Научная статья на тему 'Стратегия профессионального роста современного учителя'

Стратегия профессионального роста современного учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2032
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
COMPETENCE / TEACHER´S PROFESSIONAL GROWTH / STRATEGY / SYSTEM APPROACH / ORGANIZATION OF TEACHERS´ PROFESSIONAL LEVEL IMPROVEMENT / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ УЧИТЕЛЯ / СТРАТЕГИЯ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ УЧИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назарова С.И.

Статья посвящена научно-методическому обеспечению процесса профессионального роста учителя в условиях внедрения ФГОС общего образования и профессионального стандарта педагога, которое строится на принципах субъектной ориентации, учета изменяющихся требований к образованию и деятельности учителя, гибкости и вариативности, преемственности и согласованности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Назарова С.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategy of modern teacher´s professional development

The article is devoted to the scientific and methodological support of the teacher´s professional development in the conditions of implementation of Federal state educational standart of general education and professional teacher´ s standard. Such support is based on the principles of subjective orientation, taking into account the changing requirements for teacher education and flexibility, variability, continuity and consistency of teacher´s activity.

Текст научной работы на тему «Стратегия профессионального роста современного учителя»

С. И. Назарова

(Санкт-Петербург)

Стратегия профессионального роста современного учителя

Статья посвящена научно-методическому обеспечению процесса профессионального роста учителя в условиях внедрения ФГОС общего образования и профессионального стандарта педагога, которое строится на принципах субъектной ориентации,учета изменяющихся требований к образованию и деятельности учителя, гибкости и вариативности, преемственности и согласованности.

В условиях внедрения и реализации Федерального государственного стандарта общего образования и профессионального стандарта педагога учителю необходимо выстраивать собственную стратегию профессионального роста. В этом смысле разработка модели научно-методического сопровождения повышения профессионального уровня учителя поможет поиску новых и эффективных путей обеспечения качества образовательного процесса в школе.

Целью научно-методического сопровождения профессионального роста учителя является формирование у него системных психолого-педагогических знаний по организации образовательного процесса, оценке и обеспечению его качества. Такое сопровождение должно строиться на принципах субъектной ориентации, учета изменяющихся требований к образованию и деятельности учителя, гибкости и вариативности, преемственности и согласованности, опережающего характера.

Соответствуя требованиям, предъявляемым профессиональным стандартом и ФГОС общего образования к современному педагогу, он должен обладать способностью и готовностью совершенствовать и повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, знать информационные технологии и использовать их в своей профессионально-педагогической деятельности, решать проблемные ситуации и нести ответственность за свои решения в рамках профессиональной компетенции. Самостоятельно осваивать новые методы и образовательные технологии, знать системы оценивания деятельности обучающихся, владеть самодиагностикой и основными методами диагностики профессионально-педагогической деятельности и образовательного процесса в целом.

Включение требований профессионально-

го стандарта в аттестацию педагогических кадров как нормативного документа во многом определило характер деятельности педагога и отношение к личности педагогического работника, его профессионально важным качествам и элементам квалификации. Требования к педагогу, отраженные во ФГОС общего образования и подкрепленные профессиональным стандартом, привели к созданию новых, более совершенных и прогностичных методов оценки качества профессиональной деятельности [1, 2]. Сегодня в основе процедуры аттестации педагогов лежит новая система оценивания педагогических работников, связанная с реализацией главной стратегической задачи - повышением качества образования [3].

Нами выделены четыре группы составляющих качества образования.

Первой составляющей системы мониторинга качества образования в школе было определено качество результатов образовательного процесса. Преследуемой целью было удовлетворение образовательных потребностей обучающихся и повышение комфортности школьной жизни. Объектами мониторинга явились: динамика изменений в обу-ченности, развитии и воспитанности обучающихся, готовности к продолжению образования, изучение психологического состояния обучающихся, отношений с учителями, педагогами-воспитателями, родителями, друзьями, удовлетворения их познавательных потребностей и изучение состояния их здоровья. Формы мониторинговых исследований были следующие: наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, контрольно-методические срезы знаний, также медицинское обследование и наблюдение, беседы с родителями. Полученные результаты мониторинга являлись основой для конструирова-

ния целей и ресурсов учебной и воспитательной работы, планирования и коррекции планов методической работы по конкретным предметам [4].

Второй составляющей мониторинга качества образования в школе было качество образовательного процесса, его условия и ресурсы - оценивались результаты уроков, события, мероприятия и т.п. Преследуемой целью было обеспечение оптимальных условий организации образовательного процесса. Объектами мониторинга явились: качество уроков, внеурочных внутришкольных событий и мероприятий, методической и экспериментальной деятельности. Формы мониторинговых исследований - внутришкольный контроль уроков, событий, мероприятий, внеурочных занятий, в том числе занятий в секциях и т.д. Анализировалась работа методических объединений, проблемно-творческих групп, экспериментальная работа. Полученные результаты мониторинга являлись основой для конструирования целей методической и организационной работы, планирования и коррекции содержания и технологий внутришкольного контроля.

Третьей составляющей мониторинга качества образования в школе было качество кадрового обеспечения образовательного процесса, которое оценивалось по результатам деятельности учителя. Целью мониторинга было обеспечение оптимальных условий для реализации учителем всех профессиональных компетенций и обеспечения комфортности его деятельности. Объектами мониторинга явились: динамика роста уровня профессиональной компетентности учителя; изучение психологического состояния учителя и воспитателя, их отношения к работе; оценка учителем и воспитателем результатов своего труда, удовлетворенность результатами, уровнем своего профессионализма, участием в жизни школы. Формами мониторинговых исследований были собеседования, анализ уроков, анкетирование, наблюдение, беседы и другие отчетные документы. Полученные результаты мониторинга явились основой для планирования и коррекции планов по самообразованию учителя, проектирования научно-методической работы школы, а также основой для оценки качества внутри-школьного контроля и других видов управленческой деятельности администрации школы.

Четвертой составляющей мониторинга качества образования было качество управления образовательной организацией и в целом образовательным процессом школы. Цель мониторинга - обеспечить оптимальные условия для реализации задач и основной миссии школы всеми участниками образовательного процесса. Объектами мониторинга явились: структура управления, методы управленческой деятельности, стиль управленческой деятельности и уровень профессиональной компетентности субъектов управления. Формы мониторинговых исследований - анкетирование, самоанализ, наблюдения, внешняя экспертиза [5].

Ключевой точкой школьного мониторинга качества образования в школе является включение учителя как субъекта в мониторинговые технологии. Идеи, концепции, ценности могут быть в реальном образовательном процессе «спрятаны» за методиками и технологиями, которые для многих учителей играют роль целеобразующих ресурсов. Важным звеном в управлении образовательным процессом являются созданные в школе психолого-педагогические условия «личностного роста» и реализации профессиональных компетенций учителя в системе внутришко-льной методической и экспериментальной деятельности [6].

В ходе опытно-экспериментальной работы, проводимой на экспериментальной площадке школы № 4 г. Всеволожска Ленинградской области, рассматривали каждую профессиональную компетенцию как единство трех составляющих: когнитивной - наличие системы педагогических и специальных предметных знаний; операционально-технологической - владение методами, технологиями, способами педагогического взаимодействия, методами обучения данному предмету; личностной - этические и социальные позиции и установки, черты личности специалиста.

Разработанная и апробированная рабочая модель мониторинга системы компетенций современного учителя позволяет ему выстроить собственную стратегию профессионального роста и включает следующие составляющие: предметно-методологическую, психолого-педагогическую, исследовательскую, ак-меологическую, коммуникативную, компетентность в области валеологии образовательного процесса, компетентность в сфере медиатехнологий и умения проектировать

Таблица

Карта мониторинга профессиональной компетенции учителя

№ Составляющие мониторинга Год, месяц Самооценка Экспертная оценка

1 Предметно-методологическая

2 Психолого-педагогическая

3 Валеологическая

4 Коммуникативная

5 Медиатехнологическая

6 Управление системой «учитель - ученик»

7 Трансляция собственного опыта

8 Исследовательская

9 Акмеологическая

дидактическое оснащение образовательного процесса, компетентность в области управления системой «преподаватель - обучающийся» и компетентность в сфере трансляции собственного опыта.

Включив данную систему компетенций в структуру модели мониторинга качества образования в школе, мы основывались на том, что постоянный контроль управленческого состава школы и самоконтроль педагога дадут ощутимый результат в активизации педагогической деятельности, а следовательно эффективности учебно-познавательного процесса обучающихся.

В настоящее время во Всеволожской школе № 4 отработана технология мониторинга уровня профессиональной компетентности учителя, она представляет собой алгоритм совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса. Ежегодно карта мониторинга профессиональной компетенции учителя заполняется сначала учителем, затем экспертной группой, в состав которой входят все члены аттестационной комиссии школы (таблица).

При заполнении карты мониторинга профессиональной компетенции учитываются результаты годичного административного контроля, участия учителя в методической и экспериментальной работе школы, итоги аттестации, обучение на курсах повышения квалификации и т.д. Система оценки профессиональной компетенции учителя отработана с учетом требований профессионального стандарта педагога и представляет собой нормативный документ в управлении качест-

вом образования в данной школе. Например, оценка предметно-методологической компетентности учителя имеет оптимальный уровень, если учитель отлично ориентируется в современных публикациях по дидактике, следит за современными исследованиями по базовым наукам, что отражено в оборудовании кабинета, организации учебной деятельности, содержании урочной и внеурочной деятельности учеников, а также имеет в активе разнообразные методы и приемы работы, в том числе групповые, проектные. Однако оценка будет критической, если учитель практически не следит за достижениями в области разработок новых подходов в преподавании своего предмета, не пользуется периодикой и в основном применяет традиционные методики. И оценка профессиональной компетенции учителя будет достаточной, если учитель использует материал педагогических публикаций для подготовки докладов, отчетов, использует групповые, проектные формы работы с обучающимися. Эпизодически использует информацию о последних достижениях наук в содержании учебного процесса.

Карты мониторинга хранятся в открытом доступе в методическом кабинете и управленческой папке учителя. Данные мониторинга используются в управлении и являются материалом для ежегодного анализа уровня профессиональной компетенции учителя и помогают вовремя корректировать процесс непрерывного профессионального развития педагога, определяющего качество образования и результативность деятельности совре-

По результатам мониторинга выделяются «западающие» компетенции и определяется выбор индивидуальной методической темы учителя. Как правило, в ней отражается связь форм работы учителя с составляющими его профессиональной компетенции. Например, в ходе мониторинга выясняется, что учителю необходимо повысить уровень валеологиче-ской компетенции. Педагогу рекомендуются на выбор формы деятельности, повышающие уровни того или иного вида компетентности.

меннои школы.

Такими формами могут быть, например: курсы вне школы по технологиям общения и ва-леологии; работа в проблемно-творческой группе в школе; работа над темой самообразования в течение года с обобщением достигнутых результатов на методическом объединении или педагогическом совете; разработка и реализация тематического цикла классных занятий; организация и ведение межпредметного элективного курса; обобщение статей периодической печати с выступлениями на методическом объединении.

Литература

1. Приказ Министерства труда и соц. Защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» : зарегистрирован Минюстом 06.12.2013, рег. № 30550 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html

2. ФГОС общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г., с изменениями, утвержденными приказом Ми-нобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1644.

3. Бордовский Г. А., Нестеров А. А., Трапицын С. Ю. Управление качеством образовательного процесса : моногр. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.

4. Брежнева М. Н., Назарова С. И., Первутинский В. Г. Содержание и технология мониторинга, определяющие уровень профессиональной компетентности учителя // Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС общего образования : сб. науч. ст. / под общ. ред. И. И. Соколовой, Т. А. Каплуно-вич. - СПб.: Филиал ФГБНУ ИУО РАО в СПб, 2016. - С. 108-118.

5. Назарова С. И. Экспертиза качества педагогического образования на основе профессионального стандарта // Человек и образование. - 2015. - № 1 (42). - С. 129-133.

6. Хуторской А. В. Компетентностный подход в обучении : научно-методическое пособие. - М.: Изд-во «Эйдос» ; Изд-во Института образования человека, 2013. (Серия «Новые стандарты»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.