Научная статья на тему 'Стратегия повышения конкурентоспособности как ключевой фактор успеха автомобилестроительного предприятия (на примере пао «КамАЗ»)'

Стратегия повышения конкурентоспособности как ключевой фактор успеха автомобилестроительного предприятия (на примере пао «КамАЗ») Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1574
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economics
Область наук
Ключевые слова
AUTOMOTIVE ENTERPRISE / KAMAZ / COMPETITIVENESS / DIVERSIFICATION STRATEGY / COST LEADERSHIP STRATEGY / TRUCK MARKET / FACTORS OF COMPETITIVENESS INCREASE / АВТОМОБИЛЕСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ПАО "КАМАЗ" / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ ДИВЕРСИФИКАЦИИ / СТРАТЕГИЯ ЛИДЕРСТВА ИЗДЕРЖЕК / РЫНОК ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ / ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Селезнев Илья Олегович

В статье на примере ПАО «КАМАЗ» выделены направления стратегического развития автомобилестроительного предприятия, реализация которых обеспечивает достижение конкурентных преимуществ: стратегия диверсификации производства и стратегия лидерства в издержках. Представлен анализ факторов, влияющих на конкурентоспособность автомобилестроительного предприятия на международном и внутреннем рынках. Представлены организационные меры, направленные на повышение уровня конкурентоспособности предприятия автомобилестроения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия повышения конкурентоспособности как ключевой фактор успеха автомобилестроительного предприятия (на примере пао «КамАЗ»)»

STRATEGY TO INCREASE COMPETITIVENESS AS A KEY FACTOR OF SUCCESS OF THE AUTOMOTIVE ENTERPRISE (ON THE EXAMPLE OF «KAMAZ »)

Seleznev I.O. (Russian Federation) Email: Seleznev240@scientifictext.ru

Seleznev Ilya Olegovich - Master's Student, ECONOMICS AND MANAGEMENT FACULTY, MOSCOW STATE BRANCH RUSSIAN ACADEMY OF NATIONAL ECONOMY AND PUBLIC ADMINISTRATION UNDER THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION, MOSCOW

Abstract: the article highlights the directions of strategic development of the automobile company on the example of "KAMAZ", the implementation of which provides the achievement of competitive advantages: the strategy of diversification of production and the strategy of leadership in costs. The analysis of the factors influencing competitiveness of the automobile manufacturing enterprise in the international and domestic market is presented. Organizational measures aimed at improving the competitiveness of the automotive industry are presented. Keywords: automotive enterprise, KAMAZ, competitiveness, diversification strategy, cost leadership strategy, truck market, factors of competitiveness increase.

СТРАТЕГИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР УСПЕХА АВТОМОБИЛЕСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПАО «КАМАЗ») Селезнев И.О. (Российская Федерация)

Селезнев Илья Олегович - магистрант, факультет экономики и менеджмента, Московский областной филиал Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в статье на примере ПАО «КАМАЗ» выделены направления стратегического развития автомобилестроительного предприятия, реализация которых обеспечивает достижение конкурентных преимуществ: стратегия диверсификации производства и стратегия лидерства в издержках. Представлен анализ факторов, влияющих на конкурентоспособность автомобилестроительного предприятия на международном и внутреннем рынках. Представлены организационные меры, направленные на повышение уровня конкурентоспособности предприятия автомобилестроения.

Ключевые слова: автомобилестроительное предприятие, ПАО «КАМАЗ», конкурентоспособность, стратегия диверсификации, стратегия лидерства издержек, рынок грузовых автомобилей, факторы повышения конкурентоспособности.

Введение: глобализация экономических процессов привела к формированию мировых рынков. Это предопределило необходимость внедрения в систему управления предприятиями инструментов, обеспечивающих повышение уровня их конкурентоспособности с учетом изменений факторов внутренней и внешней среды. По мнению М. Портера, «целями стратегии конкурентной борьбы являются нахождение и

занятие предприятием такого положения в отрасли, при котором оно наилучшим образом защищено от воздействия сил конкурентной борьбы или может обратить силы в свою пользу» [2, с. 89]. Для предприятий автомобилестроения наилучшие результаты показывают стратегии диверсификации производства и лидерства в издержках.

Рассмотрим влияние этих стратегий на развитие наиболее успешного российского автопроизводителя ПАО «КАМАЗ».

В Российской Федерации крупнейшей автомобильной корпорацией является Группа организаций ПАО «КАМАЗ». Корпорация занимает лидирующие позиции на российском рынке грузовых автомобилей полной массой свыше 14 тонн. По итогам 2017 года доля компании в общем объеме рынка составила 45 %.

ПАО «КАМАЗ» является значимым игроком в мировой автомобильной промышленности и входит в ТОП- 16 мировых производителей тяжелых грузовых автомобилей, возглавляет который группа компаний «Faw» и «Daimler» с объемом производства 263 и 260 тысяч штук соответственно. ПАО «КАМАЗ» в 2017 году выпустило 38 тысяч штук грузовых автомобилей и занимает 16 место в данном рейтинге.

В 2017 году выручка от реализации произведенной ПАО «КАМАЗ» продукции в общей сложности составила 156025 млн руб. при росте показателя по сравнению с 2016 годом на 16%. Увеличение объемов продаж грузовых автомобилей достигнуто благодаря увеличению темпа роста продаж, в основном за счет автомобилей нового модельного ряда, а также эффективному использованию инструментов финансирования и гибкой ценовой политике.

На производственных площадках ПАО «КАМАЗ», постоянно идет процесс диверсификации производства, направленный на обеспечение удовлетворенности потребителей, адаптацию продуктов к условиям эксплуатации, расширение модельного ряда автомобилей спецтехники и шасси.

Диверсификации бизнеса может стать как лучшим способом для решения финансовых проблем компании, так и дать возможность управлять всевозможными рисками при коммерческой деятельности фирмы. Однако экономический рост предприятия возможен только лишь при правильном выборе стратегии диверсификации компании, a это и является главным инструментом к успешному бизнесу.

Диверсифицированная корпорация обладает сложной организационной структурой. Для обоснованного принятия решений и разработки стратегии её развития необходимо проведение комплексных исследований как финансово-хозяйственной деятельности корпорации, так и влияния внешних воздействий на процессы управления. Данная проблема особенно актуальна в условиях все более обостряющейся конкуренции как за конечного потребителя, так и за привлеченные инвестиции.

Понятие диверсификации, в широком смысле, связано с понятием стратегической ориентации на создание многопрофильных производств. И с этой точки зрения диверсификация является важной частью современной рыночной экономики, так как оказывает существенное воздействие на рыночную конкуренцию, повышение эффективности производства и систему.

В основе стратегии диверсификации заложены маркетинговые усилия, позволяющие компании открыть для себя новые, дополнительные перспективные направления для бизнеса. Суть стратегии - в перераспределение средств и капитала между различными сферами деятельности, с целью недопущения убытков и снижения рисков банкротства.

Среди существующих стратегий можно выделить три основных типа: конгломератная, центрированная, горизонтальная. Ниже мы рассмотрим их более подробно.

Стратегия конгломератной диверсификации — представляет собой управленческое воздействие, направленное на создание производства, продукция которого не связана с основной продукцией и её рынками сбыта. Эта сложная стратегия, та как связана с новым производством, для управления которым требуется квалифицированный менеджмент и обученный, окружающая среда мало изучена и необходимо значительное количество финансовых ресурсов.

Противоположной является концентрическая стратегия диверсификации, при которой происходит производство нового продукта, идентичного с технологической точки зрения, тому продукту, который выпускается в данный момент. Цель -привлечение дополнительных клиентов путём увеличения предложений для потребителей из разных социальных сред.

Стратегия центрированной диверсификации подразумевает поиск путей более эффективного использования существующих технологических процессов, а также основной продукции. Она предусматривает открытие новых производственных линий на основе лучших достижений, полученных при предшествующем производстве товаров либо услуг. При этом новая часть бизнеса будет функционировать отдельно от основного портфеля.

Стратегия горизонтальной диверсификации - это финансовый рост за счет создания нового продукта по новой технологии, не схожей с предшествующей. Создаются технологически не связанные между собой продукты, для реализации которых могут использоваться имеющиеся инструменты (например, в логистике либо оптовых продажах). Стратегия предусматривает создание продуктов, которые будут частями основной продукцией, либо станут её сопутствующей частью.

В условиях обостряющейся конкуренции на рынке грузовых автомобилей корпорацией проведены успешные проекты концентрической диверсификация, приобретены предприятия, производящие сходные продукты или предоставляющие услуги, в сфере автомобильного бизнеса. Так, в состав группы ПАО «КАМАЗ» входят следующие дочерние организации:

- три дочерние организации, осуществляющие реализацию готовой продукции АО Торгово-финансовая компания «КАМАЗ», организует реализацию продукции на рынке Российской Федерации; АО «Внешнеторговая компания «КАМАЗ» реализует продукцию на зарубежных рынках; ООО «АвтоЗапчасть КАМАЗ» реализует запасные части в на российском рынке и осуществляет полномочия по выполнению гарантийных обязательств и организации сервиса;

- шесть дочерних обществ, осуществляют производство специальной автомобильной и прицепной техники и ее компонентов. Организации производят широкую гамму бетоностроительной техники, автобусов, сельхозтехники;

- два дочерних общества, предоставляют финансовые услуги. Организации работают на рынке лизинговых услуг и осуществляют свою деятельность в сфере финансового лизинга;

- два дочерних общества обеспечивают логистику. Организации являются эксклюзивными поставщиками оригинальных комплектующих и осуществляют перевозки грузов по всей территории России и СГН;

- ООО «Инновационный центр КАМАЗ» - дочернее общество, осуществляющее научные исследования и разработки в области естественных и технических наук;

- пятнадцать дочерних общества являются предприятиями сервисной сети

- два дочерних общества, осуществляют сопутствующий корпоративный бизнес. АО «АЭРОПОРТ KF.rF.IIIF.BQ» - авиатранспортное предприятие, ООО «Центр обслуживания бизнеса» обеспечивает ИТ-услугами, услугами по реализации проектов, а также услугами по сопровождению и администрированию существующих в Компании информационных систем;

- пять инфраструктурных обществ ПАО «КАМАЗ» осуществляют деятельность по обеспечению инфраструктуры основных подразделений и г. Набережные Челны, в части водоснабжения, воздухоочистки, энергоснабжения, а также осуществляют железнодорожные перевозки.

Созданием ПАО «КАМАЗ» совместных предприятий решается вопрос повышения его конкурентоспособности на мировом рынке через стратегию диверсификации. ПАО «КАМАЗ создано семь совместных предприятий, осуществляющих деятельность по производству высокотехнологических грузовых автомобилей и деталей используемых в

54

производстве грузовых автомобилей и двигателей внутреннего сгорания.

Стратегия лидерства издержек предполагает повышения уровня конкурентоспособности посредством снижения издержек производства и улучшения технико-эксплуатационных показателей выпускаемой продукции. Экономия достигается за счет улучшения организации труда и обучения.

ПАО «КАМАЗ» постоянно работает над повышением своей конкурентоспособности, используя лучшие практики в области корпоративного управления. В группе организаций ПАО «КАМАЗ» введены единые стандарты корпоративного управления. Постоянно совершенствуется информационная политика и системы внутреннего контроля. Осуществляется конструктивное взаимодействие с инвесторами, работниками и деловыми партнерами.

В 2017 году на ПАО «КАМАЗ» разработаны корпоративные требования к компетентности инженера-технолога, инженера - конструктора, рабочих, производственных руководителей. В рамках реализации стратегии качества продукции ПАО «КАМАЗ» активно участвует в развитии национальной системы квалификации в России. В уполномоченном центре оценки квалификации 100 инженеров-конструкторов и инженеров-технологов прошли независимую оценку квалификаций на соответствие профессиональным стандартам.

На всех этапах производства осуществляются проекты по повышению эффективности производственных процессов, направленных на снижение затрат, начато внедрение цифровых технологий в производственные процессы.

К факторам, повышающим конкурентоспособность автомобилестроительного предприятия, можно отнести:

1. Внедрение инновационной политики, определяющей возможность предприятия конкурировать не только на внутреннем, но и на внешнем рынках. Инновационные технологии и разработки являются еще одним конкурентным преимуществом. ПАО «КАМАЗ» сотрудничает с инновационными лидерами мировой автомобильной отрасли, использует передовые информационные технологии при создании автомобильной техники Коллекция выпускаемой «КАМАЗ» продукции значительно расширилась с появлением новых моделей и целых семейств автомобилей поколения К4 и К5.

2. Наличие квалифицированных трудовых ресурсов, соответствующим требованиям международного рынка труда. Трудовые ресурсы являются одним из важнейших составляющих деятельности ПАО «КАМАЗ» в 2017 году взят курс на вступление в новую фазу развития - фазу цифровизации. Для сохранения стабильного состава высококвалифицированных сотрудников запущена программа по мотивации ключевых сотрудников, внедрению новых корпоративных стандартов. В 2017 году в структуре персонала корпорации повышается доля людей, имеющих высшее профильное образование. Доля работников, имеющих высшее образование, возросла с 2013 по 2017 гг. на 6,7%. В 2017 году на предприятии разработаны корпоративные требования к компетентности инженера-технолога, инженера - конструктора, рабочих, производственных руководителей. В рамках реализации стратегии качества продукции ПАО «КАМАЗ» активно участвует в развитии национальной системы квалификации в России. В уполномоченном центре оценки квалификации 100 инженеров-конструкторов и инженеров- технологов прошли независимую оценку квалификаций на соответствие профессиональным стандартам.

3. Система управления качеством на предприятии. На ПАО «КАМАЗ» внедрена система управления качеством по международному стандарту ISO 9001, которая предполагает изменение всей организационной структуры корпорации и перестроение всех этапов производственного цикла: от проектирования продукции до её сбыта. На предприятии сертифицируется всё производство в целом.

Конкурентоспособность — это способность удовлетворить потребность покупателей лучше, чем это смогли сделать соперники. Основные конкурентные преимущества ПАО «КАМАЗ»:

Конкурентным преимуществом ПАО «КАМАЗ» является обеспечение удовлетворенности клиентов, выражающейся в соответствии продуктов по ключевым свойствам требованиям клиентов; в низкой стоимости продукта, адаптации продуктов условиям эксплуатации; оперативном реагировании на изменения потребительских требований. Важным конкурентным преимуществом является динамичность и высокая адаптивность компании, долгосрочное прогнозирование, подготовка сценариев и анализ рисков, позволяющая быстро и соразмерно реагировать на изменяющиеся условия рынков.

Одним из основных конкурентных преимуществ в условиях импортозамещения является широкий модельный ряд автомобилей, спецтехники и шасси. ПАО «КАМАЗ» выпускает 60 моделей и 1600 комплектаций. Более 2000 моделей специальной автомобильной техники и настроек на шасси КАМАЗ: самосвалы, вахтовые автобусы, бетоносмесители, бетононасосы, автоцистерны и автотопливозаправщики, коммунальные машины, пожарная автотехника. Кроме того, выпускаются автобусные шасси, автобусы малого и большого классов, прицепная техника для большегрузных автомобилей.

«КАМАЗ» общеизвестный товарный знак т наиболее известный бренд в Российской Федерации в сегменте грузовых автомобилей полной массой свыше 14 тонн.

ПАО «КАМАЗ» применяет комплексный подход к продаже своей продукции. Организована широкая сеть высококачественного технического обслуживания автомобилей в гарантийный и послегарантийный период. Широко развита консультативная поддержка партнеров и обучение персонала. Применяется гибкая ценовая политика с учетом конъектуры рынка, широкий выбор финансовых услуг по кредитованию, лизингу, рассрочке платежа и факторингу. Применяется современная оптимальная система логистики. Большое внимание компания уделяет утилизации автомобилей, авторизированному ремонту любой сложности, возможен выкуп подержанной автотехники.

ПАО «КАМАЗ» обладает развитой товаропроводящей и сервисной сетью компаний. Дилерская сеть включает в себя 193 субъекта. Сервисная сеть, осуществляющая сервисное обслуживание включает в себя 159 субъектов. Широкая доступность качественных запасных частей и их оперативная доставка повышает привлекательность бренда для клиентов.

Все эти конкурентные преимущества позволили ПАО «КАМАЗ» стать значимым игроком в мировой автомобильной промышленности, получающим стабильные прибыли.

Таким образом, внедрение в систему управления предприятием мер, направленных на реализацию конкурентного потенциала обеспечит повышение уровня конкурентоспособности субъекта хозяйствования и конкурентоспособности его продукции на рынке.

Список литературы /References

1. Годовой отчет ПАО «КАМАЗ» за 2016 г.

2. ПортерМ. Конкурентная стратегия. М.: Альпина Паблишер, 2015. 456 с.

3. Проект стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года. Официальный сайт Минэкономразвития России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/ (дата обращения: 04.04.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.