Научная статья на тему 'Стратегия ценообразования предприятий промышленности строительных материалов Республики Башкортостан'

Стратегия ценообразования предприятий промышленности строительных материалов Республики Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
942
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гизатуллин Х.Н., Гузаирова Л.Т.

В условиях реформирования промышленности строительных материалов (стройиндустрии) особую значимость для нее приобретает процесс рыночного ценообразования. Республика Башкортостан является четвертым субъектом Российской Федерации по темпам роста нового строительства. На территории Башкирии к настоящему моменту осуществляют свою производственно-хозяйственную деятельность сорок три (43) кирпичных завода. Экономические реформы по переходу на рыночные отношения, начатые в начале 90-х годов ХХ столетия, привели в упадок промышленность строительных материалов. Производители строительных материалов вынуждены были реализовывать свою продукцию по убыточным ценам, дабы сохранить потенциальных покупателей, каковыми являются строительные тресты, и выдержать конкуренцию. К числу главных проблем дальнейшего развития промышленности строительных материалов на современном этапе относится повышение эффективности ее производственно-хозяйственной деятельности, на основе рыночного конкурентного ценообразования. Для обеспечения конкурентоспособности предприятий стройиндустрии, помимо совершенствования текущего оперативного управления, возникла острая необходимость организации относительно нового для отечественных предприятий управления стратегическое, в системе которого особое место занимает стратегическое ценообразование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гизатуллин Х.Н., Гузаирова Л.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия ценообразования предприятий промышленности строительных материалов Республики Башкортостан»

анализ ценообразования

СТРАТЕГИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Х.Н. ГИЗАТУЛЛИН, член-корреспондент РАН, доктор экономических наук, профессор Уфимский филиал Института экономики УрО РАН

Л.Т. ГУЗАИРОВА

Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАН

В условиях реформирования промышленности строительных материалов (стройиндустрии) особую значимость для нее приобретает процесс рыночного ценообразования.

Республика Башкортостан является четвертым субъектом Российской Федерации по темпам роста нового строительства. На территории Башкирии к настоящему моменту осуществляют свою производственно-хозяйственную деятельность 43 кирпичных завода.

Экономические реформы по переходу на рыночные отношения, начатые в начале 1990-х гг., привели в упадок промышленность строительных материалов. Производители строительных материалов вынуждены были реализовывать свою продукцию по убыточным ценам, чтобы сохранить потенциальных покупателей, каковыми являются строительные тресты, и выдержать конкуренцию.

К числу главных проблем дальнейшего развития промышленности строительных материалов на современном этапе относится повышение эффективности ее производственно-хозяйственной деятельности на основе рыночного конкурентного ценообразования.

Для обеспечения конкурентоспособности предприятий стройиндустрии помимо совершенствования текущего оперативного управления возникла острая необходимость организации относительно нового для отечественных предприятий управления — стратегического, в системе которого особое место занимает стратегическое ценообразование.

Вместе с тем широкое использование эффективного стратегического ценообразования сдерживается отсутствием необходимой для этого научно-методической базы.

Одно из условий поглощения рынком объектов производства—правильная политика в области ценообразования. При этом следует помнить, что в ценообразовании сосредоточиваются интересы как производителей, так и потребителей продукции и всегда стоит задача изыскания методов уравновешивания этих интересов и отражение их в цене. Сложность данной задачи заключается в том, что на поведение продавцов (производителей) и покупателей оказывает влияние множество внутренних и внешних фактов, не обращать внимания на которые просто невозможно. Это подталкивает к высказыванию предположения, что решение задач ценообразования лежит не только в области статики, но и динамики.

С одной стороны, уровень цен в значительной мере определяет финансовое положение и уровень коммерческих результатов: прибыль, рентабельность, предложения конкурентного вида продукции, период окупаемости и эффективности затрат капитального характера и т. д.

С другой стороны, цена выступает как средство маркетинговой политики, в частности различные стратегии ценообразования при одних и тех же условиях способны стимулировать или, наоборот, уменьшать объем продаж, и в этом смысле стратегия ценообразования может рассматриваться как составляющая маркетинговой стратегии предприятия.

С точки зрения иерархии стратегий ценовая стратегия относится к уровню функциональных, имеет подчиненное положение по отношению к общей и конкурентной стратегиям и может рассматриваться как одно из средств их реализации. Вместе с тем на функциональном уровне стратегия ценообразования, так же, как и товарная стратегия предприятия, относится к системообразующим.

Обоснование и выбор той или иной ценовой стратегии на каждом конкретном предприятии стройиндустрии определяется системным действием целого ряда факторов внешней и внутренней среды предприятия, причем определяющее значение имеют факторы окружающей среды, наиболее значимыми из которых являются следующие:

1) рыночные позиции предприятия. Чем выше доля рынка, контролируемая предприятием, тем большими степенями свободы обладает предприятие в выборе методов ценообразования и ценовой стратегии;

2) особенности стратегического положения внутриотраслевых конкурентов и относительная конкурентоспособность анализируемого предприятия;

3) преобладающие в отрасли методы и формы конкурентной борьбы. Традиционно считается, что степень важности ценовой стратегии определяется характером методов конкуренции: если на рынке преобладают ценовые методы конкуренции, то стратегия ценообразования считается одной из ключевых проблем; и, наоборот, ориентация на неценовую конкуренцию снижает значимость ценовой стратегии. Вместе с тем на практике такая однозначность выводов представляется мето-

Общая оценка совместимости и

дологически некорректной. При преобладании ценовых методов конкуренции цена является основным средством конкурентной борьбы, поэтому возможность ценового маневра, а следовательно, и спектр возможных ценовых стратегий для конкретного предприятия в этом случае существенно ограничены. С другой стороны, преимущественное использование неценовых методов конкуренции значительно расширяет возможности предприятия по использованию широкого спектра ценовых стратегий, которые не столько играют самостоятельную роль, сколько рассматриваются как составляющие товарной или маркетинговой стратегии, обеспечивая условия для стабильного и эффективного сбыта продукции. Наряду с приведенными группами факторов, характеризующими интенсивность конкуренции в промышленности строительных материалов, обоснование и выбор ценовой стратегии в значительной мере определяются целями конкретного предприятия отрасли в области ценообразования.

Следует выделить три группы целей предприятий промышленности строительных материалов Башкирии в области ценообразования, реализация которых как раз и является функцией ценовой стратегии.

Цели, основанные на сбыте, включающие в себя увеличение объема продаж или увеличение доли рынка.

Цены, основанные на существующем положении. Эта группа целей в области ценовой политики соответствует общей стратегии стабильности. Цели, основанные на прибыли. Таким образом, изложенные выше факторы, а также цели предприятий промышленности стро-

Таблица 1

овых и конкурентных стратегий

Конкурентные стратегии

Ценовые стратегии Лидерство Экономика Дифферен- Сфокусированная

в издержках в издержках циация дифференциация

I. «Снятие сливок» + +

II. Проникновение на рынок (стратегия низких цен) + +

Классическая + +

Модифицированная + +

III. Стратегия дифференцированных цен, в том числе: + +

3.1. Стратегия льготных цен + +

3.2. Стратегия дискриминационных цен + +

IV. Стратегия гибких (эластичных) цен + + + +

V. Стратегия ценового лидера + +

VI. Стратегия психологических цен, в том числе: + + + +

6.1. Стратегия неокругленных цен + + + +

6.2. Стратегия престижных цен + +

6.3 Стратегия стандартных цен + + +

Рис. 1. Концепция ценообразования предприятий стройиндустрии

Башкирии

ительных материалов в области ценообразования позволяют обоснованно утверждать следующее: во-первых, ценовая стратегия подчинена избранной предприятием конкурентной стратегии; во-вторых, ценовая стратегия подчинена выбору конкретного вида стратегии ценообразования; в-третьих, выбор вида стратегии ценообразования в пределах конкурентной стратегии ограничен.

Специфика каждого типа конкурентной стратегии накладывает определенные ограничения на возможности стратегического ценового маневра. Поэтому каждому типу может соответствовать вполне определенный набор ценовых стратегий (табл. 1)

Таким образом, каждой из конкретных стратегий соответствует вполне определенный набор стратегий ценообразования, причем выбор конкретной ценовой стратегии зависит от целого ряда дополнительных обстоятельств, в том числе связанных с общехозяйственной конъюнктурой региональной экономики.

К сожалению, в настоящее время у большинства предприятий стройин-дустрии нет официального документа, излагающего их цели в области ценообразования. Однако (это является парадоксом), с другой стороны, исследуемые предприятия промышленности строительных материалов обычно имеют четко сформулированную маркетинговую стратегию, сценарии поступления прибылей и конкуренцию всей своей деятельности. Эти оперативные документы описывают основной профиль деятельности предприятия, общий деловой климат, какими характерными стратегическими преимуществами обладает предприятие в этой деловой среде и как руководство реализует эти стратегические преимущества.

Ценообразование является инструментом руководства предприятия и представляет собой скорее средство достижения ее целей, чем какую-то отдельную цель.

Концепция ценообразования предприятий промышленности строительных материалов РБ может быть представлена в виде рис. 1.

Одним из важнейших условий успешного функционирования предприятий стройиндустрии является постоянное совершенствование методов управления их процессами, в том числе и процессом ценообразования.

Экономико-математическое моделирование в вопросах ценовой стратегии становится весьма актуальным и приоритетным направлением для предприятий, осуществляющих свою финансово-хозяйственную деятельность в условиях рыночных отношений. Широкое применение экономико-математического моделирования в ценообразовании возможно благодаря активному внедрению в практику финансово-экономической работы корреляционно-регрессионного анализа.

Для прогнозирования значения рыночной цены единицы выпускаемой стройиндустрией продукции используем метод статистического анализа — корреляционно-регрессионный. В качестве исходной информации были использованы фактические данные о цене за 1 тыс. шт. кирпича по 43 кирпичным заводам Башкирии, а также данные о различных показателях — факторах, оказывающих влияние на величину цены.

Данные по фактической реализации продукции, затраты на рубль выручки, рентабельность продаж, дебиторская задолженность, кредиторская задолженность и данные прочих факторов значительно различаются по заводам, и, как следствие, сильно различаются размеры рыночных цен. Следует упомянуть также о проблеме доступности и качественности информации. В частности, по ценам и учетно-экономическим показателям информация была предоставлена самими предприятиями через финансовую отчетность.

Корреляционный анализ показал, что наиболее влияющими факторами на цену являются: фактическое производство кирпича (млн шт.), коэффициент финансовой устойчивости, кредиторская задолженность, объем продаж, затраты на рубль продаж.

Проанализируем зависимость между фактическим производством кирпича в 2004 г. (У04), фактическим производством в 2003 г. (У03), а также коэффициентом финансовой устойчивости (К04).

Регрессионное уравнение охватывало 43 кирпичных завода промышленности строительных материалов Башкирии.

Оцениваемое уравнение имело вид:

У04 = а + Ь * У03 + с * К04 + eps, (1) где а, Ь, с — коэффициенты регрессии;

eps — остатки модели, представляющие собой отклонение фактических значений зависимой переменной от расчетных значений.

В результате анализа качества построенного регрессионного уравнения был рассчитан коэффициент детерминации R = 0,98296. Высокое значение коэффициента детерминации говорит о хорошем качестве подгонки регрессионного уравнения. То есть 98,3 % вариации объемов производства в 2004 г. объясняется уравнением линейной регрессии, а значит, объемом производства в 2003 г. и коэффициентом финансовой устойчивости. А 1,7 % вариации объема производства обусловлено влиянием не учтенных в модели факторов.

Коэффициенты регрессии приняли значение: а = - 3,1826, Ь = 1,0261, с = 10,2441.

При этом уравнение множественной регрессии имеет вид:

У04 = - 3,1826 + 1,0261*У03 + 10,2441*К04 + eps. (2) Рассчитанные значения коэффициентов регрессии указывают на то, что при увеличении выпуска кирпичей на 1 млн шт. в предыдущем году, в следующем году следует ожидать увеличение производства на 0,10261 млн шт. при условии постоянства других факторов. Если же коэффициент финансовой устойчивости увеличится на 0,01, то выпуск продукции увеличится на 0,01*10,2441=0,102441 млн шт. кирпича.

В табл. 2 представлены парные коэффициенты корреляции для рассматриваемых переменных.

Таблица 2

Корреляционная матрица переменных

К 04 V 03 V 04

К 04 1,000 000 0,081 124 0,143 909

V 03 0,081 124 1,000 000 0,989 383

V 04 0,143 909 0,989 383 1,000 000

На рис. 2 представлена гистограмма остатков с наложенной нормальной плотностью.

Оценим влияние на стоимость 1 тыс. шт. в 2004 г. (руб., р04) таких факторов, как стоимость 1 тыс. шт. в 2003 г. (руб., р03) и кредиторской задолженности на 01.2004 (тыс. руб. ^03)

Высокое значение коэффициента детерминации R =0,9989 говорит о хорошем качестве подгонки регрессионного уравнения. То есть 99,89 % вариации стоимости кирпичей в 2004 г. объясняются уравнением линейной регрессии, а значит, стоимостью в 2003 г. и кредиторской задолженностью. А 0,11 % вариации стоимости обусловлено влиянием не учтенных в модели факторов.

6 8 Остаток

Рис. 2. Гистограмма остатков регрессионной модели

Уравнение множественной регрессии имеет вид:

р04 = 1,0367*р03 + 0,000805* %КЮ3 + eps. (3) В табл. 3 представлены парные коэффициенты корреляции для рассматриваемых переменных.

Таблица 3

Корреляционная матрица переменных

Р03

KR03

Р04

Р03

1,000 004

0,137674

0,941 940

KR03

0,137 674

1,000 000

0,267 883

Р04

0,941 940

0,267 883

1,000 000

На рис. 3 представлена гистограмма остатков с наложенной нормальной плотностью.

Гистограмма остатков K-S d = 08238, p > 20; Lilliefors p >20 — Expected Normal

18 16

14

н

® 12 | 10 £ 8 I 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* 4

2 0

-400 -300 -200 -100 0 100 200

Остаток

Рис. 3. Гистограмма остатков регрессионной модели

Оценим регрессионное уравнение, описывающее зависимость между логарифмами следующих переменных: объемом продаж (тыс. руб., LVp), кредиторской задолженностью (тыс. руб., Lкrеd), затратами на рубль продаж (Lzatz).

Оценим адекватность построенного регрессионного уравнения, т. е. соответствие реальному моделируемому процессу.

Уравнение множественной регрессии примет

вид:

LVp = 85,155 + 0,497* Lкчеd-17,358*Lzatz + eps. (4) Литература

Коэффициент детерминации R=0,7836 говорит о среднем качестве подгонки регрессионного уравнения. То есть 78,36 % вариации объема продаж объясняется кредиторской задолженностью и затратами на 1 руб. реализации. Остальные 21,64 % вариации объема продаж обусловлено влиянием не учтенных в модели факторов.

В табл. 4 представлены парные коэффициенты корреляции для рассматриваемых переменных.

Таблица 4

Корреляционная матрица переменных

LKred

Lzatr

LVp

LKred

1,000 000

-0,353344

0,858604

Lzatr

-0,353344

1,000 000

-0,504 888

LVp

0,858604

-0,504 888

1,000 000

Невысокое значение коэффициентов корреляции для переменных LKred и Lzatr, равное — 0,353, свидетельствует об отсутствии линейной связи между ними.

На рис. 4 представлена гистограмма остатков с наложенной нормальной плотностью.

к 6

1,5 2,0 Остаток

Рис. 4. Гистограмма остатков регрессионной модели

Таким образом, прогнозирование рыночной цены 1 тыс. шт. кирпича, проводимое с использованием методов статистического анализа, позволило выявить основные закономерности формирования цены и определить уравнения для их прогнозирования.

2.

3.

4.

5.

Боровиков В. П., Боровиков И. П. STATISTICA. Статистический анализ и обработка данных в среде Windows. - M.: Финансы и статистика, 1997. - 286 с.

И. И. Елисеева. Эконометрика. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 344 с. Ансофф И. Стратегическое уравнение. — М.: Экономика, 1999 — 258 с.

Вальтух К. К. Динамика относительных цен: теория. Статистические исследования — Новосибирск: Наука, 2002. — 387 с.

Гизатуллин Х. Н, Аристархова М. К., Гизатуллин Т. Х. Управление коммерческой деятельностью предприятия — Институт экономики, Ур О РАН. — Екатеринбург, 2002. — 287 с.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: теория и практика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.