ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДОЧЕРНИМИ ОБЩЕСТВАМИ В КРУПНЫХ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЯХ
Стадольник М.А. Email: Stadolnik17166@scientifictext.ru
Стадольник Максим Алексеевич - аспирант, кафедра международного бизнеса, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье рассмотрены основные проблемы ведения бизнеса транснациональных корпораций. Исследованы методы взаимодействия материнской и дочерних организаций с учетом различных условий их деятельности. Описаны основные преимущества гибкой ERP системы в управлении крупной транснациональной корпорацией.
Ключевые слова: управление корпорацией, транснациональная корпорация, материнская компания, управление дочерними компаниями, ERP-система.
SUBSIDIARY MANAGEMENT STRATEGY IN LARGE TRANSNATIONAL CORPORATIONS Stadolnik MA.
Stadolnik Maxim Alekseevich - graduate Student, DEPARTMENT OF INTERNATIONAL BUSINESS, ST. PETERSBURG STATE UNIVERSITY OF ECONOMICS, ST. PETERSBURG
Abstract: the article discusses the ways organizations make decisions, the advantages of a centralized and decentralized organization, differences in organizational structures and factors affecting the effectiveness of the application in the face of constant changes in the external and internal environment.
Keywords: corporation management, multinational corporation, parent company, subsidiary management, ERP-system.
УДК 334
Ведение бизнеса на мировом рынке связано с множеством проблем, особенно когда компания владеет и управляет несколькими дочерними организациями. Многонациональным компаниям сложно уследить за всеми стандартами, культурами, особенностями и правилами каждого общества по всему миру.
Дочерние компании транснациональных корпораций могут работать, как в области деятельности материнской компании, так и в кардинально других отраслях. Несмотря на это, цифровая экономика даёт возможность управлять всей вашей сетью по всему миру и является ключевым фактором конкурентоспособности и клиенториентированности [1].
Цифровая экосистема, в которой работают транснациональные корпорации и ее дочерние компании, так же важна, как и другие стратегические решения, которые руководители компаний принимают в отношении инвестиций для приобретения или диверсификации своих денежных потоков. Цифровая экосистема проникает на каждый уровень корпорации, обеспечивая связь и эффективное сообщение между департаментами, управлениями, отделами и сотрудниками. Каждый участник экосистемы является важным элементом, поддерживающим полноту
информационного поля организации, снабжая структуру необходимыми данными, а централизация сервисов усиливает эффект, концентрируя информация, формируя понятную и простую среду для всех участников этого процесса.
Управление дочерними компаниями при одновременном обеспечении требуемого уровня самостоятельности и контролируемости становится проще, если в корпорации функционирует надежная интегрированная система управления организацией (ERP).
Международные исследования более чем пятидесяти транснациональных корпораций показало, что внедрение инноваций в зарубежных дочерних компаниях проходит гораздо проще, когда компании рассматривают дочерние общества, как способ расширения стратегической области, внедряют практику улучшения формальных и неформальных каналов связи, а также предоставляют дочерним компаниям больше полномочий для реализации своих идей, поскольку своевременная необходимая реакция на изменения внешней и внутренней среды организации может обеспечить конкурентное преимущество, которое может быть потеряно при необходимости длительного согласования текущих решений дочерней компании с материнской компанией.
Наличие определенной степени децентрализации может позволить дочерним компаниям функционировать автономно и своевременно принимать самостоятельные решения, реагировать на динамические изменения на рынке и достигать конкурентного преимущества, внося актуальные корректировки в текущие действия организации.
Каждое дочернее общество, принадлежащее транснациональной корпорации, должно иметь возможность самостоятельно развиваться. Это все напрямую зависит от бизнес-модели корпорации, которая обеспечивает эффективность и точность, а также от управленческих подходов, основанных на данных и ориентированных на клиента [2].
На более высоком уровне управления транснациональной корпорации необходим достаточный уровень прозрачности и контроля, чтобы понимать условия работы дочерних обществ, поддерживать эффективную и продуктивную деятельность, реализовывать стратегические инициативы и управлять финансами.
Инновационные цифровые платформы, которые объединяют внутренние процессы между материнской и дочерними предприятиями, гарантируют, что каждая компания в мировом интернет-пространстве «говорит на одном языке», когда дело доходит до общих внутренних операций и сбора данных, необходимых для анализа текущей деятельности и стратегического планирования. Системы управления с использованием ERP-решений позволяют оптимизировать деятельность организации и повысить стабильность бизнес-процессов.
Система управления с использованием ERP-решений позволит:
- стандартизировать основные процессы и консолидировать информацию верхнего уровня;
- повысить безопасность и непрерывность бизнес-процессов и операций;
- улучшить коммуникацию и обмен знаниями между компаниями;
- приспосабливаться к глобальным изменениям в государственном регулировании;
- эффективно распределять затраты между дочерними компаниями;
- облегчить процесс расширения за счёт создания новых компаний.
Исследования отечественных и зарубежных ученых и практиков показывают
проблемы, с которыми сталкиваются транснациональные корпорации и их австралийские дочерние компании при выборе и создании корпоративных систем.
Выбор правильной ERP-системы обычно сводится к выбору между «системным» предложением или использованием одного решения во всей вашей сети. Системный подход позволяет вам внедрять программное обеспечение в соответствии с потребностями пользователей, сохраняя при этом согласованность и связь в вашей цифровой экосистеме, используя продукты от одного и того же поставщика [3].
С одной стороны, транснациональные корпорации, как правило, хотят контролировать дочерние общества, чтобы они могли применять корпоративные стандарты и добиваться экономии от масштаба. Однако этот подход может ограничивать объем внутреннего управления, регулирования и стимулирования сотрудников в дочерней компании. В идеале нужно объединить два подхода: обеспечить структуру и поддержку головным офисом, а также привлечь внутреннего менеджера по внедрению для проработки и выполнения любых конкретных требований дочернего общества. Эта гибридная модель требует отличной связи между внутренним управляющим и зарубежной материнской компании.
Таким образом, можно сделать вывод о важности гибкой адаптивной ERP-системы в крупных транснациональных корпорациях, которая позволит учесть все особенности и условия функционирования дочерних организаций и создаст оптимальные условия контроля их деятельности, а также обеспечит необходимый уровень самостоятельности, необходимый для своевременной реакций на изменения внутренней и внешней среды.
Список литературы /References
1. Кошкин В.И. и др. Антикризисное управление: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 11. М.: ИНФА-М, 2010.
2. Крыжановский В.Г. и др. Антикризисное управление. М.: ПРИОР, 1998.
3. Экономическая стратегия фирмы / Под ред. А.П. Градова. СПб.: Специальная литература, 1999.
4. Реформирование и реструктуризация предприятий. Методика и опыт / Тренев В.Н. и др. М.: ПРИОР, 1998.
5. Плещинский А.С., Титов В.В., Межов И.С. Механизмы вертикального взаимодействия предприятий (вопросы методологии и моделирования). Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2005.