2. Баранова, Е.А. Новые реалии развития редакций, или что такое газетная конвергенция / Е.А. Баранова. - М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2018. - 192 с.
3. Вартанов, А. Актуальные проблемы телевизионного творчества. На телевизионных подмостках. Учебное пособие / А. Вартанов. - Москва: Наука, 2017.-320 с.
4. Зельвенский, С. «В центре внимания»: оскаровский фаворит о разоблачении священников-педофилов [Электронный ресурс] / С. Зельвенский // Афиша Daily. -2016. -Режим доступа: https://daily.afisha.ru/cinema/528-v-centre-vnimaniyaoskarovskij-favorit-o-razoblachenii-svyashennikov-pedofilov/ (дата обращения: 10.06.2023)
5. Зельвенский, С. «Лунный свет»: покорившая мир драма о поисках себя [Электронный ресурс] / С. Зельвенский // Афиша Daily. - 2017. - Режим доступа: https://daily.afisha.ru/cinema/4542-lunnyy-svet-pokorivshaya-mir-drama-opoiskah-sebya/ (дата обращения: 10.06.2023)
6. Есин, Б.И. Три века московской журналистики / Б.И. Есин, И.В. Кузнецов. - М.: Флинта, 2019. - 537 с.
7. Искусство кино [Электронный ресурс] / Сообщество «Вконтакте» - Режим доступа: https://vk.com/kinoartmag (дата обращения: 14.06.2023)
8. История мировой журналистики. - М.: ИКЦ «МарТ», МарТ, 2017. - 432 с.
9. «СМИ России в 2017. Анализ данных за 25 лет» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mediadigger.ru/smi-rossii-v-2016-analiz-dannyh-za-25-let/ (дата обращения: 09.06.2023)
УДК 338.48
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Олифиров Александр Васильевич,
доктор экономических наук, профессор Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
Аннотация. В статье разработаны концептуальные основы развития туризма в цифровой экономике. Показано, что развитие туризма в цифровой экономике осуществляется на основе формирования цифровой туристской экосистемы и применения цифровых активов, знаний, информации и технологий. Эти технологии позволяют бронировать туристские продукты и средства размещения, позволяют арендовать транспорт, оформлять документы, оказывать дополнительные услуги в сфере туризма и гостеприимства.
Ключевые слова: внутренний туризм, цифровая экономика, развитие, стратегия, бизнес-модель, экосистема, информационные технологии, знания.
Annotation. The article develops the conceptual framework for the development of tourism in the digital economy. It is shown that the development of tourism in the digital economy is based on the formation of a digital tourism ecosystem and the use of digital assets, knowledge, information and technology. These technologies make it possible to book tourism products and accommodations, make it possible to rent transportation, process documents, and provide additional services in tourism and hospitality.
Key words: domestic tourism, digital economy, development, strategy, business model, ecosystem, information technology, knowledge.
Постановка проблемы. В России реализуется национальный проект «Цифровая экономика Российской Федерации». В 2019 году Правительством РФ была принята Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 г. [1]. В этой стратегии основной упор сделан на внедрение цифровых технологий в процесс планирования развития туризма, в том числе регионального. Примером региональной
программы в туризме служит стратегия социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года [2].
Развитие цифровой экономики и кластеров цифровой экосистемы кардинально меняет модель функционирования большинства видов экономической деятельности, в том числе и туризма. Особенно это актуально, в условиях санкций для внутреннего туризма России.
Целью исследования являются определение особенностей цифровой экономики, разработка концептуальных основ развития туризма в цифровой экономике, определение этапов перехода к использованию инструментов цифровой экономики для развития внутреннего туризма.
Изложение основного материала. Теоретической и методологической основой исследования послужили нормативные акты РФ, а также труды российских ученых, в области цифровой экономики, разработки цифровых экосистем и развития туризма. Цифровая экономика характеризуется следующими признаками [5, 6]:
- стоимость товара и услуг определяются не количеством содержащегося в них общественного труда, а в первую очередь, от содержания в них знаний, информации и интеллекта;
- главным ресурсом становятся знания, информация, интеллектуальные технологии;
- нематериальная сторона продукта или услуги получает намного большее значение, чем его материальная реальность;
- источник большей части прибыли заключен в нематериальном измерении товара или услуги;
- акцент на Интернет и устройства, предоставляющие к нему доступ. появление мобильных и облачных технологий;
- развитие бизнес-аналитики на основе цифровых технологий;
- распространение социальных сетей и их влияние на мнения потребителей.
У цифровой экономики есть собственная экосистема, то есть все те сегменты рынка, где добавленная стоимость создается с помощью цифровых технологий [5, 6]. Экосистема цифровой экономики состоит из 6 кластеров: нормативное регулирование, инновации, инфраструктура, кибербезопасность, образование и кадры, инвестиции.
Кластер «Нормативное регулирование» направлен на формирование новой регуляторной среды, которая обеспечивает благоприятный правовой режим для возникновения и развития современных цифровых технологий, а также для осуществления экономической деятельности, связанной с их использованием.
Кластер «Инновации» обеспечивает создание системы поддержки поисковых, прикладных исследований в сфере цифровой экономики, обеспечивающих технологическую независимость по каждому направлению технологий, конкурентоспособность, национальную безопасность; формирование институциональной среды для развития исследований и разработок в области цифровой экономики; формирование компетенций в области цифровой экономики.
Кластер «Инфраструктура» обеспечивает сбор и передачу данных государства, бизнеса и потребителей с учетом технических требований к цифровым технологиям; внедрение цифровых платформ; создание эффективной системы сбора, обработки, хранения и предоставления данных.
Кластер «Кибербезопасность» обеспечивает достижение состояния защищенности личности, общества и государства от внешних и внутренних информационных угроз.
Кластер «Образование и кадры» создает ключевые условия для подготовки кадров цифровой экономики и совершенствования системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами; обеспечивает формирование рынка труда, который должен опираться на требования цифровой экономики; создает систему мотивации по освоению необходимых компетенций и участием кадров в развитии цифровой экономики.
Кластер «Инвестиции» стимулирует внутреннего инвестора и создает благоприятные условия для его деятельности. В этих кластерах цифровой экономики происходит развитие туризма в современных условиях.
Рассмотрим основные этапы разработки стратегии развития туризма в цифровой экономике.
Этап 1. Определить вызовы туризму и потери от неприменения принципов цифровой экономики.
Определить степень потерь в случае не перехода к принципам цифровой экономики. Определить новые возможности при переходе туризма на принципы цифровой экономики для страны и региона. Переход туризма на принципы цифровой экономики нельзя просто проигнорировать, поскольку другие отрасли экономики развиваются и переходят на использование цифровых технологий.
Этап 2. Выбрать лучшую модель туризма в цифровой экономике.
Осуществить анализ и выбор моделей и устройств в отрасли туризма, функционирующих на принципах цифровой экономики. Оценить модели цифровой экономики в отрасли туризма по уровню результативности и эффективности и направленности на решение проблем.
Этап 3. Осуществить анализ и выбор моделей и устройств в отрасли туризма, функционирующих на принципах цифровой экономики. Оценить модели цифровой экономики в отрасли туризма по уровню результативности и эффективности и направленности на решение проблем.
Этап 4. Определить процесс подключения мобильных технологий и управляемых цифровых ресурсов в туристскую отрасль
Подключить все необходимые сетевые и технологические возможности на всех уровнях управления туристской отраслью. Протестировать новые цифровых технологии и устройства на предмет их пригодности для использования в сфере туризма.
Этап 5. Оценить цифровые, компетенции (знать, владеть, уметь) персонала в сфере туризма.
Оценить навыки персонала туристских фирм, провайдеров Интернет-услуг, при переходе на цифровые технологии в туризме. Оценка навыков: по реализации процессов туристского бизнеса на основе цифровых технологий; по определению эффективности и результативности их применения; по обеспечению нормативно-правовой и технологической поддержки противодействия киберугрозам.
Этап 6. Оценить наличие лидеров и уровнь культуры туристских организаций, населения и уровнь их готовности к переходу на цифровые технологии.
Развивать своих лидеров в организациях, регионах и развивать корпоративную культуру, повышать цифровую грамотность и технологическую оснащенность населения. Определить темп изменений и показатели успеха, выбрать ключевые фигуры, широко оповестить о переходе на цифровые технологии, способствовать укреплению корпоративной культуры.
Концептуальные основы развития туризма в цифровой экономике представлены на рисунке 1. Развитие туризма должно основываться на знаниях, информации и интеллекте с использованием мобильных и облачных технологий и бизнес-аналитики.
Цифровые технологии в туризме - это системы автоматизации бизнес-процессов, технологии цифрового маркетинга, искусственного интеллекта, цифровые устройства и роботы и технологии обеспечения кибербезопасности.
Предпосылки цифровой трансформации туризма в регионе обусловлены определенным уровнем развития информационно-коммуникационных технологий, приоритетом государственной стратегии развития внутреннего туризма в контексте цифровой трансформации, наличием цифровой образовательной среды и правового поля.
Важно обеспечить тесное информационное взаимодействие все стейкхолдеров: органов государственного управления на всех уровнях, туристов, туристских предприятий и ассоциаций, предприятий туристской инфраструктуры, населения и общественных организаций.
Првзвакв цифровой Цифровые технологии Предпосылки
экономики в туризме цифровой
1.Главный ресурс - 1.ERP/CRM/ PMS и др. трансформации
знания, информация, системы автоматизации туризма в регионе
интеллект бизнее-про цсссо в
2.Тенденции развития 2.Технологии цифрового 1 .Развитие
диктует потребитель. маркетинга инф орм ационно-
3.Гибкое 3. Искусственный коммуникационных
государственное интеллект и машинное технологий.
регулирование обучение 2. Одним из
цифровой 4. Интернет вещей приоритетов
трансф орм ацией. ^—^ (1оТ) 4—► государственной
4. Использование 5. Виртуальная и стратегии развития
сети Интернет. дополненная является внутренний
5.Применение реальность (VR. AR) туризм в контексте
мобильных и 6. Ьлокчсйн цифровой
облачных 7, Большие данные трансформации
технологий. (Big data) 3.Наличие цифровой
6. Развитие бизнес- ¿.Технологии о бр аз овательной
аналитики. обеспечения среды
7. Работа в кибербезо пасности 4.Наличие правового
социальных сетях 9. Робототизация поля.
Механизм реализации
1 .Информационный
2.Научно-технолошческий
3. Организационный
4 .Инвестиционный
5 .Маркетинговый
6.Технико-производственный
7.Кадровый
Сгейкхолдеры
1. Органы
государств енного
управления
(федеральные,
региональные,
муншцшальные)
2. Туристы
3. Туристские предприятия н ассоциации
4. Предприятия туристской инфраструктуры
5.Местное население
6.Общественные организации и движения,
■4 ►
Этапы разработки стратегия развития туризма в цифровой экономике:
1 .Обосновать необходимость перехода к цифровой экосистеме туристской индустршг
2. Выбрать лучшую модель развития туризма в цифровой экономике
3. Определить конкурентные преимущества от реалнзащш стратепш туризма в цифровой экономике
4. Определить процесс подключения когнитивных, мобильных технологий и управляемых цифровых ресурсов в туризме
5. Оценить цифровые компетенщш персонала
6. Оценить наличие лидеров и уровень культуры туристских организаций
Рисунок 1. Концептуальные основы развития туризма в цифровой экономике
Необходимо реализовать этапы разработки стратегия развития туризма в цифровой экономике с использованием всех механизмов реализации от информационного и технологического и до кадрового.
Информационное сопровождение туристской индустрии представляет собой совокупность информационной базы данных о туристской деятельности и специализированных информационных технологий, предназначенных для ее обработки, которые обеспечивают эффективное функционирование отрасли.
Использование инструментов цифровизации дает клиенту возможность в режиме реального времени самостоятельно выбрать туристское предприятие и гостиницу, найти необходимую информацию о туристском продукте, сопоставить цены на услуги, совершить покупку. Немаловажно, что доступ к услугам является круглосуточным. Внедрение цифровых технологий в индустрии туризма формирует основные тенденции развития отрасли, оказывая влияние на все составные части туристского продукта посредством снижения транзакционных издержек и повышения информированности пользователей цифровых сервисов и платформ.
Цифровая экономика формирует предпосылки для повышения прибыльности туристской отрасли, постепенного перехода в режим онлайн. Тенденции развития туристских информационных систем и сервисов указывают на их постоянно растущую роль на туристском рынке. Цифровая трансформация направлена на решение вопросов национальной безопасности, конкурентоспособности отечественных компаний на мировой арене.
Туризм затрагивает все сферы деятельности современного общества, в том числе экономическую, культурную и социальную сферы государства [1, 6]. Большой стимулирующий эффект он оказывает на основные отрасли экономики, заставляя их активно перестраиваться, внедрять новые технологии, активно участвовать в конкуренции на мировом рынке и содействовать притоку инвестиций. Туристскую индустрию следует считать комплексообразующей отраслью, основывающейся на интегрированном использовании экономического, культурного и природного потенциала территории. Она в большей степени ориентирована на внутренний туризм (таблица 1) [3,4].
Таблица 1
Показатели внутреннего туризма в странах группы G-20
Страна 2019 г. 2021 г.
Доля расходов Доля расходов Сумма Расходы
на внутренний туризм, % от на внутренний туризм, % от расходов резидентов на резидентов на внутренний туризм
общей суммы общей суммы внутренний в расчете на душу
расходов резидентов на сферу Т&Т расходов резидентов на сферу Т&Т туризм, млрд. долл. США населения, долл. США
США 85 95 731,5 2 204,0
Китай 86 97 458,7 324,7
Германия 86 90 212,2 2 551,9
Идщи 82 94 151,1 110,5
Япония 82 99 134,2 1 067,8
Мексика 85 86 130,4 1 011,1
Великобританги 81 96 118,2 данные отсутствуют
Италия 70 84 117,9 1 990,3
Франция 66 70 102,6 1 567,7
Бразилия 94 96 69,4 325,3
Канада 69 85 55,0 1 438,1
Австралия 76 98 51,1 1 985,4
Испания 43 60 50,0 1 056,5
Россия 73 87 39,6 270,9
Аргентина 86 99 25,0 545,7
Южная Корея 51 71 23,5 454,2
Турция 35 38 17,2 данные отсутствуют
Саудовская Аравия 36 73 16,2 данные отсутствуют
Индонезия 50 95 13,0 данные отсутствуют
ЮАР 56 82 8,6 данные отсутствуют
Таким образом, из данных таблицы 2 следует, что, внутренний туризм является значимым для России и всех национальных экономик, в том числе наиболее развитых, входящих в группу 0-20, и особенно в условиях кризисов и неопределенности.
Индустрия туризма является одной из ключевых отраслей развития экономики государства, она отличается высокой конкуренцией и в то же время значительной насыщенностью информацией, подразумевает моментальное реагирование на изменения поведения потребителей. Особенно это характерно для продвижения туристских услуг, так как именно привлечение внимания потребителей в эпоху массовой цифровизации является ключевым фактором в успехе маркетинговой стратегии. На сегодняшний день бизнес-модель туристской организации уже в полной мере ориентирована на внедрение цифровых технологий. При этом перестроено большинство бизнес-процессов в соответствии с новой парадигмой развития цифровой экономики (рисунок 2).
Ключевые партнеры
Ассоциации и организации оздоровительного туризма и
корпоратнвног о здоровья, проектов и сервисов, для отдыха, развития, развлечений и активного образа жизни.
Ключевые виды деятельности
Класс ОКВЭД 79 Группировка ОКВЭД 79.90.1 Класс ОКВЭД 55 Группировка ОКВЭД 86.90.4
Ключевые ресурсы
Туристские ресурсы
Курортные ресурсы
Природные
лечебные ресурсы
Трудовые ресурсы
Программно-
аппаратные
средства
Турпстско-
ннформацпонные
центры
Официальные
туристские порталы
Ценностные предложения
Туристский
продукт,
отдельная
туристская
услуга,
туристская
поездка,
щкетарсь
ванная
туристская услуга в составе туристского продукта Новые товары туристского ассортпме-нта
Взаимоотношения с клиентами
Сайт туристской организации Мобильное приложение Технологии цифрового маркетинга Технологии обеспечения кибербезопасносш
Каналы сбыта
Каналы
информационного воздействия на общество и сегменты потенциального и (или) реального потре битель с кого рынка туристского продукта. Пропаганда образа жизни, способствующего потреблению услуг и туристского продукта, методами рекламы, имиджевых акций
Потреб ител ьские сегменты
Туристы,
экскурсанты, гости
средств
размещения,
корпоративные
заказчики,
заказывающие или
использующие
отдельные или
комплексные
услуги
Структура расходов
Расходы на товары и услуги: размещение и проживание; транспортное и экскурсионное обслуживание; информационное обслуживание; питание, медицинское и визовое обслуживание; страхование туристов и т. п.
Потоки поступления доходов
Выручка от реализации путевок, сдачи номеров, оказания туристских услуг
Рисунок 2. Бизнес-модель туристских организаций в цифровой экономике
Все элементы классической бизнес-модели организации трансформированы применением цифровых технологий.
Информационное обеспечение выступает важнейшей составляющей в процессе оценки туристской деятельности. Его нужно формировать, учитывая особенности предоставления туристских услуг. Из этого следует, что туристская деятельность требует формирования качественного информационного обеспечения на основе достоверной и полной информации из различных источников с применением методов интеграции информационных ресурсов.
Выводы. Развитие туризма в цифровой экономике осуществляется за счет формирования цифровой туристской экосистемы и применения цифровых активов, знаний, информации, технологий, которые позволяют бронировать туристские продукты
и средства размещения, позволяют арендовать транспорт, оформлять документы, оказывать дополнительные услуги в сфере туризма и гостеприимства.
К методологи и инструментарию разработки стратегии развития туризма в цифровой экономике можно отнести методы создания организационных знаний, технологии обеспечения доступа к ценным знаниям и влияния знаний на результаты деятельности предприятия, процессы распространения знаний, процессы стимулирования роста знаний, технологии оценки интеллектуальных активов и их влияния на результаты деятельности предприятия.
Список литературы:
1. Распоряжение Правительства РФ «О Стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 г.» от 20 сентября 2019 г. № 2129-р // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72661648/ (дата обращения: 21.06.2022). - Текст: электронный.
2. О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года: Закон Республики Крым: [принят Государственным Советом Республики Крым 28.12.2016 г.]. - URL: http://minek.rk.gov.ru/file/File/minek/2017/strategy/strategy-fullvers.pdf // (дата обращения: 10.01.2023г.) - Текст: электронный.
3. 2022 Annual Research: Key Highlights. Economie Impact Reports. World Travel & Tourism Council: 2022. - URL: https://wttc.org/research/economic-impact (дата обращения: 10.01.2023г.) - Текст: электронный.
4. Статистический бюллетень Росстата к Всемирному дню туризма. - 2022, Росстат, 28 с. - URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/turism_2022.pdf (дата обращения: 10.01.2023г.) - Текст: электронный.
5. Bogomazova, I.V. Using modem technologies for the development of compétitive advantages of regional tourism / I.V. Bogomazova // Espacios. - 2018. - №39(24). - P. 19-25
6. Klimova, T.B. Digital supply chain management in the tourism and hospitality industry: Trends and prospects / T.B. Klimova // International Journal of Supply Chain Management. -2020. - №9(3). - P. 843-849
УДК 676.22
ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕРАБОТКИ МАКУЛАТУРЫ С ОТПЕЧАТКОВ ЦИФРОВЫХ ПЕЧАТНЫХ УСТРОЙСТВ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ БУМАГИ
Пазий Ярослав Дмитриевич,
старший преподаватель Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)
Аннотация. Рассмотрены особенности производства бумаги и негативное воздействие этих процессов на окружающую среду и экологию, вследствии попадания в воздух и воду высокотоксичных химических веществ, таких как толуол, метанол, диоксид хлора, соляная кислота и формальдегид. Обозначены преимущества производства бумаги из переработанной макулатуры в сравнении с созданием новой бумаги, поскольку при этом используется меньше химических веществ и отбеливателей, и как следствие, снижается загрязнение воды на 35%, а загрязнение воздуха уменьшается на 74%. Охарактеризованы некоторые проблемы и сложности удаления сухих и жидких тонеров с отпечатков, полученных в цифровых печатных машин в процессе переработки макулатуры.
Ключевые слова: бумага, производство бумаги, древесная масса, волокнистые полуфабрикаты, макулатура, переработка макулатуры, цифровая печать, жидкие тонеры, сухие тонеры, отпечатанные оттиски.