Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В РАКУРСЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИНГВОПЕРСОНОЛОГИИ'

СТРАТЕГИЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В РАКУРСЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИНГВОПЕРСОНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
124
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / СТРАТЕГИЯ / ТАКТИКА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛИНГВОПЕРСОНОЛОГИЯ / ДИСКУРС / ПУБЛИЧНАЯ РЕЧЬ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛИНГВИСТИКА / ПРЕЗИДЕНТСКИЙ ДИСКУРС

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ахмадеев И.Р.

В статье представлен анализ самопрезентации государственного деятеля в контексте политической лингвоперсонологии. Рассмотрены понятия «политическая лингвоперсонология» и «языковая личность». Проанализированы основные тактики, применяемые экс-президентом США Дональдом Трампом перед массовой аудиторией. Приводится анализ стратегии самопрезентации и ее тактик. Установлено, что в своих выступлениях политик умело комбинирует разные тактики для достижения нужного эффекта, отдавая предпочтение тактикам самовосхваления, единения и дискредитации оппонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY OF SELF-PRESENTATION IN THE PERSPECTIVE OF LINGUOPOLITICAL PERSONOLOGY

The author of the article presents an analysis of the politician's self-presentation in the context of political linguopersonology. Political linguopersonology is interdisciplinary in nature, since it arose at the intersection of such sciences as linguistic personology and political linguistics. This phenomenon is quite closely related to social and speech portrait and the theory of linguistic personality. The object of research in political linguopersonology is an individual - a “linguistic personality” that plays an important role in the political life of the country, in conjunction with its inherent professional, moral, and mental qualities. This allows the author to conclude that political linguopersonology explores the personal characteristics of a politician through the analysis of their discourse. Speaking to the target audience, politicians, as a rule, use various tactics expressed in speech means to influence the perception of the addressee. The main tactics used by former US President Donald Trump in front of an audience were analyzed. An analysis of the strategy of self-presentation and its tactics is given. It was established that in his speeches Trump skillfully combined different tactics to achieve the desired effect. The author established that the former president preferred the following tactics: tactic of self-praise, tactic of unity, and tactic of discrediting the opponents. Transcripts of Trump's public speeches (The Third State of the Union Address 2020 and Donald Trump's inauguration speech 2017) were taken as empirical material.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В РАКУРСЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИНГВОПЕРСОНОЛОГИИ»

УДК 81

DOI: 10.33184/bulletin-bsu-2022.2.36

СТРАТЕГИЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В РАКУРСЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИНГВОПЕРСОНОЛОГИИ

© И. Р. Ахмадеев

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел.: +7 (987) 13 7 48 05.

Email: felixahmadeev@yandex. ru

В статье представлен анализ самопрезентации государственного деятеля в контексте политической лингвоперсонологии. Рассмотрены понятия «политическая лингвоперсонология» и «языковая личность». Проанализированы основные тактики, применяемые экс-президентом США Дональдом Трампом перед массовой аудиторией. Приводится анализ стратегии самопрезентации и ее тактик. Установлено, что в своих выступлениях политик умело комбинирует разные тактики для достижения нужного эффекта, отдавая предпочтение тактикам самовосхваления, единения и дискредитации оппонентов.

Ключевые слова: самопрезентация, стратегия, тактика, политическая лингвоперсонология, дискурс, публичная речь, политическая лингвистика, президентский дискурс.

Понятие «лингвополитическая персонология» появилось относительно недавно в работах отечественных ученых-лингвистов [20, с. 11]. Данное явление носит междисциплинарный характер, так как возникло на пересечении таких наук, как лингвистическая персонология и политическая лингвистика. Сама лингвистическая персонология довольно тесно связана с такими феноменами как социально-речевое портретирование и теория языковой личности [23, с. 14].

Объектом исследований политической лингвоперсонологии является индивидуум - «языковая личность» (также допустимо употреблять термины «идиостиль», «коммуникативный портрет», «речевой имидж»), играющая важную роль в политической жизни страны (губернатор, лидер парламентского комитета, премьер-министр, духовный лидер, депутат законодательного собрания) в совокупности со свойственными ей профессиональными, моральными и психическими качествами [11, с. 143; 20, с. 12]. Языковая личность представляет собой «совокупность способностей и характеристик человека, обуславливающих создание и восприятие им текстов», т. е. является субъектом, выраженном в созданном им самим речевом произведении [10, с. 3; 6, с. 10]. По мнению М. Г. Цуциевой, речевое поведение языковой личности в политическом дискурсе является особым набором речевых предпочтений, сформировавшихся в течение жизни. При этом сама языковая личность представляет собой «сложный институциональный компонент» [22, с. 197-200].

В качестве эмпирического материала в настоящей статье были взяты стенограммы публичных выступлений экс-президента США Дональда Трампа, произнесенных политиком в период с 2017 по 2020 гг.

Ученые выделяют шесть основных направлений, в рамках которых следует изучать особенности языкового субъекта коммуникативного взаимодействия политического характера, а именно - анализ

когнитивного аспекта политической коммуникации и речевого поведения политического деятеля в плане лингвостилистики и лингвопрагматики; психолингвистический анализ; рассмотрение акустических характеристик выступления; анализ речевого поведения с позиции лингвосемиотики [16, с. 23].

Исходя из этого можно сделать вывод о том, что политическая лингвоперсонология исследует личностные особенности политика посредством анализа его дискурса. Политический дискурс представляет собой комплексное многогранное явление -речевые образования, принадлежащие политической сфере [24, с. 23].

В рамках лингвополитической персонологии отечественные лингвисты проявляют особый интерес к политикам, занимающим высшие посты в государственной иерархии. Анализируя их выступления, исследователи выделяют так называемый президентский дискурс [15, с. 22-26]. По мнению ряда ученых, данный вид дискурса затрагивает намного больше общественных сфер человеческой жизни, чем политический [9, с. 76]. В то же время на сегодняшний день отсутствует единый подход к пониманию президентского дискурса. Например, авторитетный ученый-лингвист Е. И. Шейгал не выделяет президентский дискурс как отдельное явление, предпочитая рассматривать президентские речи в рамках политического дискурса [24, с. 11]. Н. Г. Бабич придерживается аналогичного подхода. Анализируя лингвопрагматические особенности политического интервью главы государства, ученый рассматривает президентский дискурс как разновидность политического [2]. Некоторые ученые также рассматривают президентский дискурс как тип политического, но в то же время отмечают существование отдельного президентского института [1, с. 14-15]. Тем не менее, несмотря на то что на данный момент отсутствует единое определение президентского

дискурса, ученые сходятся во мнении, что это явление отражает личностные характеристики говорящего [19].

По мнению ряда лингвистов, для более обширного анализа речепорождений языковой личности следует применить когнитивно-стилистический подход, благодаря которому можно выделить ее индивидуальные характеристики, такие как политические взгляды, черты характера и прочее [3, с. 170]. В этом контексте особый интерес для нас представляют речевые особенности экс-президента США Дональда Трампа в контексте самопрезентации, которая, являясь формой коммуникации, помогает политику достигать поставленных целей.

Не вызывает сомнений, что в процессе коммуникации одной из ведущих характеристик современного политика является его образ, который он создает в сознании адресата с помощью эффективного речевого воздействия. Выступая перед целевой аудиторией, он, как правило, использует различные тактики, выражающиеся в речевых средствах, с целью оказания влияния на восприятие адресанта. По мнению И. А. Медведевой, самопрезентация представляет собой речевой акт, направленный на «формирование положительного образа субъекта речи с помощью различных языковых средств в определенных дискурсивных обстоятельствах» [12, с. 10].

Согласно высказываниям О. Н. Паршиной, самопрезентация представляет собой эмоциональную самоподачу оратора, косвенно демонстрирующую психические свойства его личности с целью создания определенного впечатления о себе и о собственных целях с помощью определенных стратегий и тактик [17, с. 26].

П. М. Дайнеко определяет самопрезентацию как ведущую коммуникативно-когнитивную стратегию, направленную на конструирование экспертом собственного имиджа через выбор определенных тактик и языковых средств [5].

В работе «Коммуникативные стратегии и тактики русской речи» речевая стратегия интерпретируется как «комплекс речевых действий, направленных на достижение коммуникативной цели» [8, с. 54], разграничивая их на общие и частные. Исследователь полагает, что стратегия самопрезентации в определенной степени существует в любых обстоятельствах коммуникации в качестве вспомогательной стратегии, конечной целью которой является «коррекция модели мира реципиента» [8, с. 109].

В качестве общих стратегий автор выделяет такие, с помощью которых возможно воздействовать на адресата, например, семантические, дискредитирующие речевого «противника» и подчиняющие других участников общения. Частные речевые стратегии характеризуют конкретный разговор с конкретными целями [8, с. 110].

Коммуникативная тактика представляет собой определенные акты речевого характера, помогаю-

щие в осуществлении так называемой стратегии самопрезентации [8, с. 113]. Выделим следующие коммуникативные тактики: самовосхваления, оправдания, оспаривания, единения, оскорбления, дискредитации, издевки [8, с. 113; 13, с. 13; 18].

Рассмотрим данные тактики подробнее. Суть тактики самовосхваления заключается в употреблении большого количества местоимений первого лица единственного числа, глаголов, а также прилагательных в сравнительной и превосходной степени. Эта тактика способствует адресанту продемонстрировать лучшие качества, сильные стороны собственной личности, которые отличают его от противников. Тактика оправдания заключается в объяснении поступков говорящего через приведение убеждающих аудиторию доказательств, реализуемых с помощью оценочных языковых маркеров.

Цель тактики оспаривания состоит не только в аргументировании собственной позиции, но и опровержении точки зрения оппонента. Тактика единения заключается в создании у адресата впечатления общих взглядов, принципов, ценностей и установок с адресантом. Зачастую этот эффект достигается посредством использования таких стилистических средств как анафора и эпифора, которые является разновидностями повтора. Анафора представляет собой повтор одних и тех же форм в начале каждого высказывания. Эпифора является повтором языковых элементов в конце предложения. Данные виды повтора усиливают текстовую эмфазу и играют значительную роль в реализации тактики единения [21, с. 222].

Тактика оскорбления предполагает противостояние спикера и оппонента, отличительной чертой которого является чрезмерное проявление эмоций и отсутствие рациональных рассуждений. Тактика дискредитации направлена на формирование негативного впечатления и принижение статуса личности оппонента. Отличается избыточной отрицательной авторской оценочностью, нивелируя представленные факты.

В основе тактики издевки лежит высмеивание, унижение, уязвление партнера по общению с помощью «навешивания ярлыков и развенчания притязаний».

Основной задачей самопрезентации политического деятеля является формирование нужного образа с помощью специальных языковых средств с целью получения конкретного результата [7, с. 7]. Исследователи самопрезентации считают, что для решения поставленных задач и формирования необходимого образа в глазах аудитории политическому деятелю следует «мобилизовать свою активность» [4, с. 203]. Под мобилизацией активности мы понимаем применение той или иной коммуникативной тактики в зависимости от ситуации общения и реципиента.

В разбираемых нами примерах президентских речей мы выделили наиболее часто встречающиеся

речевые тактики и языковые средства экс-президента США.

Рассмотрим применение данных тактик Дональдом Трампом в своих выступлениях для оказания определенного влияния на аудиторию на примерах его речей, произнесенных в период с 2017 по 2020 гг.

Пример 1. «From the instant I took office, I moved rapidly to revive the U.S. economy - slashing a record number of job-killing regulations, enacting historic and record-setting tax cuts, and fighting for fair and reciprocal trade agreements» [25].

Данный пример демонстрирует применение Дональдом Трампом тактики самовосхваления. Политик подчеркивает, что как только он занял президентский пост, экономика США начала претерпевать определенные положительные изменения (I took office, I moved rapidly to revive the U.S. economy). Слово «instant» имеет следующие значения: «мгновение», «момент», «немедленный», «безотлагательный», «как только» [14]. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что политик намеренно делает акцент на скорости выполнения конкретной задачи, тем самым демонстрируя решительность и готовность незамедлительно действовать для достижения поставленных целей. Аналогично, для того чтобы показать свои заслуги в решении экономических проблем США, Дональд Трамп использует наречие «rapidly» («быстро», «стремительно»). При этом президент перечисляет конкретные шаги, которые он предпринял для решения поставленной перед ним задачи.

Пример 2. «Since my election, we have created seven million new jobs - five million more than government experts projected during the previous administration» [25].

В данном случае политик также применяет тактику самовосхваления: «Since my election, we have created» («с момента моего избрания мы создали»). Дональд Трамп демонстрирует, как нам кажется, не только свои достижения на посту президента, но и достижения своего правительства, посредством использования личного местоимения множественного числа «we» («мы»). Тем самым президент показывает, что он умеет привлекать профессионалов для решения текущих проблем. Важно также отметить, что посредством сравнения «than government experts projected during the previous administration», лидер делает акцент на том, что его администрация намного успешней администрации Барака Обамы. На грамматическом уровне Дональд Трамп использует время Present Perfect (have created), что указывает на завершенность и результативность действия.

Пример 3. «Many politicians came and went, pledging to change or replace NAFTA, only to do so, and then absolutely nothing happened. But unlike so many who came before me, I keep my promises. We did our job» [25].

В данном случае, с нашей точки зрения, Дональд Трамп использует одновременно две тактики - дискредитации и самовосхваления. Политик критикует своих предшественников, не решавшихся на отмену Североамериканского соглашения о свободной торговле и в то же время посредством сравнения (But unlike so many who came before me) подчеркивает, что он (I keep my promises) и его правительство (We did our job) сдерживают свои обещания. Таким образом, политик демонстрирует свои положительные качества, такие как честность, решительность и компетентность в экономических и политических вопросах.

Пример 4. «Six days ago, I replaced NAFTA and signed the brand-new U.S.-Mexico-Canada Agreement into law. The U.S.M.C.A. will create nearly 100,000 new high-paying American auto jobs, and massively boost exports for our farmers, ranchers, and factory workers» [25].

В данном примере видно, что президент Трамп снова применяет тактику самовосхваления. Политик использует личное местоимение единственного числа «I» («я») и тем самым подчеркивает, что благодаря его новому торговому соглашению граждане США получат множество преимуществ. Дональд Трамп вновь делает акцент на своих заслугах в экономической политике США.

Пример 5. «We, the citizens of America, are now joined in a great national effort to rebuild our country and restore its promise for all of our people. Together, we will determine the course of America and the world for many, many years to come. We will face challenges, we will confront hardships, but we will get the job done» [26].

Данный пример демонстрирует применение Дональдом Трампом тактики единения. На этом примере мы можем наблюдать использование политиком такого стилистического средства как повтор (анафора). Политик употребляет личное местоимение множественного числа (we - мы), посредством чего лидер делает акцент на том, что несмотря на разного рода трудности (challenges, hardships) политическая элита и американский народ вместе (together) добьются нужных результатов (we will get the job done) и будут определять как внутреннюю, так и внешнюю политику (we will determine the course of America and the world).

Пример 6. «It's time to remember that old wisdom our soldiers will never forget, that whether we are black or brown or white, we all bleed the same red blood of patriots. We all enjoy the same glorious freedoms, and we all salute the same great American flag» [26].

Данный пример также является проявлением тактики единения, выражаемой при помощи повтора личного местоимения множественного числа (we - мы). Посредством анафоры (we are/we all) Дональд Трамп апеллирует к традиционным ценностям американского народа, к которым относятся равноправие и патриотизм. Президент делает акцент на том, что вне зависимости от расового происхождения

(whether we are black or brown or white, we all bleed the same red blood of patriots) каждый представитель американского народа (в том числе и сам господин Трамп) является патриотом своей страны.

Пример 7. «For too long, a small group in our nation's capital has reaped the rewards of government while the people have borne the cost. Washington flourished, but the people did not share in its wealth. Politicians prospered, but the jobs left, and the factories closed. The establishment protected itself, but not the citizens of our country. Their victories have not been your victories. Their triumphs have not been your triumphs. And while they celebrated in our nation's capital, there was little to celebrate for struggling families all across our land» [26].

Данный пример демонстрирует использование тактики дискредитации. Дональд Трамп достаточно жестко критикует вашингтонскую политическую элиту Соединенных Штатов. Президент, в частности, использует метонимию (Washington) и эвфемизм (a small group), чтобы указать на объекты своего негодования. Помимо этого, данная часть его выступления построена на противопоставлении простых американцев вашингтонскому истеблишменту (small group has reaped the rewards of government while the people have borne the cost - небольшая группа пожинала плоды правления за счет нашего народа; Washington flourished, but the people did not share in its wealth - Вашингтон преуспевал, но к простым людям его богатства не имели никакого отношения; Politicians prospered, but the jobs left - политики процветали, но рабочих мест становилось все меньше; Their victories have not been your victories. Their triumphs have not been your triumphs - Их победы не были вашими победами. Их триумфы не были вашими триумфами). Исходя из этого можно также сделать вывод о том, что имплицитным способом Дональд Трамп критикует своего предшественника - Барака Обаму, частично виновному в происходящем и обещает, что с его приходом произойдут большие перемены.

Пример 8. «As we restore - American leadership throughout the world, we are once again standing up for freedom in our hemisphere. That's why my administration reversed the failing policies of the previous administration on Cuba» [25].

В данном примере мы наблюдаем применения Дональдом Трампом сразу двух тактик - единения и дискредитации. Политик, употребляя личное местоимение первого лица (we - мы), демонстрирует единство политических интересов граждан США и его администрации. Президент критикует политику своего предшественника в отношении Кубы, открыто называя ее «провальной» (failing).

Таким образом, мы рассмотрели понятия «политическая лингвоперсонология» и «языковая личность». Проанализировали основные тактики, применяемые экс-президентом США Дональдом Трам-

пом для успешной реализации стратегии самопрезентации в контексте политической лингвоперсоно-логии. Было установлено, что в данных выступлениях политик отдает предпочтение тактикам самовосхваления, единения и дискредитации. Нами также было отмечено, что Дональд Трамп умело комбинирует разные тактики для достижения нужного эффекта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Атьман О. В. Жанровая специфика президентского дискурса США // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2009. №2(21). С. 14-16.

2. Бабич Н. Г. Президентское интервью как жанр политического дискурса и его лингвопрагматические характеристики (на мат-ле англ. и рус. яз.): дис. ... канд. филол. наук. М.: Моск. гос. обл. ун-т. 2015. 256 с.

3. Болотнов А. В. Самопрезентация языковой личности в публичном дискурсе: лингвостилистический аспект // Вестник ТГПУ. Томск, 2012. №10(125). С. 169-174.

4. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / пер. с англ. М.: Канон-пресс-Ц: Кучково поле. 2000. 302 с.

5. Дайнеко П. М. Дискурсивные стратегии самопрезентации в институциональном интернет-общении: дис. ... канд. филол. наук. М.: Моск. гос. лингв. ун-т, 2011. 209 с.

6. Иванцова Е. В. Феномен диалектной языковой личности. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2002. 312 с.

7. Исаева М. С. Самопрезентация корпоративной языковой личности в деловом дискурсе: автореф. дис. . канд. филол. наук. СПб., 2021.

8. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Изд-е 5-е. М.: ЛКИ, 2008. 288 с.

9. Кара-Мурза С. Г. Главные угрозы для России // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. М.: изд-во «Центр изучения кризисного общества», 2013. №5(31). С. 74-83.

10. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. Изд-е 7-е. М.: Изд-во ЛКИ, 2010. 264 с.

11. Мадалиева Е. В. Прагматика языковой личности в жанре исповеди // Политическая лингвистика, 2011. №1. С. 143-146.

12. Медведева И. А. Вербальная самопрезентация: языковые средства и дискурсивные особенности создания положительного образа человека: дис. ... канд. филол. наук. Челябинск, 2013. 316 с.

13. Михалева О. Л. Политический дискурс как сфера реализации манипулятивного воздействия: автореф. дис. . канд. филол. наук. Кемерово, 2004. 24 с.

14. Мюллер В. К. Большой англо-русский словарь. URL: https://gufo.me/dict/enru_muller

15. Нахимова Е. А. «Прямая линия с народом»: президентские ответы на детские вопросы // Политическая лингвистика, 2016. №2(56). С. 22-26.

16. Никифорова М. В., Чудинов А. П. Лингвополитическая персонология: методические основы и методики анализа // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики, 2017. №1(25). С. 22-29.

17. Паршина О. Н. Приемы реализации самопрезентации в речи административно-политической элиты // Проблемы речевой коммуникации: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. Вып. 4. С. 25-34.

18. Паршина О. Н. Стратегии и тактики речевого поведения современной политической элиты России: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Саратов, 2005. 48 с.

19. Спиридовский О. В. Лингвокультурные характеристики американской президентской риторики как вида политического дискурса: дис. ... канд. филол. наук. Воронеж: ВГУ, 2006. 255 с.

20. Таюпова О. И. Лингвополитическая персонология как со- 23. временное научное направление // Актуальные вопросы лингвистики, межкультурной коммуникации и методики преподавания иностранных языков в вузе: мат-лы V Меж-дунар. научно-практ. конф. Екатеринбург: изд-во «ООО Издательство УМЦ УПИ», 2022. С. 10-15.

21. Таюпова О. И. Повторы и их роль в текстах различных дискурсов // Вестник Башкирского университета. 2019. Т. 24. №1. С. 220-224.

22. Цуциева М. Г. Адаптивность языковой личности политика как ее прототипическая системная характеристика // Вестник Ленинградского ун-та им. Пушкина. СПб., 2014. Т. 1. №2. С. 197-200.

Чудинов А. П., Нахимова Е. А., Никифорова М. В. Российская лингвополитическая персонология: исследование дискурса политических лидеров // Вестник Росс. ун-та Дружбы Народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. Изд-во РУДН, 2018. Т. 9. №1. С. 14-27. Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса: дис. ... д-ра филол. наук. Волгоград: ВолГУ, 2000. 431 с. Donald J. Trump. The Third State of the Union Address 2020. URL: https://www.americanrhetoric.com/speeches/stateoftheunion2020.htm The full text of Donald Trump's inauguration speech. URL: https://www.theguardian.com/world/2017/jan/20/donald-trump-inauguration-speech-full-text

Поступила в редакцию 14.05.2022 г.

ISSN 1998-4812

BecTHHK EamKHpcKoro yHHBepcHTeTa. 2022. T. 27. №2

471

DOI: 10.33184/bulletin-bsu-2022.2.36

STRATEGY OF SELF-PRESENTATION IN THE PERSPECTIVE OF LINGUOPOLITICAL PERSONOLOGY

© I. R. Akhmadeev

Bashkir State University 32 Zaki Validi Street, 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.

Phone: +7 (987) 13 7 48 05.

Email: felixahmadeev@yandex. ru

The author of the article presents an analysis of the politician's self-presentation in the context of political linguopersonology. Political linguopersonology is interdisciplinary in nature, since it arose at the intersection of such sciences as linguistic personology and political linguistics. This phenomenon is quite closely related to social and speech portrait and the theory of linguistic personality. The object of research in political linguopersonology is an individual - a "linguistic personality" that plays an important role in the political life of the country, in conjunction with its inherent professional, moral, and mental qualities. This allows the author to conclude that political linguopersonology explores the personal characteristics of a politician through the analysis of their discourse. Speaking to the target audience, politicians, as a rule, use various tactics expressed in speech means to influence the perception of the addressee. The main tactics used by former US President Donald Trump in front of an audience were analyzed. An analysis of the strategy of self-presentation and its tactics is given. It was established that in his speeches Trump skillfully combined different tactics to achieve the desired effect. The author established that the former president preferred the following tactics: tactic of self-praise, tactic of unity, and tactic of discrediting the opponents. Transcripts of Trump's public speeches (The Third State of the Union Address 2020 and Donald Trump's inauguration speech 2017) were taken as empirical material.

Keywords: self-presentation, strategy, tactics, political linguopersonology, discourse, public speech, political linguistics, presidential discourse.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at bulletin_bsu@mail.ru if you need translation of the article.

REFERENCES

1. At'man O. V. Al'manakh sovremennoi nauki i obrazovaniya. Tambov: Gramota, 2009. No. 2(21). Pp. 14-16.

2. Babich N. G. Prezident-skoe interv'yu kak zhanr politicheskogo diskursa i ego lingvopragmaticheskie kharakteristiki (na mat-le angl. i rus. yaz.): dis. ... kand. filol. nauk. Moscow: Mosk. gos. obl. un-t. 2015.

3. Bolotnov A. V. Vestnik TGPU. Tomsk, 2012. No. 10(125). Pp. 169-174.

4. Goffman E. Predstavlenie sebya drugim v povsednevnoi zhizni [The presentation of self in everyday life] / per. s angl. Moscow: Kanonpress-Ts: Kuchkovo pole. 2000.

5. Daineko P. M. Diskursivnye strategii samoprezentatsii v institutsional'nom internet-obshchenii: dis. ... kand. filol. nauk. Moscow: Mosk. gos. lingv. un-t, 2011.

6. Ivantsova E. V. Fenomen dialektnoi yazykovoi lichnosti [The phenomenon of dialect linguistic personality]. Tomsk: Izd-vo Tomskogo un-ta, 2002.

7. Isaeva M. S. Samoprezentatsiya korporativnoi yazykovoi lichnosti v delovom diskurse: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. Saint Petersburg, 2021.

8. Issers O. S. Kommunikativnye strategii i taktiki russkoi rechi [Communicative strategies and tactics of Russian speech]. Izd-e 5-e. Moscow: LKI, 2008.

9. Kara-Murza S. G. Kontury global'nykh transformatsii: politika, ekonomika, pravo. Moscow: izd-vo «Tsentr izucheniya krizisnogo ob-shchestva», 2013. No. 5(31). Pp. 74-83.

10. Karaulov Yu. N. Russkii yazyk i yazykovaya lichnost' [Russian language and linguistic personality]. Izd-e 7-e. Moscow: Izd-vo LKI, 2010.

11. Madalieva E. V. Politicheskaya lingvistika, 2011. No. 1. Pp. 143-146.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Medvedeva I. A. Verbal'naya samoprezentatsiya: yazykovye sredstva i diskursivnye osobennosti sozdaniya polozhitel'nogo obraza che-loveka: dis. . kand. filol. nauk. Chelyabinsk, 2013.

13. Mikhaleva O. L. Politicheskii diskurs kak sfera realizatsii manipulyativnogo vozdeistviya: avtoref. dis. . kand. filol. nauk. Kemerovo, 2004.

14. Myuller V. K. Bol'shoi anglo-russkii slovar'. URL: https://gufo.me/dict/enru_muller

15. Nakhimova E. A. Politicheskaya lingvistika, 2016. No. 2(56). Pp. 22-26.

16. Nikiforova M. V., Chudinov A. P. Aktual'nye problemy filologii i pedagogicheskoi lingvistiki, 2017. No. 1(25). Pp. 22-29.

17. Parshina O. N. Problemy rechevoi kommunikatsii: Mezhvuz. sb. nauch. tr. Saratov: Izd-vo Sarat. un-ta, 2004. No. 4. Pp. 25-34.

18. Parshina O. N. Strategii i taktiki rechevogo povedeniya sovremennoi politicheskoi elity Rossii: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. Saratov, 2005.

19. Spiridovskii O. V. Lingvokul'turnye kharakteristiki amerikanskoi prezident-skoi ritoriki kak vida politicheskogo diskursa: dis. ... kand. filol. nauk. Voronezh: VGU, 2006.

20. Tayupova O. I. Aktual'nye voprosy lingvistiki, mezhkul'turnoi kommunikatsii i metodiki prepodavaniya inostrannykh yazykov v vuze: mat-ly V Mezhdunar. nauchno-prakt. konf. Ekaterinburg: izd-vo «OOO Izdatel'stvo UMTs UPI», 2022. Pp. 10-15.

21. Tayupova O. I. Vestnik Bashkirskogo universiteta. 2019. Vol. 24. No. 1. Pp. 220-224.

22. Tsutsieva M. G. Vestnik Leningradskogo un-ta im. Pushkina. Saint Petersburg, 2014. Vol. 1. No. 2. Pp. 197-200.

23. Chudinov A. P., Nakhimova E. A., Nikiforova M. V. Vestnik Ross. un-ta Druzhby Narodov. Seriya: Teoriya yazyka. Semiotika. Seman-tika. Izd-vo RUDN, 2018. Vol. 9. No. 1. Pp. 14-27.

24. Sheigal E. I. Semiotika politicheskogo diskursa: dis. ... d-ra filol. nauk. Volgograd: VolGU, 2000.

25. Donald J. Trump. The Third State of the Union Address 2020. URL: https://www.americanrhetoric.com/speeches/stateoftheun-ion2020.htm

26. The full text of Donald Trump's inauguration speech. URL: https://www.theguardian.com/world/2017/jan/20/donald-trump-inaugura-tion-speech-full-text

Received 14.05.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.