ДИАЛОГИ
Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 1 (397). Философские науки. Вып. 43. С. 82—86.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А. Я. Камалетдинова, Е. О. Розова
Приглашаем к продолжению нашего заинтересованного разговора о проблемах философского образования как феномена современной культуры. В феврале 2017 г. на базе философского факультета Московского государственного университета состоялось значимое для интеллектуалов заседание Президиума ФУМО по философии и религиоведению. В работе заседания Президиума ФУМО принял участие главный редактор научного направления «Философские науки» «Вестника Челябинского государственного университета» А. Б. Невелев, доктор философских наук. К обсуждению мы пригласили секретаря ФУМО Е. О. Розову, кандидата философских наук, заместителя заведующего кафедрой истории и теории мировой культуры по учебной работе Московского государственного университета, и А. Я. Камалетдинову, доцента кафедры философии Челябинского государственного университета. Формой обмена мнениями оставили платоновский диалог как наиболее оптимальный.
Розова Е. О. Юбилей воссоздания философского факультета в структуре Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, отмечавшийся 16—17 февраля 2017 г. и собравший представителей всех ведущих выпускающих философских структур страны, послужил хорошим поводом для обсуждения актуальных вопросов философского образования. В этом отношении центральное значение имело заседание Президиума Федерального УМО по укрупнённой группе направлений подготовки «Философия, этика, религиоведение».
Председатель президиума член-корреспондент РАН Владимир Васильевич Миронов кратко изложил результаты совещания, состоявшегося накануне в Министерстве образования и науки РФ под председательством О. Ю. Васильевой. В совещании приняли участие председатели некоторых федеральных УМО. Основное внимание было уделено вопросам приведения в соответствие федеральных государственных образовательных стандартов профессиональным стандартам, утверждённым Министерством труда.
Камалетдинова А. Я. По словам Владимира Васильевича, министр образования и науки
О. Ю. Васильева понимает значимость философского образования подрастающего поколения для определения стратегии развития России. Осознаём важность той неприметной для рядовых преподавателей философии работы, которую проводит руководство ФУМО в лице В. В. Миронова и А. А. Кротова. Они представляют интересы многочисленной армии преподавателей философии российских вузов. Отстаивание философского аспекта в формулировке компетенций руководством ФУМО воспринимаем как победу, как сохранение философии в образовательных программах, а по большому счёту как защиту национальных интересов государства.
Розова Е. О. Главный итог совещания связан с теми предложениями, которые были высказаны по улучшению макета образовательных стандартов, в том числе по необходимости расширения его собственно содержательной части, которая пока выглядит слишком бедной, её рамки крайне желательно расширить для полноты характеристики профессиональной составляющей направлений подготовки.
С докладом «Общие проблемы актуализации образовательных стандартов и программ на осно-
ве утверждённых профессиональных стандартов» выступил проректор — начальник Управления учебно-методической деятельности и дополнительного образования МГУ им. М. В. Ломоносова К. В. Миньяр-Белоручев. Он подчеркнул, что подготовка новой редакции федеральных государственных образовательных стандартов и примерных основных общеобразовательных программ на основе профессиональных стандартов сталкивается с комплексом проблем. Одна из них заключается в том, что формирование комплекса профессиональных стандартов ещё не завершено и процесс этот длительный. Некоторые уже утверждённые профессиональные стандарты пересматриваются — например, педагога. Некоторые профессии не охвачены даже в проекте, как столь необходимый многим отраслям «научный работник». Проректор отметил профессиональные преимущества выпускников классических университетов: в связи с тем, что они получают фундаментальную подготовку, их дальнейшее трудоустройство не следовало бы излишне узко и сугубо формально подвергать ограничениям, поскольку полученная ими подготовка даёт навыки для работы во многих смежных областях. К. В. Миньяр-Белоручев высказал пожелание отразить данную ситуацию в ходе актуализации стандартов с целью облегчить трудоустройство выпускников классических специальностей. Проректор коснулся также проблемы разработки примерных основных общеобразовательных программ, призвав сформировать необходимый обязательный блок дисциплин с целью унификации навыков и знаний выпускника по определённой специальности, но избегая при этом проблем, которые могут быть вызваны слишком жёстким закреплением общей трудоёмкости каждой из дисциплин.
Камалетдинова А. Я. С января 2017 г. утверждённые профессиональные стандарты «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» становятся основанием для аттестации и заключения трудовых договоров с профессорско-преподавательским составом, а также для установления систем материального вознаграждения. Для нашей кафедры, со стопроцентной «остепенённостью», необъяснимым стал факт отсутствия среди показателей профессионализма диплома доктора и кандидата наук. В зачёт идут дипломы бакалавриата, специ-алитета, магистратуры, аспирантуры и профессиональной переподготовки. Диплом доктора философских наук не ценится. Информация К. В. Миньяр-Белоручева о пересмотре профес-
сиональных стандартов педагогов высшей школы обнадёживает.
Должностные обязанности, например, доцента сводятся к «организационно-педагогическому сопровождению группы (курса) обучающихся по программам ВО... проведение профориентаци-онных мероприятий со школьниками и их родителями...». Спектр трудовых действий педагога высшей школы сводится к проведению учебных занятий и организации самостоятельной работы, контролю и оценке уровня освоения, модернизации предметно-пространственной среды и профориентационному консультированию. Эти действия можно осуществить при помощи информационных технологий, исключив из образовательного процесса личность педагога. Многие из нас гордятся счастьем общения с уникальными учителями, мы их цитируем, продолжаем их научные школы, инициируя рождение новых научных направлений. Становление философской мысли реализуется в живом диалоге. Дистанционно можно выдать информацию или рекомендацию. Философия трудна для самостоятельного изучения нашим студентам. Они видят преподавателя философии 18—20 раз за семестр, поэтому и имя педагога, и сама философия не оставляют и следа. Философия — это самосознание культуры определённой эпохи. Так каково положение культуры России, если наблюдается недопонимание места философии в жизни страны?
Розова Е. О. В выступлении заместителя председателя Федерального УМО по философии, этике и религиоведению Артёма Александровича Кротова затрагивались практические вопросы формирования проектов новых версий образовательных стандартов. Он отметил, что при проектировании компетенций необходимо добиться их фиксации не по укрупнённой группе направлений, а по отдельным профессиональным направлениям. Такой подход позволит сохранить и закрепить в федеральном государственном образовательном стандарте специфику каждого направления подготовки, входящего в укрупнённую группу. Также не следует исключать возможность подробной расшифровки компетенций (на знания, умения и владения). По мнению докладчика, существенная проблема заключается в том, что в последней версии макета присутствуют прямые ссылки на примерную основную образовательную программу. Утверждение документа в такой редакции повлечёт за собой очень большую зависимость вузовских программ от примерных основных образовательных программ (ПООП), что чревато минимальным выбором при составлении учебных планов. Также чрезмерная односторонняя жёсткая
зависимость такого рода вступает в противоречие с законом об образовании, так как, согласно последнему, ПООП должны носить лишь рекомендательный, а не директивный характер.
Камалетдинова А. Я. Могу согласиться с предположением Артёма Александровича о повсеместно существующей зависимости рабочих программ от образовательных стандартов. Предлагаемая примерная основная образовательная программа станет прокрустовым ложем, в которое менеджеры от образования будут укладывать инициативу преподавателей и кафедр.
Разработка рабочих программ дисциплин для философских и нефилософских специальностей показала, что компетенции, которые формируются при изучении философии, написаны слишком общо, неконкретно и не учитывают направление подготовки.
Розова Е. О. С докладом о ситуации с курсом обществознания для средних учебных заведений выступила заведующая кафедрой философии образования философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Е. В. Брызгалина. При формировании концепции преподавания обществозна-ния предполагается учесть необходимость синхронизации данного курса с курсом по истории, избежать в преподавании школьной дисциплины дублирования материала; рассматривается возможность преподавания курса с 6-го по 11-й класс, а также разделения ЕГЭ по обществозна-нию на два уровня — базовый и профильный. После завершения работы комиссии над концепцией планируется её общественное обсуждение, в том числе в академической среде.
Камалетдинова А. Я. На рубеже веков преподавателями кафедры философии Челябинского государственного университета совместно с Комитетом по делам образования администрации города Челябинска предпринимались попытки предложить экспериментальные программы на междисциплинарном уровне, где ряд тем и разделов из курса обществознания приобретали философское осмысление и глубину. Образовательные организации в регионах с опасением идут на такие нововведения, разрешая это в форме и объёме факультатива. Как не вспомнить предположение А. А. Кротова о директивной роли нормативных документов. Усиление философского аспекта учебной дисциплины обществознания должно осуществляться повсеместно при поддержке Министерства образования и науки РФ.
Розова Е. О. Также на заседании затрагивался вопрос об открытия советов по защите диссертаций на базе МГУ (в докладе заместителя декана по научной работе философского факультета МГУ
им. М. В. Ломоносова А. П. Козырева). Вполне вероятно, что подобный опыт будет перенесён и на другие ведущие вузы РФ. Согласно Федеральному закону от 23 мая 2016 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике"» все советы, сформированные ранее по требованиям ВАК РФ на базе МГУ и СПбГУ, должны прекратить свою деятельность не позднее 1 сентября 2017 г. В Московском университете новые советы могут состоять не более чем из трёх специальностей (могут быть и советы по одной специальности), в составе которых должно быть не менее пяти докторов наук по каждой специальности, из них не менее четырёх докторов наук, чьим основным местом работы является МГУ. Минимальная численность совета — десять человек.
Согласно Положению о диссертационном совете Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, «квалификация членов диссертационного совета должна подтверждаться научными публикациями по специальности, которую они представляют в диссертационном совете, в рецензируемых научных изданиях, индексируемых международными базами данных, а также в соответствии с требованиями к научным публикациям, утверждаемыми Учёным советом МГУ».
Уточнённые требования к члену диссертационного совета следующие: степень доктора наук (кроме учёного секретаря), не менее одной статьи за пять лет в журналах, индексируемых в базах данных WOS и Scopus, не менее пяти статей за пять лет в журналах, рецензируемых ВАК, а также не менее одной рецензируемой монографии за пять лет.
Камалетдинова А. Я. Из недавнего интервью Владимира Васильевича Миронова, размышляющего о публикационной активности российских философов, их индексе цитирования в Web of Science и Scopus, приходим к неутешительным выводам, что опубликоваться с определёнными трудностями в изданиях, включённых в Web of Science и Scopus, возможно, но рассчитывать на то, что эти публикации будут цитировать наши зарубежные коллеги, безосновательно. Научные достижения современных философов связали напрямую с показателем Web of Science и Scopus, от которого зависят гранты, членство в диссертационных советах и, по предполагаемым новым требованиям, защита диссертаций.
Розова Е. О. Доктор наук не может входить более чем в два диссертационных совета. Отменено требование отзыва ведущей организации, но на защите должны быть представлены отзывы
трёх оппонентов. От соискателя учёной степени кандидата наук требуется иметь в области искусствоведения и культурологии, социально-экономических, общественных и гуманитарных наук не менее четырёх статей; в остальных областях — не менее трёх, от соискателя учёной степени доктора наук в области искусствоведения и культурологии, социально-экономических, общественных и гуманитарных наук — не менее 20 статей; в остальных областях — не менее 15. Статьи должны быть опубликованы в рецензируемых научных изданиях, индексируемых в базах данных WOS, Scopus, RSCI (в особых случаях — в изданиях, рекомендованных диссертационным советом).
Камалетдинова А. Я. Из недавних рекомендаций Министерства образования и науки РФ вузам дано право самостоятельно определять перечень вступительных экзаменов в аспирантуру. Многие нефилософские факультеты в первую очередь отказались от экзамена по философии. Зададимся риторическим вопросом, как молодые учёные справятся с методологией исследования без философской подготовки. Экзамен по философии при поступлении в аспирантуру — это ещё и ступень подготовки к будущему кандидатскому экзамену по истории и философии науки. Возможно, не нужна такая поспешность. Каких исследователей мы получим?
Недавно пришлось прочитать экспертное заключение одного научного фонда, в котором, рассматривая философскую заявку, «компетентные» эксперты написали, что «основное сомнение вызывает категориальный строй заявки, который ориентирован на абстрактные рассуждения», «в тексте заявки масса не- и малопонятных выражений», мало того, попросили уточнить философские понятия. К такому профессионализму идём.
Розова Е. О. С докладом о рейтинге, учитывающем работу профессорско-преподавательского состава философского факультета МГУ в связи с процедурой конкурсного отбора выступил заместитель декана по развитию философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Д. В. Зайцев. С 2015 г. в МГУ изменена процедура избрания по конкурсу на должности профессорско-преподавательского состава и на должности научных сотрудников. Целью, как и по стране в целом, объявляется повышение эффективности образования и науки при прохождении конкурса.
В рейтинге учитывается педагогическая и научная работа. В прямой зависимости от рейтинга находится срок контракта: если кандидат находится в верхних 25 % значений рейтинга по подразделению, то контракт заключается на пять лет; если он находится в диапазоне от 26 до 74 %, то кон-
тракт заключается на три года; и если в нижних 25 % — на один год. Предполагается, что если кандидат, первый раз попав в нижний диапазон, через год снова окажется в нём, то последующий контракт с ним заключён не будет вовсе. Научная деятельность учёного измеряется в данном случае его публикационной активностью и участием в конференциях.
В публикационной активности приоритет отдаётся журналам, которые индексируются крупными международными базами данных (Scopus, Web of Science). Учитывается также получение учёной степени. В блоке педагогической нагрузки представлена собственно аудиторная нагрузка, проверка работ студентов, научное руководство, приём зачётов и экзаменов и прочее. В рубрику «Прочее» формулы рейтинга профессорско-преподавательского состава вошли такие показатели, как: членство в диссертационном совете, членство в редакционной коллегии журнала, членство в организационном комитете конференции, а также выступления в СМИ. Исходя из обзора данной формулы становится ясной ситуация работы преподавателей МГУ в условиях «эффективного контракта».
Камалетдинова А. Я. Методика преподавательского рейтинга на философском факультете МГУ интересна, она соответствует в общем основным положениям рекомендаций Министерства образования и науки РФ. Преподаватели философии могут засвидетельствовать, что на практике доля самостоятельной работы студентов составляет две трети от общего объёма часов, выделенных на изучение учебной дисциплины. Самостоятельная работа студентов предполагает осуществление контроля со стороны преподавателя. Нагрузка увеличивается даже не в два, а порой в три-четыре раза: проверка отчёта о самостоятельной работе, корректировка, разъяснение и т. д. Думаю, что преподавателям философии интересно было бы узнать, как в рейтинге учитывается этот вид работы.
Розова Е. О. Особым образом затрагивался вопрос о типовой программе по философии для всех нефилософских направлений подготовки (доклад заведующей кафедрой философии Московского педагогического государственного университета И. Н. Грифцовой). По поручению представителей Министерства образования и науки упомянутая программа разрабатывается в РГГУ при участии преподавателей МГПУ. И. Н. Грифцова выдвинула поддержанное участниками заседания предложение обсудить в рамках Федерального УМО программу после того, когда её первая версия получит своё конкретное воплощение.
Камалетдинова А. Я. Типовая программа по философии для нефилософских направлений, пожалуй, это боль большинства преподавателей кафедр философии вузов России. Высшая школа готовит профессионалов в определённой области (помним, что «специалист подобен флюсу»), забывая о мировоззренческом становлении гражданина. Аудиторных часов на знакомство (замечу, не изучение) с основами философии на нефилософских факультетах становится с каждым годом всё меньше. Есть такие учебные планы, в которых философия излагается в лекционном курсе без диалога со студентами на семинарских занятиях. Философия — это живой диалог, которого менеджеры от образования лишают наше подрастающее поколение. Из учебных планов нефилософских факультетов ушли этика, по моему мнению, безвозвратно, на очереди — логика. Получается, экономистам, менеджерам, программистам и другим представителям естественных наук понимания, что такое добро и зло, справедливость, свобода, равенство, не нужно, — главное, чтобы они подтвердили свою профессиональную компетентность. Гражданская несостоятельность отдельных топ-менеджеров (никто не усомнится в их профессионализме в узких областях) лишь подтверждает их слабую философскую подготовку. Только осваивая основы философии, можно способствовать выработке жизненной
позиции подрастающего поколения, становлению ценностной ориентации и их убеждений. Если мы не работаем с мировоззрением, то для будущего России мы готовим безынициативных исполнителей, что противоречит стратегии современного образования: развитие самостоятельно и креативно мыслящей, активной личности.
Мы в регионах очень хотели бы принять активное участие в обсуждении типовой программы по философии в аспекте увеличения объёма аудиторного времени и содержательного наполнения.
Розова Е. О. В выступлении главного редактора журнала «Философские науки» Х. Э. Марино-сяна прозвучало предложение открыть в журнале постоянную рубрику, посвящённую методическим вопросам (доклады высшей школы), которые освещали бы преподаватели ведущих вузов, он также допустил возможность периодической публикации приложений к журналу, носящих учебно-методический характер.
Камалетдинова А. Я. Члены редакционной коллегии научного направления «Философские науки» «Вестника Челябинского государственного университета» посчитали, что в журнале надо печатать не только результаты научных исследований, но и материалы, которые, возможно, будут определять стратегию становления философской мысли и развития философского образования в России.
сведения об авторах
Камалетдинова Альфия янаховна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. [email protected]
Розова Екатерина Олеговна — кандидат философских наук, ассистент философского факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Москва, Россия. rozova.ekaterina@ gmail.com
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2017. No. 1 (397). Philosophy Sciences. Iss. 43. Pp. 82—86.
THE STRATEGY FOR THE DEVELOPMENT OF PHILOSOPHICAL EDUCATION
A. Ya. Kamaletdinova
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. [email protected]
E.O. Rozova
Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia. rozova. ekaterina@gmail. com