Научная статья на тему 'Территория в поле геопространственной конкуренции'

Территория в поле геопространственной конкуренции Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
256
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИЯ / ПРОСТРАНСТВО / РОССИЯ / СИБИРЬ / АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ЕВРАЗИЙСТВО / TERRITORY / SPACE / RUSSIA / SIBERIA / ASIAN-PACIFIC REGION / EURASIAN DOCTRINE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Колоткин Михаил Николаевич

Рассматриваются проблемы межгосударственного взаимодействия в Азиатско-Тихоокеанском регионе на протяжении больших временных циклов. Место евразийского дискурса в геополитическом измерении. Освещены проблемы взаимоотношений Сибирь-Центр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERRITORY IN GEOSPATIAL ENVIRONMENT COMPETITION

The problems of interstate relations in Asian-Pacific region over a long period of time are considered. The place of Eurasian discourse in geopolitical dimension is shown. The problems of Siberia-Centre relationship are analyzed.

Текст научной работы на тему «Территория в поле геопространственной конкуренции»

ТЕРРИТОРИЯ В ПОЛЕ ГЕОПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Михаил Николаевич Колоткин

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, г. Новосибирск, ул.

Плахотного, 10, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой гуманитарных наук, тел. (383)361-04-68, e-mail: m.n.kolotkin@ssga.ru

Рассматриваются проблемы межгосударственного взаимодействия в Азиатско-Тихоокеанском регионе на протяжении больших временных циклов. Место евразийского дискурса в геополитическом измерении. Освещены проблемы взаимоотношений Сибирь-Центр.

Ключевые слова: территория, пространство, Россия, Сибирь, Азиатско-Тихоокеанский регион, евразийство.

TERRITORY IN GEOSPATIAL ENVIRONMENT COMPETITION

Mikhail N. Kolotkin

Ph.D., Prof., head of the department of humanities, Siberian State Academy of Geodesy, 10 Plakhotnogo st., 630108, Novosibirsk, phone: (383)361-04-68, e-mail: m.n.kolotkin@ssga.ru

The problems of interstate relations in Asian-Pacific region over a long period of time are considered. The place of Eurasian discourse in geopolitical dimension is shown. The problems of Siberia-Centre relationship are analyzed.

Key words: territory, space, Russia, Siberia, Asian-Pacific region, Eurasian doctrine.

Современный этап общественного развития отличается возрастанием роли пространства и территории. Понятие «территории» характеризует физико -географическую и природно-биологическую реальность. Понятие «пространства» относится обычно к реальности социальной. Различают экономическое, политическое культурное, правовое, информационное и многие иные пространства. Эти понятия тесно взаимосвязаны, однако не тождественны друг другу. Территория социума всегда способна вмещать множество пространств. И если на ранних этапах истории и развития общества пространство лишь дополняло собой представленные территорией ресурсы, то к концу ХХ века - период бурного нарастания глобализации, в мире четко обозначились две тенденции в территориальных вопросах. По мере нарастания экологических проблем и осознания конечности земных ресурсов усиливается конкуренция за надежный доступ к источникам сырья и особенно энергоресурсов. В повестку геополитики все более входит тема будущего использования Мирового океана и Арктики.

Россия, занимая 1/8 часть суши, возглавляет список крупнейших по территории государств мира. Огромная территория является вместилищем значительных ресурсов и главным богатством, основой общественного

развития, пространственной базой для развития производственных, демографических, транспортных, телекоммуникационных, логистических систем, обеспечивая реальную интеграцию экономического пространства. ООН в начале 1990-х гг. оценила богатство недр России в 30 трлн. долл., а США — в 8 трлн. По данным наших ученых, национальное природное богатство России, включая все естественные ресурсы, в том числе землю, территорию, составляет 320-380 трлн. долл., что в 2 раза превышает среднедушевые показатели США, в 6 раз — Германии и в 22 раза — Японии. Расчеты Всемирного банка подтверждают, что основой национального богатства до сих пор являются земля, недра и другие естественные ресурсы.

До сих пор нет детальных данных о территориальных владениях России.

Приводят одну бесспорную цифру 17,1 млн. км , так как в официальной

22

статистике фигурирует и 17075,4 тыс. км и 17098 тыс. км .

Территория страны отделяется от других пространств с качественно и количественно различными свойствами и параметрами линиями перехода, обозначаемые границами. Государственные границы России, протяжённость которых составляет 55,6 тыс. км, либо совпадают с рубежами бывшего СССР и закреплены в международных договорах (с Норвегией, Финляндией, Польшей), либо находятся в стадии оформления как государственные со странами, не входящими в СНГ (с Эстонией, Латвией и Литвой), либо являются административными границами со странами СНГ и пока не оформлены как государственные.

Особую роль в развитии и эволюции экономического пространства России играют приграничные и приморские территории. В настоящее время 45 из 83 субъектов РФ являются приграничными и приморскими, они занимают 3/4 территории страны, где проживает около 1/2 ее населения. Приграничные регионы в Российской Федерации, имеющей самую протяженную в мире границу и самое большое число приграничных стран (16), играют важную роль в обеспечении безопасности и сотрудничества. Помимо сухопутных границ РФ имеет значительное морское приграничное пространство (акватории), охватывающие внутренние и территориальные воды, исключительную экономическую зону, континентальный шельф, конвекционные морские районы. Для России, имеющей прямые выходы в акватории Северного Ледовитого и Тихого океанов, Балтийского, Черного и Каспийского морей, проблемы развития прибрежных регионов и использования ресурсов прилегающих морей имеют огромное экономическое значение.

Существующие количественные и качественные параметры экономического пространства — плотность, размещение, связанность, емкость, территориальные разрывы характеризуют основные направления использования территории.

Территория является ареной жизни людей с их социальными, культурными, национальными, духовными интересами, со своими потребностями и привязанностями. Россия — относительно слабозаселенная страна, отличающаяся полиэтничностью и многоконфессиональностью. По результатам последней переписи населения (2010 г.) на ее территории

проживало свыше 100 народов, принадлежащих четырем языковым семьям — индоевропейской (85% населения), алтайской (почти 10%), уральской (2%) и кавказской (2%). Этнические особенности оказывают воздействие на ход демографических процессов и характер традиционной хозяйственной деятельности, все больше влияют на политические процессы в стране.

Религиозное многообразие в России связано с особенностями национальной культуры, где подавляющая часть населения исповедует православие, большинство народов Северного Кавказа и многие тюркские народы — ислам, получил распространение также ламаизм, иудаизм. Исторический опыт мирного сосуществования многонационального российского государства предохраняет страну от крупных межэтнических конфликтов, хотя объективные трудности, переживаемые страной, региональная специфика национальной проблемы на Северном Кавказе обостряет межнациональные отношения.

Различия в экономической освоенности районов европейской и азиатской части страны настолько велики, что правомерно говорить о наличии в России неосвоенных территорий, к которым в первую очередь относятся северные территории, главным образом, Сибирь и Дальний Восток. Исторически сложившаяся неоднородность экономического пространства России отражает исключительное разнообразие природных, геополитических, социальноэкономических, национально-культурных условий в различных частях страны.

Огромный пространственный потенциал России представляет собой резерв развития и безопасности страны, стратегический ресурс государства, значение которого меняется во времени и зависит от изменений, происходящих в системе мирового хозяйства и мировой политики. В течение столетий огромные пространства России от Балтики до Тихого океана являлись символом величия страны. Однако после развала Советского Союза Россия пошла на ряд “территориальных уступок”, отдав США часть шельфа Берингова моря, Китаю

— участки материкового побережья и несколько островов на Дальнем Востоке, Грузии — часть Дарьяльского ущелья. Территориальные притязания к России выдвигают Эстония (на часть Ленинградской обл. и Печорского района Псковской обл.), Финляндия (на часть Карельского перешейка), Норвегия (на часть Баренцева моря), Япония (на группу островов Курильской гряды). Ограниченность свободных пространств, являющихся носителями полезных ископаемых, земель, вод, леса превращает территорию в особый вид ресурса, потеря которого невосполнима.

Вовлечение необъятных территорий России в систему мирохозяйственных связей, когда страна использует свой “ресурс положения”, предоставляя территорию для различных видов экономической деятельности, приобретает особую значимость в новой хозяйственной и геополитической ситуации.

Современное геополитическое положение России является уникальным. Она представляет собой естественный “евразийский мост”, находясь на торговых путях между интенсивно интегрирующейся Европой и бурно развивающимися странами Азиатско-Тихоокеанского региона и в наступающем веке объективно выдвигается в один из центров мировой хозяйственной жизни.

Территория России является местом для создания так называемых международных и транспортных коридоров, определяющим возможность и интенсивность экономических связей между отдельными частями и элементами пространства.

С этой точки зрения особое значение имеют проекты развития трансконтинентальных коммуникаций, проходящих через территорию России:

- Модернизация Транссибирской железнодорожной магистрали как трансконтинентального контейнерного моста с параллельным завершением автомагистрали Дальний Восток — Западная Европа;

- Сооружение второго Транссибирского железнодорожного хода — Северо-Сибирской магистрали, восточным участком которой станет БАМ, и на западе будут созданы выходы к портам Баренцева и Балтийских морей;

- Развитие Северного морского пути — наиболее короткого маршрута

между северными акваториями Атлантического и Тихого океанов, соединяющего Европу и Восточную Азию, Европу и Северную Америку. Борьба за Арктику, связанная с природными ресурсами на шельфе, при наличии у России атомных ледоколов, реанимировала идею возрождения Северного торгового пути. Если идти в Китай или Японию в обход Европы, через Суэцкий канал и Индийский океан, то получается 11 тыс. миль, а Севморпуть короче на 4 тысячи. Соответственно корабли должны проводить в плавании не 33, а 20 суток. В последнее время грузооборот здесь возрос в пять раз и составил 3 млн. тонн. А потенциальные возможности Севморпути - 5- миллионов.

Возрождению пути по северным морям России и Берингову проливу мешает нехватка ледоколов и слабая инфраструктура. В настоящий момент на протяжении Семорпути только два порта - Дудинка и Игарка. Правительство РФ уже приняло решение о строительстве новых портов Варандей и Саббета на Ямале, а первый новый ледокол планируется ввести в строй уже в 2015 году;

- Организация трансконтинентального (кросс-полярного) воздушного моста между Азией и Америкой через Северный полюс;

- Развитие трансконтинентальных телекоммуникационных систем.

Емкость территории России в 6,7 раза превышает установленные нормативы и прежде всего это необъятные и слабозаселенные просторы Европейского Севера (в 14,6), Западной (в 9,2) и Восточной Сибири (в 26,1), Дальнего Востока (почти в 49). В европейской части страны пространственный потенциал используется значительно полнее, особенно в Центральной России и на Северном Кавказе, где емкость территории почти соответствует существующим стандартам.

Однако по “эффективности площади”, т. е. территории, расположенной ниже 200 м над уровнем моря со средней температурой не ниже — 2° С, Россия занимает лишь 5-е место в мире. Почти 2/3 площади страны — самой холодной в мире — занимают экстремальные и дискомфортные территории, но подавляющая часть населения проживает в центре и на юге европейской зоны, наиболее благоприятных для проживания населения.

Территория России является резервной экологической зоной мирового значения. Для Российской Федерации остается характерным сохранение крупнейших в мире площадей со слабозатронутыми хозяйственной деятельностью естественными экосистемами, главным богатством которых является качество природной среды — чистая вода, ненарушенные ландшафты, разнообразие живой и неживой природы, ее ассимиляционный потенциал (способность восстанавливаться после антропогенного воздействия). Они занимают почти половину территории России, что превращает ее в планетарный заповедник. Поэтому в ХХ1 в. возрастает интерес Мирового сообщества не только к традиционным энергетическим, минеральным, биологическим ресурсам России, но и к малозаселенным территориям как к стратегическому резерву общепланетарного значения.

Огромная территория России располагает и значительным ландшафтным потенциалом, обеспечивающим выполнение важных природно-биологических функций, которые поддерживают экологическое равновесие в системах, сохраняют флору и фауну, позволяют осваивать природные и культурноисторические рекреационные ресурсы. Уникальность России состоит в наличии естественного облика природы на гигантских просторах.

Исторически, пространство бывшего СССР и России формировалось начиная с XIV века в основном, как моноцентрическая система с центром в Москве, имеющая умеренную компактность в западном и южном секторах.

Распад СССР привел к деформации пространства новой России, уменьшению ее компактности, разрыву части южных и восточных осей развития, потере зоны влияния, опасности перехода периферийной зоны к другим геополитическим центрам.

В целях воссоздания геопространства России необходимо формирование новых северных и восточных осей развития, русских национальнотерриториальных образований в республиках Союза, объединение их в новый Союз, но при полицентрической модели формирования его геопространства.

Преимуществом Сибири является ее уникальное геополитическое положение. Между Сибирью и соседними странами существуют не только протяженные границы, но и исторически сложившаяся взаимозависимость экономики на базе разделения труда. При мощном экономическом потенциале Сибирь не имеет серьезных геополитических препятствий к выходу в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР).

Транспортная инфраструктура Сибири имеет широтное протяжение -железные дороги связывают западные районы страны и Дальний Восток. Особое место занимают БАМ и водный путь по Амуру. Широка сеть воздушных сообщений. С переходом ряда морских портов на Балтике и Черном море в собственность вновь образовавших сопредельных стран повысилось значение Северного Ледовитого океана по пути выхода в Атлантику. Этому способствует направление течения великих сибирских рек с юга на север и наличие Северного морского пути. Важны географическая близость с южными соседями и достаточная обширность «эффективной территории». Наличие таких факторов создает все необходимые условия для успешной хозяйственной

деятельности, делает Сибирь ядром, способным придать устойчивость всему геополитическому пространству России. Все это геопространство гигантской протяженности составляет главное стратегическое преимущество России как подлинно евразийской державы.

Трудно переоценить геополитическое значение для России Дальнего Востока. Этот макрорегион соседствует с крупнейшими и стабильно развивающимися государствами мира - США, Японией, КНР, Южной Кореей, находится на стыке океанических путей с довольно развитой системой магистральных железных дорог, пересекающих всю Евразию, основой которой является Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали. Это открывает большие возможности для роста международных транзитных перевозок, а также для развития международного экономического сотрудничества. Дальний Восток относится к тем немногим районам, геополитическое положение которых относительно Мирового океана, других стран правомерно и необходимо рассматривать в качестве одного из важнейших ресурсов развития страны в XXI веке.

Таким образом, в геополитической структуре Российской Федерации регионы представляют собой сложный политический и социальноэкономический комплекс пространственно-географических и политикоадминистративных образований с целым рядом характерных геополитических и регионообразующих факторов. Регионы имеют разный геополитический потенциал и ресурсы, что определяет разный удельный вес и своеобразие их развития в структуре геопространства Российского государства.

Заслуживает пристального внимания проблема деградации единого духовного пространства в стране, что также представляет весьма ощутимый региональный геополитический вызов. Субъекты Федерации все больше дистанцируются от Центра. Ослабление, потеря контроля над информационным пространством привели к усилению социально-культурной замкнутости регионов.

Возрастает угроза миграционно-демографического передела и социальной безопасности субъектов Федерации. Соседние демографически избыточные государства рассматривают Россию в качестве малонаселенной территории, благоприятной для переселения туда населения (для колонизации, в исходном смысле этого слова). Причем масштабы миграционной экспансии прямо соотносятся с убылью коренного населения в России. При этом конфликтный потенциал, накаливаясь по мере нарушения этнического баланса, становится политической бомбой с дистанционным управлением из третьих стран. К числу новых региональных вызовов относятся международный терроризм и угроза асимметричных войн.

Региональные вызовы и угрозы актуализируют перед российской политической элитой вопрос об изменении парадигмы внутренней геополитики. Геоисторическая сущность, не движимая значимой идеей, целью развития и позитивной энергией созидания, не сможет оставаться целостной и жизненной. Нарастание энтропии и распад неизбежны. Поэтому России нужен новый геополитический проект, рассчитанный на весь XXI век. Задача проекта -

обеспечение национальной, региональной безопасности и сохранение территориальной целостности страны и повышение ее значимости.

Многонациональная Россия должна быть единым монолитным государством, что немыслимо без равенства и дружбы между всеми народами страны. Следуя путем укрепления межнационального и межконфессионального согласия, уже в недалекой перспективе можно подойти к реальному формированию нового российского суперэтноса, что является необходимым условием, фундаментом содержательной составляющей успешного геополитического развития России в XXI веке.

России жизненно необходимо стать лидером в новых направлениях научнотехнического процесса и экономического развития. Только так у регионов страны появится возможность работать на опережение. Главное содержание политики модернизации и промышленности в регионах должны составить многократное повышение инвестиционной и инновационной активности, структурная перестройка региональной экономики на основе широкого распространения современных технологий.

Для геополитического проекта XXI века нужна новая, построенная на результатах фундаментальных исследований, теория территориальной организации общества, соответствующая потребностям реального реформирования России в соответствии с ее геополитическими интересами.

Геополитическим проектом в сфере пространственного развития может стать выделение на территории страны опорных регионов - узлов развития новой экономики и центров инновационной инфраструктуры. В сложившейся ситуации это может быть сделано за счет совмещения двух направлений: формирования узлов транспортных инфраструктур (придания развитию отдельных транспортных узлов и коридоров федерального значения; стыковки внутренних транспортных коммуникаций с международными транспортными коридорами; поддержания миграционной мобильности населения) и размещения на территории РФ крупных образовательно-инновационных комплексов (решить эту задачу можно за счет укрупнения существующих вузов, создания университетских центров с числом студентов не менее 100 тысяч и придания этим центрам статуса федерального инновационного центра по той или иной ключевой для развития тематике: сверхбыстрый транспорт, новые материалы, нанобиотехнологии, гуманитарные технологии, новая энергетика и т. д.). Решение этой задачи позволит развернуть инфраструктуру новой экономики в макрорегионах, на полномасштабное развитие которых у федерального правительства и региональных сообществ пока нет материальных и финансовых средств.

Федеральная власть не может и не должна централизованно планировать все аспекты пространственного развития РФ. Ей надо сосредоточиться на формировании и развитии каркаса геопространственной организации страны. Территории, не отнесенные к узлам этой организации, могут и должны самостоятельно вырабатывать и реализовывать стратегии своего развития, а федеральное правительство - осуществлять селективную бюджетную (грантовую) поддержку региональных инициатив.

Успешность запуска проектов, ориентированных на генерацию новой волны экономического развития России на базе нового «портфеля ресурсов», можно будет окончательно констатировать в тот момент, когда в стране появятся пулы инвесторов, получающих прибыль от развития регионов, формирования в них столь необходимой стране высокоорганизованной урбанистической среды жизни - сетевых компаний в сфере торговли, платных услуг, образования, девелоперских компаний, туроператоров, зарабатывающих приличные деньги на внутреннемтуризме и т. д. Возможно, в создании и поддержке таких пулов инвесторов и должна заключаться одна из важнейших задач федеральной государственной промышленной политики на ближайшие годы.

Наряду с внутренними факторами, геополитический проект должен учитывать реальное положение России в геополитической картине мира. Как отмечалось выше, основная геополитическая борьба сегодня идет за жизненные пространства, источники энергии и питьевой воды. Россия обладает всем необходимым для успешного развития. При этом большая часть ее природных ресурсов находится в малозаселенных регионах Сибири и Дальнего Востока.

Поэтому важнейшей задачей России является более интенсивное освоение этих территорий. Для этого должна быть разработана целевая государственная программа заселения и развития инфраструктуры этих регионов, сформирована эффективная группировка войск на востоке страны. Социально-экономическое развитие северных регионов необходимо осуществлять на основе эквивалентной экологической емкости, то есть способности природной среды удовлетворять потребности населения и восстанавливать при этом утраченные ресурсы. Парадигма «освоения ради сырья и топлива» должна замещаться парадигмой «освоения и обживания ради обеспечения жизнедеятельности населения Севера». Отношения Центра с северными регионами должны строиться на компенсационном принципе.

Вложения в Сибирь воздавались и будут воздаваться государству сторицей. При этом необходимо опираться на межнациональные проекты федерального значения, способные объединить усилия сразу нескольких сибирских регионов. Например, строительство Северной широтной дороги для выхода из Сибири в европейскую часть России через Север или сооружение нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан. Последний проект связан с решением неизбежной национальной задачи, как форсированное освоение Восточной Сибири в качестве замены ее месторождениями истощаемых нефтегазовых провинций Западной Сибири. Это обеспечит как внутренние потребности наших восточных регионов в нефти и газе, так и их экспорт в АТР.

Совсем недавно руководители Казахстана, Киргизстана и Узбекистана попытались добиться от России согласия на поворот сибирских рек. Они аргументировали это необходимостью "спасать Арал". Подобный тезис -Аральское море высыхает, наступает экологическая катастрофа, а соляные воздушные потоки губительно сказываются на ледниках Памира, Северного Кавказа и даже швейцарских Альп - нередко выступает в качестве обоснования упомянутых планов (окончательно отвергнутых с большими трудностями в

последние годы существования СССР). Какие же последствия может иметь для России осуществление этого замысла?

На протяжении второй половины XIX и всего XX века проблема изменения конфигурации мирового и внутриконтинентального водного пространства приобрела с точки зрения хозяйственной деятельности и военно-стратегических интересов отдельных государств и их групп значимый характер. Крупными проектами такого рода, реализованными на территории бывшего СССР и имевшими как внутриконтинентальное, так и внутригосударственное значение, были Беломорканал, Волго-Донской, Каракумский, Туркестанский каналы, канал Иртыш-Караганда и др. Подавляющее большинство из вышеперечисленных искусственных водных "векторных пространств" служило и продолжает служить целям магистрализации сухопутного пространства и как источник пресной воды (прежде всего это касается Центральной Азии) для хозяйственно-промышленных нужд.

Сама идея видоизменения рекообразующих систем являлась в ряде случаев не только экономическим, но и политическим проектом. Для стран Ближнего и Среднего Востока обладание водными ресурсами и запасами пресной воды имеет хозяйственное и военно-стратегическое значение. Именно по этой причине всякий раз при усилении межгосударственных противоречий в этих регионах начинают подниматься вопросы реструктуризации внутриконтинентальных водно-речных систем.

В отечественной практике в разработке и планировании проектов изменения рекообразующих систем особое место занимает так называемый план переброса вод северных рек в центрально-азиатский регион, Задуманный в конце 60-х - начале 70-х годов XX века, он предусматривал изменение конфигурации речной системы восточной (зауральской) части бывшей РСФСР. Появление данного проекта было обусловлено как политическими, так и экономическими причинами. Фактически он был направлен на усиление интеграции средне-азиатской части СССР в социально-экономическую и производственно-хозяйственную жизнь единого централизованного союзного государства. Жесткое противостояние между сторонниками и противниками реализации схемы переброски вод северных рек привело в 80-х годах XX века к превращению полемики вокруг этого плана в политические противоборство и, в конечном счете, отказу от него как по финансово-экономическим, так и по экологическим причинам. Однако сама идея продолжала возникать в различные периоды постсоветской истории России в той или иной форме как своего рода "политический раздражитель" и громоотвод для определенных общественных и профессиональных кругов страны. Обращение к этой теме в нынешнее время во многом обусловлено усилением позиций наследников доктрины евразийства, а также тех, кто пытается использовать идейно-политические аргументы в своих финансово-экономических и этно-политических планах. Не исключено, что актуализация этого вопроса со стороны руководителей отдельных центральноазиатских государств, в прошлом советских республик, так или иначе связана уже с реализацией собственных национальных интересов этих государств и личных амбиций их лидеров. Столь многофакторное влияние данного проекта

вполне логично вследствие масштабности изменений, которые будут сопровождать его в случае принятия решения о его целесообразности для России.

В данном случае оценка всей суммы факторов и возможных результатов их воздействия, вероятнее всего, должна происходить не в контексте поиска количественного соотношения аргументов "за" или "против" воплощения в жизнь такого плана, а в плоскости определения целей и задач собственно России в деле изменения гигантских эко- и социосистем внутри себя.

Размышляя об экологических и геопространственных последствиях реализации проекта, уже сейчас можно с уверенность сказать, что основное внимание в планах переброски вод с севера на юг будет уделено речным системам Иртыша-Оби и Енисея. Именно они имеют географический выход в регион Центральной Азии, при этом первая из них берет там свое начало. Наличие разветвленной сети истоков системы Иртыш-Обь в североказахстанских районах, нуждающихся, однако, в еще больших ресурсах пресной воды, обусловливает тот факт, что руководство Казахстана активно лоббирует идею реструктуризации водного речного бассейна именно в этом направлении.

Одним из первых серьезных последствий искусственного изменения двух рекообразующих систем будет трансформация экологической обстановки на всей Западно-Сибирской равнине и Северо-Сибирской низменности. Это огромная территория, на которой расположены торфяные болота, хвойные и лиственные леса, а также тундра и лесотундра. Существенная часть этой территории в почвенном отношении представляет собой вечную мерзлоту. Изменения в балансе водных ресурсов, структуре водонасыщения и создание искусственных водозаборов так или иначе приведут к переменам в самом ландшафте Западно-Сибирской равнины и Северо-Сибирской низменности. В перспективе в определенной степени можно будет говорить об изменениях цикличности взаимодействия речных систем и мирового океана, затоплении или подтоплении отдельных участков этого обширного геопространства. Существующие там Новосибирское, Красноярское и Саяно-Шушенское водохранилища уже серьезно повлияли на экологическую систему его южной части, В случае продолжения этой стратегии вполне вероятно серьезное и малопредсказуемое влияние на лесной покров территории, структуру почвы, а также всю структуру водонесущих русел притоков крупных рек. Данные изменения приведут к исчезновению и изменению структуры лесополос, неконтролируемому образованию водоемов озерного или прудового типа.

Серьезную трансформацию претерпит животный и растительный мир. Это найдет свое выражение в массовом исчезновении типичных представителей фауны, потере ими традиционных ареалов обитания, а в конечном счете - к деструктуризации сложившихся экологических природных соотношений и балансов. Сам факт существования и размножения рыбных ресурсов окажется под вопросом в силу масштабности изменений, предполагаемых планами переформатирования рекообразующих систем.

Говоря о возможных антропогенных последствиях, следует учитывать такие реалии интересующего нас региона, как реализация плана переброски северных рек, малозаселенный север и достаточно освоенный юг. Промышленно развитые регионы Екатеринбурга, Челябинска, Омска, Новосибирска, Барнаула, Томска, Новокузнецка, Кемерово, Красноярска соседствуют с центрами добывающей промышленности - Сургутом, Нижневартовском, Новым Уренгоем. Что же касается крайнего севера двух рекообразующих систем, о которых идет речь, то основное население там -люди, профессионально занятые в добывающей промышленности, а также прибывающие краткосрочным вахтовым методом мигранты, задействованные в добывающих отраслях. Коренное население Ямала и Таймыра, продолжающее в той или иной степени сохранять приверженность традиционным видам хозяйственной деятельности, в постсоветских условиях во многом зависит от экологической обстановки на своей территории. Реализация проектов изменения рекообразующих систем приведет к усилению хозяйственных и экономических проблем этого населения.

Что же касается миграционных процессов, то, с одной стороны, ускорится начавшаяся депопуляция этих территорий, а с другой -усилится концентрация населения только в промышленно значимых городах и населенных пунктах, чье функционирование напрямую зависит исключительно от добывающих и перерабатывающих отраслей промышленности. Изменения климатического режима региона лишь усилит миграционные и депопуляционные процессы. Таким образом, следует ожидать снижения концентрации населения на огромной территории, богатой природными ресурсами и экологически значимой (включая климатический аспект) для Российской Федерации.

Реструктуризация рекообразующих систем Иртыш-Обь и Енисея так или иначе повлияет на экономический аспект развития соответствующих территорий. Изменения в экологическом и популяционном отношениях приведут к тому, что они вынуждены будут перейти к "полуколониальному" типу хозяйственно-экономической деятельности, сутью которой будет разработка технологически "грязных" способов добычи и переработки полезных ископаемых и превращению данных территорий в сырьевой придаток европейской части России. При этом ориентированность добываемых природных богатств на экспорт создаст явную диспропорцию между этими российскими территориями и центрально-азиатскими районами, могущими в перспективе усилиться в хозяйственно-экономическом и популяционнодемографическом отношениях. Нет необходимости объяснять, что подобное развитие ситуации создаст экономические проблемы для огромных территорий России в бассейнах рек Иртыш, Обь и Енисей.

Развитие ситуации в геополитическом плане в случае реализации вышеозначенных проектов, вероятнее всего, будет протекать в двух направлениях. Во-первых, произойдет усиление давления зауральской части России на ее европейские регионы, что выразится, прежде всего, в миграционных процессах, депопуляции большого зауральского пространства и возобладании там социально-политических условий, способствующих

постепенному дрейфу в сторону развития "феодально-промышленных" режимов, а в конечном счете - "промышленно-политическому" сепаратизму. Во-вторых, следует ожидать усиления северных регионов Казахстана, изменений тамошней популяционно-демографической картины и развития тенденции к доминированию характерных для этого о государства регионально-клановых отношений при понижающейся роли инонационального населения. Идеологическое подкрепление рассматриваемых проектов носит ярко выраженный "неоевразийский характер". Это, вне всякого сомнения, может дать толчок к усилению давления на эти богатые зауральские территории России с юга и к переносу туда многих характерных для новообразованных центральноазиатских государств идейно-политических и общественных традиций (начиная с конфессиональных и кончая демографическими). Учитывая геополитическую слабость данных российских регионов, уже сейчас есть основания считать возможной трансформацию их государственно-политических институтов, которые окажутся под сильным воздействием местных, отечественных "феодально-промышленных" режимов и финансово-промышленных группировок, а также соседних центрально-азиатских регионально-клановых объединений. Таким образом, поворот рек - это не просто изменение географической среды, но и серьезные социально-политические, экономические и геополитические трансформации.

© М.Н. Колоткин, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.