Научная статья на тему 'Стратегия развития туристической и курортно-рекреационной сферы города Славянска'

Стратегия развития туристической и курортно-рекреационной сферы города Славянска Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
445
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДА / ТУРИСТИЧЕСКАЯ СФЕРА / КУРОРТНО-РЕКРЕАЦИОННАЯ СФЕРА / STRATEGY / STRATEGIC PLANNING / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF TOWN / TOURIST SPHERE / RESORT-RECREATIONAL SPHERE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Конищева Наталья Иосифовна, Воропаев Виктор Николаевич

Разработаны стратегические направления развития туристической и курортно-рекреационной сферы города Славянска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourist and resort-recreational sphere development strategy for town Slavyansk

The paper presents strategic directions of tourist and resort-recreational sphere development worked out of town Slavyansk

Текст научной работы на тему «Стратегия развития туристической и курортно-рекреационной сферы города Славянска»

Н. И. Конищева, В. Н. Воропаев

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ И КУРОРТНОРЕКРЕАЦИОННОЙ СФЕРЫ ГОРОДА СЛАВЯНСКА

Разработаны стратегические направления развития туристической и курортнорекреационной сферы города Славянска.

Ключевые слова: стратегия, стратегическое планирование, социально-экономическое развитие города, туристическая сфера, курортно-рекреационная сфера.

Постановка проблемы. Повышение эффективности туристической и курортнорекреационной сферы Славянска является приоритетным направлением стратегии социально-экономического развития города, нацеленной на рост благосостояния и социальной защищенности членов территориальной громады. Об этом свидетельствует наличие соответст-вующих разделов и мероприятий в программах социальноэкономического развития Славянска и Славянского района [1-2].

В современных условиях модернизации экономики страны качест-венно меняются подходы к методам, организационным процедурам и механизмам разработки долгосрочных программ развития. Это обуслов-ливает актуальность разработки научно обоснованных подходов к формированию стратегий регионального развития в современных условиях. Исследуем эту проблему на примере туристической и курортно-рекреа-ционной сферы Славянска Донецкой области, улучшение которой объявлено приоритетным направлением социально-экономического развития города.

Анализ последних исследований и публикаций. Методологи-ческому и методическому обеспечению стратегического планирования развития городов посвящено множество работ отечественных и зарубежных ученых. В контексте разработки стратегий развития туристически привле-кательных территорий научные труды многих исследователей посвящены научному обоснованию стратегий развития туризма, курортов, рекреации в регионах и городах страны [3-14].

Обобщение теоретических разработок и практического опыта реализации региональных программ позволяет по-новому подойти к формированию стратегии развития туристической и курортно-рекреа-ционной сферы города Славянска.

Целью исследования является определение научных подходов к разработке мероприятий по дальнейшему развитию туристической и курортно-рекреационной сферы в Славянске в контексте общей стратегии социально-экономической трансформации города, а также новых задач государственного и регионального стратегического планирования.

Изложение основного материала с обоснованием результатов исследования. В современных условиях возрастает значение государст-венного и регионального стратегического планирования как механизма усиления роли государства в решении задач социально-экономического развития. Происходит переход от разработки годовых программ социально-экономического развития к подготовке трехлетних программ. В 2010 г. была принята Программа экономических реформ Президента Украины на 2010-2014 годы «Заможне суспільство, конкурентоспроможна економіка, ефек-тивна держава» [15]. На региональном уровне разработана Стратегия экономического и социального развития Донецкой области на период до 2015 г. [16]. До конца 2011 г. будет завершена разработка Программы экономического и социального развития Украины на 2013-2015 гг. Планируется переход на пятилетнее планирование.

Совершенствуется процедура государственного регионального плани-рования. В

соответствии с Указом Президента Украины от 25.05.2001 г. № 341/2001 «О Концепции государственной региональной политики», приказом Министерства экономики Украины от 29.07.2002 г. № 224 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию региональной стратегии развития», Постановлением Кабинета Министров Украины от

21.07.2006 г. № 1001 «Об утверждении Государственной стратегии регионального развития на период до 2015 года» в настоящее время разрабатываются областные и городские стратегии развития. В частности, руководствуясь ст. 42 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», с целью обеспечения разработки Стратегии развития города Славянска до 2017 г. распоряжениями Славянского городского председателя от 28.04.2011 г. № 170-р «О разработке Стратегии развития города Славянска до 2017 года» и от 04.05.2011 г. № 183-р создан Экспертный комитет стратегического планирования.

Значительный природно-ресурсный и лечебно-рекреационный по-тенциал, культурное наследие, научно-образовательный потенциал (Сла-вянск -университетский город) создают предпосылки для качественного повышения эффективности туристической и курортно-рекреационной сферы. Среди туристических активов Славянского района и города Славянска, имеющих национальное и международное значение, Свято-Успенская Святогорская Лавра, памятник архитектуры местного значения «Дом Александрова», благоприятное расположение и близость к таким уникальным туристическим объектам, как городской музей миниатюрной книги (Горловка); ЗАО «Артемовский завод шампанских вин «Artyomovsk Winery»; музей народной архитектуры, быта и детского творчества в селе Прелестное Славянского района; спелеосанаторий «Соляная Симфония» в соляной шахте в г. Соледар Артемовского района, различного рода природно-заповедные территории.

Курортно-туристическая инфраструктура Славянска и Святогорска в настоящее время насчитывает 95 объектов оздоровления и отдыха общей вместимостью 12,8 тыс. мест, в том числе: 5 санаториев («Юбилейный», «Донбасс», «Славянский»,

«Шахтостроитель» и «Святые горы»), 27 детских оздоровительных центров, 36 баз отдыха, 15 гостиниц, 12 турагентств. По функциональному назначению 66,7% номерного фонда - это детские здрав-ницы, 14,4% - учреждения отдыха для взрослых, 14% -санатории, 4,6% - гостиницы (табл. 1).

Таблица 1

Г остинично-санаторная инфраструктура в учреждениях оздоровления и отдыха Славянска и Святогорска, предоставляющих услуги ______________________временного размещения_______________________

Виды объектов Кол-во Количество мест

2009 г. 2010 г.

Детские оздоровительные центры 27 7956 8262

Санатории 5 1732 1732

Базы отдыха 36 2542 1601

Г остиницы 15 584 567

Пансионаты 9 170 170

Всего 95 12984 12332

Согласно анализа данных по форме государственной статистической отчетности 1-ТУР(к), туристическими предприятиями города в 2010 г. предоставлено услуг более чем 900 лицам. Объем предоставленных туристических услуг составил 4,4 млн. грн. Услуги гостиничного бизнеса предоставляют 15 объектов на 567 мест. В 2010 г. доходы гостиничных предприятий составили около 3 млн. грн.

В рамках подготовки туристической инфраструктуры к Евро-2012 гостиницами

города, вошедшими в целевую государственную программу в качестве объектов размещения семьи УЕФА, проведены мероприятия по модернизации гостиниц на сумму 307,4 тыс. грн.

В оздоровительном сезоне 2009 г. из 68 учреждений оздоровления и отдыха на территории Славянска и Святогорска функционировало 55 или 81%. 13 объектов, в том числе 4 детских лагеря, находились на реконструкции или приостановили свою деятельность по причине отсутствия финансирования. Большинство основных фондов санаторно-курортной сферы эксплуатируется лишь в летний период. Из числа функционирующих объектов только 18 учреждений оздоровления и отдыха вместимостью 3,5 тыс. мест или 33% общего количества используется круглогодично [17].

Поэтому потенциал рекреационных ресурсов используется не на полную мощность. Среднегодовая загруженность санаториев Славянска в 2009 г. составляла 72%. По Украине данный показатель был на уровне 41%. Мировая практика свидетельствует, что этот показатель должен быть выше 68%. В 2010 г. среднегодовая загруженность санаториев курорта составляла 93%, санатория «Шахтостроитель» -60%.

В санаторно-курортной сфере города в 2008 г. было занято 1269 человек, в 2009 г.

- 991, в 2010 г. - 1391. Среднемесячная заработная плата в этой сфере, соответственно, составляла 1458, 1543 и 1692,5 грн., а на конец 2010 г. - 1780 грн., что на 18% больше уровня 2009 г.

Объем предоставленных курортно-реабилитационных услуг в 2009 г. составил 95,3 млн. грн. В санаториях оздоровлено 14,1 тыс. человек, в детских здравницах - 17,9 тыс. человек. По данным мониторинга в 2010 г. в санаториях Славянска оздоровилось 14150 человек, что на 0,5% больше, чем в 2009 г. Всего за 2004-2010 гг. численность отдыхающих в городе увеличилась с 15,2 до 19,3 тыс. человек или на 26,8%.

Рентабельность здравниц в 2009 г. составляла 3,9%, в 2010 г. - 4%. Санаторнокурортными учреждениями региона в 2009 г. в бюджеты всех уровней перечислено 10,9 млн. грн., в 2010 г. - 11,8 млн. грн., в том числе в местный бюджет, соответственно, 1614,4 и 2274,5 тыс. грн.

На протяжении 2009 г. санаторно-курортные учреждения основную часть прибыли вкладывали в собственное развитие с тем, чтобы в дальнейшем получать положительный экономический эффект. Капитало-вложения в развитие инфраструктуры санаториев в 2010 г. составили 17,6 млн. грн., что на 30% и на 69% превысили показатели 2008 г. и 2007 г. В 2011 г. капитальные инвестиции на проведение реконструкции санаторно-курортных заведений, рекламу и благоустройство рекреационных зон курортов предусматривается увеличить на 40%.

В 2010 г. завершена реализация Программы сохранения историко-культурного наследия и создания общегосударственного круглогодичного курортно-рекреационного и туристического центра «Святогорье» на 2004-2010 годы. Она вошла отдельным разделом в Комплексную программу развития туризма и курортно-рекреационной отрасли в Донецкой области на 2005-2010 годы. В ходе реализации мероприятий Программы освоено 20 млн. грн., что способствует существенному повышению туристско-рекреационного имиджа Донецкой области в целом [18; 19, с. 17-18].

Из общей суммы финансирования Программы затраты госу-дарственного бюджета составили 33 тыс. грн. (0,2%), средства областного бюджета - 18,9 тыс. грн. (0,1%), местного бюджета - 252,9 тыс. грн. (1,3%), другие источники, не запрещенные законодательством, - 19,7 млн. грн. (98,4%) [17]. Снижение объема финансирования Программы на 9,9 млн. грн., или 33% обусловлено тем, что из государственного бюджета профинансировано только 33 тыс. грн. при плане 2,3 млн. грн., то есть 1,4%. Кроме этого на 78% уменьшены инвестиции в развитие предприятий гостиничного хозяйства из-за

отсутствия банковских кредитов.

Основная часть реализованных мероприятий программы была наце-лена на повышение комфортабельности здравниц, их модернизацию, расширение сети реабилитационных отделений, усовершенствование лечебно-диагностической базы, повышение уровня лечения и качества обслуживания. С целью модернизации здравниц, повышения уровня комфортабельности в корпусах и сооружениях санаториев проведены реконструкции и ремонты на сумму более 4 млн. грн. Для совершенствования лечебно-диагностической базы, повышения уровня лечения и качества обслуживания потребителей в 2010 г. в основные фонды вложено инвестиций на сумму 1,5 млн. грн.

С целью расширения доступности санаторно-курортного лечения для граждан Украины осуществляются мероприятия по снижению себес-тоимости услуг, в частности, реализуется программа энергосбережения. В 2009 г. завершена реконструкция систем энергообеспечения, на что израсходовано 4,8 млн. грн. Это обеспечило переход санаториев «Славянский» и «Юбилейный» на автономное отопление.

Для сохранения уникальных природных лечебных ресурсов Славянской гидрогеологической станцией разработан мониторинг режима эксплуатации минеральных вод и лечебных грязей, а также прилегающих к месторождениям территорий, на что потрачено 220 тыс. грн. Затраты на мероприятия по благоустройству рекреационных зон курорта в местах массового отдыха составили в

2010 г. около 700 тыс. грн., что в 2,5 раза превысило уровень предыдущего года.

Несмотря на то, что в Славянском районе имеется значительный потенциал для развития сельского зеленого туризма, проекты по развитию сферы зеленого туризма внедряются недостаточно активно. На заседании коллегии Славянской райгосадминистрации 16.06.2010 г. был рассмотрен вопрос о ходе выполнения «Программы развития туризма и курортно-рекреационной отрасли Славянского района на 2005-2010 годы». Собраны материалы для выпуска рекламного буклета «Красоты Славянщины».

Постоянно оказывается методическая помощь для сельских и поселковых советов и хозяев агроферм. Продолжается определение зон развития народных ремесел и промыслов для дальнейшего введения их в систему туристско-экскурсионных маршрутов [2].

Ежегодно 10 июля в поселке Райгородок проходит праздник Ивана Купала. Творческим коллективом Райгородецкого дома культуры прово-дится аутентичный обряд. В массовых мероприятиях принимают участие представители туристических организаций и туристы из города Донецка. Донецким областным отделением Общества содействия развитию сель-ского зеленого туризма организовываются семинары «Зеленый туризм», на которых рассматриваются вопросы популяризации отдыха на селе, содействия развитию сельской инфраструктуры и самозанятости сельского населения, сохранения культурного наследия и окружающей среды.

Количество посещений региона ежегодно возрастает в среднем на 20%. Однако система информирования туристов, рекламирования и турис-тического обслуживания продолжают оставаться на низком уровне. Создавая положительный имидж города-курорта, на выставочную и рекламно-информационную деятельность в 2009 г. было потрачено 167,9 тыс. грн., в 2010 г. - 135,4 тыс. грн. [1; 2; 20, с. 20].

В 2011 г. на издание информационно-рекламной продукции для создания позитивного имиджа курортов, популяризации туристических и культурных объектов запланированы инвестиции заинтересованных предприятий в размере 248 тыс. грн. Кроме того, на создание и обес-печение деятельности туристического

информационного центра выделено 100 тыс. грн. из городского бюджета.

Создание туристической инфраструктуры (лагерей, недорогих гостиниц, пансионатов) и индустрии развлечений может увеличить поток украинских и иностранных туристов. Это благоприятно скажется на развитии экономики города и повышении доходов населения.

С целью создания благоприятных условий для изучения и сохранения культурного наследия края, его истории, традиций и обычаев принято реше-ние Славянского городского совета от 08.07.2011 г. № 6-XI-6 «О создании коммунального заведения «Славянский краеведческий музей».

Важным стратегическим решением стало объявление природных территорий города Славянска Донецкой области курортом государст-венного значения. 19 апреля 2011 г. Президент Украины подписал Закон Украины № 3245-VI «Об объявлении природных территорий города Славянска Донецкой области курортом государственного значения», кото-рым утверждены границы округа и зон санитарной охраны курорта «Сла-вянск». Все документы разработаны в соответствии с Законами Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О туризме» от 18.11.2003 г. № 1282-IV, «О курортах» от 05.10.2000 г. № 2026-III (с изменениями, внесенными согласно Закону Украины от

19.01.2006 г. № 3370-IV), Указом Президента Украины «О мероприятиях по развитию туризма и курортов в Украине» от 21.02.2007 г. № 136/2007 и другими [21-23].

Правовое регулирование определено Основами законодательства Украины об охране здоровья, Земельным кодексом Украины, Кодексом Украины о недрах и Законами Украины «Об охране окружающей при-родной среды», «Об экологической экспертизе», «Об обеспечении сани-тарного и эпидемического благополучия населения». Осуществлены госу-дарственная экологическая и санитарно-гигиеническая экспертизы.

Утверждение границ округа и зон санитарной охраны курорта должно способствовать упорядочению хозяйственной деятельности на курортной территории, сохранению и охране курортной территории, развитию курортной инфраструктуры региона, рациональному использо-ванию природных территорий, рекреационных и природных лечебных ресурсов, повышению инвестиционной привлекательности на националь-ном и европейском уровнях, последовательному развитию региона и повышению его имиджа, осуществлению эффективной государственной и региональной политики в курортной сфере.

Вместе с тем существует ряд проблем, решение которых является стратегическим для модернизации хозяйственной деятельности на турис-тически привлекательных территориях: отсутствие целостной системы госу-дарственного и регионального

управления; недостаточный объем инвес-тиций; отсутствие современной инфраструктуры курортов и туристического бизнеса; несоответствие большинства туристических услуг международным стандартам; недостаточная сохранность и качество содержания природно-заповедного фонда; неэффективное и нерациональное использование рекреационных ресурсов.

Поскольку развитие сферы туризма и курортной сферы является приоритетным направлением социально-экономического развития Сла-вянска, в ближайшей перспективе предстоит разработка и реализация комплекса мероприятий [24, с. 57-58], важнейшими из которых являются:

- разработка и реализация программы развития туризма и курортов городов Славянск и Святогорск на 2011-2015 гг.;

- увеличение удельного веса ожидаемых доходов от развития сферы туризма и курортов в местном бюджете;

- развитие туристической инфраструктуры для проведения Евро-2012;

- создание конкурентоспособных туристических продуктов с целью обеспечения максимального удовлетворения потребностей разных групп населения; формирование сети экскурсионных природно-познавательных и туристических маршрутов;

- поддержка молодежного туристического движения; создание детско-юношеского центра туризма и краеведения;

- благоустройство курортных территорий и повышение эффектив-ности управления туристической инфраструктурой; развитие материально-технической базы для размещения и обслуживания туристов;

- создание материально-технической базы аварийной службы спасения, предназначенной для обеспечения безопасности туристов; приобретение автотранспорта для санаторно-эпидемиологической службы; создание и модернизация городских пляжей;

- повышение эффективности использования рекреационных ресурсов;

- проведение различного рода рекламно-маркетинговых мероприятий, выставок, конкурсов и фестивалей; формирование городского туристско-информационного центра;

- развитие Славянского краеведческого музея; создание Центра истории керамики и поддержки художественных народных промыслов.

Затраты на выполнение этих мероприятий в 2011 г. составят 11729,5 тыс. грн., в том числе 98 тыс. грн. из областного бюджета, 110 - из бюджетов городов и районов, 10,5 млн. грн. - за счет средств предприятий, 1,02 млн. грн. - за счет других источников [1].

Выводы. Таким образом, научной новизной результатов исследования является определение стратегических направлений развития туристической и курортнорекреационной сферы города Славянска.

Реализация вышеназванных мероприятий будет способствовать повышению эффективности использования имеющихся туристических и рекреационных ресурсов, улучшению качества и росту объема турис-тических услуг, созданию новых рабочих мест в сфере услуг, увеличению поступлений в областной и местный бюджеты.

Список использованной литературы

1. Програма економічного та соціального розвитку м. Слов’янська на 2011 р. -Слов’янськ: Слов’янська міська рада, 2011. - 47 с.

2. Програма економічного і соціального розвитку Слов’янського району на 2011 рік [електронний ресурс]. - Режим доступу: http://www.slavrda.com. ua/ Program.html. -Назва з екрану.

3. Ґудзь П.В. Економічні проблеми розвитку курортно-рекреаційних територій: монографія / П.В. Ґудзь; наук. ред. В.Н. Амітан.. - Донецьк: Юго-Восток, Лтд, 2001. -270 с.

4. Коніщева Н.И. Шляхи розвитку природно-заповідних територій Донецької області в контексті концепції сталого розвитку / Н.И. Коніщева // Регіональна економіка. - 2004. - № 4. - С. 127-139.

5. Коніщева Н.И. Удосконалення системи державного регулювання та управління розвитком туризму в Донецькій області / Н.И. Коніщева // Вісник ДІТБ. - 2006. -№ 10. - С. 30-37.

6. Коніщева Н.И. Механізми державного регулювання сфери туризму: сутність і шляхи удосконалення / Н.И. Коніщева, А.М. Близнюк, Л.І. Давиденко // Вісник ДІТБ. - 2007. - № 11. - С. 76-84.

7. Ґудзь П.В. Креативна складова стратегічного планування розвитку міста: моногр. /

П.В. Ґудзь, О.П. Бурлаченко // Город, регион, государство: проблемы

распределения полномочий: сб. науч. трудов / отв. ред. В.К. Мамутов. - Донецк: Юго-Восток, Лтд, 2007. - С. 428-435.

8. Бережна О.О. Стратегічні напрямки розвитку рекреаційно-оздоровчих комплексів середніх міст України / О.О. Бережна // Економічні інновації. - 2009.

- № 37. - С. 54-63.

9. Коніщева Н.И. Напрями формування дієвих механізмів державного контролю за суб’єктами туристичної діяльності / Н.И. Коніщева // Вісник соціально-економічних досліджень: зб. наук. праць Одеського державного економічного університету. - Одеса: Одеський держ. економічний ун-т, 2009. - Вип. 35. - С. 212-217.

10. Коніщева Н.И. Підвищення дієвості механізмів здійснення державного контролю за діяльністю суб’єктів підприємництва в сфері туризму / Н.И. Коніщева // Вісник ДІТБ. - 2009. - № 13. - С. 64-75.

11. Снеговая Е.Ю. Оценка возможностей и прогноз развития рекреационной сферы г. Донецка до 2020 г. / Е.Ю. Снеговая // Социально-экономические аспекты промышленной политики: сб. науч. трудов / отв. ред. А.И. Амоша. - Донецк: Ин-т экономики промышленности НАН Украины, 2007. - С. 206-223.

12. Коніщева Н.И. Забезпечення розвитку туризму в Донецькій області професійними кадрами / Н.И. Коніщева // Экономика и право. - 2010. - № 2. - С. 22-33.

13. Стимулювання регіонального розвитку Закарпатської області: моногр. / за ред. Л.Т. Шевчук. - Львів: Ін-т регіональних досліджень НАН України, 2008. - 187 с.

14. Харічков С.К. Стратегічні орієнтири рекреаційно-туристичної сфери в Українському Причорномор’ї / С.К. Харічков, О.А. Воробйова, І.М. Дишловий // Регіональна економіка. - 2009. - № 2. - С. 23-30.

15. Заможне суспільство, конкурентоспроможна економіка, ефективна держава: Програма економічних реформ на 2010-2014 роки. - К.: Комітет з економічних реформ при Президентові України, 2010. - 87 с.

16. Стратегія економічного і соціального розвитку Донецької області на період до 2015 року: затверджено рішенням Донецької обласної ради від 23.03.2007 р. № 5/8-158. -Донецьк: Донецька облдержадміністрація, Донецька обласна рада, 2007. - 71 с.

17. Информация о состоянии реализации Программы сохранения историко-

культурного наследия и создания общегосударственного круглогодичного курортно-рекреационного и туристического центра «Святогорье» на 2004-2010 годы [электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.slavrada.gov.ua/?view=tourism.program. - Название с экрана.

18. Комплексная программа развития туризма и курортно-рекреационной отрасли в Донецкой области на 2005-2010 годы [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sovet.donbass.com/./documents/pr_583_1. doc. - Название с экрана.

19. Близнюк А.М. Пути повышения туристско-рекреационного имиджа Донецкой области / А.М. Близнюк, Н.И. Конищева // Вісник ДІТБ. - 2004. - № 8. - С. 8-19.

20. Основные показатели экономического и социального развития за 2010 г. -Славянск: Отдел экономики Славянского городского совета, 2010. - 28 с.

21. Про курорти: Закон України від 05.10.2000 р. № 2026-III // Відомості Верховної Ради України. - 2000. - № 50. - Ст. 435. - С. 1026-1037.

22. Про внесення змін до Закону України «Про туризм»: Закон України від 18.11.2003 р. № 1282-IV // Офіційний вісник України. - 2003. - № 50. -Ст. 2600. - С. 34-55.

23. Про оголошення природних територій міста Слов’янська Донецької області курортом державного значення: Закон України від 19.04.2011 р. № 3245-VI // Офіційний вісник України. - 2011. - № 37. - Ст. 1499. - С. 19-22.

24. Конищева Н.И. Развитие туристической и курортно-рекреационной сферы города Славянска / Н.И. Конищева, В.Н. Воропаев // Сучасні технології управління туристичним та готельно-ресторанним бізнесом: III Всеукр. наук.-практ. конф. студентів, аспірантів та молодих вчених, Маріуполь, 23 вересня

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2011 р. / За заг. ред. к.е.н., доц. В.М. Мацуки. - Маріуполь: Маріупольський держ. ун-т, 2011. - С. 56-58.

Статя надійшла до редакції 10.10.2011.

N.I. Konishcheva, V. N. Voropaev TOURIST AND RESORT-RECREATIONAL SPHERE DEVELOPMENT STRATEGY FOR TOWN SLAVYANSK

The paper presents strategic directions of tourist and resort-recreational sphere development worked out of town Slavyansk.

Keywords: strategy, strategic planning, social and economic development of town, tourist sphere, resort-recreational sphere.

УДК 338.48(477)

С. В. Мельниченко, О. Г. Авдан

ПЕРЕДУМОВИ І СУЧАСНІ ТЕНДЕНЦІЇ ФУНКЦІОНУВАННЯ ПІДПРИЄМСТВ ТУРИСТИЧНОЇ ІНДУСТРІЇ НА УКРАЇНСЬКОМУ РИНКУ

ТУРИСТИЧНИХ ПОСЛУГ

Статтю присвячено розгляду актуальної проблеми функціонування підприємств туристичної індустрії на вітчизняному ринку туристичних послуг в сучасних умовах. Вивчення туристичного ринку і прогноз його розвитку передбачає систематичне, комплексне вивчення стану і тенденцій зміни туристських ринків; аналіз ситуації, ємкості, динаміки, структури, конкурентів; оцінку положення турагентств та туроператорів на ринку, а також визначення кратко- і довгострокових тенденцій розвитку як окремих сегментів туристського ринку, так і в цілому.

Ключові слова: туризм, туристичний ринок, туроператори, турагенти, туристична послуга, туристична мережа, конкурентоспроможність підприємств туристичної індустрії.

Постановка проблеми. Аналіз сучасних тенденцій розвитку туризму в Україні свідчить про те, що туристична індустрія є однією з найбільш розвинутих галузей України. За даними Всесвітньої ради з подорожей і туризму (World Travel &Tourism Council) загальний вклад туристичної галузі в економіку України в 2010 році склав 80,8 млрд. гривень, що забезпечує їй третій результат в Центральній і Східній Європі.

Становлення ринку туристських послуг, необхідність розвитку готельно-туристського комплексу, комерціалізація туристської діяльності призводять до необхідності впровадження принципів маркетингу в діяльність підприємств туристичної індустрії. Логіка розвитку ринкових стосунків в індустрії туризму наводить до постановки і вирішення таких завдань, як вивчення і сегментація

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.