ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
УДК 37.014
Ж.О. Жилбаев, Е.Б. Нурланов
Стратегия развития экологического образования и воспитания в современном Казахстане
В статье представлен обзор основных изменений в системе экологического образования с 2002 г. в Республике Казахстан. Вопросы экологии и стратегии перехода к «зеленой экономике» рассмотрены в непосредственной связи с развитием общей системы образования в республике. На основе широкого спектра данных сформулированы доказательные суждения о неотъемлемой взаимосвязи стратегии развития экологического образования и воспитания с политикой обновления содержания образования, проводимой в современном Казахстане.
The article provides an overview of major changes in the system of environmental education since 2002 in Kazakhstan. Environmental issues and strategies for the transition to a «green economy» are considered in close connection with the development of general education in the country. On the basis of a wide range of evidence-based data the authors formulate judgments about the relationship integral development strategy of environmental education with the policy of updating the content of education pursued in modern Kazakhstan.
Ключевые слова: экологическое образование, образование в Республике Казахстан, «зеленая экономика».
Key words: environmental education, education in Kazakhstan, «green economy».
Мы все знаем, насколько актуальны на сегодняшний день вопросы экологии. В Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике», утвержденной Указом Президента страны от 30 мая 2013 г. № 577, сказано, что в настоящее время Казахстан столкнулся с проблемой серьезного ухудшения состояния природных ресурсов и окружающей среды по всем наиболее важным экологическим показателям [3].
Понятно, что проблема сложная и носит комплексный характер, а значит и решение ее должно быть комплексным. В ряду множества мероприятий важное место отводится экологическому образованию. Сама суть современного образования сегодня должна быть непременно экологичной. Прошло то время, когда знания сами себе считались сило». Принцип индустриальной и постиндустриальной эпох о том, что «деньги
© Жилбаев Ж.О., Нурланов Е.Б., 2014
7
- сила» тоже в прошлом. С началом эпохи глобализации весь цивилизованный мир перешел на новое понимание ценности жизни: «наша Земля
- это сила» [2].
Современное образование ориентировано на получение обучающимися не только знаний, умений и навыков, но и еще навыков для жизни, иначе компетенций, т.е. тех навыков, без которых сегодня нельзя жить.
Международные сравнительные исследования, такие как, международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования TIMSS (2007, 2011), международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (2009, 2012) убедительно показывают, что отечественные школьники при наличии прочных предметных знаний, обладают недостаточными навыками их применения в практических ситуациях [3]. Современная методология образования исходит из экологической ориентации составления практических задач. В них в обязательном порядке должны учитываться общеэкологические явления как часть биологических закономерностей, и социально-экологические закономерности, присущие человеку, как биосоциальному виду.
Таким образом, тенденции развития образования в мире на современном этапе, экологоориентированы.
Конечно, это только обзор мировой практики и определенных устремлений Казахстана соответствовать ей.
Какова же ситуация с экологическим образованием, точнее сказать, экологической стороной образования?
С момента принятия Концепции экологического образования Республики Казахстан в 2002 г. было проведено достаточно много мероприятий, направленных на экологизацию содержания образования. Перечислим некоторые из них:
- были разработаны и внедрены специальные курсы эколого-природоохранного содержания в общеобразовательных школах республики;
- на уровне основного и общего среднего образования введен предмет «Экология» за счет вариативной части типового учебного плана;
- в системе вузовской подготовки уделено большое внимание подготовке специалистов-экологов для природоохранной сферы, экологической составляющей в подготовке кадров инженерного и агрономического профиля, а также кадров естественнонаучного направления, как «Биология», «География» и «Химия»;
- проводились и апробировались научно-исследовательские работы по проблематике непрерывного экологического образования.
Несмотря на проведенную работу говорить о достижении цели указанной концепции преждевременно.
Состояние экологического образования и воспитания отражает об-
щее положение современного казахстанского образования и характеризуется теми же проблемами, что и система образования в целом.
Во-первых, содержание казахстанского образования ориентировано на передачу готовой, рафинированной информации учителем ученику, т.е. на простое усвоение знаний, умений и навыков по предметам. Иными словами традиционное образование все еще исходит из вопроса «Чему учить в школе?», а не «Для чего?». Такой подход не способствует формированию ценностей, необходимых в условиях вызовов глобализации.
Во-вторых, преобладание роли учителя в учебно-воспитательном процессе ведет к пассивности обучаемого, его недостаточно активной жизненной позиции, без которой невозможно полноценное экологическое мировоззрение.
В-третьих, как уже было сказано, деятельность ученика, решаемые ими задачи, к сожалению, в основном требуют от него репродуктивных знаний. Практическая, компетентная направленность, учитывающая различные экологические связи, в них не закладываются.
Указанные проблемы были учтены в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы [4], которая наряду с иными программными документами, является инструментом реализации задач Концепции по переходу Казахстана к «зеленой экономике».
Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 янв. 2014 г. № 9 утверждены мероприятия по обновлению содержания всех уровней образования в 2014-2016 гг. Обновление предполагает пересмотр ценностных установок содержания образования и методологических подходов к педагогическому процессу, направленный на решение «хронических проблем» образования. Процесс обновления затронет все звенья образования и будет базироваться на лучшем отечественном опыте флагманов образования - Назарбаев интеллектуальных школ, холдинга «Кэсщор» и Назарбаев университета.
Сегодня этот процесс активно ведется в школьном образовании. С 2015 г. начнется постепенный переход общеобразовательных школ на обновленные образовательные программы, соответствующие требованиям куррикулумов передовых стран. Параллельно с этим ведется работа по повышению квалификации педагогических кадров в рамках уровневых программ, разработанных Центром педагогического мастерства АОО «Назарбаев интеллектуальные школы» [5].
Концептуальное видение обновления философской и содержательной основы образования соответствует стратегии развития экологического образования и воспитания, а именно:
- принципу ноосферного мышления, выражающему идею формирования человека, способного к экологически целесообразной деятельности;
- принципу актуальности, предполагающему учет современных достижений науки и техники, и общую ориентацию «от образования об окружающей среде - к образованию для окружающей среды»;
- принципам научности, непрерывности, систематичности, дифференцированного подхода в системе экологического обучения,
- принципу интегрированного подхода в системе экологического образования и формированию практических навыков, реализующие связи экологических знаний с практической деятельностью;
- принципу учета общих приоритетов стратегии охраны окружающей среды Республики Казахстан;
- принципу учета региональных и отраслевых приоритетов в области экологического образования.
Очевидно, что реализация указанных принципов потребует серьезных изменений, поскольку затрагивает глубинные аспекты образовательной деятельности. Однако их реализация необходима для осуществления задач по переходу к «зеленой экономике», к экономике с инфраструктурой «третьей индустриальной революции». Что, в конечном счете, должно обеспечить вхождение нашей страны в тридцатку наиболее конкурентоспособных стран мира.
Хочу отметить важность просветительского этапа проекта «Жанда-ну», в рамках которого ведется разработка образовательной программы «Экологическая культура», съемка цикла документальных фильмов «Наследие Земли» и иных учебно-воспитательных материалов. Данная инициатива гармонично соотносится с направлениями деятельности Национальной академии образования имени Ибрая Алтынсарина. В настоящее время академией ведется фундаментальное исследование на тему экологической культуры школьников, разрабатываются специальные курсы по экологии и устойчивому развитию.
В заключение хотелось бы сказать, что экологическая культура - это опыт, который, не только приобретается, но и наследуется из поколения в поколение. Наши далекие предки, по оценкам ученых историков, вели кочевой образ жизни на протяжении 18 веков, добывая при этом металлическую руду, силой и дипломатией отстаивая право на бескрайние просторы, сохранили нам окружающую среду практически в первозданном виде.
История и традиции нашего народа таят в себе богатейший опыт гармоничного сосуществования человека со всеми обитателями окружающего мира.
Список литературы
1. Нурланов Е. Обновление учебных программ среднего образования как технологическая основа развития функциональной грамотности школьников Республики Казахстан [Электронный ресурс]. - http://old.group-global.org/ru/storage_manage/download_file/34858
2. Рудик Г.А., Педагогика 21-го века // Введение в компетентностную педагогику: материалы семинара, проведенного в Центре образовательных программ АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 12-13 дек. 2014 г. (Астана).
3. О Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике: Указ Президента Республики Казахстан от 30 мая 2013 г. № 577 [Электронный ресурс]. -http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1300000577#z0
4. Об утверждении Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы: Указ Президента Республики Казахстан от 7 дек. 2010 г. № 1118. [Электронный ресурс]. - http:// adilet.zan.kz/rus/docs/U1000001118.
5. Орта б^м мазмунын Назарбаев Зияткерлк мектептерi тэжiрибесi непзЫде жацарту. Эдютемелк ^урал. Обновление содержания среднего образования на основе опыта Назарбаев Интеллектуальных школ: метод. пособие. - Астана: Ы. Ал-тынсарин атындагы ¥БА, 2014. - 99 б.