Научная статья на тему 'Стратегия развития непрерывного образованияв европейском союзе: наднациональные инициативы'

Стратегия развития непрерывного образованияв европейском союзе: наднациональные инициативы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ЖИЗНИ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / «ЭПОХА ЗНАНИЙ» / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / НАДНАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / LIFELONG LEARNING / KNOWLEDGE-BASED ECONOMY / POLICY DOCUMENTS / THE EUROPEAN UNION / EDUCATION SYSTEM / SUPRANATIONAL POLICY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалев Иван Васильевич

В работе исследуются программы и конкретные механизмы реализации задач по формированию системы непрерывного образования в Евросоюзе как меры по преодолению проблем интеграционного развития. Система «обучения на протяжении всей жизни» конструируется с учетом долгосрочных целей развития европейских обществ в условиях «эпохи знаний». Оценка действенных механизмов реакции на вызовы современности выступает предпосылкой для преобразования российской образовательной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategy of lifelong learning development in the European Union: the supranational initiatives

The article describes programs and concrete mechanisms of the European Union Lifelong learning system construction. The main reason for the education system transformation is the problem of coherent European development. Besides, new educational construction is considered to be a key factor for society adaptation to living in the knowledge-based economy. In order to achieve these long-time objectives, European community has established a few policy documents that provide different forms of learning activities for all citizens. Nowadays, these measures are being assessed as the first altitudinous experiences of Lifelong learning concept realization in supranational educational policy. Special attention is paid to the current conditions of project realization.Aspects of intentions and formal indicators are supposed to become a positive reference point for the Russian education system reformation.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития непрерывного образованияв европейском союзе: наднациональные инициативы»

УДК 316.324.8; 316.332; 316.334.3

Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2013. Вып. 3

И. В. Ковалев

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ: НАДНАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ

В настоящее время единая система непрерывного образования в Европейском союзе рассматривается как фактор формирования общества, основанного на знаниях, и долгосрочный инструмент преодоления последствий изменения образа жизни, производственной деятельности и принципов функционирования самих образовательных институтов. Качественные изменения «эпохи знаний», признаваемые сегодня в научной, экспертной среде, а также в сфере публичной политики, ставят задачи по регулированию образовательной системы и нахождению оптимальных механизмов приспособления к этим изменениям. Содержательной реакцией на многие региональные и глобальные тенденции, с которыми столкнулась Европа в XXI в., должна стать эффективно действующая модель «обучения в течение всей жизни» (longlife learning), впервые воплощаемая на таком уровне и в таких масштабах. Инициативы Европейского союза в этой связи вызывают исследовательский интерес и формируют условия для использования прогрессивного опыта в реформировании отечественной системы образования в русле последовательной институционализа-ции непрерывного образования [1, с. 22-30].

Для определения организации обучения необходимо ввести в изложение следующее уточнение. Непрерывное образование предполагает обучение на всех стадиях жизнедеятельности человека: удовлетворение личных и общественных потребностей требует постоянного обновления и приращения знания во всех областях социальной практики. Расширенное понимание концепта, таким образом, позволяет преодолеть понимание роли непрерывного образования исключительно в рамках успешно функционирующей системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров или совокупности учреждений образования для взрослых. Исходя из сказанного, реализация соответствующих задач выходит за пределы традиционных институтов и предполагает активное включение в процессы обучения населения внеобразовательных учреждений [2].

Основной целью данной статьи является исследование ориентированных на конструкцию единого образовательного пространства в ЕС наднациональных инициатив, в первую очередь программ и проектов, служащих инструментом практического регулирования образовательных систем. Здесь уместно отметить, что конструкция единого образовательного пространства в ЕС не предполагает демонтажа национальных структур. Акценты в конкретных действиях ставятся на объединении ресурсов и дальнейшем нивелировании границ и внутриевропейского транснационального движения субъектов и ресурсов образования, расширении спектра возможностей для их мобильности.

Ковалев Иван Васильевич — ассистент, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: koval.spb@gmail.com

© И. В. Ковалев, 2013

Вектор формирования единого пространства непрерывного образования в Европе как элемент интеграционного процесса заложен в «Меморандуме непрерывного обучения» (A Memorandum on Lifelong Learning), принятого по итогам саммита Европейского совета, прошедшего в Лиссабоне в 2000 г. [3]. В документе констатируется необходимость конструирования целостной системы образования, где непрерывность выступает руководящим принципом для политики в области образования.

Логика обоснования строится на двух взаимосвязанных аргументах:

• Европейское сообщество стремительно развивается в направлении построения «экономики, основанной на знаниях», и признание данного факта легло в основу императивов создания единого пространства «непрерывного образования для всех». В этом смысле гибкое и равнодоступное образование расценивается как элемент конкурентоспособности экономической системы, достигаемой за счет повышения адаптивности рабочей силы и создания условий для профессионально-квалификационной мобильности. Эпоха динамично обновляющейся информационной базы ставит качественно новые задачи перед системой образования с ее особой, функциональной природой. В этих условиях динамизм ситуации предполагает выработку новых инструментов институциональной релевантности, которую призвана обеспечить система непрерывного образования.

• Второй аргумент встроен в социально-политический контекст и обосновывает новые принципы политики в области образования с точки зрения острой для объединенной Европы проблемы этнического, языкового разнообразия. Осознаваемая как определенный вызов мультикультурной реальности, Европа перед образованием ставит задачи воспитания личности, обладающей способностью к функционированию и адекватному существованию в особых исторических условиях. Как и другие сферы, образование в таком контексте рассматривается как драйвер интеграции, объединяющий принцип «сборки» относительно разрозненных частей союзного пространства. Актуальность построения системы непрерывного образования обусловлена также и необходимостью формирования навыков общежития в среде с высокой долей эмигрантов-неевропейцев.

Важнейшим аспектом Меморандума стало признание того факта, что образование перестает быть монопольной прерогативой соответствующих учреждений. Закрепляемое принципом «обучения шириною в жизнь» (longwide learning) новое понимание обучения предстает в единстве трех его форм: формального (formal learning), реализующегося в институционализированной форме, предполагающей выдачу документа по результатам освоения какой-либо программы; неформального (non-formal learning), представляющего собой обучение на базе молодежных, профсоюзных, партийных, религиозных и прочих общественных организаций. Такое обучение, как правило, не предполагает выдачи документальных свидетельств по итогам прохождения подготовки и призвано обеспечить воспроизводство социально-бытовой компетентности личности. Наиболее важной, но, при этом, сложно измеримой и уязвимой для критики формой является информальное обучение (informal learning), к проявлениям которой относят различные варианты самообразования, осуществляемого человеком с помощью самого широкого спектра технологий. По

сути, информальное обучение — это индивидуальная когнитивная деятельность, неразрывно связанная с внетрудовой повседневностью субъекта. Чтение книг, журналов, просмотр телепередач, познавательный веб-серфинг и, в определенных случаях, получение знаний от авторитетного человека — эти и многие другие практики личного свободного времени, реализующиеся вне институциональных форм, лежат в основе информального обучения. Критикуемый аспект такой формы — сложная измеримость эффекта и, по сему, ставящаяся под сомнение способность к моделированию соответствующих организационно-технологических решений. При этом ранее информальное обучение в стратегиях национальных образовательных политик рассматривалось факультативно или вовсе игнорировалось как малозначимое.

Новый принцип европейского образования, сформулированный как непрерывный континуум «от колыбели до могилы» [3, c. 12], призван переосмыслить ориентации и приоритеты национальных и наднациональных образовательных стратегий, сохраняющих плюсы институционализированных (формальных и неформальных) форм и придающих большую значимость индивидуальному (информальному) обучению. Однако главной задачей, переводящей идею «единства форм непрерывного образования» в реально воплощенную и работающую «фабрику непрерывного образования», становится переориентация стратегий основополагающих элементов — в первую очередь школы и университета. Безусловно, построение системы непрерывного образования не предполагает уничтожения прежних образовательных институтов, а скорее требует от них новых педагогических форм взаимодействия с учащимся. Переформатирование стратегий средней школы (в различных вариациях национальных моделей) должно строиться на «формировании привычки учиться», воспитании целевых установок на постоянное обновление собственных знаний, не только и не столько под давлением внешних воздействий (рыночной конъюнктуры), но и как результат собственного стремления к перманентному воспроизводству личного культурного капитала, и, таким образом, выработки соответствия стандартам эпохи посредством адаптации к технологическим и социокультурным изменениям.

Конкретизация мер по формированию в Европейском союзе единого пространства непрерывного образования была осуществлена в рамках доклада Европейской комиссии «Воплощение в жизнь Европейской зоны непрерывного обучения» (Making a European Area of Lifelong Learning a Reality) в 2001 г. [4]. Учитывая разницу в уровнях экономического развития стран-участниц соглашения, а также вариативность образовательных систем, комиссия признала необходимым постепенное построение единого образовательного пространства, объединяющего и трансформирующего (но не ликвидирующего) локальные структуры и программы подготовки. Системообразующий принцип непрерывности, в сочетании с равнодоступностью образования для любого человека, ставит таким образом принципиально новые задачи перед регуляторами образовательной политики и самими учебными заведениями.

Необходимость модернизации европейских образовательных систем получила отображение в Болонском процессе. В резолюциях семинара «Признание документов и системы кредитов в контексте непрерывного обучения», прошедшего в Праге в 2003 г., обозначаются приоритеты изменений в деятельности высших учебных заведений, общественных организаций и международных структур, регулирующих

образовательные процессы в Европе [5]. Так, из наиболее значимых требований к высшим учебным заведениям обозначены:

• Пересмотр принципов деятельности, подходов к обучению на протяжении всей жизни, необходимость стать ближе к обучающимся и более активно взаимодействовать с местными сообществами, фирмами, а также развивать тесные партнерские отношения с другими образовательными учреждениями;

• Приспособление содержания подготовки с учетом интеграции формального, неформального и информального обучения для обеспечения доступа к следующим ступеням образования, для чего необходимо пересмотреть содержание программ обучения.

Для общественных и наднациональных структур, определяющих содержание политики в области реформирования системы, предписываются следующие требования:

• Определение цели и инструментов по развитию системы квалификационных требований с учетом интеграции форм непрерывного образования;

• Обеспечение права на справедливое признание квалификаций с учетом различий образовательных систем;

• Поддержка, стимулирование образовательных учреждений к реализации политики непрерывного образования;

• Разработка системы оценки, а в некоторых случаях и аккредитации учреждений, реализующих практики непрерывного образования.

Наиболее масштабным и ресурсоемким проектом, в настоящее время реализуемым в Евросоюзе, является Программа непрерывного образования (Lifelong Learning Programme (LLP)), воплощающая инициативы, заложенные в стратегических документах и рассчитанная для реализации на период с 2007 по 2013 гг. [6]. Для воплощения программы на весь срок ее действия европейское сообщество выделило около 7 млрд евро. Программа комплексно увязывает все аспекты функционирования образовательных систем и затрагивает интересы всех целевых групп, в настоящее время вовлеченных и потенциально заинтересованных в обучении. Конструируемый континуум непрерывного образования базируется на нескольких подпрограммах (секторальных программах), с учетом разных аспектов выстраивающих систему обучения и преследующих достижение общих целей. Так, к основным инициативам относятся:

Comenius — программа, предназначенная повысить качество школьного образования, сформировать у детей способность к самостоятельному поиску информации и обучению. Мера, обеспечивающая достижение поставленных задач, — объединение интеллектуальных ресурсов Европейских образовательных учреждений за счет формирования системы горизонтальных связей между представителями профессионального сообщества, обобщения положительного педагогического опыта, успешных практик воспитания и обучения. Кроме того, программа стимулирует мобильность школьников в процессе обучения. Особо необходимо отметить, что элементом программы является использование информационно-коммуникационных технологий, в поддержку которых разработана электронная платформа E-twinning. Технологическое решение де-факто представляет собой социальную сеть и хранилище реализуемых образовательных проектов, образующих эффективное коммуникативное пространство для учащихся и педагогического сообщества.

Erasmus — комплекс мер, направленный на стимулирование студенческого и академического обмена. Эта программа обеспечивает реконфигурацию учреждений высшего профессионального образования, обеспечивая им динамику обновленного тренда институциональной открытости.

Leonardo — программа, обеспечивающая поддержку профессиональной подготовки и переподготовки, повышение квалификации кадров; ее действие рассчитано на выравнивание профессионально-квалификационной диспропорциональности, неизбежно возникающей на рынке труда под влиянием технологического развития. Основная задача такой программы — создание условий для территориальной и профессиональной мобильности, сверхдинамичного переобучения трудоспособного населения по востребованным для экономики региона отраслям.

Grundtvig — программы поддержки образования взрослого и пожилого населения. Эти мероприятия, реализуемые в рамках всего проекта, не связаны с профессиональной деятельностью человека, а затрагивают сферу его личных интересов, они призваны заполнить досуг индивида, обеспечить его перманентную личностную релевантность и помощь в культурной адаптации. И в этом смысле важный параметр данного проекта —отсутствие жестких регламентаций по форме реализации такого обучения.

В поддержку секторальных программ был разработан проект Transversal, призванный обеспечить единство квалификационных требований, открытость и дальнейшую интеграцию образовательных систем. В рамках проекта организуются семинары, конференции, дискуссионные клубы для представителей образовательного менеджмента, реализуемые в целях обмена опытом, лучшими практиками создания и управления элементов образовательных структур всех уровней [7].

Также обособленной от LLP, но активно поддерживаемой ЕС программой является Youth in Action. Данный комплекс проектов призван обеспечить организационную и финансовую поддержку саморазвития молодежи в возрасте от 18 до 30 лет. Мероприятия направлены на формирование профессиональных и общекультурных навыков и способностей, обеспечивая включение молодых людей в неформальное обучение по самому широкому спектру направлений. Программа также включает поддержку бизнес-идей и проектов молодежи [6].

Содержание описанных программ демонстрирует широкий спектр направленности образовательных проектов и решений, создающих условия для индивидуального включения в обучение человека в любом возрасте, с любыми потребностями и жизненной ситуацией, а также объединение интеллектуальных ресурсов для решения большого объема задач. В этой связи отметим, что описанные программные интенции Европейского сообщества отражают дуальную функциональность непрерывного образования, интегрирующую различия в современном понимании предназначения системы. Так, Программа содержит инициативы, направленные на развитие как профессиональных навыков, так и общекультурных компетенций граждан. Секторальные проекты, входящие в Программу непрерывного обучения (LLP), охватывают весь спектр описанных нами форм обучения и призваны простимулировать образовательные учреждения и самих жителей к активному включению в процессы обучения, вывести на качественно иной уровень межинституциональную кооперацию образования и бизнеса для полноценного использования и развития интеллектуального потенциала.

Еще одним существенным документом, рамочно определяющим содержание реформ, является «Стратегия европейского сотрудничества в сфере образования и профессиональной подготовки» (Strategic framework for European cooperation in education and training (ET2020)), принятая в 2009 г. главами государств Европейского союза [8]. Стратегия пришла на смену программе «Образование и профессиональная подготовка 2010» (Education and Training 2010), действовавшей в период с 2001 по 2010 гг. Заложенные в документе мероприятия призваны обеспечить межгосударственную кооперацию, рассчитаны до 2020 г. и предполагают достижение ряда долгосрочных целей: 1) воплощение в жизнь системы непрерывного обучения и профессиональной и образовательной мобильности; 2) повышение эффективности и качества образования и профессиональной подготовки; 3) обеспечение равенства, социальной сплоченности и развитие активной гражданской позиции; 4) усиление творческого и инновационного потенциала (включая предпринимательскую активность) на всех уровнях образования и профессиональной подготовки.

Преодолеть формальный характер инициатив, сформулированных в документе, предполагается путем достижения ряда целевых индикаторов. Так, к 2020 г. в целом по ЕС должны быть достигнуты следующие результаты:

1. 95% детей, начиная с четырехлетнего возраста, должны проходить дошкольное обучение по образовательным программам.

2. Отставание от нормативов по чтению, математике и естественным наукам должно быть не более чем у 15% среди тех учащихся, кому исполнилось 15 лет.

3. Число досрочно прервавших обучение должно быть не выше 10% от общего числа обучающихся в средней школе.

4. Не менее чем 40% граждан, достигших 30-34-летнего возраста, должны иметь высшее образование.

5. По меньшей мере 15% взрослого населения в возрастной группе 25-64 года должны участвовать в программах непрерывного обучения.

В 2012 г. в Стратегию добавлены два дополнительных целевых показателя:

6. Не менее чем 20% населения с высшим образованием и 6% с начальным профессиональным образованием в возрастной группе 18-34 года должны принимать участие в программах обучения и подготовки за рубежом.

7. Не менее 82% из числа тех, кто завершил обучение не более 3-х лет назад, должны быть трудоустроены (возрастная группа 20-34 года).

За выработку частных показателей, а также сбор, систематизацию данных, разработку нормативной базы и организацию мероприятий по обмену мнениями отвечает целый ряд учреждений, организованных по сетевому принципу с участием представителей государств — членов Союза. Деятельность таких учреждений подкреплена работой экспертов, отобранных Еврокомиссией из числа наиболее квалифицированных представителей образовательных сообществ, чиновников и руководителей учреждений образования.

Оценивая текущее состояние ключевых индикаторов, стоит отметить, что в настоящее время показатели Евросоюза в целом далеки от обозначенных в Стратегии. Во многом это обусловлено разным уровнем развития стран-участниц, где более слабые национальные системы, так же, как и экономической плоскости, «портят» средние показатели. Так, например, показатели участия взрослого населения в программах непрерывного обучения (целевой показатель № 5) в 2011 г. в Болгарии был

равен 1,2%, в Греции — 2,4%, в Румынии — 1,6%, при этом в таких странах, как Дания (самый высокий показатель — 32%), Финляндия, Швеция он превышал 20% [9, с. 103]. Средний показатель, таким образом, отражал невысокие 8,9%, что еще не соответствует обозначенным в Стратегии 15% и ставит задачи по усилению мер национальных образовательных политик, в первую очередь, в новых (и, как правило, слабых) странах — членах ЕС. Положительным примером можно считать опыт Эстонии, правительство которой благодаря комплексу организационных решений [10] обеспечило уверенный рост по основным параметрам Стратегии, значительно превышающий аналогичные показатели других постсоциалистических государств Европы. В частности, по рассмотренному нами индикатору участия взрослого населения в программах непрерывного обучения Эстония удвоила значения с 6,5% в 2006 до 12% в 2011 г. [9, с. 103].

Амбициозная цель всего Европейского сообщества, декларированная в резолюциях и программах, — обеспечение прорывного и динамичного развития Европы, возвращение утраченных позиций лидерства в глобальном мире. Фактором такого развития рассматривается гибко приспосабливающаяся к постоянным изменениям социальной реальности система образования. И в этой связи важно отметить, что образование, смоделированное под соответствующие цели, расценивается как если не единственный, то один из немногих адекватных, хотя и долгосрочных способов решения болезненных для всего европейского развития проблем. Просматриваемый контекст европейских программ непрерывного образования — это трудности объединения, социальные и экономические издержки становления нового наднационального пространства, а также проблема стремительного снижения конкурентоспособности на глобальных рынках. Корректно выстроенная система непрерывного образования рассматривается в этой связи как своеобразное «лекарство» от социально-исторических болезней интеграционного развития и фактор преодоления последствий экономического кризиса.

В заключении отметим, что опыт построения системы непрерывного образования в развитых обществах — благодатная почва для поиска решений задач российской модернизации. При этом важна не только сама идейная интенция (а именно отсутствие верификации идеи Lifelong Learning зачастую становится объектом экспертной критики), но в первую очередь практически воплощаемые схемы и конструкции. Механизмы трансформации образовательных институтов, решения в области образовательной политики в таком разрезе выступают ориентиром для формирования соответствующих моделей в России — всецело осознаваемых и постоянно декларируемых на самых разных уровнях, но пробуксовывающих на этапе реального воплощения в виде программ и действий. Комплексная оценка и последующее использование позитивного международного опыта, даже с учетом слож-носопоставимой результативности проектов, позволит выстроить схемы в отечественном образовании с опорой на воплощаемые сценарии. Данное обстоятельство объясняет исследовательские ориентации по анализу практик и определяет вектор поиска успешных кейсов использования программных принципов и конкретных решений в области реформирования российской системы образовательных учреждений с учетом направленности образования на модернизацию и дальнейшую международную интеграцию.

Литература

1. Телегина Г. В. «Образование в течение жизни»: институционализация в европейском контексте и ее оценка // Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах. М.: ИС РАН, 2008. С. 16-37.

2. Горшков М. К., Ключарев Г. А. Непрерывное образование в контексте модернизации. М.: ИС РАН, ФГНУ ЦСИ, 2011. 232 с.

3. A Memorandum on Lifelong Learning / Commission Staffworking Paper. Brussels. 30.10.2000.

4. Making a European Area of Lifelong Learning a Reality / Commission of the European Communities. Brussels. 21.11.2001.

5. Bologna Seminar on Recognition and Credit Systems in the Contest of Lifelong Learning, Praha, June 5-7, 2003.

6. Lifelong Learning Programme / General Calls for Proposals 2011-2013 / Strategic Priorities, 2013.

49 p.

7. European Commission / Education, Audiovisual and Culture Executive Agency. URL: http://eacea. ec.europa.eu/youth. (дата обращения: 29.01.2013)

8. Council conclusions of 12 May 2009 on a Strategic Framework for European Cooperation in Education and Training ('ET 2020') / Notices from European Union Institutions, Bodies, Offices and Agencies // Official Journal of the European Union. 28.5.2009.

9. Education and Training Monitor // European Commission, 2012.

10. Learning in Transition: Policies and Practices of Lifelong Learning in Post-Socialist Countries / eds V. Kozlovsky, R. Voormann, T. Roosalu. St.Petersburg: Nauka, 2010. 234 p.

Статья поступила в редакцию 14 марта 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.