СТРАТЕГИИ БИЗНЕСА
анализ | прогноз | управление
электронный научно-экономическии журнал
№ 9 (65) 2019
стр 22
(сс)
Стратегия совершенствования инновационного климата в мегаполисе
Ушивец Евгений Николаевич
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Ushivez Evgeny, N.
St. Petersburg state economic university St. Petersburg, Russian Federation
Аннотация. В условиях глобализации усиливается конкуренция за лидерство в экономическом развитии, что обусловливает стремление крупных хозяйствующих субъектов к устойчивому инновационному типу роста. Мегаполис, как субъект национальной и глобальной экономики, обладающий значительным потенциалом такого роста, нуждается в обеспечении соответствующего инновационного климата. Это предполагает системную деятельность, направленную на разработку научно обоснованной стратегии совершенствования инновационного климата, на базе которой осуществляется корректировка социально-экономической стратегии развития всего мегаполиса.
Ключевые слова: экономические интересы, мегаполис, инновационный климат, стратегия, совершенствование, конкуренция, хозяйствующий субъект
THE STRATEGY OF IMPROVEMENT OF THE INNOVATION CLIMATE IN THE MEGACITY
Abstract. In the conditions of globalization the competition for leadership in economic development increases. It determines the desire of economic agents to sustainable innovative growth. The megacity as a subject of national and global economy, with its considerable potential for such growth, needs to ensure the innovation climate. This involves the systematic activity aimed at the development of scientifically based strategy to improve the innovation climate. The adjustment of socio-economic development of the megacity will be happen on the basis of this strategy.
Keywords: economic interests, megacity, innovation climate, strategy, improvement, competition, economic agent
В условиях глобализации экономика мегаполиса функционирует как открытая система, отражающая стремление хозяйствующих субъектов к удовлетворению основных экономических интересов, в том числе и в области экономической безопасности и обеспечения конкурентоспособности. Это предполагает выбор в качестве наиболее перспективной модели экономического развития, базирующейся на доминировании инновационных секторов и производств, т.е. на инновационной экономике [3, c.121].
Построение инновационной экономики - сложный и длительный процесс, который предполагает использование определенных точек роста, в которых формируются импульсы инновационного развития. Проведенное нами исследование в данной области позволило определить, что такими точками роста могут стать российские мегаполисы. Именно они, в отличие от других российских территорий, располагают значительным инновационным потенциалом в производстве, образовании, научных исследованиях, развитии инфраструктуры и т.д. Практическая реализация возможностей, которыми обладает мегаполис, концентрированно отражена в таком понятии, как инновационный климат. Именно он определяет характер решений, принимаемых инвестором по поводу вложения средств в создание или модернизацию инновационного производства [1, c. 27].
Крайняя заинтересованность администрации мегаполиса в приходе инвесторов, развивающих инновационное производство, лежит в основе мер, направленных на совершенствование инновационного климата. Исходя из системности и длительности такой деятельности, речь должна идти о формировании соответствующей стратегии.
При разработке стратегии совершенствования инновационного климата мегаполиса следует опираться на следующие положения:
1) необходимо ориентироваться на максимальное использование возможностей, которые предоставляет как экономика мегаполиса, так и национальная, а также мировая экономика;
2) важнейшим определяющим фактором должно выступать ресурсное обеспечение с учетом потенциальных потребностей мирового рынка;
3) эффективность разработанной стратегии напрямую зависит от способности экономики мегаполиса к адекватному и быстрому реагированию на изменения в глобальной среде [5, c. 40].
Мероприятия в рамках стратегии совершенствования инновационного климата должны быть направлены на обеспечение эффективности в процессе взаимодействия внутренней и внешней инновационной среды в ходе социально-экономического развития мегаполиса.
БИЗНЕСА № 9 (65) 2019
анализ | прогноз | управление_
электронный научно-экономический журнал стр 23
Разработка стратегической программы совершенствования инновационного климата мегаполиса предполагает подготовку документации и поэтапное осуществление управленческих действий. Содержание этапов предполагает:
- проведение оценки текущего уровня инновационного климата;
- выявление особенностей формирования инновационного климата в конкретном мегаполисе (в сопоставлении с национальным и мировым уровнем) и его взаимосвязей с соседними регионами;
- разработку концепции совершенствования инновационного климата;
- анализ возможных сценариев и выбор наиболее реалистичного из них;
- реализацию обоснованного сценария и проведение его корректировки исходя из происходящих изменений.
Теория и практика современного стратегического планирования предполагает широкое использование программно-целевого подхода. С высокой степенью эффективности он может использоваться и при решении задач в рамках стратегии совершенствования инновационного климата мегаполиса. Рассмотрим его применительно к Санкт-Петербургу как ведущему российскому мегаполису.
Исходя из представлений о Санкт-Петербурге как об открытой экономической системе, необходимо использовать и адаптировать для целей инновационного развития следующие основополагающие элементы программно-целевого подхода:
- сбалансированный подход к формированию результатов инновационной деятельности;
- учет базовых концепций инновационного менеджмента при управлении процессом социально-экономического развития мегаполиса;
- соблюдение баланса между степенью инновационной привлекательности мегаполиса и возникающими при этом рисками;
- организация и управление инновационной деятельностью, исходя из существующей ресурсной и кадровой обеспеченности;
- ориентация на стиль управления, присущий как органам государственного управления, так и менеджменту предпринимательских структур, внедряющих инновационные технологии в производстве и управлении;
- обеспечение многовариантности выбора направлений инновационного развития [2, с. 47-48].
В экономике любого мегаполиса нашей страны, и Санкт-Петербург здесь не является исключением, формируются тренды, поддерживающие позитивные изменения в параметрах уровня жизни населения на основе устойчивого и сбалансированного воспроизводства потенциала территории в разрезе его хозяйственных, ресурсных, социальных и экологических компонентов. Таким требованиям вполне соответствует инновационная экономика, позволяющая эффективно согласовывать формы и методы управленческой деятельности, осуществляемой федеральным центром и непосредственно мегаполисом. Это ведет к усилению взаимосвязи между межрегиональным и внутрирегиональным уровнем при распределении экономических ресурсов и финансовых средств в рамках государственной поддержки социально-экономического развития субъектов Федерации. Как правило, на административные органы мегаполиса при этом возлагаются такие задачи, как текущее управление по основным видам деятельности и управление социально-экономическим развитием [4, с. 160].
Таким образом, основой стратегии совершенствования инновационного климата становится развитие всего социально-экономического комплекса, не ограниченного только инновационной сферой. При этом следует учитывать наличие собственных экономических интересов у каждого участвующего в этом процессе хозяйствующего субъекта. Несмотря на имеющиеся противоречия, все они, независимо от масштабов, заинтересованы в потреблении инновационных товаров и услуг, а следовательно, и в совершенствовании инновационного климата. В этой связи согласование и координацию экономических интересов хозяйствующих субъектов можно рассматривать как специфическую задачу, решаемую в рамках стратегии совершенствования инновационного климата.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Глобализация экономики и развитие промышленности: теория и практика/Коллективная монография под ред. д-ра экон. наук, проф. А. В. Бабкина. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. 386 с.
2. Еремеев С. Г. Этапы стратегического моделирования в политике: вопросы концептуализации // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2014. Т. 10. № 3. С. 44-53.
3. Харламов А. В., Харламова Т. Л. Глобализация и системные изменения в управлении российской экономикой // Проблемы современной экономики. 2015. № 2 (54). С. 121-124.
4. Харламова Т. Л. Государственное управление процессом экономического развития в условиях глобализации // Ученые записки Российского государственного гидрометеорологического университета. 2011. № 19. С. 158-163.
5. Черникова А. А. Стратегия регионального развития. Новые экономические вызовы // Регион: системы, экономика, управление. 2015. № 4 (31). С. 38-44.