УДК 316.324.8; 316.332; 316.334.3
Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2013. Вып. 3
И. В. Ковалев
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ: НАДНАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ
В настоящее время единая система непрерывного образования в Европейском союзе рассматривается как фактор формирования общества, основанного на знаниях, и долгосрочный инструмент преодоления последствий изменения образа жизни, производственной деятельности и принципов функционирования самих образовательных институтов. Качественные изменения «эпохи знаний», признаваемые сегодня в научной, экспертной среде, а также в сфере публичной политики, ставят задачи по регулированию образовательной системы и нахождению оптимальных механизмов приспособления к этим изменениям. Содержательной реакцией на многие региональные и глобальные тенденции, с которыми столкнулась Европа в XXI в., должна стать эффективно действующая модель «обучения в течение всей жизни» (longlife learning), впервые воплощаемая на таком уровне и в таких масштабах. Инициативы Европейского союза в этой связи вызывают исследовательский интерес и формируют условия для использования прогрессивного опыта в реформировании отечественной системы образования в русле последовательной институционализа-ции непрерывного образования [1, с. 22-30].
Для определения организации обучения необходимо ввести в изложение следующее уточнение. Непрерывное образование предполагает обучение на всех стадиях жизнедеятельности человека: удовлетворение личных и общественных потребностей требует постоянного обновления и приращения знания во всех областях социальной практики. Расширенное понимание концепта, таким образом, позволяет преодолеть понимание роли непрерывного образования исключительно в рамках успешно функционирующей системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров или совокупности учреждений образования для взрослых. Исходя из сказанного, реализация соответствующих задач выходит за пределы традиционных институтов и предполагает активное включение в процессы обучения населения внеобразовательных учреждений [2].
Основной целью данной статьи является исследование ориентированных на конструкцию единого образовательного пространства в ЕС наднациональных инициатив, в первую очередь программ и проектов, служащих инструментом практического регулирования образовательных систем. Здесь уместно отметить, что конструкция единого образовательного пространства в ЕС не предполагает демонтажа национальных структур. Акценты в конкретных действиях ставятся на объединении ресурсов и дальнейшем нивелировании границ и внутриевропейского транснационального движения субъектов и ресурсов образования, расширении спектра возможностей для их мобильности.
Ковалев Иван Васильевич — ассистент, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: koval.spb@gmail.com
© И. В. Ковалев, 2013
Вектор формирования единого пространства непрерывного образования в Европе как элемент интеграционного процесса заложен в «Меморандуме непрерывного обучения» (A Memorandum on Lifelong Learning), принятого по итогам саммита Европейского совета, прошедшего в Лиссабоне в 2000 г. [3]. В документе констатируется необходимость конструирования целостной системы образования, где непрерывность выступает руководящим принципом для политики в области образования.
Логика обоснования строится на двух взаимосвязанных аргументах:
• Европейское сообщество стремительно развивается в направлении построения «экономики, основанной на знаниях», и признание данного факта легло в основу императивов создания единого пространства «непрерывного образования для всех». В этом смысле гибкое и равнодоступное образование расценивается как элемент конкурентоспособности экономической системы, достигаемой за счет повышения адаптивности рабочей силы и создания условий для профессионально-квалификационной мобильности. Эпоха динамично обновляющейся информационной базы ставит качественно новые задачи перед системой образования с ее особой, функциональной природой. В этих условиях динамизм ситуации предполагает выработку новых инструментов институциональной релевантности, которую призвана обеспечить система непрерывного образования.
• Второй аргумент встроен в социально-политический контекст и обосновывает новые принципы политики в области образования с точки зрения острой для объединенной Европы проблемы этнического, языкового разнообразия. Осознаваемая как определенный вызов мультикультурной реальности, Европа перед образованием ставит задачи воспитания личности, обладающей способностью к функционированию и адекватному существованию в особых исторических условиях. Как и другие сферы, образование в таком контексте рассматривается как драйвер интеграции, объединяющий принцип «сборки» относительно разрозненных частей союзного пространства. Актуальность построения системы непрерывного образования обусловлена также и необходимостью формирования навыков общежития в среде с высокой долей эмигрантов-неевропейцев.
Важнейшим аспектом Меморандума стало признание того факта, что образование перестает быть монопольной прерогативой соответствующих учреждений. Закрепляемое принципом «обучения шириною в жизнь» (longwide learning) новое понимание обучения предстает в единстве трех его форм: формального (formal learning), реализующегося в институционализированной форме, предполагающей выдачу документа по результатам освоения какой-либо программы; неформального (non-formal learning), представляющего собой обучение на базе молодежных, профсоюзных, партийных, религиозных и прочих общественных организаций. Такое обучение, как правило, не предполагает выдачи документальных свидетельств по итогам прохождения подготовки и призвано обеспечить воспроизводство социально-бытовой компетентности личности. Наиболее важной, но, при этом, сложно измеримой и уязвимой для критики формой является информальное обучение (informal learning), к проявлениям которой относят различные варианты самообразования, осуществляемого человеком с помощью самого широкого спектра технологий. По
сути, информальное обучение — это индивидуальная когнитивная деятельность, неразрывно связанная с внетрудовой повседневностью субъекта. Чтение книг, журналов, просмотр телепередач, познавательный веб-серфинг и, в определенных случаях, получение знаний от авторитетного человека — эти и многие другие практики личного свободного времени, реализующиеся вне институциональных форм, лежат в основе информального обучения. Критикуемый аспект такой формы — сложная измеримость эффекта и, по сему, ставящаяся под сомнение способность к моделированию соответствующих организационно-технологических решений. При этом ранее информальное обучение в стратегиях национальных образовательных политик рассматривалось факультативно или вовсе игнорировалось как малозначимое.
Новый принцип европейского образования, сформулированный как непрерывный континуум «от колыбели до могилы» [3, c. 12], призван переосмыслить ориентации и приоритеты национальных и наднациональных образовательных стратегий, сохраняющих плюсы институционализированных (формальных и неформальных) форм и придающих большую значимость индивидуальному (информальному) обучению. Однако главной задачей, переводящей идею «единства форм непрерывного образования» в реально воплощенную и работающую «фабрику непрерывного образования», становится переориентация стратегий основополагающих элементов — в первую очередь школы и университета. Безусловно, построение системы непрерывного образования не предполагает уничтожения прежних образовательных институтов, а скорее требует от них новых педагогических форм взаимодействия с учащимся. Переформатирование стратегий средней школы (в различных вариациях национальных моделей) должно строиться на «формировании привычки учиться», воспитании целевых установок на постоянное обновление собственных знаний, не только и не столько под давлением внешних воздействий (рыночной конъюнктуры), но и как результат собственного стремления к перманентному воспроизводству личного культурного капитала, и, таким образом, выработки соответствия стандартам эпохи посредством адаптации к технологическим и социокультурным изменениям.
Конкретизация мер по формированию в Европейском союзе единого пространства непрерывного образования была осуществлена в рамках доклада Европейской комиссии «Воплощение в жизнь Европейской зоны непрерывного обучения» (Making a European Area of Lifelong Learning a Reality) в 2001 г. [4]. Учитывая разницу в уровнях экономического развития стран-участниц соглашения, а также вариативность образовательных систем, комиссия признала необходимым постепенное построение единого образовательного пространства, объединяющего и трансформирующего (но не ликвидирующего) локальные структуры и программы подготовки. Системообразующий принцип непрерывности, в сочетании с равнодоступностью образования для любого человека, ставит таким образом принципиально новые задачи перед регуляторами образовательной политики и самими учебными заведениями.
Необходимость модернизации европейских образовательных систем получила отображение в Болонском процессе. В резолюциях семинара «Признание документов и системы кредитов в контексте непрерывного обучения», прошедшего в Праге в 2003 г., обозначаются приоритеты изменений в деятельности высших учебных заведений, общественных организаций и международных структур, регулирующих
образовательные процессы в Европе [5]. Так, из наиболее значимых требований к высшим учебным заведениям обозначены:
• Пересмотр принципов деятельности, подходов к обучению на протяжении всей жизни, необходимость стать ближе к обучающимся и более активно взаимодействовать с местными сообществами, фирмами, а также развивать тесные партнерские отношения с другими образовательными учреждениями;
• Приспособление содержания подготовки с учетом интеграции формального, неформального и информального обучения для обеспечения доступа к следующим ступеням образования, для чего необходимо пересмотреть содержание программ обучения.
Для общественных и наднациональных структур, определяющих содержание политики в области реформирования системы, предписываются следующие требования:
• Определение цели и инструментов по развитию системы квалификационных требований с учетом интеграции форм непрерывного образования;
• Обеспечение права на справедливое признание квалификаций с учетом различий образовательных систем;
• Поддержка, стимулирование образовательных учреждений к реализации политики непрерывного образования;
• Разработка системы оценки, а в некоторых случаях и аккредитации учреждений, реализующих практики непрерывного образования.
Наиболее масштабным и ресурсоемким проектом, в настоящее время реализуемым в Евросоюзе, является Программа непрерывного образования (Lifelong Learning Programme (LLP)), воплощающая инициативы, заложенные в стратегических документах и рассчитанная для реализации на период с 2007 по 2013 гг. [6]. Для воплощения программы на весь срок ее действия европейское сообщество выделило около 7 млрд евро. Программа комплексно увязывает все аспекты функционирования образовательных систем и затрагивает интересы всех целевых групп, в настоящее время вовлеченных и потенциально заинтересованных в обучении. Конструируемый континуум непрерывного образования базируется на нескольких подпрограммах (секторальных программах), с учетом разных аспектов выстраивающих систему обучения и преследующих достижение общих целей. Так, к основным инициативам относятся:
Comenius — программа, предназначенная повысить качество школьного образования, сформировать у детей способность к самостоятельному поиску информации и обучению. Мера, обеспечивающая достижение поставленных задач, — объединение интеллектуальных ресурсов Европейских образовательных учреждений за счет формирования системы горизонтальных связей между представителями профессионального сообщества, обобщения положительного педагогического опыта, успешных практик воспитания и обучения. Кроме того, программа стимулирует мобильность школьников в процессе обучения. Особо необходимо отметить, что элементом программы является использование информационно-коммуникационных технологий, в поддержку которых разработана электронная платформа E-twinning. Технологическое решение де-факто представляет собой социальную сеть и хранилище реализуемых образовательных проектов, образующих эффективное коммуникативное пространство для учащихся и педагогического сообщества.
Erasmus — комплекс мер, направленный на стимулирование студенческого и академического обмена. Эта программа обеспечивает реконфигурацию учреждений высшего профессионального образования, обеспечивая им динамику обновленного тренда институциональной открытости.
Leonardo — программа, обеспечивающая поддержку профессиональной подготовки и переподготовки, повышение квалификации кадров; ее действие рассчитано на выравнивание профессионально-квалификационной диспропорциональности, неизбежно возникающей на рынке труда под влиянием технологического развития. Основная задача такой программы — создание условий для территориальной и профессиональной мобильности, сверхдинамичного переобучения трудоспособного населения по востребованным для экономики региона отраслям.
Grundtvig — программы поддержки образования взрослого и пожилого населения. Эти мероприятия, реализуемые в рамках всего проекта, не связаны с профессиональной деятельностью человека, а затрагивают сферу его личных интересов, они призваны заполнить досуг индивида, обеспечить его перманентную личностную релевантность и помощь в культурной адаптации. И в этом смысле важный параметр данного проекта —отсутствие жестких регламентаций по форме реализации такого обучения.
В поддержку секторальных программ был разработан проект Transversal, призванный обеспечить единство квалификационных требований, открытость и дальнейшую интеграцию образовательных систем. В рамках проекта организуются семинары, конференции, дискуссионные клубы для представителей образовательного менеджмента, реализуемые в целях обмена опытом, лучшими практиками создания и управления элементов образовательных структур всех уровней [7].
Также обособленной от LLP, но активно поддерживаемой ЕС программой является Youth in Action. Данный комплекс проектов призван обеспечить организационную и финансовую поддержку саморазвития молодежи в возрасте от 18 до 30 лет. Мероприятия направлены на формирование профессиональных и общекультурных навыков и способностей, обеспечивая включение молодых людей в неформальное обучение по самому широкому спектру направлений. Программа также включает поддержку бизнес-идей и проектов молодежи [6].
Содержание описанных программ демонстрирует широкий спектр направленности образовательных проектов и решений, создающих условия для индивидуального включения в обучение человека в любом возрасте, с любыми потребностями и жизненной ситуацией, а также объединение интеллектуальных ресурсов для решения большого объема задач. В этой связи отметим, что описанные программные интенции Европейского сообщества отражают дуальную функциональность непрерывного образования, интегрирующую различия в современном понимании предназначения системы. Так, Программа содержит инициативы, направленные на развитие как профессиональных навыков, так и общекультурных компетенций граждан. Секторальные проекты, входящие в Программу непрерывного обучения (LLP), охватывают весь спектр описанных нами форм обучения и призваны простимулировать образовательные учреждения и самих жителей к активному включению в процессы обучения, вывести на качественно иной уровень межинституциональную кооперацию образования и бизнеса для полноценного использования и развития интеллектуального потенциала.
Еще одним существенным документом, рамочно определяющим содержание реформ, является «Стратегия европейского сотрудничества в сфере образования и профессиональной подготовки» (Strategic framework for European cooperation in education and training (ET2020)), принятая в 2009 г. главами государств Европейского союза [8]. Стратегия пришла на смену программе «Образование и профессиональная подготовка 2010» (Education and Training 2010), действовавшей в период с 2001 по 2010 гг. Заложенные в документе мероприятия призваны обеспечить межгосударственную кооперацию, рассчитаны до 2020 г. и предполагают достижение ряда долгосрочных целей: 1) воплощение в жизнь системы непрерывного обучения и профессиональной и образовательной мобильности; 2) повышение эффективности и качества образования и профессиональной подготовки; 3) обеспечение равенства, социальной сплоченности и развитие активной гражданской позиции; 4) усиление творческого и инновационного потенциала (включая предпринимательскую активность) на всех уровнях образования и профессиональной подготовки.
Преодолеть формальный характер инициатив, сформулированных в документе, предполагается путем достижения ряда целевых индикаторов. Так, к 2020 г. в целом по ЕС должны быть достигнуты следующие результаты:
1. 95% детей, начиная с четырехлетнего возраста, должны проходить дошкольное обучение по образовательным программам.
2. Отставание от нормативов по чтению, математике и естественным наукам должно быть не более чем у 15% среди тех учащихся, кому исполнилось 15 лет.
3. Число досрочно прервавших обучение должно быть не выше 10% от общего числа обучающихся в средней школе.
4. Не менее чем 40% граждан, достигших 30-34-летнего возраста, должны иметь высшее образование.
5. По меньшей мере 15% взрослого населения в возрастной группе 25-64 года должны участвовать в программах непрерывного обучения.
В 2012 г. в Стратегию добавлены два дополнительных целевых показателя:
6. Не менее чем 20% населения с высшим образованием и 6% с начальным профессиональным образованием в возрастной группе 18-34 года должны принимать участие в программах обучения и подготовки за рубежом.
7. Не менее 82% из числа тех, кто завершил обучение не более 3-х лет назад, должны быть трудоустроены (возрастная группа 20-34 года).
За выработку частных показателей, а также сбор, систематизацию данных, разработку нормативной базы и организацию мероприятий по обмену мнениями отвечает целый ряд учреждений, организованных по сетевому принципу с участием представителей государств — членов Союза. Деятельность таких учреждений подкреплена работой экспертов, отобранных Еврокомиссией из числа наиболее квалифицированных представителей образовательных сообществ, чиновников и руководителей учреждений образования.
Оценивая текущее состояние ключевых индикаторов, стоит отметить, что в настоящее время показатели Евросоюза в целом далеки от обозначенных в Стратегии. Во многом это обусловлено разным уровнем развития стран-участниц, где более слабые национальные системы, так же, как и экономической плоскости, «портят» средние показатели. Так, например, показатели участия взрослого населения в программах непрерывного обучения (целевой показатель № 5) в 2011 г. в Болгарии был
равен 1,2%, в Греции — 2,4%, в Румынии — 1,6%, при этом в таких странах, как Дания (самый высокий показатель — 32%), Финляндия, Швеция он превышал 20% [9, с. 103]. Средний показатель, таким образом, отражал невысокие 8,9%, что еще не соответствует обозначенным в Стратегии 15% и ставит задачи по усилению мер национальных образовательных политик, в первую очередь, в новых (и, как правило, слабых) странах — членах ЕС. Положительным примером можно считать опыт Эстонии, правительство которой благодаря комплексу организационных решений [10] обеспечило уверенный рост по основным параметрам Стратегии, значительно превышающий аналогичные показатели других постсоциалистических государств Европы. В частности, по рассмотренному нами индикатору участия взрослого населения в программах непрерывного обучения Эстония удвоила значения с 6,5% в 2006 до 12% в 2011 г. [9, с. 103].
Амбициозная цель всего Европейского сообщества, декларированная в резолюциях и программах, — обеспечение прорывного и динамичного развития Европы, возвращение утраченных позиций лидерства в глобальном мире. Фактором такого развития рассматривается гибко приспосабливающаяся к постоянным изменениям социальной реальности система образования. И в этой связи важно отметить, что образование, смоделированное под соответствующие цели, расценивается как если не единственный, то один из немногих адекватных, хотя и долгосрочных способов решения болезненных для всего европейского развития проблем. Просматриваемый контекст европейских программ непрерывного образования — это трудности объединения, социальные и экономические издержки становления нового наднационального пространства, а также проблема стремительного снижения конкурентоспособности на глобальных рынках. Корректно выстроенная система непрерывного образования рассматривается в этой связи как своеобразное «лекарство» от социально-исторических болезней интеграционного развития и фактор преодоления последствий экономического кризиса.
В заключении отметим, что опыт построения системы непрерывного образования в развитых обществах — благодатная почва для поиска решений задач российской модернизации. При этом важна не только сама идейная интенция (а именно отсутствие верификации идеи Lifelong Learning зачастую становится объектом экспертной критики), но в первую очередь практически воплощаемые схемы и конструкции. Механизмы трансформации образовательных институтов, решения в области образовательной политики в таком разрезе выступают ориентиром для формирования соответствующих моделей в России — всецело осознаваемых и постоянно декларируемых на самых разных уровнях, но пробуксовывающих на этапе реального воплощения в виде программ и действий. Комплексная оценка и последующее использование позитивного международного опыта, даже с учетом слож-носопоставимой результативности проектов, позволит выстроить схемы в отечественном образовании с опорой на воплощаемые сценарии. Данное обстоятельство объясняет исследовательские ориентации по анализу практик и определяет вектор поиска успешных кейсов использования программных принципов и конкретных решений в области реформирования российской системы образовательных учреждений с учетом направленности образования на модернизацию и дальнейшую международную интеграцию.
Литература
1. Телегина Г. В. «Образование в течение жизни»: институционализация в европейском контексте и ее оценка // Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах. М.: ИС РАН, 2008. С. 16-37.
2. Горшков М. К., Ключарев Г. А. Непрерывное образование в контексте модернизации. М.: ИС РАН, ФГНУ ЦСИ, 2011. 232 с.
3. A Memorandum on Lifelong Learning / Commission Staffworking Paper. Brussels. 30.10.2000.
4. Making a European Area of Lifelong Learning a Reality / Commission of the European Communities. Brussels. 21.11.2001.
5. Bologna Seminar on Recognition and Credit Systems in the Contest of Lifelong Learning, Praha, June 5-7, 2003.
6. Lifelong Learning Programme / General Calls for Proposals 2011-2013 / Strategic Priorities, 2013.
49 p.
7. European Commission / Education, Audiovisual and Culture Executive Agency. URL: http://eacea. ec.europa.eu/youth. (дата обращения: 29.01.2013)
8. Council conclusions of 12 May 2009 on a Strategic Framework for European Cooperation in Education and Training ('ET 2020') / Notices from European Union Institutions, Bodies, Offices and Agencies // Official Journal of the European Union. 28.5.2009.
9. Education and Training Monitor // European Commission, 2012.
10. Learning in Transition: Policies and Practices of Lifelong Learning in Post-Socialist Countries / eds V. Kozlovsky, R. Voormann, T. Roosalu. St.Petersburg: Nauka, 2010. 234 p.
Статья поступила в редакцию 14 марта 2013 г.