу с процессами политической глобализации. Страна должна в ближайшее время провести аудит двусторонних и многосторонних взаимоотношений со своими партнёрами, учесть все их плюсы и минусы и выстраивать свою внешнюю политику в соответствии со сделанными выводами.

4. Индия слишком большая, экономически мощная и политически самодостаточная страна, чтобы примкнуть в качестве второстепенного члена к какому-нибудь политическому или идеологическому альянсу - данный тезис лежит в основе современной внешней политики государства.

В силу определённых причин страна не может полагаться на какую-либо другую державу и перекла-

дывать на неё ответственность за обеспечение своей национальной безопасности, как это делают некоторые страны ASEAN. Она должна сама быть гарантом собственной безопасности и проводить такую внешнюю политику, которая обеспечивала бы поддержание её суверенитета.

5. При возрастании глобальной взаимозависимости стран Индия должна стремиться к сотрудничеству с другими крупными державами, не выделяя какую-либо страну в качестве эксклюзивного партнёра, какой бы статус та ни имела в глобальном мире. Поэтому Индия остаётся открытой для всех, кто желает равноправного и взаимовыгодного сотрудничества. Сегодня она имеет тесные экономические связи и выстраивает политическое партнёрство со многими странами и международными организациями как в своём регионе, так и мире. Хотя многие эксперты считают, что уже назрела необходимость определить свои главные приоритеты, но сама Индия не желает быть излишне избирательной в своей внешней политике, отдавая приоритет одним странам и проявляя невнимание и неуважение к другим.

6. Интересы индийской внешней политики затрагивают не только глобальные державы, но и страны Азии, Африки и Латинской Америки. Индия весьма заинтересована в развитии SAARC в качестве полноценной региональной экономической группировки, и в то же время рассматривает возможности вступления в качестве либо ассоциированного, либо полного члена, где это возможно, в такие структуры, как ASEAN, APEC и др.

7. Содержание традиционных взаимоотношений Индии со странами Движения неприсоединения сегодня в определённом смысле стало анахронизмом..

Когда-то их связывала солидарность на базе политики антиимпериализма, антиколониализма и антирасизма. Они имели общие взгляды на проблемы мира, разоружения и развития. Но сегодня первые проблемы стали уже неактуальными, а вторые - слишком комплексными, чтобы обеспечить единство взглядов различных по своему устройству и моделям развития стран. Они более не могут служить прочной основой для партнёрских взаимоотношений, и в результате возникают большие трудности в выработке общей для всех позиции по этим проблемам. Поэтому Индии необходимо искать и выстраивать новый базис взаимоотношений со странами Движения неприсоединения.

Таким новым базисом, как полагают, может стать экономическое и торговое сотрудничество. Однако в этой сфере партнёры Индии, как считают в самой стране, из-за отсутствия необходимых ресурсов слишком нерешительны и в целом ограничены в своих манёврах, чтобы с ними можно было эффективно и взаимовыгодно сотрудничать. В Дели полагают, что здесь надо брать инициативу в свои руки, проявлять гибкость, энергичность и применять точечный подход. Особое значение следует уделить наращиванию технологического сотрудничества с развивающимися странами, которое, как предполагается, в ближайшем будущем должно в десять раз превысить существующий уровень.

8. Индия должна больше внимания уделять взаимоотношениям с конкретными странами.

Их развитие можно строить на основе уже традиционно существовавших связей, учитывая их интересы и стараясь избегать нанесения обиды проявлением пренебрежения или каким-либо другими непродуманными действиями в политике.

9. В Индии полагают, что новыш мировой порядок остаётся несправедливым и неравноправным по отношению к подавляющему большинству стран. Он продолжает обслуживать в основном интересы глобальных акторов за счёт ущемления стран периферии. Современные процессы глобализации и характер мировой экономической и финансовой системы в целом приводят к ещё большему разрыву между богатыми и бедными странами. Первая группа стран решительно желает сохранить status quo и прибегнуть к любым средствам, включая применение силы, для достижения этой цели.

Индия же считает своей священной миссией и моральным долгом сделать всё возможное, чтобы изменить существующий мировой порядок. Она полагает, что в стратегическом плане это будет также и в интересах ведущих держав. В Дели полагают, что страна не сможет выполнить эту задачу, только «просиживая время» за высоким столом переговоров и с гордостью провозглашая себя ведущей экономической державой.

Индия хорошо понимает своё место в иерархии глобальной политической системы, но вместе с тем и осознаёт, какие шаги надо предпринять, чтобы утвердить себя

в качестве одного из глобальных акторов.

Эксперты полагают, что Индия вполне могла бы играть ведущую роль в Южной и Юго-Восточной Азии, быть лидером на Восточно-Азиатском саммите или Региональном форуме ASEAN, став одним из гарантов безопасности в регионе. Она могла бы внести весомый вклад в реализацию проекта «Экономический пояс Шёлкового пути» в Центральной Азии, восстановление Афганистана, помощь в стабилизации ситуации в Пакистане. Вариантов

для повышения её роли в международной политической системе множество. Но, как показывает практика, здесь Индия сталкивается с колоссальными трудностями и испытывает явный недостаток внешнеполитических ресурсов.

Тем не менее Индия должна и может сыграть свою роль в глобальном мире в соответствии со своим статусом великой древней цивилизации, страны с одной из самых быстро растущих экономик планеты и тем огромным политическим капиталом, которым она несомненно обладает.

Итак, эволюция внешней политики Индии позволяет выявить ряд этапов её развития, которым соответствует и позиционирование страны в системе международных отношений и глобального мира.

Этапы развития внешнеполитической стратегии Индии.

1 этап: внешнеполитический курс Неру (1947-1960 гг.).

Стратегическая цель: укрепление независимости и суверенности.

Позиционирование: независимое суверенное государство.

2 этап: позиция нейтралитета и равноудалённости от лидеров биполярного мира (1960-1990 гг.) при сохранении преемственности курса Неру.

Стратегическая цель: поддержание баланса в международной системе и обеспечение свободы манёвра в своей внешней политике.

Позиционирование: нейтральная держава, лидер Движения неприсоединения.

3 этап: усиление регионализма во внешней политике (1990-е - начало 2000-х годов).

Стратегическая цель: разворот на Восток (программа «Смотреть на Восток»).

Смена многовекторности на точечную дипломатию.

Позиционирование: региональная держава.

4 этап: смена парадигмы и модернизация внешней политики (XXI в.).

Стратегическая цель: ответ на вызовы глобализации, усиление вовлечённости в глобальные политические процессы.

Позиционирование: глобальная держава, глобальный актор.

Таким образом, стратегия и базовые принципы внешней политики Индии, её приоритеты, цели и задачи в основном совпадают с российскими, которые сформулированы в Концепции её внешней политики, утверждённой президентом России В. В. Путиным 30 ноября 2016 г.

Имеются лишь небольшие различия в путях реализации стратегии и некоторых тактических задачах, что не мешает нашим странам развивать и укреплять привилегированное стратегическое партнёрство.

Библиография • References

Концепция внешней политики РФ (утв. президентом РФ 12 июля 2008 г.) // URL:

http://zakonbase.ru/content/base/130925 [Koncepcija vneshnej politiki RF (utv. prezidentom RF 12 ijulja 2008 g.) // URL:

http://zakonbase.ru/content/base/130925] Концепция внешней политики РФ (утв. президентом РФ 12 февраля 2013 г.). П. 81 // URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_ publisher/CptICkB6BZ29/content/id/122186 [Koncepcija vneshnej politiki RF (utv. prezidentom RF 12 fevralja 2013 g.). P. 81 // URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/ CptICkB6BZ29/content/id/122186] Концепция внешней политики РФ (утв. президентом РФ 30 ноября 2016 г.). П. 85 // URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/ cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 [Koncepcija vneshnej politiki RF (utv. prezidentom RF 30 nojabrja 2016 g.). P. 85 // URL: http:/ /www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/ cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 Лунев С. И. Внешняя политика Индии и воздействие на неё внутренних факторов // Вестник МГИМО. № 1. 2010. - С. 189-201. [Lunev S. I. Vneshnjaja politika Indii i vozdejstvie na nejo vnutrennih faktorov //

Vestnik MGIMO. № 1. 2010. - S. 189-201. AbhyankarRajendraM. "Introduction," in Rajendra M. Abhyankar (Ed.) West Asia and the Region: Defining India's Role (New Delhi: Academic Foundation). 2008. - 237 p. Bandyopadhyaya J. The Making of India's Foreign Policy: determinants, institutions, processes, and personalities. Allied Publishers. New Delhi: Allied Publishers PvtLmd, New Ed. 2013. - 337 p. Genguly S. (ed.) India's Foreign Policy Retrospect and Prospect. New Delhi: Oxford University Press, 2010 // URL: https://www.ufmg.br/cei/wp-content/uploads/ indianforeignpolicy_ganguly.doc Chenoy Anuradha M. India and Russia: Allies in the International Political System.

South Asian Survey. 2008. № 15. - P. 49-62. Dubey Muchkund. India's Foreign Policy. Coping with Changing World // Orient

BlackSwan Privet Limited. 2016. - 446 p. India and West Asia in the Era of Globalisation. Ed. Anwar Alam. New Delhi: New

Century Publications. India Foreign Policy. Calcutta. Calicut University P.O, Malappuram Kerala // URL:

http://www.universityofcalicut.info/cuonline/exnotif/ex5437.pdf India's Foreign Policy. Module 6. India and the World // URL: http://download.nos.

org/srsec317newE/317EL26.pdf Foreign policy of India // URL: http://www.slideshare.net/duawahab/foreign-

policy-of-india-36407477 Jaffrelot Ch. India and the European Union: The Charade of a Strategic Partnership.

P.: Centre for International Studies and Research, 2006. - 464 p. Malone D. M. Does the Elephant Dance? Contemporary Indian Foreign Policy. Oxford

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

India Paperbacks, New Delhi, 2014. - 425 p. Mazumdar Arijit. Indian Foreign Policy in Transition. Relations with South Asia.

Routledge. Taylor and Francis Group. L.; N.Y., 2015. - 223 p. Mohan C. Raja. India's New Foreign Policy Strategy. The Indian Express, New Delhi. Draft paper presented at a Seminar in Beijing by China Reform Forum and the

Carnegie Endowment for International Peace, Beijing, May 26, 2006 // URL: http://carnegieendowment.org/files/Mohan.pdf Panagariya A. India: The Emerging Giant. New York Oxford Press. 2008. P. 538 //

URL: http://ru.bookzz.org/book/779813/82d967 Singh Jasjeet. India's Foreign Policy // URL: http://www.slideshare.net/duawahab/ foreign-policy-of-india-36407477

Л

л

Продолжается подписка на 2017 г. на журнал «Обозреватель-Observer» в каталоге «Газеты и журналы» агентства «РОСПЕЧАТЬ»:

47653 - на полугодие 36789 - на год

V

J

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.