Научная статья на тему 'Стратегия развития старшей школы на основе интеграции педагогического и экономического знания'

Стратегия развития старшей школы на основе интеграции педагогического и экономического знания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШАЯ ШКОЛА / КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФИЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рягин Сергей Николаевич

В статье рассматриваются проблемы интеграции педагогического и экономического знания в отношении старшей школы общего образования. Обновление профильного образования в старшей школы предлагается осуществлять в рамках компететностно-ориентированного подхода. Инновационность старшей школы будет заключаться в особом её результате профильной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рягин Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития старшей школы на основе интеграции педагогического и экономического знания»

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ ...

Библиографический список

1. Знаков, В. В. Самопонимание субъекта как когнитивная и экзистенциальная проблема [Текст] / В. В. Знаков // Психологический журнал, - 2005. — № 1. — С. 18-28.

2. Иванов, Д. А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий [Текст]: учебно-методическое пособие / Д. А. Иванов, К. Г, Митрофанов, О. В. Соколова. - М., 2003. - 234 с.

3. Кайгородов, Б. В. Психологические основы развития самопонимания в юношеском возрасте [Текст]: монография / Б. В. Кайгородов. - Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед, ун-та, 1999. — 160 с.

4. Компетентностный подход в педагогическом образовании [Текст]: коллективная монография/Под ред. проф. В, А. Козырева, проф. Н. Ф. Родионовой и проф. А. П. Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. - 392 с.

5. Протасова, Н, И, Динамика профессионального самопонимания студентов-педагогов / Н. И. Протасова, Б. В. Кайгородов // Мир психологии. - 2001. - №3. -С. 259-270.

УДК 371.0

С. Н. Рягин

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Важнейшими факторами, обуславливающими эффективное развитие экономики государства, являются переменные: физический и природный капитал, человеческий капитал, финансовые ресурсы, технический прогресс и эффективность организации экономики. По мнению многих зарубежных и отечественных ученых (Г. Беккер, В. Петти, Т. Шульц, Я. П. Янжула,

A. И. Чупров, К. Я. Воробьев, А. Е. Лосицкий, С. Г. Струмилин,

B. И. Марценкевич, С. Л. Костанян и др.), система образования, с экономической точки зрения, призвана формировать и развивать человеческий капитал. Под человеческим капиталом понимают - запас, структуру и характер знаний, интеллектуальный потенциал (одыт и возможности использования знаний в решении проблем), навыки деятельности, мотивации, образование, жизненный и трудовой опыт, здоровье, географическую мобильность, возможность поиска и получения информации [9]. На основе разработанной системы измерения результативности образования по экономическим критериям и показателям доказано, что прирост человеческого капитала определяется затратами (инвестициями) на образование. Российские спе-

С. Н. Рягин

циалисты считают, что 1 год образования даёт такой же экономический эффект, как 2,6 года производительного труда; повышение уровня образования и квалификации работников ведёт к росту производительности труда, обеспечивающему увеличение национального дохода на 27-30%, а каждый рубль, вложенный в образование, приносит около 3 рублей дополнительного дохода [1].

Вместе с тем, проблемной областью является определение критических образовательных периодов, требующих срочных инвестиций в образование, а также инновационных условий, с одной стороны препятствующих воспроизводству традиционного образования, с другой обеспечивающих эффективное формирование и развитие человеческого капитала институционально. Очевидно, что решение этих проблем возможно на основе междисциплинарного подхода, предполагающего обязательную интеграцию педагогического знания с экономическим.

В предлагаемой статье рассмотрим один из критических периодов общего образования — старшую школу, вынесем для обсуждения одну из возможных стратегий ее инновационного развития.

Прежде всего, приведем некоторые педагогические и экономические аргументы критичности периода старшей школы.

С педагогической точки зрения у старшей школы есть своя собственная миссия, особенности которой состоят в том, что она одновременно является окончательной и подготовительной, обязательной и послеобязательной, единообразной и многообразной. Из-за этой двойственности и комплексности определить содержание образования и обеспечить его реализацию становится весьма трудной задачей. Старшая школа играет роль моста между основным и профессиональным образованием (а для некоторых - рынком труда), поэтому динамика ее развития имеет решающее значение в определении будущего образования, трудовой деятельности и личной жизни. Содержание и организация образования в старшей школе может стать препятствием, снижающим мотивацию на дальнейшее образование и саморазвитие, или, наоборот, стимулом профессионального и личностного развития.

С экономической точки зрения наибольший эффект в общем среднем образовании обеспечивается старшей школой. Еще С. Л. Костанян подсчитал, что на каждый процент прироста среднего уровня образования работников в период 1970-1979 гг. приходилось примерно 1,73% прироста национального дохода, на 1 рубль расходов на образование отдача составляла в" 1979 г. 5,2 руб. Кроме того, обучение в старших классах обеспечивает 81,4% прироста квалификации [2].

Какие размеры инвестиций необходимы для развития старшей школы как критического периода? Сегодня это дискуссионный вопрос в рамках обсуждения «Модели образования - 2020 для экономики, основанной на знаниях». К 2012 г. на каждого старшеклассника в среднем за счет бюджетных средств планируется не менее 2 часов в неделю, а к 2020 г. - не менее 6 часов [3].

~ . СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ ...

Очевидно, что инвестиции будут иметь социально-экономический эффект, если будут направлены не на воспроизводство традиционного образования в старшей школе, а обеспечат в ней инновационное образование. К 2010 г. предполагается завершение организационного перехода к ключевой инновации—профильному обучению в старшей школе [4], суть которого заключается в индивидуализации образовательных маршрутов старшеклассников. На наш взгляд, организационные механизмы бесспорно важны, но не решают проблемы обновления качества обучения в старшей школе по сути. Социально-экономические эффекты от старшей школы можно получить, если определить инновационность в ее целях и, следовательно, в результатах.

Автором осуществлен анализ многообразия теоретических взглядов на профильное обучение (А. В. Баранников, В. А. Болотов, М. П. Гурьянова, А. Г. Каспржак, Н. А. Криволапова, А. А. Кузнецов, И. И. Колисниченко, С. С, Кравцов, К. Г. Митрофанов, Н. В. Немова, Т. Г. Новикова, А. А. Пинский, С. А. Писарева, Т. И. Пуденко, А. П. Тряпицина, И. Д. Чечель, С. Ф. Хлебунова и др.). Выявлены четыре основные стратегии профильного обучения в РФ: когнитивно-информационнаяличностно-ориентирован-ная, компетентностно-ориентированная, аксиологическая. Под стратегией понимаем способ реализации профильного обучения на практике в долгосрочной перспективе.

Когнитивно-ориентированная стратегия характеризуется следующими параметрами:

- Цель: углубление и расширение знаний по профильным курсам, которые лягут в основу будущего профессионального образования и профессии.

- Содержательно-деятельностный аспект предполагает следующие предметы: базовые, профильные, элективные. Индивидуальный образовательный маршрут предусматривает комбинацию базовых, профильных и элективных курсов. Сочетание профильных и элективных курсов обеспечит углубленное изучение предмета. Элективные курсы носят предметно-ориентированный характер. Принципом конструирования содержания является научный подход.

- Операционально-технологический аспект представлен когнитивно-ориентированными технологиями обучения: технологией полного усвоения, технологией уровневой дифференциации, технологией концентрированного обучения, технологией модульного обучения и др.

- Оценочно-рефлексивный аспект. Основным результатом профильного обучения будут профильные знания о природе, обществе, технике; способы профильного мышления и способы деятельности; опыт творческой, поисковой деятельности по профильным курсам; опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности профильных курсов. Результаты могут фиксироваться в дневниках учебных достижений, позволяющих выявить прежде всего содержательные приращения по профильному курсу.

С. Я Рягин

Приведенная стратегия основана на исследованиях в области углубленного обучения (Ю. К. Бабанский, Ю. М. Колягин, В. Н. Максимова, Н. М. Шахмаев и др.).

Личностно-ориентированная стратегия предполагает иные характеристики:

- Цель: развитие определенных качеств личности, которые необходимы успешности в будущем профессиональном образовании и профессии.

- Содержательно-деятельностный аспект предполагает также деление предметов на базовые, профильные и элективные. В этом случае элективные курсы имеют личностную направленность, т. е. направлены на познание себя, развитие рефлексивной способности овладения способами саморегуляции, самосовершенствования, нравственного и жизненного самоопределения, формирование личностной позиции. Принципом конструирования содержания является гуманитаризация образования.

- Операционально-технологический аспект акцентирует внимание на развитии личностных функций старшеклассников. К личностно-ориентированным технологиям относят прежде всего технологию дифференцированного обучения, технологию проектного обучения и др.

- Оценочно-рефлексивный аспект предполагает такую форму аутентичного оценивания, какпортфолио, позволяющую выявить личностные новообразования, приращения.

Эта стратегия в своей основе базируется на исследованиях в области психолого-педагогического сопровождения обучающихся (А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, В. В. Давыдов, И. В. Дубровина, Л. В. Выготский, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, А, В. Мудрик, Д. Б. Эльконин и др. ).

Ценностно-ориентированая стратегия предполагает:

- Цель: актуализация ценностей учения и ценностей профильного обучения, в конечном счете профессионального выбора и использования предоставляющихся возможностей для их присвоения школьниками.

- Содержательно-деятельностный аспект предполагает наличие аксиологических элективных курсов. Аксиологические элективные курсы имеют целью ввести учащихся в мир ценностей профессиональной деятельности, помочь в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентации. Принципом конструирования содержания является антропологический подход (от греч. аШЬгороз - человек) - философский принцип, согласно которому человек представляет собой высшую ценность, «меру всех вещей», познание которого должно стать предметом всех наук. Только так можно сформировать у учащихся целостный образ человека в единстве его природной, социальной и культурной сущностей (Е. В. Бондаревская),

- Операционально-технологический аспект акцентуирует внимание на развитии личностно-смысловой сферы старшеклассников. К технологиям способствующим развитию ценностно-смысловой сферы можно отнести

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.