Научная статья на тему 'Стратегия развития национальной банковской системы: тенденции современного этапа'

Стратегия развития национальной банковской системы: тенденции современного этапа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
387
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАНК / СЕКТОР / СИСТЕМА / НАДЗОР / МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рапопорт А. Л.

В статье рассматривается проблема формирования современной системы надзора за рисками банков. Главное внимание уделяется анализу изменений в политике регулирования деятельности коммерческих банков. Дается оценка перспектив развития системы государственного банковского регулирования и надзора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития национальной банковской системы: тенденции современного этапа»

Банковская система

стратегия развития национальном банковской системы: тенденции современного этапа

А. Л. РАПОПОРТ, соискатель кафедры банковского дела Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов России

В статье рассматривается проблема формирования современной системы надзора за рисками банков. Главное внимание уделяется анализу изменений в политике регулирования деятельности коммерческих банков. Дается оценка перспектив развития системы государственного банковского регулирования и надзора.

Ключевые слова: банк, сектор, система, надзор, менеджмент.

Угрозы развития

Рост доверия к банкам со стороны кредиторов и вкладчиков является одним из наиболее важных признаков стабильного функционирования банковской системы. Серьезным тормозом ее развития становятся значительные риски. Риски банковской системы, как и все риски управленческих решений, связаны с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора. В процессе принятия этих решений требуется оценить вероятность достижения желаемого результата, неудачи, отклонения от цели, проанализировать набор альтернативных решений.

Банковские риски различаются по характеру воздействия. Одну категорию рисков определяют обычно как опасность, угрозу потерь, вытекающих из специфики банковских операций [2]. Эти риски относятся к отдельным банкам. Риски банковской системы в целом не связаны с операциями банков [3]. Системным рискам подвергаются все банки, но в разной степени.

К системным рискам относят риски принятия законодательными и регулирующими органами решений, существенно меняющих условия деятельности банков: новые законы, нормативные акты, изменения правоприменительной практики. Имеют существенное значение и международные соглаше-

ния страны. Можно выделить также целую группу рисков банковской системы прямо связанных с состоянием экономики, бюджета, государственного долга. Также одним из видов постоянного системного риска является риск, связанный с темпом инфляции и изменением курса национальной валюты. Есть риски, которые невозможно предусмотреть: заявления руководителей правоохранительных органов о криминализации банковской системы, отрицательные выступления зарубежных экспертов.

В известной мере к системным рискам относятся локальные риски, угрожающие не всей банковской системе, а ее части. Они часто связаны с принципом «домино», возникают внутри банковской системы, когда у одного (обычно — крупного) банка концентрируются кредитные или расчетные риски ряда кредитных учреждений. Поэтому концентрацией рисков должны заниматься специализированные межбанковские организации.

Поскольку системные риски являются внешними (прямо не связанными с деятельностью конкретных банков или их клиентов), то управление системными рисками носит иной характер, чем управление рисками отдельных операций. Оно осуществляется в процессе разработки стратегии банка, мониторинга изменений, происходящих в экономике, аналитической работы.

Системные риски затрагивают не только банки, но и инфраструктуру банковской системы. Более того, системный риск несет и Центральный банк. Как регулирующий орган и одновременно главное звено банковской системы он может принимать решения, которые приносят отрицательные последствия не только для всей системы, но и для него самого. Но во власти Центрального банка также находится и право

принимать в сложной ситуации меры, позволяющие преодолеть кризис системы в целом.

Таким образом, и риски отдельных банков, и риски банковской системы — это риски потенциально опасные для всех ее элементов, но фактически затрагивающие их неопределенную часть. В связи с этим возникают два вопроса:

1) что представляет собой современная национальная система предотвращения этих рисков?

2) каким образом риски и система предупреждения и предотвращения рисков преломляются в стратегии развития национальной банковской системы?

система предотвращения

Функционирование банковской системы во всех странах находится под повышенным государственным контролем, что связано с общественным и социальным значением банков в экономике. Государственное регулирование банковской деятельности осуществляется законодательными органами посредством принятия соответствующих законов, а также уполномоченным государством специальным органом, устанавливающим регулятивные нормы и требования к кредитным организациям. Законодательством регулирование банковской деятельности посредством установления законодательных норм и регулятивных требований к кредитным организациям определяется как банковское регулирование.

Функция банковского регулирования тесно связана с проведением денежно-кредитной политики и организацией системы расчетов. Поэтому

банковское регулирование исторически осуществлялось центральными банками. В последние годы во многих странах мира банковское регулирование относят к компетенции специального органа по контролю за всеми финансовыми рынками и выводят из центрального банка. Указанная тенденция связана с глобализацией финансовых рынков, их тесной взаимозависимостью и стремлением снизить общественные издержки на осуществление государственного контроля.

Как правило, уполномоченный государством орган не относится к числу государственных институтов. Однако осуществляемое им регулирование следует характеризовать как государственное. Оно осуществляется от лица, по поручению и в интересах государства для обеспечения стабильного функционирования банковской системы.

Современное банковское регулирование в России носит комплексный характер и представляет собой систему мер воздействия, которая может быть определенным образом структурирована (см. таблицу). Анализ данных таблицы позволяет сделать следующие выводы: Во-первых, государственное регулирование может быть условно подразделено на косвенное и прямое. Во-вторых, каждое из направлений государственного воздействия несет в себе несколько составляющих.

Когда идет речь о методах прямого воздействия на деятельность коммерческих банков, то предполагается наличие системы специальных нормативных актов по вопросам осуществления банковской деятельности и надзора за соблюдением банковского

методы банковского регулирования

косвенного воздействия прямого воздействия

пруденциальные нормы и требования Бадзор Административное воздействие

1. Фонд обязательного резервирования. 2. Процентная политика. З.Операции Центрального банка на открытом рынке. 4.Валютное регулирование 1. Нормы, регулирующие предельные уровни банковских рисков. Представляют собой централизованно установленные экономические нормативы деятельности банка. 2. Нормы и требования к созданию кредитными организациями резервов, обеспечивающих стабильность: — образование резервного фонда кредитной организации; — целевые резервные фонды для покрытия различных банковских рисков: кредитного, риска обесценения ценных бумаг, убытков по другим активным операциям. 3. Требования выполнения отдельных банковских операций: кассовые операции, безналичные расчеты, порядок размещения и возврата средств кредитной организации 1.Регистрация и лицензирование деятельности кредитных организаций. 2.Анализ деятельности кредитных организаций. 3.Инспекцион-ная деятельность уполномоченного государством органа. 4.Оценка деятельности кредитных организаций, классификация по степени риска 1.Предупредительные меры воздействия: доведение до органов управления банка информации о недостатках, изложение рекомендаций, предложение предоставить программу мероприятий по устранению недостатков, установление дополнительного контроля. 2.Принудительные меры воздействия: штрафы, требование осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению, приведения величины собственного капитала и размера уставного капитала в соответствие с необходимыми величинами, требование реорганизации, ограничение проведения операций; ограничение затрат (на осуществление банковских операций, на открытие филиалов), требование о замене руководителей, назначение временной администрации, отзыв лицензии

законодательства. Прежде всего, это обязательные для банков и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной законами.

Следующим элементом банковского регулирования является установление для кредитных организаций специальных нормативов их деятельности, направленных на ограничение их рисков и защиту интересов клиентов и вкладчиков, а также общества в целом. К таким нормативам обычно относят минимальный размер рисков на одного заемщика, нормативы ликвидности, достаточности собственных средств, максимальный размер крупных кредитных рисков.

Третьим важным элементом направленного воздействия государства на деятельность коммерческого банка является возможность проводить проверки кредитных организаций на предмет соблюдения ими существующих правил поведения и установленных нормативов, а также получения банковской отчетности и иной необходимой информации о деятельности кредитной организации.

Четвертым элементом представляется система мер административного воздействия, применяемых к банкам — нарушителям банковского законодательства и финансово неустойчивым банкам. Она включает в себя систему штрафов, ограничений (запретов) на осуществление отдельных операций, а также введение индивидуальных обязательных нормативов, замену руководителя банка, систему требований по снижению рисков банковской деятельности. В случаях когда ситуация в банке выходит из-под контроля, либо финансовое положение становится неблагополучным, центральный банк может принять решение о назначении специальной временной администрации по управлению банком, либо в качестве крайней меры прекратить его функционирование, отозвав у него лицензию на осуществление банковской деятельности.

Таким образом, выстраивается система называемая банковским надзором, включающая совокупность мер по установлению и проведению в жизнь требований к кредитным организациям, направленных на обеспечение стабильного функционирования всей банковской системы.

Описание системы предотвращения кризиса будет не полным, если не охарактеризовать и ту систему, которая выстраивается самим банковским сообществом в процессе обсуждения на международном уровне проблем развития банковского сектора.

Глобализация финансовых рынков способствовала дерегулированию банковской деятельности, отмене законодательных ограничений, защищающих банки от чрезмерных рисков. Необходимость преодоления или минимизации рисков и обеспечения роста доходности банков привела к развитию финансовых инноваций. Начала развиваться концепция риск-менеджмента, заключающаяся в выборе банком допустимых объемов и видов рисков, а также в соблюдении определенных принципов управления ими в условиях конкуренции, инфляции и меняющейся политической и экономической обстановки.

По мере накопления опыта в странах с рыночной экономикой периодически обострялись проблемы банковских рисков, особенно кредитных. Возникла потребность в обобщении этого опыта и выработке оптимальных требований к системе банковского кредитования. В 1988 г. под эгидой Базельского комитета по банковскому регулированию и надзору было заключено «Соглашение о международной унификации расчета капитала и стандартам капитала» (Базель—1), установившее общие критерии достаточности капитала, приемлемые для банков, независимо от их страновой принадлежности. Первоначальные Базельские критерии стали важным шагом в направлении создания системы резервирования капитала на основе оценки риска и реализованы почти во всех странах, что способствовало укреплению международной финансовой стабильности.

Современный вариант Базельских соглашений (Базель—2) концептуально меняет подход к контролю над рисками (в первую очередь кредитными), где основная нагрузка ложится на коммерческие банки. Базель—2 состоит из 3 элементов: количественные требования к капиталу, надзор регулирующих органов и рыночная дисциплина [1]. Охарактеризуем вкратце роль надзорных органов, которая зафиксирована этим соглашением.

Базель—2 принципиально меняет подход к функциям органов банковского надзора (в России эти функции возложены на Центральный банк). Оценка и контроль над достаточностью капитала полностью возлагается на банки. Надзорные институты призваны осуществлять контроль за тем, насколько эффективно осуществляются внутренние контрольные процедуры по оценке рисков в банке. Прописываются следующие принципы осуществления государственного надзора за деятельностью коммерческих банков:

1) банки обязаны иметь в наличии отработанный метод оценки достаточности капитала в зависимости от рискованности операций. Помимо расчета минимального размера резервного капитала

банки обязаны отслеживать риски концентрации, риски присущие отдельным областям, по которым не рассчитывается резервный капитал;

2) данный процесс должен оцениваться надзорными органами, которые будут предпринимать меры в отношении тех аспектов внутреннего процесса, которые не отвечают установленным критериям;

3) банки при проведении операций будут оперировать капиталом не менее величины резервного капитала;

4) на надзорные органы возлагается обязанность вмешательства на ранних стадиях в случае снижения капитала ниже уровня, необходимого с учетом рискованности операций конкретного банка.

Таким образом, формируемый механизм функционирования и развития национальных банковских систем включает в себя не только блок государственного регулирования, но и такие структурные элементы, как международные профессиональные внутренние (корпоративные) системы оценки, предотвращения и регулирование угроз развития.

Формируемая стратегия

Стратегическим направлением развития банковской системы России является геополитическая направленность ее движения в мировое банковское сообщество. Важная роль в обеспечении конкурентоспособности страны на мировых рынках принадлежит эффективной банковской системе. Только в такой системе работают стабильные банки, владеющие современными приемами риск-менеджмента.

В России процесс дерегулирования проходил в 90-х гг. ХХ в. в форме резкого перехода от централизованной системы «одного банка» к децентрализованной двухуровневой системе, в которой разграничены функции центрального и коммерческих банков. В этот период были введены нормативы, принятые международным банковским сообществом: требования достаточности банковского капитала, ликвидности, к управлению банками, регистрации. Решение о вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО), сближение с ЕС предопределили необходимость дальнейшей либерализации национальных финансовых рынков, перехода банков на международные стандарты финансовой отчетности, активного взаимодействия с международными финансовыми организациями по широкому кругу вопросов.

Принятые меры способствовали последовательному развитию банковской системы страны. Однако в системе оценки деятельности российских банков сегодня отсутствует важный компонент — качество менеджмента банка, особенно риск-менеджмент.

Проблема заключается в том, что до сих пор не созданы условия развития такой ситуации, когда управление риском используется для улучшения деятельности банка, появления новых возможностей для него самого и его клиентов, создания системного подхода и динамичного процесса управления риском.

В отчете Центрального банка Российской Федерации «О развитии банковского сектора и банковского надзора в 2008 году» уточнена цель современного этапа развития банковского сектора, формулируемая как: «усиление роли в экономике страны при обеспечении системной устойчивости и повышения качества предоставляемых услуг» [4]. Одновременно очерчиваются и перспективы дальнейшего развития банковского регулирования в России.

В планах Банка России — в ближайшей перспективе произвести целый ряд изменений. Можно выделить следующие направления.

В сфере принятия решений о государственной регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности:

1) повышение требований к профессиональной компетенции и деловой репутации руководителей (кандидатов на должность руководителей) кредитных организаций (филиалов);

2) признание опыта руководства микрофинансовыми организациями для согласования кандидатов на должности в небанковских кредитных организациях;

3) решение обязать номинальных держателей представлять кредитной организации ежеквартально информацию о владельце акций кредитной организации (если доля превышает 1 %), в отношении которых он является держателем, в интересах данного владельца;

4) уточнение процесса принятия решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций в части: особенностей государственной регистрации изменений, вносимых в устав; соблюдения антимонопольного законодательства; уточнения порядка расчета стоимости имущества в неденежной форме, направляемого на оплату акций (долей); упрощения формы уведомления о приобретении (получении в доверительное управление) свыше 1 % акций (долей) кредитной организации; повышения транспарентности структуры собственности кредитной организации.

В сфере регулирования банковской деятельности стратегическим направлением выбрано развитие системы регулирования банковской деятельности на базе внедрения международно признанных норм международного опыта с учетом особенностей орга-

ФИБАБСЫ И КРЕДИТ

95

низации и функционирования российского рынка финансовых услуг и деятельности на нем кредитных организаций:

1) продолжить развитие риск-ориентированных подходов, базирующихся на оценке деятельности кредитных организаций, применении мер надзорного реагирования, исходя из содержания и реальной оценки рисков банковской деятельности;

2) продолжить совершенствование методологической базы функционирования кредитных организаций, что включает: уточнение основных положений консолидированного надзора и требований раскрытия информации кредитными организациями, банковскими группами, банковскими холдингами о своей деятельности перед заинтересованными пользователями; уточнение вопросов составления и предоставления в Банк России консолидированной отчетности банковских групп; регламентация методологии и процедуры осуществления консолидированного надзора; реализация в нормативной базе Банка России Положений первой компоненты Базель—2 (минимальные требования к капиталу); разработка подходов к внедрению второй компоненты Базель—2 (надзорный процесс);

3) продолжить совершенствование методологии и расчетов: определения капитала; обязательных нормативов кредитной организации и надзора за их соблюдением; формирования резервов под возможные потери;

4) форсировать установление процедуры предъявления территориальными учреждениями Банка России требований по доформированию резервов по ссудам в рамках одной категории качества и применения мер надзорного реагирования при наличии разных оценок обесценения ссуд;

5) продолжить создание системы взаимодействия Банка России и внешних аудиторов кредитной организации;

6) разработать подходы к урегулированию на законодательном уровне вопроса создания кредитными организациями общих фондов банковского управления.

В сфере инспектирования деятельности кредитных организаций планируется дальнейшее развитие деятельности по следующим направлениям:

1) обеспечить получение значимой надзорной информации о состоянии кредитных организаций;

2) обеспечить повышенное внимание к кредитным организациям, оказывающим существенное влияние на финансовую устойчивость банковского сектора;

3) развивать правовое обеспечение инспекционной деятельности.

В целях дальнейшего укрепления доверия к банковской системе в спектре внимания Банка России будут находиться также: страхование вкладов физических лиц; мероприятия, направленные на поддержку и финансовое оздоровление кредитных организаций; контроль за ликвидацией кредитных организаций и противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Таким образом, можно сделать ряд выводов. Перспективным направлением развития государственного регулирования деятельности коммерческих банков в России является формирование системы, основывающейся на постоянном аналитическом обследовании банков. Выстраиваемая система аналитического обследования, во-первых, базируется на методах, аналогичных используемым частными аналитиками, и, во-вторых, нацелена на установление взаимосвязи между анализом банковского риска и процессом банковского надзора. Целью реализации указанных направлений является обслуживание общественных потребностей как ключевой фактор поддержания стабильности и надежности национальной финансовой системы.

Бесспорно, банковская система нуждается в совершенном регулировании и надзоре. Единственное, о чем не стоит забывать при реализации запланированных мероприятий, так это о том, что помимо эффективного надзора другими факторами, способствующими стабильности банковской системы и финансовых рынков, являются эффективная и последовательная макрополитика, развитая инфраструктура финансового сектора, эффективная рыночная дисциплина и адекватная система обеспечения стабильного функционирования банковской системы.

Список литературы

1. Базельский процесс: Базель—2. Управление банковскими рисками/ В. Н. Вяткин, В. А. Гамза. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. С. 25—96.

2. ГрюнингХ. Ван, Брайович Братанович С. Анализ банковских рисков. Система оценки корпоративного управления и управления финансовым риском / Пер. с англ.; вступ. сл. д. э. н. К. Р. Тагирбекова. М.: Издательство «Весь Мир», 2007. С. 251—270.

3. Милюков А. И. Тенденции развития банковской системы России и их влияние на риски// Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований: Проблемы управления банковскими и корпоративными рисками М.: Финансы и статистика, 2005. С. 11-17.

4. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2008 году. Центральный банк Российской Федерации. 2009. www.cbr.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.