Научная статья на тему 'Стратегия развития угледобывающей отрасли'

Стратегия развития угледобывающей отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / ТЭК / МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВАЯ БАЗА / ЭНЕРГОРЕСУРСЫ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ СЕКТОР / ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ / УГОЛЬ / ENERGETIC STRATEGY / TEK / MINERAL RAW BASE / ENERGETIC RESOURCES / ENERGETIC SECTOR / MINERAL RESOURCES / COAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корчагина Татьяна Викторовна

Проанализированы энергетическая стратегия России на период до 2030 года, этапы ее реализации; выделены инновационные пути развития минерально-сырьевой базы ТЭК. Рассмотрены структура и величина запасов ископаемых энергоносителей, их качество, степень изученности и направления хозяйственного освоения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The strategy of development of coal industry

Energetic strategy of Russia for a period till 2030 was analysed. They also discussed the stages of its realization; the innovative ways of development of the mineral-raw base were emphasized. The structures and the size of energetic resources, their quality, the degree of study and the directions of economic exploring.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития угледобывающей отрасли»

Т.В. Корчагина

Проанализированы энергетическая стратегия России на период до 2030 года, этапы ее реализации; выделены инновационные пути развития минерально-сырьевой базы ТЭК. Рассмотрены структура и величина запасов ископаемых энергоносителей, их качество, степень изученности и направления хозяйственного освоения.

Ключевые слова: энергетическая стратегия, ТЭК, минерально-сырьевая база, энергоресурсы, энергетический сектор, полезные ископаемые, уголь.

Россия обладает одним из крупнейших в мире запасов минерального сырья, который является основой энергетической безопасности страны и гарантированного обеспечения ее текущих и перспективных потребностей в углеводородном сырье, угле, уране для АЭС. Она занимает одно из ведущих мест в мировой системе оборота энергоресурсов, активно участвует в торговле ими и в международном сотрудничестве в данной сфере.

Структура и величина запасов ископаемых энергоносителей, их качество, степень изученности и направления хозяйственного освоения оказывают непосредственное влияние на экономические возможности страны и социальное развитие регионов. Основой для определения стратегических ориентиров развития сырьевой базы ТЭК является Долгосрочная государственная программа изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья.

По запасам угля наша страна занимает второе место в мире (19% мировых запасов), по объемам ежегодной добычи - пятое (5% мировой добычи); на ее счет приходится также 12% мировой торговли углем.

Общие ресурсы угля составляют более 4000 млрд т, в том числе балансовые запасы по состоянию на 1 января 2008 г. - 272,6 млрд т (категории А+В+С1 - 193,3 млрд т, категории С2 - 79,3 млрд т), забалансовые запасы -50,2 млрд т. Преобладающую долю ресурсов составляет энергетический уголь - 3641,9 млрд т (89%) и только 445,6 млрд т (11%) - коксующийся [2]. Разведанные запасы угля составляют 193,3 млрд т, в том числе бурого 101,2 млрд т, каменного - 85,3 млрд т (в том числе коксующегося - 39,8 млрд т), антрацитов - 6,8 млрд т (рис. 1) [5].

Основная доля угольных ресурсов сосредоточена в Сибири (64%) и на Дальнем Востоке (30%), на долю европейской части России и Урала приходится только 6%.

Энергетический сектор обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей национального хозяйства, способствует консолидации субъектов РФ, во многом определяет формирование основных финансово-экономических показателей страны [1].

В ходе реализации энергетической стратегии России на период до 2020 г. в целом завершена реструктуризация угольной промышленности, обеспе-

чившая ее трансформацию из планово-убыточной в рентабельную отрасль; осуществляется строительство новых высокоэффективных угольных производств, ввод новых мощностей по добыче угля (главным образом в Кузнецком бассейне).

Балансовый прирост мощностей по добыче угля за последние 5 лет превысил 80 млн т, по его обогащению - 40 млн т. Объем переработки угля на обогатительных фабриках увеличился с 85 млн т (30%) до 127 млн т (40%). Объем обогащения каменного энергетического угля увеличился в 2,7 раза. Увеличился также экспорт угля (с 60,7 до 97,5 млн т, или в 1,6 раза) [2].

■фпа-Н

Угольные бассейны и месторождения России (разведанные запасы угля, млрд т)

Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. исходит из новых ориентиров развития энергетического сектора в рамках общего перехода российской экономики на инновационный путь развития. Ее целью становится максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны, содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций.

К стратегическим целям развития угольной промышленности относятся: • надежное и эффективное удовлетворение внутреннего и внешнего спроса на высококачественное твердое топливо и продукты его переработки;

• обеспечение конкурентоспособности продукции отрасли в условиях насыщенности внутреннего и внешнего рынков альтернативными энергоресурсами;

• повышение уровня безопасности работы угледобывающих предприятий, снижение их вредного воздействия на окружающую среду.

Для указанных целей необходимо решить следующие задачи:

• завершить работу по закрытию убыточных и неперспективных угольных предприятий;

• обеспечить устойчивое и рациональное воспроизводство минерально-сырьевой базы угольной промышленности;

• улучшить структуру и территориальное размещение производственных мощностей по добыче и обогащению угля и повысить благодаря этому уровень использования ресурсного потенциала отрасли;

• продолжить развитие транспортной и портовой инфраструктуры перевозок угольных грузов по экономически обоснованным тарифам, обеспечить диверсификацию направлений их поставки;

• повысить эффективность государственного регулирования и корпоративного управления в угольной промышленности, обеспечить стабильное развитие организаций отрасли и рост их конкурентоспособности;

• повысить эффективность добычи, обогащения и переработки угля на основе совершенствования применяемых технологий и оборудования, а также внедрения передовых организационных решений;

• организовать производство высококачественной конечной продукции (синтетического жидкого топлива, этанола и других продуктов углехимии с высокой добавленной стоимостью), расширять комплексное использование угля и сопутствующих ресурсов, включая добычу шахтного метана;

• расширить масштабы природоохранных мероприятий в отрасли;

• обеспечить предприятия угольной промышленности квалифицированными специалистами, ориентированными на длительные трудовые отношения и развитие профессиональной карьеры.

К числу основных проблем в указанной сфере относятся:

• сокращение внутреннего спроса на энергетический уголь;

• экономическая зависимость предприятий отрасли от суммы экспортных доходов;

• высокая доля затрат на транспортировку в цене угольной продукции;

• недостаточные темпы обновления основных производственных фондов, высокий уровень износа оборудования и недостаточность средств на его модернизацию;

• низкое (по мировым стандартам) качество угольной продукции;

• недостаточность инвестиционных ресурсов для реализации масштабных инфраструктурных проектов по развитию ресурсно-производственного потенциала отрасли;

• отставание российского угольного машиностроения и вызванная этим растущая зависимость отрасли от импорта технологий и оборудования;

• сохранение социальной напряженности в угледобывающих регионах, обусловленной низкой занятостью населения, дефицитом и низким качеством социальных услуг, высоким уровнем травматизма в отрасли и общим экологическим неблагополучием;

• нарастающий дефицит квалифицированных трудовых кадров.

При рассмотрении перспектив развития угольной промышленности необходимо учитывать следующие тенденции:

• исчерпание потенциала развития действующих угольных бассейнов в европейской части страны и на Урале;

• замедление темпов освоения новых угольных месторождений;

• удорожание добычи и транспортировки угля.

В приведенной ниже таблице представлены потенциально возможные уровни добычи угля, рассчитанные исходя из имеющегося ресурсного потенциала отрасли с учетом развития новых объектов, сроков выбытия и реконструкции действующих предприятий. Как следует из приведенных данных, в 2015 г. общая добыча угля может составить 750 млн, в 2030 г. -1100 млн т, что будет обеспечено в основном за счет вовлечения в хозяйственный оборот ресурсов базовых бассейнов страны - Кузнецкого и Канско-Ачинского.

Потенциально возможные уровни добычи угля в России, млн т

Регионы, бассейны 2015 г. 2020 г. 2030 г.

Российская Федерация 560 750 1100

Европейская часть РФ - всего 90 95 106

Бассейны: Печорский 27 27 27

Донецкий 33 35 35

Подмосковный 7 8 16

Уральский 23 25 28

Азиатская часть РФ - всего 470 655 1000

Сибирь - всего 390 550 880

Западная Сибирь - всего 160 220 360

Кузнецкий бассейн 140 200 350

Восточная Сибирь - всего 250 335 520

Канско-Ачинский бассейн 160 240 440

Дальний Восток 80 120 130

В средне- и долгосрочной перспективе наряду с базовыми бассейнами значительное развитие получат новые месторождения Восточной Сибири и Дальнего Востока (Ургальское, Элегестское, Эльгинское, Апсатское). Кроме того, при экономической целесообразности добыча угля может развиваться на Сейдинском (Республика Коми) и Сосьвинском (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра) месторождениях, а также в Беринговском угольном бассейне (Чукотский автономный округ).

Для дальнейшего развития экспортного потенциала отрасли предусмотрены расширение портовой инфраструктуры (в портах Восточный, Ва-нино, Усть-Луга, Мурманский глубоководный) и строительство новых портов с высокопроизводительными угольными терминалами, в том числе на побережье Черного моря, а при экономической целесообразности - и на севере тихоокеанского побережья.

Намечаемое в рамках рационализации топливно-энергетического баланса страны увеличение доли угля потребует наряду с созданием условий для эффективной межтопливной конкуренции оптимизации издержек на производство угольной продукции при одновременном совершенствовании системы налогообложения в отрасли и применении схем гибкого тарифного регулирования на перевозку угля железнодорожным транспортом.

На первом этапе реализации энергетической стратегии России на период до 2030 г. в угольной промышленности планируются:

• реализация комплекса программных мер по стабилизации ситуации в отрасли в условиях снижения объемов производства;

• завершение мероприятий по реструктуризации отрасли;

• техническое перевооружение и интенсификация угольного производства;

• увеличение объемов обогащения угля;

• дальнейшее развитие экспортного потенциала отрасли.

Второй этап реализации энергетической стратегии, в части развития угольной промышленности, предусматривает формирование новых центров угледобычи на новых угольных месторождениях с благоприятными горногеологическими условиями, оснащение предприятий отрасли современной высокопроизводительной техникой и технологиями, отвечающими мировым экологическим нормам, снятие системных ограничений при транспортировке угольных грузов на внутренний и внешний рынки, развитие системы аутсорсинга, достижение максимальной переработки каменного энергетического угля с учетом требований внутреннего рынка, реализация пилотных проектов на базе российских технологий глубокой переработки угля и добычи шахтного метана.

Третий этап реализации энергетической стратегии предусматривает кардинальное повышение производительности труда при обеспечении мировых стандартов в области промышленной безопасности и охраны труда, экологической безопасности при добыче и обогащении угля, промышленное по-

лучение продуктов глубокой переработки угля (синтетическое жидкое топливо, этанол и др.) и сопутствующих ресурсов (метан, подземные воды, строительные материалы) [2].

В соответствии со стратегией социально-экономического развития Сибири до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. № 1120-р, конкурентными преимуществами социально-экономического развития Кемеровской области являются:

• высокий индустриальный потенциал;

• значительный объем собственных полезных ископаемых и природных ресурсов;

• компактная система расселения, хорошо развитая транспортная инфраструктура;

• развитая инфраструктура розничного потребительского рынка, высокий объем розничного товарооборота;

• эффективная система социальной защиты населения;

• высокая доля городского населения;

• развитая система образования, здравоохранения, культуры и спорта. Для Кемеровской области основным стратегическим приоритетом

на 2010-2020-е гг. будет дальнейшее повышение конкурентоспособности региона на внутреннем и внешнем рынках угля, внедрение инновационных технологий по его глубокой переработке [3]. Глубокая модернизация экономики региона предусмотрена и стратегией социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 г. [4].

В настоящее время в Кузбассе действуют 116 угледобывающих предприятий (61 шахт, 55 разрезов), 47 обогатительных фабрик и установок (учитывая введенные в 2010 г.). Их производственная мощность по добыче угля составляет 219 млн т в год, по переработке - 132 млн т (68% от добычи). В 2011 г. добыча угля в Кузнецком угольном бассейне составила 192,0 млн т, включая 53,6 млн т угля коксующихся марок (в 2009 г. - 53,8 млн т) [6].

По данным экспертов, в ближайшие 10 лет ожидается значительный рост спроса на уголь как в России, так и за ее пределами, в связи с чем в области ставится задача увеличить добычу угля на 100 млн т.

Литература

1. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года // Приложение к журналу «Энергетическая политика». - М.: ГУ ИЭС, 2003. - 136 с.

2. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 48. - Ст. 5836.

3. Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 33. - Ст. 4444.

4. Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года. URL: http://csr-nw.ru/upload/file_category_591.pdf

5. Яновский А.Б. О состоянии и мерах по развитию угольной промышленности России // Уголь. - 2011. - № 3.

6. Материалы департамента угольной промышленности и энергетики администрации Кемеровской области за 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.