УДК 378.096
Р. Е. Герасимова, А. А. Никулина, А. К. Тастанова
Инновационный педагогический опыт: опыт международного сотрудничества
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия
Аннотация. В данной статье рассмотрена роль международной стажировки в повышении качества образования, профессионального роста педагогов. Рассматриваются особенности и условия диссемина-ции инновационного опыта педагогов. Представлены некоторые материалы инновационного развития системы образования Республики Казахстан.
Ключевые слова: стажировка, инновационный педагогический опыт, международное сотрудничество, человеческий капитал, качество образования.
R. E. Gerasimova, А. А. Nikulina, А. К. Tastanova
Innovative Pedagogical Experience: Experience of International Cooperation
M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia
Abstract. The article discusses the role of international internships in improving the quality of education and the professional growth of teachers. The features and conditions of dissemination of innovative experience of teachers are considered. Some materials of the innovative development of the education system of the Republic of Kazakhstan are presented.
Keywords: internship, innovative pedagogical experience, international cooperation, human capital, quality of education.
Введение
Интеллектуальный капитал как способ генерирования и инновационной инвестиции в будущее становится ключевым элементом человеческого капитала, который формируется системой образования. Образование формирует человеческий капитал, выполняя ключевую роль
ГЕРАСИМОВА Розалия Еремеевна - кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой андра-гогики, заместитель директора Института непрерывного профессионального образования, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова.
E-mail: [email protected]
GERASIMOVA Rozaliya Eremeevna - Candidate of Pedagogical Sciences, Head of the Department of An-dragogeek, Deputy Director of the Institute of Continuing Professional Education, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.
НИКУЛИНА Анна Алексеевна - директор бизнес-школы Института непрерывного профессионального образования, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова.
E-mail: [email protected]
NIKULINA Anna Alekseevna - Director of the Business School of the Institute of Continuing Professional Education, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.
ТАСТАНОВА Анар Каирбаевна - аспирантка ИНПО, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, старший научный сотрудник Центра профессионального образования, магистр педагогических наук, Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, г. Астана, Республика Казахстан.
E-mail: [email protected]
TASTANOVA Anar Kairbaevna - INPO graduate student, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Senior Researcher, Center for Vocational Education, Master of Education, National Academy of Education. I. Altynsarin, Astana, Republic of Kazakhstan.
и делая основную ставку на человека, на его развитие и саморазвитие потенциала и способностей.
Глобальный характер приобретает возрастающая роль подготовки, развития квалификации педагогов в открытом обществе, где востребованным становится инновационный опыт, способствующий развитию образования стран в постсоветском пространстве. Для эффективного взаимодействия и сотрудничества инновационный опыт может диссеминироваться, благодаря механизмам коммуникации и образовательной стажировки, которые расширяют возможности и перспективы развития образовательной среды, позволяющие педагогам сближать технологии и методы.
Опыт международного сотрудничества
Государственная программа «Развитие образования» (Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N° 1642) с 2018 г. переходит на проектное управление, что предусматривает проектную и процессную части [1]. Таким образом, введены изменения в методологическом подходе к управлению и к практике управления по реализации государственных программ развития образования. В связи с этим в целях освоения конкретных новых компетенций необходимы определенные обучающие программы по подготовке педагогических и управленческих кадров. Сегодня поддержка взаимодействия лидерских проектов, дис-семинация инноваций и инициатив учителей и руководителей образовательных организаций, корпоративное обучение, усиление практической направленности педагогического образования, коммуникативные стратегии обучения, тренинги актуализации жизненного смысла и планированию карьеры, стажировки также становятся актуальным и востребованным трендом.
В рамках меморандума между СВФУ им. М.К. Аммосова и Национальной академией образования им. И. Алтынсарина (Казахстан) Институт непрерывного профессионального образования СВФУ совместно с НКО «Ассоциация андрагогов РС (Я)» в 2017-2018 гг. организовали и реализовали программу международной образовательной стажировки. В рамках программы повышения квалификации 75 педагогических работников РС (Я) прошли стажировку на базе инновационных школ Республики Казахстан, ведущих организаций образования.
В рамках образовательной программы международной стажировки посетили:
- Национальную академию образования им. И. Алтынсарина, Назарбаев Интеллектуальные школы, Назарбаев Университет, республиканскую физико-математическую школу с посещением уроков;
- мастер-классы (ППС Назарбаев Университет (НУ) научных сотрудников Национальной академии образования им. И. Алтынсарина (НАО), тренеров Центра педагогического мастерства Назарбаев Интеллектуальные школы (ЦПМ НИШ), ППС АОО «врлеу» филиал г. Астана, руководителей и учителей (РЦ МКШ), тренеров Центра ментальной математики);
- семинары: «Новый формат учебных программ школьного образования»; «Особенности многоязычного образования в Казахстане»; «Особенности учебно-воспитательного процесса Назарбаев Интеллектуальные школы»; «Уровень квалификации педагогов - основной фактор качества образования»; «Деятельность опорных (ресурсных) центров МКШ»;
- лекции «Обновление содержания школьного образования в РК», «Ценности идеи «Мэцгшк ел»: педагогический контекст»; «Обновление содержания образования» и др.;
- Назарбаев Центр, Национальный музей, «Музей памяти жертв политических репрессий п. Долинка», г. Караганда.
Педагоги Якутии отметили уникальный опыт образовательных организаций, в том числе Назарбаев Интеллектуальные школы (NIS) [2]. Сеть Интеллектуальных школ, созданная Президентом Республики Казахстан 12 марта 2008 г., разрабатывают инновационную образовательную модель, которая интегрирует лучший казахстанский и международный опыт. В Назарбаев интеллектуальных школах реализуются две модели образовательных программ: NIS PROGRAMM и Программа Международного бакалавриата. NIS PROGRAMM развивает навыки широко спектра: творческое применение знаний, критическое мышление, выполне-
ние исследовательских работ, использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), применение способов коммуникативного общения, включая языковые навыки, работа индивидуально и в группе.
Особенности интегрированной образовательной программы
Начальная школа состоит из детского сада и начальных классов (1-5 классы), где основной целью является развитие личности ребенка через детскую любознательность, игровую, проектную и познавательную деятельность; формирование умений и навыков, необходимых для обучения в начальной школе, а также исследовательских навыков учащихся. Дети изучают интегрированные предметы: «Введение в науку», «Познание мира», «ИКТ», «Искусство».
В основной школе школьники углубленно изучают математику и естественные науки, а также такие предметы, как «История Казахстана», «География», «Основы права» на казахском языке, «Всемирная история», «Информатика», «Физическая культура» на русском языке; новый интегрированный предмет «Искусство». На этом этапе обучения вводится командное преподавание на английском языке.
В старшей школе выборность предметов осуществляется для изучения на стандартном и углубленном уровнях.
Профессиональная ориентация (Career Building)
Вводятся новые интегрированные предметы такие, как «Казахстан в современном мире», «Глобальные перспективы и исследование», «Экономика», «Литература». Уделяется внимание развитию академического казахского и русского языков, особый акцент делается изучению английского языка.
Выпускники 12 класса получают аттестат об окончании старшей школы, сертификат ЕНТ, а также сертификаты международных экзаменов (IELTS, по желанию выпускников TOEFL, SAT I, SAT II и др.).
Республиканские физико-математические школы «NURORDA»
Открытие республиканских школ-лицеев «NURORDA» в республике состоялось в 2007 г. Школы осуществляют свою деятельность под руководством международного общественного фонда «Бшм-Инновация» [3].
Целью инновационных школ является создание благоприятных условий для воспитания интеллектуально развитого, конкурентоспособного, образованного, патриотичного поколения, верного морально-этическим принципам; профессионального совершенствования учителей,
Обучение ведется на казахском и английском языках. В учебный процесс включены предметы русский язык и литература.
С учетом внутренних особенностей учебная часть школы-лицея «NURORDA» подразделяется на две группы: 1-6 классы и 7-11 классы. Программа воспитания реализовывается в соответствии с комплексным планом воспитания Национальной академии образования.
С целью повышения качества преподавания ежегодно главные специалисты ОТА (Oxford Teacher Akademу) проводят семинары для учителей.
Для контроля уровня качества образования каждую четверть проводятся БТС (тест на остаточные знания), экзамены для учащихся. В школе работает проект PBL, преследующий цель самостоятельного обучения учащегося.
Проект электронного дневника Edupage позволяет выставлять оценки и контролировать учебно-воспитательный процесс школы, укрепляющий сотрудничество между родителем и школой.
Социальная сеть Edmodo, установленная в школе, усиливает взаимодействие между учеником и учителем. Педагоги школ в непрерывном творческом сотрудничестве с новейшим образовательным ресурсом Twig - world, созданном в соответствии с учебной программой и предназначенном для развития умений, применяют знания в реальных жизненных ситуациях и устойчиво сохраняют их в памяти учащихся.
В настоящее время в Казахстане разработаны и приняты новые государственные общеобязательные стандарты начального, основного и общего среднего образования, типовые учебные планы, учебные программы. Принципиальное отличие новых действующих учебных программ заключается в том, что:
1) содержание предмета проектируется на принципе спиральности;
2) цели обучения учитывают иерархии мыслительных процессов;
3) педагогическое целеполагание осуществляется по уровням образования;
4) принцип «сквозных тем» используется между предметами, не только внутри одной образовательной области, но и при реализации межпредметных связей;
5) содержание разделов и предложенных тем соответствуют запросам времени;
6) технологизация учебного процесса в форме разработанных долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов, что позволит значительно сократить нагрузку учителя.
Идея спиральных учебных программ приводит к более высоким учебным результатам, так как обучающему приходится повторять тему или понятие несколько раз, при этом сложность темы или понятия возрастает при каждом повторении.
Новый стандарт основан на компетентностном подходе: учебная программа нацелена на ожидаемые результаты, а не на определенный объем материала, предназначенный обязательному усвоению [4].
Изучение и использование стажерами инновационных методов, технологий работы педагогов Республики Казахстан в процессе обучения и воспитания обеспечит повышение качества образования, их профессиональному росту.
Изученность проблемы
Фундаментальные труды по исследованию педагогического опыта появились в конце 50-х гг. ХХ в. [5]. Проблема исследования педагогического опыта особенно актуальной становится в период 1980-2000 гг.: политехническое обучение, профессиональная ориентация, этнопеда-гогика, образовательные технологии и др. М.М. Пистрак считал, что выявление, изучение и распространение лучших практик обогащают педагогическую теорию [6]. Ю.К. Бабанский в своей работе рассматривал педагогический опыт как уровень овладения объективными педагогическими закономерностями [5]. Педагогический опыт включает в себе элементы новизны, исследования, новаторства, творчества считают Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, П.М. Эрдниев и др.[2].
Результаты и обсуждение
Мы считаем, что педагогический опыт - это инновационные формы, методы, технологии обучения и воспитания, полученные процессе новаторской профессиональной деятельности в целях повышения качества образования. В настоящее время изучение инновационного педагогического опыта на международном уровне становится актуальным.
Результаты опроса участников стажировки отражают готовность педагогов Республики Саха (Якутия) к переменам, их мотивацию к принятию инноваций.
Для диагностики эмоционального состояния участников стажировки были использованы два теста: тест-анкета «Эмоциональная направленность» и тест-опросник «Оценка настроения».
Результаты теста на рис. 1 свидетельствуют, что среди респондентов преобладают коммуникативные (100%), гностические (93,3%), романтические (80,0%) эмоции, акизитивные (73,3%) и праксические (46,7%).
Результаты тест-опросника «Оценка настроения» свидетельствуют, что подавляющее большинство респондентов к завершению стажировки находились в состоянии эйфории (рис. 2), при котором наблюдается оптимизм, полное удовлетворение, внезапное переживание сильного душевного подъема, чувства оптимизма, абсолютного благополучия.
Рис. 1. Результаты диагностики эмоциональной направленности участников международной стажировки в Астане (март 2017 г.)
Рис. 2. Результаты диагностики настроения участников международной стажировки в Астане
(март 2017 г.)
В целом стажировка в Астане расширила и повысила профессиональные возможности педагогических работников Республики Саха (Якутия). Образовательные стажировки способствуют развитию сотрудничества и партнерских отношений между образовательными организациями, международной академической мобильности педагогов.
Заключение
Проектное управление инновационным педагогическим опытом позволяет эффективно и конструктивно использовать новаторские достижения в области образования. Сегодня для учебных организаций, в том числе педагогов, созданы все условия для инновационного развития, для эффективного использования передового педагогического опыта. Стажировки в рамках курсов повышения квалификации знакомят и дают возможность изучить инновационный опыт работы других стран, способствуют качественному профессиональному росту педагогических кадров, а также обеспечивают инвестиции в человеческий капитал.
Литература
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642. Государственная программа «Развитие образования» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_286474/
2. Ильин Г.Л. Инновации в образовании: учебное пособие / Г.Л. Ильин. - М.: Прометей, 2015. -426 с.: табл. - ISBN 978-5-7042-2542-3.
3. ^аза;стан Республикасы Президента Н.Э.Назарбаевтыц «^аза;стан-2050» стратегиясы ;алыптаск;ан мемлекеттщ жаца саяси багыты» атты ^аза;стан хал;ына Жолдауы. Астана, 2012.
4. Тастанова А.К., Абылгаз А.Е. Компетентностный подход в системе непрерывного педагогического образования // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы 11-й междунар. конф., Минск, 27-28 сентября 2013 г. / Минский ин-т управления; сост.
В.В. Гедранович; под науч. ред. В.В. Гедранович и Н.В. Суша. - Mmœ, 2013. - Вып. 11. - Ч. III. - 300 с. Режим доступа: http://docplayer.ru/33712580-Obrazovanie-cherez-vsyu-zhizn.html
5. Боронилова Ирина Геннадьевна. Становление и развитие теории изучения и обобщения передового педагогического опыта: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Уфа, 1999. - 206 c. РГБ ОД, 61:99-13/587-1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/stanovlenie-i-razvitie-teorii-izuchenija-i-obobwenija-peredovogo-pedagogicheskogo.html
6. Пистрак, M.M. Педагогика: учебник для высших учебных заведений / M.M. Пистрак. - M.: Учпедгиз, 1935. - 412 с. [Электронный ресурс]. http://dspace.mspu.by/bitstream
References
1. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 26 dekabrja 2017 g. № 1642. Gosudarstvennaja programma «Razvitie obrazovanija» [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_286474/
2. Il'in G.L. Innovacii v obrazovanii: uchebnoe posobie / G.L. Il'in. - M.: Prometej, 2015. - 426 s.: tabl. -ISBN 978-5-7042-2542-3.
3. ^aza;stan Respublikasy Prezidenti N.Э.Nazarbaevtyц «^aza;stan-2050» strategijasy ;alyptas;an memlekett^ zha^ sajasi baryty» atty ^aza;stan hakyna Zholdauy. Astana, 2012.
4. Tastanova A.K., Abylgaz A.E. Kompetentnostnyj podhod v sisteme nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovanija // Obrazovanie cherez vsju zhizn': nepreryvnoe obrazovanie v interesah ustojchivogo razvitija: mate-rialy 11-j mezhdunar. konf., Minsk, 27-28 sentjabrja 2013 g. / Minskij in-t upravlenija; sost. V.V. Gedranovich; pod nauch. red. V.V. Gedranovich i N.V. Susha. - Minsk, 2013. - Vyp. 11. - Ch. III. - 300 s. Rezhim dostupa: http://docplayer.ru/33712580-Obrazovanie-cherez-vsyu-zhizn.html
5. Boronilova Irina Gennad'evna. Stanovlenie i razvitie teorii izuchenija i obobshhenija peredovogo pedagogicheskogo opyta: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01: Ufa, 1999. - 206 c. RGB OD, 61:99-13/587-1 [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/stanovlenie-i-razvitie-teorii-izuchenija-i-obobwenija-peredovogo-pedagogicheskogo.html
6. Pistrak, M.M. Pedagogika: uchebnik dlja vysshih uchebnyh zavedenij / M.M. Pistrak. - M.: Uchpedgiz, 1935. - 412 s. [Jelektronnyj resurs]. http://dspace.mspu.by/bitstream
iririr