ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭНЕРГЕТИКИ И ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
МАГОМЕДОВА Н.А.
СТРАТЕГИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ В РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА ЭНЕРГЕТИКИ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА
В статье рассматривается разработка теоретических и методических основ организационно-экономического обеспечения и эффективного использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии с учетом экономической специфики и экологических особенностей конкретного региона. В исследовании доказана экономическая и экологическая целесообразность постепенного замещения исчерпаемых (невозобновимых) энергоресурсов нетрадиционными возобновимыми источниками энергии и даны практические рекомендации по разработке механизма государственной поддержки региона отрасли нетрадиционной энергетики. В осуществлении этой политики возможно сочетание трёх основных стратегий.
МАСОМЕИОГА КА.
STRATEGY ТО ATTRACT RENEWABLE ENERGY RESOURCES IN THE DEVELOPMENT OF POTENTIAL ENERGY AS AN INTEGRAL PART OF INNOVATION POLICY IN THE REGION
In article is considered development theoretical and methodical organizing-economic provision and efficient use renewed sources to energy with provision for economic specifics and ecological particularities of the concrete region. In study is proved economic and ecological practicability gradual exhausted power resource renewed source to energy and are given practical recommendations on development of the mechanism of state support of the region to branches energy. In realization this politicians possible combination three main strategies.
Ключевые слова: Экономическая и энергетическая безопасность, НВИЭ, регион, экономическая политика, стратегия, энергоэффективность.
Keywords: Economic and energy safety, NVIE, region, economic policy, strategy, energy result.
Каждому обществу для его безопасного существования требуется определённый уровень обеспеченности энергией, ниже которого промышленность, транспорт, медицинские учреждения, система борьбы с чрезвычайными ситуациями и другие жизненно важные системы начинают функционировать со сбоями. Этот минимально необходимый уровень представляет собой
порог энергетической безопасности, т.е. защищённости жизненно важных интересов отдельных людей, общества и государства; при этом прилагательное «энергетическая» указывает на зависимость данного вида безопасности от обеспеченности энергоресурсами.
С другой стороны, высокий уровень энергопотребления влечёт проблемы загрязнения окружающей среды и возможного исчерпания технически и экономически доступных невозобновимых источников энергии. Наиболее наглядно загрязнение окружающей среды при использовании ископаемого органического топлива, от его добычи и транспортировки до сжигания в топках тепловых электростанций, в камерах сгорания двигателей и в других подобных устройствах. Менее очевидна, но не менее серьёзна потенциальная опасность ядерной энергетики, заключающаяся в стремительном накоплении изначально чуждых земной биосфере искусственных радиоактивных веществ при эксплуатации АЭС и др. ядерных установок и при переработке отработавшего ядерного топлива.
Таким образом, перед обществом стоит задача вписаться в «эколого-энергетический зазор»: производство энергии должно быть достаточным для обеспечения энергетической безопасности, но при этом не подвергать опасности состояние окружающей среды. Выполнению этой задачи должна быть посвящена экологически обоснованная государственная энергетическая политика. В осуществлении этой политики возможно сочетание (в том или ином соотношении) трёх основных стратегий. Назовём их.
Первая стратегия - прямое увеличение производства энергии за счёт традиционных для данного общества энергоресурсов при соблюдении (а при необходимости - развитии и совершенствовании) эколого-правовых требований: экологического нормирования, оценки воздействия на окружающую среду и др. Этот путь эффективен в том случае, когда ещё не достигнуты экологические пределы энергетического роста.
Вторая стратегия состоит в развитии принципиально новых источников энергии. В ХХ столетии таковыми стали ядерная энергия (в настоящее время уже перешедшая в разряд «традиционных» источников), а также энергия ветра, солнечного излучения, геотермальная, приливная и др. «нетрадиционные» виды. Поскольку новые виды энергетики создают новые виды воздействий на окружающую среду, их развитие должно сопровождаться развитием эколого-правовых требований в энергетике. Здесь особо следует подчеркнуть разработку и принятие (на основе положительного заключения государственной экологической экспертизы) для новых видов энергетических установок новых технико-экологических стандартов.
Третья стратегия - снижение энергоёмкости экономики за счёт повышения её энергоэффективности, т.е. эффективности использования энергии и энергетических ресурсов. При этом снижается как объём потребляемых энергоресурсов (при сохранении энергетической безопасности), так и антропогенная нагрузка на окружающую среду. Прибегая к использованному ранее образному выражению, «эколого-энергетический зазор», в который
должно вписаться общество, в результате реализации этой стратегии становится менее узким.
Здесь необходимо сделать два замечания.
Первое. Потребность общества в энергии зависит от ряда факторов: географических, в том числе климатических особенностей территории региона; структуры и технологического уровня её экономики; традиций данного общества, а также от его потребительских привычек. Нетрудно увидеть, что одни из этих факторов не поддаются изменению в результате целенаправленной государственной политики (географические особенности страны), в то время как другие могут быть изменены (структура экономики, используемые технологии, потребительские привычки/ Так, высокая энергоёмкость российской экономики в 2-4 раза выше, чем в западных странах - обусловлена не только организационно и технологически, но и географическими особенностями региона. Соответственно, программы повышения энергоэффективности, безусловно, необходимы для оздоровления состояния окружающей среды и экономии невозобновимых ресурсов, но при этом следует помнить, что при прочих равных условиях энергоёмкость российской экономики останется выше.
Второе. Уменьшение энергоёмкости экономики не всегда обусловлено повышением её энергоэффективности и не всегда влечёт снижение антропогенной нагрузки на природную среду, если рассматривать глобальную экосистему в целом. Такая ситуация возникает, когда снижение энергоёмкости национальной экономики достигается за счёт вынесения наиболее энергоёмких производств за пределы страны. Например, по данным исследователей World Watch Institute, за период с 1973 по 1985 годы энергоёмкость экономики Греции возросла на 16%, что связано с развитием металлургии в этой стране. За этот же период энергоёмкость многих других промышленно развитых стран снизилась: Нидерландов и ФРГ - на 18%, Великобритании - на 20%, США -на 23%, Японии - на 31%. Но при этом остаётся открытым вопрос: в какой мере это снижение связано с увеличением энергоэффективности, а в какой -с переводом наиболее энергоёмких и загрязняющих производств (той же металлургии) в страны с менее строгим (или менее действенным) экологическим законодательством. С точки зрения обеспечения и энергетической, и экологической безопасности, ценность представляет именно повышение энергоэффективности экономики.
Энергетика является базовым звеном экономики региона. Производство валового национального продукта, рост материальных и трудовых ресурсов в решающей степени определяются состоянием топливно-энергетического комплекса и величиной производимой энергии. В силу этого, начиная структурную перестройку экономики, необходимо, прежде всего, обратить внимание на состояние и тенденции развития энергетики, наличие в ней потенциала энергосбережения и внедрения ресурсосберегающих технологий.
Анализ энергетической базы и топливно-энергетических балансов Дагестана показывает, что основа ее функционирования - топливные энергоно-
сители и топливосжигающие технологии. По структуре потребляемых энергоресурсов в экономике на долю топлива (уголь, нефть, газ, дрова) приходится 80%, а электроэнергии - 20%. При этом наблюдается постоянное несоответствие между собственным производством топлива и его потреблением: скорость нарастания потребления топлива в республике превышает скорость его производства в 5 раз. В то же время среднегодовой прирост собственного производства электроэнергии составляет 24%, а прирост ее потребления -всего 3,4%. В темпах потребления электроэнергии Дагестан отстает относительно производства всей энергии более чем в 2 раза. Не лучше положение и с дешевым потреблением электроэнергии: по уровню его среднегодового потребления Дагестан отстает от России и других стран мира в 3-4 раза, а по отдельным горным районам в 10 раз.
Сложившаяся ситуация крайне неблагоприятна для Дагестана.
Во-первых, сохраняющиеся тенденции развития энергокомплекса противоречат общемировым: повсюду в мире потребление электроэнергии опережает ее производство вдвое.
Во-вторых, чтобы обеспечить стабильное функционирование экономики, республике приходится импортировать значительные топливные ресурсы, сжигание которых осложняет экологическую ситуацию.
В-третьих, использование принципов централизации энергообеспечения становится фактором торможения энергосбережения и опасности для окружающей среды. По экспертным оценкам, выполненным на основе информационных материалов топливно-энергетического баланса РД, суммарные потери энергии в республике достигали почти трем четвертям совместной годовой выработки Чирюртовской и Миатлинской ГЭС.
Подобное состояние свидетельствует, прежде всего, об отсутствии в РД какой-либо системы энергосбережения и о недопустимо низком уровне оснащенности объектов энергетики и промышленности соответствующими техническими средствами учета и контроля расходуемой энергии. Особенно это относится к системам топлива и энергоснабжения. А из-за фактического отсутствия достоверности измерительной информации нельзя добиться эффективности принимаемых решений в одной из важнейших областей энергетической политики - энергосбережении.
Итак, необходим коренной пересмотр энергетической политики Дагестана с учетом состояния основных системных звеньев топливно-энергетического комплекса, местных (региональных) особенностей и природных условий, а также прогрессивных тенденций развития мировой энергетики.
Топливно-энергетический комплекс республики - один из самых капиталоемких частей экономики. В его развитие и функционирование вовлекается значительное количество материальных и трудовых ресурсов. От его состояния в значительной степени зависят жизнеспособность экономики и повышение уровня благосостояния населения.
Основными звеньями топливно-энергетического комплекса в Дагестане являются системы электроснабжения и транспортной энергетики.
Централизованная система электроснабжения включает в себя всю электрическую сеть, независимо от ведомственной подчиненности. Централизация электроснабжения была обусловлена требованиями максимальной концентрации промышленных производств, но этот принцип имеет очевидные недостатки.
Принципы централизации, во-первых, диктуют крупномасштабное освоение только гидроресурсов посредством строительства больших ГЭС, хотя Дагестан располагает и другими возобновляемыми энергоресурсами. Во-вторых, это требует создания дальних электропередач высоких напряжений для транспортировки энергии в отдаленные районы. В результате - удлиняются сроки освоения гидроэнергоресурсов, усиливается противоэкологиче-ское воздействие энергетики, увеличиваются капиталовложения, потери электроэнергии и в конечном счете снижается эффективность использования энергоресурсов. Последовательная схема освоения гидроэнергоресурсов, принятая в энергетической практике РД, обуславливает диспропорции в социально-экономическом развитии отдельных территориальных энергетических зон, вызывая существенное отставание в уровне электрификации, особенно горных районов.
Существенным недостатком сложившейся системы является то, что, несмотря на наличие в республике определенного избытка электроэнергии, мы импортируем ежегодно из объединенной энергосистемы Кавказа более 1 млрд кВт/ч энергии. Особенно сильна энергетическая зависимость Дагестана от внешних источников в осенне-зимний период. При этом стала постоянной тенденция роста стоимости импортируемой электроэнергии, т.к. вырабатывается она в основном на теплоэлектростанциях. Расчеты показывают, что дефицит осенне-зимнего периода при восстановлении объемов промышленного производства в Дагестане не может быть покрыт даже с вводом в строй Ир-ганайской ГЭС.
Программа освоения гидроэнергоресурсов Дагестана, принятая до 2010г., требует суммарных капиталовложений около 3 млрд долларов. Это делает программу фактически неосуществимой. Необходим неотложный переход к иной, параллельной, схеме широкомасштабного освоения всех основных возобновляемых энергоресурсов республики. Централизованная система топливообеспечения РД содержит организационные и технические звенья, участвующие в добыче и обеспечении республики твердым, жидким и газообразным топливом и тепловой энергией. Целью ее является передача тепловой энергии и горячей воды коммунально-бытовому сектору.
Покрытие потребности топливно-энергетического комплекса РД в твердом топливе (уголь, отопительные дрова) традиционно осуществляется за счет внешних источников. В связи с отпуском цен на энергоносители и увеличением стоимости угля, отопительных дров, нефтепродуктов и природного газа сократилось и потребление отдельных видов топлива. В тяжелое положение попали горные районы.
Сохранение традиционных методов и средств, реализующих топливную концепцию энергетики, может явиться одной из причин дальнейшего
усиления напряженности в энергетике и экологии, а также существенного дефицита в бюджете республики. Если ориентироваться на цены 2010г. и уровень топливопотребления 2007г., то суммарные ежегодные расходы только коммунального бытового сектора на топливо составляют около 31 млрд. рублей.
Действующая система нефтегазоснабжения вот уже более 10 лет работает в режиме дефицита топлива, который покрывается за счет внешних источников. Принятые в республике решения не только не направлены на изменение этого положения, а еще более усугубят его. Программа газификации республики до 2020г. потребует для своей реализации капиталовложений около 59 млн. долларов. Рост потребления природного газа будет все больше покрываться за счет внереспубликанских источников, и его дефицит, по сравнению с 2010г. к 2020г., возрастет в 6 раз. В дальнейшем, при переходе на мировые цены, реализация программы газификации будет ежегодно требовать на покрытие дефицита природного газа около 84 млн. долларов, что вряд ли осуществимо с точки зрения состояния республиканского бюджета.
Итак, нынешняя программа газификации РД не учитывает изменении в энергетической политике России, современных тенденций в мировой энергетике, потенциала местных возобновляемых энергоносителей. Единственный выход из складывающейся ситуации - это разработка новой региональной энергетической политики, основанной на бестопливной концепции энергетики, и широкомасштабный переход к бестопливным энерготехнологиям, использующим местные возобновляемые энергоносители.
Следует отметить, что Республика Дагестан на протяжении длительного времени занимается вопросами нетрадиционных возобновляемых источников энергии и имеет в этой области определенные достижения как в строительстве различных объектов, так и в создании исследовательских центров по этим проблемам.
_Литература_
1. Безруких П.П. Ресурсы и эффективность использования возобновляемых источников энергии в России// под редакцией. - Санкт-Петербрг, Наука 2005г.
2. Шпильрайн Э.Э. Экологические аспекты применения возобновляемых источников энергии для децентрализованного энергоснабжения // Перспективы энергетики т. 6. №3, 2006г. - 299-305с.
3. Шейдлин А.Е. Некоторые проблемы энергетики //Энергия 2005, №8. -С.2-12.
4. Энергетическая стратегия России (Основные положения). - М.: Мин-во топлива и энергетики РФ, 2007г. И с.
5. Безруких П.П., Арбузов Ю.Д., Борисов Г.А. и др. Ресурсы и эффективность использования возобновляемых источников энергии в России //Под ред. П.П. Безруких. - Санкт-Петербург: Наука, 2002. - 315с.
6. Шпильрайн Э.Э., Гаджиев Г.А., Мейланов А.Ш., Магомедова Н.А. Нетрадиционная энергетика Дагестана // Энергетическая политика. 2006г. №6.
7. Гусейнов У.М., Магомедова Н.А. Экологические и экономические проблемы использования нетрадиционных источников энергии в Республике Дагестан // Вестник молодых учёных Дагестана. Издательский центр «СМУД», 2003. - С.260.
8. Магомед ова Н.А. Социально-экономические аспекты использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии // Вестник молодых учёных Дагестана. Издательский центр «СМУД», 2003. - С. 93.
9. Магомедова Н. А., Цапиева О.К. Ресурсы и эффективность использования солнечной энергии в Республике Дагестан. - Санкт-Петербург, Политех-ника-2008. - С. 122. ISBN 5-7325-0431-1.
10.Магомедова Н.А. Возобновляемая энергетика как фактор устойчивого развития региона (на примере РД) // журнал Финансы и кредит Региональная экономика: теория и практика. - Москва 2009г, №43-0,9п.л.