УДК 343.823
АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ РОДИОНОВ, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ОСУЖДЕННЫХ
Реферат: в статье представлен анализ федеральных целевых программ развития уголовно-исполнительной системы России в сфере организации труда осужденных. Современный этап развития уголовно-исполнительной системы характеризуется значительными масштабами реформирования и изменениями в стратегических установках. Проблематика организации труда осужденных получила существенное развитие. Именно данному вопросу уделяется повышенное внимание. Это объясняется тяжелой ситуацией в сфере производственного сектора, связанной с высоким уровнем износа основных фондов и неконкурентоспособностью производственной базы. Устаревшее производство не может эффективно конкурировать с частными производителями, что в перспективе снижает возможности привлечения к труду осужденных. Необходимо отметить и полную технологическую отсталость производств в ведомственных учреждениях. Наиболее перспективным направлением развития производственного сектора уголовно-исполнительной системы следует считать кооперацию подведомственных учреждений с частными предприятиями. В первую очередь следует вести речь о работах по удовлетворению потребностей Федеральной службы исполнения наказаний.
Ключевые слова: производственная деятельность, организация труда осужденных, уголовно-исполнительная система, государственная политика.
ALEKSEY VLADIMIROVICHRODIONOV,
Academy of the FPS of Russia, Ryazan, the Russian Federation, e-mail: [email protected]; ORCID:
THE STRATEGY OF DEVELOPMENT OF CRIMINAL AND EXECUTIVE POLICY IN THE SPHERE OF JOB MANAGEMENT OF CONVICTS
Abstract: the article presents an analysis of the Federal target programs of development of criminal executive system of Russia in the sphere of organization of work of the condemned. The current stage of development of the penal system is characterized by large scale of reform and significant changes in the strategic guidelines. Problems of organization of labor of prisoners received a significant development. This issue is the focus of attention. This is due to the difficult situation in the sphere of production sector related to the high level of depreciation of fixed assets and uncompetitive industrial base. Obsolete production can effectively compete with private manufacturers, which in term reduces the possibility of employing convicts. It should be noted and a full technological backwardness of production in the departmental institutions. The most promising direction of development of the productive sector of the penal system should be considered as cooperation subordinate institutions with private enterprises. The first thing to talk about the works to cover the requirements of the FPS of Russia.
Keywords: production activity, organisation of work of convicts, the correctional system, public policy.
__
Уголовно-исполнительная система (УИС) является одной из наиболее динамичных государственных структур. Современный этап развития российской УИС характеризуется значительными масштабами реформирования и существенными изменениями в стратегических установках. В то же время данная система выполняет очень консервативные государственные функции, что, в свою очередь, накладывает соответствующий отпечаток на характер деятельности органов и учреждений УИС, а также ее отдельных сотрудников.
На современном этапе функционирования УИС России тактика и стратегия развития системы определялись положениями соответствующих федеральных целевых программ, содержание которых концептуально определялось Правительством Российской Федерации. Такие концепции федеральных целевых программ развития УИС последовательно принимались в 2001 г., 2006 г. 2016 гг. На наш взгляд, эти нормативные документы в значительной мере были выражением государственной уголовно-исполнительной политики России. Именно в рамках данных программ концептуально формулировались стратегические цели развития, определялся круг конкретизирующих задач, наиболее острых проблем, путей их решения, выделяемых ресурсов и т. д.
© Родионов А. В., 2017 © Rodionov A. V., 2017
Проблематика организации труда спецконтингента получила существенное развитие в рамках всех трех концепций развития УИС и соответствующих федеральных целевых программ (далее -ФЦП). В каждой из ФЦП проблематика организации труда шла параллельно с вопросами капитального строительства зданий и сооружений для содержания спецконтингента.
В ФЦП 2001 г. приоритет был отдан вопросам организации труда осужденных. Два из четырех приоритетных комплексов задач, требовавших первоочередного решения в рамках реализации уголовно-исполнительной политики страны, были напрямую связаны с развитием производственного сектора УИС, при этом политика в сфере организации труда спецконтингента была определена в качестве самостоятельного направления, требующего быстрого развития. Среди важных аспектов ФЦП 2001 г. следует также выделить проблематику продовольственного и вещевого самообеспечения УИС. Положительным было то, что в части самообеспечения речь шла исключительно о продовольствии и вещевом имуществе, что было более прогрессивным по сравнению с требованиями о полном хозрасчете мест лишения свободы в разные периоды ХХ в.
ФЦП 2006 г. была в значительной мере ориентирована на вопросы капитального строительства и ремонта зданий и сооружений, в которых содержится спецконтингент. Производство в колониях и труд арестантов были определены в качестве второстепенного направления, которому все же было уделено определенное внимание авторами ФЦП 2006 г.
ФЦП 2016 г. отличается тем, что вопросы капитального строительства (то есть проблематика условий содержания спецконтингента) и организации труда осужденных были рассмотрены паритетно. Каждый из комплексов проблем был соответствующим образом очерчен, а перспективные направления решения и соответствующие ресурсы определены. Авторы ФЦП 2016 г. констатируют тяжелую ситуацию в сфере тюремного производственного сектора, что объясняется изношенностью основных фондов и неконкурентоспособностью производственной базы. Результатом такого рода положения является высокая безработица среди спецконтингента, что влечет за собой соответствующие трудности в последующей ресоциализации осужденных и их перевоспитании.
Значительное внимание уделяется вопросам конкурентоспособности предприятий УИС и производственных подразделений отдельных учреждений УИС. Указывается, что устаревшее производство не может эффективно конкурировать с частными производителями, что в перспективе снижает возможности привлечения к труду всех
трудоспособных осужденных. Этот вопрос возможно решить путем выделения бюджетного финансирования на цели приобретения оборудования. Отметим, что предполагаемая к выделению сумма может отличаться в зависимости от выбранного варианта и составлять 500-700 млн рублей в год. В течение срока реализации концепции будет создано дополнительно 50-70 тыс. рабочих мест.
На наш взгляд, создать конкурентоспособное современное рабочее место стоимостью 100 тыс. рублей (в промышленности, сельском хозяйстве и других секторах экономики, где в теории возможно трудоустроить спецконтингент), очень сложно. В случае если данный план будет полностью реализован, еще 290 тыс. человек спецконтингента учреждений УИС будут оставаться нетрудоустроенными. Таким образом, проблема будет далека от частичного решения.
Ошибочно также говорить о конкурентных позициях производственного сектора УИС в сравнении с частными предприятиями. Одним из перспективных направлений развития производственного сектора УИС следует считать кооперацию подведомственных учреждений с частными предприятиями. Наиболее перспективной является совместная деятельность этих субъектов в сфере выполнения государственного заказа на поставку товаров, работ, услуг. При этом в первую очередь следует говорить о работах по удовлетворению потребностей ФСИН России.
Следует также учитывать не только устаревшее оборудование предприятий УИС, но и полную технологическую отсталость производств в ведомственных учреждениях. Современное конкурентоспособное производство требует применения соответствующих средств. Это не только финансирование, но и длительное время, а также специфический персонал, который может себе позволить только частная производственная структура. В таких условиях ФЦП 2016 г. имеет недостаточный потенциал быть реализованной в сфере организации труда спецконтингента учреждений УИС. Более того, консервация данного комплекса проблем и низкий уровень решения поставленных задач в сфере организации производства (как это было в 2001-2016 гг.) в дальнейшем будут только усложнять ситуацию в данной сфере. Необходима разработка новых организационно-правовых форм (или других конструкций) совместной хозяйственной деятельности учреждений УИС и частных предпринимательских структур. Такого рода кооперация имеет достаточный потенциал, чтобы повысить уровень продуктивной занятости в УИС и эффективность выполнения плана государственных закупок ФСИН России, а также создать условия для дальнейшего технологического развития производственного сектора УИС в нашей стране.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Родионов Алексей Владимирович - доктор эконо- Rodionov Aleksey V. - dsc in economy, profes-
мических наук, профессор кафедры экономики и ме- sor, economy and management department Aca-
неджмента Академии ФСИН России, г. Рязань, Рос- demy of the FPS of Russia, Ryazan, the
сийская Федерация, e-mail: [email protected]. Russian Federation, e-mail: [email protected].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Родионов, А. В. Стратегия развития уголовно-исполнительной политики в сфере организации труда осужденных / А. В. Родионов // Уголовно-исполнительное право. - 2017. - Т. 12. - № 1. - С. 31-33.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Rodionov, A. V. The strategy of development of criminal and executive policy in the sphere of job management of convicts / A. V. Rodionov // Penal law, 2017, vol. 12, no. 1, pp. 31-33.