Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ НАУК ДО 2030 ГОДА'

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ НАУК ДО 2030 ГОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
418
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ НАУКИ / БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ / БИБЛИОГРАФОВЕДЕНИЕ / КНИГОВЕДЕНИЕ / БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО / НАУКА / ПРАКТИКА / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лопатина Н.В.

В статье поднимается вопрос об усилении системного взаимодействия между тремя ключевыми элементами библиотечного дела: практикой, библиотечно-информационными науками и отраслевой системой подготовки кадров (библиотечно-информационным образованием). Определена необходимость стратегического управления научными исследованиями и разработками в библиотечно-информационной сфере для результативного обеспечения отрасли новыми фундаментальными и прикладными знаниями, технологическими и проектными научно-обоснованными решениями. Представлено авторское видение стратегической повестки и инструментов стратегического управления развития библиотечно-информационных наук до 2030 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT STRATEGY OF LIBRARY AND INFORMATION SCIENCES UNTIL 2030

The article raises the issue of strengthening the systemic interaction between three key elements of librarianship: practice, library and information sciences and the branch system of personnel training (library and information education). The necessity of strategic management of scientific research and development in the library and information sphere for the effective provision of the industry with new fundamental and applied knowledge, technological and design science-based solutions is determined. The author's vision of the strategic agenda and strategic management tools for the development of library and information sciences until 2030 is presented.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ НАУК ДО 2030 ГОДА»

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ НАУКИ: ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ. ЛОПАТИНА Н.В. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ НАУК ДО 2030 ГОДА

В статье поднимается вопрос об усилении системного взаимодействия между тремя ключевыми элементами библиотечного дела: практикой, библиотечно-информационными науками и отраслевой системой подготовки кадров (библиотечно-информационным образованием). Определена необходимость стратегического управления научными исследованиями и разработками в библиотечно-информационной сфере для результативного обеспечения отрасли новыми фундаментальными и прикладными знаниями, технологическими и проектными научно-обоснованными

решениями. Представлено авторское видение стратегической повестки и инструментов стратегического управления развития библиотечно-информационных наук до 2030 года.

Ключевые слова: библиотечно-информационные науки, библиотековедение, библиографоведение, книговедение, библиотечное дело, наука, практика, образование. Lopatina N.V.

DEVELOPMENT STRATEGY OF LIBRARY AND INFORMATION SCIENCES UNTIL 2030

The article raises the issue of strengthening the systemic interaction between three key elements of librarianship: practice, library and information sciences and the branch system of personnel training (library and information education). The necessity of strategic management of scientific research and development in the library and information sphere for the effective provision of the industry with new fundamental and applied knowledge, technological and design science-based solutions is determined. The author's vision of the strategic agenda and strategic management tools for the development of library and information sciences until 2030 is presented.

Keywords: library and information sciences, library science, bibliography, bibliography, librarianship, science, practice, education.

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ НАУКИ: ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ. ЛОПАТИНА Н.В. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ НАУК ДО 2030 ГОДА

Принятие Стратегии развития библиотечного дела в Российской Федерации до 2030 года [1] создало принципиально новую парадигму управления библиотечным делом. В её основе - не просто планирование отдельных направлений развития и определение желаемых показателей, а построение сложной, мультиуровневой системы целесообразных действий, направленных на достижение эффективного функционального состояния библиотечного дела как отрасли народного хозяйства, играющей четко определенную роль в современной экономике. Долгосрочность поставленных ориентиров обусловлено видимой и обозначенной в стратегическом документе проблеме целесообразности использования имеющихся ресурсов, которая определяется и масштабными ориентирами социального, политического, экономического, культурного развития; и динамичными возможностями отраслевого бюджетирования; и готовностью отраслевой системы управления к рациональному хозяйствованию в новых экономических условиях.

Первый год реализации Стратегии показал корректность выбранных профилей и инструментов целенаправленного регулирования отраслевого развития, готовность профессионального сообщества разделять единые ориентиры библиотечного строительства. Вместе с тем, именно прошедший год позволил диагностировать смещение крена управленческих усилий на практику как объект стратегической повестки. Это было отмечено в ходе обсуждения Стратегии в рамках Скворцовских чтений 2021 года (XXIV Международная научная конференция «БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛ0-2021. Современная библиотека в контексте новых форматов деятельности:

практика, проблемы, перспективы», 7 апреля 2021 года, МГИК), в частности, в выступлении Ю.Н. Столярова в прениях к докладу Н.Г. Денищенко «Стратегия развития библиотечного дела как основа сохранения и механизм развития библиотечного дела Российской Федерации». Ю.Н. Столяров обратил внимание на поверхностный характер тех разделов Стратегии, которые посвящены отраслевой науке и образованию. Этот аспект нашел отражение в дискуссии в социальных сетях, касающейся недостаточного внимания библиотечной науке и образованию в программе Ежегодного совещания руководителей библиотек России 2021 года (18-19 ноября 2021 года, РГБ). И эмоциональный фон, и результаты многоаспектного и критичного аналитического разбора текстов комментариев позволяют фиксировать маркеры системного кризиса отрасли, суть которого кроется в невосприятии значительной частью основополагающего характера внутриотраслевого взаимодействия институтов науки, практики и профессии/образования.

Каждый ученый, работающий в нашей отрасли или осуществляющий исследования в междисциплинарном поле библиотечно-информационных и смежных наук, часто слышит слова: «Зачем это нужно практике? У практики сейчас совершенно другие задачи, другие приоритеты!» К сожалению, это позволяет проводить аналогии с разными ситуациями и в нашей, и в других отраслях: подобные обывательские разговоры приводили не только к проблемам развития определенной сферы деятельности, но и к социально -экономическим и гуманитарным кризисам.

Сомнения в правомерности и необходимости взаимосвязи библиотечно-информационной науки и практики обосновываются либо конъюнктурными аргументами, либо позволяют фиксировать уровень сформированности универсальных и профессиональных компетенций библиотечного работника ниже предельно допустимого для выпускника бакалаврских программ. Например, один из наиболее популярных аргументов связан с отрицанием вклада отраслевой науки в развитие библиотечных практик. С одной стороны,

это выявляет низкий уровень осведомленности профессионального сообщества о достижениях библиотечно-информационных наук и характере их интеграции и прикладной имплементации. С другой стороны, мы отмечаем недопустимое для специалистов отрасли, осуществляющей управление знаниями на уровне социальных систем макроуровня, непонимание структуры современной науки, в частности, ее деление на фундаментальную и прикладную науку. И этот совокупный уровень сформированности представлений о структуре современных знаниевых систем и информационных потоков демонстрирует риски делегирования библиотечному делу функций института памяти и института интеллектуального развития личности.

Именно указанные особенности компетентностного развития современного профессионального сообщества и являются причиной того, что отраслевая практика не может четко сформулировать запрос отраслевой науке. Одним из принципиально важных значений Стратегии выступает именно обозначение приоритетов и ориентиров отраслевого развития, обозначение ресурсообеспеченности библиотечного дела, что позволяет библиотечно-информационным наукам сформировать научную стратегическую повестку и разработать целевые сценарии для существующих и планируемых условий.

Именно сегодня, в новых реалиях, в том числе, в свете задач отраслевой интеграции, принципиальную важность представляет стратегическое планирование научных исследований и разработок, направленных на обеспечение библиотечно-информационной сферы:

а) современными наукоёмкими решениями удовлетворения разнообразия информационных потребностей - явных и неявных, осознанных и неосознаваемых, сформированных и несформированных; личностно-ориентированных и социально-ориентированных;

б) новыми знаниями о закономерностях оборота в цифровом обществе информационных ресурсов, метаданных, существующих в различных информационно-коммуникативных форматах;

в) новыми знаниями о закономерностях функционирования и развития цифровой инфраструктуры социокультурной сферы;

г) новыми информационными технологиями и системами, решающими актуальные задачи библиотечно-информационного обеспечения науки, культуры, профессиональных практик, образования.

Нам действительно необходимо повысить эффективность научных исследований и разработок в области библиотечно-информационных наук и обеспечить библиотечное дело разработками, позволяющими результативно решать актуальные и перспективные задачи практики, усилить позиции отечественной библиотечной науки и практики в мировой информационной инфраструктуре, повысить качество библиотечно-информационной поддержки науки, культуры, образования, профессиональной деятельности. Для этого целесообразно:

во-первых, построить систему стратегического управления научными исследованиями и разработками в библиотечно-информационной сфере: создать и внедрить документы стратегического характера, которые обеспечат единство целеполагания научной деятельности в области библиотечно-информационных наук организаций и коллективов различной подчиненности; единые организационные условия; ориентацию на актуальные и перспективные задачи отраслевых практик в условиях цифровой экономики. На сегодняшний день этого не существует вообще.

во-вторых, реализовать стратегию научных исследований и разработок в библиотечно-информационной сфере на 2022-2030 год, выработанную в соответствии с актуальными форматами организации науки;

в-третьих, управлять развитием и воспроизводством кадрового потенциала библиотечно-информационных наук.

В рамках данного направление целесообразно создание банка данных учёных, занятых библиотечно-информационными и смежными науками, и специалистов, имеющих перспективные разработки в библиотечно-информационной сфере. Можно парировать и предложить обратиться к библиографическим базам данных научных публикаций, но они отражают массивы и потоки публикаций, а не конкретные результаты научной работы, которые имели или имеют потенциал для совершенствования современных практик. Мы, к сожалению, не можем себе представить, как много наших коллег, имеющих значимые разработки и потенциал для них, но которые сегодня выпали из обоймы, находятся не на виду, которых не знают и не видят люди, недавно пришедшие в нашу отрасль. Если сегодня они не демонстрируют высокий уровень публикационной активности, то их позиции в соответствующих базах данных невысоки.

Традиционно мы ставим задачу увеличения численности обучающихся по программам аспирантуры и магистратуры, научных кадров, осуществляющих подготовку диссертационных исследований без освоения программы аспирантуры. Однако это невозможно без внедрения системы поддержки ведущих и молодых учёных, научных школ в области библиотечно-информационных наук.

в-четвертых, принципиально важно не просто увеличить количество научных исследований и разработок в области библиотечно-информационных наук, но и задать очень конкретные качественные параметры. Посмотрите внимательно: если в тексте есть слова «библиотека» и, например, «методология», то это не идентифицирует научный характер публикации. Весьма часто погоня за количеством публикаций приводит к тому, что и наука, и практика не могут четко определить, что конкретно дает та или иная статья для дальнейшего теоретического конструирования или для решения конкретной практической задачи.

В 2021-2022 годах кафедра библиотечно-информационных наук МГИК провела исследования [4], в которых пыталась донести до научного

сообщества простую, банальную истину: эффективность науки измеряется решенностью научных задач, среди которых есть не только не, которые видны невооруженным глазом, но и тех, которые носят фундаментальный характер, а также задач технического, социального и культурного проектирования, которые строят фундамент глубокого заложения. Поэтому если мы хотим эффективную науку, то мы должны ориентироваться не только на количественные, но и на качественные показатели. А это качество обеспечивается постановкой научной задачи и созданием условий для её решения - и именно это должно быть основой управления наукой.

Необходим учёт научных исследований и разработок в области библиотечно-информационных наук и мониторинг их внедрения в практику; нужна оптимизация системы представления результатов научной деятельности и разработок.

в-пятых, должно быть оптимизировано внедрение научного знания в библиотечно-информационные практики, а также продвижение научных достижений и разработок.

Речь идет о целесообразности разработки и реализации современных программ популяризации и продвижения актуальных и перспективных достижений библиотечно-информационных наук, научной, интеллектуальной деятельности для представителей библиотечной практики. Проект «Творческие люди» дал возможность диагностики большой профессиональной аудиторией, и результаты осуществленного анализа входного среза не дают повода для радости. Сложно представить врача, который не интересуется современными методами лечения, который не говорит с коллегами на профессиональном языке, почему в нашей сфере это стало нормой? Говоря о непрерывном образовании, мы делаем основной акцент на обмен опытом и формирование умений и навыков, более, чем знаний. Но анализ показывает, что представителям библиотечной практики необходимо обучение по специально разработанным программам дополнительного профессионального образования, направленным на

повышение уровня научно-технических знаний в области библиотечно-информационных наук.

В это связи речь должна идти о выработке стратегической повестки не на словах, на документном уровне, без чего трудно выйти из речевых практик и перейти к делу. Необходимо создание стратегии научно-исследовательской деятельности и разработок в библиотечно-информационной сфере на период до 2030 годы, включающей следующие конкретные организационные шаги:

1) разработку стратегического протокола организации научно-исследовательской деятельности в области библиотечно-информационных наук, который уточнит цели, определит модельные формы и базовые алгоритмы организации научно-исследовательской деятельности и разработок.

2) создание обоснованного бюджетного прогноза научных исследований как документа стратегического планирования, который содержит минимальное содержание и горизонты финансирования (на вариантной основе); определение возможности дополнительных и альтернативных источников финансирования, консолидации и сбалансированности бюджетов и т.п.

3) определение приоритетных направлений отраслевой научной политики, которые могут принести пользу отрасли.

Отраслевое развитие требует не только те библиотечные исследования и научно-методические разработки, которые прописаны в проекте профессионального стандарта. Эти исследования и разработки очень важны, но их результаты не всегда представляют действительно оригинальные решения задач, позволяющие перевести знания в области библиотековедения, библиографоведения на следующий уровень развития. К сожалению, результаты научно-методических исследований корпоративного уровня не всегда отличаются масштабируемостью, доказательностью и возможностью применения в отрасли в целом или отдельном её сегменте просто в силу того, что подобные задачи не ставились. Такие исследования и разработки носят

прикладной характер и решают подчас очень специфические научные задачи, которые не предусматривают стратегические перспективы отраслевого развития.

Нацеленность усилий разрабатываемой научной политики на рациональность и целенаправленность требуют разработки и обсуждения на специальной стратегической сессии,

во-первых, перечня приоритетных и критических направлений исследований и разработок в библиотечно-информационной сфере;

во-вторых, перечня фундаментальных исследований, имеющих стратегическое значение для проектирования библиотечно-информационной сферы.

Феноменология цифрового мира, векторы его развития сами формирует научную повестку, которая диктует необходимость как прикладных разработок, так и фундаментальных исследований. Движения вперед не будет, если исследовательские задачи не будут подниматься выше наукообразных описаний проектов. Усиливается актуальность разработки теоретической базы, целого корпуса теорий, наукоемких технологических решений - и на уровне новых информационных технологий, и на уровне социально-информационных технологий. В этом поиске невозможно обойтись без философии, без теоретической, абстрагированной информатики, без «чистой» психологии и многих других вещей, которые не всегда понятны обычному практику библиотечного дела, чья повседневная деятельность и не требует этих знаний.

Несмотря на скептицизм отраслевых практик, таковые задачи не только существуют, но и в нынешних условиях они становятся очень актуальными. Например, задача изучения и проектирования разнообразия суверенных информационных объектов требует нового осмысления материализации информационных объектов, особенностей их информационного моделирования, оперирования этими информационными

моделями и изменения их статуса, актуализация понимания феноменов метаинформации и метаданных.

Высокую актуальность имеют исследования и разработки в области чтения, читательского поведения, которые выходят за пределы интереса современных библиотек, но находятся в приоритете других отраслей социокультурной сферы. И вышедший в прошлом году в свет энциклопедический словарь «Чтение» [6] позволяет увидеть, сколько важных вопросов еще нам необходимо изучить более глубоко. Особое значение приобретают изучения информационной культуры, моделирования и управления реакциями на информационные потоки, информационного поведения массового актора и т.д.

Изменение технологического и социального уклада в ходе цифрового развития не могут не влиять на традиции организационного устройства сети библиотек, сделать этот процесс управляемым и гуманитарно-ориентированным на основе имеющихся сегодня научных знаний невозможно. События конца 2021-2022 года, связанные с реорганизацией системы библиотек в Москве и Подмосковье, показали острую актуальность научно обоснованного подхода к решению одной из ключевых задач развития библиотечного дела, обозначенного в Стратегии - «совершенствование нормативно-правовой базы, в том числе создание системы требований и нормативов по обеспечению развития и модернизации библиотек». [1]

Вновь необходимо ставить вопрос о стратегической аналитике как особом уровне гносеологической линейки и о нашей неготовности к этой стратегической аналитике, потому что можно собирать, кумулировать большие данные и анализировать с помощью уже существующих систем, реализующих идеологию искусственного интеллекта. Приоритетный характер имеют разработки информативных параметров анализа библиотеки, ее читателей, информационных ресурсов, эвристичных методик получения данных о деятельности библиотек, маркеров мониторинговых исследований.

Сегодня практико-ориентированные исследования не могут концентрироваться только на современной форме предоставления услуги, необходимо понимание направлений трансформации библиотечной услуги, а также зарождения информационных продуктов нового качества, которые способна производить библиотека. Среда изменяется так сильно, что если мы не будем изучать и проектировать эти изменения, то библиотечно-информационные науки не будут подниматься выше методической работы и банального описания библиотечных практик.

Особое поле научных исследований - библиографическое, формируемое в зоне демаркационной линии между наукой и практикой, специфичной в наших науках своей подвижностью, определяемая интеллектуальным характером продукта, создаваемого на стыке библиографии и литературоведения, библиографии и истории, библиографии и наукометрии / библиометрии в силу универсальности библиографического метода как метода научных исследований и всех его декомпозиций. Научная задача, поставленная в предыдущие периоды истории библиографической науки, видоизменяет условия в результате информационных трансформаций, которые усилили во много раз существовавшие ранее механизмы и закономерности.

Недавно мы смогли познакомиться с новым паспортом научной специальности «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение», который может рассматриваться как вариант отраслевого перечня приоритетных научных исследований. Но установка на проактивную идеологию развития, приходящую на смену 30-летия направленности отраслевой науки на адаптацию к трансформациям, неизбежно изменяет магистральное направление - проектирование будущего и создание новой библиотечной экосистемы в научно-обоснованных конфигурациях, что, к сожалению, не нашло воплощение в новом документе.

4) проектирование трансфера научного знания, разработок, социальных и информационных технологий в библиотечно-информационные практики,

внедрение новых научных достижений и разработок, популяризация новых научно-технических знаний в библиотечно-информационных практиках.

На базе лаборатории социально-информационных технологий МГИК проведено изучение массива диссертационных работ, защищенных по библиотековедению, библиографоведению и книговедению в нашем институте в период с 1980 по 2000 год. Исследование проводилось с помощью специально разработанной методики, в основе которой - содержательный анализ результатов, их дальнейшее применение в отраслевой науке и практике, анализ их инновационного значения для развития экономики и социокультурной сферы на долгосрочный период. Результаты исследования, опубликованные в [2] дают основания для того, чтобы говорить о потенциале наших наук для создания качественно новых информационных продуктов, новых технологий, в том числе, педагогических, социальных, принципиально новых инновационных механизмов и моделей взаимодействия в библиотечно-информационной сфере.

Таким образом, формирование национальной стратегии научных исследований и разработок в библиотечно-информационной сфере направлено на решение следующих задач:

1. Реализация системного стратегического подхода в управлении научными и исследованиями, и разработками в библиотечно-информационной сфере, создание организационных условий для укрепления позиций библиотечно-информационных наук в современной системе наук. Разработка и внедрение стратегических документов, обеспечивающих их нацеленность на решение фундаментальных и актуальных задач библиотечно-информационной и смежных сфер деятельности. Разработка и внедрение нормативных документов, содействующих эффективной поддержке библиотечно-информационных наук.

2. Активизация научного и инновационного потенциала кадрового ресурса отрасли, сохранение и воспроизводство кадрового потенциала библиотечно-информационных наук. Поддержка ведущих учёных и научных

школ. Поддержка академической карьеры молодых учёных; интеллектуальной деятельности специалистов библиотечно-информационной сферы. Организация эффективной системы подготовки и экспертизы научных кадров в области библиотечно-информационных наук.

3. Создание системы учёта и мониторинга наличия, правового статуса, оборота, внедрения, коммерциализации научных достижений и результатов интеллектуальной деятельности в области библиотечно-информационных наук. [3].

4. Создание организационных условий, финансовых, материально-технических условий для реализации стратегии, сценария. Аналитическое и информационное сопровождение реализации элементов стратегии, мониторинг результативности научных исследований и разработок в области библиотечно-информационных наук организаций науки, организаций культуры, организаций высшего образования.

5. Реализация стратегической повестки и обеспечение библиотечно-информационных практик актуальными отечественными научными разработками и наукоёмкими технологическими решениями, повышающими эффективность функционирования организаций библиотечного типа в условиях цифровой экономики.

6. Модернизация системы трансфера научного знания в библиотечно-информационные практики, продвижение научных достижений и разработок, популяризация библиотечно-информационных наук, научной, интеллектуальной деятельности среди практиков, повышение уровня их научно-технических знаний в области библиотечно-информационных наук посредством проведения комплекса специализированных мероприятий.

Стратегия научно-исследовательской деятельности и разработок в библиотечно-информационной сфере на период 2022 - 2030 годы должна включать следующие документы (разделы):

- Перечень приоритетных и критических направлений исследований и разработок в библиотечно-информационной сфере.

- Перечень фундаментальных исследований, имеющих стратегическое значение для проектирования библиотечно-информационной сферы.

- Стратегический протокол организации научно-исследовательской деятельности учёных, коллективов, организаций различного подчинения в области библиотечно-информационных наук (в данном случае стратегический протокол понимается как документ, уточняющий цели, определяющий модельные формы и базовые алгоритмы организации научно-исследовательской деятельности и разработок).

- Бюджетный прогноз научных исследований и разработок в библиотечно-информационной сфере на 2022-2030 годы.

- Прогноз трансфера научного знания, разработок, социальных и информационных технологий в библиотечно-информационные практики. Декомпозиция включает создание и применение «Методических рекомендаций по популяризации научно-технических знаний в библиотечно-информационных практиках» и «Методических рекомендаций по внедрению новых научных достижений и разработок в библиотечно-информационные практики».

- Порядок актуализации стратегической повестки библиотечно-информационных наук в условиях цифровых трансформаций.

Безусловно, необходимо четко понимать условия, нужные для реализации стратегии научных исследований и разработок в библиотечно -информационной сфере. На наш взгляд, принципиальное значение имеют:

- система государственных заданий, концентрирующих усилия на критических для библиотечно-информационной сферы исследований и разработках

- рациональный порядок и работающие источники финансирования научных исследований и разработок в библиотечно-информационной сфере. В данном случае, речь идёт о разработке специфических для библиотечного дела механизмов и нормативной базы для софинансирования бюджетных, некоммерческих и коммерческих организаций, привлечение внебюджетных

средств, средств фондов поддержки научной и инновационной деятельности, грантодержателей, венчурного финансирования и т.п.

- организационные условия для совместных проектных групп и коллективов ученых, для научно-исследовательской деятельности и разработок учёных, коллективов, организаций различного подчинения в области библиотечно-информационных наук;

- развитие системы информационного обеспечения научных исследований и разработок в библиотечно-информационной сфере, в том числе, информационно-ресурсной базы, депозитария научных исследований, банков аналитических данных, отраслевой базы знаний как основы отраслевой системы управления знаний (например, на базе Отдела литературы по библиотековедению, библиографоведению и книговедению РГБ);

- материально-техническая база научных исследований и разработок в библиотечно-информационной сфере;

- организационные условия для проведения педагогами вузов, осуществляющих подготовку библиотечных кадров, научных исследований и разработок в области библиотечно-информационных наук и т.д.

Будут ли результативны сделанные в этой статье предложения, мы сможем узнать не только, когда они будут сделаны, но и когда мы увидим количественные целевые показатели и иные индикаторы отраслевого научного развития. В числе измеряемых результатов, позволяющих анализировать эффект проводимых управленческих мероприятий, целесообразными представляются:

- количество научно-исследовательских работ, зарегистрированных в Единой государственной информационной системе учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения;

- количество диссертационных исследований, защищенных в области библиотечно-информационных наук на соискание ученой степени кандидата

наук, в том числе, в рамках смежных научных специальностей (в том числе, психологии, информатике, экономике, педагогике);

- количество диссертационных исследований, защищенных в области библиотечно-информационных наук на соискание ученой степени доктора наук (в том числе, психологии, информатике, экономике, педагогике, истории и т.д.);

- количество объектов интеллектуальной собственности, зарегистрированных в установленном порядке, (в том числе, программы для электронных вычислительных машин и базы данных) [5];

- количество монографий, отражающих результаты исследований и разработок в области библиотечно-информационных наук, а также их тираж, тенденции цитируемости и альтметрики;

- количество учебных и методических изданий, адаптивно раскрывающих современные достижения библиотечно-информационных наук для различных групп профессиональных и широких кругов потребителей;

- количество академических мероприятий в области библиотечно-информационных наук (научных семинаров, научных конференций, конгрессов), обеспечивающих обсуждение актуальных научных задач и результатов (в данном случае речь идет строго об академических мероприятиях с четкой системой критериев отбора докладов и участников)

- численность участников межвузовских конференций - молодых ученых, занятых в библиотечно-информационных науках;

- формирование в организациях науки и высших учебных заведения, специализирующихся на библиотечно-информационных науках, системы советов по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук, на соискание ученой степени кандидата наук, позволяющих проводить экспертизу работ по актуальным научным задачам в области библиотечно-информационных наук (в том числе, объединенных диссертационных советов);

- количество результатов интеллектуальной деятельности (РИД) [5] в области библиотечно-информационных наук, внедренных в библиотечно-информационных практики;

- количество коммерциализированных результатов интеллектуальной деятельности (РИД) [5] в области библиотечно-информационных наук;

- численность специалистов-практиков, повышающих уровень научно-технических знаний в рамках образовательных программ ДПО (объемом не менее 36 академических часов) в период до 2030 года;

- численность специалистов-практиков, принимающих участие в мероприятиях по популяризации научно-технических знаний в области библиотечно-информационных наук;

- создание базы знаний в области библиотечно-информационных наук.

Таким образом, стратегия научных исследований и разработок в

библиотечно-информационной сфере должна быть нацелена на совершенствование системы государственного управления научно-исследовательской деятельностью в области библиотечно-информационных наук для того, чтобы обеспечить библиотеки наукоёмкими разработками. Принципиальное значение сегодня имеют:

а) системная деятельность по государственному управлению научно-исследовательской деятельностью в области библиотечно-информационных наук на основе создания стратегии, способной вывести решение проблемы развития отраслевой науки на качественно новый уровень;

б) единство целеполагания научной деятельности в области библиотечно-информационных наук организаций и коллективов различной подчиненности;

в) ориентацию на актуальные и перспективные задачи развития библиотечно-информационных практик в условиях цифровой экономики и их потребность в научных разработках на период до 2030 года.

Именно это позволит в условиях цифровой экономики решать актуальные и перспективные задачи библиотечно-информационного

обеспечения науки, культуры, профессиональных практик. Надеемся, что повышение внимания к библиотечно-информационным наукам со стороны отраслевого управления позволят вернуть их эффективность и инновационную отдачу.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.Стратегия развития библиотечного дела в Российской Федерации на п ериод до 2030 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 года № 608-Р. Текст: электронный. URL: http://static.government.ru/media/files/NFWPpXpAAAEbPW60HiZiDvdZZ 8AcSNuu.pdf Дата обращения: 21.01.2022.

2. Лопатина Н.В., Булдина Г.И. Модернизация информационно -аналитических методик анализа результативности научной деятельности организации // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2020. - № 3(95). - С. 146-156.

3. Лопатина, Н. В. Об эффективности информационно-аналитических методов оценки научной деятельности (на примере социальных и гуманитарных наук) // Научно-техническая информация. Серия 1: Организация и методика информационной работы. - 2020. - № 4. - С. 23-27.

4. Лопатина Н.В., Цветкова В.А. О новых подходах к оценке научной деятельности: рассуждения авторов-рецензентов // Научно-техническая информация. Серия 1: Организация и методика информационной работы. -2021. - № 4. - С. 38-42.

5. Неретин, О. Патентная информация как канал представления научных результатов диссертаций на соискание ученой степени / О. Неретин // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. - 2019. - № 8. - С. 5-10.

6. Чтение. Энциклопедический словарь / В. Я. Аскарова, Н. А. Борисенко, С. М. Бородин [и др.] ; Под редакцией Ю.П. Мелентьевой. -Москва : Федеральное государственное бюджетное учреждение науки

Научный и издательский центр "Наука" Российской академии наук, 2021. - 448 с.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Лопатина Наталья Викторовна - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой библиотечно-информационных наук Московского государственного института культуры, ведущий научный сотрудник Федерального института промышленной собственности, главный редактор сетевого издания "Электронный научный журнал "Культура: теория и практика"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.