Научная статья на тему 'Стратегия территориального развития Российской Федерации'

Стратегия территориального развития Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
3997
346
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Геополитика / геостратегия / Геоэкономика / территориальное развитие / Устойчивое развитие / экономическая глобализация / Экономический кризис

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Басангова Кермен Маратовна

Рассматриваются проблемы и перспективы территориального развития Российской Федерации, приводится его поэтапный анализ. Предложены решения указанных проблем. Отдельное внимание уделяется специфике геоэкономического и геополитического положения России в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия территориального развития Российской Федерации»

Terra Humana

РВШСТіВ'О

ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

УДК 332.1 ББК 65.9(2Рос)

К.М. Басангова

СТРАТЕГИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рассматриваются проблемы и перспективы территориального развития Российской Федерации, приводится его поэтапный анализ. Предложены решения указанных проблем. Отдельное внимание уделяется специфике геоэкономического и геополитического положения России в современном мире.

Ключевые слова:

геополитика, геостратегия, геоэкономика, территориальное развитие, устойчивое развитие, экономическая глобализация, экономический кризис.

Среди главных целей стратегии территориального развития Российской Федерации можно выделить такие: укрепление единого экономического пространства, политической целостности и безопасности страны; гармоничное развитие всех регионов на основе их оптимальной специализации в общероссийском и международном разделении труда, использования ресурсного потенциала и других конкурентных преимуществ [1; 3].

Реализация стратегии территориального развития России включает три этапа:

1. Завершение переходного периода.

2. Осуществление крупных программ, способных привести к качественным изменениям в размещении производства, природопользовании и состоянии окружающей среды, системах расселения, развитии транспорта и связи.

3. Начало выхода регионов на траекторию устойчивого развития.

Задачи первого этапа - ускоренное преодоление последствий экономического кризиса в регионах, завершение в них основных институциональных преобразований. Специальными задачами являются снижение дифференциации по уровню развития регионов (в 1,5-2 раза), в основном, путем «подтягивания» наиболее отставших из них и ускорение межрегиональной интеграции благодаря устранению административных и экономических межрегиональных барьеров, развитию рыночной инфраструкту-

ры, созданию единого информационного пространства. Необходимость укрепления экономической целостности страны сохранится как одна из главных целей стратегии на весь период ее осуществления.

Территориальное развитие Российской Федерации в значительной мере будет определяться мировыми экономическими, экологическими и геополитическими процессами. Основными факторами для России будут являться:

- усиливающаяся интеграция российской экономики в мировую экономику;

- дифференциация геополитической ситуации и геополитических приоритетов по периметру государственных границ, в том числе существование приграничных зон с особой политической и социальной нестабильностью;

- особая роль российской территории как резервной ресурсной и экологической зоны мирового значения.

Специфика геоэкономического и геополитического положения Российской Федерации в современном мире заключается в том, что она соприкасается с крупнейшими мировыми экономическими группировками. Различные контактные зоны России будут испытывать разные внешние притяжения. Так, регионы европейской части и Урал экономически в большей степени ориентированы на объединяющуюся Европу. Для всего Дальнего Востока и значительной части Сибири главное пространство

внешнеэкономического сотрудничества -Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Для российских регионов, приближенных к южным границам, - от Северного Кавказа до Восточной Сибири - это соседи по СНГ (а за ними - страны мусульманского мира) и континентальный Китай.

Соседство с развитыми и быстро развивающимися странами дает для контактных регионов определенные экономические преимущества, но и создает немало проблем, связанных с конкурентоспособностью местного производства, трансграничной миграцией, предотвращением контрабанды, защитой природных ресурсов и др. Россия как евроазиатская держава может сыграть важную роль во взаимодействии европейской и азиатско-тихоокеанской экономических группировок, выполняя функции трансконтинентального экономического моста и активного участника процессов мировой экономической интеграции.

Активное включение России в процесс экономической глобализации (при необходимых мерах по защите не только национального, но и своих региональных рынков) должно использоваться для усиления внутренней экономической интеграции. С этой точки зрения особое значение имеют проекты развития трансконтинентальных коммуникаций, проходящих через территорию России:

- модернизация Транссибирской железнодорожной магистрали как трансконтинентального контейнерного моста с параллельным завершением автомагистрали Дальний Восток - Западная Европа;

- сооружение второго Транссибирского железнодорожного хода - Северо-Азиатс-кой магистрали, восточным участком которой станет БАМ, а на западе будут созданы выходы к портам Белого, Баренцева и Балтийского морей;

- развитие Северного морского пути - наиболее короткого маршрута между северными акваториями Атлантического и Тихого океанов, соединяющего Европу и Восточную Азию, Европу и Северную Америку;

- организация трансконтинентального (кросс-полярного) воздушного моста между Азией и Северной Америкой через Северный полюс;

- развитие трансконтинентальных телекоммуникационных систем.

К важнейшим трансконтинентальным проектам следует отнести также железнодорожные, автомобильные и водные коридоры между Западной Европой, европейскими регионами РФ и странами Ближнего Востока, ряд альтернативных проектов

международных нефте- и газопроводов от Каспия, Казахстана и Туркменистана, проходящих через территорию России. Для регионов России роль трансконтинентальных и других международных магистралей не может ограничиться только ролью транзитного пути. Эти магистрали должны воздействовать на развитие экономики регионов, включая освоение новых природных ресурсов, размещение производств по переработке перемещаемых грузов, обеспечение строительства и функционирования транспортных путей.

Геостратегические интересы будут играть важную роль во многих направлениях эволюции экономического пространства России, особенно в развитии приграничных и приморских территорий. В стратегии территориального развития Российской Федерации и ее интеграции в мировую экономику приграничным и приморским регионам отводится роль форпостов, необходимого звена международного экономического сотрудничества. Развитие внешнеэкономических связей этих регионов должно компенсировать их удаленность от главных экономических центров страны. С другой стороны, в интересах усиления экономического единства страны пограничные регионы не должны превращаться в экономические эксклавы, они должны поддерживать активные экономические связи с внутренними регионами России.

В новом веке возрастет интерес мирового сообщества не только к традиционным энергетическим, минеральным, биологическим ресурсам России, но и к ее малозаселенным территориям как к стратегическому резерву общепланетарного значения. Поэтому должна быть выработана национальная концепция в отношении включения этих территорий в международное сотрудничество [5].

Главными внутренними проблемами стратегии территориального развития на национальном уровне являются:

- развитие транспортных, энергетических, телекоммуникационных, логистических систем на новой технической базе, обеспечивающее реальную интеграцию экономического пространства; более равномерное размещение топливно-энергетических баз (в том числе уменьшение чрезмерной энергетической зависимости европейских регионов, ряда территорий Крайнего Севера и Дальнего Востока, диверсификация источников энерго- и теплоснабжения);

- адаптация хозяйственных структур регионов к требованиям рыночной экономики и устойчивого развития (включая

Общество

Terra Humana

структурную перестройку промышленности, развитие сетей обслуживания, экологизацию производства);

- модернизация системы расселения на основе новой градостроительной доктрины и аграрной реформы;

- регулирование миграционных потоков с учетом предпочтений населения и потребностей рынков труда (достижение в первую очередь стабилизации населения Севера, стимулирование заселения южной части Дальнего Востока и ряда приграничных территорий);

- обеспечение экономически устойчивого развития территорий со значительными техно- и антропогенными нагрузками.

Отдельные направления стратегии связаны с решением крупных региональных проблем, имеющих существенное значение для всего государства. Это огромная по масштабам проблема Севера, модернизация экономики центральной и южной Сибири, развитие Дальнего Востока с учетом его интеграции в азиатско-тихоокеанское экономическое пространство, создание полюсов и коридоров инновационного роста, стабилизация ситуации и создание условий для интенсивного развития регионов Северного Кавказа, проблема развития в российском и европейском экономическом пространстве Калининградской области и др.

Все проектировки стратегии территориального развития должны быть взаимосвязаны с прогнозами и мероприятиями социальной, макроэкономической, промышленной, структурной политики. Система государственного регулирования экономики должна подвергнуться испытанию с точки зрения ее соответствия целям и задачам стратегии территориального развития.

«Территориальный» раздел долгосрочной правительственной программы включает также краткую характеристику направлений развития семи экономических макрорегионов, которые отличаются от федеральных округов. Включение принципиальных положений о территориальном развитии страны в долгосрочную экономическую программу рассматривалось разработчиками-учеными как первый шаг на пути к развернутой стратегии территориального развития (СТР), включающей крупные региональные блоки. Однако этот замысел не осуществляется. На протяжении последних лет предложения о разработке новых научных основ СТР не встречают поддержки Минэкономразвития России, несмотря на позитивное отношение со стороны администрации Президента РФ и профильных комитетов обеих палат Фе-

дерального собрания. Более того, в каждой очередной среднесрочной программе Правительства РФ территориально-региональный раздел последовательно уменьшается. В последней программе (на 2003-2005 гг.) исключены направления развития макрорегионов, а весь раздел по региональной политике умещается на одной странице.

На государственном уровне работы по территориальным аспектам долгосрочного развития страны пока рассредоточились по ряду проблемно-отраслевых направлений: принята Энергетическая стратегия России на период до 2030 г., подготовлена Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 г. [8; 6]. К этому ряду можно добавить долгосрочные проблемно-отраслевые федеральные целевые программы (ФЦП), в первую очередь «Экология и природные ресурсы России», а также Концепцию демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года и некоторые другие документы и проекты [2; 7]. Все они в совокупности охватывают существенную часть содержательного поля территориальной стратегии страны, но недостаточно связаны общим социально-экономическим видением и поэтому не могут заменить единую стратегию территориального развития России.

Формированию территориальной стратегии в России не уделяется большого внимания федеральных органов на фоне усиливающегося внимания к пространственному (территориальному) развитию в глобализирующемся мире.

Во Франции имеется Генеральный план территориального устройства на период до 2015 г. (близкий аналог российской Генеральной схемы развития и размещения производительных сил), а основной формой регионального планирования являются плановые контракты «государство-регион». В Германии разрабатываются федеральные рамочные планы по пространственной организации хозяйства и «концепции регионального развития»; в Нидерландах -«Отчеты о физическом планировании», реализующие Закон «О физическом планировании». В Испании действует рамочный инфраструктурный план на 15-летний период. В большинстве стран регулярно разрабатываются имеющие правовую основу индикативные планы регионов.

Европейский Союз принял документ «Перспективы пространственного развития», ставший ориентиром для всех старых и новых членов ЕС. По основным идеям с ним перекликаются «Основополагающие принципы устойчивого пространственно-

б

го развития Европейского континента», принятые Советом Европы (СЕ), членом которого является Россия [4].

В этом документе говорится, что «Основополагающие принципы...» подчеркивают территориальное измерение прав человека и демократии. Их цель заключается в определении мер политики пространственного развития, с помощью которой люди во всех государствах-членах СЕ могут достигать приемлемого уровня жизни. Это является необходимым предварительным условием стабильности демократических структур в регионах Европы.

Положения документа СЕ перекликаются с изложенными выше принципами формирования стратегии территориального развития России. Это поддержка межрегиональных интеграционных процессов, развития крупных европейских регионов, полицентрической модели развития, культурного разнообразия, особые подходы к развитию разных типов регионов (старопромышленных, милитаризованных, периферийных, приграничных), рекомендации о согласовании частных крупных проектов с перспективами развития регионов, достижение разных условий пространственной доступности, принципы организации горизонтальных и вертикальных институциональных взаимодействий и многие другие.

Ряд рассматриваемых направлений европейского пространственного развития непосредственно включает Россию. Во-первых, это задача уменьшения социальноэкономических различий между странами и регионами Большой Европы (движение к «социальному согласию»). При сравнении

Список литературы:

стран-членов СЕ по индексу человеческого развития Россия отнесена к четвертой группе стран, имеющих индекс от 0,73 до 0,80. В пятую (последнюю) группу входят Турция и республики бывшего СССР (Украина, Молдова, Грузия, Армения, Азербайджан). Во-вторых, включение России в два панъевропейских транспортных коридора, которым придается важное значение в интеграции европейского и азиатского континентов (коридор № 2: Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород; коридор № 9: Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва - продление на Юг). Следует оптимально использовать потенциал сухопутного пути между восточными участниками СЕ, Ближним и Дальним Востоком. Это необходимо делать, в частности, через развитие торговых коридоров. Таким образом, восточная периферия Европы может стать центром организации сотрудничества и торговли между Европой и Азией. В этом контексте особое значение получает организация и развитие энергетических и транспортных сетей. В-третьих, вхождение России в две панъевропейские зоны сотрудничества: Баренцев-Евроарктический регион и Черноморский регион. В-четвертых, участие России в программе ЕС «Интеррег III В», направленной на развитие зоны сотрудничества «Балтийское море».

Россия присоединилась к «Основополагающим принципам...», что расширяет возможности ее участия в интеграционных процессах на евроазиатском экономическом пространстве. Однако трудно представить, что Россия может обойтись без собственной стратегии пространственного (территориального) развития.

[1] Базлуцкая Л.В. Инструменты снижения дифференциации социально-экономического развития регионов // Местное самоуправление в Российской Федерации. - 2007, № 11.

[2] Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года // Население и общество. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://demosTOpe.ru/weekly/kmgi/koncepciya/konceptiya25.html

[3] Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации // Минрегион России. - Интернет-ресурс. Ррежим доступа: http://archive.minregion.ru/OpenFile.ashx/ Download?AttachГО = 184

[4] Основополагающие принципы устойчивого пространственного развития Европейского континента (СЕМАТ) / Экологическое сообщество. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://assets.ecorussia. mfo/assets/paragraph_attaches/7643/paragraph_media_7643_origmal.pdf?1280721803

[5] Стенограмма начала встречи Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина с участниками VII заседания международного дискуссионного клуба «Валдай», 06.09.2010 // Сайт Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://premier.gov.ru/events/news/12039/

[6] Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года // Минтранс России. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.mintrans.ru/pressa/transstrateg_vv.htm

[7] Федеральная целевая программа «Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)»: [утв. постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. № 860] // МПР России. -Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru/old_site/files/part/0638_1748_0860_2001.pdf

[8] Энергетическая стратегия России на период до 2030 года // Подкомитет РСПП по энергоэффективности и возобновляемой энергетике. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.inreen.org/node/89

Общество

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.