в. Саенко, начальник отдела государственной энергетической политики Департамента топливно-энергетического комплекса, Минпромэнерго России
стратегия нефтяной промышленности россии: эволюция представлений о развитии нефтетранспортной инфраструктуры
Перспективные уровни добычи нефти в России определяются в основном следующими факторами: внутренним и внешним спросом на жидкое топливо, уровнем мировых цен на него, развитостью транспортной инфраструктуры, налоговыми условиями и научно-техническими достижениями в разведке и разработке месторождений, состоянием и качеством сырьевой базы.
Главными стратегическими целями развития российского нефтегазового комплекса, четко обозначенными Энергетической стратегией России на период до 2020 года (далее ЭС 2020), утвержденной решением правительства в августе 2003 года, являются:
• стабильное, бесперебойное и экономически эффективное удовлетворение внутреннего и внешнего спроса на углеводородное сырье и продукты его переработки;
• обеспечение стабильных поступлений в доходную часть консолидированного бюджета и формирование устойчивого платежеспособного спроса на продукцию смежных отраслей;
• обеспечение геополитических интересов России в мире.
Обозначенные в ЭС 2020 конкретные показатели добычи нефти и соответствующего развития транспортной инфраструктуры рассчитывались исходя из представлений того времени, т.е. 2002 года, о тенденциях развития мировой экономики, о вероятной динамике спроса на энергию и мировых цен на энергоносители, в первую очередь нефти. Напомню, что всеми участниками мирового энергетического рынка и авторитетными международными организациями предполагалась умеренная динамика мировых цен на нефть, в
частности в предположении скорого поступления на рынок больших объемов нефти после урегулирования ситуации вокруг Ирака. Внешние условия реализации ЭС 2020 предполагали средние темпы роста мировой экономики на весь прогнозируемый период на уровне 2,5-3,5% в год, а динамику мировых цен на нефть от 25,5 дол./барр. в 2003 году до 30 долл./барр. к 2020 году по оптимистическому варианту и 18,5 долл./барр. - по умеренному.
В условиях благоприятного варианта социально-экономического развития добыча нефти в России Энергетической стратегией прогнозировалась на уровне порядка 445 млн.т в 2005 году, 490 млн. т в 2010 году, 505 млн.т в 2015 году и возрасти до 520 млн. т к 2020 году. Экспорт нефти и нефтепродуктов, млн. т: 310 - 2005 г., 340 млн.т - 2010 г.; 345 - 2015 г.; 350 - 2020 г. ЭС 2020 предусматривалось развитие нефтедобычи как в традиционных нефтедобывающих районах - Западная Сибирь, Поволжье, Северный Кавказ, так и в новых нефтегазовых провинциях: на Европейском Севере (Тимано-Печорский район), в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, на юге России (Северо-Каспийская провинция). При этом за Западно-Сибирской нефтегазо-
носной провинцией прогнозировалось, несмотря на снижение добычи до 290315 млн.т к 2020 году, сохранение положения главной нефтяной базы страны на весь рассматриваемый период. В Волго-Уральской провинции и на Северном Кавказе в связи с исчерпанием сырьевой базы предполагалось падение добычи. В целом в Европейской части России потенциал добычи нефти (включая шельфы) прогнозировался на уровне 90 - 100 млн. т к 2020 году (против 110 млн. т в 2002 году). При благоприятном и умеренном вариантах развития экономики предусматривалось формирование новых центров нефтяной промышленности в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия), на шельфе острова Сахалин, в Баренцевом море, российском секторе Каспийского моря, увеличение добычи нефти в Тимано-Печорской провинции. В соответствии с ЭС 2020 при интенсивном проведении геологоразведочных работ сырьевая база позволяла, а программы социально-экономического развития Восточной Сибири и Дальнего Востока и стратегические интересы России в АТР делали желательным доведение добычи нефти в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) к 2020 году до 80 млн. т . Стратегией также предусматривался
КАЧЕСТВО И НАДЕЖНОСТЬ ПРОДУКЦИИ
ШАДРИНСКИЙ ЗАВОД ТРАНСПОРТНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
641878, Россия, Курганская обл., г. Шадринск, ул. Первомайская, б Тел.: 8 (35263) б 48 98, б 47 88 Факс: 8 (35253) 5 42 28,5 47 88
ОАО «Шадринский завод транспортного машиностроения» с 1993года является производителем продукции для нефтегазового комплекса. Начат выпуск плунжерных насосов высокого давления ПН-200К, установок для кислотной обработки скважин УНЦ-125х50К и цементировочных агрегатов УНБ-125х32 на базе шасси «Урал», «Камаз». Данные насосные агрегаты получили положительные отзывы от нефтедобывающих компаний благодаря своей надёжности в работе, универсальности и долговечности. В этот период были заключены долгосрочные договора с АНК «Башнефть», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Татнефть». ОАО «ШЗТМ» как и все машиностроительные заводы пережил трудную фазу перехода к рыночной системе отношений.
Для решения этих задач был разработан комплексный подход: решение кадровой политики, технического перевооружения, внедрений новых технологий, расширение ассортимента выпускаемой продукции.
А Д Р И Н С К
На данном этапе на ОАО «ШЗТМ» сформирован работоспособный квалифицированный коллектив, умеющий решать все сложные производственные задачи в короткий период. Установлены современные металлообрабатывающие станки с ЧПУ нового поколения. Применение новых видов инструментов и оснастки позволяют повысить качество выпускаемой продукции. Специалистами завода постоянно разрабатываются и внедряются новшества для выпускаемой продукции , которые соответствуют всем стандартам и требованиям.
Это позволяет нам успешно конкурировать на рынке услуг с другими производителями. На сегодняшний день ОАО «ШЗТМ» устойчиво и стабильно представляет свою продукцию ведущим нефтяным компаниям РФ, таким как АНК «Башнефть», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Сургутнефтегаз», НК «Славнефть», ОАО «ТНК-ВР», где мы зарекомендовали себя как надёжный и добросовестный партнёр.
ОАО ШАДРИНСКИЙ ЗАВОД ТРАНСПОРТНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
641878, Россия, Курганская обл., г. Шадринск, ул. Первомайская, 5. Тел.: (35253) 5 40 98, 5 47 90 Факс: (35253) 5 42 28, 5 47 90. E-mail: [email protected] [email protected]
рост объемов переработки нефти, который к 2005 году должен был достигнуть 195 млн.т; к 2010 году - 200 млн.т и к 2020 году 215 млн. т/год с одновременным увеличением глубины переработки до 75 процентов в 2010 году и до 80-85 процентов к 2020 году. Развитие транспортной инфраструктуры нефтяного комплекса России обуславливалось расширением нефтеналивных терминалов для морских поставок нефти на экспорт; формированием новых экспортных маршрутов российской нефти и нефтепродуктов; появлением новых центров добычи нефти на востоке страны (Восточная Сибирь, Республика Саха (Якутия), шельф острова Сахалин) и в Каспийском регионе с последующей транспортировкой нефти по российской системе магистральных трубопроводов, а также необходимостью иметь резерв нефтетранспортных мощностей для обеспечения транзита нефти по российской системе трубопроводов. ЭС 2020 предусматривает также расширение эффективного нефтепродукто-проводного транспорта. С учетом прогнозируемого роста добычи нефти в традиционных и новых районах, необходимости географической диверсификации экспорта и сокращения транзита потоков нефти и нефтепродуктов через сопредельные государства ЭС 2020 предусматривались следующие основные направления развития систем транспортировки нефти:
• Северо-Балтийское направление -доведение мощности Балтийской трубопроводной системы с увеличением мощности направления до 62 млн. т нефти в год и создание в условиях оптимистического варианта новой трубопроводной системы для экспорта нефти с перевалочным комплексом на Кольском полуострове (до 120 млн. т нефти в год];
• Каспийско - Черноморско - Средиземноморское направление - развитие маршрутов транзита нефти прикаспийских стран СНГ путем увеличения пропускной способности трубопровода Атырау - Самара до 25 - 30 млн. т нефти в год и нефтеналивных морских терминалов в Новороссийске и Туапсе до 59 млн. т нефти в год, а также до-
стижение проектной мощности нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума (67 млн. т в год);
• Центрально-Европейское направление - соединение трубопроводных систем «Дружба» и «Адрия» с целью поэтапного (до 15 млн. т в год) увеличения экспорта нефти из России и стран СНГ через глубоководный не-фтеперевалочный терминал в порту Омишаль (Хорватия);
• Восточно-Сибирское направление -создание нефтепроводной системы Ангарск - Находка (мощностью до 80 млн. т в год) с ответвлением на Китай (г. Дацин);
• Дальневосточное направление - создание оптимальной транспортной инфраструктуры, отвечающей требованиям рационального пользования недрами, в том числе в рамках проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2».
Для оптимизации экспортных поставок нефтепродуктов с крупнейших нефтеперерабатывающих заводов предусматривается строительство нефтепродук-топроводов Сызрань - Саратов - Волгоград - Новороссийск, Андреевка - Альметьевск, а также Кстово - Ярославль - Кириши - Приморск и перевалочного комплекса в городе Приморске. По прошествии четырех лет с момента утверждения ЭС 2020 представляется интересным и практически важным проанализировать фактическое развитие нефтяной отрасли за данный период. Говоря о текущей ситуации в российском нефтегазовом комплексе, необходимо прежде всего отметить его динамичное развитие в последние годы. С 2000 по 2006 гг. добыча нефти возросла примерно на 48 %, ее экспорт - на 68 %. В течение 2000-2004 гг. нефтяная промышленность России обеспечивала устойчивый рост (на 42 % за период) добычи нефтяного сырья темпами, кратно превышающими мировое производство (7 %) и добычу странами ОПЕК (4,5 %). Быстрое восстановление в 20002004 гг. утраченных ранее российской нефтяной промышленностью позиций в мировой добыче позволило в указанный период обеспечивать до 60% мирового прироста спроса и умеренную динамику мировых цен на нефть. В последние три года темпы роста до-
бычи нефти в России действительно замедлились, но, считаю необходимым заметить, остаются на уровне, равном или несколько превышающем темпы мирового спроса на нефть. Замедление темпов добычи нефти в России создало иллюзию об исчерпании резервов роста российской нефтедобычи и неадекватности ресурсной базы российской нефтяной отрасли реализуемым и планируемым проектам развития нефтетранспортной инфраструктуры. В обоснование этого утверждения считаю необходимым вернуться к пояснению причин быстрого роста нефтедобычи в 2000-2004 гг. Рыночное реформирование топливно-экономического комплекса России, в т.ч. акционирование и приватизация нефтедобывающих предприятий происходило на фоне существенного ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры, сокращения внутреннего спроса, завышенного курса национальной валюты, высокого уровня налоговой нагрузки, резкого падения платежной дисциплины и широкого распространения бартерных и вексельных схем расчетов за поставленную продукцию. В сложившейся ситуации образованные нефтяные компании испытывали острый дефицит не только инвестиционных ресурсов для использования существующей инвестиционной льготы, но и оборотных средств, что побуждало их к внешним заимствованиям на недостаточно выгодных условиях, в частности под залог поставок нефти. В период 1995 - 2000 гг. добыча нефти удерживалась на уровне, немного превышающем 300 млн. тонн в год. Падение добычи нефти сопровождалось резким сокращением объемов не только геологоразведочных работ, но и эксплуатационного бурения. Ввод новых мощностей практически прекратился несмотря на открытые в последние годы существования СССР перспективные месторождения в Западной и Восточной Сибири (Салымская группа, Харампурское, Юрубчено-Тохомское, Ванкорское и др.), возможность разработки которых в сложившихся условиях хозяйствования рассматривалась только в рамках льготного режима соглашений о разделе продукции (СРП).
Сложившаяся к 2000 году, вопреки всем прогнозам, благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура побудила нефтяные компании резко нарастить добычу и экспорт нефти за счет увеличения ввода скважин из бездействующего фонда, объемов эксплуатационного бурения и широкого применения методов интенсификации нефтеотдачи,обеспечивающих быструю окупаемость инвестиций, в ущерб адекватному наращиванию работ по подготовке и воспроизводству сырьевой базы. В определенной степени этому способствовала отмена в 2002 году инвестиционных льгот при снижении налога на прибыль.
Следует признать, что наблюдавшийся в этот период рост добычи нефти российскими нефтяными компаниями в значительной степени был обусловлен подготовленной во времена СССР ресурсной базой, постдевальвационным снижением издержек на добычу нефти, общим улучшением экономической ситуации в стране и чрезвычайно благоприятной конъюнктурой мирового рынка. Динамика добычи нефти в России в этот период значительно превышала рост добычи в стране за любой пятилетний период с 70-х годов прошлого столетия и была существенно выше темпов падения в самый сложные для отрасли 1992-1997 годы (-24 %). Значительное повышение мировых цен на нефть (Юралз), до 27,6 долл./баррель к 2003 году по сравнению со средним уровнем 90-х годов 17,4 долл./баррель не воспринималось, однако, международными организациями (МЭА, МВФ, ВБ), а также нефтяными компаниями, как долговременная тенденция и все среднесрочные и долгосрочные прогнозы этих организаций предусматривали снижение мировых цен на нефть и их последующую умеренную динамику. В этих условиях нефтяные компании стремились в максимальной степени использовать текущую благоприятную конъюнктуру, минимизируя свои операционные затраты, в первую очередь за счет отработки самых рентабельных месторождений, а также за счет сокращения затрат на ГРР при наблюдавшемся недостаточно эффективном контроле за недропользованием. Темпы роста добычи нефти в 2000-2004 гг. превысили показатели как Энергетической стратегии России на период до 2020 годадакитекущие прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации на эти годы, разработанные Минэкономразвития России. Так, в 2003 году добыча нефти с газовым конденсатом прогнозировалась на уровне 378-390 млн.т, а фактическая добыча составила 421 млн.т, в 2004 году планировалось добыть 443 млн.т нефти, фактическая добыча составила 459 млн. т. В условиях исключительно благоприятной ценовой конъюнктуры, активного расширения трубопроводных мощностей АК «Транснефть» и умеренного налогообложения нефтяные компании были готовы к дальнейшему наращиванию добычи и экспорта нефти темпами, существенно превышающими параметры ЭС 2020 и, как сейчас представляется, потребности национальной экономики. Хочу напомнить, что в соответствии с запросом, направленным в 2004 году ФАЗ России нефтяным компаниям относительно их оценок динамики добычи в долгосрочной перспективе, потенциал добычи нефти в России к 2015 году был оценен последними в 582 млн.т .
WWW.NEFTEGAS.INFO
1гтннн|рнппм
1РРР" Р*ЕТР Р ^Вь
=т™»1С
ппяет
■: 1ЭМ гй^ Ваш надежный партнер на рынн ПЭйЛЙЦНйННЫ]! ГШКрЬППЙ
. к №1НН-Ь|р-.К1 ГР1-ры.|СгЗ. IV: Г и!' ПЗ-Л-*. ЛП ."а. ли -ТТ^+1 ЩЛя
я
- 1ПГр1 411 иглут—ди! фаинклдгпгсДнхгпшЛаютпи
НИЦНзИ^ШШ \АН [Г !р.гХЕ1 НО ии ■ ПН1Н 1М1МН1Е00НРВМ-ГП
Вместе с тем, с середины 2004 года отмечается замедление темпов роста добычи нефти в стране, обусловленное исчерпанием подготовленных еще во времена СССР запасов, отставанием с подготовкой новых запасов и ухудшением их структуры, в т.ч. увеличением доли трудноизвлекаемых запасов при в целом высокой (по сравнению с крупнейшими зарубежными компаниями) степени обеспеченности добычи запасами российских нефтяных компаний. На инвестиционной активности нефтяных компаний в 2004 и начале 2005 года не могли не сказаться и такие факторы как неопределенность устанавливаемых государством правил игры в части налогового и таможенного регулирования (введение в действие в середине 2004 года новой шкалы вывозных пошлин и повышение ставки НДПИ), непредсказуемость конъюнктуры мировых цен на нефть при традиционной экспортной ориентации отрасли, а также происходящие изменения на внутреннем рынке, реализация продукции на котором в последнее время становится не менее рентабельной чем на внешнем рынке. В целом, факт падения темпов добычи нефти в России следует рассматривать как адаптацию нефтяных компаний к меняющимся условиям хозяйственной деятельности. Уже в 2005 года объем инвестиций в нефтедобычу увеличился на 33% по сравнению с 2004 годом, существенно снизился, с 23,6 % до 19,6 % , неработающий фонд скважин, на 9% увеличилась проходка как в эксплуатационном, так и в разведочном бурении. Рост добычи за 2006 год составил около 2,1 % (10 млн. т), что выше темпов роста мировой добычи и спроса на нефть. Учитывая масштабы российского экспорта нефти и нефтепродуктов и их долю в общем объеме мировой торговли, можно предположить, что дальнейшее наращивание экспорта российской нефти темпами, превышающими рост мирового спроса, будет оказывать давление на уровень мировых цен и, соответственно, на общую эффективность экспорта российской нефти и нефтепродуктов. Таким образом, некоторое замедление темпов добычи нефти в России в по-
следние годы свидетельствует не об исчерпании ресурсов роста отрасли, а о выходе на нормальную траекторию развития в соответствии с базовыми положениями энергетической стратегии и с учетом постоянного мониторинга их выполнения и предусмотренных корректировок. Последний из подготовленных Министерством прогнозов предусматривает увеличение объемов добычи нефти - к 2015 г. (в зависимости от варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации) до 510-540 млн. т против 480 в 2006г. Основной прирост добычи будет достигнут за счет освоения нефтегазовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока России. Добыча нефти в этом регионе вырастет до 74 млн. тонн за счет начала промышленной добычи на таких крупных месторождениях, как Ванкор-ское, Юрубчено-Тохомское, Куюмбин-ское, Верхнечонское, Талаканское и выхода на проектную мощность проектов Сахалин-1,2. Продолжится освоение Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, а также шельфа арктических морей, в результате чего добыча нефти в этом регионе повысится на 63% (+16 млн. тонн), в том числе за счет освоения месторождения Приразломное (Баренцево море) - на 7,5 млн. тонн. Прогнозные объемы экспорта сырой нефти в 2015 г. могут, согласно оценке, составить 272-300 млн. т, против 248 в 2005 г. Рост экспорта ожидается за счет увеличения поставок нефти в страны дальнего зарубежья, в то время как вывоз нефти в страны СНГ значительно не изменится. В соответствии с прогнозируемой динамикой добычи нефти вносятся некоторые изменения в перспективную конфигурацию нефтетранспортной инфраструктуры, обусловленные ожидаемым ростом внутреннего потребления нефти, нарастающим напряжением на одном из основных, Черноморско-Средиземноморском направлении экспорта нефти, желательностью сокращения транзита нефти через сопредельные государства, так и необходимостью более активной географической диверсификации экспортных потоков нефти. В частности, на Северо-Западном на-
правлении оперативное наращивание АК «Транснефть» трубопроводной системы БТС и перспектива ее дальнейшего расширения в сочетании с планируемым строительством нефтепровода Харьяга - Индига, позволили отказаться от исключительно капиталоемкого проекта строительства нефтепровода из Западной Сибири до перевалочного комплекса на Кольском полуострове (в Мурманске) мощностью до 120 млн. т. В связи с принятым решением о строительстве нефтепровода Бургас-Алек-сандруполис, радикально решающим проблему черноморских проливов и выхода на глубоководные порты, отпала необходимость интеграции нефтепроводов «Дружба» и «Адрия» и были созданы предпосылки для расширения КТК. На конкретных параметрах будущей конфигурации российской нефтетранспортной инфраструктуры несомненно отразятся и последние договоренности с Казахстаном и Туркменией, в частности заявленная готовность Казахстана транспортировать практически всю свою нефть на мировые рынки через территорию России. Нельзя, конечно, не упомянуть и о Восточном направлении - строительстве магистрального нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий Океан протяженностью около 4,5 тыс. км. За срок менее года уже проложено более 900 км этой трассы. Этот проект как бы замыкает энергетическую инфраструктуру Евразии, протянувшуюся с запада на восток. Однако у него есть не менее важная цель, а именно -социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей - региона, имеющего огромное стратегическое значение для развития России. Энергетическая инфраструктура во многом будет определять развитие этого региона. Сопоставление текущей мощности трубопроводной системы с фактическим объемом транспорта нефти на российские НПЗ и на экспорт создают иллюзию некоторого формального профицита нефтетранспортных мощностей. Однако, развитие транспортной инфраструктуры должно опережать в своем росте развитие других отраслей. В
\\ ТЕРРИТОРИЯ НЕФТЕГАЗ \\
№ 6 \\ июнь \ 2007
предыдущие годы эта задача подразумевала только устранение накопившихся инфраструктурных ограничений. И целый ряд проведенных Транснефтью технологических программ был нацелен именно на это. Сегодня мы уже констатируем необходимость поддерживать «запас прочности», т.е. резерв транспортных мощностей. Он нам потребуется для реализации уже запланированных проектов и программ. Мы наблюдаем в последние годы не только устойчивый рост российской экономики, хорошие темпы увеличения ВВП, но и появление новых амбициозных проектов развития в промышленности. ТЭК и трубопроводный транспорт не может не ощущать эти процессы и не участвовать в них. В частности, модернизация старых и строительство новых НПЗ невозможны без долгосрочных гарантий поставки достаточных объемов нефтяного сырья.
Планами компаний предусмотрена в период до 2015 года модернизация действующих и строительству новых нефтеперерабатывающих заводов с общим объемом производства около 80 млн. т в год. Можно упомянуть проект строительства комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в г. Нижнекамск, реализация которого позволит помимо производства высоколиквидной продукции повысить качество отечественной нефти марки «Urals» - за счет направления высокосернистой нефти месторождений данного региона не в трубу, а на переработку. С учетом изложенного, становится очевидным, что развитие трубопроводной системы может разворачиваться только на планомерной и долгосрочной основе. Первоочередные меры и направления действий в данной области сводятся к следующему.
1. В текущем году завершается разработка Генеральных схем развития не-фтепроводного и нефтепродуктопро-водного транспорта на период до 2020 года. Указанные Генеральные схемы (после их принятия), развивая и уточняя основные положения Энергетической стратегии России, создадут долгосрочную основу развития нефтегазового комплекса страны.
2. Правительство Российской Федерации осуществляет и будет осущест-
влять поддержку реализации трубопроводных проектов, направленных, прежде всего, на диверсификацию экспортных поставок и расшивку имеющихся «узких мест» в системе магистральных трубопроводов АК «Транснефть», включая развитие экспортных терминалов и строительство необходимое портовых сооружений. 3. Совершенствуется порядок доступа нефтяных компаний к системе магистральных нефтепроводов и терминалов. Работа по совершенствованию доступа проводится ФАС России по следующим направлениям:
- введение принципа оплаты «качай или плати» за использование системы магистральных нефтепроводов (с повышением материальной ответственности производителей нефти за неиспользование мощностей);
- введение пропорционального принципа распределения объемов транспортировки экспортируемой нефти по направлениям отгрузки с последующей переуступкой между нефтяными компаниями;
- введение сетевого тарифа за транспортировку нефти на отдельных протяженных маршрутах и, возможно, направлениях, что особенно актуально в связи с реализацией проекта ВСТО.
В части адекватного развития минерально-сырьевой базы нефтяной отрасли проводится следующий комплекс мероприятий:
• в целях ликвидации накопившегося отставания объемов воспроизводства запасов углеводородов от объемов их добычи разработаны и практически реализуются следующие меры:
• утверждена и реализуется долгосрочная государственная программа изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России, на ее основе формируются соответствующие ежегодные программы и перечни участков недр, предоставляемых в пользование;
• внесены изменения в действующий Закон Российской Федерации "О недрах" и изданы акты Правительства Российской Федерации и МПР России, направленные на стимулирование участия недропользователей в геологическом изучении недр;
• разработан проект новой редакции
закона Российской Федерации "О недрах", основные положения которого направлены на совершенствование юридических механизмов принятия управленческих решений в сфере недропользования. В то же время остаются требующие решения вопросы - например:
• сокращение сроков рассмотрения заявок на пользование участками недр для целей геологического изучения, упрощение процедур предоставления прав пользования участками недр при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению недр за счет собственных (привлеченных) средств, и порядка изменения границ (по площади и глубине) предоставленных в пользование участков недр;
• увязка программы лицензирования с программами развития транспортной и социальной инфраструктуры в районах, перспективных для создания новых центров нефтегазодобычи;
• экономические механизмы привлечения инвестиций в сферу недропользования, применения ресурсосберегающих технологий, разработки месторождений со сложными горногеологическими условиями, комплексного использования минерального сырья при его добыче и переработке, в том числе использования попутного газа;
• доработка проектов федеральных законов в сфере недропользования.
По всем этим вопросам даны соответствующие поручения и ведется работа, главный смысл которой заключается в дальнейшем совершенствовании отношений в указанной сфере и обеспечении баланса интересов государства и недропользователей. Суммируя, полагаю необходимым отметить, что реальная проблема заключается не в том, хватит ли нефти для заполнения новых маршрутов, а в необходимости своевременного реагирования государства и хозяйствующих субъектов на изменяющиеся внешние и внутренние условия функционирования отрасли и должной синхронизации развития мощностей нефтедобычи и транспортной инфраструктуры.
WWW.NEFTEGAS.INFO
\\ транспортировка \\ 121