Научная статья на тему 'Стратегия «Нитки жемчуга» в контексте морской политики КНР'

Стратегия «Нитки жемчуга» в контексте морской политики КНР Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1635
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / СТРАТЕГИЯ «НИТКИ ЖЕМЧУГА» / МОРСКАЯ ПОЛИТИКА / ИНДИЙСКИЙ ОКЕАН / МАЛАККСКИЙ ПРОЛИВ / ЮЖНО-КИТАЙСКОЕ МОРЕ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / "STRING OF PEARLS" STRATEGY / CHINA / MARITIME POLICY / INDIAN OCEAN / STRAIT OF MALACCA / SOUTH CHINA SEA / ENERGY SECURITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ли Гуаньцюнь Ли Гуаньцюнь

В последние годы Китай все чаще акцентирует свои интересы в Мировом океане. Укрепление морского могущества КНР вызывает озабоченность в первую очередь у Соединенных Штатов, Индии, Японии. Особое внимание эти страны уделяют мерам, принимаемым Китаем в сфере строительства морских коммуникаций вдоль маршрутов транспортировки ближневосточной нефти и названным в Пентагоне стратегией «нитки жемчуга». В статье изучены основные проекты, реализуемые КНР в данной сфере, и отношение к ним за рубежом, а также предпринята попытка понять их истинное предназначение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

String of Pearls Strategy in the Context of China's Maritime Policy

China has been increasingly assertive in promoting its maritime interests. The strengthening of PRC naval power raises concern abroad, predominantly in the U.S., India and Japan. These countries have been particularly attentive to Chinese endeavors in building sea facilities along the Middle Eastern oil transportation routes which were called string of pearls strategy by Pentagon officials. The article examines the key Chinese sea infrastructure projects and the way in which they are being seen abroad. It also aims at revealing their real purpose.

Текст научной работы на тему «Стратегия «Нитки жемчуга» в контексте морской политики КНР»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 25. Международные отношения и мировая политика. 2011. № 4

Ли Гуаньцюнь*

СТРАТЕГИЯ «НИТКИ ЖЕМЧУГА»

В КОНТЕКСТЕ МОРСКОЙ ПОЛИТИКИ КНР

В последние годы Китай все чаще акцентирует свои интересы в Мировом океане. Укрепление морского могущества КНР вызывает озабоченность в первую очередь у Соединенных Штатов, Индии, Японии. Особое внимание эти страны уделяют мерам, принимаемым Китаем в сфере строительства морских коммуникаций вдоль маршрутов транспортировки ближневосточной нефти и названным в Пентагоне стратегией «нитки жемчуга». В статье изучены основные проекты, реализуемые КНР в данной сфере, и отношение к ним за рубежом, а также предпринята попытка понять их истинное предназначение.

Ключевые слова: Китай, стратегия «нитки жемчуга», морская политика, Индийский океан, Малаккский пролив, Южно-Китайское море, энергетическая безопасность.

После окончания «холодной войны» и ухода в прошлое идеологического противостояния двух систем в Азиатско-Тихоокеанском регионе произошли серьезные изменения. Стремительный рост и укрепление комплексного потенциала Китая, резкое увеличение его международного авторитета привели к тому, что Поднебесную стали постепенно рассматривать в качестве потенциального стратегического противника США и Японии. При этом превращение Китая в глобальную фабрику и вторую после Соединенных Штатов экономику мира резко увеличило его зависимость от внешних поставок сырья (особенно углеводородов), оборудования, комплектующих и т.д. Главные морские коммуникации, по которым страны Персидского залива поставляют в КНР более 80% импортируемой государством нефти, пролегают по акватории ЮжноКитайского моря и проходят через Малаккский пролив. По этому же маршруту идет на мировой рынок значительная часть производимых в КНР экспортных товаров.

Данный регион приобретает для Китая особое значение, поэтому Поднебесная все чаще акцентирует свои морские интересы, включающие экономическое развитие, управление территориями, энергетическую и продовольственную безопасность, а также торговлю. Современная китайская морская политика основывается

* Ли Гуаньцюнь (КНР) — аспирант кафедры региональных проблем мировой политики факультета мировой политики МГУ имени М.В. Ломоносова (е-mail: liguanqun1983@mail.ru).

на «Повестке дня Китая по морям и океанам на XXI век» (1996) и «Белой книге развития морского хозяйства в Китае» (1998), в которых выдвинута стратегия продолжительного развития морского хозяйства страны и обозначены следующие цели: 1) эффективная защита морских прав и интересов государства; 2) рациональное освоение и использование морских ресурсов; 3) эффективная охрана морской среды; 4) развитие науки, техники и образования в области океанологии; 5) комплексное управление морским хозяйством; 6) обеспечение мирного использования, освоения и охраны морей и океанов и разрешения всех морских споров на справедливых началах [10; 20]. При этом глобальные амбиции КНР становятся все более отчетливыми. В глазах зарубежных наблюдателей наиболее яркой иллюстрацией данной тенденции была отправка китайских кораблей к берегам Сомали для борьбы с пиратами в 2008 г. — первый за 500 лет случай участия Китая в военно-морской кампании за пределами своих территориальных вод.

По мере укрепления морского могущества КНР западные страны начинают уделять все больше внимания китайской морской политике и стратегии. Так, Соединенные Штаты проводят на сопредельных с Китаем территориях в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях «дипломатию канонерок», в связи с чем вероятность войны между КНР и США все чаще становится темой горячих обсуждений как в СМИ, так и на улицах. Рост обеспокоенности Вашингтона политикой Пекина в Мировом океане отразило появление во внутреннем докладе Министерства обороны США в 2004 г. термина «стратегия "нитки жемчуга"» (String of Pearls Strategy), которая направлена, по мнению Пентагона, на создание цепи военных и дипломатических стратегических баз вдоль основных морских путей из Южно-Китайского моря до богатого нефтью Ближнего Востока [26].

С этого момента проблему стратегии «нитки жемчуга» начали достаточно активно разрабатывать западные и индийские исследователи. Так, Б. Герц и Х.В. Пант считают звеньями единой цепи строительство порта в Гвадаре (Пакистан), контейнерного порта в Читтагонге (Бангладеш) и в Хамбантонта (Шри-Ланка), морских баз в Бирме; финансирование постройки канала через перешеек Кра в Таиланде; прокладку железнодорожных линий для соединения Китая с Камбоджей и наращивание сил в Южно-Китайском море. Все эти «жемчужины», по мнению ученых, должны помочь КНР выстроить стратегические связи со странами вдоль морских транспортных коридоров от Ближнего Востока до Южно-Китайского моря, чтобы защитить свои интересы и обеспечить энергетическую безопасность [30].

Все перечисленные действия встревожили многих соседей Китая, особенно Индию. Однако официальный Пекин уверяет, что эти порты являются просто коммерческими предприятиями и Китай не пытается контролировать судоходство в Индийском океане, поскольку такая стратегия не совпадает с интересами КНР, которая рассматривает Индию как партнера [12].

Цель данной статьи состоит в изучении мер, принимаемых Китаем в сфере строительства морских коммуникаций вдоль маршрутов транспортировки ближневосточной нефти. Реализация стратегии «нитки жемчуга» имеет большое значение не только для безопасности КНР и обеспечения ее присутствия в Мировом океане,

но и для укрепления мира и безопасности в глобальном масштабе.

* * *

Пакистан. Участие Китая в финансировании строительства порта в Гвадаре, в котором многие эксперты усматривают шаг к созданию крупной военно-морской базы и наблюдательного пункта, проходило в несколько этапов. Соглашение о финансировании первого этапа строительства порта (март 2002 г. — январь 2003 г.) было подписано правительствами КНР и ИРП еще 10 апреля 2001 г. Согласно договоренностям, Пакистан выделил на реализацию проекта 50 млн долл., а Китай предоставил в общей сложности 198 млн долл. (новый вспомогательный грант — 31 млн долл., беспошлинный заем — 31 млн долл., льготный кредит правительства — 58 млн долл., кредиты покупателей — 60 млн долл.). На первом этапе были сооружены 3 многофункциональных причала для стоянки морских судов, включая инфраструктуру для перевалки сырой нефти с нефтеналивных танкеров [3]. На втором этапе, завершившемся в марте 2007 г., были построены еще 9 морских причалов, а также произведен монтаж оборудования для морской навигации ночью. Стоимость данного этапа проекта составила около 600 млн долл. [2]. С 2009 г. стороны обсуждают возможность строительства железнодорожного коридора между городом Кашгар Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая и пакистанским портом Гвадар. Этот проект КНР предложила еще в начале 2000-х годов. Дорога протяженностью около 700 км должна пройти через перевал Хунджераб, высота которого составляет 4620 м. Впрочем, китайских инженеров, построивших в 2006 г. высокогорную дорогу Пекин—Лхаса, такие высоты не страшат [4].

Российский исследователь Н.А. Замараева выделила следующие факторы, обусловливающие участие Китая в данном инвестиционном проекте:

1) стремление к последовательной интеграции Пакистана в экономику КНР — передача отработанных технологий, использова-

ние дешевой рабочей силы, совместное освоение природных ресурсов для развития промышленности;

2) географическая близость Пакистана к Ближнему и Среднему Востоку и прочные связи со многими мусульманскими странами региона;

3) «успокоение» китайских западных провинций, в которых преобладает мусульманское население, и выход к Аравийскому морю для обеспечения доступа китайской провинции Синьцзян к водам Индийского океана [3].

Строительство железной дороги к сооруженному на китайские деньги порту Гвадар позволит КНР получить транспортный коридор до Индийского океана, который сможет работать в обе стороны. На Ближний Восток и в Африку потекут дешевые китайские товары, а обратно — полезные ископаемые и ближневосточная нефть. Пекин всегда волновало присутствие в Персидском заливе США, которые контролируют в указанном районе до 60% энергоресурсов, транспортируемых для нужд американской экономики [2]. Таким образом, ввод в эксплуатацию порта Гвадар повысит энергобезопасность КНР в случае глобального военного конфликта.

Наконец, по мнению многих экспертов, Гвадар даст возможность Китаю установить «пост перехвата и прослушивания» для «отслеживания американской военно-морской активности в Персидском заливе, индийской деятельности в Аравийском море и будущего американско-индийского морского сотрудничества в Индийском океане» [24]. Возможное китайское военное присутствие в регионе вызывает крайнюю обеспокоенность как у США, так и у Индии. При этом военно-морские возможности самого Пакистана не составляют затруднений для Индии, однако комбинация китайских и пакистанских военно-морских сил может действительно стать серьезной проблемой [30]. Кроме того, Нью-Дели боится, что Исламабад позволит Пекину использовать пакистанскую военную инфраструктуру без публичной огласки, что еще более затруднит работу международных наблюдателей в этой сфере [21].

Необходимо также учитывать, что Гвадар находится на территории Белуджистана — провинции, которую американские стратеги рассматривают в различных геополитических сценариях как часть возможного нового государства, объединяющего белуджей Пакистана, Ирана и Афганистана. Нельзя исключать и возможности того, что в случае начала войны с Ираном и полной внутриполитической дестабилизации в ИРП Соединенные Штаты сами пойдут на создание независимого Белуджистана, используя повстанческие силы белуджей в Иране и Пакистане. США одержат в этом случае уверенную победу над Китаем, лишив его возможности беспрепятственного выхода в Персидский залив. В целом же Вашингтону

выгодно сохранять нестабильность в Афганистане и Пакистане, нарушая планы по реализации важных для Китая перспективных энергетических проектов [1].

Бангладеш. Эта страна является одним из приоритетных партнеров КНР в военной сфере, и тому есть вполне логичное объяснение. С середины 1970-х годов отношения Бангладеш с Индией стали быстро портиться. В этих условиях для обеспечения собственной безопасности Дакка стала активно развивать сотрудничество со странами, проводившими в регионе антииндийскую политику. Вполне естественно, у Бангладеш быстро наладились связи с Китаем, который в то время находился с Индией в состоянии острой конфронтации. Пекин в соответствии со своим стремлением окружить соперника «враждебным кордоном» сразу начал оказывать Бангладеш весомую военную и экономическую помощь. Как подчеркивали аналитики, в 1980-е годы КНР полностью обеспечивала вооруженные силы Бангладеш всем необходимым [28]. К началу 1980-х годов практически вся бангладешская военная техника была китайского производства. С конца 1980-х годов китайско-индийские отношения начали постепенно нормализоваться, однако Китай продолжает активно поддерживать Бангладеш в различных областях: политике, экономике, общественной жизни, культуре и др. В последние годы экономическое сотрудничество между двумя странами развивается особенно быстро. С 2006 г. Китай является крупнейшим торговым партнером Бангладеш. По данным Национального бюро статистики КНР, объем торговли между этими государствами в 2001 г. составлял 714,2 млн долл., в 2010 г. — 7,59 млрд долл. и вырос на 54% по сравнению с 2009 г. [14].

Касаясь вопроса строительства контейнерного порта в Читтагонге на территории Бангладеш, руководство Китая не раз заявляло, что его участие в данном проекте зависит от самостоятельного решения китайских предприятий. По мнению официального представителя МИД КНР Цинь Гана, китайское правительство всегда поощряет и поддерживает свои компании в дружественном и равноправном сотрудничестве с разными странами мира, в том числе с Бангладеш [5].

Западные ученые, однако, считают, что Китай строит контейнерные портовые сооружения в Читтагонге для своего торгового и военно-морского флота [26]. Власти Бангладеш, как заявляют зарубежные эксперты, уступили давлению со стороны руководства КНР и согласились на поставки в свою страну атомных технологий в обмен на предоставление китайскому флоту военно-морских баз в Бенгальском заливе. В марте 2010 г. Китай согласился вложить 8,7 млрд долл. в проект строительства глубоководного порта в Бангладеш, а также автодорог и железнодорожных путей между двумя

странами. Новый контейнерный порт, согласно плану, к 2055 г. сможет принимать одновременно до 100 млн тонн грузов, что превышает сегодняшние показатели более чем в три раза. По мнению некоторых экспертов, Китай заинтересован в проекте еще и потому, что рассчитывает использовать порт в Читтагонге в качестве обеспечения выхода к морю для своей южной провинции Юньнань [22].

Заметим, что действия КНР вызвали большую тревогу в Нью-Дели. В 2010 г. Индия согласилась продавать электроэнергию в Бангладеш, предоставить ей кредитную линию на сумму 1 млрд долл. на проекты по развитию инфраструктуры и снизить тарифы на импорт. В обмен Дакка разрешила индийским судам использовать порт, который в настоящее время перестраивает Китай [17].

Шри-Ланка. В марте 2007 г. Пекин подписал соглашение с Коломбо о финансировании строительства зоны развития «Хамбан-тонта» на южной оконечности Шри-Ланки. Данная зона включает контейнерный порт, систему бункеровки и нефтеперерабатывающий завод. Экспортно-импортный банк Китая финансирует 85% стоимости проекта объемом 1 млрд долл., а компания «China Harbor Engineering», которая является частью принадлежащей государству корпорации, занимается его реализацией. Такие же условия достигнуты для строительства международного аэропорта, который будет размещен поблизости [17].

Заключение указанных соглашений стало прямым следствием успешного развития политического сотрудничества между Китаем и Шри-Ланкой. Пекин культивировал связи с Коломбо в течение многих десятилетий и стал для него самым большим поставщиком оружия в 1990-х годах, когда западные страны и Индия отказались продавать вооружение Шри-Ланке для использования его в гражданской войне против «Тигров освобождения Тамил-Илама» (ТОТИ). С 2007 г., когда США приостановили военное сотрудничество со Шри-Ланкой в связи с разногласиями по проблемам защиты прав человека, Китай предоставил ей экономическую помощь и дипломатическую поддержку, необходимые для победы над ТОТИ, а также увеличил поставки оружия. Так, в 2008 г. Шри-Ланка получила от Китая 6 реактивных истребителей «F-7», в результате чего 9 сентября 2008 г. ВВС страны впервые сбили самолет противника [29].

В США проект «Хамбантонта» расценивают как часть стратегии «нитки жемчуга», считая, что Китай планирует использовать порт в качестве станции дозаправки и обслуживания для своего флота во время патрулирования Индийского океана [29]. Однако официальный Пекин уверяет, что порт на южном побережье Шри-Ланки является обычным коммерческим предприятием. Несмотря на то что США используют морскую базу на соседнем острове Диего-Гарсия, КНР не имеет никаких непосредственных планов

строительства полноценной морской базы, хотя стремится создать подобную точку опоры в Индийском океане для защиты своих нефтяных ресурсов от пиратских нападений или блокады со стороны иностранной державы.

Мьянма (Бирма). Углубление связей с этой страной имеет для Китая большое значение. По данным Национального бюро статистики КНР, в 2010 г. объем торговли между двумя государствами составил свыше 4,4 млрд долл., более чем в 2 раза превысив показатель 2008 г. (2,6 млрд долл.) [6]. Особый интерес для Пекина представляют богатые недра Мьянмы, в первую очередь нефтегазовые ресурсы этой страны. Стоит отметить, что в августе 2011 г. начали строить мьянмский участок нефтегазового трубопровода «Китай—Мьянма». Протяженность китайского участка нефтепровода составляет 1631 км, газопровода — 1727 км. Протяженность нефтепровода и газопровода мьянмского участка составляет 771 и 793 км соответственно. Согласно плану строительства, эти трубопроводы будут сооружены и сданы в эксплуатацию в 2013 г. [9].

Экспертное сообщество довольно активно реагировало на углубление сотрудничества двух стран, однако некоторые из ранних заявлений были недостоверными, как, например, сведения о предполагаемом китайском военно-морском присутствии в Мьянме, появившиеся в газете «The Washington News» в январе 2005 г. Автор статьи Б. Герц утверждал, что Китай установил «пункты сбора электронной информации» на принадлежащих Мьянме островах в Бенгальском заливе, предоставил ей миллиарды долларов военной помощи, а связи КНР с военной хунтой в стране, видимо, скоро перерастут в де-факто военный альянс [23]. Это утверждение не имело под собой никаких оснований. Например, в 2005 г. индийское правительство опровергло информацию о создании китайской военно-морской базы на Кокосовых островах [27]. Однако, возможно, и не имея там базы, КНР участвует в модернизации инфраструктуры на данной территории и, следовательно, все-таки может оказывать определенную техническую помощь Мьянме, считают некоторые эксперты.

Таиланд. Динамично развиваются также взаимоотношения между Китаем и Королевством Таиланд, для которого КНР является крупнейшим торговым партнером. По данным Национального бюро статистики КНР, объем торговли между странами в 2010 г. составил 52,95 млрд долл. и вырос на 38,6% по сравнению с 2009 г. [6]. По прогнозам, к 2015 г. этот показатель достигнет уровня 100 млрд долл. [13].

В 2005 г. в газете «The Washington Times» появилась информация из отчета Министра обороны США о том, что в рамках повышения своей энергетической безопасности Китай планирует участвовать

в строительстве Таиландского канала Кра на перешейке в принадлежащей этому государству северной части Малайского полуострова [23]. По оценкам китайской стороны, реализация проекта займет 10 лет и потребует привлечения 30 тыс. рабочих и 20—25 млрд долл. [19].

Западные эксперты утверждали, что, перерыв перешеек (в самом узком месте его ширина менее 50 км), можно соединить Андаманское море с Южно-Китайским, а следовательно, и Индийский океан с Тихим. Китайские корабли, таким образом, смогут идти в обход стратегически важного и потому привлекающего всеобщее внимание Малаккского пролива [31].

По мнению некоторых китайских ученых, в частности Сунь Линшуня, проект «перешеек Кра» не соответствует интересам национальной безопасности Китая. Исследователь утверждает, что для КНР основной целью этого проекта является выход из трудного положения в сфере импорта нефти и газа через Малаккский пролив. В настоящее время ВМС США контролируют весь Тихий и Индийский океаны, а Таиланд традиционно входит в число американских «друзей», поэтому ему «по дружбе» позволяют время от времени идею проекта «перешеек Кра» реанимировать и довести до той или иной степени воплощенности. Если из-за тайваньской проблемы между КНР и США будет военный конфликт, то Соединенные Штаты смогут легко закрыть канал перешейка Кра. Сунь Линшунь считает также, что реализация указанного проекта улучшит стратегическое положение не только Китая, но и других важных игроков в регионе. Канал выгоден в первую очередь самому Таиланду, а также Южной Корее и Японии, которой тоже приходится перевозить до 80% нефтяного импорта через Малаккский пролив [11]. С точки зрения устранения угрозы безопасности китайских нефтеперевозок проект «перешеек Кра» является менее эффективным по сравнению с проектом строительства трубопровода «Китай—Мьянма».

Южно-Китайскоеморе. По мнению западных экспертов, в Южно-Китайском море КНР разрабатывает системы, позволяющие осуществлять широкомасштабное развертывание подразделений военно-морских и военно-воздушных сил, посредством укрепления баз на острове Хайнань, Парасельских островах и островах Спратли, а также в прибрежных территориях на юге Китая.

Остров Хайнань известен как «туристическая Мекка». В апреле 2011 г. здесь проходил 3-й саммит стран БРИКС (Бразилии, России, Индии, Китая, ЮАР). По мнению индийских ученых, на этом острове расположена глубоководная китайская военно-морская база, которая способна принимать крупные авианосцы. В ней построены 4 входных туннеля в подземное хранилище, где можно размещать подводные лодки с баллистическими ракетами на борту

[16, р. 93; 27, р. 715—717]. Эта база, расположенная примерно в 2200 км от Малаккского пролива, является исходной точкой цепи опорных пунктов КНР, которая тянется вдоль северного побережья Индийского океана до Юго-Западной Азии.

На островах Спратли и Парасельских островах Китай строит портовые сооружения для швартовки крупных судов и взлетно-посадочные полосы для бомбардировщиков с большой дальностью полета. Фактически КНР находится в процессе строительства группы непотопляемых авианосцев в центре Южно-Китайского моря, утверждают японские ученые [26].

Незадолго до глобального финансово-экономического кризиса 2008—2009 гг. один из крупнейших в мире портовых операторов — «Dubai Ports World», имеющий свою инфраструктуру на всех континентах, поддержал предложение китайцев о строительстве канала на Малайском полуострове и моста через него, а также путей соединения портов по обе его стороны скоростными железнодорожными и автотрассами. Малайзия рассчитывала присоединиться к проекту, поскольку она заинтересована в создании параллельных каналу трубопроводов от Бенгальского залива до Южно-Китайского моря. Подобная транспортная сеть, напоминающая инфраструктуру Панамского канала, стала бы перекрестьем путей, чрезвычайно важных не только для Малайзии, Сингапура, Индонезии и других стран Юго-Восточной Азии, но и для всего Азиатского региона. Кризис помешал реализации проекта, и его отложили до лучших времен [27, р. 10—11].

Кроме того, Китай к 2020 г. планирует завершить создание высокоскоростной железнодорожной сети, которая свяжет его с государствами Юго-Восточной Азии — Камбоджей, Лаосом, Вьетнамом и Таиландом. По мнению западных экспертов, эта линия имеет стратегическое значение, поскольку обеспечивает южной части Китая выход к морю [23].

* * *

Сегодня США, Япония и Индия рассматривают дипломатические и военные усилия Китая в Индийском океане как демонстрацию растущей мощи своим конкурентам [30]. Однако, по мнению китайских экспертов, Пекин имеет полное право создавать базы за границей: поскольку Китай превращается в мировую державу, он будет расширять свое военное присутствие по всему миру, точно так же, как это делала другая держава — США, базы которой окружили КНР [30; 32]. Быстрый рост военных и военно-морских возможностей Китая является классическим проявлением статуса великой державы. По мнению японского исследователя Хидеаки Канеда, в отличие от США и Великобритании в прошлом, Китай

должен сегодня использовать зарубежные базы, а не колонизацию для усиления своей мощи на море, чем и обусловлено появление стратегии «нитки жемчуга» [26].

Представление о том, что Пекин стремится к военно-морскому доминированию в Индийском океане, является надуманным. Однако Китай, конечно, хочет играть большую роль в регионе, чтобы защищать и продвигать свои интересы.

Во-первых, реальную угрозу для КНР представляет не терроризм или пиратство, а способность других государств заблокировать его торговые маршруты [32]. Так, обеспечение безопасности китайского торгового судоходства наиболее целесообразно осуществлять в акваториях Индийского океана, поскольку в настоящее время КНР стратегически зависима от поставок энергоресурсов из этого региона. Для эффективного решения данной задачи Китай нуждается не только в строительстве океанского флота, но и в «заграничных военных базах, чтобы сократить издержки» [32]. Сегодня Пекин в первую очередь стремится обеспечить безопасность поставок энергоносителей. В 2010 г. Китай импортировал 239 млн тонн сырой нефти. Зависимость КНР от зарубежного энергосырья увеличилась с 7,6% в 1995 г. до 53,8% в 2010 г. и, по некоторым оценкам, вырастет до 60% в 2020 г. Это существенно ослабляет энергетическую безопасность Китая. В течение долгого периода Пекин импортирует сырую нефть в основном через Ма-лаккский пролив. Зависимость Поднебесной от данного маршрута остается очень высокой, чем и обусловлено желание КНР проложить новые стратегические коридоры.

Во-вторых, Китай ставит под контроль морские сооружения вдоль важнейших узловых точек в Индийском океане не только для обслуживания своих экономических интересов, но и в целях укрепления своего стратегического присутствия в регионе. Пекин осознает, что военно-морская мощь даст ему стратегические рычаги для превращения в сверхдержаву, поэтому традиционная концепция китайцев, которая нацелена на защиту континентальной территории и крупных рек и озер, меняется. В разных местностях Китая, особенно в приморских районах, осознание необходимости укреплении морских отраслей экономики постепенно усиливается [8, с. 72].

По мнению китайских ученых, на сегодняшний день одними из основных задач китайской морской стратегии, которую можно условно охарактеризовать как «доминирование в региональной акватории», являются перенесение передней линии морской обороны за пределы экономической зоны Китая, постепенное углубление морской обороны в западной части Тихого океана и превращение прибрежного флота «желтой воды» в океанский флот «голубой воды»,

способный в условиях мира и безопасности играть решающую роль в западной части Тихого океана [15, с. 68]. Новая военно-морская стратегия «дальних морских рубежей обороны» дает возможность Пекину проецировать свою силу в основных районах Мирового океана [33].

* * *

На сегодняшний день задача защиты морских коммуникаций остается весьма сложной для китайского ВМФ. С точки зрения западных ученых, в своем развитии Китай просто следует по стопам других мировых держав, которые создавали военные базы за границей, чтобы защищать свои интересы. Великая держава обязательно является экспансионистской, и Китай, по мнению западных экспертов, не будет исключением, поэтому вся Азия должна быть готова к укреплению позиций КНР в Мировом океане, а Японии, США и другим традиционным морским державам необходимо снова рассматривать свою «морскую мощь» в данном регионе как ключевой компонент защиты собственных национальных интересов [26; 30]. Китайские ученые, в свою очередь, заявляют, что подобные высказывания чрезмерно накаляют ситуацию вокруг данной проблемы и направлены в конечном итоге на сдерживание КНР [7, с. 11-12].

Таким образом, перед руководством Китая встала задача уменьшить сопротивление его подъему как морской державы. С одной стороны, Пекину нужно уделять особое внимание реализации своих морских интересов и с этой целью наращивать свою морскую мощь. С другой стороны, Китай должен укреплять политическое и экономическое сотрудничество в Индийском океане и Азиатско-Тихоокеанском регионе с Японией, США, Индией и странами АСЕАН. Судя по всему, решению этой дилеммы и будет подчинена морская политика КНР в ближайшее время.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амбиции Китая провоцируют США к развязыванию новых конфликтов [Электронный ресурс] // КазТАГ: Казахское телеграфное агентство [Офиц. сайт]. 21.09.2011 г. URL: http://www.kaztag.kz/ru/viewpoints/5983 (дата обращения: 17.11.2011).

2. Замараева Н.А. Пакистано-китайские экономические отношения на современном этапе [Электронный ресурс] // Институт Ближнего Востока [Офиц. сайт]. 23.06.2008 г. URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2008/23-06-08. htm (дата обращения: 16.11.2011).

3. Замараева Н.А. Пакистанский порт Гвадар в региональной стратегии Китая [Электронный ресурс] // Институт Ближнего Востока [Офиц. сайт].

12.11.2006 г. URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2006/12-11-06.htm (дата обращения: 17.11.2011).

4. Китай вытягивает из Пакистана рельсы // Коммерсанть. 9 июня 2010 г. № 122 (4422).

5. Китай и Бангладеш готовы к дальнейшему усилению дружественного сотрудничества — МИД КНР // Жэньминь жибао. 17 марта 2010 г.

6. Краткое изложение статистического ежегодника Китая за 2011 год. Пекин, 2011.

7. Лю Цин. «Чжэньчжулянь чжаньлюе» чжишо бяньси [Анализ стратегии «нитка жемчуга»] // Сяньдай гоцзи гуаньсы. 2010. № 3. С. 8—14.

8. Лю Чжунминь. Чжунго хайцюань фачжань чжаньлюе вэньти дэ жо-гань сыкао [Думать о развитии стратегии морской силы Китая] // Вайцзяо сюеюань сюебао [Вестник Института дипломатии]. 2005. № 1. С. 69—74.

9. Официальное начало строительства мьянмского участка нефтегазового трубопровода «Китай-Мьянма» // Жэньминь жибао. 8 августа 2011 г.

10. Развитие морского хозяйства в Китае (Белая книга) / Информационное бюро Государственного совета Китая. Пекин, 1998.

11. Сунь Линшунь. Кэладися фанань юй чжунго би даюй ли [Проект перешейка Кра для Китая: больше вреда, чем пользы] // Цзюньши вэньчжай. 2004. № 10.

12. Тан Янь. Чжунго бусян баовэй иньду [Китай не хочет окружить Индию] // Хуаньцю шибао. 19 июня 2008 г.

13. Чжунго жибао. 22 октября 2011.

14. Чжунго тун мэнцзяла гуаньси [Отношение между Китаем и Бангладеш] [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел КНР [Офиц. сайт]. URL: http://wwwfmprc.gov.cn/chn/gxh/cgb/zcgmzysx/yz/1206_22/ 1206x1/ t354939.htm (дата обращения: 19.11.2011).

15. Ши Цзячжу. Хайцюань хэ чжунго [Морская сила и Китай]. Шанхай, 2008.

16. Asia Look Seaward. Power and Maritime Strategy. Praeger Security International, Pentagon Press, First Indian Edition. New Delhi, 2009.

17. Bajaj V. India Worries as China Builds Ports in South Asia // The New York Times. February 15, 2010.

18. Caryl Ch. Asia's Dangerous Divide // Newsweek. September 15, 2007.

19. Chaudhury R. Boosting Maritime Capabilities in the Indian Ocean [Electronic resource] // Worldpress.org [Internet portal]. August 23, 2007. URL: http://www.worldpress.org/Asia/2908.cfm#down (accessed: 19.11.2011).

20. China Ocean Agenda 21. Beijing: China Ocean Press, 1996.

21. Dasgupta S. China Mulls Setting up Military Base in Pakistan // Times of India. January 28, 2010.

22. Devichand M. Is Chittagong One of China's "String of Pearls"? [Electronic resource] // BBC News [Official website]. May 17, 2010. URL: http:// news.bbc.co.uk/2/hi/business/8687917.stm (accessed: 23.11.2011).

23. Gertz B. China Builds Up Strategic Sea Lanes // The Washington News. January 17, 2005.

24. Haider Z. Oil Fuels Beijing' New Power Game [Electronic resource] // Yale Global Online [Internet portal]. March 11, 2005. URL: http://yaleglobal. yale.edu/content/oil-fuels- beijings-new-power-game (accessed: 19.11.2011).

25. Jonathan A. Asia's Dangerous Divide // Newsweek. September 6, 2007.

26. Kaneda H. The Rise of Chinese "Sea Power" [Electronic resource] // Project Syndicate [Official website]. September 08, 2005. URL: http://www. project-syndicate.org/commentary/kaneda7/English (accessed: 19.11.2011).

27. Khurana G.S. China's New Submarine Base at Hainan: Analyses of Recent Media Reports // Strategic Analysis. September 2008.

28. Kodikara S. South Asian Strategic Issues. New Delhi, 1990.

29. Page J. Chinese Billion in Sri Lanka Fund Battle against Tamil Tigers // The Times. May 2, 2009.

30. PantH.V. China's Naval Expansion in the Indian Ocean and India-China Rivalry // The Asia-Pacific Journal: Japan Focus. 18-4-10. May 3, 2010. URL: http://www.japanfocus.org/-Harsh_V_-Pant/3353 (accessed: 17.11.2011).

31. Sam Chee Kong. China's String of Pearls Strategy — What Does It Mean for SE Asia // Malaysia Chronicle. November 20, 2010.

32. Shen Dingli. Don't Shun the Idea of Setting Up Military Bases Overseas [Electronic resource] // China.org.cn [Internet portal]. January 28, 2010. URL: http://www.china.org.cn/opinion/2010-01/28/ content_19324522.htm (accessed: 21.11.2011).

33. Wong E. Chinese Military Seeks to Extend Its Naval Power // The New York Times. April 23, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.