Научная статья на тему 'Стратегия развития Западно-Сибирского нефтегазового комплекса (1960-1980-е гг. )'

Стратегия развития Западно-Сибирского нефтегазового комплекса (1960-1980-е гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
680
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Колева Галина Юрьевна

В статье рассматривается стратегия создания и развития Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, которая раскрывается через задачи, определяемые партийными, партийно-правительственными, правительственными документами, в совокупности и образующими программу развития комплекса как нового нефтегазодобывающего района страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategy of Development west-siberian oil and-gascomplex (1960-1980)

In article strategy of creation and development of the West-Siberian oil-and-gas complex is considered(examined). Strategy WSOGC is opened through the problems(tasks) determined by party, party-governmental, governmental documents which represented tactical installations of the certain periods, in aggregate and forming the program of development of a complex, as new oil and gas extraction area of the country.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития Западно-Сибирского нефтегазового комплекса (1960-1980-е гг. )»

УДК 947.1(5712.12)

Г.Ю. Колева

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА (1960-1980-е гг.)

В статье рассматривается стратегия создания и развития ЗападноСибирского нефтегазового комплекса, которая раскрывается через задачи, определяемые партийными, партийно-правительственными, правительственными документами, в совокупности и образующими программу развития комплекса как нового нефтегазодобывающего района страны.

В середине 1960-х гг. в истории нефтяной и газовой промышленности страны началось становление нового добывающего района, который стал базироваться на территории Тюменской и части Томской областей. Отраслями специализации комплекса являлись геология, нефтяная и газовая. Новый добывающий район имел отличительные особенности в силу того, что в нем предстояло развивать одновременно две добывающие отрасли. За время его становления и последующего развития задачи усложнялись. Наряду с созданием добывающих отраслей происходило формирование мощного строительного комплекса, решалась уникальная по размаху социальная программа. Добывающий район имел разные названия: с 1966 по 1977 г. - ТПК Западной Сибири, с 1977 г. - Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс (ЗСНГК).

Под влиянием формирования отраслей специализации комплекса происходили кардинальные изменения в социально-экономическом развитии районов нефтегазодобычи. За короткий исторический период времени территория из аграрно-индустриальной превратилась в самый интенсивно развивающийся промышленный регион. Нефтегазодобывающие отрасли Западной Сибири приобрели исключительное значение в экономике страны, которая все более стала ориентироваться на нефть и газ как основные энергоресурсы и ведущий экспортный товар.

Проблемы становления и развития ЗСНГК достойны самого тщательного изучения. Предмет исследования распадается на многочисленные составляющие, среди которых, на наш взгляд, одна из самых сложных - стратегия развития комплекса.

Необходимость разработки стратегии развития добывающего региона, формирование которого началось с пробной эксплуатации нефтяных месторождений в Тюменской области в 1964 г., подчеркивалась на протяжении всего рассматриваемого периода. Исходя из того, что «стратегия - искусство планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах» [1], под стратегией развития ЗСНГК чаще всего понималась долгосрочная программа развития, которую бы следовало разработать.

Попытки обратиться к исследованию этой проблемы немногочисленны, что само по себе говорит и об ее сложности, и в определенном смысле, с точки зрения ряда исследователей, об отсутствии предмета исследования. Складывается парадоксальная ситуация - с одной стороны, имеем результат, который оценивается как крупнейший реализованный проект эпохи завер-

шавшегося социализма, с другой стороны, стратегия его развития отсутствовала. Исходя из того, что наиболее распространенными терминами при изучении ЗСНГК являются «ведомственность» и «диспропорции», может сложиться представление, что ЗСНГК - продукт несогласованной деятельности министерств, в своем развитии сопровождавшийся возникавшими диспропорциями. Так, занимающиеся историей ЗСНГК исследователи В.П. Карпов и Н.Ю. Гаврилова пишут: «Западно-Сибирский НГК, задача развития которого является национальной по своим масштабам, должен был иметь утвержденную самыми высокими инстанциями долговременную общегосударственную программу развития» [2]. В.П. Карпов утверждает, что «не была своевременно подготовлена не только долгосрочная, но среднесрочная программа развития нефтяной и газовой промышленности в регионе». По мнению этого исследователя, «только в декабре 1969 г., через 5 с лишним лет после начала эксплуатации месторождений, было принято постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР "О мерах по ускоренному развитию нефтедобывающей промышленности в Западной Сибири", в котором цель программы создания новой топливной базы СССР была задана в виде контрольных цифр по добыче. Кроме того, определили совокупность сопряженных задач, необходимых для достижения народнохозяйственных целей освоения» [3]. С точки зрения исследователя, стратегия развития региона сводилась к «научно-технической политике создания ЗСНГК», «которая обеспечила сверхсжатые сроки - 1964-1975 гг. - создания крупнейшего в стране нефтегазового комплекса» [4. С. 4], на «долгосрочный комплексный план развития ЗСНГК так и не был разработан». «Из-за неопределенности перспективы и отсутствия четкого плана развития ЗСНГК нефтедобывающая промышленность уже с середины 1970-х гг. стала терять в темпах» [4. С. 56].

Проблема стратегии развития ЗСНГК требует своего дальнейшего изучения. На наш взгляд, стратегия развития ЗСНГК была, но не носила долгосрочного характера и складывалась из совокупности партийных, партийноправительственных и правительственных решений, находивших воплощение в решениях съездов, специальных постановлениях и распоряжениях.

B.А. Крюков, А.Е. Севастьянова, В.В. Шмат писали: «Все основные решения, связанные с развитием ведущих отраслей хозяйства области (Тюменской), принимались исключительно на уровне центральных органов государственной и партийной власти страны» [5. С. 112]. Ставившиеся задачи, прежде всего, находили воплощение в партийно-правительственных или только правительственных постановлениях, как основных программных документах, определявших становление и развитие региона. Как пишет В.И. Долгих, в течение полутора десятков лет, курировавший развитие ЗСНГК в качестве руководителя отдела тяжелой промышленности ЦК КПСС: "Стратегия освоения крупнейшей нефтегазоносной провинции на севере Тюменской области рождалась в спорах, столкновении мнений, в противоречиях. Сталкивались позиции Совмина, Госплана, руководства партии, представителей научной элиты, которые могли вносить определенные предложения" [6.

C. 23].

В постановлениях просматриваются конкретные, многоплановые задачи, формировавшие логику развития создававшегося нефтегазодобывающего

региона на каждом определенном этапе. Как подчеркивал В.И. Долгих: "Постановления ЦК КПСС и Совета Министров сыграли огромную роль в достижении рекордно коротких сроков становления Западно-Сибирского нефтегазового комплекса. Это были совместные документы организационного характера, фактически для внутрихозяйственной жизни страны они имели силу законов" [6. С. 19]. Каждый новый документ отражал достигнутый результат и формулировал задачи нового периода. Вот как описывает процедуру рождения этих документов В.И. Долгих: "...они формировались не по каким-то графикам - те или иные вопросы ставила сама жизнь. Коль скоро появлялась та или иная проблема, то она глубоко изучалась с привлечением министерств, местных органов власти, отделов Госплана, Академии наук. Затем формировалась соответствующая записка по существу проблемы, которая докладывалась Совету Министров, и далее - если предстояло принять постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР - принималось принципиальное решение Политбюро. Затем шло поручение Госплану для проработки вместе с министерствами, ведомствами, местными советскими и хозяйственными органами. После того как «вопрос», как говорится, был "подготовлен", Совмин передавал его в Центральный Комитет на согласование и утверждение" [6. С. 19]. Толчком к принятию постановлений становились ознакомительные поездки представителей Совета Министров СССР, Госплана СССР, руководителей министерств, по итогам которых составлялись докладные записки, делались проблемные "доклады".

Партийно-правительственные постановления определяли задачи на конкретном промежутке времени, формировали тактику определенного периода. Совокупность этих тактических установок, с нашей точки зрения, и образовывала стратегическую линию развития нового добывающего района.

Попытки разработать программу долгосрочного развития упирались, прежде всего, в то, что, во-первых, она во многом должна была повторить положения этих документов, во-вторых, долгосрочное прогнозирование развития ЗСНГК должно было исходить из высокой степени разведанности территории, четкого представления о поэтапности ввода месторождений. На это обстоятельство, почему-то не обращается внимание. Поэтапность, т.е. последовательность ввода месторождений, и определяла мощности, расположение строительных организаций, объектов строительной индустрии, энергетики, транспортное обеспечение, строительство городов, поселков. Иногда препятствующим или ошибочным для составления плана поэтапности ввода месторождений фактором могло выступать то, что запасы месторождения могли быть определены недостаточно точно. Долгосрочная программа развития региона была бы возможна при обладании информацией о максимальной разведанности территории тогда, когда эта работа продолжалась, разработать такую программу было достаточно проблематично. В-третьих, сложность составления документа обусловливалась и масштабностью территории, неразвитостью транспортной сети, своеобразием природноклиматических условий и совмещением двух задач - созданием и крупнейшей нефтяной, и газовой баз страны. Препятствием для разработки программы являлись и расхождения во взглядах на запасы, объемы добычи. В-четвертых, документ долгосрочного планирования должен был одновремен-

но отразить планы реализации ряда проектов: создания нефтяной, газовой отраслей, строительного комплекса, социальной программы. Спасали ситуацию, формировали логику развития нефтегазового комплекса ограничиваемые определенными промежутками времени партийно-правительственные или правительственные постановления.

В своем развитии ЗСНГК прошел два этапа: первый мы датируем 19641977 гг., второй — 1977-1990 гг. Первый, отсчитываемый от начала пробной эксплуатации нефтяных месторождений в 1964 г., характеризуется ведущей ролью нефтяной промышленности, основной чертой в развитии которой являлось преобладание фонтанной добычи. 1977 г. положил начало второму этапу, имевшему следующие отличительные черты: газовая отрасль ЗСНГК с 1977 г. вышла на ведущие позиции в стране (нефтяная в 1974 г.), роль и значение отраслей специализации в рамках добывающего района сблизились, для нефтяной отрасли завершился период фонтанной добычи, начался переход к механизированной и т.д. В 1989-1990 гг. ликвидировались важнейшие управленческие структуры ЗСНГК, производственные объединения обретали самостоятельность, рождались совместные предприятия, усиливались элементы рыночной экономики, начинался следующий этап в развитии Западно-Сибирского добывающего района.

Названия рассматриваемого нефтегазодобывающего района на протяжении 1960-1980-х гг. менялись. С момента начала добычи нефти в Томской области и добычи газа в Тюменской (1966 г.) было введено понятие "народно-хозяйственный комплекс Западной Сибири", близкое к понятию "территориально-производственный комплекс" ("нефтегазовая территория"). Комплекс включал, кроме нефтяной, газовой отраслей, геологии, строительного комплекса, и так называемые отрасли обеспечения, а дополнительно к ним: лесную, деревообрабатывающую, рыбную, пищевую, сельское хозяйство. С последней трети 1970-х гг. введено понятие "Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс" ("нефтегазовый сектор"). Одновременно произошло сужение содержания комплекса: были исключены лесная, деревообрабатывающая, рыбная, пищевая отрасли, сельское хозяйство. Однако предприятия ЗСНГК активно развивали подсобные хозяйства и совхозы, вводили в строй предприятия по переработке рыбной и сельскохозяйственной продукции.

На первом этапе развития ЗСНГК появилось одно партийное, одно партийно-правительственное постановление, более 10 правительственных постановлений по вопросам развития нефтяной, газовой отраслей, геологии, строительства ЗСНГК. Начальные шаги в становлении нефтегазодобывающей промышленности Западной Сибири и определении основ стратегии развития региона связаны с выполнением постановлений Совета министров СССР от 19 мая 1962 г. «О мерах по усилению геологоразведочных работ на нефть и газ в районах Западной Сибири» и от 4 декабря 1963 г. «Об организации подготовительных работ по промышленному освоению открытых нефтяных и газовых месторождений и о дальнейшем развитии геологоразведочных работ в Тюменской области» [7. С. 68-71, 87-90], и, на наш взгляд,

В.П. Карпов, пренебрегая очевидной истиной, ошибочно утверждает, что только "в декабре 1969 г. .было принято постановление. в котором цель программы создания новой топливно-энергетической базы СССР была зада-

на в виде контрольных цифр" [3. С. 102]. В постановлениях 1962, 1963 гг. имелись, но несколько разнились представления об объемах добычи к 1970 г. Постановление мая 1962 г. предполагало довести добычу нефти до 5 млн т, газа - до 10 млрд куб. м, а постановление 1963 г. уже ставило задачу поднять добычу нефти до уровня 10 млн т [7. С. 68, 88]. Круг вопросов, затрагиваемых постановлениями, очень широк, касался добычи, строительного, транспортного, энергетического обеспечения, создания научной и образовательной базы нового добывающего района и показывал, что в этот регион заходили надолго.

В 1960-е гг. в программных документах в центре внимания находилось ускоренное развитие нефтяной промышленности, которое увязывалось с комплексом вопросов: строительством, развитием строительной индустрии и промышленности строительных материалов, энергетики, транспортного строительства (железнодорожного, автодорожного, сооружения речных портов, аэродромов, аэропортов, вертодромов), развитием научной базы, решением кадровой проблемы и социальных вопросов. Проблемы нефтехимии и нефтепереработки находились в стадии предложений, обсуждений. Темпы развития газовой промышленности закладывались ниже темпов развития нефтяной, потребности газовой отрасли, как насущные, так и перспективные, в развитии добывающего региона учитывались слабо.

Проблема комплексного развития региона нашла отражение в постановке задачи XXIII партийным съездом о создании народнохозяйственного комплекса в Западной Сибири [8], постоянно выдвигалась руководством области, была обсуждена на конференциях по вопросам развития производительных сил региона в 1966 г. в г. Томске, 1969 г. в г. Тюмени. Однако в решениях конференций наблюдаются: отсутствие четкого представления о районах последовательного продвижения на север (как применительно к нефтяной, так и газовой промышленности); концентрация внимания на добывающих отраслях, рекомендации форсированного их развития, через ввод наиболее высокоэффективных месторождений, т.е. самых крупных; в стратегии нефтяной отрасли проблемам механизированной добычи особого внимания не было уделено; в развитии транспортной проблемы выделены направления: железнодорожное, автодорожное строительство, развитие авиации, речного транспорта; причем развитие транспорта рассматривалось и применительно к отдаленным газовым районам; энергетика в своем развитии привязана только к районам нефтедобычи через строительство Сургутской ГРЭС, Тюменской ТЭЦ, сетевое строительство; недостаточное внимание заняли социальные вопросы, говорилось о преимущественном использовании вахтового метода в развитии газовой отрасли, при этом ни о базовых городах, ни о создании вахтовых поселков в газовых районах речи не шло [9].

Решения конференций более прогрессивны в подходах к проблемам нефтехимии, нефтепереработки, использования попутного газа. В то же время во многом они опирались на информацию СОПС Госплана СССР о начале строительства нефтехимических комплексов в районе Тобольска и Томска, что должно было решить проблему использования попутного нефтяного газа [10]. В рекомендациях конференций «главным определяющим направлением территориальной специализации» называлось «ускоренное развитие нефте-

газодобывающей промышленности на базе имеющихся ресурсов нефти и газа» [5. С. 114-115].

Понимание «комплексности» в рамках первого этапа развития ЗСНГК связывалось с идеей выработки «долгосрочной программы развития региона», где должны быть уравновешены разные сферы жизнедеятельности районов освоения. Главным элементом комплексности считалось создание предприятий нефтехимии и нефтепереработки, строительство которых началось в 1974-1975 гг. Ключевыми словами всех принимаемых в 1970-е гг. постановлений стали: первенствующая роль нефтяной отрасли, на втором плане - газовая, развитие районов нефтегазодобычи при транспортном освоении, энергетическом строительстве. Большое внимание уделялось развитию строительной базы комплекса. Выполнение строительных работ распределялось между основными строительными министерствами. В 1973 г. было создано специальное строительное министерство для сооружения объектов нефтяной и газовой промышленности - Миннефтегазстрой СССР.

При выработке стратегии регионов нефтегазодобычи учитывалось также перспективное развитие сельскохозяйственного производства, рыбной, пищевой, лесной, деревообрабатывающей промышленности. В отношении социального развития региона прослеживалась неоднозначность подходов: в самом начале освоения часто дополнительно к постановлениям следовало выделение средств на решение социальных проблем, имели место указания использовать средства производственного назначения на социальные нужды; с конца 1960-х гг. в связи с распространявшимися представлениями, которые разделяло и руководство областей, министерств, о возможности освоения региона с использованием вахтового метода, удельный вес капиталовложений на непроизводственное строительство сократился (с 16 % в 1960-е гг. до 10-12 % в 1970-е гг.).

Итогом первого этапа развития ЗСНГК стало то, что в 1974 г. нефтяная промышленность Западной Сибири вышла на первое место среди добывающих регионов страны, в 1977 г. этого же результата достигла газовая отрасль. Главтюменьгеология являлась крупнейшим подразделением Министерства геологии СССР. Западная Сибирь стала ведущим нефтегазодобывающим регионом страны, СССР в 1974 г. занял первое место в мире по объ -емам добычи нефти. В рамках этого периода все более стал проявляться "приоритет общегосударственных (народнохозяйственных) целей и задач" в развитии региона [5. С. 75]. Во внутреннем развитии комплекса основной чертой была ориентация в создании его инфраструктуры на нефтяную отрасль. В 1975 г. было открыто грузовое и пассажирское движение поездов до г. Сургута (центр нефтяного Приобья). Выведена на проектную мощность Сургутская ГРЭС-1. С 1974 г. началось строительство двух нефтехимических комплексов (в Тюмени и Томске), а также обеспечен ввод первых газоперерабатывающих заводов. Действовали крупные научноисследовательские институты: Гипротюменьнефтегаз (Главтюменьнефтегаз), ТюменьНИИгипрогаз (Тюменьгазпром), ЗапСибНИГНИ (Главтюменьгеоло-гия). Подготовкой кадров высшей квалификации для отраслей комплекса занимались: Тюменский индустриальный (1964 г.), Тюменский инженерностроительный институты (1971 г.), Томский политехнический. В этот период

органы хозяйственного управления основных отраслей комплекса находились в г. Тюмени, который был центром народнохозяйственного комплекса Западной Сибири, где располагались: ВПО "Тюменьгазпром" (объединение по добыче газа в Тюменской области), Главтюменьнефтегаз - главное управление по добыче нефти и газа в Тюменской области, ему подчинялись с 1966 по 1977 г. объединение "Томскнефть", осуществлявшее добычу нефти в Томской области, и трест "Томскнефтестрой"; в подчинении Главтюмень-нефтегазстроя находился трест "Томскгазстрой"». Объединение "Томскнеф-тегазгеология" входило в систему Главтюменьгеологии, расположенной в г. Тюмени. Время завершения первого этапа развития ЗСНГК мы относим к 1977 г., учитывая уровень развития, достигнутый газовой отраслью Западной Сибири, и изменившееся состояние нефтяной отрасли, характеризующееся исчерпанием возможностей дальнейшего роста только за счет фонтанного способа добычи.

На новом этапе развития ЗСНГК, начавшемся в середине десятой пятилетки, основное содержание стратегии комплекса можно определить как стремление обеспечить сбалансированное развитие всех сфер функционирования комплекса, преодолеть наметившиеся диспропорции. Значительно возросло количество партийно-правительственных документов. В общей сложности с 1978 по 1985 г. появилось 26 постановлений, из них 9 партийноправительственных, 17 правительственных. Резкое сокращение программных документов по развитию ЗСНГК отмечается после 1986 г. Партийноправительственные постановления по проблемам развития ЗСНГК охватывали весь спектр проблем: развитие газовой отрасли, сооружение системы газопроводов от северных газовых месторождений Тюменской области; изменение предкризисной, а затем и кризисной ситуации в нефтяной отрасли Западной Сибири; строительство нефтехимических производств, обеспечение безусловного ввода в эксплуатацию их производственных мощностей; начало строительства пяти нефтехимических комплексов в Тюменской области; преодоление дефицита электроэнергии в рамках ЗСНГК, увеличение электросетевого строительства, строительства ГРЭС; наращивание объемов жилищно-гражданского строительства за счет перераспределения в ЗСНГК строительных сил почти всех союзных республик СССР; решение кадровых проблем. Среди задач, на которые было направлено внимание в конце 1970-х -1980-е гг., выделяются следующие: обеспечение высоких темпов добычи нефти и газа, на 1980 г. был запланирован уровень добычи нефти в 315 млн т, газа -155 млрд куб. м, на 1990 г. добыча нефти уже планировалась в 422 - 437 млн т, газа - в 560-565 млрд куб. м [11; 13. Л. 5].

В определенной степени в условиях значительно возросшей сложности решаемых в конце 1970-х - в первой половине 1980-х гг. задач, проблема комплексного, долгосрочного планирования несколько отодвинулась на второй план, но не была снята окончательно. Была предпринята попытка обеспечить комплексность развития региона и централизацию управления через параллельное осуществление двух равнозначных программ - нефтяной и газовой, создание специальных управленческих и планирующих структур (Комиссия Президиума Совета министров СССР по вопросам развития ЗСНГК, Бюро по ТЭК Совета министров СССР, Западно-Сибирская между-

ведомственная территориально-производственная комиссии Госплана СССР). С 1978 г. было начато годовое планирование развития ЗСНГК, с введением раздела по ЗСНГК в годовые государственные планы социальноэкономического развития РСФСР. Однако, как пишут В.А. Крюков, А.Е. Севастьянова, В.В. Шмат: «Раздел "Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс" по своей сути представлял простое сведение заданий и показателей планов отраслей и предприятий, действовавших на территории Западной Сибири и отнесенных к нефтегазовому комплексу" [5. С. 96-97].

Новыми чертами в стратегии развития региона явились: возросшее внимание к проблемам развития газопроводного транспорта и газовой отрасли, ускорение темпов развития газовой отрасли через ввод крупнейших газовых месторождений: Уренгойского, Ямбургского; начало форсированного развития газовой отрасли; постепенный выход из подчинения тюменским главкам объединений и производственных подразделений, расположенных на территории Томской области, создание главков в местах, приближенных к центрам нефтегазодобычи (Сургут, Уренгой); сохранение за нефтяной отраслью центрального места в рамках ЗСНГК, переход к разработке все большего числа мелких и труднодоступных нефтяных месторождений, находящихся в более сложных горно-геологических условиях. На стратегию развития региона влияла необходимость перехода к интенсивным факторам в развитии отраслей, дефицит трудовых ресурсов, возросшее значение ЗСНГК в экономике страны, растущий экспорт нефти и газа. Последнее обстоятельство обусловливало огромное внимание к развитию нефтяной и газовой отраслей Западной Сибири со стороны руководства страны.

Еще одной новой чертой явилось перераспределение трудовых ресурсов из разных регионов страны в пределы ЗСНГК. Прежде всего, это коснулось базовых отраслей комплекса. Из добывающих районов страны, где добыча сокращалась, в Западную Сибирь все в больших масштабах стали направляться специалисты, а затем бригады и целые подразделения, что привело к распространению подрядного бурения, созданию на территории Тюменской области комплексных предприятий ПО "Башнефть" и "Татнефть" с передачей в разработку ряда месторождений.

Началось интенсивное увеличение объемов строительства дорог с твердым покрытием в районах нефтегазодобычи. Эти работы были возложены на строительные подразделения ряда союзных республик и ряда городов РСФСР, в том числе Москвы и Ленинграда.

Отличительной чертой стратегии развития ЗСНГК на новом этапе явилось усиление внимания к социальным вопросам, каждый из документов этого периода содержал большой блок мер по социальным вопросам — не только жилищного, но и социально-бытового, культурного, медицинского назначения. Для этого сюда были направлены строительные подразделения практически всего огромного СССР. Количество союзных республик, участвующих в реализации социального проекта в рамках ЗСНГК, с семи в начале 1980-х гг. было увеличено в середине 1980-х гг. до 13. Были принципиально изменены подходы в градостроительстве. Суть изменений заключалась в снятии ограничений на строительство новых городов и поселков. Устанавливались задания по жилищно-гражданскому строительству во все возрастав-

ших объемах. Концепция градостроительства в новых условиях предусматривала рост числа городов и поселков в районах нового промышленного ос -воения.

В рамках второго этапа развития ЗСНГК вновь была предпринята попытка выработать долгосрочную программу развития региона. Постановлением Академии наук СССР, Государственного комитета по науке и технике, Госплана СССР от 27 октября 1981 г. № 122/416/200 была предусмотрена разработка "Целевой комплексной программы развития ЗСНГК и формирования на его основе территориально-производственного комплекса" (ЦКП). Координация разработки и контроль за сроками исполнения были поручены ЗапСибМВТК (Западно-Сибирская межведомственная территорильно-производственная комиссия). Головными разработчиками программы были определены: ВНИИКТЭП (Всесоюзный НИИ комплексных топливноэнергетических проблем) и СОПС (Совет по изучению производительных сил) при Госплане СССР, к выполнению программы было привлечено 42 научно-исследовательских и проектно-конструкторских института и организации, более 20 министерств. Разработку программы планировалось завершить в 1983 г. [12. Л. 26]. Несмотря на все трудности в начале 1984 г. ВНИИКТЭПом целевая комплексная программа была разработана. Работа, проделанная на протяжении 1980-1984 гг. по составлению ЦКП, показала, насколько это трудоемкое дело, где легко было сформулировать основные направления в развитии комплекса, но очень сложно определиться в конкретных количественных показателях. Рассматривалось несколько вариантов объемов добычи. На 1990 г. уровни добычи нефти виделись разными: от 405 млн т (ЗапСибМВТК) до 425 млн т (ВНИИКТЭП). Добыча нефти в Томской области оценивалась на 1990 г. в 16 млн т. Объем добычи газа в ЗСНГК предусматривался в 493,5 млрд куб. м. Но не были выявлены причины возникших диспропорций, просчетов и то, как их избежать в будущем; не были учтены потребности Главтюменьнефтегаза в развитии капитального строительства; сохранялись разночтения в определении запасов, приросте запасов, объемов добычи и т.д. Значительные замечания при обсуждении программы были высказаны и по той части, где речь шла о развитии социальной инфраструктуры [12. Л. 230-236].

В то же время эта работа и ее результаты уже в соответствии со сложив -шейся практикой организовывать такие глобальные обсуждения накануне принятия масштабного постановления легли в основу партийноправительственного документа от 20 августа 1985 г. № 797 "О комплексном развитии нефтяной и газовой промышленности Западной Сибири в 1986— 1990 гг." [13. Л. 3-115]. Идея составления долгосрочной комплексной программы оказалась нереализуемой. Партийно-правительственное постановление № 797 "О комплексном развитии нефтяной и газовой промышленности Западной Сибири в 1986-1990 гг." можно считать самым крупным программным документом в процессе формирования стратегии ЗСНГК в советскую эпоху. Он, как и многие из документов по проблемам ЗСНГК, очень объемный, занимает 112 страниц. Уже в названии документа присутствует понятие «комплексное развитие». По сравнению с предыдущими документами новым моментом стало усиление внимания к проблемам Томской об-

ласти, охвачены практически все сферы жизнедеятельности ЗСНГК, в том числе и проблемы переработки, нефтехимии, сельского и рыбного хозяйств. Проблемы жилищно-гражданского строительства занимают в документе центральное место. Цифры объемов добычи нефти и газа к 1990 г., вошедшие в это постановление, оказались даже несколько выше того, что предлагал ВНИИКТЭП. Добыча нефти к 1990 г. планировалась в пределах 422437 млн т, газа - 560-565 млрд куб. м [13. Л. 5]. Впервые предусматривалось выделение капиталовложений для Мингазпрома в объемах,превышающих средства для нефтяной отрасли [13. Л. 31].

Во внутриполитическом курсе внимание к проблемам ЗСНГК держалось на очень высоком уровне на протяжении всего 1985 г. Руководство страны демонстрировало самые серьезные намерения изменить ситуацию с качеством оборудования и был принят ряд документов о техническом перевооружении добывающих отраслей, геологии, строительства [14; 15]. В начале 1986 г. Совет министров СССР принял решение о продлении участия союзных республик, число которых выросло до 13, в застройке 12 городов, 51 поселка, 40 вахтовых поселков в пределах ЗСНГК, выделив 4 города первоочередной застройки: Лангепас, Когалым, Нягань, Ноябрьск [16; 17]. Однако уже с середины 1986 г. активность начинает ослабевать. Последние документы правительства созидательной направленности в истории ЗСНГК относятся к 1988-1989 гг.: 2 декабря 1988 г. № 1399 и 10 ноября 1989 г. № 1012. Они касались планов дальнейшего развития перерабатывающих производств, намечали к строительству 5 нефтегазохимических комплексов на территории Тюменской области [18].

Таким образом, работа, проведенная в первой половине 1980-х гг. по разработке целевой комплексной программы развития ЗСНГК, нашла воплощение в серии партийно-правительственных документов, характеризовавшихся стремлением к уравновешиванию производственной и непроизводственной сфер жизнедеятельности ЗСНГК. Большая часть того, что намечалось в документах, была не выполнена по одной главной причине - реформирование экономической системы страны.

Государство во второй половине 1980-х гг. устремилось по пути реформирования экономики, совершенствования хозяйственного механизма, связанного, скорее, с ломкой сложившейся системы управления [19]. Стали появляться многочисленные постановления о перестройке деятельности министерств и ведомств сферы материального производства, переводе на новые условия хозяйствования объединений, предприятий и организаций [20; 21; 22; 23], которые косвенно касались состояния ЗСНГК. Эти решения расшатывали систему управления, ослабляли рычаги воздействия.

Политика "совершенствования управления промышленностью" сопровождалась ломкой систем управления. В 1987 г. ликвидируется Министерство геологии РСФСР. Постановление Совета министров СССР от 30 декабря 1989 г. № 1185 "Об организационной структуре управления отраслью геологии и разведки недр" привело к ликвидации Главтюменьгеологии, на которую в 1988 г. приходилось 50 % объемов разведочного бурения в стране [24]. Как отмечают авторы книги "Биография Великого подвига", ".с конца 80-х гг.

государство взяло курс на ликвидацию геологической отрасли, аргументом при этом было, что разведанных запасов нефти и газа хватит на 35 лет" [25].

Менялась система управления нефтегазодобывающими отраслями, которые никак уж нельзя было обвинить в утрате передовых позиций: с 1974 г. нефтяная, с 1984 г. газовая отрасль обеспечивали стране первые места в добыче нефти и газа. Ликвидируется Министерство нефтяной промышленности СССР, вместо него образуется Министерство нефтяной и газовой промышленности. Вместо Мингазпрома СССР образуется Государственный газовый концерн "Газпром", Главтюменьгазпром (Главное управление по добыче газа в Западной Сибири) заменяется производственнораспорядительным управлением (ПРУ) "Тюменьгазпром" и вскоре ликвидируется вообще. В соответствии с постановлением Совета министров СССР от 18 ноября 1989 г. № 1005 "Об организационной структуре управления нефтяной и газовой промышленности СССР" ликвидируется и Главтюмен-нефтегаз, дававший более 60 % добычи нефти страны [26]. Бюро Совета министров по ТЭК, созданное в 1986 г. вместо Комиссии Президиума Совета министров СССР по вопросам развития ЗСНГК, не проявляло особого внимания к складывающейся ситуации. Оценивая происходившие изменения в управлении нефтяной отраслью, применительно к Главтюменьнефтегазу, его последний начальник В.И. Грайфер связывал их "со стремлением министерства ликвидировать в лице Главка определенного конкурента", считал, что в основе ликвидации лежало "ревностное отношение», желание «поднять свой авторитет", повлияло, по его мнению, и то, что "к тому времени был ликвидирован отдел тяжелой промышленности ЦК КПСС. умер Б.Е. Щербина. у нас не осталось защитников" [27].

Многие положения постановления 20 августа 1985 г. № 797 оказались преданы забвению. Свои места работы стали покидать строительные организации, направленные в Западную Сибирь для выполнения работ на объектах жилищно-гражданского, транспортного строительства, стало сокращаться финансирование по газовой отрасли, ряду крупных энергетических объектов, в том числе Уренгойской ГРЭС. Предприятия нефтегазового комплекса столкнулись с невозможностью выплачивать заработную плату, стала расти социальная напряженность. Началось падение добычи нефти. Так заканчивалась советская эпоха развития крупнейшего нефтегазодобывающего региона страны.

Таким образом, на втором этапе развития ЗСНГК, как и в предшествующий период, стратегию комплекса закладывали положения партийноправительственных и правительственных постановлений, численность которых в этот период значительно увеличилась, но резко сократилась с 1986 г. Постановления охватывали, без преувеличения, весь круг проблем жизнедеятельности ЗСНГК: нефте- и газодобычу, проблемы обустройства месторождений, трубопроводное строительство, капитальное строительство, создание и расширение мощностей строительных организаций и производственных баз строительства, преодоление дефицита энергетических мощностей и сооружение крупных электростанций. Значительные меры были предусмотрены по развитию автодорожного строительства в районах нового промышленного освоения. Часть специальных постановлений была направ-

лена на ввод перерабатывающих и нефтехимических предприятий. Предметом особого внимания в рассматриваемый период стали проблемы социального развития региона, в решении которых был взят курс на привлечение строительных организаций Советов министров союзных республик.

В целом в период 1960-1980-х гг. не было выработано единого программного документа по развитию ЗСНГК, который развивался при постановке задач в решениях съездов, партийно-правительственных и правительственных документах по проблемам ЗСНГК. "В основе государственной политики лежало достижение сбалансированного развития нефтегазового сектора экономики, как соответствие мощностей (производственных возможностей) смежных и обслуживающих производств развитию добычи - сначала нефти, а затем и газа. Однако в развитии сопряженных отраслей и производств имелось постоянное отставание", - считают В.А. Крюков, А.Е. Севастьянова, В.В. Шмат [5. С. 113-114]. Вопрос о разработке долгосрочной комплексной программы развития народнохозяйственного комплекса Западной Сибири, Западно-Сибирского нефтегазового комплекса постоянно стоял на повестке дня. При этом "понимание комплексности было весьма своеобразно и связывалось со сбалансированным развитием хозяйства региона с точки зрения достижения целевых показателей, установленных исходя из общесоюзного плана" [5. С. 114]. Самыми важными этапами на пути формирования подходов к развитию ЗСНГК нам представляются: конференции по проблемам развития производительных сил Западной Сибири, состоявшиеся в 1960-е гг., на которых был отражен уровень представлений производственников, управленцев, ведущих ученых о том, как, по каким направлениям должен развиваться Западно-Сибирский добывающий район, и составление долгосрочной целевой комплексной программы в 1980-1984 гг.

Генеральная линия развития добывающего региона до 1977 г. заключалась в преимущественной роли нефтяной отрасли, ориентации на ее потребности в формировании основных смежных отраслей, проблемы газовой отрасли учитывались, но в меньшей степени. С последней трети 1970-х гг. роль и значение нефтяной и газовой отрасли уравновешиваются. Однако по-прежнему автодорожное, энергетическое строительство в большей степени было ориентировано на районы нефтедобычи. В результате газовая отрасль развивалась при отсутствии надежных источников энергоснабжения, отставании транспортного строительства, производственных баз строительства. В развитии нефтяной и газовой отраслей промышленности в течение всего рассматриваемого периода шло отставание промыслового обустройства, "догоняющее развитие" промысловых мощностей при выходе на месторождения.

При анализе партийно-правительственных документов нельзя утверждать, что были проигнорированы проблемы нефтехимии и нефтепереработки, хотя нельзя не обратить внимание на то, что решение о строительстве нефтехимических предприятий не было принято изначально и относится только к 1974 г. Среди минусов рождавшейся стратегии - преимущественная длительная ориентация развития смежных отраслей на нефтедобывающие районы. Обращает на себя внимание и длительное сдерживание автодорожного строительства в северных районах, но очень интенсивное их

решение в 1980-е гг. Социальные проблемы более активно ставились в 1960-е гг. 1970-е гг. характеризуются недостаточным вниманием к проблемам жилищно-гражданского строительства, и форсированным решением этих проблем с конца 1970-х гг., в 1980-е гг.

Как пишут исследователи В.А. Крюков, А.Е. Севастьянова, В.В. Шмат, "... комплексность в планировании и реальном развитии экономики страны и ее отдельных регионов в большинстве случаев оставалась лишь благим пожеланием". Причины этого они видели "в приоритете общегосударственных целей и задач, подчиненности интересов отдельных территорий народнохозяйственным задачам, в приоритетности задач материального производства" [5. С. 21].

Однако отсутствие программы долгосрочного развития не стало сдерживающим фактором в развитии ЗСНГК. Диспропорции в развитии комплекса были и следствием совмещения в одном добывающем регионе решения задач по созданию двух добывающих отраслей, а также того, что эти отрасли (нефтяная через 9 лет, газовая через 11 лет) стали базовыми отраслями экономики страны, которые определяли и темпы развития экономики, и выполнение обязательств по экспортным поставкам, и наполнение бюджета.

На конец 1980-х гг. ЗСНГК поставлял народному хозяйству СССР 64 % нефти, 66 % газа. На Томскую область из общего объема добычи нефти в Западной Сибири приходилось 3,3 %. Нефтяная промышленность производила в рамках комплекса 71,4 % от общего объема товарной продукции, газовая - 21,1 %, электроэнергетика - 4,5 % [28; 29]. Нефть транспортировалась по 6 нефтепроводам, газ - по 8 газопроводным системам, общая протяженность трубопроводов составила 22 тыс.км. Выросла электроэнергетика, которая была представлена двумя Сургутскими ГРЭС, Тобольской и Тюменской ТЭЦ, в стадии строительства находились 5 электростанций. Производство электроэнергии в рассматриваемый период выросло в 62 раза [30; 31]. Была построена сеть автомобильных дорог, протяженность которых увеличилась в 75 раз и составила 15 тыс. км, с ответвлением на все важнейшие нефтяные центры [32]. В 1985 г. было открыто движение пассажирских поездов до главного центра газодобычи - г. Новый Уренгой, в 1986 г. началось движение грузовых поездов на Ямбург. Авиационное сообщение имелось с основными центрами нефтегазодобычи, в большей части из которых были аэропорты. Имелось 10 газоперерабатывающих заводов, два находились в стадии строительства, был введен завод по стабилизации деэтанизированно-го конденсата в г. Сургуте. С 1980 г. стал действовать Томский НХК, начавший производство полипропилена, с 1981 г. началось производство этилового спирта. На Томском НХК в 1980-е гг. введены мощности по производству этилена, полиэтилена, карбамидных смол. В 1984 г. начал функционировать Тобольский НХК (введена установка по разделению нестабильного бензина на ШФЛУ), в 1988 г. вступил в строй завод по производству бутадиена [33]. Была создана машиностроительная база комплекса, ориентированная на ремонт техники и оборудования, с центрами в гг. Сургуте, Уренгое, Надыме, Тюмени. Был сформирован мощный строительный комплекс, общее количество организаций которого достигло 400 единиц, действовало 5 строительных министерств. Строительные главки имелись в Новом Уренгое, Сургуте,

Ямбурге. В основных центрах нефтегазодобычи были созданы базы по производству строительных материалов.

Развитие добывающих отраслей сопровождалось глубокими социальными изменениями. В конце 1980-х гг. в стадии продолжающегося строительства находились 19 городов (в том числе г. Стрежевой в Томской области), 19 рабочих поселков, 14 поселков геологов, 32 поселка при КС, 46 вахтовых поселков. Менялась структура населения. За период с середины 1960-х гг. численность сельского населения в Тюменской области сократилась с 56,2 до 25 %, городского выросла с 43,8 до 75 % , что отразило превращение региона из аграрно-индустриального в индустриальный [34].

Директор крупнейшего научно-исследовательского и проектного института в рамках ЗСНГК - Гипротюменьнефтегаза - Я.М. Каган писал: "По значимости и грандиозности проблема создания . главной топливноэнергетической базы страны, пожалуй, может быть сравнима только с созданием в СССР атомной бомбы и атомной энергетики - проблемами, имевшими решающее значение по обеспечению безопасности нашего государства и в то время, и сейчас. Думаю, что создание в Западной Сибири гигантского региона по добыче нефти и газа является величайшим памятником периоду плановой экономики нашего государства" [35].

Литература

1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 80000 слов и фразеологических выражений. М.: Азбуковник, 1999. С. 772.

2. Карпов В.П., Гаврилова Н.Ю. Очерки истории отечественной нефтяной и газовой промышленности. Тюмень: ТюмГНГУ, 2002. С. 75.

3. Карпов В.П. О стратегии создания ЗСНГК (исторический аспект) // Известия высших учебных заведений. Нефть и газ. 2006. №6. С. 102.

4. Карпов В.П. История создания Западно-Сибирского нефтегазового комплекса (1948-1990 гг.). Тюмень: ТюмГНГУ, 2005. 316 с.

5. Крюков В.А., Севастьянова А.Е., Шмат В.В. Нефтегазовые территории: как распорядиться богатством? Текущие проблемы и формирование условий долговременного устойчивого социально-экономического развития. Новосибирск: ИЭ и ОПП СО РАН, 1995.

С. 112.

6. Долгих В.И. Область особой заботы // Нефтегазостроители Западной Сибири. М.: РосСНГС, 2004. Кн. 1. 539 с.

7. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М.: Политиздат, 1968. Т. 5.

8. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М.: Политиздат, 1970. Т. 6. С. 60, 87.

9. Государственный архив Тюменской области (ГАТО). Ф. 1112. Оп. 6. Д. 32. Л. 2-14.

10. ГАТО. Ф. 1112. Оп. 6. Д. 33. Л. 162 об.

11. ГАТО. Ф. 814. Оп. 5. Д. 835. Л. 281; Д.1799. Л. 5.

12. ГАТО. Ф. 2240. Оп. 1. Д. 17.

13. ГАТО. Ф. 814. Оп. 5. Д. 1799.

14. ГАТО. Ф. 814. Оп. 5. Д. 984. Л. 238, 272.

15. ГАТО. Ф. 814. Оп. 5. Д. 1010. Л. 60-65.

16. ГАТО. Ф. 1112. Оп. 2. Д. 1329. Л. 21-21 об.

17. ГАТО. Ф. 1112. Ф. 814. Оп. 5. Д. 1007. Л. 56-59.

18. ГАТО. Ф. 814. Оп. 5. Д. 1082. Л. 93-94.

19. ГАТО. Ф. 814. Оп. 5. Д. 1036.

20. ГАТО. Ф. 814. Оп. 5. Д. 1011. Л. 97-102, 104-109.

21. ГАТО. Ф. 814. Оп. 5. Д. 1037. Л. 89-92, 94-96.

22. ГАТО. Ф. 814. Оп. 5. Д. 1063. Л. 228-230.

23. ГАТО. Ф. 814. Оп. 5. Д. 1062. Л. 123-125.

24. ГАТО. Ф. 814. Оп. 5. Д. 1890. Л. 199-201.

25. Биография Великого подвига. Тюменские геологи. Годы. Люди. События. 19532003 гг. Екатеринбург: Ср.-Урал. кн. изд-во, 2003. С. 136.

26. ГАТО. Ф. 814. Оп. 5. Д. 1848. Л. 190-192.

27. Главтюменьнефтегаз: 40-летняя история Главка в свидетельствах очевидцев, воспоминаниях, документах и фотографиях. Тюмень: Мандр и К°, 2005. С. 134.

28. ГАТО. Ф. 1112. Оп. 2. Д. 1142. Л. 350.

29. ГАТО. Ф. 1112. Оп. 2. Д. 1384. Л. 1-2.

30. ГАТО. Ф. 1112. Оп.6. Д. 55. Л. 45.

31. ГАТО. Ф. 1112. Оп. 2. Д. 2484. Л.6.

32. ГАТО. Ф. 814. Оп. 1. Д. 7410. Л. 47.

33. Государственный архив социально-политической истории Тюменской области (ГАСПИТО). Ф. 124. Оп. 248. Д. 74. Л. 17-18.

34. Народное хозяйство Тюменской области за 70 лет. Тюмень: Тюменское областное статуправление, 1987. С. 6.

35. Каган Я.М. Все начинается с проекта // Нефтегазостроители Западной Сибири. М., 2004. Кн. 1. С. 234.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.