Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ЭКСПЕРТНОЕ ВИДЕНИЕ С УЧЕТОМ РОССИЙСКОГО ОПЫТА'

СТРАТЕГИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ЭКСПЕРТНОЕ ВИДЕНИЕ С УЧЕТОМ РОССИЙСКОГО ОПЫТА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
137
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегия / пространственное развитие / города и регионы / центр-периферийные процессы / региональная политика / Россия / Беларусь / strategy / spatial development / cities and regions / center-peripheral processes / regional policy / Russia / Belarus
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ЭКСПЕРТНОЕ ВИДЕНИЕ С УЧЕТОМ РОССИЙСКОГО ОПЫТА»

Ридевский Г.В.

к.геогр.н., доцент, зав. отделом социально-трудовых исследований НИИ труда Министерства труда

и социальной защиты Республики Беларусь, Минск

СТРАТЕГИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ЭКСПЕРТНОЕ ВИДЕНИЕ С УЧЕТОМ РОССИЙСКОГО ОПЫТА

Ключевые слова: стратегия, пространственное развитие, города и регионы, центр -периферийные процессы, региональная политика, Россия, Беларусь.

Keywords: strategy, spatial development, cities and regions, center-peripheral processes, regional policy, Russia, Belarus.

Правительство Российской Федерации своим распоряжением от 13 февраля 2019 г. №207-р утвердило Стратегию пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года \ Стратегия пространственного развития (СПР) служит целям совершенствования систем расселения и территориальной организации экономики, в том числе посредством проведения эффективной государственной региональной политики.

В основу совершенствования пространственного развития России положено развитие системы крупнейших городских агломераций для снижения уровня межрегионального социально -экономического неравенства, ускорения темпов экономического роста, технологического развития и обеспечения национальной безопасности.

Несомненно, что СПР для крупнейшего в мире государства, каким является Россия - страна с высоким уровнем межрегиональных различий, - один из важнейших государственных документов, который должен лежать в основе государственной политики, направленной на устойчивое развитие страны и ее регионов.

К сожалению, подобной СПР в Беларуси на настоящий момент нет, а ее наличие, несмотря на то, что Беларусь по занимаемой площади меньше России более чем в 80 раз, не менее актуально для дальнейшего социально -экономического, демографического и экологического развития нашей страны в целом и ее регионов.

Почему Беларуси также необходима подобная стратегия? Потому что и в России, и в Беларуси, как и в других странах мира, активно протекают центр -периферийные процессы (ЦПП). Эти процессы носят иерархический характер и проявляются на планетарном, страновом, внутристрановом (уровне больших внутристрановых регионов) и локальных уровнях. В результате ЦПП появляются центры и окружающие их периферийные территории. Это порождает различия в уровне и качестве жизни населения между центральными и периферийными регионами. Без специальных мер государственной политики, направленных на снижение имеющих место диспропорций, носящих объективный характер, не обойтись, если страна хочет развиваться устойчивого и инклюзивно, не оставляя в стороне от процессов развития ни одну социальную группу населения и ни один регион страны.

Россия - огромное государство, поэтому не случайно в СПР она разделена на 12 макрорегионов, в каждом из которых формируются свои центры - крупнейшие города и городские агломерации, и существует своя периферия. Республика Беларусь может рассматриваться как страна-аналог российских макрорегионов. В Беларуси на фоне всего государства резко выделяется Минск и Минская городская агломерация, а вся остальная страна может рассматриваться как провинция - т.е. столичная периферия.

Учитывая относительно небольшие размеры нашей страны (Республика Беларусь - это среднее по площади европейское государство), центр -периферийный процесс, протекающий в Беларуси на страновом уровне, можно назвать процессом метрополизации, а Минск считать единственным метрополисом страны; ЦПП, протекающие на внутристрановом уровне - процессы регионополизации (протекают на внутриобластном уровне); ЦПП на местном уровне (уровне административных районов и их частей) - процессы локополизации. Все эти процессы протекают в каждом макрорегионе России, что подтверждает фундаментальный характер ЦПП и приводит к порождаемой ими фрагментации вну тристранового (внутримакрорегионального) пространства.

Размеры Беларуси позволяют охватить страну единым взглядом и рассматривать центр -периферийный характер ее территориальной организации на разных пространственных уровнях2.

Исследование ЦПП на разных иерархических уровнях в Беларуси позволяет утверждать, что особое значение для дальнейшего развития Беларуси имеют процессы метрополизации и регионополизации. Эти процессы носят закономерный и фундаментальный характер и порождают два важнейших социальных разлома: между столицей и провинцией (остальной страной), между большими городами (это главные центры внутристрановых регионов - города -регионополисы) и окружающими их территориями.

Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. https://www.spsss.ru/assets/files/2018/v-nts_strategiya-prostranstvennogo-razvitiya

2

Ридевский Г.В. Центр -периферийные процессы и развитие регионов Беларуси: монография. - Минск, 2020. - 346 с.

ЦПП для процессов регионополизации можно рассматривать как конфигураторы регионов расселения, разм е-щения хозяйства и природопользования, которые выступают в качестве социально -эколо го-экономических районов (СЭЭР). Внутри СЭЭР из -за поляризации процессов развития выделяются регионы экономического ядра, экономической полупериферии и экономической периферии.

Процессы метрополизации и регионополизации приводят к тому, что граждане современной Беларуси живут как будто в трех разных странах, существенно отличающихся друг от друга по уровню и качеству жизни населения: столица и ее агломерация; большие города - города-регионополисы, большинство из них также образуют городские агломерации; окружающая метрополис и регионополисы мелкогородская и сельская периферия.

Процессы локополизации также порождают различия, но различия между центрами таких регионов (городами или значимыми сельскими поселениями - локополисами) и другими сельскими территориями не так значительны, как между метрополисом и остальной страной, регионополисами и окружающими их территориями. Тем не менее, пр о-цессы локополизации, безусловно, необходимо учитывать для разработки стратегий развития внутристрановых регионов, формирующихся в границах СЭЭР.

В СПР Республики Беларусь, как и в СПР макрорегионов России, должны найти отражение не только процессы метрополизации, но и процессы регионополизации, поскольку два вышеназванных процесса оказывают наиболее значимое влияние на социально -экономическое, демографическое и экологическое развитие Беларуси (макрорегионов России).

СПР Беларуси должна быть направлена на снижение межрегиональных диспропорций и оптимизацию региональной политики в стране для обеспечения устойчивого и инклюзивного развития страны и ее регионов.

СПР Республики Беларусь следует рассматривать как стратегический документ, обеспечивающий видение перспектив территориальной организации расселения, хозяйствования и природопользования Республики Беларусь в условиях активного протекания в стране ЦПП на страновом, региональном и местном (локальном) уровнях. СПР - основа осуществления в Республике Беларусь региональной политики на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу, содержащая предложения по совершенствованию систем расселения, размещению производительных сил и решению экологических проблем в стране в целом и ее субнациональных и базовых регионах.

Белорусская СПР, учитывая российский опыт, должна предусматривать следующие основные меры, направленные на достижение ее целей:

1. Проведение реформы административно -территориального деления страны.

2. Проведение эффективной макроэкономической политики в области оплаты труда.

3. Развитие сложившихся отраслей специализации и необходимость диверсификации экономики регионов страны.

4. Проведение территориально-дифференцированной региональной политики.

5. Развитие национальной системы полюсов экономического роста (городов и регионов ускоренно го развития).

6. Развитие человеческого капитала и оптимизацию территориальной структуры высшей школы, науки, системы здравоохранения, культуры и спорта.

7. Совершенствование транспортной инфраструктуры, направленной на повышение пространственной связности городов-регионополисов со столицей, своим окружением и между собой.

8. Активизацию инвестиционной политики.

9. Развитие стратегического программирования всех регионов страны.

10. Повышение уровня научно-аналитического обеспечения региональной политики и управления региональным развитием.

Рассмотрим обозначенные меры для реализации СПР Беларуси.

1. Проведение реформы административно -территориального деления (АТД) страны. В каждой области Беларуси сложилось 2-3 СЭЭР, большинство из которых включают территории, расположенные в пределах нескольких областей страны. Таким образом, области в Беларуси, не обладающие территориальной целостностью и созданные в целях индустриализации, давно выполнили свою историческую роль. Областные центры стали главными городами страны, затмив другие регионополисы. В результате областное деление Беларуси стало анахронизмом, не отвечающим целям устойчивого и инклюзивного развития.

Главным направлением реформирования АТД Беларуси должно стать создание принципиально новых административно-территориальных единиц (АТЕ) - территорий, близких к СЭЭР. Исторически в Беларуси сложилось 15 СЭЭР (рис. 1).

СЭЭР значительны по территории, имеют существенные экономический и демографический потенциалы, сосредоточенные в городах-регионополисах, значительные природные ресурсы периферийных территорий, связанных с регионополисами тысячами нитей хозяйственного, социального и экологического взаимодействия. Именно в таких границах может быть обеспечено устойчивое развитие. Относительная сбалансированность ресурсного потенциала СЭЭР - важнейшее условие этого.

Территории, близкие к СЭЭР, но выделяемые в границах существующих областей страны, могут быть названы планировочными районами (ПР). ПР даже без реформы АТД могут быть использованы в целях планирования, прогнозирования и программирования социально -экономического развития Беларуси. Всего в стране может быть выделено 18 ПР (рис. 2), поскольку Жлобинский ПР, состоящий из четырех административных районов Гомельской области, является частью Бобруйского СЭЭР, большая часть которого находится в пределах Могилевской области, а Минский СЭЭР, в силу его значительных размеров, может быть разделен на три ПР (Минский, Борисовский и Молодечнен-ский).

1 2

Границы и города: А - административных районов; Б - СЭЭР; В - регионополисы

Районы: 1 - экономического ядра, 2 - экономической полупериферии, 3 - экономической периферии

Рисунок 1.

СЭЭР и функционально-иерархическая типология районов Республики Беларусь1

1 2

Границы: А - административных районов; Б - ПР

Города: 1 - Минск - центр Минского ПР, 2 - ускоренного развития - центры ПР, 3 - прочие важные

Рисунок 2.

Планировочные районы Республики Беларусь2

1 Ридевский Г.В. Социально-эколого-экономическое районирование Республики Беларусь // Восточная Европа: вопросы исторической, общественной и политической географии. - Псков, 2003. - С. 87-96.

2

Ридевский Г.В. Планировочное районирование Республики Беларусь // Белорусский экономический журнал. - Минск, 2005. - № 5. - С. 4-10.

Главные единицы АТД Беларуси при проведении административной реформы видятся как система административно-хозяйственных районов (АХР). Организация эффективного управления страной при кардинальном реформировании АТД Беларуси также предполагает выделение из состава Минского СЭЭР самостоятельных Минского, Борисовского и Молодечненского АХР, которые до начала 70-х годов XX в. являлись самостоятельными СЭЭР, а затем были поглощены Минским СЭЭР и стали его частями (пространственная эксплозия, вызванная быстрым ростом населения Минска и зоны его непосредственного влияния). Таким образом 15 СЭЭР можно рассматривать как основу выделения в Беларуси 17 АХР - новых АТЕ, создаваемых при упразднении современных шести областей Беларуси (рис. 3).

Назревшая реформа АТД Беларуси должна преследовать две главные цели:

• Развитие местного самоуправления путем предоставления права всем гражданам страны принимать участие в выборах в местные Советы всех уровней, т.е. на областном, базовом (районные Советы депутатов и Советы депутатов городов областного подчинения) и низовом (городские для городов районного подчинения, поселковые и сельские Советы депутатов).

• Создание сети АТЕ для обеспечения проведения эффективной региональной политики республиканскими и местными органами власти и самоуправления, направленной на устойчивое и инклюзивное развитие регионов всех иерархических уровней.

1 2 3

Границы: А - административных районов;

Б - АХР (новых областей, округов, воеводств)

Города: 1 - Минск - центр Минского АХР, 2 - ускоренного развития - центры АХР,

3 - прочие важные

Рисунок 3.

Административно-хозяйственные районы Республики Беларусь1

2. Проведение эффективной макроэкономической политики в области оплаты труда. Одной из основных задач региональной политики традиционно считалось снижение межрегиональных диспропорций. Однако опыт многих стран мира показал, что достичь социально -экономического выравнивания методами региональной политики весьма сложно и зачастую неэффективно. Сегодня становится почти общепринятым, что главная задача региональной политики - обеспечение регионального развития, т.е. оптимизация использования конкурентных преимуществ регионов, мобилизация их эндогенного потенциала в целях развития, а целям преодоления межрегиональных диспропорций более эффективно может служить макроэкономическая политика государства в области оплаты труда 2. Такая трансформация целей региональной политики связана с тем, что заработная плата - основной показатель денежных доходов населения, а различия в заработной плате - основной источник социально -экономических диспропорций в развитии регионов любой страны. Главный современный инструмент выравнивания оплаты труда между отраслями хозяйства (видами экономической деятельности) и между регионами в разных странах мира - установление величины минимальной заработной платы (МЗП). МЗП - законодательно установленный минимальный уровень заработной платы работников за выполнение минимальной нормы труда.

1 Ридевский Г.В. Центр -периферийные процессы и развитие регионов Беларуси: монография. - Минск, 2020. - С. 232-240.

2 Ридевский Г.В. Заработная плата в Беларуси: региональные диспропорции и меоы борьбы с ними // Региональная дифференциация и консолидация социального пространства России: реалии и новые вызовы: V Сухаревские чтения. - Саранск, 2015. -С. 117-122.

МЗП должна устанавливаться с учетом расходов на воспроизводство рабочей силы, т.е. размер МЗП должен обеспечивать основные потребности как минимум двух человек - работника и его ребенка, который должен прийти ему на смену. Воспроизводственный подход к формированию МЗП в сочетании с экономической целесообразностью нашел отражение в «Конвенции об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» (Конвенция № 131), принятой Международной организацией труда (МОТ) в 1970 г.1 При этом Статья 3 Конвенции № 131 установила приоритет воспроизводственного подхода, ориентированного на воспроизводство трудовых ресурсов, к определению уровня МЗП. Если уровень МЗП определяется реальными затратами на воспроизводство рабочей силы, то этот инструмент оказывает наибольшее влияние на выравнивание межрегиональной и межотраслевой дифференциации в уровне оплаты труда, обеспечивая должный уровень социальной справедливости. Воспроизводственный подход к оплате труда - также надежная гарантия от возникновения такого уродливого социального явления как «работающий бедный». Он предполагает, что работающий априори не может быть бедным. В силу вышесказанного, отношение МЗП к средней заработной плате по стране можно рассматривать как важнейший индикатор социальной защиты занятого населения и снижения межрегиональных диспропорций как в оплате труда, так и в других показателях, уровня и качества жизни населения. Значимость МЗП как показателя социальной защиты населения и регулятора межрегиональных диспропорций настолько значительна, что отношение МЗП к средней заработной плате по стране можно рассматривать как важнейший индикатор социальной направленности государственной политики. В большинстве стран Европейского Союза (ЕС) в настоящее время принято, чтобы МЗП составляла 70,0-75,0% от средней заработной платы по стране. Уже сегодня в большинстве стран ЕС МЗП составляет от 50 до 75% от вышеназванной величины, и это соотношение неуклонно движется к названному социальному оптимуму.

На начало 2021 г. отношение МЗП в России к средней заработной плате по стране составило 25,8% (последнее, 44 место среди европейских стран), в Беларуси - 31,0% (42 место). При этом МЗП в Беларуси составила 130 евро и была самой низкой в Европе (44 место), в России - 140 евро (42 место), на Украине - 180 евро.

Роль МЗП для снижения межрегиональных различий в СПР России не рассматривается. Хотя следует признать, что изменение с 1 января 2021 г. методики расчета МЗП в России и постепенное доведение его до 42% от медианного значения по стране объективно будет способствовать не только повышению социальной защищенности работающих граждан, но и снижению межрегиональных диспропорций.

3. Развитие сложившихся отраслей специализации и необходимость диверсификации экономики регио нов страны. Специализация - один из важнейших факторов повышения эффективности экономического развития.

Оценка специализации ПР и АХР в Беларуси по коэффициенту душевого производства позволяет утверждать, что в стране активно проявляется деиндустриализация. В результате большинство регионов страны специализируются только на производстве аграрной продукции или становятся регионами деспециализации (Молодечненский, Бор исов-ский, Бобруйский ПР и Бобруйский, Борисовский АХР), когда ни один из основных видов экономической деятельности (сельское хозяйство, промышленность, сфера услуг) в регионе не является отраслью специализации. В после днем случае наблюдается не только деиндустриализация, но и деаграризация. И то и другое - следствия деградации экономического потенциала ряда регионов. Оценка специализации ПР и АХР Беларуси позволяет сделать вывод и об архаичности структуры экономики большинства регионов страны. Так сервисная экономика является отраслью специализации только Минского ПР и Минского АХР.

Перед страной стоят задачи не только реиндустриализации на новой технической и технологической основе, повсеместного развития сектора услуг, но и развития сельского хозяйства, особенно пригородного в регионах деспециализации, т.е. диверсификация экономического потенциала большинства регионов страны.

4. Проведение территориально -дифференцированной региональной политики. Процессы регионополизации, протекающие на уровне СЭЭР и производных от них ПР и АХР, приводят к фрагментации пространства, обособлению в границах вышеназванных регионов районов экономического ядра, экономической полупериферии и экономической периферии (см. рис. 1). Три вышеназванные группы районов можно назвать их функционально -иерархической типологией. Каждый район функционально -иерархической типологии имеет определенное географическое положение в пределах СЭЭР (ПР, АХР) и играет определенную роль в территориальной структуре расселения, хозяйствования и природопользования страны (СЭЭР, ПР или АХР). Функционально -иерархические типы районов имеют различную структуру ресурсного потенциала, разные тенденции и проблемы развития, разные качественные характеристики населения. Для каждого из них можно предложить свою типовую стратегию развития. Правильное определение приоритетов развития функционально -иерархических типов районов Беларуси позволит эффективнее решать проблемы их развития и снижать внутрирегиональные диспропорции (диспропорции между районами внутри СЭЭР, ПР или АХР) и межрегиональные диспропорции (диспропорции между СЭЭР, ПР или АХР), обеспечить инклюз ивное развитие всех регионов страны, т.е. способствовать тому, чтобы понятия «периферийность» и «депрессивность» не воспринимались как синонимы.

5. Развитие национальной системы полюсов экономического роста (городов и регионов ускоренного развития). Для перехода к полицентричной модели развития чрезвычайно важно обеспечить ускоренный рост городов -центров ПР или АХР. Это позволит повысить привлекательность для населения вышеназванных городов и снизить интенсивность процессов метрополизации. Особенно эффективна эта мера может быть при одновременном реформировании АТД страны и превращении АХР в главные объекты региональной политики.

1 C131 - Minimum Wage Fixing Convention, 1970 (N 131). - http: //www.ito.org/dyn/normlex/en/f?p=NORMLEXPUB:12100:0: NO:12100: P12100_ ILO_CODE:C131#A14

Количество АТЕ ускоренного развития должно быть существенно больше, чем это определено на официальном уровне (города Барановичи, Пинск, Бобруйск, Новополоцк и Лидский, Молодечненский, Борисовский, Солигорский, Полоцкий и Мозырский районы)1. Главное различие официальной и предлагаемой версий АТЕ ускоренного развития -включение в их число областных центров и районов, которые они возглавляют. Причина этого - ожидаемый переход развития городских поселений страны к моноцентричной стадии - стадии развития Минска и его городской агломерации. Полицентричность пространственного развития - основа устойчивого и инклюзивного развития страны.

К числу городов ускоренного развития необходимо отнести 20 городов Беларуси (см. рис. 2-3). Это центры 16 АХР страны, включая парные города Полоцк -Новополоцк, Борисов-Жодино, Мозырь-Калинковичи и г. Жлобин -второй регионополис Бобруйского АХР, претендующий на роль первого. В силу того, что города ускоренного развития имеют статус городов областного подчинения и городов районного подчинения, а город и окружающий его район тесно взаимосвязаны, к АТЕ ускоренного развития следует отнести 10 городов областного по дчинения и 19 административных районов.

Говоря о приоритетах социально -экономического развития отдельных АТЕ и территориальных единиц, следует поддерживать иерархическую систему центров роста, в качестве которых следует рассматривать регионополисы, не возглавляющие ПР (АХР), субрегиональные центры, райцентры, другие городские поселения, агрогородки. Это должно находить отражение в разработке стратегий перехода к устойчивому развитию ПР или АХР, районов, городов областного подчинения, первичных единиц АТД.

6. Развитие человеческого капитала и оптимизация территориальной структуры высшей школы, науки, системы здравоохранения, культуры и спорта. Регионы Беларуси существенно различаются по качественным характеристикам населения, в том числе - по уровню образования. Снижению межрегиональных различий по этим показателям может способствовать оптимизация территориальной структуры высшей школы, науки и подготовки кадров высшей квалификации, а также новые подходы к развитию системы здравоохранения и культуры.

Основная проблема территориальной организации высшей школы, науки и подготовки кадров высшей квалификации - сверхконцентрация их в г. Минске (в столице 28 вузов страны из 51). Между тем центры каждого ПР или АХР страны необходимо рассматривать в перспективе как центры высокотехнологичной экономики, чему в значительной степени может способствовать их превращение в «обучающиеся регионы» с высшими учебными заведениями во главе. Сам факт наличия высшего учебного заведения в том или ином ПР или АХР является важным фактором роста уровня образования в регионе, повышения качества трудовых ресурсов, темпов экономического роста и его кач ества.

Города-регионополисы должны быть и центрами размещения учреждений здравоохранения, значимых для всех территорий АХР, которые они возглавляют, рассчитанных на обслуживание в особых случаях жителей всех районов соответствующего АХР. Если в городах - областных центрах такие учреждения здравоохранения есть, то их нет в ряде других регионополисов Беларуси. Подобные учреждения здравоохранения должны иметь лучшие медицинские кадры и первоклассное медицинское оснащение, что повысит доступность медицинских услуг высокого качества для всего населения страны. Города-регионополисы должны быть и центрами культурного обслуживания населения, развития физической культуры и спорта ПР (АХР).

7. Совершенствование транспортной инфраструктуры, направленной на повышение пространственной связности городов-регионополисов со столицей, своим окружением и между собой. Транспортная инфраструктура имеет большое значение для связности территории внутри АХР (ПР) и между ними. Реформирование АТД или рассмотрение внутриобластных систем расселения в качестве ПР заставляет осуществить существенную переориентацию маршрутной сети и логистики пассажирских и грузовых перевозок. Это приведет к необходимости модернизации транспортной инфраструктуры каждого АХР.

Очевидно, что в связи с реформой АТД необходимо расширение сети магистральных автомобильных дорог. Магистральные автомобильные дороги должны соединить столицу страны с центрами АХР. В настоящее время вне сети магистральных автомобильных дорог находятся такие центры АХР, как Солигорск, Кричев, Полоцк, Молодечно. Вне прямой связи со столицей находятся и такие города-регионополисы, как Пинск и Мозырь.

8. Активизация инвестиционной политики. Региональная политика и тенденции регионального развития в значительной степени определяются инвестиционной политикой, которую проводят республиканские и местные органы власти, органы местного самоуправления, частные национальные и иностранные инвесторы. Распределение инвестиций в Беларуси нельзя признать эффективным с экономических и социальных позиций, поскольку районы экономического ядра, концентрирующие большую и растущую часть населения и экономического потенциала страны, хронич е-ски страдают от недостатка инвестиций. Следует учитывать, что районы экономической периферии и экономической полупериферии отличаются высоким уровнем закредитованности, что негативно отражается на финансовых показателях работы их организаций и приводит к неспособности районов этих функционально -иерархических типов эффективно использовать инвестиции. Районы экономического ядра, в отличие от других функционально -иерархических типов районов, имеют низкую закредитованность и генерируют большую часть чистой прибыли в стране. В силу этого именно районы экономического ядра способны более эффективно использовать инвестиции и стать драйверами роста для ускорения социально-экономического развития окружающих их районов экономической полупериферии и экономической периферии (кумулятивные эффекты идут от центра к периферии, а не наоборот).

9. Развитие стратегического программирования всех регионов страны. Основной механизм перехода регионов к устойчивому и инклюзивному развитию - разработка и реализация Стратегических программ развития регионов

1 Об ускоренном развитии отдельных административно-территориальных единиц: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 18 сентября 2019 г., № 627 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь, 21.09.2019, 5/47051. - Минск, 2019.

страны. Необходимость стратегических подходов к обеспечению развития регионов обусловлена сложностью проблем и инерционным характером регионального развития.

Стратегические программы развития регионов Беларуси призваны мобилизовать эндогенный потенциал регионов страны и креативный потенциал населения для достижения основных целей развития, сформулированных в соответствующих стратегиях. Опора на эндогенный потенциал развития, повышение региональной конкурентоспособности, эффективности регионального развития и управления, развитие местного самоуправления - ключевые инструменты реализации региональных стратегий развития.

Разработка и реализация стратегий развития настоятельно необходима для всех регионов страны - для существующих в настоящее время областей, административных районов и городов областного подчинения, первичных единиц АТД страны. Уже сегодня необходима разработка и реализация стратегий развития для ПР как территорий, максимально приближенных к существующим СЭЭР и учитывающих официальные границы областных регионов.

10. Повышение уровня научно -аналитического обеспечения региональной политики и управления региональным развитием. Один из основных и недостаточно используемых принципов разработки региональных стратегий развития (стратегий устойчивого развития регионов) - научно-аналитическое обеспечение. Изучение регионов с позиций комплексности, неоднородности и проблемности позволяет дать объективную научную картину региона, аде кватную его важнейшим характеристикам. Это в свою очередь дает возможность разработать оптимальную региональную стратегию развития, отражающую социально -экономическую, экологическую и демографическую ситуацию в каждом конкретном регионе, основные черты территориальной структуры его расселения, хозяйствования и природопользования, правильно сформулировать систему приоритетных целей регионального развития и механизмов их достижения.

Применение системного, центр -периферийного и проблемного подходов позволяет существенно повысить уровень научно-аналитического обеспечения региональной политики, что ведет к повышению качества регионального управления и эффективности регионального развития.

Успешная реализация любых стратегий регионального развития и СПР страны возможна только на основе децентрализации принимаемых решений. Город (городская агломерация) и пространственная система его жизнеобеспечения должны быть не только объектами, но и субъектами региональной политики, как это было в древнегреческих полисах и городовых областях (удельных княжествах) Киевской Руси. Как верно отметил академик РАН П.А. Мина-кир1 , СПР должна синхронизировать центростремительные и центробежные тенденции в развитии стран и регионов. Только в этом случае следует ожидать реального социально -экономического эффекта от реализации СПР России, Беларуси и любой другой страны.

1 Минакир П.А. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г.: политическая реакция на вызовы XXI века // Вызовы и политика пространственного развития в России XXI века. - М., 2020. - С. 346-362.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.