Маткина Д.В.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ ПО РАЗРЕШЕНИЮ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ КОНФЛИКТОВ
В статье рассматривается сущность уголовно-правового конфликта и его роль в дифференциации формы уголовного судопроизводства. Анализируется деятельность по организации восстановительной медиации, и выводится при этом авторское видение стратегических задач восстановительной медиации по уголовным делам в России в ближайшее время.
Ключевые слова: восстановительная медиация, уголовно-правовой конфликт, конвенциаль-ные формы разрешения уголовно-правового конфликта, внесудебные конвенциальные процедуры по разрешению уголовно-правового конфликта, стратегические задачи развития восстановительной медиации.
Конфликт - это движущая сила развития общества. Конфликт есть кризис отношений, а кризис - это небольшое отступление перед большим шагом вперед.
Конфликты в повседневной жизни человека неизбежны, как неизбежно и желание их избежать или мирно урегулировать. Мы желаем видеть общество без социального противостояния, этнических, религиозных, национальных и другого рода конфликтов, общество с действующими институтами демократии, обеспечивающими подлинную свободу личности, личность без изнурительных стрессовых переживаний, социально адаптированную в обществе, с активной гражданской позицией. Однако все это невозможно без качественного пересмотра взгляда на сущность уголовно-правового конфликта и процедуры его разрешения.
Уголовно-правовой конфликт - это не всегда только лишь конфликт права или правовой. Здесь нельзя не отметить достижения современной науки юридической конфликтологии [1, с. 323; 2, с. 9-14], которая получает все большее признание не только за рубежом, но и в России.
С точки зрения конфликтологии конфликт представляет собой проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве их носителей (сторон). Но не всякий конфликт является спором. Если противоречия игнорируются, то понятно, что спора не возникает. Он появляется тогда, когда противоречия создают такую неопределенность в отношениях или такие препятствия в реализации прав, которые ни одна из сторон своей волей не может преодолеть и потому для их устранения требуется либо взаимодействие обеих сторон, либо вмешательство третьей стороны.
Иными словами, спор представляет собой определенную стадию в развитии конфликта. Как общее состояние противоборства между сторонами спор состоит из совокупности разногласий. Таким образом, конфликт, спор, разногласия представляют собой цепь последовательно взаимосвязанных состояний общественных отношений.
Данное разграничение позволяет дифференцировать и целенаправленно использовать формы разрешения уголовно-правового конфликта. Так, урегулирование соответствует категории разногласий и означает постепенное, шаг за шагом, устранение противоречий сторон на основе взаимных уступок (урегулирование разногласий в качестве основной цели применяется, например, в переговорах и посредничестве).
Полное урегулирование разногласий ведет к разрешению спора, что, в свою очередь, снимает противоречия между сторонами, влечет прекращение их противоборства, т. е. ликвидирует конфликт. Неурегулированные разногласия могут быть разрешены уже только на основе вмешательства лица с властными полномочиями (разрешение спора является главной задачей судьи), что в конечном итоге также ведет к ликвидации конфликта.
В любом случае во внесудебных процедурах урегулирование разногласий всегда предшествует разрешению спора, тогда как традиционное уголовное судопроизводство с его состязательным характером направлено исключительно на разрешение уголовного дела в конструкции «прав - виноват» и мало приспособлено для урегулирования разногласий. В связи с этим заметим, что внесудебные конвенциальные (договорные) процедуры -
это прерогатива организаций восстановительной медиации.
Восстановительная медиация - это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах решения проблем, возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций [3].
В широком смысле деятельность организаций восстановительной медиации направлена на оказание услуг в разрешении конфликтов и предоставлении консультативной помощи конфликтующим сторонам. Исходя из этого, можно выделить четыре категории целевых групп общества, которые наиболее часто нуждаются в помощи по урегулированию конфликтов, в том числе и уголовно-правовых:
- первая категория - это лица, испытывающие сложности адаптационного периода и нуждающиеся как в знаниях и навыках по разрешению конфликтов, так и в оперативном вмешательстве с целью нормализации складывающихся отношений. К ней относятся подростки, студенты и выпускники учебных заведений, молодые специалисты, молодые семьи, а также социально незащищенное население;
- второй категорией выступают руководители и лидеры предприятий, учреждений и организаций различных форм собственности. В силу специфики своей деятельности они вынуждены сталкиваться с конфликтами и разрешать их. Условно среди них можно выделить четыре группы: представители государственной власти и органов местного самоуправления; руководители и специалисты государственных предприятий, организаций и учреждений; руководители и специалисты коммерческих организаций и частных предприятий; руководители и лидеры общественных организаций и движений;
- к третьей категории относятся специалисты организаций, официально осуществляющие разрешение конфликтов в силу специфики своей деятельности и нуждающиеся в глубоких знаниях в области разрешения конфликтов, методической подготовке и практическом овладении современными способами и приемами разрешения споров. К ним относятся представители правоохранительных органов; судьи, арбитры и юристы; лидеры и специалисты общественных организаций, занимающиеся правозащитной деятельностью;
- четвертую категорию составляют организации образования, повышения квалификации и специалисты по работе с персоналом. Они испытывают потребность в учебных программах и методиках, особенно диагностической и профилактической направленности.
Главная задача восстановительной медиации состоит в изменении мировоззрения личности и сложившихся стереотипов в разрешении уголовно-правовых конфликтов, а для этого необходимо:
1) создавать прецеденты по использованию внесудебной конвенциальной формы разрешения уголовно-правовых конфликтов по всем категориям преступлений;
2) разрабатывать и реализовывать образовательные и просветительские программы, готовить необходимые кадры;
3) наполнять информационное пространство и формировать общественное мнение в отношении применения внесудебной конвенци-альной формы разрешения уголовно-правовых конфликтов;
4) разрабатывать регулирующие нормативно-правовые документы в области разрешения уголовно-правовых конфликтов;
5) внедрять Стандарты восстановительной медиации, разработанные и утвержденные Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации 17 февраля 2009 г.;
6) обеспечивать ресурсами процесс внедрения и реализации отдельных медиативно-восстановительных проектов или программ;
7) встраивать технологии посредничества в конфликтах в действующие уголовно-процессуальные институты и процедуры (предварительное расследование в связи с заключением досудебного соглашения о сотрудничестве, особый порядок принятия судебного решения в связи с согласием с обвинением (гл.40 УПК), особый порядок принятия решения в связи с заключением досудебного соглашения о сотрудничестве (гл. 40.1 УПК));
8) осуществлять мониторинг и оценку процесса внедрения;
9) содействовать научно-исследовательским работам по развитию и внедрению внесудебной конвенциальной формы разрешения уголовно-правовых конфликтов.
На наш взгляд, основными стратегическими задачами в развитии восстановительной
медиации по урегулированию уголовно-правовых конфликтов являются:
1. Совершенствование образовательно-просветительской деятельности. Разработка, пополнение и внедрение образовательных программ по тематике восстановительного правосудия:
информирование судов, Следственного комитета, полиции о примирительных процедурах и пользе медиации. Склонение их к применению таких процедур в своей практике;
внедрение в школьное и студенческое самоуправление медиации и примирительных процедур. Подготовка 10-15 медиаторов из числа социальных педагогов или школьных психологов, студентов;
внедрение в систему высшего образования обязательной дисциплины «психология конфликта», в ходе изучения которой понимается сущность конфликта, а также приобретаются навыки его разрешения, урегулирования;
внедрение в систему повышения квалификации педагогов образовательных дисциплин по профилактике конфликтов и коррекционной работе с подростками. В этой связи необходимо подготовить программы для института повышения квалификации, аспирантуры и докторантуры и добиться их утверждения Правительством РФ;
обеспечение доступности для населения базовых тренингов общения и переговоров.
2. Осуществление профилактики уголовно-правовых конфликтов путем предоставле-
ния качественных образовательных и консультационных услуг для населения, работников общественных организаций.
Подготовка консультантов и осуществление консультирования по вопросам развития и действия восстановительной медиации. Программа восстановительной медиации осуществляется в рамках проекта Европейского союза «Совершенствование доступа к правосудию» и направлена на досудебное урегулирование споров в первую очередь в системе ювенальной юстиции.
Соответственно продвижение этических стандартов деятельности предприятий, учреждений, организаций.
Оказание информационно-методической помощи. Создание методического web-ресурса по тематике внесудебной конвенциальной формы урегулирования уголовно-правового конфликта; распространение информации о деятельности восстановительной медиации путем электронных рассылок. Создание регулярно действующей тренинговой программы по восстановительной медиации.
3. Совершенствование диагностики конфликтов и конфликтологической экспертизы.
4. Содействие на всероссийском уровне Центру «Судебно-правовая реформа» и Всероссийской ассоциации восстановительной медиации под председательством Рустема Рамзиевича Максудова.
5. Расширение практики договорных отношений по проведению примирительных процедур [4].
14.01.2011
Список литературы:
1. Юридическая конфликтология - новое направление в науке (по материалам круглого стола) // Государство и право. 1994. №4.
2. Кудрявцев В.Н. Юридический конфликт // Государство и право. 1995. №9.
3. О деятельности Ассоциации восстановительной медиации в России. Московский районный суд г. Рязани // moskovsky.riz.sudrf.ru/modules.php?...
4. Гуськова А.П. Медиационные начала в судопроизводстве России: учебное пособие. - Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2010.
Сведения об авторе: Маткина Дарья Владимировна, преподаватель кафедры уголовного процесса Оренбургского государственного университета, кандидат юридических наук 460048, г. Оренбург, пр-т Победы, 141, 7405, тел. (3532)753077, (3532) 534454, е-mail: [email protected]
UDC 343.139(091)
Matkina D.V.
STRATEGY OF THE DEVELOPMENT OF RESTORATIVE MEDIATION ON RESOLUTION OF CRIMINAL-LEGAL CONFLICTS
The article examined the essence of criminal- legal conflict, and its role in the differentiation of the form of criminal legal procedure. Activity in the organization of restorative mediation is analyzed, and in this case the author’s vision of the strategic tasks of restorative mediation in the criminal cases in Russia is derived.
The key words: restorative mediation, criminal-legal conflict, conventional forms of resolution of criminal-legal conflict, extrajudicial conventional procedures on resolution of criminal-legal conflict, the strategic tasks of the development of restorative mediation.