Научная статья на тему 'Стратегия управления затратами на качество'

Стратегия управления затратами на качество Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
581
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сопин В. Ф., Приймак Е. В., Николаева Н. Г., Горюнова С. М.

В настоящее время работа по принципу «качество любой ценой» уже никого не может удовлетворить. Кроме того, важно, чтобы результаты деятельности предприятия в области качества выражались на языке высшего руководства языке денег. Поэтому одним из важнейших направлений деятельности предприятия становится управление затратами на качество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия управления затратами на качество»

ВОПРОСЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ, СЕРТИФИКАЦИИ И МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

УДК 658.562

B. Ф. Сопин, Е. В. Приймак, Н. Г. Николаева,

C. М. Горюнова

СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА КАЧЕСТВО

В настоящее время работа по принципу «качество любой ценой» уже никого не может удовлетворить. Кроме того, важно, чтобы результаты деятельности предприятия в области качества выражались на языке высшего руководства - языке денег. Поэтому одним из важнейших направлений деятельности предприятия становится управление затратами на качество.

Для того чтобы система менеджмента качества (СМК) способствовала систематическому повышению рентабельности предприятия, необходимо наладить учет и анализ затрат на обеспечение качества и учет и анализ потерь. Анализ и учет затрат на качество - неотъемлемая часть финансовой стратегии предприятия в области качества [1,2]. Однако, как показывает практика, на многих российских предприятиях, имеющих сертифицированную систему качества, экономические методы управления качеством практически не используются [3]. Создание же постоянно обновляемой документированной базы данных по затратам создает основу для идентификации корневых причин несоответствий; снижения затрат на качество; принятия управленческих программ реализации улучшений.

Поэтому неудивительно, что затраты на качество стали в последнее время объектом тщательных исследований. Судить об актуальности рассматриваемой проблемы можно по резко возросшему количеству публикаций по данной тематике и тому интересу, который проявляют руководители предприятий и организаций. Так, если к концу 1997 года финансовыми аспектами качества занималось менее 30% предприятий, внедривших СК в соответствии с требованиями МС ИСО серии 9000, то в 2000 г. эта цифра возросла почти до 70% [3].

Следует отметить, что до сих пор не существует единого понимания самого термина «затраты на качество». В одном случае затраты на качество - это суммарные издержки на контроль качества, функционирование службы управления качеством и потери от брака и рекламаций [2]. В другом случае учитывают затраты на повышение качества, подразумевая под этим разницу между затратами на придание необходимых свойств и контроль старой и новой продукции [4].

По определению одного из самых известных в мире специалистов в области менеджмента качества Джона Шоттмиллера, - затраты на качество - представляют собой разность между фактической себестоимостью продукции или услуги и её возможной (уменьшенной) себестоимостью, определенной при условии отсутствия случаев предоставления некачественной услуги или отсутствия несоответствия в процессе производства [5].

Традиционно различают следующие виды общих затрат на качество:

- затраты на обеспечение качества (это затраты на оценку и контроль качества, а также предупредительные затраты) - их также называют затратами на соответствие;

- потери (или затраты на несоответствие), которые в, свою очередь, подразделяют на внутренние и внешние потери (рис. 1).

Рис. 1 - Составляющие затрат на качество

Доли затрат по категориям в полных затратах на качество существенно меняются по отраслям и даже внутри них. Однако во многих компаниях придерживаются соотношений, приведенных в табл. 1 [4].

Таблица 1 - Доля затрат по категориям

Категории затрат % от общих затрат

на качество

Внутренние отказы 25-40

Внешние отказы 20-40

Оценка качества 10-50

Предупреждения 0,5-5

Анализ и оценивание затрат на качество могут быть осуществлены только на основе планирования и учета затрат путем составления бюджетов подразделений предприятия. Любая организация оценивает свою деятельность, но эти оценки могут основываться на разных подходах:

- на основе бухгалтерской системы учета и контроля (финансового учета);

- на основе управленческого учета.

Первый направлен на удовлетворение информационных потребностей внешних заинтересованных сторон. Он малопригоден для принятия решений по непрерывному совершенствованию, так как не нацелен на выявление объектов совершенствования. Система бухгалтерского учета призвана решать свои специфические задачи и не может служить основой организации учета затрат на качество. Оперативность получения экономической информации здесь очень низкая — практически все данные могут быть получены только постфактум (многие специалисты в шутку называют такой учет «посмертным»), что не позволяет использовать финансовую информацию для принятия оперативных решений в области качества.

Учет же затрат на качество — это управленческий учет, который возможен лишь при наличии воли руководства компании. Управленческий учет - это сбор, регистрация и обобщение всей информации, необходимой компании для принятия управленческого решения. Цель управленческого учета - обеспечение управления внутри компании. Он содержит оценки и планы на будущее. К сожалению, у нас в стране он недостаточно развит. Из рис. 2 видно, что система учета в российских компаниях обеспечивает нужды менеджмента только на 10% [3].

Затраты на ведение учета по состоянию на 2000 год Финансовый Управленческий

учет учет

90% Российские компании 10%

10% Западные компании 90%

Рис. 2 - Сравнение затрат на ведение учета в российских и западных компаниях

Под организацией учета затрат на качество понимают комплекс мер по установлению порядка и методов сбора, обработки, накопления сведений о затратах, доведения необходимой информации до различных пользователей, ее анализ и принятие при необходимости корректирующих мер. Алгоритм мероприятий, осуществляемых для организации учета затрат на качество представлен на рис. 3.

Сбор и анализ данных, составление отчетов по затратам на качество не должны происходить от случая к случаю - в организации должна быть выработана система. При этом необходимо быть уверенным в том, что все данные согласуются с финансовыми материалами. При получении элементов затрат необходимо опираться на реальные бухгалтерские данные.

Кроме того, надо помнить, что затраты на качество, взятые сами по себе в абсолютном (или стоимостном) выражении, могут ввести в заблуждение. Чтобы этого не произошло, необходимо соотносить затраты на качество с какой-либо другой характеристикой деятельности (или измерительной базой), которая чувствительна к изменению производства. Сравнение типовых баз измерения затрат на качество приведено в табл. 2.

В решении задач повышения качества и роста конкурентоспособности выпускаемой продукции при одновременном снижении затрат на ее изготовление необходимо использовать передовые формы и методы, применяемые как в отечественной, так и в зарубежной практике [6]. Наиболее известные и широко используемые в настоящее время методы анализа затрат обобщены в табл. 3.

Ответственным за организацию учета затрат на обеспечение качества должен быть главный бухгалтер, а ответственным за их анализ, оценку и принятие необходимых мер — директор по качеству.

Оценивание затрат на качество позволит организациям:

• обеспечить управляемость как качеством в целом, так и отдельными его элементами;

• согласовать понятия «качество» и «цели организации»;

• обеспечить систему определения приоритетов и оценки изменений;

• определить пути оптимального распределения управляемых затрат на качество для получения максимальной прибыли;

• повысить эффективность использования разного рода ресурсов;

I

2. Выбрать опытное подразделение организации, на основе которого можно осуществить пилотный проект по определению затрат.

г

3. Обсудить задачи изучения затрат с основными исполнителями. Определить значительность проблемы качества и идентифицировать конкретные проекты по улучшению

Ж

4. Собрать наиболее доступную информацию в бухгалтерии и финансовом отделе и использовать ее для подготовки решения высшего руководства о проведении полного исследования затрат, связанных с качеством.

ж

5. Представить предложения руководству организации по проведению исследования затрат, связанных с качеством.

6. Напечатать и распространить эскизный проект статей затрат, связанных с плохим качеством. Получить комментарий руководства организации и доработать проект.

Ж

7. Сформулировать окончательные определения и получить одобрение руководства организации.

8. Согласовать распределение ответственности за сбор данных и подготовку отчетов с руководством организации.

Ж

9. Собрать и суммировать полученные данные.

ж

10. Представить результаты исследования руководству организации.

Рис. 3 -Алгоритм учета затрат на качество

• помогать внедрению новых производственных процессов;

• побудить всех участников процесса постоянно работать над улучшением его качества; выявлять и устранять причины издержек на несоответствие.

• построить базы для успешной работы компании по продвижению к «нулевому дефекту» на основе знания издержек на качество и места их возникновения.

Таким образом, изменение отношения к затратам на качество связано и с необходимостью иметь оперативную экономическую информацию для принятия управленческих решений в области качества, поскольку именно экономические причины должны служить движущей силой всех нововведений и изменений, происходящих в организации.

Таблица 2 - Измерительные базы затрат на качество

База измерений Преимущества Недостатки

Единицы продукции Простота Не подходит при выпуске различной продукции

Продажи - объем проданной продукции, руб Апеллирует к высшему уровню руководства Влияют факторы: - сезонные продажи, - спрос, - изменения в ценах, - расходы на маркетинг

Прямой труд -трудоемкость, ч Данные всегда есть в распоряжении и понятны Влияет автоматизация

Прямой труд -трудоемкость, руб Наглядность Влияет автоматизация, необходим математический пересчет

Добавленная стоимость, руб Полезна, когда важны затраты на обработку Бесполезна для сравнения различных типов производств

Себестоимость -стандартная стоимость изготовления Наиболее стабильная база Включает как фиксированные, так и переменные накладные расходы

Таблица 3 - Современные методы управления затратами и качеством продукции

Метод Краткая характеристика

Стандарт - кост В основе лежит принцип учета и контроля затрат в пределах установленных норм и нормативов и по отклонениям от них.

Директ - костинг В основе метода лежит исчисление сокращенной себестоимости продукции и определение маржинального дохода.

Метод JIT Система JIT - just - in - time, то есть «точно в срок». Суть системы JIT сводится к отказу от производства продукции крупными партиями. Главной целью системы JIT является уничтожение любых лишних расходов и эффективное использование производственного потенциала предприятия.

Метод ФСА Функционально - стоимостный анализ - это метод системного исследования функций объекта (изделия, процесса, структуры), направленный на минимизацию затрат в сферах проектирования, производства и эксплуатации объекта при сохранении (повышении) его качества и полезности.

Метод SCA Согласно методу SCA (стратегический анализ затрат) деятельность фирмы трактуется как цепь образования потребительской стоимости (последовательность операций по созданию стоимости изделия). Каждое звено цепи рассматривается как с позиции ее необходимости в производственном процессе, так и с позиции потребляемых ею ресурсов.

Метод ABC ABC - метод (Activity Based Costing) - расчет себестоимости, основанный на деятельности, или, по-другому, функциональный подход. Обеспечивает связь затрат с процессами.

Метод LCC Важный принцип LCC (концепция управления затратами жизненного цикла) можно определить как « прогноз и управление расходами на производство изделия на стадии его проектирования». Такой подход четко иллюстрирует общность подходов в различных разделах кост - менеджмента.

Литература

1. КуликовЮ.А., Хачуров А.Е. // Методы менеджмента качества. 2001.№5. С.15-21.

2. Адлер Ю.П., Щепетова С.Е. // Методы менеджмента качества. 2002. №4. С. 12-17.

3. Пичурин И.И. // Управление затратами на качество и экологию. Сер. «Все о качестве. Отечественные разработки». М.: НТК «Трек», 2003. Вып.25. С. 32-44.

4. О распределении затрат на качество. Сер. «Все о качестве. Зарубежный опыт». М.: НТК «Трек», 2003. Вып.41. С. 4-29.

5. Шоттмиллер Джон. // Методы менеджмента качества. 2003. №2. С. 21-25.

6. Керимов В.Э., Селиванов П.В., Керимов Э.Э. Методы управления затратами и качеством продукции: Учеб. пособие / М.:Изд.-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. 108 с.

© В. Ф. Сопин - д-р хим. наук, проф., зав. каф. аналитической химии, сертификации и менеджмента качества; Е. В. Приймак - канд. хим. наук, доц. той же кафедры; Н. Г. Николаева - канд. хим. наук, доц. той же кафедры; С. М. Г орюнова - канд. хим. наук, доц. той же кафедры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.