Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СИБИРИ ДО 2020 ГОДА: АНАЛИЗ ГЛАВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ИТОГИ'

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СИБИРИ ДО 2020 ГОДА: АНАЛИЗ ГЛАВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ИТОГИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
356
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБИРЬ / СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / РУБЕЖ XXI ВЕКА / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНВЕСТИЦИИ / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / SIBERIA / SIBERIAN FEDERAL DISTRICT / THE BORDER OF THE XXI CENTURY / DEVELOPMENT STRATEGY / SOCIO-ECONOMIC SITUATION / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / RESOURCE POTENTIAL / INVESTMENTS / INDUSTRIAL PRODUCTION / GROSS REGIONAL PRODUCT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Варгач Мария Александровна

Данная статья посвящена детальному анализу реализации Стратегии социально-экономического развития Сибири на период до 2020 года и исследованию современного геополитического и экономического положения Сибирского федерального округа. Большое внимание уделяется таким вопросам, как инвестиционная привлекательность округа, внешнеторговый оборот, экспортная и импортная инфраструктуры, инвестиции в основной капитал региона, риски развития федерального округа, валовой региональный продукт и индекс промышленного производства в регионах СФО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Варгач Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF SIBERIA THROUGH TO 2020: ANALYSIS OF MAIN INDICATORS AND RESULTS

This article is devoted to a detailed analysis of the results of the implementation of the Socio-economic Strategy for Siberia until 2020, and to the study of the current geopolitical and economic situation of the Siberian Federal District. Attention is also paid to such issues as investment attractiveness of the district, foreign trade turnover, export and import infrastructure, investments in fixed capital of the region, risks of the district’s development, gross regional product and industrial production index in the regions of the Siberian Federal District.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СИБИРИ ДО 2020 ГОДА: АНАЛИЗ ГЛАВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ИТОГИ»

ФАКТЫ, ОЦЕНКИ, ПЕРСПЕКТИВЫ

DOI: 10.34020/2073-6495-2020-3-174-189 УДК 338

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ СИБИРИ ДО 2020 ГОДА: АНАЛИЗ ГЛАВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ИТОГИ

Варгач М.А.

Воронежский государственный университет E-mail: [email protected]

Данная статья посвящена детальному анализу реализации Стратегии социально-экономического развития Сибири на период до 2020 года и исследованию современного геополитического и экономического положения Сибирского федерального округа. Большое внимание уделяется таким вопросам, как инвестиционная привлекательность округа, внешнеторговый оборот, экспортная и импортная инфраструктуры, инвестиции в основной капитал региона, риски развития федерального округа, валовой региональный продукт и индекс промышленного производства в регионах СФО.

Ключевые слова: Сибирь, Сибирский федеральный округ, рубеж XXI века, стратегия развития, социально-экономическое положение, инвестиционная привлекательность, ресурсный потенциал, инвестиции, промышленное производство, валовой региональный продукт.

STRATEGY OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF SIBERIA THROUGH TO 2020: ANALYSIS OF MAIN INDICATORS AND RESULTS

Vargach M.A.

Voronezh State University E-mail: [email protected]

This article is devoted to a detailed analysis of the results of the implementation of the Socio-economic Strategy for Siberia until 2020, and to the study of the current geopolitical and economic situation of the Siberian Federal District. Attention is also paid to such issues as investment attractiveness of the district, foreign trade turnover, export and import infrastructure, investments in fixed capital of the region, risks of the district's development, gross regional product and industrial production index in the regions of the Siberian Federal District.

Keywords: Siberia, Siberian Federal District, the border of the XXI century, development strategy, socio-economic situation, investment attractiveness, resource potential, investments, industrial production, gross regional product.

© Варгач М.А., 2020

Прошедшие два десятилетия показали успешный процесс избавления России от кризисов, восстановления международного климата для развития державы и реструктурирования внутренней экономики РФ благодаря правильному решению стратегических заданий и развития наиболее важных в экономическом и политическом плане ориентиров. Амбициозные цели российской политической элиты в плане выдвижения РФ на передние позиции в различных мировых рейтингах вполне реализовались. В период президентской кампании в 2012 г. в майских указах В.В. Путин поставил задачу - к 2018 г. поднять Россию с 124-го на 20-е место в рейтинге «Ведение бизнеса». Данное заявление вызвало массу сомнений, однако результат не заставил себя ждать: хоть цель достигнута не до конца, в 2018 г. страна заняла 31-е место, а к 2020 г. РФ занимает 28-е место в данном рейтинге, что можно считать вполне немалым достижением [11]. Социально-экономический прогресс Российской Федерации замечается и в других результатах: на протяжении 2010-х гг. в рейтинге «Индекса глобальной конкурентоспособности» Всемирного экономического форума Россия поднималась с 64-го места до 43-й позиции, которую занимает последние два года [10]. Стоит также упомянуть и исследование Digital Evolution Index 2017, согласно которому Россия вошла в ряд перспективных государств, демонстрирующих устойчивый рост цифрового развития [17]. Американский новостной журнал U.S. News & World Report в рейтинге перспективных мировых экономик 2019 г. из 80 стран отдал России почетное 24-е место, отмечая умеренный процесс восстановления ее внутренней экономики после глубокой рецессии, вызванной санкциями 2014 г. [19].

Все эти показатели за последние 10 лет для России сформировали позитивный имидж. Однако сбываются ли прогнозы и цели в отношении самих субъектов РФ? Данная статья посвящена анализу социально-экономического и геополитического положения Сибирского федерального округа и подведению главных итогов реализации Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года.

Разумеется, новые приоритеты развития Сибири на протяжении более 20 лет сводятся к улучшению наиболее важных показателей: формирование территорий опережающего социально-экономического развития, строительство магистральных трубопроводов, прорыв в области сельского хозяйства и науки в целом, приток иностранных инвестиций и т.д.

Значение сибирских земель возросло еще с XVI в., когда развитие России происходило за счет последовательного освоения данных территорий. Прокладка Транссибирской магистрали сделала процесс исследования сибирских земель более активным - вторая половина XX в. стала наиболее значимым и масштабным периодом в истории освоения Сибири: построены крупные современные города, организованы крупные научно-образовательные центры, созданы новые отрасли экономики, а также высокотехнологичные предприятия электронных приборов, оборудования и машиностроения, перерабатывающие и горнодобывающие комбинаты, разработаны новые угольные, нефтяные, рудные и газовые местонахождения, завершено строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, заложены основы развития сети региональных аэропортов. 90-е гг. XX в. ознаменовались распадом Советского Союза, социально-эко-

номическими реформами и политическим кризисом, которые затормозили развитие России и на время разрушили долгосрочные перспективы развития страны. Восстановительный период 1999-2008 гг. привел к расширению экономического взаимодействия России с европейскими государствами в области импорта потребительских товаров и высокотехнологического оборудования и экспорта углеводородов. В 2000-е гг. стали обсуждаться стратегии развития Сибири и Дальнего Востока, модернизировались советские проекты в области транспортной инфраструктуры, освоения новых сибирских месторождений и строительства крупных промышленных предприятий и ГЭС, которые постепенно возродили идеи «Восточного вектора» развития России и интенсивного развития социально-экономической сферы дальневосточных и сибирских регионов. Финансово-экономический кризис 2008-2010 гг. и усложнение международных отношений со странами Запада в 2014-2015 гг. повторно выдвинули на передний план проблему геостратегических ориентиров, определяющих развитие России в XXI в. Постепенно произошло изменение направлений политического и экономического сотрудничества, Россия повернулась на Восток и стала расширять сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Восстановление активности России на восточном направлении видится залогом новых социальных, экономических и политических достижений государства, а также возможностью получения дополнительных инструментов для проведения активной внешней политики.

Сибирский федеральный округ стал инициатором разработки стратегий социально-экономического развития сибирского макрорегиона: было подготовлено несколько версий такой стратегии, две из которых были официально утверждены Правительством Российской Федерации (2002 и 2010 гг.). Первые версии «Стратегия экономического развития Сибири до 2020 года (2002 г.)» и «Стратегия Сибири: партнерство власти и бизнеса во имя социальной стабильности и устойчивого роста» (2005 г.), хотя и содержали в себе задумки крупных инвестиционных проектов, все же остались малоперспективными идеями, так как слабо отражали институциональные условия и механизмы реализации. Стратегия социально-экономического развития Сибири на период до 2020 г., разработанная Институтом экономики и организации промышленного производства СО РАН и утвержденная высшим исполнительным органом государственной власти РФ в 2010 г., в целом учла интересы не только федерального центра и сибирских регионов, но и самого населения и бизнес-сообщества. Стратегической целью было намечено обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения на основе сбалансированной социально-экономической системы инновационного типа, гарантирующей национальную безопасность, динамичное развитие экономики и реализацию стратегических интересов России в мировом сообществе. Приоритетными отраслями социально-экономического развития Сибири стали информационно-телекоммуникационные технологии, биотехнологии и нанопромышленность, авиа- и машиностроение, точное приборостроение и производство медицинского оборудования, научное сопровождение промышленности и прикладная наука, инфраструктура различных видов транспорта, добывающая и перерабатывающая промышленность, энергетический и агропромыш-

ленный комплексы, промышленность строительных материалов, а также услуги финансового сектора, транспорта, образования, здравоохранения, культуры и туристско-рекреационной области.

В период двух десятилетий XXI в. задачи, цели и механизмы развития Сибири определялись во многих утвержденных стратегических программах и документах: Инициатива по укреплению японско-российского сотрудничества в регионах Дальнего Востока и Восточной Сибири от 0706.2007, включающая в себя завершение строительства трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан» и продвижение взаимовыгодных проектов в областях транспорта, энергетики, нефтегазовой сферы, сельского хозяйства, инфраструктуры и пр.; Стратегия развития лесного комплекса РФ на период до 2020 года от 31.10.2008; Энергетическая стратегия РФ на период до 2030 года от 13.11.2008; Транспортная стратегия на период до 2030 года от 22.11.2008; Стратегия социально-экономического развития Сибири на период до 2020 года, утвержденная Правительством РФ 05.072010; План комплексного развития Сибирского отделения РАН от 01.12.2018, предусматривающий развитие научно-производственной кооперации и инфраструктуры для проведения разработок и исследований, а также создание новых лабораторий под руководством молодых исследователей.

В период 2000-х гг. окончательно разрушился миф о Сибири в качестве места ссылок уголовных и политических преступников: территории СФО теперь были полны новых современных городов, университетов и академии наук (Сибирское отделение Российской академии наук). Сибирь преобразовалась в крупный современный макрорегион с развитой культурной и социальной инфраструктурой и системой образования [1, с. 19].

Подъем Сибири стал национальным приоритетом на весь XXI в. Сегодня территория Сибири содержит огромный ресурсный потенциал - от Уральских год и до Тихого океана здесь находится 40 % общероссийских запасов золота и свинца, 17 % серебра, 43 % запасов меди, 73 % никеля, 80 % молибдена и угля, 96 % запасов платины, 51 % марганцовых руд и больше половины запасов древесины и гидроэнергетических ресурсов. Большим значением обладают запасы пресной воды, которые в пределах сибирской территории в 2,3 и 1,2 раза больше, чем в ЕС и США соответственно -озеро Байкал и крупные сибирские реки являются стратегическими ресурсами, ценность которых ежегодно повышается ввиду глобальных климатических изменений. Сибирь обладает огромным потенциалом эволюционного развития в области цветной и черной металлургии, пищевой промышленности и топливно-энергетического комплекса. Здесь наблюдается рост химии, лесной и деревоперерабатывающей промышленности, а также научно-образовательный и научно-технический потенциал: на территории Сибири более 100 исследовательских центров и институтов, в стенах которых разрабатывают и применяют в действие более 300 научных разработок. Сибирские земли также обладают мощными рекреационными ресурсами, представленными уникальными природными комплексами озера Байкал, термальных вод, лечебных грязей в Республиках Алтай, Хакасия, Тыва и Бурятия, Телецкого озера, различными памятниками культуры и истории и пр.

Сибирь - крупный макрорегион, выступающий в роли транспортного коридора между странами Европейского союза, государствами Юго-Восточной Азии и Северной Америкой. Главной опорой сухопутного моста является Транссибирская железнодорожная магистраль, транзитная роль которой возрастет к 2030-м гг., после завершения строительства большого проекта Северо-Российской Евразийской железнодорожной магистрали, включающей в себя три участка: Баренцкомур (магистраль Баренцево море - Коми - Урал), Севсиб (Северо-Сибирская магистраль) и БАМ (Байкало-Амурская магистраль). Расширение магистрали обеспечит подобающую конкуренцию Китаю, динамично восстанавливающему маршруты Великого шелкового пути через Среднюю Азию и Казахстан, и создаст условия для сохранения и увеличения объемов сухопутного транзита Сибири [4].

Сибирский федеральный округ (СФО) обладает огромным потенциалом в географии, образовании, науке и промышленности, а также в развитии туризма. СФО - округ, где каждый район имеет свои особенности и научно-промышленные потенциалы. И хотя эти потенциалы раскрыты не до конца, существуют перспективы обрабатывающего производства и научные центры, которые помогают выявить богатства территорий.

Сибирский федеральный округ, в состав которого входит 10 субъектов РФ (Омская, Кемеровская, Новосибирская, Томская и Иркутская области; Алтайский и Красноярский края; Республики Алтай, Тыва и Хакасия), является одним из крупнейших макрорегионов Российской Федерации, занимает второе место по площади территории (после Дальневосточного федерального округа) - 30 % территории РФ - и третье место по численности населения (после Центрального и Приволжского округов).

Стратегия социально-экономического развития Сибири и планы по ее реализации стали механизмами, разрабатывающими условия для эффективного развития экономики, науки, инновационной сферы, создания максимально благоприятных условий для комфортного проживания населения округа, а также снятия энергетических, транспортных и других инфраструктурных ограничений. К 2020 году результаты выполнения плана реализации стратегии оказались весьма положительны - две трети пунктов выполнены в полном объеме.

социально-экономическое положение СФО

Социально-экономическое положение Сибирского федерального округа в 1990-е гг. было удовлетворительным: население составляло 21 млн человек (14 % от российского населения), уровень преступности превышал средние российские показатели, доля бюджета, направленного на развитие региона, не превышала 15 % общероссийских инвестиций, внутренние затраты на научные разработки и исследования еле достигали 8 % от общероссийских затрат, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума составляла около 7 млн человек (19 % от общероссийского числа) [1, с. 12].

Прогнозы о будущем Сибири в начале второго десятилетия XXI в. были вполне негативными: на фоне снижения экономического значения Сиби-

ри для России и ее вклада в российский экспорт, а также уменьшения доли инвестиций в экономику Сибири в общем объеме инвестиций в России и сохранения высокого уровня преступности, многие политики и эксперты были убеждены в постепенном вытеснении Сибири на периферию социального, культурного и экономического развития России. И хотя 19902000-е гг. оказались не самыми успешными временами в истории культурного и социально-экономического развития Сибири, ситуация в СФО в будущем обернулась в диаметрально противоположную сторону, и округ преобразовался в крайне важный стратегический объект.

В период 2010-2020 гг. произошло успешное формирование Сибири в качестве нового центра экономической активности. Прогнозы долгосрочного развития сибирской экономики разрабатывались в организации промышленного производства и Институте экономики СО РАН и исследовались с учетом влияния глобального финансово-экономического кризиса на возможности и цели развития России и ее отдельных регионов. Инновации в регионе обеспечивают освоение и использование природно-ресурсного потенциала Сибири и позволяют развивать на территории Сибири объекты с применением организационных, технических и научных новшеств (научные центры, технопарки, федеральные исследовательские университеты, специальные внедренческие зоны и пр.). Такие зоны опираются не только на научно-образовательный потенциал территорий, но и на инновационную специализацию - «привязанность» новых центров инновационной активности к производственно-технологической специализации сибирских городов и субъектов Федерации (например, в Томской области расположен нефтегазохимический инновационный комплекс, в Кемеровской области -углехимический и угольный инновационный комплекс, в Красноярском крае - авиакосмический инновационный комплекс, в Новосибирской области - технопарк Новосибирского Академгородка, ГНЦ вирусологии и биотехнологии «Вектор», Биотехнопарк Кольцово, инновационный медико-технологический комплекс и т.д.) [1].

За 2018-2020 гг. численность населения по сравнению с 1990-ми гг. сократилась и на сегодняшний момент составляет 17,12 млн человек. Миграционный отток составил -11,9 тыс. человек. В качестве положительного показателя можно отметить уровень безработицы по округу, который на конец декабря 2019 г. составил 1,2 % от всей рабочей силы СФО. За 2019 г. в большинстве регионов СФО (Новосибирская область, Алтайский край, Республика Тыва, Томская область, Красноярский край) был замечен прирост населения в пределах 0,05-2,8 %, в остальных регионах замечена незначительная убыль населения в рамках 0,12-1,85 % [13]. По качеству жизни среди сибирских регионов лидирует Новосибирская область (занимает 24-е место в общероссийском рейтинге) [7]. Анализ показателей экономического развития позволяет сделать вывод, что в период первого десятилетия XXI в. валовой продукт СФО и ведущих сибирских регионов (Томская и Новосибирская области, Красноярский край) увеличился в 13 раз, при этом вклад Сибири в валовой продукт и экспортные потоки России упал до 11 и 6,4 % соответственно; инвестиции СФО в основной капитал России увеличились в 9 раз, а в капитал СФО - в 12 раз. В период 2000-2015 гг. внутренние затраты на разработки и исследования увеличились в 23 раза. Соглас-

но рейтингу социально-экономического положения регионов России-2019, некоторые территории СФО занимают достойные позиции: Красноярский край находится на 17-м месте, Кемеровская и Иркутская области - на 20-м и 23-м местах соответственно, 24-е место закреплено за Новосибирской областью, Омская область находится на 33-м месте, Алтайский край - на 45-м, а Республика Алтай и Тыва - на 83-м и 85-м местах [14].

По итогам 2019 г., индекс промышленного производства таких видов экономической деятельности, как «Обрабатывающие производства», «Добыча полезных ископаемых», «Водоснабжение» и «Обеспечение электрической энергией, газом и паром», по сравнению с 2018 г. по всему округу составил 101,4 %. Индекс производства продукции сельского хозяйства 99,3 % (удельный вес СФО в общем объеме производства с/х продукции по России 10 %). Объем работ по виду деятельности «Строительство» в 2019 г. составил 868,6 млрд руб. (105,9 % к уровню 2018 г.). Доля округа в общероссийском объеме строительных работ составила 9,5 %. Объем введенных в эксплуатацию жилых домов и нежилых зданий равен 103 %.

Оборот розничной торговли увеличился на 2,2 % и составил 2927,1 млрд руб. [18]. Внешнеторговый оборот СФО за 2019 г. достиг положительной отметки - 34,9 млрд $ США (по сравнению с 2018 г. отметился рост показателя на 2 %), экспорт округа преобладает над импортом - 81 % (28,4 млрд $ США) против 19 % (6,5 млрд $ США). В товарной структуре экспорта преобладают топливно-энергетические товары (47,7 %), металлы и изделия из них (27,9 %), целлюлозно-бумажные изделия и древесина (9,8 %), продукция химической промышленности (4,6 %), машиностроительная продукция (3,7 %) и продовольственные товары (2,6 %). В товарной структуре импорта СФО преобладают машиностроительная продукция (39,3 %), химическая продукция (32,5 %), металлы и изделия из них (8,8 %), продовольственные товары (5,6 %), а также текстильные изделия и обувь (4,3 %) [5]. По сравнению с 2018 г. товарооборот с Украиной уменьшился на 32,5 %, с Тайванем - на 19,4 %, с Турцией - на 11,5 %, а с Китаем - на 6,6 %. При этом внешнеторговый оборот увеличился с такими странами, как Япония (на 17,4 %), Нидерланды (на 17,3 %), Германия (на 13,5 %), США (на 10,4 %), Казахстан (на 5 %) и Республика Корея (на 2,4 %).

На рис. 1 представлены 10 приоритетных направлений экспорта Сибирского федерального округа в 2019 г.

16 14 12 10 8 6 4 2

Рис. 1. ТОП-10 направлений экспорта СФО в 2019 г., млрд $ США

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ СФО

Развитие инвестиционной деятельности Сибирского федерального округа затормаживается рядом серьезных рисков: депрессивное состояние южных республик, социальные проблемы (бедность населения и повышенная безработица в Алтайском крае и Республике Тыва), экономические проблемы (высокий износ ведущих фондов и низкая динамика экономического развития в Республиках Тыва и Хакасия), высокий уровень преступности (Красноярский край, Тыва и Новосибирская область), финансовые риски (высокая задолженность организаций и дефицит бюджетов преимущественно в Тыве, Кемеровской области и на Алтае), экологические проблемы (выбросы крупных предприятий в Красноярском крае, а также Иркутской, Томской и Кемеровской областях) и институциональные трудности (недостаточный уровень информированности инвесторов о возможностях, потенциалах и преимуществах инвестирования в субъекты Федерации СФО) [2, с. 365].

В 2011 г. общий объем инвестиций в основной капитал СФО составил 11,3 % общего объема инвестиций в РФ в целом (1214,7 млрд руб.). Объем иностранных инвестиций в СФО в 2011 г. был небольшой - 2,6 % от объема иностранных инвестиций по России (4891,2 млн долл.). 2/3 объема всех инвестиций СФО приходилось на 4 субъекта РФ - Кемеровскую, Иркутскую и Новосибирскую области, а также Красноярский край. Самым отстающим субъектом в регионе была Республика Хакасия. За последнее десятилетие инвестиционная деятельность СФО изменилась кардинально наилучшим образом: по итогам 2019 г. объем финансовых вложений в СФО составил 8989,3 млрд руб. (удельный вес инвестиций собственных средств составил 65 %, доля привлеченных средств равна 35 %, доля средств федерального бюджета составила 4,4 %), а объем инвестиций в округ составил 10,2 % всех инвестиций России. Консолидирующий бюджет субъектов СФО также показал положительные результаты: в округе был отмечен профицит 12,6 млрд руб. (расходы составили 1347,4 млрд руб., а доходы - 1360,1 млрд руб.).

Края, республики и области СФО по объемам инвестирования в округ можно разделить на три группы: 1) регионы-лидеры - Красноярский край, Иркутская, Кемеровская, Томская и Новосибирская области; 2) регионы со средними объемами инвестирования - Республика Алтай, Омская область и Республика Хакасия; 3) регионы с наименьшими объемами инвестирования - Алтайский край и Республика Тыва (рис. 2).

Согласно рейтингу потенциального развития регионов Сибирского федерального округа, самым развитым регионом и драйвером регионального развития является Красноярский край, который несмотря на низкую заселенность части территорий обладает широким пространственным потенциалом. Вторым драйвером является Иркутская область, которая обладает наиболее развитым потенциалом для пространственного расширения. Потенциал данного региона также реализуется за счет экономической модели с элементами плановой экономики и упора на государственное участие в инвестиционных проектах. Почетное третье место держит за собой Новосибирская область (входит в ТОП-20 (19-е место) Национального рейтинга

Красноярский край □

Иркутская область 1

Кемеровская область =1

Томская область :

Новосибирская область I

Республика Алтай

Омская область з

Республика Хакасия ~

Алтайский край I

Республика Тыва н

0 20 ООО 40 ООО 60 000 80 000 100 000 120 000140 000160 000

Рис. 2. Инвестиции в основной капитал в расчете на душу населения

(руб.) за 2019 г.

состояния инвестиционного климата в субъектах РФ [8]), потенциал которой сконцентрирован в науке, финансовом секторе, в сфере наукоемких технологий, а также развитии инфраструктурных связей с соседними регионами и городами (Новосибирская область является мощным экономическим кластером, объединяющим пять региональных центров - Омскую, Кемеровскую и Томскую области, Республику Алтай и Алтайский край). Четвертое место занимает самая густонаселенная часть Сибири - Кемеровская область: здесь преобладает высокий потенциал в сфере добычи и переработки полезных ископаемых. На пятом месте стоит Омская область, потенциал которой раскрывается посредством реализации модели пространственного развития с опорой на инвестиционный потенциал Сибири и Урала, являясь при этом «естественным мостом» между двумя федеральными округами. Шестое место отведено Томской области, которая выступает в качестве ресурсного и научного центра с большими запасами газа, нефти и другими природными богатствами. Наименее потенциальными районами являются Алтайский край (обладает широким потенциалом в сфере туризма, транспортной инфраструктуры, добычи полезных ископаемых, строительной отрасли и аграрного сектора; закреплены лидирующие позиции по производству сельхозпродукции, сбор урожая за последние два года придерживается отметки 4-5 млн т зерна (4-е место среди регионов РФ), ввод жилья увеличился на 25 % (4-е место в России и лучшая динамика среди регионов СФО), уровень заработной платы увеличился на 9,2 % (по России - на 6,8 %)) и Республика Хакасия (потенциал региона в сфере добычи ископаемых и генерации электроэнергии имеет возможность быть раскрытым через инвестиционный проект «Енисейская Сибирь», призванный объединить потенциалы Хакасии, Тывы и Красноярского края). Наиболее депрессивными территориями остаются Республика Тыва (удаленный и слаборазвитый экономический регион, потенциал которого может раскрыться в сфере туризма и добычи полезных ископаемых с помощью развития транспортной инфраструктуры и создания авиационного сообщения) и Республика Алтай (опорный потенциал сосредоточен в туристической сфере и на взаимодействии с соседними регионами) [3] (табл. 1, рис. 3).

Таблица 1

Валовой региональный продукт регионов СФО относительно общероссийского

показателя (млрд руб.)

Регион Место 2010 г. 2015 г. 2018 г.

РФ х 37 687 768,2 65 750 633,6 84 976 724,3

Сибирский федеральный округ х 3 831 126,3 6 371 103,1 8 332 425,6

Красноярский край 1 1 055 525,0 1 667 041,1 2 280 025,9

Иркутская область 2 546 141,0 1 001 717,6 1 392 934,8

Новосибирская область 3 484 141,3 1 021 642,9 1 252 258,7

Кемеровская область 4 625 914,9 843 345,4 1 241 598,6

Омская область 5 382 620,4 618 127,7 681 619,5

Томская область 6 284 676,7 471 456,7 579 363,4

Алтайский край 7 302 900,7 487 903,3 549 972,9

Республика Хакасия 8 96 039,8 170 413,1 235 310,9

Республика Тыва 9 30 772,8 47 289,6 68 774,0

Республика Алтай 10 22 393,7 42 165,7 50 566,8

Из табл. 2 видно, что по уровню инвестиционной привлекательности драйверы Сибири - Кемеровская, Новосибирская и Иркутская области и Красноярский край - относятся к группе рейтинга 2В (средний потенциал - умеренный риск). Алтайский край, Томская и Омская области находятся в группе 3В1 (пониженный потенциал - умеренный риск). Уровень Республики Хакасия составляет 3В2 (незначительный потенциал - умеренный риск), Республика Алтай находится в группе 3С2 (незначительный потенциал - высокий риск), а Республика Тыва - в группе 3D (низкий потенциал - экстремальный риск) [12].

Уровень экономического развития регионов СФО также характеризуется объемом и динамикой промышленного производства и внутреннего регионального продукта. За последние 15 лет структура валового регионального продукта (ВРП) значительно изменилась: если раньше основная доля приходилась на сельское хозяйство и промышленность, то сегодня идет перераспределение в пользу сферы услуг, наблюдается рост 1Т-сегмента (ведущими 1Т-кластерами СФО являются Томская и Новосибирская области). СФО развивается как муль-тиуслуговый, научный, деловой, торгово-логистический и промышленный центр. Последние три года большинство регионов Сибирского федерального округа поддерживают положительные цифры экономического роста, что явилось довольно положительным результатом - в 2018 г. промышленность Сибири опередила средний уровень индекса промышленного произ-

Рис. 3. ВРП регионов СФО 2018 г. (млрд руб.)

Таблица 2

Инвестиционная привлекательность регионов СФО (по данным рейтинга 2018-2019 гг.)

Регион СФО Инвестиционный рейтинг Инвестиционный риск Инвестиционный потенциал Минимальный риск Максимальный риск Наибольший потенциал

Республика Алтай 3С2 73 84 Управленческий Социальный Финансово-инновационный

Республика Тыва 3D 85 83 Экологический Социальный Инфраструктурный

Республика Хакасия 3В2 58 76 Криминальный Управленческий Туристический

Алтайский край 3В1 29 25 Криминальный Управленческий Инфраструктурный

Красноярский край 2В 42 7 Финансовый Экологический Инфраструктурный

Иркутская область 2В 44 18 Финансовый Экологический Инфраструктурный

Кемеровская область 2В 55 14 Криминальный Экологический Инфраструктурный

Новосибирская область 2В 19 15 Финансовый Социальный Инфраструктурный

Омская область 3В1 30 36 Экономический Криминальный Туристический

Томская область 3В1 38 46 Финансовый Экологический Инфра-структурно-туристический

водства РФ на 0,4 %. Абсолютным лидером по значению ВРП по итогам 2018 г. оказался Красноярский край, прирост которого ежегодно составляет приблизительно 4 %. «Призерами» абсолютного значения ВРП являются Иркутская, Кемеровская, Новосибирская и Омская области. Затем следуют Алтайский край, Томская область и Республика Хакасия, а Республики Тыва и Алтай, хотя и демонстрируют положительную динамику роста ВРП, ввиду низкого объема инвестиций, ограниченной сырьевой базы и сельского хозяйства, оттененного низкой добавленной стоимостью, в данном рейтинге являются аутсайдерами [15]. На сегодняшний момент более 90 % ВРП Сибири используется на территории 10-15 % сибирских земель. Решение стратегических задач и вопросов социально-экономического развития Сибири в связи с этим не может не требовать трансформации, расширения и укрепления экономически активного пространства в пределах СФО.

Главными направлениями такой трансформации смогут стать развитие высокотехнологичных предприятий и отдельных отраслей промышленности, формирование зон опережающего развития, повышение социально-экономического уровня отдельных регионов Сибири, а также формирование и развитие в каждом регионе СФО кластеров, которые обеспечат инновационный прорыв России на мировые рынки товаров и услуг.

промышленное ПРОИЗВОДСТВО СФО

Промышленное производство играет ведущую роль в формировании ресурсной базы СФО и определяет благосостояние субъекта Российской Федерации. Ключевыми промышленными центрами в Сибири являются Красноярский край и Новосибирская область, где наблюдаются стабильно высокие темпы роста индекса промышленного производства. Рост промышленного производства Новосибирской области ежегодно колеблется в пределах 5 % и происходит за счет добычи полезных ископаемых крупнейшими в России производителями металлургических углей ООО «Разрез Восточный» и АО «Сибирский Антрацит». Красноярский край держит за собой статус еще одного лидера СФО за счет мощной ресурсной базы, которую осваивают крупные горно-металлургические компании АО «Полюс Красноярск», «Ванкорнефрть», РУСАЛ, ПАО «Норильский никель» и «РусГидро» (в 2019 г. индекс промышленности составил 100,9 %). С конца 2018 г. статус «промышленного центра» также поддерживает Республика Хакасия, индекс промышленного производства которой по итогам 2019 г. оказался максимальным среди регионов СФО - 108,4 %. Итоги минувшего года также показали успешный рост промышлености в Кемеровской и Омской областях - 102,8 и 102,5 % [9]. Не самые лучшие результаты показали Республика Тыва и Иркутская область - индексы равны 98,3 и 97,8 % соответственно. Республика Алтай, которая за счет взрывного роста электроэнергетики и большого уровня добычи полезных ископаемых в 20172018 гг. показала высокий индекс промышленного производства, в 2019 г. оказалась в конце рейтинга. Алтайский край также улучшил свои показатели и держится в пятерке лидеров (рис. 4).

Республика Хакасия С Кемеровская область С Новосибирская область [ Омская область [ Алтайский край

Красноярский край [

Томская область [ Республика Тыва [ Иркутская область С Республика Алтай С

20

40

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

60

80

/ 100

/ 120

Рис. 4. Индекс промышленного производства в регионах СФО за 2019 г. в процентном соотношении к 2018 г.

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РАЗВИТИИ СИБИРСКИХ ПОТЕНЦИАЛОВ

Ресурсный потенциал СФО привлекателен не только для внутренних, но и для внешних инвестиций. Сибирский федеральный округ занимает четвертое место по поступлениям иностранных инвестиций (после ЦФО, ДФО и УФО). Показатели иностранных инвестиций в СФО за последние пять лет выросли - наиболее интересными регионами для инвесторов являются Красноярский край, Кемеровская и Новосибирская области, а также Республики Бурятия и Хакасия. Сегодня активное сотрудничество развивается с Китаем - стабильным потребителем природных ресурсов Сибири, а также Японией и Южной Кореей.

Инвестирование Сибири со стороны Китая происходит через различные проекты интеграции, создания единого евразийского пространства и экономического сотрудничества (например, проект горно-обогатительного комбината на Кызыл-Таштыгском месторождении металлов в Республике Тыва, Евразийский экономический союз, Шанхайская организация сотрудничества, стратегия Нового Шелкового пути и китайская инициатива «Один пояс, один путь»). Еще одним доказательством проявления интереса к сибирским землям со стороны Китая является инвестирование в строительство газопровода «Сила Сибири». В начале декабря 2019 г. Газпром запустил по данному газопроводу поставки газа в Китай (полная проектная мощность будет достигнута к 2025 г.). Крупнейший в истории Газпрома и современности инвестиционный проект оказался очень выгодным шагом в направлении развития стратегических отношений с Поднебесной в нефтегазовой сфере [6]. Территория Сибири и Дальнего Востока является местом соприкосновения «Новой северной политики» Южной Кореи и российской стратегии поворота на Восток. Следовательно, территории Сибири и Дальнего Востока для Южной Кореи являются возможностью прорыва в российско-корейских отношениях, а также входными воротами на евразийский континент, «последним рубежом XXI в. в АТР» и регионом с большим потенциалом для сотрудничества. В связи с этим Южная Корея инвестирует в сибирские земли через проект «9 мостов сотрудничества» (корейско-российское экономическое сотрудничество в газовой сфере, энергетике, судостроении, рыболовстве, сельском хозяйстве, в создании рабочих мест, совершенствовании железных дорог и морских портов, а также в области Северного морского пути) [16]. Южнокорейская компания Orion расширяет линию своего производства и усиливает свои позиции в сфере выпечки в Новосибирске. Также в деловом центре Сибири российско-корейской компанией ExoAtlet производятся и тестируются медицинские экзоскелеты, помогающие инвалидам и детям-инвалидам при ходьбе. Япония готова сотрудничать с Красноярским краем в реализации инвестиционного проекта «Енисейская Сибирь».

Таким образом, можно сделать вывод, что Сибирь сегодня является стратегически важным регионом, глубокое изучение которого раскрывает его потенциалы. Несмотря на некоторые отрицательные показатели, принятую Правительством РФ Стратегию социально-экономического развития Сибири к нынешнему 2020 году можно считать вполне реализованной,

вследствие выполненных в полной мере пунктов плана реализации Стратегии. Рассмотренные динамики индексов 2016-2019 гг. по СФО показывают, что большинство показателей Сибири имеют позитивную тенденцию развития (рост внешней торговли, промышленного производства, добычи полезных ископаемых, привлечения внутренних и внешних инвестиций). Приведенный анализ показывает, что сегодня Сибирский федеральный округ имеет преимущественно позитивную динамику развития. Это позволяет говорить о соответствии социально-экономическому плану Стратегии. Основываясь на наличии ежегодных и периодических плановых показателей, можно с полной уверенностью сказать, что Сибирский федеральный округ имеет большие перспективы на дальнейшее процветание. Принцип реалистичности стратегического планирования позволяет выявлять новые цели и задачи социально-экономического развития округа и находить пути их решения в установленные сроки, для чего необходимым условием является наличие государственного контроля, а также нормативно-правовых актов, дающих гарантии по займам компаниям, участвующим в крупных инновационных и инфраструктурных проектах Сибирского федерального округа.

Литература

1. Ефимов В.С., Ефимов А.В. Сибирский федеральный округ: анализ социально-экономических процессов в 1990-2011 гг. // Вестник НГУЭУ 2013. № 3. С. 10-25.

2. Усс А.В., Иноземцев В.Л., Ваганов Е.А. и др. Макрорегион Сибирь: проблемы и перспективы развития. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013. 396 с.

3. Валовой региональный продукт // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия. URL: https://mrd.gks.ru/ folder/27963 (дата обращения: 10.03.2020).

4. Великий северный путь - разморозить! // Морские вести России. URL: http://mor-vesti.ru/analitika/1692/76478/ (дата обращения: 10.03.2020).

5. Внешнеторговый оборот по Сибирскому федеральному округу составил почти 35 миллиардов долларов США // Сибирское таможенное управление. URL: http:// stu.customs.ru/news/document/214917 (дата обращения: 10.03.2020).

6. Запуск «Силы Сибири». Что означает для России выход на газовый рынок Китая // ИноСМИ. URL: https://inosmi.ru/economic/20191205/246374334.html (дата обращения: 10.03.2020).

7. Качество жизни в российских регионах - рейтинг 2018 // РиаРейтинг. URL: https:// riarating.ru/infografika/20190219/630117422.htmI (дата обращения: 10.03.2020).

8. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ // Агентство стратегических инициатив. URL: https://asi.ru/investclimate/rating/ (дата обращения: 10.03.2020).

9. Промышленность отправилась за добычей: итоги реального сектора в СФО за 2019 год// Континент Сибирь. URL: https://ksonline.ru/366113/promyshlennost-otpravilas-za-dobychej-itogi-realnogo-sektora-v-novosibirskoj-oblasti-za-2019-god/ (дата обращения: 10.03.2020).

10. Рейтинг ВЭФ «Индекс глобальной конкурентоспособности» опубликован в Давосе // Регнум. URL: https://regnum.ru/news/economy/2742176.html (дата обращения: 10.03.2020).

11. Рейтинг легкости ведения бизнеса // Всемирный банк. URL: https://www.doingbusi-ness.org/en/rankings (дата обращения: 10.03.2020).

12. Рейтинг потенциала развития регионов СФО // Центр развития региональной политики. URL: http://crrp.ru/news/reyting_potentsiala_razvitiya_regionov_sfo/ (дата обращения: 10.03.2020).

13. Рейтинг регионов по демографии - 2019 // РиаРейтинг. URL: https://riarating.ru/ infografika/20190423/630123908.html (дата обращения: 10.03.2020).

14. Рейтинг социально-экономического развития регионов - 2019 // РиаРейтинг. URL: https://riarating.ru/infografika/20190604/630126280.html (дата обращения: 10.03.2020).

15. Рейтинг субъектов РФ в СФО по уровню ВРП // Континент Сибирь. URL: https:// ksonline.ru/349534/ot-barerov-k-vozmozhnostyam-kakie-regiony-sibiri-okazalis-vperedi-drugih-s-tochki-zreniya-ekonomicheskoj-situatsii/ (дата обращения: 10.03. 2020).

16. Республика Корея стремится стать надежным партнером России // Российская газета. URL: https://rg.ru/2018/07/08/respublika-koreia-stremitsia-stat-nadezhnym-partnerom-rossii.html (дата обращения: 10.03.2020).

17 Россия вошла в список перспективных стран по уровню развития цифровой экономики // Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3352876 (дата обращения: 10.03.2020).

18. Социально-экономическое положение федеральных округов // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/folder/11109/ document/13260 (дата обращения: 10.03.2020).

19. Russia // U.S. News & World Report. URL: https://www.usnews.com/news/best-countries/russia (дата обращения: 10.03.2020).

Bibliography

1. EfimovV.S., EfimovA.V. Sibirskij Federal'nyj Okrug: analiz social'no-ekonomicheskih processov v 1990-2011 gg. // Vestnik NGUEU. 2013. № 3. P 10-25.

2. UssA.V., InozemcevV.L., VaganovE.A. i dr. Makroregion Sibir': problemy i perspektivy razvitiya. Krasnoyarsk: Sib. feder. un-t, 2013. 396 p.

3. Valovoj regional'nyj produkt // Territorial'nyj organ Federal'noj sluzhby gosudarst-vennoj statistiki po Respublike Mordoviya. URL: https://mrd.gks.ru/folder/27963 (data obrashcheniya: 10.03.2020).

4. Velikij severnyj put' - razmorozit'! // Morskie vesti Rossii. URL: http://morvesti.ru/ analitika/1692/76478/ (data obrashcheniya: 10.03.2020).

5. Vneshnetorgovyj oborot po Sibirskomu federal'nomu okrugu sostavil pochti 35 mil-liardov dollarov SSHA // Sibirskoe tamozhennoe upravlenie. URL: http://stu.customs. ru/news/document/214917 (data obrashcheniya: 10.03.2020).

6. Zapusk «Sily Sibiri». CHto oznachaet dlya Rossii vyhod na gazovyj rynok Kitaya // InoSMI. URL: https://inosmi.ru/economic/20191205/246374334.html (data obrashcheniya: 10.03.2020).

7. Kachestvo zhizni v rossijskih regionah - rejting 2018 // RiaRejting. URL: https:// riarating.ru/infografika/20190219/630117422.html (data obrashcheniya: 10.03.2020).

8. Nacional'nyj rejting sostoyaniya investicionnogo klimata v sub"ektah RF // Agentstvo strategicheskih iniciativ. URL: https://asi.ru/investclimate/rating/ (data obrashcheniya: 10.03.2020).

9. Promyshlennost' otpravilas' za dobychej: itogi real'nogo sektora v SFO za 2019 god// Kontinent Sibir'. URL: https://ksonline.ru/366113/promyshlennost-otpravilas-za-dobychej-itogi-realnogo-sektora-v-novosibirskoj-oblasti-za-2019-god/ (data obrashche-niya: 10.03.2020).

10. Rejting VEF «Indeks global'noj konkurentosposobnosti» opublikovan v Davose // Regnum. URL: https://regnum.ru/news/economy/2742176.html (data obrashcheniya: 10.03.2020).

11. Rejting lyogkosti vedeniya biznesa // Vsemirnyj bank. URL: https://www.doingbusi-ness.org/en/rankings (data obrashcheniya: 10.03.2020).

12. Rejting potenciala razvitiya regionov SFO // Centr razvitiya regional'noj politiki. URL: http://crrp.ru/news/reyting_potentsiala_razvitiya_regionov_sfo/ (data obrashcheniya: 10.03.2020).

13. Rejting regionov po demografii - 2019 // RiaRejting. URL: https://riarating.ru/ infografika/20190423/630123908.html (data obrashcheniya: 10.03.2020).

14. Rejting social'no-ekonomicheskogo razvitiya regionov - 2019 // RiaRejting. URL: https://riarating.ru/infografika/20190604/630126280.html (data obrashcheniya: 10.03. 2020).

15. Rejting sub"ektov RF v SFO po urovnyu VRP // Kontinent Sibir'. URL: https://ksonline. ru/349534/ot-barerov-k-vozmozhnostyam-kakie-regiony-sibiri-okazalis-vperedi-drugih-s-tochki-zreniya-ekonomicheskoj-situatsii/ (data obrashcheniya: 10.03.2020).

16. Respublika Koreya stremitsya stat' nadyozhnym partnyorom Rossii // Rossijskaya gazeta. URL: https://rg.ru/2018/07/08/respublika-koreia-stremitsia-stat-nadezhnym-partnerom-rossii.html (data obrashcheniya: 10.03.2020).

17. Rossiya voshla v spisok perspektivnyh stran po urovnyu razvitiya cifrovoj ekonomiki // Kommersant». URL: https://www.kommersant.ru/doc/3352876 (data obrashcheniya: 10.03.2020).

18. Social'no-ekonomicheskoe polozhenie federal'nyh okrugov // Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. URL: https://www.gks.ru/folder/11109/document/13260 (data obrashcheniya: 10.03.2020).

19. Russia // U.S. News & World Report. URL: https://www.usnews.com/news/best-countries/russia (data obrashcheniya: 10.03.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.