СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕСПУБЛИКЕ АЗЕРБАЙДЖАН ФОРСАЙТ-2020
Р.А. Караев,
профессор, руководитель лаборатории Института кибернетики НАН Азербайджана
Адрес: Азербайджан, г. Баку, ул. Б. Вагабзаде, д. 9
E-mail: [email protected]
^ Дается анализ Национальной стратегии информатизации на период до 2015 г. Отмена ются ограниченные возможности рейтинговой концепции ITU при решении вопроса дальнейшего развития ИКТ, связанного с Концепцией развития страны до 2020 г. Поднимается вопрос разработки рыночной стратегии, отражающей миссию ИКТ на этапе перехода Республики от
і ресурсно-экспортной к ресурсно-инновационной («ненефтяной») экономике. )
Ключевые слова: информационно-телекоммуникационные технологии, стратегия развития, «ненефтяная» экономика, миссия ИКТ, Азербайджан
1. Введение
В последние годы Азербайджан столкнулся с системными вызовами, отражающими мировые тенденции и внутренние особенности социально-экономического развития. К главным из них относится — укрепление роли информационнокоммуникационных технологий (ИКТ) на этапе перехода от ресурсно-экспортной к ресурсноинновационной («ненефтяной») экономике.
Глубокое понимание и адекватная оценка роли ИКТ нашли отражение в двух основополагающих документах, принятых высшим руководством страны:
1. «Национальной стратегии (на 2003-2012 годы) по информационным и коммуникационным технологиям для развития Азербайджанской Республики» (далее — Национальная стратегия), утверж-
денной 17.02.2003 г. общенациональным лидером Президентом Г.Алиевым;
2. «Государственной Программе на 2005-2008 годы по развитию связи и информационных технологий Азербайджанской Республики (Электронный Азербайджан), утвержденной 21.10.2005 г. нынешним Президентом И.Алиевым.
Достижение приоритетов, определенных Национальной Стратегией, и целей, определенных Государственной Программой, составили основу всего последующего развития отрасли.
Новый этап в развития ИКТ знаменовал Указ главы государства «О некоторых мерах в области организации оказания государственными органами электронных услуг» от 23.05.2011 г., открывший широкие возможности для применения электрон-
ных услуг в стране. В рамках выполнения указа создан Национальный центр сертификации, введена электронная подпись, с целью организации и использования электронных услуг госорганов на основе принципа «единого окна» создан Портал электронного правительства, ведутся работы по размещению здесь услуг госорганов.
В результате развития национального сегмента Интернета, неоднократного понижения цен, пропаганды современных средств подключения к Интернету, в том числе широкополосных, беспроводных и мобильных средств, создания благоприятных условий для деятельности провайдеров и интернет-клубов параметры охвата Азербайджана доступом к сети Интернет существенно возросли.
Если в 2010 г. на каждые 100 человек приходилось 50 интернет-пользователей, а в 2011 г. их число достигло 60 процентов всего населения страны. Приблизительно половина интернет-пользователей обзавелась широкополосным доступом. Это больше общемирового среднего показателя приблизительно в 2,5 раза
По мнению министра связи и информационных технологий Азербайджана акад. А. Аббасова (http:// www.e-azerbaijan.info/ru/standpoint/read/26), в целом развитие отрасли соответствует Национальной стратегии. Перед отраслью была поставлена цель: до 2009 г. достичь среднемировых показателей в отрасли. Текущее состояние отрасли свидетельствует о том, что это получилось. Цель второго этапа Национальной стратегии состояла в том, чтобы к 2013 г. приблизиться к показателям развитых стран.
Основная задача проведенного нами исследования состояла в том, чтобы оценить возможность достижения этой глобальной цели с учетом сложившихся трендов и определить факторы дальнейшего развития отрасли на период до 2020 г., определенного Концепцией развития страны «Азербайджан-2020: взгляд в будущее».
2. Трудности оценки стратегии
Работы по созданию инструментов измерения прогресса в построении информационного общества и использовании ИКТ ведутся с 2001 г. В настоящее время разработано несколько систем мониторинга, которые используются для межстранового рейтингового анализа. Практика применения этих систем повсеместно демонстрирует многочисленные трудности, с которыми сталкиваются и непосредственные пользователи систем, и международные статистические агентства при сборе данных. В частности:
♦ системы мониторинга имеют разную целевую ориентацию (например, «Индекс сетевой готовности», «Индекс развития ИКТ», «Индекс экономики знаний» [1, 2] и др.) и соответственно используют разные наборы показателей, разные шкалы и разные модели агрегирования;
♦ наборы показателей и методы агрегирования непрерывно корректируются по мере прогресса в методологиях оценки;
♦ имеют место существенные задержки с публикацией результатов мониторинга;
♦ подробные сведения о методах сбора данных, экспертах и методологиях оценки не всегда находятся в открытом доступе;
♦ большинство исследований дают мало информации о том, каким образом их показатели были построены и почему, или как они могут быть скорректированы;
♦ отсутствуют данные по отдельным пунктам опросных листов;
♦ некоторые страны не представляют статистические отчеты из-за отсутствия необходимых ресурсов для сбора данных;
♦ имеет место излишнее доверие к данным из административных источников и отсутствует возможность проверки их достоверности.
Указанные трудности присущи и местной практике и, несомнененно, говорят об условности выбора некоторого общего индикатора, позволяющего оценить текущее состояние ИКТ в Республике и прогнозировать достижимость показателей развитых стран, провозглашенную Национальной стратегией.
В настоящей статье нами в качестве такого индикатора выбран «Индекс развития ИКТ (IDI)», предложенный International Telecommunication Union (ITU) [1]. Индекс широко используется в настоящее время в международной рейтинговой практике.
3. Индекс развития ИКТ (IDI)
Индекс развития ИКТ (ICT Development Index, IDI) является индикатором общего прогресса отдельных стран в направлении построения информационного общества. Индекс IDI разработан ITU в 2007 г., и служит инструментом для измерения и сравнительного анализа состояния ИКТ на глобальном, региональном и национальном уровнях.
Место Азербайджана в рейтинге стран по этому индексу входит в число контрольных показателей Национальной стратегии (2003-2012 гг.) и Государственной программы (2005-2008 годы).
Название объединенного индекса «ICT Development Index» отражает его основную цель — отслеживать прогресс в развитии ИКТ в разных странах, а также показывать глобальное цифровое неравенство, т.е. различия между странами, имеющими разные уровни развития ИКТ.
3.1. Структура индекса IDI
Основу индекса IDI составила трехуровневая модель движения к информационному обществу (рис. 1), определившая три субиндекса, образующих IDI:
■ф’ Субиндекс 1 «Инфраструктура и доступность ИКТ» (ICT Readiness (Infrastructure and Access));
Ф Субиндекс 2 «Использование ИКТ» (ICT Use (Intensity));
■ф Субиндекс 3 «Знания и навыки в сфере ИКТ» (ICT Capability (Skills)).
В процессе разработки IDI для каждого субиндекса были предложены наборы потенциальных показателей, из которых затем было выбрано 11 наиболее подходящих.
Субиндекс 1 «Инфраструктура и доступность ИКТ» включает показатели: «количество фиксированных телефонных линий на 100 жителей», «количество пользователей мобильной телефонной связи на 100 жителей», «пропускная способность международного Интернет-канала (бит/с) на одного пользователя», «доля домохозяйств, имеющих компьютер», «доля домохозяйств, имеющих доступ к Интернету дома.
Субиндекс 2 «Использование ИКТ» основывается на результатах показателей субиндекса 1, т.е. показывает фактическое использование, а также уровень интенсивности использования ИКТ, обозначенных в субиндексе 1. К сожалению, данные по использованию ИКТ по многим показателям, которые предполагалось включить в субиндекс 2, недоступны для ряда развивающихся стран, поэтому в дальнейшем, по мере появления соответствующей статистики, количество показателей данного субиндекса предполагается увеличить. Субиндекс 2 включает показатели: «количество Интернет-пользователей на 100 жителей», «количество абонентов фиксированного Интернет-соединения», «количество абонентов мобильного Интернет-соединения».
Субиндекс 3 «Знания и навыки в сфере ИКТ». При разработке IDI предполагалось, что в этот субиндекс войдут показатели, отражающие уровень знаний и навыков населения страны в сфере ИКТ. Однако по большинству развивающихся стран подобные данные недоступны, поэтому в качестве замены были выбраны показатели уровня образования. В
и доступность ИКТ
Использование
ИКТ
=Индекс=
^развития: ИКТ=
Знания и навыки в сфере ИКТ
Влияние ИКТ (результаты)
Рис. 1. Стадии развития стран на пути к информационному обществу, Источник: [1, P. 8].
дальнейшем, по мере появления соответствующей статистики, существующие показатели будут заменены на показатели, отражающие уровень знаний и навыков в сфере ИКТ, а не уровень образования в целом. Вся информация по показателям субиндекса 3 предоставляется Институтом статистики ЮНЕСКО. Показатели субиндекса: «уровень образования взрослого населения», «валовой охват средним образованием», «валовой охват высшим образованием».
3.2. Модель агрегирования индекса ГО!
Для расчета сводного индеса ГО1 используется модель «взвешенной суммы». При этом все показатели в рамках субиндексов имеют равные веса. Как объясняют разработчики индекса ГО1, это сделано для того, чтобы применяемая методология расчета была максимально простой.
В отличие от показателей субиндексы имеют разные веса в конечном индексе. Субиндекс «Инфраструктура и доступность ИКТ» и субиндекс «Использование ИКТ» имеют вес 40%. Субиндекс «Знания и навыки в сфере ИКТ» имеет вес 20%, так как на данный момент он представлен показателями-заменителями, отражающими общий уровень образования, а не показателями уровня знаний и навыков в сфере ИКТ.
4. Текущее состояние ИКТ в Республике
Индекс ГО1 был разработан для оценки текущего состояния и динамики изменений в сфере ИКТ как в развитых, так и в развивающихся странах. За последние годы целый ряд стран, в том числе и некоторые развивающиеся страны, добились весьма существенных успехов по индексу ГО1, как в абсолютной, так и в относительной оценках. Азербайджан входит в число таких стран с «динамично развивающимися» ИКТ. В стране высокие и выше средних темпы роста наблюдались как по субиндексу доступа, так и по субиндексу использования, что указывает на развитие в Азербайджане информационного общества.
С точки зрения развития ИКТ между странами наблюдаются значительные различия. По данным [1] уровень индекса ГО1 колеблется от 0,8 для страны, находящейся в конце рейтинга, до 8,4 для страны, занимающей в этом рейтинге первое место (по шкале от 1 до 10). В динамике, увеличилась разница между странами в начале и в конце рейтинга, при этом более существенный прогресс наблюдается у лидеров рейтинга, и практически отсутствует у стран, занимающих самые последние его места.
В целом в 2011 году уровни индекса ГО1 в развивающихся странах составили по своей величине примерно половину от уровней индекса в развитых странах, при этом относительные темпы роста в развивающихся странах являются более высокими.
Азербайджан вошел в число стран с высоким показателем развития по индексу ИКТ. В период с 2002 по 2010 г. Азербайджан в мировом рейтинге поднялся на восемь позиций — с 100-го на 74-е место, при этом абсолютное значение индекса увеличилось на 2,07 — с 1,71 до 3,78, что выше среднего прироста индекса для всей группы анализируемых стран.
5. Оценка перспектив развития ИКТ и достижимости цели, установленной Национальной стратегией
Анализ многолетней динамики индекса ГО1 Азербайджана за период 2002 — 2010 гг. показывает следующее:
1. В группе стран СНГ индекс развития ИКТ Азербайджана (74) относительно диапазона ведущих странах СНГ (Россия — 47, Казахстан — 68) все еще существенно отстает.
2. Сопоставление Азербайджана с ведущими 20 странами — мировыми лидерами рейтинга ГО1 свидетельствует о значительном отставании Азербайджана по интегральному индексу развития ИКТ.
В контексте Национальной стратегии интерес представляет исследование возможности преодоления этого отставания и достижения показателей ведущих стран мира. Такое исследование может быть проведено на основе наблюдаемой многолетней динамики индекса ГО1 и прогнозирования трендов изменения индекса ГО1 в 20 ведущих странах мира и в Азербайджане.
Горизонт прогноза был принят равным 2015 г., т.е. он перекрывает сроки достижения глобальной цели Национальной стратегии (2013 г.) и дает возможность проследить за темпами приближения страны к показателям ГО! развитых стран в среднесрочной пер-
спективе. Прогнозирование трендов было осуществлено на основе методов регрессионного анализа и выполнено с помощью пакета Microsoft Office Excel 2003. Пакет имеет специальный аппарат для графического анализа временных рядов данных и построения линий тренда, которые могут использоваться для целей прогнозирования. В использованной версии Excel существует 10 различных видов линий тренда. Из возможных видов линий тренда была выбрана «экспоненциальная» функция, которая используется в случаях, когда скорость изменения данных непрерывно возрастает. Это соответствует характеру изменения индекса IDI во всех рассматриваемых странах.
Позиционирование Азербайджана по отношению к 20 ведущим странам осуществлялось в рамках диапазона индексов IDI, демонстрируемых страной, открывающей (Республика Корея) и страной замыкающей (Израиль) эту двадцатку на период отчета ITU [1]. Рассматривались также динамика и ожидаемые тренды индекса IDI России, которая на текущий момент имеет самый высокий рейтинг IDI среди стран СНГ. Параметр R, приводимый для трендов на диаграммах, показывает степень достоверности аппроксимации. В настоящем исследовании в качестве принятых трендов, за исключением случаев, противоречащих здравому смыслу, выбирались аппроксимации с максимальными значениями R. Все исходные данные получены из докладов ITU [1] и WEF [2]. Эти данные сформатированы и масштабированы для построения соответствующих графиков и представлены в табл. 1.
Таблица 1. Значения индексов IDI (2002 - 2010 гг.)
Год Республика Корея Израиль Россия Азербайджан
2002 5,83 4,24 3,93 1,71
2003 6,41 4,81 3,88 1,99
2004 6,56 5,01 3,74 2,10
2005 6,85 5,15 3,98 2,23
2006 5 ,0 7, 3 LO 5, 4,30 5 LO 2,
2007 6 ,2 7, 5,6 7 СЧ 4, 2,71
2008 5 ,8 7, 0 CN 6, 2 4, 9 CN 3,
2009 7,91 9 СО 6, 7 4, 3,31
2010 8,4 6,87 5,38 3,78
На рис. 2 приведены графики изменения индекса IDI Азербайджана и диапазон 20 ведущих стран мира, а также их тренды до 2015 года.
По результатам рейтинга ITU 2011 г. [1] в качестве стран открывающих и закрывающих диапазон 20 ведущих стран мира были выбраны соответственно Республика Корея и Израиль.
Приведенные графики показывают, что хотя отставание Азербайджана (3,78) от Израиля (6,87), имевшее место в 2010 г., к 2015 г. несколько сократится, и Азербайджан в 2014 г. может догнать Россию, тем не менее, индекс развития ИКТ (IDI) Азербайджана будет примерно в полтора раза меньше значения нижней границы диапазона 20 ведущих стран.
При этом, согласно приведенным графикам, значение индекса IDI Азербайджана в 2015 году приблизится к индексу IDI Израиля, представляющего нижнюю границу диапазона 20 ведущих стран, которую он имел в 2008 году. Это означает, что отставание Азербайджана от ведущих стран составляет 7 лет.
6. ИКТ Азербайджана — 2020: взгляд в будущее
Таким образом, если развитие ИКТ в Азербайджане в течение прогнозируемого периода будет происходить в условиях действия прежней совокупности факторов внутренней и внешней среды, то заданная Национальной стратегией цель достигнута не будут.
Здесь уместен вопрос: а отражает ли в полной мере индекс IDI положение дел в отрасли и достаточен ли он для дальнейшего управления развитием ИКТ? Очевидно, что нет.
Сегодня, на этапе перехода Республики к «ненефтяной» экономике, ИКТ становятся важным стратегическим ресурсом. Поэтому необходим более действенный адекватный подход к эффективному использованию этого ресурса, позволяющий перейти от узкоотраслевой рейтинговой доктрины ITU («догнать и перегнать»), к разумной и сбалансированной стратегии информатизации, отражающей социально-экономическую миссию ИКТ и стратегические цели информатизации на данном этапе.
Вопрос перехода к такой стратегии актуален и в контексте позиции ОЭСР, отмечающей, что сегодня в условиях информационного бума регионы могут инвестировать чрезмерные средства в ИКТ «либо в стремлении компенсировать недостаток квалификации, либо из-за отсутствия четкой рыночной стратегии информатизации» [5, с. 37].
Разработка четкой рыночной стратегии информатизации жизненно важна и для инвестиционной политики отрасли, и для экономики в целом. В настоящее время в Республике намечаются и осуществляются многомиллиардные (в долл. США) амбициозные проекты [3, 4]:
♦ создание Общенациональной Инновационной Зоны в сфере ИКТ;
♦ запуск двух геостационарных телекоммуникационных спутников, ориентированных на предоставле-
♦ Республика Корея Д Россия О Израиль Азербайджан
Рис. 2. Графики изменения индексов Ю! и их тренды до 2015 года.
Диапазон 20 ведущих стран мира
ние теле-радио услуг населению страны и арендное обслуживание соседних стран региона;
♦ запуск спутника для дистанционного зондирования Земли в народнохозяйственных целях;
♦ участие в строительстве «ТрансЕвразийской Информационной СуперМагистрали», соединяющей Европу с Китаем;
♦ разработка и реализация крупномасштабной (2 млрд. долл. США) Государственной программы по обеспечению кибербезопасности и информационной безопасности;
♦ развитие технологий «облачных вычислений» и др.
Эффективность этих проектов уже не может оцениваться традиционными методами ТЭО. Расчеты, выполненные западными консалтинговыми компаниями по отдельным проектам, не учитывают макроэкономическую ситуацию в стране и в значительной степени отвечают интересам «поставщиков» ИКТ, а не «заказчика». Сегодня эффективность проектов должна оцениваться в рамках единой рыночной стратегии, учитывающей:
1) ожидаемое истощение запасов углеводородных ресурсов,
2) растущую турбулентность внешней среды,
3) цели и приоритеты Концепции развития страны на период до 2020 г. [3],
4) серьезные внутренние проблемы (Р) национальной экономики (табл. 2), в решении которых государство хотя и отводит приоритетную роль отрасли ИКТ (показатель «Важность ИКТ для государства» — 14 (142) свидетельствует об исключительной поддержке государством отрасли ИКТ, опережающей
многие развитые страны), но сталкивается с серьезными трудностями, преодоление которых потребует определенного времени.
Таблица 2.
Р-профиль экономики Азербайджана [1, 2, 6]
Доля нефтегазового сектора
в экспорте страны (2006-2012).....................75-95%
Важность ИКТ для государства.....................14(142)
Индекс конкурентоспособности.....................57(139)
Индекс экономической свободы.....................91(179)
Качество бизнес-среды............................80(142)
Уровень коррупции...............................134(181)
Знания и навыки в сфере ИКТ-менеджмента.........100(142)
Доступ к венчурному капиталу.....................54(142)
Степень использования ИКТ бизнесом..............108(142)
Хорошие возможности для разработки долгосрочной рыночной стратегии развития ИКТ, отвечающей Концепции развития страны до 2020 г. в сегодняшних сложных условиях, открывает парадигма форсайт-прогноза («коллективного архетипа» будущего) [7] и такие эффективные инструменты поддержки, какдинамический PEST&SWOT-анализ, методы стратегического и сценарного планирования, технологии когнитивного моделирования [8].
Ключевым в решении вопроса является переход от волюнтаристского метода формирования стратегии, лежащего в основе сегодняшней политики информатизации, к научному, рассматривающему стратегию развития ИКТ не только как объект измерения,
Литература
1. Measuring the Information Society 2011 / International Telecommunication Union (http://www.itu.int/ ITU-D/ict/publications/idi/2011/index.html).
2. The Global Information Technology Report 2012 / World Economic Forum, INSEAD http://www.weforum. org/en/initiatives/gcp/Global%20Information%20Technology%20Report).
3. Аббасов А.М. Азербайджан-2020: Взгляд в будущее. Реалии и перспективы ИКТ. Газета «Азербайджан», 3 июля 2012 г. (www.azerbaijan.news.az).
4. Aliguliyev R., Gurbanov G. Big Ambitions in Rapidly Changing World: Azerbaijan // Measuring the Information Society, International Telecommunication Union. 2011. (http://www.itu.int/ITU-D/ict/publications/idi/2011/ index.html).
5. Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР). Наука, Технологии и Промышленность: Перспективы 2008. (http://www.oecd.org/html).
6. Индекс восприятия коррупции ( http:// ru.wikipedia.org/wiki/).
7. Hines A., Bishop P. Thinking about the future: Guidelines for Strategic Foresight. — N.Y.: Fre Press. 2007. 357 p.
8. Караев Р.А., Гюльмамедов Р.Г. Проблема выбора стратегии реализации ИКТ— потенциала инновационных регионов: когнитивный анализ // Экономика и управление. — 2010. — № 7 (57). — С. 34-39.
9. Managing Nano-Bio-Info-Cogno Innovations: Converging Technologies in Society. — National Science Foundation.USA. 2006. (http://www.wtec.org/ConvergingTechnologies/3/NBIC3_report.pdf)
10.Mintzberg H. The Rise and Fall of Strategic Planning. — N.Y.: Free Press, 1994.
но и как объект управления [8]. Это — принципиальный момент, создающий предпосылки для синтеза эффективных стратегий.
Особую роль здесь призваны сыграть когнитивные технологии. В 2006 г. Национальный научный фонд США, под эгидой которого ведется львиная доля научных исследований в Америке, выпустил отчет, прогнозирующий развитие науки в ближайшие 50 лет [9]. Отчет был назван <^В1С-конвергенция» ^ - это нанотехнологии, В - биотехнологии, I - информационные технологии, С - когнитивные технологии) и определил главные тренды в мировой науке ближайших десятилетий. Революция информационных технологий началась еще в 60-е, бурный прогресс биотехнологий развернулся в 90-е годы, нанотехнологий — в начале этого века. Сегодня начинают стремительно развиваться когнитивные технологии, в том числе, и когнитивные технологии управления развитием социально-экономических объектов.
Когнитивные технологии открывают новую (не исключено, уникальную) возможность осуществлять афферентный синтез стратегии развития ИКТ ( в смысле Г. Минтцберга [10, с. 127]) с учетом:
■ф всех перечисленных в табл. 2 проблем национальной экономики;
•ф противоречивости интересов стейкхолдеров (государство, бизнес, наука, население);
•ф неполноты и неточности статистики;
■ф многовариантности будущего (оптимистический, инерционный, пессимистический сценарии). ■