Научная статья на тему 'Стратегия развития экологического образования и воспитания в современном Казахстане'

Стратегия развития экологического образования и воспитания в современном Казахстане Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
443
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ КА-ЗАХСТАН / «ЗЕЛЕНАЯ ЭКОНОМИКА» / «GREEN ECONOMY» / ENVIRONMENTAL EDUCATION / EDUCATION IN KAZAKHSTAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жилбаев Жанбол Октябрович, Нурланов Елдос Болатханулы

В статье представлен обзор основных изменений в системе экологического образования с 2002 г. в Республике Казахстан. Вопросы экологии и стратегии перехода к «зеленой экономике» рассмотрены в непосредственной связи с развитием общей системы образования в республике. На основе широкого спектра данных сформулированы доказательные суждения о неотъемлемой взаимосвязи стратегии развития экологического образования и воспитания с политикой обновления содержания образования, проводимой в современном Казахстане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жилбаев Жанбол Октябрович, Нурланов Елдос Болатханулы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The strategy for the development of environmental education and education in modern Kazakhstan

The article provides an overview of major changes in the system of environmental education since 2002 in Kazakhstan. Environmental issues and strategies for the transition to a «green economy» are considered in close connection with the development of general education in the country. On the basis of a wide range of evidence-based data the authors formulate judgments about the relationship integral development strategy of environmental education with the policy of updating the content of education pursued in modern Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития экологического образования и воспитания в современном Казахстане»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

УДК 37.014

Ж.О. Жилбаев, Е.Б. Нурланов

Стратегия развития экологического образования и воспитания в современном Казахстане

В статье представлен обзор основных изменений в системе экологического образования с 2002 г. в Республике Казахстан. Вопросы экологии и стратегии перехода к «зеленой экономике» рассмотрены в непосредственной связи с развитием общей системы образования в республике. На основе широкого спектра данных сформулированы доказательные суждения о неотъемлемой взаимосвязи стратегии развития экологического образования и воспитания с политикой обновления содержания образования, проводимой в современном Казахстане.

The article provides an overview of major changes in the system of environmental education since 2002 in Kazakhstan. Environmental issues and strategies for the transition to a «green economy» are considered in close connection with the development of general education in the country. On the basis of a wide range of evidence-based data the authors formulate judgments about the relationship integral development strategy of environmental education with the policy of updating the content of education pursued in modern Kazakhstan.

Ключевые слова: экологическое образование, образование в Республике Казахстан, «зеленая экономика».

Key words: environmental education, education in Kazakhstan, «green economy».

Мы все знаем, насколько актуальны на сегодняшний день вопросы экологии. В Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике», утвержденной Указом Президента страны от 30 мая 2013 г. № 577, сказано, что в настоящее время Казахстан столкнулся с проблемой серьезного ухудшения состояния природных ресурсов и окружающей среды по всем наиболее важным экологическим показателям [3].

Понятно, что проблема сложная и носит комплексный характер, а значит и решение ее должно быть комплексным. В ряду множества мероприятий важное место отводится экологическому образованию. Сама суть современного образования сегодня должна быть непременно экологичной. Прошло то время, когда знания сами себе считались сило». Принцип индустриальной и постиндустриальной эпох о том, что «деньги

© Жилбаев Ж.О., Нурланов Е.Б., 2014

7

- сила» тоже в прошлом. С началом эпохи глобализации весь цивилизованный мир перешел на новое понимание ценности жизни: «наша Земля

- это сила» [2].

Современное образование ориентировано на получение обучающимися не только знаний, умений и навыков, но и еще навыков для жизни, иначе компетенций, т.е. тех навыков, без которых сегодня нельзя жить.

Международные сравнительные исследования, такие как, международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования TIMSS (2007, 2011), международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (2009, 2012) убедительно показывают, что отечественные школьники при наличии прочных предметных знаний, обладают недостаточными навыками их применения в практических ситуациях [3]. Современная методология образования исходит из экологической ориентации составления практических задач. В них в обязательном порядке должны учитываться общеэкологические явления как часть биологических закономерностей, и социально-экологические закономерности, присущие человеку, как биосоциальному виду.

Таким образом, тенденции развития образования в мире на современном этапе, экологоориентированы.

Конечно, это только обзор мировой практики и определенных устремлений Казахстана соответствовать ей.

Какова же ситуация с экологическим образованием, точнее сказать, экологической стороной образования?

С момента принятия Концепции экологического образования Республики Казахстан в 2002 г. было проведено достаточно много мероприятий, направленных на экологизацию содержания образования. Перечислим некоторые из них:

- были разработаны и внедрены специальные курсы эколого-природоохранного содержания в общеобразовательных школах республики;

- на уровне основного и общего среднего образования введен предмет «Экология» за счет вариативной части типового учебного плана;

- в системе вузовской подготовки уделено большое внимание подготовке специалистов-экологов для природоохранной сферы, экологической составляющей в подготовке кадров инженерного и агрономического профиля, а также кадров естественнонаучного направления, как «Биология», «География» и «Химия»;

- проводились и апробировались научно-исследовательские работы по проблематике непрерывного экологического образования.

Несмотря на проведенную работу говорить о достижении цели указанной концепции преждевременно.

Состояние экологического образования и воспитания отражает об-

щее положение современного казахстанского образования и характеризуется теми же проблемами, что и система образования в целом.

Во-первых, содержание казахстанского образования ориентировано на передачу готовой, рафинированной информации учителем ученику, т.е. на простое усвоение знаний, умений и навыков по предметам. Иными словами традиционное образование все еще исходит из вопроса «Чему учить в школе?», а не «Для чего?». Такой подход не способствует формированию ценностей, необходимых в условиях вызовов глобализации.

Во-вторых, преобладание роли учителя в учебно-воспитательном процессе ведет к пассивности обучаемого, его недостаточно активной жизненной позиции, без которой невозможно полноценное экологическое мировоззрение.

В-третьих, как уже было сказано, деятельность ученика, решаемые ими задачи, к сожалению, в основном требуют от него репродуктивных знаний. Практическая, компетентная направленность, учитывающая различные экологические связи, в них не закладываются.

Указанные проблемы были учтены в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы [4], которая наряду с иными программными документами, является инструментом реализации задач Концепции по переходу Казахстана к «зеленой экономике».

Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 янв. 2014 г. № 9 утверждены мероприятия по обновлению содержания всех уровней образования в 2014-2016 гг. Обновление предполагает пересмотр ценностных установок содержания образования и методологических подходов к педагогическому процессу, направленный на решение «хронических проблем» образования. Процесс обновления затронет все звенья образования и будет базироваться на лучшем отечественном опыте флагманов образования - Назарбаев интеллектуальных школ, холдинга «Кэсщор» и Назарбаев университета.

Сегодня этот процесс активно ведется в школьном образовании. С 2015 г. начнется постепенный переход общеобразовательных школ на обновленные образовательные программы, соответствующие требованиям куррикулумов передовых стран. Параллельно с этим ведется работа по повышению квалификации педагогических кадров в рамках уровневых программ, разработанных Центром педагогического мастерства АОО «Назарбаев интеллектуальные школы» [5].

Концептуальное видение обновления философской и содержательной основы образования соответствует стратегии развития экологического образования и воспитания, а именно:

- принципу ноосферного мышления, выражающему идею формирования человека, способного к экологически целесообразной деятельности;

- принципу актуальности, предполагающему учет современных достижений науки и техники, и общую ориентацию «от образования об окружающей среде - к образованию для окружающей среды»;

- принципам научности, непрерывности, систематичности, дифференцированного подхода в системе экологического обучения,

- принципу интегрированного подхода в системе экологического образования и формированию практических навыков, реализующие связи экологических знаний с практической деятельностью;

- принципу учета общих приоритетов стратегии охраны окружающей среды Республики Казахстан;

- принципу учета региональных и отраслевых приоритетов в области экологического образования.

Очевидно, что реализация указанных принципов потребует серьезных изменений, поскольку затрагивает глубинные аспекты образовательной деятельности. Однако их реализация необходима для осуществления задач по переходу к «зеленой экономике», к экономике с инфраструктурой «третьей индустриальной революции». Что, в конечном счете, должно обеспечить вхождение нашей страны в тридцатку наиболее конкурентоспособных стран мира.

Хочу отметить важность просветительского этапа проекта «Жанда-ну», в рамках которого ведется разработка образовательной программы «Экологическая культура», съемка цикла документальных фильмов «Наследие Земли» и иных учебно-воспитательных материалов. Данная инициатива гармонично соотносится с направлениями деятельности Национальной академии образования имени Ибрая Алтынсарина. В настоящее время академией ведется фундаментальное исследование на тему экологической культуры школьников, разрабатываются специальные курсы по экологии и устойчивому развитию.

В заключение хотелось бы сказать, что экологическая культура - это опыт, который, не только приобретается, но и наследуется из поколения в поколение. Наши далекие предки, по оценкам ученых историков, вели кочевой образ жизни на протяжении 18 веков, добывая при этом металлическую руду, силой и дипломатией отстаивая право на бескрайние просторы, сохранили нам окружающую среду практически в первозданном виде.

История и традиции нашего народа таят в себе богатейший опыт гармоничного сосуществования человека со всеми обитателями окружающего мира.

Список литературы

1. Нурланов Е. Обновление учебных программ среднего образования как технологическая основа развития функциональной грамотности школьников Республики Казахстан [Электронный ресурс]. - http://old.group-global.org/ru/storage_manage/download_file/34858

2. Рудик Г.А., Педагогика 21-го века // Введение в компетентностную педагогику: материалы семинара, проведенного в Центре образовательных программ АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 12-13 дек. 2014 г. (Астана).

3. О Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике: Указ Президента Республики Казахстан от 30 мая 2013 г. № 577 [Электронный ресурс]. -http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1300000577#z0

4. Об утверждении Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы: Указ Президента Республики Казахстан от 7 дек. 2010 г. № 1118. [Электронный ресурс]. - http:// adilet.zan.kz/rus/docs/U1000001118.

5. Орта б^м мазмунын Назарбаев Зияткерлк мектептерi тэжiрибесi непзЫде жацарту. Эдютемелк ^урал. Обновление содержания среднего образования на основе опыта Назарбаев Интеллектуальных школ: метод. пособие. - Астана: Ы. Ал-тынсарин атындагы ¥БА, 2014. - 99 б.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.