Научная статья на тему 'Стратегия социально-экономического развития региона и инструменты ее реализации'

Стратегия социально-экономического развития региона и инструменты ее реализации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
4393
387
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / МИССИЯ / СТРАТЕГИЯ / РЕСУРСЫ / МЕХАНИЗМ / ПРОГРАММА / REGION / MISSION / STRATEGY / RESOURCES / THE MECHANISM / THE PROGRAM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Каппушева Тамара Лутовна

В статье рассматривается ряд малоисследованных аспектов, связанных с разработкой и реализацией стратегии социально-экономического развития регионов в современных условиях. Особое внимание уделено инструментам реализации региональной стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Каппушева Тамара Лутовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategy of social and economic development of the region and tools of its implementation

The paper sheds light on a number of unexplored aspects related to the development and implementation of strategy of region socio-economic development in the current conditions. Particular attention is paid to the tools of regional strategy implementation.

Текст научной работы на тему «Стратегия социально-экономического развития региона и инструменты ее реализации»

УДК 338.24 ББК 65.050.14 К 20

Т.Л. Каппушева

Ассистент кафедры информатики и информационных технологий Северо-Кавказской

государственной гуманитарно-технологической академии, г. Черкесск. Тел.: (928) 030

01 31, e-mail: tamara.K.2009@yandex.ru.

Стратегия социально-экономического развития региона и инструменты ее реализации

(Рецензирована)

Аннотация. В статье рассматривается ряд малоисследованных аспектов, связанных с разработкой и реализацией стратегии социально-экономического развития регионов в современных условиях. Особое внимание уделено инструментам реализации региональной стратегии.

Ключевые слова: регион, миссия, стратегия, ресурсы, механизм, программа.

T.L. Kappusheva

Assistant Lecturer of Computer Science and Information Technology Department, North-

Caucasian State Academy of Art and Technology. Cherkessk. Ph.: (928) 030 01 31, e-mail:

tamara.K.2009 @ yandex.ru.

Strategy of social and economic development of the region and tools of its implementation

Abstract. The paper sheds light on a number of unexplored aspects related to the development and implementation of strategy of region socio-economic development in the current conditions. Particular attention is paid to the tools of regional strategy implementation.

Keywords: region, mission, strategy, resources, the mechanism, the program.

Основой создания динамичной и эффективно функционирующей экономики региона является стратегическое управление ее развитием. Под стратегическим управлением мы понимаем совокупность действий долговременного характера, способствующих адаптации региональной системы к быстро изменяющимся условиям рыночной конъюнктуры с наименьшими затратами и потерями, позволяющими предвидеть и предупреждать развитие системных кризисных ситуаций, а также обеспечивать достижение регионом конкурентных преимуществ. Стержнем стратегического управления социально-экономического развития региона является региональная стратегия.

Представляя собой систему мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития региона и определяемых реальными предпосылками и ограничениями, стратегии развития регионов имеют качественные различия, что обусловлено их различиями по обеспеченности ресурсами, структуре хозяйства, достигнутому уровню развития различных сфер экономики и т.п. К тому же стратегии экономического развития регионов могут меняться в зависимости от социальноэкономической и политической ориентации государства на конкретном этапе развития. Вместе с тем, есть ряд вопросов теоретико-методологической значимости, важных как для разработчиков региональных стратегий социально-экономического развития, так и для их заказчиков в лице администраций субъектов Федерации, по которым у исследователей и специалистов-практиков имеются, на наш взгляд, серьезные озабоченности.

Прежде всего, необходимость разработки региональных стратегий. В современных

условиях регионы стали субъектами экономического развития и, занимая определенное место в макроэкономическом пространстве, выполняют в нем свою специфическую роль. Она состоит в обеспечении условий воспроизводства населения и бизнеса посредством формирования и устойчивого повышения своей конкурентоспособности, способствующей привлечению в регион инвестиций, инноваций, рабочей силы и других факторов производства.

В последние годы увеличивается самостоятельность субъектов Федерации, которые несут все большую ответственность за результаты регионального экономического развития. Социально-экономическое состояние регионов определяется как объективными (макроэкономические условия, положение региона в общественном разделении труда, отраслевая структура, географическое положение, природные ресурсы), так и субъективными факторами, роль которых неуклонно возрастает, и в первую очередь это относится к качеству регионального управления.

Как показывает практика последних лет, включая годы восстановительного роста отечественной экономики, годы финансового кризиса 2008-2010 гг., регионы, которые применяют методы стратегического управления, оказались подвержены кризисным тенденциям в меньшей степени. Они также имеют преимущество на этапе наметившегося выхода экономики страны из кризисного состояния.

Для устойчивого функционирования и развития в условиях глобализации, возрастающей неопределенности и растущей глобальной конкуренции регионы вынуждены переходить к стратегическому управлению, основными инструментами которого являются: миссия региона, сценарий развития, концепция развития, социально-экономическое прогнозирование, целевые комплексные программы и механизм реализации целей регионального стратегического управления [1].

Роль миссии региона. Миссию региона, представляющую собой одно из основополагающих понятий стратегического управления, следует рассматривать в иерархии целей стратегического управления как высшее понятие, характеризующее предназначение объекта управления. Правильно определенная миссия региона, хотя и имеет всегда философский оттенок, тем не менее, обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно тот объект, ради которого она была выработана. Она должна иметь целевую ориентацию и отражать специфические (уникальные) особенности объекта. Разработчики региональных стратегий зачастую упускают из виду эту важнейшую особенность миссии. Для подтверждения сказанного, рассмотрим миссии некоторых регионов, которые прописаны в стратегиях их социальноэкономического развития (табл. 1).

Таблица 1

Миссии ряда регионов Российской Федерации, определенные в стратегиях их социально-экономического развития

Регион Миссия региона Особенности миссии

Республика Адыгея Строим будущее, сохраняя природное богатство и приумножая благосостояние народа Уникальные особенности региона не отражены, целевая ориентация носит слишком общий характер

Республика Северная Осетия- Алания Республика Северная Осетия-Алания -стратегический регион, «южные ворота» России. Это регион с развитыми транспортно -логистическими функциями, благоприятный для туризма и отдыха и комфортный для проживания Уникальные особенности региона отражены, отсутствует целевая ориентация

Чувашская республика Содействие превращению Чувашии в инновационный, процветающий и удобный для Уникальные особенности региона не отражены, имеется

жителей регион, в котором у каждого есть выбор в достижении поставленных целей, с растущей экономикой, обеспечивающей постоянный рост качества жизни.

Исходным инструментом для обоснования перспектив социально-экономического развития региона следует рассматривать многовариантный сценарный подход.

Сценарий социально-экономического развития региона представляет собой описание основных параметров, характеризующих его состояние на конец прогнозируемой перспективы, и траектории перехода в него из состояния настоящего. Региональные сценарии могут принципиально отличаться друг от друга набором основных целей развития и траекториями их достижения, поскольку одни и те же цели могут быть реализованы различными способами.

Для большинства проблемных регионов Юга России, например, могут представлять интерес следующие сценарии развития:

- аграрно-рекреационный, который ориентирует на максимальное использование естественных возможностей этих регионов (почвенных, природно-климатических, рекреационных ресурсов) и предполагающий опережающее развитие агропромышленного и курортно-рекреационного комплексов;

- бюджетно-финансовый, в основе которого лежит идея приоритетного развития тех секторов экономики указанных регионов, которые в обозримой перспективе могут обеспечить значительное увеличение уровня бюджетной самообеспеченности;

- интеграционный, реализация которого предполагает активизацию экономического взаимодействия проблемных регионов со смежными более развитыми регионами; указанный сценарий позволяет максимально раскрыть возможности рациональной специализации регионов в рамках системы территориального разделения труда в Южном макрорегионе;

- инвестиционный, обеспечивающий значительное увеличение притока ресурсов сторонних инвесторов на базе качественного улучшения инвестиционного климата региона.

Каждый из сценариев, наряду с достоинствами, имеет, очевидно, существенные недостатки. При выборе базового сценария следует исходить из миссии и потенциала региона. Последний во многом определяет реалистичность базового сценария, являющуюся одним из важнейших требований, которое на практике учитывается не в полной мере или, что еще хуже, просто игнорируется.

Стратегическая цель развития региона, с которой непосредственно начинается разработка стратегии, представляет собой долгосрочные ориентиры, реализация которых обеспечивает переход всей региональной системы в новое качественное состояние, соответствующее интересам населения, бизнес-сообщества и органов управления. Стратегические цели региона представляют собой стратегические намерения, которые детерминируют новые возможности региона (социально-экономические, конкурентные, экологические и др.) и выступают как некий девиз, вдохновляющий население, деловое сообщество и сотрудников органов управления на достижение поставленных целей. Они позволяют придать всем происходящим в регионе социально-экономическим процессам связанность и единство, обеспечивают здравую долговременную ориентацию, интуитивно понятную всему региональному сообществу [2].

Интегральной оценочной целью развития региона, объединяющей экономические, социальные, инвестиционные и другие интересы, может служить конкурентоспособность региона, под которой следует понимать свойство региона как экономической системы функционировать и развиваться в конкурентной среде, эффективно обеспечивать процессы воспроизводства человека, благ и регионального потенциала.

Инструменты реализации региональной стратегии. Достижение стратегической цели развития региона возможно при комплексном использовании организационных, правовых, финансовых механизмов ее реализации.

Организационными механизмами реализации стратегии выступают совокупность

стратегических, концептуальных, программных, прогнозных документов, как разработанных и реализуемых, так и документов, которые предстоит разработать на базе стратегии развития при постоянном совершенствовании организационно-функциональной структуры управления регионом.

Правовой механизм реализации стратегии охватывает следующие сферы: социальноэкономическое развитие региона, систему стратегического планирования, предпринимательскую деятельность, инвестиционный процесс, градостроительную деятельность, общественные финансы и межбюджетные отношения, внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, государственно-частное партнерство, местное самоуправление и др.

Должно быть предусмотрено изменение действующих и разработка новых нормативных правовых актов, направленных на обеспечение реализации стратегии по всем направлениям деятельности органов государственной власти региона, а также подготовка предложений по совершенствованию федеральной нормативно-правовой базы. В результате будет сформирована система нормативных правовых актов, регламентирующих реализацию стратегии и способствующих повышению оперативности и качества управленческих решений, принимаемых органами государственного и муниципального управления.

Практическое достижение намеченных целей возможно лишь при эффективном использовании финансовых механизмов реализации стратегии, направленных на концентрацию финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития. Важным финансовым механизмом реализации стратегии будет являться региональный бюджет, а также среднесрочный финансовый план. При этом значимой составляющей механизма реализации стратегии является использование инструментов целевого софинансирования за счет средств федерального бюджета путем активного участия региона в реализации приоритетных национальных проектов, федеральных целевых программ, федеральной адресной инвестиционной программы при неуклонном выполнении регионом обязательств по софинансированию.

Необходимо активное использование механизмов государственно-частного партнерства при реализации перспективных экономически и социально значимых инвестиционных проектов, создания и развития инновационной инфраструктуры региона, а также при развитии малого и среднего предпринимательства.

Важной частью единого механизма реализации стратегии является механизм контроля, предусматривающий оценку эффективности реализации поставленных целей и задач, проведение многоцелевого мониторинга реализации стратегии посредством системы индикативных показателей.

Стратегия должна корректироваться по мере ее реализации с учетом изменения внешних условий и внутренних процессов развития региона. При этом коррекция возможна в виде ежегодного уточнения краткосрочных и среднесрочных прогнозов социальноэкономического развития региона, а также коррекции среднесрочных программ социальноэкономического развития региона. Кроме того, целесообразно раз в 4-5 лет осуществлять непосредственно коррекцию стратегии, внося в нее необходимые поправки и дополнения.

Необходимыми действиями по реализации стратегии является учет мнения и информирование бизнес-сообщества и населения о ходе ее реализации, решениях и действиях органов исполнительной и законодательной власти региона, изменениях нормативной правовой базы, результатах мониторинга и осуществлении корректировок целей, задач, мер, целевых ориентиров стратегии.

Примечания:

1. Тамов А.А., Аванесова Р.Р. Продовольственный рынок региона как объект стратегического управления // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Экономика. 2010. Вып. 3 (66).

2. Шеховцева Л.С. Стратегическое целеполагание региона как субъекта развития //

Региональная экономика: теория и практика, 2008, № 19.

References:

1. Tamov A.A., Avanesova R.R. Food market of the region as an object of strategic management // Bull. of Adyghe State University. Series Economics. Maikop: AGU Publishing House, 2010. Issue 3 (66).

2. Shekhovtseva L.S. Strategic goal-setting of the region as a subject of development // Regional economy: theory and practice, 2008, No. 19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.