УДК 658.152
Еряшева Е.А. студент 3 курс факультет «Корпоративной экономики и предпринимательства», Новосибирский Государственный Университет Экономики и Управления «НИНХ»
Россия, г. Новосибирск Крюченкова М.А. 3 курс, факультет «Корпоративной экономики и предпринимательства», Новосибирский Государственный Университет Экономики и Управления «НИНХ»
Россия, г. Новосибирск Копытова Г.Д. 3 курс, факультет «Корпоративной экономики и предпринимательства», Новосибирский Государственный Университет Экономики и Управления «НИНХ»
Россия, г. Новосибирск СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА КАК МЕРА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ БАНКРОТСТВА Аннотация: В статье рассмотрена характеристика модели устойчивого роста. Проводится анализ финансовой отчетности компаний-банкротов Новосибирской области на предмет выявления использования модели устойчивого роста. Произведено выявление взаимосвязей и влияния отдельных факторов на результирующий показатель рентабельности собственного капитала. Рентабельность собственного капитала рассматривается как ключевой показатель экономического роста.
Ключевые слова: стратегия роста, рентабельность, экономический
рост.
Eryasheva E.A. Student 3rd year, Faculty of Economics Novosibirsk State University of Economics and Management "NINH"
Russia, Novosibirsk Kruychenkova M.A., Student 3rd year, Faculty of Cjrporate Economics and Entrepreneurship Novosibirsk State University of Economics and Management ""NINH"
Russia, Novosibirsk Kopytova G.D., Student 3rd year, Faculty of
Cjrporate Economics and Entrepreneurship Novosibirsk State University of Economics and Management "NINH"
Russia, Novosibirsk SUSTAINABLE ECONOMIC GROWTH STRATEGY AS A MEASURE FOR PREDICTING AND PREVENTING BANKRUPTCY
Abstract: The article describes the characteristics of the model of sustainable growth. The analysis of the financial statements of bankrupt companies of the Novosibirsk region to identify the use of a model of sustainable growth. Produced to identify the relationship and the influence of individual factors on the resulting rate of return on equity. Return on equity is considered as a key indicator of economic growth.
Keywords: growth strategy, profitability, economic growth.
Современное состояние экономики России проявляется во множестве переходных процессов. Изучение и рассмотрение вопросов устойчивого роста компаний крайне сложно переоценить. Именно понимание принципов моделей устойчивого роста и возможность принятия своевременных решений может предопределить развитие как отдельно каждой компании, так и развитие экономического иерархического уровня в целом.
В экономической теории под устойчивой системой следует понимать систему, которая при малом изменении своих характеристик в последующем времени имеет небольшое расхождение значений. При отсутствии выполнения таких условий любую систему можно считать неустойчивой.
Основываясь на том, что в концепции моделей устойчивого развития заложены «увеличение масштабов эксплуатации ресурсов», а в принципах -уменьшение ресурсоемкости, можно выдвинуть следующие гипотезы, отражающие ключевые идеи устойчивого развития:
1) Устойчивость развития экономических систем определяет динамика изменений потребляемых ресурсов, то есть соотношение интенсивных и экстенсивных факторов.
2) Модель устойчивости определяется типом экономического развития.
3) Результативность деятельности организаций одного экономического уровня зависит и подчиняется устойчивому развитию экономической системы более высокого иерархического уровня.
Модель устойчивого роста позволяет обеспечить непрерывность финансовой деятельности компании в будущем, а также избежать возникновения неблагоприятных ситуаций для финансового состояния в текущем периоде. Построение финансовой модели устойчивого роста дает возможность предвидеть наступление кризисной ситуации.
Преимущества использования модели устойчивого роста: - Оценка достижимости перспективных планов. С помощью анализа устойчивого роста можно проверить насколько поставленные стратегические задачи могут быть решены при заданной финансовой политике.
- Корректировка стратегической направленности. Помимо проверки реалистичности выбранных задач, модель устойчивого роста дает возможность выделить факторы, оказывающие наибольшее влияние на финансовую деятельность.
- Универсальный характер. Применение модели устойчивого роста позволяет не только анализировать текущую стратегию, а также определять рычаги влияния на потенциальные финансовые проблемы роста.
В качестве характеристики экономического роста компаний выступают такие показатели, как величины внеоборотных и оборотных активов, объемы выручки и прибыли, размер используемых собственных и заемных источников финансирования.
Корпоративное планирование и построение моделей устойчивого экономического роста компаний изучались Т. Нейлором и Х. Шаулэндом. В своих работах они указывают на то, что в построении стратегических прогнозов основным фактором является субъективное суждение менеджера. Большинство отечественных и зарубежных экономистов считают, что стратегическая цель любого бизнеса - рост компании, который характеризуется темпами роста объемов продаж. Модель устойчивого роста предусматривает, что устойчивый экономический рост могут обеспечивать компании, где рост объема продаж обеспечен необходимыми источниками финансирования. Необоснованный финансовыми источниками экономический рост компании даже в краткосрочном периоде может привести к банкротству компании. Цели топ-менеджеров и собственников, как правило, различаются. Первые заинтересованы в росте объемов продаж, то есть в увеличении размеров фирмы, власти и ее репутации на рынке, а вторые - в росте прибыли, то есть в собственном обогащении. Рост объемов продаж считается хорошим индикатором эффективной работы компании.
Устойчивый рост можно рассматривать как максимальную скорость, с которой компания может увеличивать объем продаж без истощения финансовых ресурсов. Многие экономисты связывают темпы устойчивого роста компаниями с темпами роста ее собственного капитала. Вследствие этого нами была рассмотрена трехфакторная модель Дюпона рентабельности собственного капитала, которая выражается в произведении рентабельности продаж, оборачиваемости активов, финансового рычага.
Показатель рентабельности продаж используется для оценки финансовой эффективности работы компаний. Показатель оборачиваемости активов также показывает эффективность ведения бизнес-процессов компании. Показатель финансового рычага используется для определения возможности экономического роста за счет привлечения инвестиций.
Для проведения исследования с помощью системы «СКРИН. Контрагент» была сформирована выборка, содержащая 50 компаний по Новосибирской области по виду экономической деятельности - сельское хозяйство за период 2014-2016 гг, которые были признаны банкротами в 2017
году. На основе полученной выборки проводился анализ финансовых коэффициентов, влияющий на рентабельность собственного капитала.
Нами предполагалось, что у превалирующего большинства компаний, которых уже признали банкротами, операционная деятельность осуществлялась за счет привлечения заемных средств, а не за счет генерирования собственной нераспределенной прибыли. Также преобладала большая доля кредиторской задолженности, что уже снижает финансовую устойчивость и платежеспособность организаций. Представим на примере выборку из пяти случайно выбранных компаний за период 2014-2016 гг., где проанализирован состав задолженности.
Таблица 1 - Структура обязательств компаний
Компания Год Кредиторская задолженность Долгосрочные заемные средства Краткосрочные заемные средства
1 2013 693933 5296833 177254
2014 755850 7329477 422185
2015 1569096 6385230 1135294
2016 420384 7292519 1986287
2 2013 79310 52499 3268
2014 301292 52422 8986
2015 303209 52422 20096
2016 219088 52422 26446
3 2013 20902 13161 0
2014 24834 17342 0
2015 19212 22132 0
2016 12434 0 14005
4 2013 42181 30411 15840
2014 33247 19183 25040
2015 31319 9000 20580
2016 31148 2685 33927
Продолжение таблицы 1
5 2013 113065 65388 34793
2014 135040 59091 25282
2015 141242 46583 30190
2016 209723 40227 28990
Можно сделать вывод, что компании накапливали кредиторскую задолженность перед своими поставщиками и брали долгосрочные кредиты для продолжения ведения своей деятельности.
На основе произведенных расчетов было выявлено большое влияние показателя финансового рычага на результирующий показатель ROE, что говорит о том, что компании зависимы от привлечения внешнего финансирования.
Представим на примере выборку из трех случайно выбранных компаний за период 2014-2016 гг., в которой представлено разложение ROE по трехфакторной модели Дюпона (таблица 2).
Таблица 2 - декомпозиция показателей трехфакторной модели Дюпона
Компания Показатели Период
2014 2015 2016
1 ROS 38,2% 0,3% 0,3%
AT 0,113 0,155 0,155
FI 23,010 21,962 21,962
ROE 0,96% 1,1% 1,1%
2 ROS 6,8% 7% 9,6%
AT 0,306 0,280 0,216
FI 5,107 5,054 4,688
ROE 10,7% 9,9% 9,8%
3 ROS 3% 4,6% 3,1%
AT 0,310 0,274 0,235
FI 28,512 21,287 24,332
ROE 26,3% 26,6% 17,9%
Далее проведем факторный анализ полученных результатов методом абсолютных разниц, который представлен в таблице 2.
Таблица 3 - выявление главенствующего показателя на рентабельность собственного капитала
Компания Показатели Период
2014-2015 гг. 2015-2016 гг.
1 AROS -0,988 0,000
ДАТ 0,003 0,000
AFI -0,001 0,000
AROE -0,985 0,000
2 AROS 0,003 0,037
ДАТ -0,009 -0,031
AFI -0,001 -0,008
AROE -0,008 -0,001
3 AROS 0,140 -0,084
ДАТ -0,046 -0,026
AFI -0,090 0,022
AROE 0,003 -0,087
По результатам факторного анализа мы можем наблюдать, что у компаний-банкротов показатель ROE в большей степени зависит от показателя финансового рычага. По представленным расчетам можно сказать, что остальные показатели не так сильно влияют на результирующий показатель ROE. Это еще раз доказывает сильную зависимость компаний-банкротов от внешнего финансирования.
По итогам представленных расчетов и факторного анализа, можно сделать вывод, что у данных компаний-банкротов, у которых ROE либо отрицательный, либо находится на очень низком уровне, отсутствовали модели устойчивого роста и эффективная система бюджетирования.
Вследствие чего, компании не могли составлять точные прогнозы в отношении будущих результатов хозяйственной деятельности и отвечать и по своим обязательствам, что привело к ухудшению финансового состояния, завершившегося банкротством.
Использованные источники:
1. Любушин Н.П., Бабичева Н.Э., Усачев Д.Г., Шустова М.Н. Генезис понятия «Устойчивое развитие экономических систем различных иерархических уровней» // Региональная экономика: теория и практика. 2015. №48 - 423 с.
2. М.А. Алексеев, М.Ю. Савельева. Корпоративные финансы// под общ. ред. М.А. Алексеева - Новосибирск: НГУЭУ, 2018 - Ч.3 - 148 с.
3. Красильникова Е.Д. Устойчивый рост компании// Е.Д. Красильникова -Москва: Экономическое развитие, 2017 - 20 с.
4. Environmental Action Strategy for Sustainable Development in Italy. Ministry for the Environment and Territory. http://www.un.org/esa/agenda21/natlinfo/countr/italv/Italian%20NSDS.pdf
5. Ansoff H. I. Corporate Strategy. — Penguin Books, Middlesex, 1981.
6. F. Kroeger, M. Traem, J. Rockenhaeuser, The Value Growers: Achieving
7. Competitive Advantage Through Long-Term Growth and Profits, Mcgraw-Hill;
8. Johnson G. Strategic change and management process. — NJ, Blackwell, 1989.