Научная статья на тему 'ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ Д. ТРАМПА В КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД 2020 Г.'

ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ Д. ТРАМПА В КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД 2020 Г. Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
65
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА / ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ / ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РИТОРИКА / ДОНАЛЬД ТРАМП / ЛИНГВОПЕРСОНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Стрелец Илья Эрнстович

В статье рассматриваются особенности коммуникативного поведения 45-го президента США Д. Трампа в контексте усугубившихся социальных и политических проблем 2020 г. На базе ответов политика на вопросы журналистов во время ежедневных брифингов об эпидемиологической обстановке, известных как “Members of the Coronavirus Task Force Hold a Press Conference” (апрель 2020 г.), доказывается гипотеза о том, что кризисный дискурс п резидента оказался идентичным его докризисной риторике, и, как следствие, неадаптивным к резко меняющейся ситуации. Перлокутивный эффект от эксплуатации набора лингвостилистических средств, ставших для Трампа конвенциональными, оказался обратным тому, что сам президент ожидал от себя и других. Дискурсивный анализ показал, что игра на оппозиции “Us vs. Them”, несдержанность в использовании сексистских и расистских оборотов, злоупотребление лексическими единицами с оценочными коннотациями - все это было ошибочным в период, когда от лидера нации требовалась риторика, консолидирующая общество. Присущий речевому поведению монологизм стал для Трампа камнем преткновения тогда, когда необходимо было умение вести диалог. Так, вместо того чтобы предоставить возможность главному санитарному врачу США Энтони Фаучи и другим экспертам стать основными ньюсмейкерами, а самому играть роль модератора, Дональд Трамп начал полемизировать с ними как с конкурентами, перехватывая инициативу. Это выглядело нарушением принципа кооперации в публичном общении и расценивалось аудиторией в качестве элементов конфликтного стиля. Контрастивный анализ коммуникативного поведения такой противоречивой фигуры, как Д. Трамп, в кризисный и докризисный период позволяет сделать ряд выводов относительно особенностей современного американского президентского дискурса и способствует дальнейшей разработке положений политической лингвоперсонологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Стрелец Илья Эрнстович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURING LANGUAGE AND STYLE OF THE CRISIS DISCOURSE OF DONALD TRUMP IN 2020

This article features the communicative behaviour of 45th US President Donald Trump in the context of the aggravated social and political conditions of the year 2020. Drawing upon Trump's daily comments on the epidemiological situation at the April press conferences, known as “Members of the Coronavirus Task Force Hold a Press Conference”, the paper corroborates the hypothesis that Trump's crisis discourse turned out to be identical to his pre-crisis rhetoric, and, as a result, not adaptive to a rapidly changing situation. The perlocutionary eff ect of using a set of linguistic and stylistic tools that have become conventional for Trump appeared to be the opposite of what the President expected from himself and others. Playing on the opposition “us” - “them”, intemperance in terms of sexist and racist vocabulary, abusing words with evaluative connotations were more than ever erroneous at a time when the head of the nation was supposed to consolidate the society. Monologism inherent in Trump's stylistic behavior became an insurmountable stumbling block for Trump when dialogue skills were required. A case in point is when instead of giving US Chief Sanitary Doctor Anthony Fauci and other experts the opportunity to act as newsmakers, and himself to act as a moderator, Trump began to perceive them as his competitors and seize the initiative. This was perceived by the audience as a violation of the principle of cooperation in public communication and was regarded unacceptable. A contrastive analysis into the communicative behaviours of such a controversial fi gure as Trump during the crisis and pre-crisis period of his rule made it possible to draw a handful of conclusions regarding contemporary American presidential discourse and contributed to linguistic personolology.

Текст научной работы на тему «ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ Д. ТРАМПА В КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД 2020 Г.»

Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2020. № 6

И.Э. Стрелец

ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ Д. ТРАМПА В КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД 2020 г.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» 119991, Москва, Ленинские горы, 1

В статье рассматриваются особенности коммуникативного поведения 45-го президента США Д. Трампа в контексте усугубившихся социальных и политических проблем 2020 г. На базе ответов политика на вопросы журналистов во время ежедневных брифингов об эпидемиологической обстановке, известных как "Members of the Coronavirus Task Force Hold a Press Conference" (апрель 2020 г.), доказывается гипотеза о том, что кризисный дискурс президента оказался идентичным его докризисной риторике, и, как следствие, неадаптивным к резко меняющейся ситуации. Перлокутивный эффект от эксплуатации набора лингвостилистических средств, ставших для Трампа конвенциональными, оказался обратным тому, что сам президент ожидал от себя и других. Дискурсивный анализ показал, что игра на оппозиции "Us vs. Them", несдержанность в использовании сексистских и расистских оборотов, злоупотребление лексическими единицами с оценочными коннотациями — все это было ошибочным в период, когда от лидера нации требовалась риторика, консолидирующая общество. Присущий речевому поведению монологизм стал для Трампа камнем преткновения тогда, когда необходимо было умение вести диалог. Так, вместо того чтобы предоставить возможность главному санитарному врачу США Энтони Фаучи и другим экспертам стать основными ньюсмейкерами, а самому играть роль модератора, Дональд Трамп начал полемизировать с ними как с конкурентами, перехватывая инициативу. Это выглядело нарушением принципа кооперации в публичном общении и расценивалось аудиторией в качестве элементов конфликтного стиля. Контрастивный анализ коммуникативного поведения такой противоречивой фигуры, как Д. Трамп, в кризисный и докризисный период позволяет сделать ряд выводов относительно особенностей современного американского президентского дискурса и способствует дальнейшей разработке положений политической лингвоперсонологии.

Стрелец Илья Эрнстович — кандидат политических наук, доцент кафедры английского языкознания МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: sagitil@mail.ru).

Ключевые слова: политический дискурс; языковая личность политического лидера; лингвостилистические особенности речи; президентская риторика; Дональд Трамп; лингвоперсонологический подход.

За последние десятилетия лингвоперсонология политического лидерства стала субдисциплиной, привлекающей интерес экспертов благодаря своему объяснительному и прогностическому потенциалу, который выходит за рамки лингвопрагматической констатации субъектных особенностей избираемых глав государств и правительств.

Теоретико-методологическим фундаментом для российских исследований данного направления служат публикации отечественных ученых, разрабатывающих когнитивные и дискурсивные подходы [Александрова, 2020; Болдырев, 2020; Демьянков, 2018; Заботкина, 2018; Ирисханова, 2018; Уланова, 2017], в которых рассматривается взаимосвязь между демонстрируемой моделью вербального поведения с особенностями процесса порождения речи, прагматическими целями и языковой компетенцией спикера, его фоновыми внеязы-ковыми знаниями, дискурсивными стратегиями, интерпретациями сообщений.

Методики, используемые в лингвоперсонологических исследованиях политического дискурса, главным образом основываются на разработках из области политической лингвистики [Будаев, Чуди-нов, 2020; Гаврилова, 2017; Мухортов, 2018, 2019; Пирожкова, 2019; Руженцева 2019; Чудинов, Нахимова, Никифорова, 2019], которые охватывают широкий спектр подходов к созданию политических портретов, изучению языковой личности лидеров, их речевых образов в СМИ и социальных сетях, прагмасемантический и прагмасти-листический анализ их политической коммуникации, метафорики, идиолекта и идиостиля.

За рубежом в последние десятилетия появились публикации, в которых всесторонне рассматриваются значимые элементы критического дискурс-анализа [Amossy, 2014; Chilton, 2004; van Dijk, 2013]. Наряду с общими подходами в них изложена методология социальной семиотики, стратегической коммуникации, теорий дискурса, идеологии и адресации, интерактивной и вариационной социолингвистики, корпусной лингвистики, а также междисциплинарного анализа политических документов, предвыборной риторики [Montessori, Farrelly, Mulderrig, 2019; Price, 2019; Wodak, Meyer, 2015].

Одновременно с этим возрастает интерес к дискурсу новых медиа, социальных сетей, анализу корпусных данных, лингвопсихологии политической риторики, аргументационным схемам (топосам),

а также популистскому и ультраправому дискурсу, который в последние несколько лет превратился в мейнстрим за счет роста национализма, ксенофобии, сексизма и т.п. [Boukala, 2016; Johnstone, 2017; Martin, 2020; Wodak, 2020]. В данных работах представлены результаты использования количественных и качественных методов, применяемых в цифровой гуманитарной науке (Digital Humanities), а также разнообразные способы лингвополитического профайлин-га, сопоставимые с отечественными методиками создания речевых портретов политических лидеров.

Таким образом, лингвоперсонологические исследования, опираясь на когнитивные и дискурсивные подходы, помогают выявлять особенности языковой личности избираемых глав государств и правительств. Это позволяет охарактеризовать представления о задачах их политической риторики, специфике повестки дня и целевой аудитории, а также описывать речевые модели, на которые опирается их политический дискурс. При этом дискурсивный подход, включающий в сферу исследования экстралингвистические факторы, детерминирующие использование в политических речах тех или иных языковых единиц, дают возможность реконструировать риторический профиль спикера в направлении «от текста к личности» и определить диапазон смысловых проявлений слова, включая когнитивный потенциал транслируемой информации.

Целью данного исследования является характеристика линг-востилистических особенностей кризисного дискурса Д. Трампа и определение того, насколько в риторике первой половины 2020 г. отражалась языковая личность 45-го Президента США. Гипотеза исследования состоит в том, что в контексте усиления пандемии риторические стратегии и тактики Трампа не претерпели существенных изменений и проявились в заостренной, гротескной форме.

В качестве эмпирической базы исследования выбраны ответы Д. Трампа на вопросы журналистов во время ежедневных брифингов об эпидемиологической обстановке, известных как "Members of the Coronavirus Task Force Hold a Press Conference" (апрель 2020 г.), когда острейший кризис разрастался, и в выступлениях президента и приглашенных экспертов, казалось, было много импровизации. Такой выбор сделан в целях объективизации ожидаемых результатов, чтобы снизить известное влияние спичрайтеров, поскольку Трамп практически не заглядывал в свои записи и не читал с телесуфлера. При этом учитывается, что данный дискурс, подчиняясь определенным жанровым канонам, функционирует в конкретном политико-ситуационном контексте, отражая специфику модальности и интенциональности спикера, а также особенности его статуса,

культурно-исторического фрейма, ожидания целевой аудитории (как сторонников-республиканцев, так и оппонентов-демократов). Материалом для исследования служат стенограммы ответов Д. Трампа, опубликованные на сайте Белого Дома, сопоставимые с видеозаписями на официальном YouTube-канале администрации Президента США.

Вопреки расхожим оценкам речей Трампа, как крайне упрощенных по своему грамматическому строю («на уровне ученика средней школы»), противоречивых и повторяющихся («со ссылками на самого себя»), «лживых» и использующих тезис об американской исключительности «в целях самовосхваления» [Gilmore, Rowling, 2020; Kessler, Rizzo, Kelly, 2020], по мнению экспертов по политическим коммуникациям из США, он умело играл на предрассудках, давал невыполнимые обещания, использовал «демагогические приемы» для привлечения симпатий недоверчивого электората [Mercieca, 2020]. Президент часто менял темы в течение каждого выступления посредством ввода дискурсивных маркеров ("so", "you know", "anyway" и др.), которые в силу просодической вариативности как в английском, так и в русском языке могут сопровождаться идентичными жестами [Кобозева, Иванова, Захаров, 2019] для создания непринужденной атмосферы, впечатления естественного разговора с аудиторией «по душам», что было беспрецедентно на фоне отрепетированных речей по телесуфлеру профессиональных политиков [Sclafani, 2017].

Можно с уверенностью утверждать, что во время брифингов в апреле 2020 г., посвященных преодолению последствий распространения COVID-19, лидер США придерживался излюбленных стратегий, обещая быстрое создание эффективной вакцины, закупку медицинского оборудования и медикаментов для клиник, решения проблемы с дефицитом индивидуальных средств защиты и дезинфекции для медперсонала, уподобляя пандемию сезонному гриппу, преуменьшая масштабы бедствия. И поначалу, несмотря на колкие комментарии в СМИ, это срабатывало: обычные люди хотели верить политику, пока по сетям не стали распространяться видео с обращениями врачей из переполненных реанимаций, статистика о высокой смертности по всем штатам, фото массовых захоронений.

Между тем лингвостилистические особенности дискурса, которые в предвыборный период казались беспроигрышными, с началом кризиса 2020 г. обернулись против Трампа. Так, по мнению А.Е. Жижиной, его «суперстратегия самопрезентации» складывалась из предъявления положительного образа себя («тактика самовос-

хваления, оправдания, оспаривания»), позиционирования интегрированного образа общенационального лидера («тактика единения, заигрывания с избирателями, признания проблем в обществе»), манифестации оппозиции «свой — чужой» («тактика оскорбления, обвинения, издевки»). В свою очередь, риторические приемы, использовавшиеся Трампом для реализации указанных стратегий и тактик, являлись «фасилитирующими средствами» [Жижина, 2018]. Пандемия серьезно сказалась на экономике, фактически обнулив результаты роста предшествующих трех лет, и в ситуации общенационального смятения попытки самовосхваления себя и «великой Америки» стали противоречить здравому смыслу, когда уже было понятно, что медицинская система не готова к росту заболеваемости, а бодрые заверения лидера нации о скорой победе над «смертоносным вирусом из Китая» ничем не подкрепляются.

Как отмечает С.И. Репко со ссылкой на американских специалистов, Трамп зачастую отказывался от услуг экспертов по ораторскому искусству, сохраняя верность своему индивидуальному стилю подачи информации, выработанному за полвека переговоров по сделкам с недвижимостью, который можно уподобить тому, что демонстрируют продавцы «телемагазинов на диване» (QVC-style). В связи с этим при переводе его устных выступлений в текстовую форму утрачиваются важнейшие для понимания смысла высказываний особенности: паузы, интонации, мимика, пантомимика и другие экстралингвистические элементы речи. Описывая идио-стиль 45-го Президента США, С.И. Репко выделяет использование концепта GOOD (с частотной синонимической заменой «добро» на «великий» — GREAT) в оппозиции концепту EVIL (масштабное периферийное поле концепта «зло», половину лексики которого занимали обозначения внутриполитических оппонентов), а также акцентирование фреймов и слотов концептов PEOPLE («народ»), JOB («рабочие места»), TOGETHER («вместе») [Репко, 2020].

На брифингах об эпидемиологической обстановке в апреле 2020 г. Трамп по своему обыкновению использовал аналогичную разделяющую риторику "Us vs. Them" (здесь «мы» — это великий американский народ, а «они» — весь остальной мир, включая страны Европы, у которых можно, не испытывая чувства неловкости, перехватывать партии предоплаченных ими лекарств и масок). Как и раньше, он эксплуатировал "sexist and racist language" — «сексист-ский и расистский язык»: "nasty woman" («противная женщина»), "Crazy Nancy" («сумасшедшая Нэнси») — о Пелоси и др., "bad hombres" («плохие латиносы»), "Mexican drug dealers" («мексиканские наркодилеры»), "Chinese virus" («китайский вирус»). Подобные

высказывания не добавили обществу спокойствия и умиротворения, настроив против политика не только выходцев из азиатских и латиноамериканских стран, но и женщин из колеблющихся штатов. Закономерно, что это было тут же подхвачено либеральными СМИ.

Как замечает ряд российских исследователей, изначально Д. Трамп активно использовал лингвостилистические приемы создания экспрессивности. На синтаксическом уровне — это параллелизм, эмфатические конструкции, инверсия, на лексико-стилистическом — неформальная лексика, негативные и позитивные эпитеты, гипербола, метафора, антитеза, анафора, на фоно-стилистическом — короткие ритмические группы, преобладание односложных и двусложных слов с ударным закрытым слогом, что делало его выступления эмоциональными, образными, запоминающимися, доступным рядовым американцам, принимающим политика-миллионера за «своего парня» [Свицова, Скобелева, 2016; Корецкая, 2017; Порческу, Рублева, 2019]. До начала 2020 г. это позволяло располагать к себе колеблющийся электорат.

Однако от ежедневных апрельских брифингов, посвященных вопросам национальной трагедии, люди ждали не лозунгов и «болтовни балагура из толпы», а трезвых оценок перспективы выхода из кризиса, конкретных рекомендаций по оперативному введению тотальных ограничений, экспертных прогнозов о реальных сроках лекарственного обеспечения и создания вакцины. Но ожидания не оправдывались.

Привычное для Трампа жонглирование прилагательными либо с исключительно позитивными коннотациями, когда люди, события, предметы, явления могут быть только "great", "wonderful", "amazing", "the best" («великими», «чудесными», «потрясающими», «лучшими»), либо с сугубо негативными обертонами — "crooked", "fake", "unfair", "failing" («мошеннический», «фальшивый», «несправедливый», «неудачный»), повторение усилителей ("a very, very, very amazing man, a great, great expert" — «очень, очень, очень удивительный человек, великий, великий эксперт»), а также активное включение параллельных синтаксических структур для суггестивного воздействия — все это не вписывалось в кризисный дискурс и давало обратный эффект. Навыки использования суперлативов для привлечения инвесторов, увеличения продаж или «повышения ставок» на участниц конкурсов красоты, бессознательно перенесенные коммерсантом и шоуменом в политический дискурс и принесшие победу на выборах в 2016 г., сработали против президента в ситуации масштабного бедствия.

Фирменный нью-йоркский прием "half-finished sentences" (незаконченных фраз), когда предложение не завершается самим че-

ловеком — в полной уверенности, что слушатель закончит мысль самостоятельно, является эффективным способом придать выступлению интимность, создать ощущение того, что оратор доверяет аудитории самостоятельно прийти к правильным умозаключениям [Lakoff, 2016]. И это в предвыборный период 2016 г. и с самого начала инвеституры Трампа работало на популярность политика, совершенно непохожего на представителей «вашингтонского болота», подлинного лидера, без прикрас, заслуживающего расположения, страстного, а не подвергнутого самоцензуре или тщательной шлифовке со стороны помощников и советников. Однако во время ежедневных пресс-конференций в апреле 2020 г., посвященных борьбе с невидимым врагом в виде глобальной пандемии, уносившей от брифинга к брифингу тысячи жизней по всей Америке (если вынести за рамки рассмотрения реальные меры, принимавшиеся правительством США для борьбы с эпидемией и ее последствиями), данный прием "Fll-let-you-fill-in-the-gaps-style", уже трактовался общественностью как сокрытие важнейших сведений, уход от конкретных вопросов, как признаки несоответствия президента роли «спасителя нации».

Попытки привлечь на свою сторону главного санитарного врача США Энтони Фаучи в полемике с журналистами на тех брифингах потерпели неудачу. Президент пытался выступать в качестве основного ньюсмейкера и модератора, предоставляя слово экспертам, но в итоге начал скатываться в колею, проторенную в период теледебатов с Хилари Клинтон, обрывая выступающего, перехватывая коммуникативную инициативу, что воспринималось аудиторией как нарушение принципа кооперации в публичном общении, как элементы конфликтного стиля, совершенно неуместные и неприемлемые тогда, когда нужно сплачивать нацию, демонстрируя командный дух, слаженное взаимодействие администрации.

Определяя частотную речевую стратегию Д. Трампа в предвыборном противоборстве с Х. Клинтон (2016), А.А. Тымбай характеризует ее как «критический оценочный комментарий», когда короткая меткая реплика, бросаемая как бы в зрительный зал, но без выхода на авансцену, без взятия главной роли на себя, обесценивает аргументы оппонента, превращая дебаты в гротескное телешоу. Подобное речевое поведение в ходе предвыборной гонки, с одной стороны, определяет политика в качестве «своего», а с другой — транслирует обращение к «своему» избирателю посредством оценочного контекста [Тымбай, 2018].

Но инфекционист-иммунолог не собирался ни полемизировать с дилетантом, ни следовать сценарию шоумена, ни вводить в заблуждение необоснованными прогнозами. И симпатии обществен-

ности были на стороне Э. Фаучи, а журналисты подавали именно его в репортажах как «спасителя нации». Это снизило рейтинг Трампа, по существу обесценив все последующие заявления, продемонстрировав несостоятельность кризисного дискурса президента, не сумевшего ни актуализировать его, ни модифицировать с оглядкой на радикально изменившуюся повестку дня, ни опереться на экспертов. В итоге он заявил, что ежедневные брифинги — это «пустая трата времени», и отказался от участия в них.

Анализ лексических единиц указанных выступлений, которые в рамках лингвоперсонологического подхода трактуются в качестве речевых маркеров определенных личностных аспектов, существенных для воссоздания дискурсивного профиля политика, позволил сделать следующие выводы.

Упрощенный стиль выступлений Д. Трампа оказался постоянным и неизменным, и это ключевая часть того риторического образа, который он проецировал на публику как в период предвыборной борьбы 2016 г., так и в течение всего президентского срока. Большинство его предшественников могли модифицировать свои риторические стратегии в соответствии с меняющейся политической ситуацией, управляя целым рядом стилистических регистров. Дональд Трамп демонстрировал верность однажды избранной модели, и его кризисный дискурс практически не подвергся трансформации, несмотря на изменившуюся с начала 2020 г. ситуацию в стране. Для любого другого политика подобная ригидность речевого поведения означала бы фатальный провал, потерю большинства сторонников. Но парадокс с Трампом состоял в следующем. Именно потому, что он ни в принятии решений, ни в риторике не вписывался в стереотип «нормального президента», он сохранил свой «ядерный электорат» и даже после череды публичных просчетов сумел заручиться поддержкой фактически половины американских избирателей, которым он нравится за безыскусность, которые отдают предпочтения шоумену вместо политикана.

Таким образом, лингвостилистический анализ речей Д. Трампа показывает, что образ «непредсказуемого эксцентричного нарцисса», «грубияна и лжеца», который навязывался ему либеральными СМИ и экспертами, отрабатывавшими гранты соответствующих институтов и фондов [МаееоЬу, БиеИБшап, 2020], не соответствовал сложному и неоднозначному коммуникативному стилю 45-го Президента США. В то же время следует признать, что в условиях кризиса 2020 г. привычные риторические стратегии и стилистические приемы без соответствующей ревизии и адаптации не позволили Трампу вписаться в контекст общенациональных потрясений. В связи с этим

выдвинутую в начале данного исследования гипотезу можно считать подтвержденной.

Результаты проведенного исследования позволяют признать правоту тезиса о том, что успеху современной политической риторики способствует применение медиатехнологий и учет особенностей «дисперсной аудитории», которая разобщена как в силу различающихся интересов, ценностей, мотивов, так и в силу пространственно-временных факторов. Эффективные политики умело используют «риторику идентификации», когда широкой публике предъявляются не образцы классической ораторской речи, а «мозаичные коллажи» с эмоциональными лозунгами, патриотическим пафосом, ничем не подкрепленным оптимизмом. И тогда «вместо головы выбирают сердцем» [Смолененкова, 2017], что подтверждает докризисный политический дискурс Дональда Трампа.

Список литературы

1. Александрова О.В. Языковая личность как отражение когнитивно-коммуникативной деятельности человека // Когнитивные исследования языка. 2020. № 2. С. 33-36.

2. Болдырев Н.Н. Когнитивный подход в лингвистике и смежных областях знания // Вопросы когнитивной лингвистики. 2020. № 2. С. 2-25.

3. Будаев Э.В., Чудинов А.П. Политическая метафорология на современном этапе развития (2010-2019) // Вопросы когнитивной лингвистики. 2020. № 3. С. 56-70.

4. Гаврилова М.В. Лингвистический анализ выступлений главы государства: тематика, направления и методы исследования // Политическая наука. 2017. № 2. С. 54-72.

5. Демьянков В.З. Языковые средства когнитивной манипуляции в гуманитарных науках // Когнитивные исследования языка. 2018. № 33. С. 48-52.

6. Жижина А.Е. Тактико-стратегическое своеобразие предвыборного дискурса Д. Трампа // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 7. Ч. 1. С. 127-133.

7. Заботкина В.И. Когнитивно-дискурсивная парадигма в отечественной лингвистике: сегодня и завтра // Когнитивные исследования языка. 2018. № 32. С. 84-91.

8. Ирисханова О.К. Когнитивный резонанс и его вербальные и невербальные проявления // Когнитивные исследования языка. 2018. № 32. С. 334-344.

9. Кобозева И.М., Иванова О.О., Захаров Л.М. К мультимодальному моделированию верификативных дискурсивных маркеров в русском диалоге // Труды Института русского языка им. В.В. Виноградова. 2019. № 21. С. 284-300.

10. Корецкая О.В. Лингвостилистические особенности политической риторики Дональда Трампа // Преподаватель XXI век. 2017. № 2-2. С. 345-355.

11. МухортовД.С. О прагмалингвистических особенностях вербального поведения американского президента Ричарда Никсона (на материале избранных речей) // Вестн. РУДН. Сер.: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2018. Т. 9. № 1. С. 77-92.

12. Мухортов Д.С. Об особенностях исследования языковой личности политика на современном этапе // Филология и человек. 2019. № 1.

C. 22-29.

13. ПирожковаИ.С. Идиостиль политика: общие закономерности использования прецедентных имен в дискурсах К. Райс и И. Хакамады // Политическая лингвистика. 2019. № 6. С. 101-109.

14. Порческу Г.В., Рублева О.С. Лингвостилистические особенности политических выступлений (на примере публичных выступлений Дональда Трампа) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. Вып. 1. С. 60-63.

15. Репко С.И. Идиостиль политического дискурса Д. Трампа // Филология, лингвистика, журналистика: актуальные вопросы и современные аспекты: Сб. ст. / Под ред. Г.Ю. Гуляева. Пенза, 2020. С. 12-24.

16. Руженцева Н.Б. Портреты политиков: типология и речевая организация // Политическая лингвистика. 2019. № 5. С. 57-63.

17. Свицова А.А., Скобелева Л.Д. Авторский стиль на примере публичных выступлений современных политиков // Концепт. 2016. № 10. С. 2-6. URL: http://e-koncept.ru/2016/16214.htm (дата обращения: 03.07.2020).

18. Смолененкова В.В. Особенности создания и восприятия текста в риторике идентификации // Риторика и культура речи в современном научно-педагогическом процессе и общественно-коммуникативной практике: Сб. ст. / Под ред. В.И. Аннушкина. М., 2017. С. 423-430.

19. Тымбай А.А. Коммуникативные стратегии американских политиков (на примере избирательной кампании 2016) // Вестн. РУДН. Сер.: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2018. Т. 9. № 1. С. 105-123.

20. Уланова С.Б. От грамматической семантики к грамматике дискурса // Вестн. РУДН. Сер.: Лингвистика. 2017. Т. 21. № 4. С. 833-843.

21. Чудинов А.П., Нахимова Е.А., Никифорова М.В. Российская лингвопо-литическая персонология: исследование дискурса политических лидеров // Вестн. РУДН. Сер.: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2019. Т. 9. № 1. С. 14-31.

22. Amossy R. Argumentation and Discourse Analysis // The Discourse Studies Reader: Main Currents in Theory and Analysis / Ed. by E. Angermuller,

D. Maingueneau, R. Wodak. Amsterdam, Philadelphia, 2014. P. 297-305.

23. Boukala S. Rethinking Topos in the Discourse Historical Approach: Endoxon Seeking and Argumentation in Greek Media Discourses on «Islamist Terrorism» // Discourse Studies. 2016. Vol. 18. № 3. P. 249-268.

24. Briefings & Statements // The White House. URL: https://www.whitehouse. gov/briefings-statements (дата обращения: 25.07.2020).

25. Chilton P. Analyzing Political Discourse: Theory and Practice. L., 2004. 329 p.

26. Critical Policy Discourse Analysis (Advances in Critical Policy Studies series) / Ed. by N.M. Montessori, M. Farrelly, J. Mulderrig. Cheltenham, 2019. 296 p.

27. Dijk T.A. van. News Analysis: Case Studies of International and National News in the Press (Routledge Communication Series). L., 2013. 348 p.

28. Gilmore J., Rowling Ch. Exceptional Me: How Donald Trump Exploited the Discourse of American Exceptionalism. L., 2020. 320 p.

29. Johnstone B. Discourse Analysis (Introducing Linguistics). Hoboken NJ, 2017. 304 p.

30. Kessler G., Rizzo S., Kelly M. Donald Trump and His Assault on Truth: The President's Falsehoods, Misleading Claims and Flat-Out Lies. NY., 2020. 381 p.

31. Lakoff G. Language and Emotion // Emotion Review. 2016. Vol. 8. № 3. P. 269-273.

32. Martin J. Psychopolitics of Speech — Uncivil Discourse and the Excess of Desire. Bielefeld, 2020. 200 p.

33. Mercieca J. Demagogue for President: The Rhetorical Genius of Donald Trump. College Station TX, 2020. 442 p.

34. President Trump // Official White House YouTube Channel. URL: https://www.youtube.com/playlist?list=PLRJNAhZxtqH-fd1x12yYa-hKuxoZ8Npnz (дата обращения: 25.07.2020).

35. Price S. Discourse Power Address: The Politics of Public Communication. L., 2019. 264 p.

36. Psychoanalytic and Historical Perspectives on the Leadership of Donald Trump: Narcissism and Marketing in an Age of Anxiety and Distrust / Ed. by M. Maccoby, K. Fuchsman, NY., 2020. 190 p.

37. Sclafani J. Talking Donald Trump: A Sociolinguistic Study of Style, Metadiscourse, and Political Identity. L., 2017. 114 p.

38. WodakR. The Politics of Fear: The Shameless Normalization of Far-Right Discourse. L., 2020. 356 p.

39. Wodak R., Meyer M. Methods of Critical Discourse Studies (Introducing Qualitative Methods Series). L., 2015. 272 p.

Ilya Strelets

FEATURING LANGUAGE AND STYLE OF THE CRISIS DISCOURSE OF DONALD TRUMP IN 2020

Lomonosov Moscow State University 1 Leninskie Gory, Moscow, 119991

This article features the communicative behaviour of 45th US President Donald Trump in the context of the aggravated social and political conditions of the year 2020. Drawing upon Trump's daily comments on the epidemiological

situation at the April press conferences, known as "Members of the Coronavirus Task Force Hold a Press Conference", the paper corroborates the hypothesis that Trump's crisis discourse turned out to be identical to his pre-crisis rhetoric, and, as a result, not adaptive to a rapidly changing situation. The perlocutionary effect of using a set of linguistic and stylistic tools that have become conventional for Trump appeared to be the opposite of what the President expected from himself and others. Playing on the opposition "us" — "them", intemperance in terms of sexist and racist vocabulary, abusing words with evaluative connotations were more than ever erroneous at a time when the head of the nation was supposed to consolidate the society. Monologism inherent in Trump's stylistic behavior became an insurmountable stumbling block for Trump when dialogue skills were required. A case in point is when instead of giving US Chief Sanitary Doctor Anthony Fauci and other experts the opportunity to act as newsmakers, and himself to act as a moderator, Trump began to perceive them as his competitors and seize the initiative. This was perceived by the audience as a violation of the principle of cooperation in public communication and was regarded unacceptable. A contrastive analysis into the communicative behaviours of such a controversial figure as Trump during the crisis and pre-crisis period of his rule made it possible to draw a handful of conclusions regarding contemporary American presidential discourse and contributed to linguistic personolology.

Key words: political discourse; linguistic identity of the political leader; linguistic and stylistic features of speech; presidential rhetoric; Donald Trump; linguopersonology.

About the author: Ilya Strelets — PhD in Political Sciences, Associate Professor, Department of English Linguistics, Faculty of Philology, Lomonosov Moscow State University (e-mail: sagitil@mail.ru).

References

1. Aleksandrova O.V. Yazykovaya lichnost' kak otrazhenie kognitivno-kommu-nikativnoi deyatel'nosti cheloveka [Linguistic Personality as the Reflection of the Human Cognitive-communicative Activity]. Kognitivnye issledovaniyaya-zyka [Cognitive Studies of Language], 2020, № 2, pp. 33—36. (In Russ.)

2. Boldyrev N.N. Kognitivnyi podkhod v lingvistike i smezhnykh oblastyakh znaniya [Cognitive Approach in Linguistics and Related Areas of Research]. Voprosy kognitivnoi lingvistiki [Issues of Cognitive Linguistics], 2020, № 2, pp. 2-25. (In Russ.)

3. Budaev E.V., Chudinov A.P Politicheskaya metaforologiya na sovremennom etape razvitiya (2010-2019) [Political Metaphorology at the Present Stage of Development (2010-2019)]. Voprosy kognitivnoi lingvistiki [Issues of Cognitive Linguistics], 2020, № 3, pp. 56-70. (In Russ.)

4. Gavrilova M.V. Lingvisticheskii analiz vystuplenii glavy gosudarstva: temati-ka, napravleniya i metody issledovaniya [Linguistic Analyses of Head of State Speeches: the Theme, Direction and Methods of Research]. Politicheskaya nauka [PoliticalScience], 2017, № 2, pp. 54-72. (In Russ.)

5. Demyankov V.Z. Yazykovye sredstva kognitivnoi manipulyatsii v gumanitar-nykh naukakh [Linguistic Means of Cognitive Manipulation in the Humanities]. Kognitivnye issledovaniya yazyka [Cognitive Studies of Language], 2018, № 33, pp. 48-52. (In Russ.)

6. Zhizhina A.E. Taktiko-strategicheskoe svoeobrazie predvybornogo diskursa D. Trampa [Tactical and Strategic Originality of D. Trump's Pre-election Discourse]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii ipraktiki [Philology. Theory & Practice], 2018, № 7, part 1, pp. 127-133. (In Russ.)

7. Zabotkina V.I. Kognitivno-diskursivnaya paradigma v otechestvennoi lingvistike: segodnya i zavtra [Cognitive-Discursive Paradigm in Russian Linguistics: Today and Tomorrow]. Kognitivnye issledovaniya yazyka [Cognitive Studies of Language], 2018, № 32, pp. 84-91. (In Russ.)

8. Iriskhanova O.K. Kognitivnyi rezonans i ego verbal'nye i neverbal'nye proy-avleniya [Cognitive Resonance: Verbal and Non-verbal Dimensions]. Kognitivnye issledovaniya yazyka [Cognitive Studies of Language]. 2018. № 32, pp. 334-344. (In Russ.)

9. Kobozeva I.M., Ivanova O.O, Zakharov L.M. K mul'timodal'nomu mod-elirovaniyu verifikativnykh diskursivnykh markerov v russkom dialoge [Towards Multimodal Modelling of Verificational Discourse Markers in Russian Dialog]. Trudy Instituta russkogo yazyka im. V.V. Vinogradova [Proceedings of the V.V. Vinogradov Russian Language Institute], 2019, № 21, pp. 284-300. (In Russ.)

10. Koretskaya O.V. Lingvostilisticheskie osobennosti politicheskoi rito-riki Donal'da Trampa [Linguostylistic Features of Donald Trump's Political Rhetoric]. Prepodavatel' XXI vek [Prepodavatel XXI vek], 2017, № 2-2, pp. 349-355. (In Russ.)

11. Mukhortov D.S. O pragmalingvisticheskikh osobennostyakh verbal'nogo po-vedeniya amerikanskogo prezidenta Richarda Niksona (na materiale izbran-nykh rechei) [Pragmalinguistics of Richard Nixon's Stylistic Behavior (Research into the President's Selected Speeches)]. Vestn. RUDN. Ser.: Teoriya yazyka. Semiotika. Semantika [RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics], 2018, vol. 9, № 1, pp. 77-92. (In Russ.)

12. Mukhortov D.S. Ob osobennostyakh issledovaniya yazykovoi lichnosti poli-tika na sovremennom etape [On the Research of the Politician's Linguistic Profile Today]. Filologiya i chelovek [Philology & Human], 2019, № 1, pp. 22-29. (In Russ.)

13. Pirozhkova I.S. Idiostil' politika: obshchie zakonomernosti ispol'zovaniya pretsedentnykh imen v diskursakh K. Rais i I. Khakamady [Individual Style of a Politician: Common Features of Precedent Names in the Discourse of C. Rice and I. Khakamada]. Politicheskaya lingvistika [Political Linguistics], 2019, № 6, pp. 101-109. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Porchesku G.V., Rubleva O.S. Lingvostilisticheskie osobennosti politiches-kikh vystuplenii (na primere publichnykh vystuplenii Donal'da Trampa) [Linguo-stylistic Peculiarities of Political Speeches (by the Example of Donald Trump's Public Speeches)]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii ipraktiki [Philology. Theory & Practice], 2019, vol. 12, № 1, pp. 60-63. (In Russ.)

15. Repko S.I. Idiostil' politicheskogo diskursa D. Trampa [D. Trump Political Discourse's Style]. Filologiya, lingvistika, zhurnalistika: aktual'nye voprosy i sovremennye aspekty: Sb. st. [Philology, linguistics, journalism: topical issues and modern aspects: Collection of Articles]. Penza, Nauka i Prosveshchenie, 2020, pp. 12-24. (In Russ.)

16. Ruzhentseva N.B. Portrety politikov: tipologiya i rechevaya organizatsiya [Portraits of Politicians: Typology and Verbal Organization]. Politicheskaya lingvistika [PoliticalLinguistics], 2019, № 5, pp. 57-63. (In Russ.)

17. Svitsova A.A., Skobeleva L.D. Avtorskii stil' na primere publichnykh vystu-plenii sovremennykh politikov [The Author's Style by the Example of Public Speeches of Modern Politicians]. Kontsept [Koncept], 2016, № 10, pp. 2-6. URL: http://e-koncept.ru/2016/16214.htm (accessed: 03.07.2020). (In Russ.)

18. Smolenenkova V.V. Osobennosti sozdaniya i vospriyatiya teksta v ritorike identifikatsii [Invention and Perception of Text in the Rhetoric of Identification]. Ritorika i kul'tura rechi v sovremennom nauchno-pedagogicheskom protsesse i obshchestvenno-kommunikativnoipraktike: Sb. st. Pod red. V.I. An-nushkina [Rhetoric and Culture of Speech in the Modern Scientific and Pedagogical Process and Social and Communicative Practice: Collection of Articles. Ed. by V.I. Annushkin]. Moscow, Pushkin State Russian Language Institute Publ., 2017, pp. 423-430. (In Russ.)

19. Tymbay A.A. Kommunikativnye strategii amerikanskikh politikov (na prim-ere izbiratel'noi kampanii 2016) [Communicative Strategies of American Politicians (Basing on the 2016 Election Campaign)]. Vestn. RUDN. Ser.: Teoriya yazyka. Semiotika. Semantika [RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics]. 2018, vol. 9, № 1, pp. 105-123. (In Russ.)

20. Ulanova S.B. Ot grammaticheskoi semantiki k grammatike diskursa [From Grammatical Semantics to Grammar of Discourse]. Vestn. RUDN. Ser.: Lingvistika [Russian Journal of Linguistics], 2017, vol. 21, № 4, pp. 833-843. (In Russ.)

21. Chudinov A.P., Nakhimova E.A., Nikiforova M.V. Rossiiskaya lingvo-politicheskaya personologiya: issledovanie diskursa politicheskikh liderov [Russian Linguopolitical Personology: Political Leaders' Discourse]. Vestn. RUDN. Ser.: Teoriya yazyka. Semiotika. Semantika [RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics], 2019, vol. 9, № 1, pp. 14-31. (In Russ.)

22. Amossy R. Argumentation and Discourse Analysis. The Discourse Studies Reader: Main Currents in Theory and Analysis. Ed. by E. Angermuller, D. Maingueneau, R. Wodak. Amsterdam, Philadelphia, John Benjamins Publishing Company, 2014, pp. 297-305.

23. Boukala S. Rethinking Topos in the Discourse Historical Approach: En-doxon Seeking and Argumentation in Greek Media Discourses on «Islamist Terrorism». Discourse Studies, 2016, vol. 18, № 3, pp. 249-268.

24. Briefings & Statements. The White House. URL: https://www.whitehouse. gov/briefings-statements (accessed: 25.07.2020).

25. Chilton P. Analyzing Political Discourse: Theory and Practice. L., Routledge, 2004, 329 p.

26. Critical Policy Discourse Analysis (Advances in Critical Policy Studies series). Ed. by N.M. Montessori, M. Farrelly, J. Mulderrig. Cheltenham, Edward Elgar Publ., 2019, 296 p.

27. Dij k T.A. van. News Analysis: Case Studies of International and National News in the Press (Routledge Communication Series). L., Routledge, 2013, 348 p.

28. Gilmore J., Rowling Ch. Exceptional Me: How Donald Trump Exploited the Discourse of American Exceptionalism. L., I.B. Tauris, 2020, 320 p.

29. Johnstone B. Discourse Analysis (Introducing Linguistics). Hoboken, NJ, Wiley-Blackwell, 2017, 304 p.

30. Kessler G., Rizzo S., Kelly M. Donald Trump and His Assault on Truth: The President's Falsehoods, Misleading Claims and Flat-Out Lies. NY., Scribner, 2020, 381 p.

31. Lakoff G. Language and Emotion. Emotion Review, 2016, vol. 8, № 3, pp. 269-273.

32. Martin J. Psychopolitics of Speech — Uncivil Discourse and the Excess of Desire. Bielefeld, Transcript Verlag, 2020, 200 p.

33. Mercieca J. Demagogue for President: The Rhetorical Genius of Donald Trump. College Station, TX, Texas A&M University Press, 2020, 442 p.

34. President Trump. Official White House YouTube Channel. URL: https://www. youtube.com/playlist?list=PLRJNAhZxtqH-fd1x12yYa-hKuxoZ8Npnz (accessed: 25.07.2020).

35. Price S. Discourse Power Address: The Politics of Public Communication. L., Routledge, 2019, 264 p.

36. Psychoanalytic and Historical Perspectives on the Leadership of Donald Trump: Narcissism and Marketing in an Age of Anxiety and Distrust. Ed. by M. Maccoby, K. Fuchsman. NY., Routledge, 2020, 190 p.

37. Sclafani J. Talking Donald Trump: A Sociolinguistic Study of Style, Metadis-course, and Political Identity. L., Routledge, 2017, 114 p.

38. Wodak R. The Politics of Fear: The Shameless Normalization of Far-Right Discourse. L., SAGE Publications Ltd, 2020, 356 p.

39. Wodak R., Meyer M. Methods of Critical Discourse Studies (Introducing Qualitative Methods Series). L., SAGE Publications Ltd, 2015, 272 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.