Научная статья на тему 'Библиотековедение и социально-коммуникационные науки'

Библиотековедение и социально-коммуникационные науки Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
390
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ НАУКИ / ИНФОРМОЛОГИЯ / НООКОММУНИКОЛОГИЯ / LIBRARY SCIENCE / SOCIAL INFORMATION COMMUNICATION / SOCIAL AND COMMUNICATION SCIENCES / INFORMOLOGY / NOOCOMMUNШСOLOGY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Швецова-Водка Г. Н.

Статья посвящена определению места библиотековедения в системе наук. Рассматриваются и опровергаются аргументы, направленные против выделения группы социально-коммуникационных наук. Провозглашается единство коммуникационного и информационного подходов к определению сущности документа и библиотеки как коммуникационного посредника в передаче социальной информации. Обосновывается информационная сущность библиотечного дела и квалификация библиотековедения как информологической научной дисциплины. Показаны возможности комплексирования научных дисциплин в структуре научного знания. Отмечены отличия теоретического анализа, необходимого для осознания сущности библиотечной науки, и её отражения в номенклатуре научных специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIBRARY SCIENCE AND SOCIAL COMMUNICATION SCIENCES

The article is devoted to determining the place of library science in the system of sciences. The arguments against the separation of the group of social and communication sciences are examined and refuted. The unity of the communication and information approaches to determining the essence of the document and the library as a communication intermediary in the transfer of social information is proclaimed. The information essence of library science and the qualification of library science as an informological scientific discipline are substantiated. The possibilities of combining scientific disciplines in the structure of scientific knowledge are shown. The differences of the theoretical analysis, necessary for understanding the essence of library science, and its reflection in the nomenclature of scientific specialties are noted.

Текст научной работы на тему «Библиотековедение и социально-коммуникационные науки»

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ НАУКИ: ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ. ШВЕЦОВА-ВОДКА Г. Н. БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ И СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ НАУКИ

Статья посвящена определению места библиотековедения в системе наук. Рассматриваются и опровергаются аргументы, направленные против выделения группы социально-коммуникационных наук. Провозглашается единство коммуникационного и информационного подходов к определению сущности документа и библиотеки как коммуникационного посредника в передаче социальной информации. Обосновывается информационная сущность библиотечного дела и квалификация библиотековедения как информологической научной дисциплины. Показаны возможности комплексирования научных дисциплин в структуре научного знания. Отмечены отличия теоретического анализа, необходимого для осознания сущности библиотечной науки, и её отражения в номенклатуре научных специальностей.

Ключевые слова: библиотековедение, социальная информационная коммуникация, социально-коммуникационные науки, информология, ноокоммуникология.

SHVETSOVA-VODKA G.N.

LIBRARY SCIENCE AND SOCIAL COMMUNICATION SCIENCES

The article is devoted to determining the place of library science in the system of sciences. The arguments against the separation of the group of social and communication sciences are examined and refuted. The unity of the communication and information approaches to determining the essence of the document and the library as a communication intermediary in the transfer of social information is proclaimed. The information essence of library science and the qualification of library science as an informological scientific discipline are substantiated. The possibilities of combining scientific disciplines in the structure of scientific knowledge are shown. The differences of the theoretical analysis, necessary for understanding the essence of library science, and its reflection in the nomenclature of scientific specialties are noted.

Key words: library science, social information communication, social and communication sciences, informology, noocommunшсology.

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ НАУКИ: ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ. ШВЕЦОВА-ВОДКА Г. Н. БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ И СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ НАУКИ_

Одним из «горячих» или даже «горящих», по словам Ю. Н. Столярова, науковедческих вопросов в настоящее время является вопрос о месте библиотековедения в системе наук. Из плоскости теоретической, где он обсуждался без особой спешки и эмоций, он вдруг переместился в область практической организации российской науки, а в перспективе — и образования, причём с угрозой самому существованию библиотечной отрасли как в науке, так и в образовании [1].

Ю. Н. Столяров предложил несколько вариантов вполне удовлетворительного решения этого вопроса по отношению к Номенклатуре научных специальностей, однако, по его мнению, для обоснованного решения вопроса о месте библиотековедения существует несколько препятствий. Судя по аргументам, наиболее существенным препятствием является субъективное мнение представителей «титульных» наук и давно утвердившихся специальностей. Например, в отношении предложения Н. В. Лопатиной о выделении группы специальностей «Социальные коммуникации», по словам Ю. Н. Столярова, «трудно рассчитывать, что мы встретим понимание у социологов со столь для них неожиданным и радикальным предложением». Возможно, что Юрий Николаевич прав, и в настоящий «пожарный» момент действительно следует ограничиться менее радикальным вариантом. Но аргументация Н. В. Лопатиной представляется более убедительной: лучше сразу добиваться наиболее обоснованного решения, чем возвращаться к этому вопросу в какое-то неопределённое время в будущем [2]. К тому же мнение о «несговорчивости» представителей фундаментальных наук может оказаться ложным.

Другие аргументы против выделения группы специальностей «Социальные коммуникации» можно легко опровергнуть, исходя из опыта существования такой группы в украинской номенклатуре научных специальностей. Так, отсутствие докторов и кандидатов наук указанной категории вполне объяснимо на начальном этапе существования такой специальности, оно не должно быть препятствием для открытия специализированных советов по защите диссертаций. Расхождения с перечнем учебных специальностей никак не мешают организации учебного процесса, который, в свою очередь, совершенствуется и находится в процессе развития. Украинская учебная специальность «029 Информационное, библиотечное и архивное дело» находится в настоящий момент в комплексе «02 Культура и искусство», что, конечно, не является лучшим вариантом, но не мешает тому, что подготовка специалистов по нашей специальности ведётся, кроме институтов культуры, во многих университетах Украины. При этом вузы культуры остаются в подчинении Министерства культуры, а

университеты различного профиля (не только гуманитарного, но и технического) — в Министерстве образования и науки.

Важен другой аргумент Ю. Н. Столярова: «Нужно найти консенсус прежде всего в нашем профессиональном сообществе». К сожалению, за 200 лет существования наших наук такой консенсус не установлен. Может быть, следует принять наиболее подходящее временное решение об отражении библиотековедения в номенклатуре специальностей, а теоретическое решение данного вопроса отложить до лучших времён и продолжить его обсуждение в различные формах?

Предлагаемая статья написана именно в расчёте на аргументированный теоретический подход, который останется актуальным при любом организационном решении.

Идея комплексов наук и их сложной подчинённости позволяет определить место библиотековедения в науке.

Используя методологию коммуникационного подхода, мы характеризуем документ как средство социальной информационной коммуникации, применяемое для передачи информации в обществе. Документ — это материальный объект, передающий социальную информацию; это единство материального носителя и передаваемой информации. Документа без информации не существует. Следовательно, любой социальный институт, содействующий использованию документов, выполняет не только документо-коммуникационную функцию, но и информационную. Именно в этом смысле библиотеке как социальному институту присуща информационная функция, и любая библиотечная деятельность является деятельностью информационной.

Информационная деятельность библиотеки не зависит от того, какая наука появилась раньше — библиотековедение или информатика, или от того, использует ли библиотека достижения технической информатики для создания информации о документах, а также от того, являются ли документы в библиотечном фонде рукописными, печатными или электронными. Собирание и хранение документов — это уже накопление информации, или создание информационных ресурсов, а документный фонд и есть информационный ресурс.

Речь идёт о понимании сущности документа, а значит — и всех видов деятельности, связанный с его созданием, хранением, организацией использования.

Словосочетание «информационно-библиотечная деятельность», по-видимому, предполагает, что библиотечная деятельность является разновидностью информационной и существуют ещё другие виды информационной деятельности.

Словосочетание «библиотечно-информационная деятельность» можно понять иначе: не вся библиотечная деятельность является информационной, а только её часть. В принципе такое понимание возможно, если считать информационной деятельностью библиотеки только «производство информации»: аналитико-синтетическую обработку документов с целью создания каталогов и переработку содержащейся в документах информации в соответствии с запросами потребителей информации, то есть, по существу, библиографическую деятельность библиотеки, отличающуюся от всех других библиотечных процессов.

Для дисциплин, которые используют информационный подход и изучают информационные явления разного рода и во всех аспектах, обобщающей наукой может быть информология. Не информатика, потому что понимание информатики слишком неоднозначно (она может быть научная, техническая, компьютерная, социальная, прикладная, теоретическая и т.д.).

В информологическом комплексе выделяются теория информации, информатика социальная и информатика прикладная (или компьютерная наука). Цикл информологических наук включает науки о любой информационной коммуникации: природной, технической, социальной. Социальная информационная коммуникация — это передача социальной информации, или нооинформации. Информатика социальная приравнивается к теории социальной информационной коммуникации и может быть иначе названа ноокоммуникологией. Термин «ноокоммуникология» заменяет словосочетание «теория социальной информационной коммуникации», поскольку является более удобным для образования производных терминов.

В пределах ноокоммуникологии можно выделить теорию социальной информации и документологию — комплекс наук о документе, который рассматривается как средство передачи социальной информации. В границах документологии выделяем такие комплексные науки, как документоведение (наука о подготовке и функционировании документа), архивоведение (наука об архивном деле), библиология (наука о книжном деле).

Дальнейшая дифференциация научного знания в комплексе библиологии объясняет место науки о библиотечном деле — библиотековедения. Библиотековедение можно характеризовать как науку информологическую, ноокоммуникологическую, документологическую, библиологическую. Перечисленные определения не противоречат друг другу, они лишь отражают последовательность включения библиотековедения в комплексы наук.

Современный подход к библиотековедению позволяет рассматривать его не только как особую самостоятельную научную дисциплину, но и как часть определённого комплекса наук. Библиотековедение, в свою очередь, представляет собой комплекс «библиотечных» наук. Среди последних: библиотечное фондоведение, библиотечное читателеведение, теория библиотечного менеджмента, теория библиотечного обслуживания, библиотечное библиографоведение, библиотечное краеведение. Возможно выделение других научных дисциплин. Например, ставится вопрос о выделении электронного библиотековедения. Все перечисленные дисциплины — частные по отношению к библиотековедению, объединяющему их в комплекс. Само ж библиотековедение является частью по отношению к другим комплексам наук.

Примем за аксиому: информация без коммуникации не существует! В отличие от коммуникации, которая может быть как информационной, так и неинформационной (передача материальных предметов, веществ и т.п.), информация возникает только в процессе коммуникации. Эпитет «информационный» можно просто заменять на «коммуникационный», имея в виду именно информационную коммуникацию.

Методологический информационный подход является одновременно коммуникационным подходом. В то же время термин «социальная информационная коммуникация», обозначающий объект исследования, часто заменяют сокращённым: «социальная коммуникация» или даже просто «коммуникация». Словом «коммуникация» обозначают также такой объект исследований, как «массовая коммуникация», которая является видом социальной информационной коммуникации.

Как известно, цикл наук, к которому относится библиотековедение, многие учёные называли «социально-коммуникационными науками» [3] или «науками информационно-коммуникативного цикла» [4]. Признание социально-коммуникационной и одновременно информационно -коммуникационной природы цикла наук, изучающих процессы социальной информационной коммуникации, присутствует во многих частных теориях.

Науки о социальной информационной коммуникации, или «социально-коммуникационные науки» — это часть информологических наук. Их можно назвать «Науки о социальной коммуникации» (Social communication sciences), что равно понятию ноокоммуникологии, но более привычно.

Следует заметить, что название комплекса наук «Социальные коммуникации» терминологически неправильно, потому что обозначает только объект исследований, а не науку (или науки). Поэтому комплекс наук следовало бы назвать если не «ноокоммуникология», то «социально-коммуникационные науки». И степени кандидата и доктора наук присуждать не «по социальным коммуникациям», а «социально-коммуникационных наук» или «ноокоммуникологических наук».

Среди социально-коммуникационных наук можно выделять конкретные науки соответственно объекту исследования. В том числе библиотековедение (Library science), библиографоведение (Bibliography science), книговедение (Book science). В последнем выделять эдициологию (Edition science) и библиополистику (Bibliopolistyk). Книговедение в таком понимании не равно библиологии (Bibliology), которая представляет собой более высокий уровень комплексирования наук, к которому относятся библиотековедение, библиографоведение и книговедение (в указанном выше значении). При необходимости указанные науки можно рассматривать вместе как части библиологии, но в номенклатуре специальностей обойтись без выделения данного уровня.

Кроме перечисленных, к социально-коммуникационным наукам относятся: наука о массовой коммуникации (Mass communication science) и наука о научной коммуникации (Science commu nication science).

Науку о массовой коммуникации иначе называют коммуникативистикой [5]. Она включает науку о газетном деле, о популярных журналах, о радио- и тележурналистике, об онлайн -журналистике. Традиционно эту область знания называли журналистикой, но это неправильно, потому что журналистика — это область практической деятельности, а науку о ней в Украине стали называть журналистиковедением. В современной украинской классификации научных специальностей она относится к «социальным коммуникациям» и называется «Теория и история журналистики».

Наука о научной коммуникации возникла под названием «информатика», иногда с уточнением: «информатика научная», в отличие от информатики технической (компьютерной науки). В последнее время адепты научной информатики предпочитают характеризовать её как «информатику семантическую», распространяя её объект исследований на всю сферу семантической (иначе говоря — социальной) информации. В таком варианте информатика претендует на охват всех социально -коммуникационных наук, однако этот подход не получил практического применения.

Среди социально-коммуникационных наук должны быть выделены также: наука о документах — документоведение (Document science) и наука об архивном деле — архивоведение (Archive science). Документологию (Documentology) здесь не выделяем, поскольку она представляет собой комплекс наук более высокого уровня классификации, охватывающий как документоведение и архивоведение, так и библиологию, со всеми её составными частями.

Если исследование посвящается объекту, характерному для разных конкретных наук, его можно представить как комплексное, например, библиотечно-библиографическое — Library and bibliography science.

Таким образом, для отражения библиотечных, библиографических и книговедческих дисциплин в номенклатуре специальностей достаточно выделить отрасль «социально-коммуникационные науки», будь то в качестве особого подразделения или в составе науки об обществе — социологии. При этом информационный характер социально-коммуникационных наук остаётся неизменным, не зависящим от связей с технической информатикой и её практическим следствием — цифровизацией многих общественных процессов.

Библиотековедение — информационная наука не потому, что испытывает влияние научной (или семантической) информатики, и не потому, что современная библиотека немыслима без достижений технической информатики. А потому, что объект его исследований — библиотека — с теоретической точки зрения является социальным институтом, обеспечивающим функционирование социальной информации, заключённой в документах. Хотя последнее выражение теоретически неверно, потому что информация не «заключается в документах», а проявляется при использовании документов человеком — социальным субъектом.

Теоретический анализ необходим для осознания сущности библиотечной науки, её родства со многими «промежуточными» уровнями структуры научного знания, которые, возможно, не найдут отражения в конечном результате, ориентированном на формальное, условное представление этой структуры.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Столяров Ю. Н. О возможности сохранить библиотековедение, библиографоведение и книговедение в номенклатуре научных специальностей [Электронный ресурс] // Культура: теория и практика : электрон. науч. журн. 2020. URL: http://theoryofculture.ru/issues/114/1352/

2. Лопатина Н. В. Найдут ли место библиотечно-информационные исследования в новой структуре российской науки? [Электронный ресурс] // Культура: теория и практика : электрон. науч. журн. 2020. URL:http://theoryofculture.ru/issues/113/1345/

3. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации: учеб. пособие. СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2002. Гл.10.1. Система социально-коммуникационных наук. С. 440—450.

4. Гречихин А. А. Общая библиография. Гл. 1.7. Библиографоведение и смежные науки. [Электронный ресурс] URL: http://www.gumfak.ru/bib html/biblio/bib009.shtml

5. Землянова Л.М. Коммуникативистика и средства информации: англо-русский толковый словарь концепций и терминов. М. : Изд-во Моск. ун-та, 2004. 416 с.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Швецова-Водка Галина Николаевна, доктор исторических наук, профессор, Ровенский государственный гуманитарный университет (Ровно, Украина), профессор кафедра документальных коммуникаций и библиотечного дела shvetsova1943@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.