Стратегия развития газовой промышленности России
(наиболее актуальные пути дальнейшего совершенствования стратегического управления)
АА. Макаров
Директор Института энергетических исследований РАН, член-
корреспондент РАН
ВА. Смирнов
Доктор экономических наук, профессор Института энергетических исследований РАН
В статье рассматривается вопрос о структуре и возможных вариантах специфической транснациональной межотраслевой промышленно-финансовой группы (с ядром в виде Единой газоснабжающей системы), отличающейся особой динамичностью своего строения и структуры. Рассмотрена система критериев отбора эффективных вариантов структур финансово-промышленной группы (ФПГ) и обоснована эффективность некоторых из этих вариантов. Несколько расширено представление о миссиях (ролях) ФПГ на базе газовой промышленности .
❖
❖
❖
Установлено, что на современном этапе развития газовой отрасли России её стратегическая роль имеет ключевое значение для развития экономики страны в целом. Представляется весьма актуальной задача обосновать организационную систему стратегического комплекса управления, реализующего на перспективу четыре главные миссии (роли) газовой отрасли: политическую, экономическую, социальную и экологическую.
1. Политическая роль.
Единая система газоснабжения (ЕСГ)
- ключевая инфраструктура российской экономики, одна из трёх реально функционирующих национальных интегрирующих систем
(наряду с РАО ЕЭС и РЖД). Разветвлённая сеть магистральных и распределительных газопроводов объединяет 66 субъектов Российской Федерации, обеспечивая в них свыше 60% потребности в энергоресурсах. Через ЕСГ и газопроводы-отводы обеспечиваются природным газом свыше 680 городов, свыше 780 посёлков городского типа и 19,7 тысяч сельских населённых пунктов.
ЕСГ - один из немногих рычагов стратегической поддержки развития депрессивных регионов. Убедительно продемонстрировав это применительно к Европейскому и Тюменскому Северу, в дальнейшем отрасль должна решать аналогичные, но ещё более сложные задачи на Востоке. В настоящее время в Восточносибирском и Дальневосточном регионах доля газа в потреблении топливно-
энергетических ресурсов составляет лишь 6,8%, здесь газифицирован только Норильский промышленный узел, имеются локальные сети в Республике Саха (Якутия), Сахалинской области и Хабаровском крае. При этом, несмотря на значительные запасы углеводородного сырья, Дальний Восток подвержен хроническим энергетическим кризисам и в значительной степени зависит от привозных углей и мазута. Использование природного газа в производственных процессах даст исключительный эффект по сравнению с другими видами топлива за счёт их интенсификации, создания новых отраслей промышленности (газохимической, гелиевой и др.), повышения качества и конкурентоспособности производимой в регионе продукции, снижения её энергоёмкости. Развитие газовой промышленности в этих регионах обеспечит рабочие места, рост поступлений в местные бюджеты и заказы для местной промышленности.
ОАО "Газпром" контролирует 114 и имеет доли участия в 71 газораспределительной организации (ГРО), которые эксплуатируют 403 тыс. км распределительных газопроводов (75% от общей протяженности в России) и ежегодно подают потребителям около 160 млрд м3 газа (58% газа, поставляемого всеми ГРО России). Почти 70% газа население России получает по газораспределительным сетям ОАО "Газпром". Объединение "Газпромом" ГРО дополнительный инструмент усиления вертикали власти.
Увеличение государственного пакета в объединённой компании ОАО "Газ-пром"-"Роснефть" обеспечивает сохранение и усиление государственного контроля над ключевым сырьевым сектором национальной экономики.
2. Экономическая роль.
Газовая отрасль является основным поставщиком сырья для производства электроэнергии, минеральных удобрений, газо- и нефтехимических отраслей промышленности. Природный газ является основой энергопотребления десятков тысяч промышленных и сельскохозяйственных предприятий, на нём вырабатывается
свыше 42% электрической и 66% тепловой энергии в стране. В настоящее время газовая отрасль по сути осуществляет спонсирование других отраслей за счёт низких цен на газ. Это в определённой мере позволило предотвратить катастрофический спад промышленного производства в стране, однако в перспективе этот эффект необходимо убирать.
Отрасль обеспечивает заказами другие сектора экономики (металлургию, машиностроение, телекоммуникации и т.д.), внося существенный вклад в общий рост промышленного производства, т.е. действует как мультипликатор экономического роста.
В перспективе отрасль может стать катализатором технологического развития экономики за счёт новых наукоёмких проектов (например, предложения акад. Е. П. Велихова по освоению Ямала).
3. Социальная роль.
Повышение уровня жизни населения за счёт газификации. Природным газом пользуется более 80 млн жителей России. В среднем по России уровень газификации составляет около 53 % (в сельской местности - 33,1%, в городах и посёлках городского типа - 60,2%).
Создание высокооплачиваемых рабочих мест. Общая численность персонала Группы "Газпром" на конец 2003 года составила 330 тыс. человек. В 2003 г. средняя зарплата составила 20,3 тыс. руб. Помимо этого отрасль обеспечивает повышение профессионального уровня работников, обеспечение их социальной поддержки (поддержка учебных заведений по подготовке кадров для газовой промышленности, сети объектов социальной инфраструктуры, решение вопросов переселения работников ОАО "Газпром", его дочерних обществ и пенсионеров из их числа из районов Крайнего Севера; организация медицинской инфраструктуры охраны здоровья работников ОАО "Газпром" и его дочерних обществ, участие в развитии системы здравоохранения субъектов РФ).
Бюджетообразующая отрасль, обеспечивающая реализацию социальных программ. Газовая отрасль
обеспечивает более 20 % валютной выручки и около 25% налоговых поступлений в федеральный бюджет. В 2004 году ОАО "Газпром" намерен выплатить по всем видам налогов 363 млрд рублей.
Спонсорская и благотворительная деятельность.
4. Экологическая роль.
За 1990-1998 гг. энергоёмкость ВВП выросла на 22%. Это значительно замедлило процесс снижения эмиссии парниковых газов по сравнению с тем, что можно было бы ожидать при происходившем в эти годы спаде экономики. Частичное сдерживание эмиссии произошло благодаря существенному увеличению в структуре потребления доли экологически самого чистого топлива - природного газа, в частности - в электроэнергетике. С 1990 по 1998 гг. доля природного газа во внутреннем потреблении выросла с 41,4% до 48,9%. По расчётам Института энергетических исследований РАН, именно это позволило уменьшить выбросы парниковых газов в России на 4-5%.
Программа газификации регионов способствует улучшению экологической обстановки в таких районах страны, как Мурманская и Архангельская области, Краснодарский край, Карелия, южные районы Западной и Восточной Сибири.
Использование природного газа в качестве моторного топлива позволяет заметно снизить токсичность автомобильных выбросов и тем самым способствует решению проблемы, особенно актуальной для крупных городов. Сегодня свыше сорока регионов России предусмотрели работы по переводу транспорта на газомоторное топливо. В двадцати регионах приняты целевые программы газификации транспорта. Среди них: Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Воронежская, Липецкая, Рязанская, Тверская, Тюменская области и др.
Таким образом, миссию газовой отрасли в развитии России можно сформулировать следующим образом: стратегичес-
кая монополия, являющаяся одним из гарантов экологической, энергетической, экономической и в целом национальной безопасности России, её политической и социальной стабильности.
Представляется, что указанное ключевое положение может быть дополнено другим основным фактором развития концепции стратегического управления - формированием основных положений развития организационной системы стратегического управления.
Организационная система стратегического управления, её основные положения всё ёщё находятся в поле острых дискуссий. Был период, когда возобладала точка зрения дезинтегрировать существующую Единую систему газоснабжения, вплоть до "атомиза-ции" её элементов. Это оправдывалось якобы усилением и развитием конкурентной среды внутри газовой промышленности и соответственно надеждами на повышение экономической эффективности функционирования и развития отрасли.
Это был период острой угрозы целостности Единой системы газоснабжения и соответственно угрозы всем четырём вышеназванным миссиям стратегии развития отрасли.
Одновременно руководство отрасли и научная общественность обосновали развитие газовой промышленности как целостного единства, причём эффекты целостности по всем миссиям превышают эффекты внутренней конкуренции. В итоге был сформулирован основной тезис стратегического управления в отрасли - опора не на эффекты внутренней конкуренции "газ-газ", а ставка на внешнюю конкуренцию: межстрановую и с другими энергоносителями. К этому основополагающему утверждению мы в дальнейшем ещё вернёмся.
Новая угроза возникла, когда с подачи Правительства РФ (1995-1996 гг.) часть руководства "Газпрома" пошла на поводу идеи узкой "специализации" ОАО "Газпром" исключительно на газе. Это давало основание даже "отрезать" некоторые части межотраслевого промышленно-финансового комплекса во имя указанной специализации. Концепция специализации имеет право на суще-
ствование там, где доказана её эффективность. Залогом функционирования специализированного производства является наличие стабильности в условиях и факторах производства. В условиях неопределённости, особенно когда речь идёт о широких "вилках" траекторий возможного развития, а также и при ряде других обстоятельств специализированное производство резко снижает показатели своей эффективности. Это доказано всем ходом развития экономик многих стран.
Фактически указанные угрозы были отвергнуты самой жизнью. Уже давно на базе газовой промышленности сформировался как минимум многоотраслевой промышленно-финансовый комплекс, а наиболее адекватная содержательная характеристика перспектив этого комплекса: "транснациональная многоотраслевая промышленно-финансовая группа (с ядром в виде ЕСГ), отличающаяся особой динамичностью своего строения и структуры".
Особый динамизм указанной ФПГ придаёт включение в Группу существенной части активов нефтяной промышленности, частично активов электроэнергетической отрасли. Всё это актуализирует задачи оптимизации состава и структуры рассматриваемой специфической финансово-промышленной группы. Однако прежде чем рассмотреть этот вопрос следует обратить внимание на то, что такое понимание специфической ФПГ на базе ЕСГ даёт возможность сформулировать фактически пятую миссию (в дополнение к четырём указанным):
5. Использование потенциала и финансовой мощи промышленно-финансовой группы для организации развития (включая финансирование и управление) некоторого комплекса "прорывных" технологий с расчётом на повышение конечной экономической и финансовой эффективности народного хозяйства (при соответствующем привлечении стабильных стратегических инвесторов). Речь идёт, таким образом, о потенциальной возможности создания некоторого "финансового мультипликатора".
Возможная эффективность ФПГ, как известно, состоит:
- в формировании системного агломерационного эффекта, зависящего от структуры группы и правил её функционирования;
- в повышении управляемости, надёжности и стабильности развития за счёт структуризации народнохозяйственной среды, в которой функционирует ФПГ в благоприятном направлении;
- в усилении инвестиционной деятельности за счёт повышения разнообразия системы (ФПГ) в обоснованной диверсификации структуры и включении в неё гибких элементов;
- в целенаправленном формировании стратегических партнеров ОАО "Газпром", у которых цели и средства их достижения совпадают.
Нужно учитывать также, что системные свойства сложившейся ЕСГ коренным образом влияют на эффективность ФПГ. Прежде всего, имеет значение преимущественное питание всей огромной системы газоснабжения из одного источника - запасов газа месторождений Западной Сибири. Немаловажное значение имеет также относительно слабая за-кольцованность потоков в системе и некоторые другие особенности.
Рассматриваемая специфическая ФПГ на базе ЕСГ в своей основе является монополией с определяющим влиянием Правительства РФ (контрольный пакет акций, правила регулирования цен и другие аспекты управления).
Вместе с тем за пределами ФПГ возможна эффективная деятельность независимых производителей газа (по приблизительным оценкам, на их долю может приходиться до 15-20% добычи газа). Существенная хозяйственная самостоятельность предполагается и в части газодобывающих предприятий, включенных в ФПГ.
В структуре "Группы", по нашему мнению, должно быть предусмотрено предоставление существенной хозяйственной самостоятельности нефтяному сектору, нефтехимическому и газохимическому секторам, электроэнергетическим производственно-имущественным звеньям. Что
касается "входов" и "выходов" ЕСГ, то управление ими должно предусматриваться и может квалифицироваться как стратегическое ориентирование на цели Группы с помощью в основном акционирования.
Возможные варианты специфической ФПГ можно охарактеризовать следующими основными положениями.
Критериальная основа формирования возможных вариантов финансово-промышленных групп в области газовой промышленности включает в себя взаимодействие ряда критериев:
- Степень наработки на основную цель "Группы", то есть:
а = О / <9
Е , где
а - степень наработки на основную цель группы:
О - выпуск продукции, или прибыль, или основные фонды, ориентированные на основную цель финансово-промышленной группы - удовлетворение платёжеспособного спроса на газ с требуемой надёжностью и эффективностью;
- общая масса выпуска продукции, прибыли или основных фондов функционирования в составе "группы", в том числе и по не профильной деятельности.
Этот критерий ограничивает возможную диверсификацию деятельности финонсово-промышленной группы, ори-ентир^ует её на "профильную" для данной "группы" деятельность.
Считается, что степень наработки на основную цель "группы" должно быть не ниже 0,7-0,8, то есть а > 0,7-0,8.
В таком случае речь идёт о формировании вариантов ФПГ с сильными внутренними и внешними связями, подчеркивающими определённую "целостность" финансово-промышленной группы.
- Другой критерий - эффект целостности "группы" - определяется как:
Э Ц = П Е - 2 1 П г
где
Эц - эффект целостности (или синергический эффект или агломерационный эффект и др.);
- суммарная прибыль целостной финансово-промышленной группы;
I - множество элементов "группы";
- прибыль по 1-му элементу при
его изолированной работе (то есть вне "группы").
Этот критерий также ограничивает возможную степень диверсификации деятельности ФПГ, сосредоточивая её вокруг задач газоснабжения. Иначе целостного формирования с существенным эффектом целостности получить не удастся. "Избыточная" диверсификация снижает эффект целостности "группы".
Существенное значение имеет критерий, характеризующий колеблемость связей внутри и вне того или иного варианта ФПГ. Речь идет о надёжности тех или иных связей.
При этом существует известное правило: если внешнюю связь сделать внутренней путём включения того или иного элемента в "группе", то надёжность поставок по этой связи (при прочих равных условиях) возрастает.
Это означает, что "претендовать" на включение в ФПГ могут не только элементы с сильными связями, например, с высокой степенью наработок на основную цель "группы", но и некоторые элементы со слабыми связями, в ситуации, когда при этом надёжность функционирования и развития ФПГ возрастает.
Разумеется, речь идёт о рыночном способе включения того или иного элемента ФПГ: приобретение акций, покупка основных фондов и т.д. Особо нужно выделить перекрёстное акционирование как способ повышения целостности ФПГ, а значит повышения её эффективности и надёжности.
С учётом охарактеризованных критериев целесообразна следующая последовательность формирования вариантов ФПГ на базе газовой промышленности.
Во-первых, целесообразно (по всем трём критериям)восстановить определённую целостность системы газоснабжения в пределах по крайней мере европейской части бывшего СССР. Это уже в значительном мере делается путём создания ряда территориальных финансово-промышленных групп и прежде всего с Белоруссией и Украиной.
Здесь речь идёт о максимальной степени наработки на цель "группы" и она равна
1, поскольку этот процесс затрагивает включение объектов собственно газовой промышленности, а также о максимизации задачи эффектов целостности, так как процесс восстановления некогда целостной ЕСГ бывшего СССР характеризуется максимальными приростами эффектов целостности, особенно если учитывать процессы восстановления способности газоснабжающих систем к необходимым масштабам регулирования сезонной неравномерности и поддержания требуемой надёжности экспортных поставок и газоснабжения республик СНГ за счёт использования ПХГ Украины и др.
Не вызывает сомнения в развитии газохимического крыла ФПГ, а также усилия ОАО "Газпром" в технологически родственном нефтяном бизнесе.
Во-вторых, целесообразно по всем территориям сформировать ряд проблемно-ориентированных ФПГ, решающих задачи газоснабжения.
В третьих, не вызывает сомнений эффективность создания проблемноориентированных ФПГ с участием ОАО "Газпром" и поставщиков элементов основных фондов газовой промышленности: трубных и энергомашиностроительных заводов, предприятий приборостроения и др., но здесь уже необходим тщательный анализ всех трёх критериев, и прежде всего критерия степени наработки на цели газоснабжающей системы.
В итоге возможно выстроить на данной стадии следующую стратегию формирования структуры и общих контуров специфической финансово-промышленной группы на базе газовой промышленности в пространстве СНГ.
Первый слой ФПГ, её ядро - это собственно ЕСГ России вместе с банковской и
коммерческой деятельностью по поводу функционирования и развития ЕСГ России.
Второй слой ФПГ - это объекты газовой промышленности, приобретаемые или акционированные ОАО "Газпром" в пространстве СНГ и формирующие в итоге наиболее важную для России часть системы газоснабжения бывшего СССР. Речь идёт, прежде всего, о критически важных для России объектах газовой промышленности Украины, Белоруссии, Прибалтики и др. Естественно, что при этом и банковская, и коммерческая деятельность должны быть соответственно расширены. В том же слое могут быть сосредоточены "газохимическое крыло" ФПГ и нефтяной бизнес ОАО "Газпром".
Третий слой ФПГ - это наиболее важные поставщики газовой промышленности: трубная промышленность, газоаппаратост-роение, объекты стройиндустрии газовой промышленности и др., где целесообразно иметь для ОАО "Газпром" контрольные пакеты акций. В этом третьем слое ФПГ должна быть развёрнута также многообразная деятельность по газосбережению в народном хозяйстве, в том числе и в самой газовой промышленности (организация газосберегающих фирм, производство газосберегающего оборудования и др.).
Существенная часть акций этих компаний во имя придания целенаправленности и эффективности энергосбережения в народном хозяйстве должна принадлежать ОАО "Газпром". Таким образом, третий слой ФПГ
- это "входы" и "выходы" ЕСГ - поставщики и потребители (последние, прежде всего в аспекте газосбережения). Существенно и включение в ФПГ активов части электроэнергетики. Естественно, что соответствующее "приращение" банковской и коммерческой деятельности при этом должно иметь место.
Наконец, следующий слой ФПГ - это (выборочно) объекты критических для газовой промышленности прорывных технологий, обеспечивающих дальние и ближние подступы НТП в газовой промышленности: некоторые металлургические предприятия для прогресса в трубной и других отраслях промышленности, зависящих от качества металлургических процессов, некоторые отрасли машиностроения, ре-
шающим образом влияющие на производство газосберегающего оборудования, на решение проблем широкого использования газа в качестве моторного топлива и др. Всё это, конечно, с соответствующей долей ОАО "Газпром" в собственности этих производств и соответствующим наращиванием банковского и коммерческого потенциала ФПГ.
Не следует опасаться, что в итоге будет сформирован некий монстр - супергигант народного хозяйства.
Во-первых, укрупнённые оценки показывают, что суммарно второй, третий и четвёртый слои возможной ФПГ добавят к основным фондам лишь 15-20% (в зависимости от варианта структуры) от фондов собственности ЕСГ, поскольку речь идёт, главным образом, о малофондоёмких производствах. Вместе с тем при добавлении 15-25 % к основным фондам следует ожидать прироста суммарной прибыли на 20-50%, поскольку имеется в виду целенаправленный процесс формирования ФПГ за счёт развития особо эффективных видов деятельности, составляющих суть НТП: энергосбережение, НТП в газоаппаратостроении, трубном производстве и т.д.*
Во вторых, речь идёт о коренном изменении способа функционирования - о рыночной основе взаимодействия элементов структуры ФПГ, где стержнем системы является финансовый поток. Но при этом ФПГ в противоположность простому рыночному взаимодействию контрагентов есть способ упорядочения рыночного пространства, его внутренней организации за счёт стабильности и упорядочения взаимодействий, что позволяет повысить эффективность рынка.
Достаточно иметь в виду, например, такую категорию как "стратегический партнёр" газовой промышленности. Выделение совокупности стратегических партнёров ОАО "Газпром", преследующих одинаково народнохозяйственные цели и их оформление в ФПГ само по себе при отлаживании механизма функционирования
на рыночной основе даст заметный положительный эффект.
В третьих, существует возможность реализовать двухуровневую иерархическую структуру ФПГ:
- на верхнем уровне функционирует центральная ФПГ, задачей которой является разработка и реализация стратегии ФПГ, координация деятельности разных видов, разработки механизмов функционирования и развития "группы";
- на нижнем уровне функционируют проблемно-ориентированные и региональные ФПГ, в том числе ФПГ "ЕСГ России", ФПГ "Газосбережение", региональные ФПГ с Украиной, Белоруссией, проблемно-ориентированная ФПГ "Газовое моторное топливо" и т.д.
Структура этого двухуровнего формирования должна быть ещё детализирована -она будет весьма разветвлённой.
Изложенный подход позволяет обосновать такую структуризацию народного хозяйства страны, которая базируется на системе наиболее важных финансово-промышленных групп, составляющих в основе главную часть экономики (по вкладу в ВВП, по управляемости, по формированию устойчивого - с элементами гибкости и адаптации развития). Представляется, что в совокупности система ФПГ народного хозяйства, как это принято в ряде наиболее развитых страны должна составлять 40-60% вклада в ВВП. Специализированные отрасли народного хозяйства, средний и мелкий бизнес, торговля, услуги (и обслуживающие их рыночные структуры) замыкают "баланс". Наиболее острая внутривидовая конкурентная среда и её обоснованное формирование в первую очередь актуальны именно за пределами системы базовых ФПГ. Что касается проблем формирования конкурентной среды для систем ФПГ, то это преимущественно, как уже отмечалось, внешняя межотраслевая и межпродуктовая конкуренция за повышение своей роли (доли) в создании ВВП страны.
* При включении в ФПГ её "газохимического крыла” и нефтяного бизнеса речь пойдёт о существенно больших цифрах.
При этом надо помнить, что несмотря на "гигантизм" "Газпрома" (и его Группы), он занимает далеко не первые места в мировой шкале объектов капитализации. Он - только недавно вошёл в сотню крупнейших компаний мира и на современном этапе занимает 52-е место. Так что задачи формирования и развития системы, управления ею грандиозны.
Особый этап развития ФПГ "Газпрома" можно выделить в связи с достигнутым соглашением между Правительственными делегациями Германии и Российской Федерации: акционирование "Газпрома" экспортных систем газоснабжения Германии и других стран в "обмен" на использование производственных мощностей компании "Сименс" для существенного перевооружения энерге-
тики Группы "Газпрома". Немаловажное значение имеет допуск некоторых иностранных инвесторов к разработке крупных месторождений газа России. Особое значение для развития Группы "Газпрома" имеет российско-американские намерения по экспорту сжиженного природного газа для США.
Литература:
1. Стратегия развития газовой промышленности. М.: Энергоатомиздат,
1 997.
2. Стратегия формирования специфической финансово-промышленной группы (ФПГ) на базе газовой промышленности России. - М.: МТЭА, ИНЭИ РАН, Энергоцентр, 1996.
СТ. Серяков
ф Микро- и макроэкономика для
Менеджеров. Учебный модуль.
- М.: ВАВТ, 2005. -120 с.
Данный учебный модуль подготовлен доцентом ВАВТ С.Г. Серяковым.
С.Г. Серяков учился в университете Ф. Рабле (г. Тур, Франция) и на курсах повышения квалификации преподавателей во Всемирном банке (г. Вашингтон, США).
В книге рассматриваются следующие темы: введение в экономику, модель "спрос-предложение” и ее использование в экономическом анализе; анализ спроса, анализ затрат; фирма; капитал и процент, введение в инвестиционный анализ; совокупный спрос, совокупное предложение и макроэкономические проблемы; деньги, банки, монетарная политика.
Основная задача модуля состоит в рассмотрении общей концепции той или иной проблемы, чтобы затем, не вдаваясь в теоретические детали и нюансы, сосредоточиться на вопросах, имеющих непосредственные выходы в практику. В связи с этим экономическая теория была дополнена фрагментами смежных дисциплин: управленческий опыт, инвестиционный анализ, банковское дело и др.
Учебный модуль предназначен для тех, кто в той или иной степени изучал курс экономической теории и имеет интерес к более углубленному изучению современных экономических проблем.
С книгой можно ознакомиться в библиотеке ВАВТ.