4. Портер Майкл Э. Конкуренция / Майкл Э. Портер; пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2003. 496 с.
5. Багиев Г. Л. Benchmarking в разработке стратегий маркетинга / Г.Л. Багиев, И.А. Аренков, М.В. Мартынова // Маркетинг в системе управ-ленияпредпринимательством. Киев, 1996.
6. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений, а также Хроника событий в Волшебных странах / О.И. Ларичев. Гриф МО РФ. М.: Логос, 2008. 392 с.
7. Светуньков С.Г. Методы маркетинговых исследований / С.Г. Светуньков. СПб.: Изд-во «ДНК», 2003. 352 с.
R Shakirov
Author in this article described current economic situation in Russia, and indicated benchmarking definition. Author indicated benchmarking types in this article. Author offered how to modify benchmarking process stages. It was offered to take into consideration of benchmarking processes as alternative of full marketing research when you faced with problems of time and information lack.
УДК 338.45
Т.А. Федорова, канд. экон. наук, доцент, доцент, (Россия, Тула, ТулГУ) СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ СТОИМОСТЬЮ КОРПОРАЦИИ
Рассматриваются вопросы управления стоимостью корпорации. Выявлены субъекты и объекты управления. Предлагается модель финансовой стратегии управления стоимостью корпорации.
Ключевые слова: стоимость бизнеса, реорганизация, бизнес единица, модель управления, результативность, бизнес-стратегия управление.
Вопросы управления стоимостью корпораций становятся все более актуальными на текущем этапе развития экономических отношений между хозяйствующими субъектами и экономики России в целом. Во многих отраслях экономики появились крупные собственники, имеющие долгосрочные планы и заинтересованные в развитии своего бизнеса.
Основным индикатором развивающегося бизнеса служит рост его внутренней стоимости, что свидетельствует о долгосрочной способности бизнеса генерировать необходимые денежные потоки.
Акционеры инвестируют свои средства в тот или иной бизнес, становятся его собственниками, ориентируясь на возрастание стоимости своей собственности. Следовательно, стоимостью корпорации необходимо управлять. Принимаемые решения в отношении развития корпорации должны проверяться по критерию ожидаемого роста стоимости бизнеса.
управлять. Принимаемые решения в отношении развития корпорации должны проверяться по критерию ожидаемого роста стоимости бизнеса.
Задача по повышению стоимости бизнеса ставится перед исполнительным органом корпорации. Именно исполнительный орган в лице генерального директора (управляющего) отчитывается перед акционерами о достигнутых результатах. В последнее время материальное поощрение управляющих напрямую ставится в зависимость от того, насколько выросла рыночная стоимость акций корпорации за период их управления.
Несмотря на существенную роль управляющих в текущей деятельности корпорации, они не несут таких рисков, какие принимает на себя акционер. Поэтому акционеры в большей степени заинтересованы в росте принадлежащей им стоимости. В соответствии с российским законодательством [1] наибольшие полномочия в области увеличения стоимости корпорации имеют акционеры. В частности к компетенции общего собрания акционеров относятся такие вопросы, влияющие на изменение стоимости корпорации, как:
- реорганизация;
- определение количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями;
- увеличение уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимости акций или путем размещения дополнительных акций;
- уменьшение уставного капитала общества путем уменьшения номинальной стоимости акций, путем приобретения обществом части акций в целях сокращения их общего количества, а также путем погашения приобретенных или выкупленных обществом акций;
- выплата (объявление) дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года;
- распределение прибыли (в том числе выплата (объявление) дивидендов, за исключением прибыли, распределенной в качестве дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года) и убытков общества по результатам финансового года;
- дробление и консолидация акций;
- принятие решений об одобрении сделок;
- приобретение обществом размещенных акций в случаях, предусмотренных федеральным законом;
- принятие решения об участии в финансово-промышленных группах, ассоциациях и иных объединениях коммерческих организаций.
Однако возможности общего собрания акционеров в управлении стоимостью корпорации ограничены по объективным (например, на общее собрание акционеры собираются раз в год) и субъективными причинами (среди акционеров могут сложиться группы с разным видением своей выгоды от участия в данной корпорации и др.). В этой связи наибольшее влияние на развитие корпорации и соответствующий рост ее внутренней стоимости будет иметь совет директоров корпорации. В соответствии с
федеральным законом РФ «Об акционерных обществах» совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью общества. К компетенции совета директоров относятся следующие вопросы, влияющие на изменение стоимости корпорации:
- определение приоритетных направлений деятельности;
- утверждение повестки дня общего собрания акционеров;
- увеличение уставного капитала общества путем размещения обществом дополнительных акций в пределах количества и категорий (типов) объявленных акций, если уставом общества это отнесено к его компетенции;
- размещение обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;
- определение цены (денежной оценки) имущества, цены размещения и выкупа эмиссионных ценных бумаг;
- приобретение размещенных обществом акций, облигаций и иных ценных бумаг;
- рекомендации по размеру дивиденда по акциям и порядку его выплаты;
- использование резервного фонда и иных фондов общества;
- создание филиалов и открытие представительств общества;
- одобрение крупных сделок;
- принятие решений об участии и прекращении участия общества в других организациях, если уставом общества это не отнесено к компетенции исполнительных органов общества.
Кроме того, в законе [1] есть прямое указание на то, что вопросы, отнесенные к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, не могут быть переданы на решение исполнительному органу общества.
Таким образом, среди всех субъектов управления стоимостью корпорации наибольшая роль принадлежит совету директоров корпорации. Совет директоров в отличие от управляющих ориентируется на долгосрочное развитие корпорации.
Стоимость корпорации напрямую зависит от результатов деятельности входящих в нее бизнес-единиц — компаний, акционерных обществ, организаций других правовых форм. Если увеличивается стоимость бизнес-единиц, которые непосредственно реализуют выбранные советом директоров корпорации направления деятельности, увеличивается и стоимость корпорации в целом. Поэтому объектами управления стоимостью корпорации являются бизнес-единицы.
Для повышения результативности долгосрочного процесса управления стоимостью корпорации со стороны совета директоров необходимо разработать и реализовать финансовую стратегию управления стоимостью корпорации. Для этой цели предлагается использовать модель финансовой стратегии управления стоимостью корпорации. Модель включает следую-
щие основные блоки: цели и задачи; уровни формирования стратегии; внешние и внутренние факторы управления стоимостью; инструменты управления стоимостью; методы управления стоимостью; результативность процесса управления стоимостью корпорации.
Основной целью, ради которой акционеры объединили свои капиталы, является повышение их благосостояния. В финансовой стратегии управления стоимостью эта цель трансформируется в цель повышения стоимости корпорации. Поскольку повышение стоимости корпорации происходит за счет роста стоимости бизнес-единиц, то задачами стратегии является рост стоимости бизнес-единиц.
Поскольку у совета директоров, управляющих и руководителей бизнес-единиц есть свое видение, каким образом следует развивать подотчетные им структуры, то формирование стратегии управления стоимостью будет иметь несколько уровней. На уровне управления корпорацией формирование стратегии управления стоимостью осуществляет совет директоров. На корпоративном уровне — исполнительный орган. И на уровне бизнес-единиц — руководители бизнес-единиц. Очевидно, что стратегии бизнес-единиц должны быть согласованы с корпоративной стратегией, а последняя, в свою очередь, должна опираться на стратегию управления стоимостью корпорации.
На формирование стратегии управления стоимостью корпорации будут влиять внешние и внутренние факторы. К внешним факторам следует отнести нормы в области правового и финансово-налогового регулирования деятельности, тенденции развития корпоративного строительства в стране, наличие во внешней среде подходящих объектов для слияний и присоединений, восприятие корпорации внешними заинтересованными сторонами, наличие доступных источников финансирования, состояние фондового рынка в стране, возможности выхода на фондовые рынки других стран и др.
Внутренними факторами, влияющими на стоимость корпорации, являются ориентация акционеров на долгосрочный или краткосрочный рост, стратегическая позиция корпорации на рынке, выбранная бизнес-стратегия, наличие собственных источников финансирования внутреннего развития, наличие компетентных управляющих и др.
Наличие большого спектра инструментов развития бизнеса и управления стоимостью позволяет корпорации выбрать подходящие ей в наибольшей степени. Инструменты, позволяющие увеличивать стоимость, включают инновационно-инвестиционные проекты, политику финансовой реструктуризации, политику слияний и присоединений, вхождения в альянсы и группы, диверсификацию и глобализацию деятельности, дивидендную политику, эмиссионную политику, механизмы дробления и консолидации акций и др.
Помимо инструментов, корпорация должна владеть методами реализации стратегии управления стоимостью, к которым можно отнести стра-
тегическое финансовое планирование, финансовый анализ, технический анализ фондовых рынков, прогнозирование и др.
Показателями результативности финансовой стратегии управления стоимостью корпорации могут быть значения ее внутренней и рыночной стоимости и их расхождение, оценки стратегической стоимости корпорации с учетом накопленного потенциала развития.
Среди внутренних факторов, влияющих на изменение стоимости корпорации, наиболее значимым является определенная корпорацией общая бизнес-стратегия. Исследование и учет такого влияния позволит корпорации в ходе реализации бизнес-стратегии преодолеть существующие ограничения, накладываемые бизнес-стратегией и финансовой стратегией друг на друга, и повысить результативность бизнес-стратегии за счет управления связями, взаимно усиливающими обе стратегии.
Со стороны бизнес-стратегии на финансовую стратегию управления стоимостью корпорации накладываются следующие ограничения:
- ограничения, связанные с той стратегической позицией, которую корпорация занимает в текущий момент на рынке. Например, если корпорация находится на таком этапе своего развития, что не может обеспечить собственникам рост стоимости, то она должна предоставить им право самим распорядиться полученной прибылью. Следовательно, объем нераспределенной прибыли будет уменьшен. Наоборот, в случае устойчивого роста корпорации, выплата дивидендов может привести к сокращению стоимости корпорации, поэтому выгоднее не сокращать объем нераспределенной прибыли;
- ограничения, связанные с выбранным вариантом стратегии. Бизнес-стратегии с высоким деловым риском требуют системы финансирования с низким риском, например, за счет нераспределенной прибыли, и наоборот, если деловой риск низкий, можно прибегать к заемному финансированию.
Со стороны финансовой стратегии управления стоимостью корпорации на бизнес стратегию также могут быть наложены ограничения:
- ограничения, связанные с ожиданиями заинтересованных сторон. Если собственники ориентированы на краткосрочную прибыль, они будут заинтересованы в реализации краткосрочных проектов. Если перед управляющими стоит задача быстрого роста организации, они вместо ориентирования на внутреннее развитие будут вынуждены искать подходящие организации для присоединения или слияния. Достаточно сильным на выбор конкретных вариантов развития организации будет влияние кредиторов, если корпорация имеет неустойчивое финансовое состояние;
- ограничения, связанные с доступностью финансовых ресурсов на определенных условиях. Если условия предоставления необходимых финансовых ресурсов приводят к сокращению стоимости корпорации, то она должна отказаться от их привлечения. Как правило, корпорации не начи-
нают реализацию серьезных проектов, не накопив достаточные объемы собственных средств.
Если принимаемые решения в отношении бизнес-стратегии и финансовой стратегии управления стоимостью корпорации согласованы по указанным взаимным ограничениям, то они будут усиливать друг друга, что приведет к росту стоимости. Если принимается противоречивое решение, то возможный темп роста стоимости корпорации не будет достигнут.
Предложенная модель финансовой стратегии управления стоимостью корпорации определяет, какие цели и задачи стоят пред корпорацией в отношении роста ее стоимости, на каких уровнях она формируется, какие факторы оказывают влияние на изменение стоимости корпорации, через какие инструменты и методы стратегия реализуется, какие индикаторы свидетельствуют о достигнутых результатах.
Библиографический список
1. Об акционерных обществах: федеральный закон РФ № 208-ФЗ от 26 декабря 1995 г.; ред. федер. закона от 27 июля 2006 г. № 155-ФЗ.
Fedorova T.A.
Strategy of management in cost of corporation
Questions of management in cost of corporation are considered. Subjects and objects of management are revealed. The model offinancial strategy of management in cost of corporation is supposed.
Key words: cost of business, reorganization, business unit, model of management, productivity, business - strategy of management.
УДК 334.758.4:330.322
К.Е. Федосеев, аспирант, [email protected], (Россия, Тула, ТулГУ) УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЯМИ В ХОЛДИНГЕ
Предлагается решение проблемы быстрого и точного определения наиболее эффективных направлении инвестиции в холдинговых структурах со сложной системой движения товарных и финансовых потоков.
Ключевые слова: холдинг, инвестиции, прибыль, доходность, окупаемость, управление.
Сегодня инвестирование средств в развитие и расширение бизнеса является одним из важнейших направлений деятельности, особенно в случае управления холдингом, поскольку, имея возможность адекватно оценить перспективную отдачу на инвестиции и сравнить ее с инвестиционными ожиданиями учредителей, а также нормой доходности на капитал на рын-