Научная статья на тему 'Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия на рынке технологической продукции, основанная на преимуществах по издержкам'

Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия на рынке технологической продукции, основанная на преимуществах по издержкам Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
246
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ / РЫНОК / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ / ИЗДЕРЖКИ / COMPETITIVENESS / STRATEGY / MARKET / TECHNOLOGICAL PRODUCTS / COSTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баяскаланова Галина Александровна, Кабакова Ольга Геннадьевна, Баяскаланова Туяна Александровна

Предложены направления повышения конкурентоспособности машиностроительного предприятия с учетом результатов оценки в соответствии с выбранной стратегией повышения конкурентоспособности, основанной на преимуществах по издержкам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Баяскаланова Галина Александровна, Кабакова Ольга Геннадьевна, Баяскаланова Туяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRATEGY TO IMPROVE ENTERPRISE COMPETITIVENESS IN THE MARKET OF TECHNOLOGICAL PRODUCTS BASED ON COST ADVANTAGES

The article proposes directions to improve the competitiveness of a machine-building enterprise taking into account the assessment results in accordance with the chosen strategy to improve competitiveness that is based on cost advantages.

Текст научной работы на тему «Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия на рынке технологической продукции, основанная на преимуществах по издержкам»

УДК 621:339.137.22

СТРАТЕГИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА РЫНКЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ, ОСНОВАННАЯ НА ПРЕИМУЩЕСТВАХ ПО ИЗДЕРЖКАМ

Г.А. Баяскаланова1, О.Г. Кабакова2, Т.А. Баяскаланова3

1 3

, Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83. 2Филиал ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго», 672030, г. Чита, ул. Анохина, 7.

Предложены направления повышения конкурентоспособности машиностроительного предприятия с учетом результатов оценки в соответствии с выбранной стратегией повышения конкурентоспособности, основанной на преимуществах по издержкам. Табл. 2. Библиогр. 1 назв.

Ключевые слова: конкурентоспособность; стратегия; рынок; технологическая продукция; издержки.

THE STRATEGY TO IMPROVE ENTERPRISE COMPETITIVENESS IN THE MARKET OF TECHNOLOGICAL PRODUCTS BASED ON COST ADVANTAGES G.A. Bayaskalanova, O.G. Kabakova, T.A. Bayaskalanova

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

Branch of pic "Interregional Distribution Company of Siberia" - "Chitaenergo", 7, Anokhin St., Chita. 672030.

The article proposes directions to improve the competitiveness of a machine-building enterprise taking into account the assessment results in accordance with the chosen strategy to improve competitiveness that is based on cost advantages.

2 tables. 1 source.

Key words: competitiveness; strategy; market; technological products; costs.

Современное состояние российской экономики характеризуется низким уровнем объемов производства и диспропорциями в развитии промышленности. Основное внимание по-прежнему уделяется экспортно-ориентированным факторам и в гораздо меньшей степени - машиностроению, переживающему сегодня далеко не лучшие времена. Между тем, машины, оборудование, приборы, транспортные средства и другие виды продукции машиностроения - это не только наиболее законченный вид готовых изделий, но и тот товар, который характеризует научно-технический потенциал и уровень промышленного развития производящей его страны.

С развитием рыночных отношений (в частности, с предстоящим вступлением России в ВТО) на первый план все более выдвигается проблема повышения конкурентоспособности продукции машиностроительных предприятий, как на международной арене, так и на региональных рынках страны. В настоящее время продукция отечественного машиностроения не пользуется спросом из-за ее низкой конкурентоспособно-

сти (техническому уровню зарубежных аналогов соответствует не более 12-14% экспортируемой продукции).

Для преодоления имеющегося отставания, как показывает зарубежный опыт, требуется разработка не отдельных мероприятий по выводу отрасли из кризиса, а научно проработанная долгосрочная стратегия развития машиностроительного комплекса на федеральном и региональном уровнях, обеспечивающая завоевание определенных рынков конкретных видов продукции на твердых позициях. Это в свою очередь предполагает разработку соответствующего инструментария для анализа факторов, определения реального положения и оценки конкурентоспособности предприятий машиностроения на рынке.

Поэтому актуальными задачами для дальнейшего развития предприятий являются: определение величины изменений интегрального показателя конкурентоспособности при любых изменениях во внешней и внутренней средах, а также выбор стратегии повышения конкурентоспособности предприятия. Реализация

1 Баяскаланова Галина Александровна, технический редактор отдела ЭИР УНПЦ СМИ, тел.: 89646530191, 89647322773, е-mail: ledi7777@mail.ru

Bayaskalanova Galina, tel.: 89646530191, 89647322773, e-mail: le-di7777@mail.ru

2Кабакова Ольга Геннадьевна, кандидат экономических наук, тел.: (3022) 395025, 89245743862,

е-mail: Kabakova_OG@ch.mrsks.ru

Kabakova Olga, Candidate of Economics, tel.: (3022) 395025, 89245743862, e-mail: Kabakova_OG@ch.mrsks.ru

3Баяскаланова Туяна Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, тел.: 89646530191, 89647322773, е-mail: dama83@mail.ru

Bayaskalanova Tuyana, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economics and Management, tel.: 89646530191, 89647322773, e-mail: dama83@mail.ru

названных задач должна происходить в оперативном режиме, что возможно при использовании экономико-математической модели получения оптимального интегрального показателя конкурентоспособности предприятия при различных альтернативных стратегиях ее повышения.

Рассмотрим названную задачу экономико-математического моделирования. Нормальный (или стабильный) режим работы предприятия такой, при котором интегральный показатель конкурентоспособности (ИПК) предприятия

ИПК = ИПКр-3,

где ИПКор( - оптимальное значение интегрального показателя конкурентоспособности предприятия; 3 - допустимое отклонение интегрального показателя конкурентоспособности от оптимального; 3 < 0,70

Дана производственная система, находящаяся в нормальном режиме работы, имеющая при этом интегральный показатель конкурентоспособности

ИПКф = ИПКор{-3 . При данном ИПК система

имеет следующие характеристики:

1) производственная программа определена и по

каждому виду номенклатуры равна Мф;

2) цена 1 -го вида продукции Цф ;

3) норма расхода агу у -го ресурса на производство 1 -го вида продукции как функция объемов производства, т.е. задана система функций:

о < 0, т.к. цены на выпускаемую продукцию умень-

шаются, поэтому

Ц = Цф (1 -о )

а = (а0 - Да,,) >ам; 1 = 1, п; У = 1, т ;

11 ^ 11 11 ' 11 7 «у ^

где а,°, Да,, - соответственно оптимальная норма

у У

расхода у -го вида ресурса и ее изменение на производство 1 -го вида продукции; ам - минимальная норма расхода у -го вида ресурса на производство 1 -го вида продукции, т.е. расход ресурса, который невозможно уменьшить ни при каком увеличении объемов выпуска продукции;

4) запас готовой продукции Е на предприятии по каждому 1 -му виду продукции;

5) время производственного цикла Д?^ для данного режима по каждому 1 -му виду продукции.

Рассмотрим стратегию повышения конкурентоспособности предприятия на рынке технологической продукции, основанную на преимуществах по издержкам. Требуется определить новый режим (условия) работы предприятия при данной стратегии. Введем следующие условия:

1) цены на каждый 1 -й вид продукции изменились

в о раз и равны

Ц = Цф (1 + о); 1 = 1П;

2) спрос (или возможные объемы реализации) на каждый 1 -й вид продукции изменился в Л раз; допустим увеличение спроса (Л > 0), поэтому

N = Кф (1+ Л,); 1 = 1П;

3) изменение структуры спроса происходит за рассматриваемый период времени ДТ один раз;

4) моменты изменения спроса и цен должны совпадать с началом реакции системы на это изменение.

При построении экономико-математической модели будем полагать, что на данный момент времени в нормальном режиме работы предприятия эффективность деятельности предприятия Э является оптимальной. Этому значению эффективности соответствует некоторое значение интегрального показателя конкурентоспособности предприятия (ИПК > 0,3).

Как было сказано ранее, моменты изменения структуры спроса и реакция системы на это изменение

должны совпадать, можно определить время Д?1,

через которое системе необходимо начать работать в соответствии с новыми требованиями рынка:

Е

Д?1 =—; Д?1 = ?21 - ^,

г лнф' 1 21 1 где ?2г., ^ - соответственно окончание и начало периода времени, в течение которого система обеспечивает изменение спроса за счет запасов на складе; для

простоты считается, что для всех 1 Д?1 равны между собой.

Если Д?1 > Д^ , то система потенциально имеет

возможность удовлетворять потребности рынка. Время Ду перехода на новый режим работы предприятия должно быть Ду < Д?1. Здесь необходимо наличие условия потенциальной достаточности всех видов ресурсов. При этом имеют место естественные потери Ду за счет снижения цен:

Ду = НфЦфЛ, (1 -о, )Д1. (1)

Если Д?1 < Дгщ , то в системе формируются также естественные потери, равные:

Ду = мфЦфл(1 -оЖ1 + + кфЦф (1 + Л)оД1.

В общем случае, объединяя выражения (1) и (2), получим следующее:

ДУ = мфЦфл (1 -оЖ1 + +мфЦф (1 + л)ОД>(Дц -Д?1),

где у(ДХщ - Д?1) - функция Хевисайда (или функция включения, которая определяется следующим

образом: x) 1, если x > 0; x) = 0, если x < 0).

Далее рассмотрим период Atf = t2 — t2i, т.е.

непосредственно производственную систему.

В условиях нормального режима функционирования предприятия, т.е. при удовлетворительном и хорошем уровне конкурентоспособности предприятия, стоимостная оценка результатов производственно-

хозяйственной деятельности Сф для рассматриваемого случая может быть определена по следующей формуле:

Сф = ¿ Цф Nfatf .

При выбранной стратегии, меняющихся ценах и спросе на выпускаемую продукцию величина возможной стоимостной оценки С будет равна

С, = Сф + X Цф Кф (л, — а, — )At,2,

где £ЦФ^ (л, — щ — щл)а/2 = ас,.

I=1

Если (Л — щ — Щ,Л) < 0, то стоимостная оценка

заведомо уменьшается.

Необходимо определить затраты на производство объемов продукции, соответствующие новому спросу, с целью оценки потерь прибыли. Затраты на производство продукции в объеме N составят

т п _

Ь = ХХSJ(а; -АЩ])N А/2.

] =1 7=1

Если

Ь < ьф

т п ___

где 8ф а — Аа)Мф , SJ - средняя

]=1 7=1

цена J -го ресурса, то потери Ад дохода от реализации продукции:

п

ад Цф ^ (л — щ—щл)а/2.

*=1

Если Ь > , то возможные потери АД дохода от реализации могут быть:

п

аД >Х Цф ^ (л — щ — щл)а/2.

В случае, когда аД > АС, происходит не потеря

конкурентоспособности предприятия, а потеря прибыли, что недопустимо для повышения конкурентоспособности. Необходимо искать новых поставщиков или использовать новые технологии (не требующие больших капитальных затрат), при которых возможно снизить затраты Ь . Необходимо активизировать работу

на рынке в целях увеличения обобщающего показателя конкурентоспособности предприятия относительно рыночной среды.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если АД <АСг, то прибыль, полученная от мероприятия, направляется на повышение конкурентоспособности организации.

Прибыль предприятия Д будет представлена следующим образом:

п п

П = X Ц N — X Ьф ыг¥(ыф — N) —

7=1 7=1

п

— X — Nф),

7=1

где - себестоимость производства продукции

-го вида при нормальном режиме работы предприятия;

N - объемы производства продукции вида 7, превышение которых связано с переходом на новый режим работы предприятия; Ь - себестоимость производства продукции 7-го вида при новом режиме работы предприятия; щ(Иф — N ), ¥(Нг — Nф ) -

функции Хевисайда.

Переход на новые режимы работы связан с изменением взаимоотношений с внешней средой: изменение объемов покупаемого сырья и материалов может повлиять на условия работы с поставщиками; использование новых технологий может привести к новому положению предприятия среди конкурентов на рынке и т.д. Эти изменения сказываются на значении ИПК, которое необходимо постоянно проверять на равенство ИПК = ИПКор( — 5.

Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия на рынке технологической продукции, основанная на преимуществах по издержкам, дает возможность увеличить прибыль предприятия, тем самым направив ее на повышение интегрального показателя конкурентоспособности, то есть на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, организационно-технического уровня производства и уровня менеджмента на предприятии.

Рассмотрим предлагаемую нами модель стратегии при внедрении на предприятии ОАО «Завод горного оборудования» (Забайкальский край, п. Дарасун). Исходные данные представлены в табл. 1.

i=1

i=1

i=1

Таблица 1

Исходные данные ОАО «Завод горного оборудования»_

Показатель Основная выпускаемая продукция

Породопогрузочная машина Буровая каретка

ППН-1 ППН-3А УБШ-207

Иф, шт. 270 120 90

Цф, тыс. руб. 343,0 316,0 350,0

а®, тыс. руб. 130,2 117,3 138,4

Лаг>., тыс. руб. 1,4 1,6 0,5

м г аИ , тыс. руб. У 128,3 115,3 138,0

Е, шт. 20 12 9

Лгц , г 0,65 0,60 0,67

Таблица 2

Результаты, полученные при внедрении мероприятия_

Показатель Основная выпускаемая продукция

Породопогрузочная машина Буровая каретка

ППН-1 ППН-3А УБШ-207

щ, раз 0,06 0,07 0,07

Ц , тыс. руб. 322,5 293,7 324,6

Л, раз 0,41 0,68 0,19

N , шт. 382 202 107

л?; , г 0,28 0,28 0,28

Л?2, г 0,72 0,72 0,72

ЛУг., тыс. руб. 12306,28 8004,64 2306,08

22617,0

Сф, тыс. руб. 66679,20 27302,40 22680,00

116661,60

ЛС, тыс. руб. 22021,20 15413,33 2327,18

39761,71

С , тыс. руб. 88700,4 42715,73 25007,18

156423,30

Бф, тыс. руб. 34776,00 13884,00 12411,00

61071,00

, тыс. руб. 35425,15 16827,41 10623,82

62876,38

ППН-1 ППН-3А УБШ-207

Пф, тыс. руб. 31903,20 13418,40 10269,00

55590,60

П , тыс. руб. 53275,25 25888,32 14383,37

93546,94

Э, тыс. руб. 37956,34

Далее определяется новый режим (условия) рабо- собности, основанной на преимуществах по издерж-ты предприятия ОАО «Завод горного оборудования» кам (табл. 2). при выбранной стратегии повышения конкурентоспо-

По данным табл. 2, экономия от мероприятия составляет 37956,34 тыс. руб. (без вычета налогов). Эта сумма была направлена на повышение конкурентоспособности предприятия.

Формальная структура стратегии повышения конкурентоспособности может быть следующей:

1. Оглавление.

2. Основные цели стратегии повышения конкурентоспособности предприятия.

3. Резюме (характеристика предприятия, данные оценки конкурентоспособности предприятия (разд. 1)).

4. Исполнители (разработчики стратегии, ответственные по разделам).

5. Анализ внешней и внутренней среды предприятия (по факторам, представленным в разд. 1).

6. Содержание разделов:

6.1. Повышение конкурентоспособности продукции.

6.2. Повышение организационно-технического уровня производства.

6.3. Повышение уровня менеджмента на предприятии.

7. Технико-экономическое обоснование (инвестиционные проекты) стратегии.

8. Паспорт стратегии повышения конкурентоспособности предприятия.

9. Приложения.

Опыта разработки стратегии повышения конкурентоспособности предприятия мало. Поэтому, исходя их данных рекомендаций и учитывая свои особенности, предприятие может самостоятельно разработать свою стратегию.

Рассмотрим рекомендации к основному разделу (6 разд.) стратегии повышения конкурентоспособности предприятия (за основу принимаются данные оценки конкурентоспособности, представленные в разд. 1):

Повышение конкурентоспособности продукции (п. 6.1). Одновременно с выбранной стратегией (предложенной в разд. 2) необходимо проводить анализ и международные сравнения показателей качества товаров предприятия и его конкурентов (по показателям надежности, ремонтопригодности, патентоспособности и т.д.), сервиса потребителей (качество сопроводительной документации, качество установки и монтажа, система скидок и т.д.) и другие инновационные проекты по повышению качества продукции и сервиса.

Повышение организационно-технического уровня производства (п. 6.2). Необходим постоянный ана-

лиз эффективности инновационной деятельности (развитие патентного фонда, организационной структуры), ориентированной на конкурентоспособность. Обеспечение требуемого обновления основных фондов, анализ ресурсоемкости продукции, автоматизация производства, увеличение прогрессивных технологий, использование качественного сырья, материалов и т.д.

Повышение уровня менеджмента на предприятии (п. 6.3). Необходимо внедрять систему обучения персонала (руководителей, менеджеров, специалистов, рабочих) методам управления конкурентоспособностью (изучение законов, современных подходов, моделей управления). Внедрение международных стандартов по финансовой и бухгалтерской отчетности, внедрение технологий по прогнозированию финансовых показателей и т.д. Развитие информационной базы предприятия (современные информационные технологии, связанные со всеми стадиями производства, сбыта, управлением качеством и т.д.); развитие логистики на предприятии (разграничение функций закупочной и сбытовой логистики, автоматизация логистических процессов, нормирование потребностей в ресурсах, информационное обеспечение); развитие маркетинговой деятельности (стимулирование ускорения сбытовых процессов, исследование поведения покупателей и т.д.).

Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия разрабатывается с учетом особенностей каждого конкретного предприятия.

Предприятием ОАО «Завод горного оборудования» в рамках принятой программы по снижению нормы расхода ресурсов на изготовление единицы продукции была выбрана стратегия повышения конкурентоспособности, основанная на преимуществах по издержкам.

При реализации данной стратегии первичные результаты заключаются в том, что эффективность деятельности предприятия от предложенного мероприятия увеличилась на 5% (интегральный показатель конкурентоспособности ИПК повысился на 0,05 пункта). Дальнейшая реализация выбранной долгосрочной стратегии, нацеленной на повышение конкурентоспособности предприятия, позволит улучшить результаты деятельности и занять более конкурентоспособную позицию на рынке технологической продукции.

Библиографический список

Замков О.О., Толстопятенко А.В. Черемных Ю.Н. Математические методы в экономике: учебник. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Изд-во ДИС, 1997. 369 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.