Научная статья на тему 'Стратегия развития нефтяного комплекса России'

Стратегия развития нефтяного комплекса России Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
557
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Конторович А.Э., Коржубаев А.Г., Эдер Л.В.

В статье рассмотрены варианты прогнозов добычи, переработки и экспорта нефти, сформированы сценарии поставок нефтепродуктов на внутренний и внешние рынки. Определены стратегические задачи развития нефтяного комплекса: удовлетворение растущего внутреннего спроса на нефть и продукты её переработки, участие России в обеспечении потребности в нефти в мире без ущерба для будущих поколений граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Конторович А.Э., Коржубаев А.Г., Эдер Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategy of petroleum industry development of Russia

In the paper authors consider variants of forecasts of production, processing and export of petroleum and petroleum products, deliveries of petroleum products on internal and foreign markets. Strategic problems of development of an oil industry are put forvard: satisfaction of growing internal demand for oil and oil products of its processing, participation of Russia in maintenance of need in petroleum in the world without damage to the future generations of citizens.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития нефтяного комплекса России»

В статье рассмотрены варианты прогнозов добычи, переработки и экспорта нефти, сформированы сценарии поставок нефтепродуктов на внутренний и внешние рынки. Определены стратегические задачи развития нефтяного комплекса: удовлетворение растущего внутреннего спроса на нефть и продукты её переработки, участие России в обеспечении потребности в нефти в мире без ущерба для будущих поколений граждан.

Стратегия развития нефтяного комплекса России

А. Э. КОНТОРОВИЧ, академик РАН, А. Г. КОРЖУБАЕВ, доктор экономических наук, Л. В. ЭДЕР,

кандидат экономических наук,

Институт нефтегазовой геологии и геофизики

им. А. А. Трофимука СО РАН,

Новосибирск

E-mail: korzhubaevAG@yandex.ru

Цели и задачи развития нефтяного комплекса

Стратегической целью развития нефтяного комплекса является обеспечение национальной безопасности и обороноспособности страны путем государственного контроля над разработкой стратегически значимых месторождений углеводородов, организации глубокой переработки нефти и газа с извлечением и утилизацией всех ценных компонентов, а также надежных поставок нефтепродуктов и продуктов нефтехимии на внутренний рынок для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил РФ, развития гражданских и военных отраслей экономики.

Для достижения этих целей предусматривается решение следующих основных задач развития нефтяного комплекса:

© ЭКО 2008 г.

• рациональное использование разведанных запасов нефти, обеспечение устойчивого воспроизводства сырьевой базы нефтедобывающей промышленности;

• ресурсо- и энергосбережение, сокращение потерь на всех стадиях технологического процесса при подготовке запасов, добыче, транспортировке и переработке нефти;

• углубление переработки нефти, комплексное извлечение и использование всех ценных попутных и растворенных компонентов;

• формирование и развитие новых крупных центров добычи нефти, в первую очередь, в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия), на шельфе острова Сахалин и в перспективе -на шельфах южных и арктических морей, Берингова моря, на Западно-Камчатском и Магаданском шельфах Охотского моря;

• развитие транспортной инфраструктуры комплекса для повышения эффективности экспорта нефти и нефтепродуктов, её диверсификация по направлениям, способам и маршрутам поставок на внутренние и внешние рынки; своевременное формирование транспортных систем в новых нефтедобывающих регионах, в первую очередь, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке;

• расширение присутствия российских нефтяных компаний на зарубежных рынках как в сегменте добычи, так и переработки и транспортировки - участие в производственных, транспортных, перерабатывающих и сбытовых активах за рубежом;

• усиление государственного регулирования в нефтегазовом комплексе и совершенствование налогового законодательства и законодательства в сфере недропользования. Это должно обеспечить резкую активизацию геологоразведочных работ на распределенном и нераспределенном фондах недр, повышение коэффициента извлечения нефти, сбор, утилизацию и переработку попутного нефтяного газа, углубление нефтепереработки и рост качества нефтепродуктов, развитие нефтехимии.

Развитие нефтяного комплекса до 2030 г.

Благодаря высокой цене на нефть на мировых рынках рост ее добычи в стране проходил значительно более быстрыми

темпами, чем предполагалось в самых оптимистичных вариантах «Стратегии-2020». Активно развивалась транспортная инфраструктура: в течение нескольких лет была сформирована альтернативная транзиту через Прибалтику система прямых поставок нефти на рынки Северо-Западной Европы; с использованием самых современных технологических решений ведется строительство нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан»; проведена модернизация участков системы нефтепроводов АК «Транснефть»; реконструкция портов в Новороссийске, Находке и др. Но при этом воспроизводство сырьевой базы не отвечало быстро растущей добыче нефти, неудовлетворительно производились сбор и утилизация попутного нефтяного газа, по-прежнему низкими оставались качество разработки нефтяных месторождений и коэффициент извлечения нефти, медленно росли объем и глубина ее переработки.

При разработке настоящих прогнозов авторы исходили из сценариев социально-экономического развития страны до 2020 г. и на перспективу, разработанных Министерством экономического развития и торговли России. Прогнозы выполнены для четырех сценариев - оптимистичного, благоприятного, умеренного и инерционного.

Перспективные уровни добычи нефти в России в период до 2030 г. будут определяться в основном внутренним и внешним спросом на жидкое топливо и уровнем цен на него, развитостью транспортной инфраструктуры, географией, запасами и качеством разведанной сырьевой базы и темпами ее воспроизводства, налоговыми и лицензионными условиями, научно-техническими достижениями в разведке и разработке месторождений.

При различных сценариях социально-экономического развития России будут достигнуты разные уровни добычи нефти (табл. 1). При формировании сценариев были учтены прогнозируемые Министерством экономического развития и торговли РФ и Институтом энергетических исследований РАН потребности в нефти внутреннего и внешнего рынков, а также технологически и экономически оправданные с точки зрения сырьевой базы вариации ее добычи в каждом регионе.

Добыча нефти в России до 2030 г., млн т

Сценарий 2007 2008 2009 2010 2015 2020 2025 2030

Оптимистичный 491 499 510 514 559 595 601 591

Благоприятный 491 499 509 512 551 582 578 560

Умеренный 491 499 509 510 544 566 560 540

Инерционный 491 499 509 510 535 550 540 520

При сочетании благоприятных внутренних и внешних условий добыча нефти в России в 2010 г. может составить 514 млн т и возрасти к 2020 г. до 590 млн т. Далее добыча нефти достигнет максимума в 2021-2025 гг. и несколько снизится к 2030 г. Оптимистичный и благоприятный сценарии могут быть реализованы только при последовательной и грамотной политике государства в области воспроизводства минерально-сырьевой базы и увеличении объемов геологоразведочных работ (глубокое бурение, геофизика) на распределенном фонде недр в 4-5 раз. Увеличение объемов геологоразведочных работ необходимо во всех регионах, но особенно в Западно-Сибирской, Лено-Тунгусской и Охотоморской нефтегазоносных провинциях, а также на шельфах арктических морей.

Во всех сценариях рост добычи нефти до 2015-2017 гг. будет связан с вводом в разработку месторождений нефти в Ван-корско-Сузунском районе на северо-западе Красноярского края, вдоль трассы нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» в Красноярском крае, Иркутской области и Республике Саха (Якутия) (Верхнечонское, Талаканское, Среднеботуобин-ское, Юрубчено-Тохомское и другие месторождения), в Тима-но-Печорской нефтегазоносной провинции, на шельфе острова Сахалин и в российском секторе Каспийского моря.

Конкретные объемы добычи нефти будут зависеть от темпов роста спроса на нефтепродукты на внутреннем рынке, конъюнктуры мирового рынка нефти, государственной политики, темпов и географии воспроизводства минерально-сырьевой базы, инвестиций в геологоразведку, совершенствования систем добычи, транспортировки и переработки нефти, состояния и объемов научных исследований, определяющих стратегию, инновационную направленность и эффективность деятельности

нефтегазового комплекса. Значительное влияние окажут система подготовки и переподготовки кадров менеджеров и инженерно-технических работников, организационно-технологические условия деятельности самих нефтяных компаний.

Однако при любой динамике добычи нефти стратегическими задачами развития отрасли остаются: полное обеспечение внутреннего спроса, включая потребности оборонно-промышленного комплекса страны; выполнение экспортных обязательств по межгосударственным соглашениям; стабильное и планомерное воспроизводство минерально-сырьевой базы в районах с развитой нефтедобывающей промышленностью; опережающий выход с геологоразведкой в новые перспективные районы; постепенное наращивание добычи со стабилизацией достигнутого уровня на максимально длительный срок; учет интересов последующих поколений россиян.

Добыча нефти в России будет осуществляться как в традиционных нефтедобывающих районах (Западно-Сибирская, Вол-го-Уральская и Северо-Кавказская провинции), так и в новых: на Севере европейской части (Тимано-Печорская провинция), в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке (Лено-Тунгусская и Охотоморская провинции), на юге России (российский сектор Каспийского моря - Северо-Каспийская провинция) (табл. 2).

Главной нефтяной базой страны на весь рассматриваемый период останется Западно-Сибирская нефтегазоносная провинция. В 2025-2026 гг. на второе место по добыче выйдет Лено-Тунгусская провинция.

В Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции (без Ван-корско-Сузунского района на территории Красноярского края) по оптимистичному сценарию добыча нефти к 2019-2020 гг. возрастет от 343 до 350 млн т в год и далее будет удерживаться на этом уровне до 2030 г. По благоприятному - добыча нефти до 2024 г. сохранится на уровне 343-348 млн т и далее будет падать до 334-336 млн т к 2030 г. По умеренному и инерционному сценариям сроки стабильной добычи значительно меньше (до 2015-2018 гг. - в умеренном и до 20112012 гг. - в инерционном сценариях), и к 2030 г. добыча нефти упадет до 324 и 313 млн т в год соответственно.

Сценарии добычи нефти в России до 2030 г. по нефтегазоносным провинциям, млн т

Провинция, сценарий 2007 2008 2009 2010 2015 2020 2025 2030

Западно-Сибирская:

оптимистичный 343 343 343 343 346 350 350 350

благоприятный 343 343 343 343 345 348 341 334

умеренный 343 343 343 343 342 341 332 324

инерционный 343 343 343 343 338 334 321 313

Красноярский край:

оптимистичный 8 25 25 25

благоприятный 8 24 25 25

умеренный 7 20 25 25

инерционный 7 18 25 25

Северо-Кавказская:

оптимистичный 6 6 6 6 4 2 2 1

благоприятный 6 6 6 6 4 2 2 1

умеренный 6 6 6 5 4 2 2 1

инерционный 6 6 6 5 4 2 2 1

Лено-Тунгусская:

оптимистичный 1 3 7 10 38 61 78 80

благоприятный 1 3 7 10 35 56 69 70

умеренный 1 3 7 10 35 54 65 65

инерционный 1 3 7 10 33 51 61 61

Волго-Уральская:

оптимистичный 104 104 104 104 97 86 76 69

благоприятный 104 104 103 102 93 81 71 64

умеренный 104 104 103 101 90 78 66 59

инерционный 104 104 103 101 87 74 61 54

Тимано-Печорская:

оптимистичный 27 28 29 30 35 35 35 35

благоприятный 27 28 29 30 35 35 35 35

умеренный 27 28 29 30 35 35 35 35

инерционный 27 28 29 30 35 35 35 35

Провинция, сценарий 2007 2008 2009 2010 2015 2020 2025 2030

Северо-Каспийская:

оптимистичный 10 15 15 15

благоприятный 10 15 15 15

умеренный 10 15 15 15

инерционный 10 15 15 15

Охотоморская:

оптимистичный 10 15 21 21 21 21 20 16

благоприятный 10 15 21 21 21 21 20 16

умеренный 10 15 21 21 21 21 20 16

инерционный 10 15 21 21 21 21 20 16

Без коренного изменения в политике и практике воспроизводства минерально-сырьевой базы тенденция стагнации или падения добычи в традиционном центре добычи - в ЗападноСибирской провинции (без Красноярского края) - становится неизбежной. Ни конъюнктура внутреннего и внешнего рынков, ни рост цен на нефть и нефтепродукты в силу инерционности системы, несмотря на наличие ресурсной базы, переломить ее не смогут. Допускать перехода на эту траекторию нельзя.

В Ванкорско-Сузунском районе, который по геологическому строению входит в Западно-Сибирскую нефтегазоносную провинцию, добыча нефти начнется после 2010 г. и к 2020 г. достигнет 25 млн т в год.

В период после 2010 г. будут сформированы Южно-Эвенкийский (Красноярский край) и Непско-Ботуобинской (север Иркутской области и запад Республики Саха (Якутия)) центры добычи нефти в Лено-Тунгусской провинции. По оптимистичному сценарию добыча нефти здесь к 2020 г. достигнет 6164 млн т в год и к 2030 г. увеличится до 80 млн т. По умеренному сценарию добыча нефти в 2020 г. составит 54-57 млн т и к 2030 г. достигнет 65 млн т. В необходимых для этого объемах выполнена программа лицензирования недр. Теперь задача главных недропользователей («Газпром», НК «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «ТНК-ВР» и др.) - быстро и качественно провести на лицензионных участках поисково-оценочные

и разведочные работы и подготовить прогнозируемые месторождения к разработке. «Газпром нефть», НК «Роснефть» и «ТНК-ВР» также должны ускорить разведку Юрубчено-Тохомского и Куюмбинского месторождений.

На шельфе острова Сахалин добыча нефти к 2010 г. достигнет 20-21 млн т в год и стабилизируется на этом уровне.

В Волго-Уральской провинции и на Северном Кавказе добыча нефти будет падать, что обусловлено исчерпанием сырьевой базы. В умеренном и инерционном вариантах снижение добычи в этом регионе будет более интенсивным.

В европейской части России по всем сценариям добыча нефти к 2010 г. достигнет 140 млн т, в 2020 г.- 150 млн т в год, снизившись в 2030 г. до 135 млн т. При этом добыча нефти в Тимано-Печорской и Северо-Каспийской провинциях до 2020 г. будет возрастать, а затем стабилизируется.

Условия повышения эффективности нефтедобыми

Обеспечение намечаемых уровней и повышение эффективности нефтедобычи будут основываться на неуклонном расширении географии добычи нефти в РФ, создании новых крупных добывающих районов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, на шельфах арктических, тихоокеанских и южных морей России, на научно-техническом прогрессе в отрасли, совершенствовании методов бурения и воздействия на пласт, увеличении глубины извлечения запасов и внедрении других прогрессивных технологий добычи нефти. Эти меры позволят сделать экономически оправданным использование трудно извлекаемых запасов нефти, оптимизировать организационно-технологическую структуру отрасли.

Исходя из современного и прогнозируемого уровня и качества сырьевой базы отрасли, необходимы:

- значительная интенсификация геологоразведочных работ, которые обеспечат прирост добычи нефти из неоткрытых на дату составления «Стратегии-2020» месторождений. Государственная программа лицензирования недр и соглашения к лицензиям на право недропользования должны, с учетом вероятных рисков, обеспечить безусловное достижение необходимых для устойчивого развития отрасли уровней геологоразведочных работ и ин-

вестиций в них. Совершенствование закона РФ «О недрах», налогового законодательства, подзаконных актов и административных решений будут обеспечивать заинтересованность недропользователей в проведении геологоразведочных работ;

- резкое повышение уровня и объемов работ по научному сопровождению всех этапов геологоразведочных работ, проектирования разведки и разработки месторождений;

- создание системы мониторинга и научного сопровождения на федеральном и региональном уровнях системы и процесса недропользования;

- повышение коэффициентов нефтеотдачи в целях увеличения доли извлечения и уровней текущей добычи на разрабатываемых, проектируемых к разработке и прогнозируемых к открытию месторождениях;

- совершенствование системы подготовки инженерно-технического персонала, отраслевого менеджмента, квалифицированных рабочих для геологоразведки, глубокого бурения, геофизических работ, обустройства и разработки нефтяных месторождений.

Государственная инновационная программа призвана обеспечить условия для максимального использования достижений научно-технического прогресса в отрасли. Приоритетными направлениями станут:

• создание и широкое освоение технологий и оборудования, обеспечивающих высокоэффективную разработку труд-ноизвлекаемых запасов нефти и, в первую очередь, для условий низкопроницаемых коллекторов, резервуаров нефти с аномально низкими температурами и пластовыми давлениями, остаточных запасов нефти обводненных зон, высоковязких нефтей, запасов нефти в подгазовых зонах;

• разработка и освоение технологических комплексов по бурению и добыче на шельфе морей и континентального склона;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• совершенствование технологий сооружения и эксплуатации геологоразведочных и нефтепромысловых объектов в сложных природно-климатических условиях;

• совершенствование и широкое освоение существующих и создание новых методов воздействия на пласты и увеличения нефтеотдачи.

Долгосрочная государственная политика в сфере добычи нефти должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих устойчивое развитие отрасли и предусматривать:

- налоговое стимулирование разработки трудноизвлека-емых запасов (в частности, путем дифференциации ставки налога на добычу полезных ископаемых);

- совершенствование системы недропользования в целях повышения заинтересованности недропользователя вкладывать собственные средства в воспроизводство минерально-сырьевой базы; ограничение через лицензионное соглашение минимального и максимального уровня добычи нефти на каждом лицензионном участке; обеспечение полной утилизации попутного газа и других ценных компонентов; ужесточение требований и условий выдачи лицензий и обеспечения действенного контроля за эффективной разработкой месторождений;

- совершенствование общей системы налогообложения нефтяного комплекса, которая является чрезвычайно усложненной и фискально ориентированной.

Достижение намечаемых уровней добычи нефти в стране и соответствующего развития геологоразведочных работ и транспортной инфраструктуры (включая строительство новых магистральных нефтепроводов и экспортных морских терминалов) требует кратного роста инвестиций в отрасль. Основным источником капитальных вложений в течение всего рассматриваемого периода будут собственные средства компаний, в том числе и тех, контрольные пакеты акций которых принадлежат государству.

При освоении новых районов добычи предполагается использование значительных государственных инвестиций в формирование транспортной и перерабатывающей инфраструктуры, а также привлечение кредитных средств на условиях проектного финансирования. Формирование приемлемого для целей проектного финансирования законодательства должно происходить в направлении совершенствования как лицензионной системы недропользования, так и в отдельных случаях - системы недропользования, построенной на применении режима соглашений о разделе продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.