Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2021: "НОВЫЙ ВЗГЛЯД" НА СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ'

СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2021: "НОВЫЙ ВЗГЛЯД" НА СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
276
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / СТРАТЕГИЯ / ИДЕОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андреев Максим Валентинович

Введение: в научном обзоре рассматриваются идейные и терминологические особенности новой Стратегии национальной безопасности России. Материалы и методы: материалом исследования выступила Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400. Использованы общенаучные методы исследований: моделирование, абстрагирование, описание, а также метод сравнительного правоведения. Результаты исследования: критическому анализу подвергнуты только два раздела Стратегии (1. Общие положения и 2. Россия в современном мире). Обсуждение и заключения: на основании дискуссионных изменений внешнеполитического курса России и проводимой политики в сфере национальной безопасности автором предложены некоторые возможные корректировки доктринальных актов. Автор приходит к выводу, что принятая в 2021 году Стратегия национальной безопасности Российской Федерации нуждается в доработке и уточнении отдельных ее положений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Андреев Максим Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL SECURITY STRATEGY OF THE RUSSIAN FEDERATION 2021: NEW INSIGHTS FOR CURRENT CHALLENGES

Introduction: in the scientific review, the author considers the idea and terminology of new National Security Strategy of the Russian Federation. Materials and Methods: National Security Strategy of the Russian Federation approved by the Order 02/07/2021 No 400 by the President of Russia provided the methodological basis for this study. When working on the article, the author used general research methods: modelling, abstraction, description as well as comparative law. Results: two sections of the Strategy ("General" and "Russia in the Modern World") only were the subject to the critical review. Discussion and Conclusions: basing on the discussion modifications in the foreign policy of Russia and the national security policy the author proposed possible adjustments to doctrinal acts. The author concludes that National Security Strategy of the Russian Federation dated 02/07/2021 requires further improvement and refinement of certain of its provisions.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2021: "НОВЫЙ ВЗГЛЯД" НА СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ»

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России № 4 (46) 2021

Обзорная научная статья УДК 340

DOI: 10.37973/KUI.2021.78.32.001

СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2021: «НОВЫЙ ВЗГЛЯД» НА СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Максим Валентинович Андреев Казанский юридический институт МВД России, Казань, Россия, andreev01@mail.ru

Аннотация

Введение: в научном обзоре рассматриваются идейные и терминологические особенности новой Стратегии национальной безопасности России.

Материалы и методы: материалом исследования выступила Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400. Использованы общенаучные методы исследований: моделирование, абстрагирование, описание, а также метод сравнительного правоведения.

Результаты исследования: критическому анализу подвергнуты только два раздела Стратегии (1. Общие положения и 2. Россия в современном мире).

Обсуждение и заключения: на основании дискуссионных изменений внешнеполитического курса России и проводимой политики в сфере национальной безопасности автором предложены некоторые возможные корректировки доктринальных актов. Автор приходит к выводу, что принятая в 2021 году Стратегия национальной безопасности Российской Федерации нуждается в доработке и уточнении отдельных ее положений.

© Андреев М.В., 2021

Ключевые слова: российская государственность, национальная безопасность, национальная идея, стратегия, идеология, социально-экономическое развитие

Для цитирования: Андреев М.В. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации 2021: «новый взгляд» на современные проблемы // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2021. Т. 12. № 4 (46). С. 442-445. DOI: https://doi.org/10.37973/KUI.2021.78.32.001.

Review scientific article UDC 340

DOI: 10.37973/KUI.2021.78.32.001

NATIONAL SECURITY STRATEGY OF THE RUSSIAN FEDERATION 2021: NEW INSIGHTS FOR CURRENT CHALLENGES

Maxim Valentinovich Andreev The Kazan Law Institute of MIA of Russia, Kazan', Russia, andreev01@mail.ru

Abstract

Introduction: in the scientific review, the author considers the idea and terminology of new National Security Strategy of the Russian Federation.

Materials and Methods: National Security Strategy of the Russian Federation approved by the Order 02/07/2021 No 400 by the President of Russia provided the methodological basis for this study. When working on the article, the author used general research methods: modelling, abstraction, description as well as comparative law.

Results: two sections of the Strategy ("General" and "Russia in the Modern World") only were the subject to the critical review.

Discussion and Conclusions: basing on the discussion modifications in the foreign policy of Russia and the national security policy the author proposed possible adjustments to doctrinal acts. The author concludes that National Security Strategy of the Russian Federation dated 02/07/2021 requires further improvement and refinement of certain of its provisions.

© Андреев М.В., 2021

Key words: Russian statehood, national security, national idea, strategy, ideology, socio-economic development.

For citation: Andreev M.V. National Security Strategy of the Russian Federation 2021: New Insights for current Challenges // Bulletin of the Kazan Law Institute of MIA of Russia. 2021. Vol. 12, No. 4 (46). P. 442445. DOI: https://doi.org/10.37973/KUI.2021.78.32.001.

Введение

В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года № 400 была введена в действие новая Стратегия национальной безопасности России. Как доктрина развития государственности в контексте обеспечения внутренней и внешней безопасности, этот документ имеет принципиальное, фундаментальное значение. Прежде всего, необходимо отметить сам факт пересмотра Стратегии, для любой страны это эпохальное событие. Прежняя стратегия была принята 31 декабря 2015 года и в определенном смысле корректировала курс развития страны, обозначала базовые приоритеты внутренней и внешней политики. В результате принятия летом 2021 года новой Стратегии национальной безопасности подтверждается тезис, согласно которому страна переходит в новую фазу взаимоотношений с миром, своими соседями, партнерами и «потенциальными противниками». Пересмотр Стратегии объективно связан с необходимостью качественного пересмотра подходов к обеспечению национальной безопасности ввиду современных вызовов и, как следствие, перезагрузки многих социально-экономических и политических процессов. Для России принятие новой Стратегии национальной безопасности объективно связано с крупномасштабными изменениями 3-8 глав Конституции, которые отразились в целом на всей модели публичных отношений и подвергли перезагрузке всю государственно-правовую систему.

Результаты исследования

Проведем выборочный анализ некоторых положений только первых двух разделов Стратегии (1. Общие положения и 2. Россия в современном мире: тенденции и возможности), особенно используемой терминологии, в том числе сопоставляя отдельные аспекты с предыдущей Стратегией 2015 года.

Первый раздел Стратегии национальной безопасности 2021 года традиционно посвящен

общим положениям, уяснению используемой терминологии. В п. 1 Россия рассмотрена как «страна, способная проводить самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику», при этом отмечено, что эффективно противостоять страна может лишь попыткам внешнего давления, внутренние процессы и их влияние на национальную безопасность оказались осознанно или случайно забытыми.

Также в п. 1 в контексте дальнейшего развития Россия с точки зрения основ ее государственности рассматривается только как правовое и социальное государство. Отсутствует упоминание о не менее значимых характеристиках России, образующих цельное понимание основ российского конституционного строя, демократического, федеративного, светского государства. Если это ошибка, то очень досадная, а если это сознательный отказ от данных категорий, особенно в свете последних проектов реформирования основ построения системы органов государственной власти в субъектах федерации, то это определенно заданный тон изменений.

Также в п.1 упоминаются некие «национальные цели развития», на достижение которых должны быть направлены согласованные действия государства и общества. Однако в п. 2, где рассматриваются все вводимые понятия, «национальные цели развития» не рассмотрены в отличие от «национальных интересов». То есть в данном случае это не одно и то же понятие. Более того, рассмотренные в Стратегии национальные интересы имеют принадлежность - Российской Федерации, национальные цели развития такую принадлежность в тексте Стратегии не имеют.

В п.5 национальная безопасность определяется как состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации. При этом ранее в Стратегии 2015 г. в этом же определении речь шла об интересах личности, общества и государства. Далее в этом же пункте абз. 2.: национальные интересы - это объективно значимые по-

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 4 (46) 2021

требности. Возникает уместный вопрос: если это не потребности личности и общества, а лишь государства (Российская Федерация), то кто наделяется правом по определению этих потребностей? По сравнению с определением национальной безопасности, данным в Стратегии 2015 г., современное определение (указанное в п. 5) лишилось упоминания о том, что национальная безопасность включает в себя, наряду с обороной, и все иные виды безопасности.

Достаточное количество спорных суждений содержит и раздел «Россия в современном мире: тенденции и возможности». В первую очередь следует отметить, что в п. 6 современный период истории назван периодом трансформаций, формирования новых принципов мироустройства. При этом в п. 9 отмечено, что внешняя политика России будет опираться на международное право, основные принципы которого (определяющие архитектуру мироустройства) были заложены антигитлеровской коалицией, где «ялтинская формула», по сути, является основой для разрешения мировых проблем.

Необходимо отметить, что во всем разделе основное внимание уделено «стремлению Запада сохранить свою гегемонию» и совершенно не принимаются во внимание фактор Востока, растущая экономическая и политическая сила Китая, которая оказывает фундаментальное влияние на всю систему современных международных отношений.

Еще одним противоречием является рассмотренная в п. 10 закономерность: реализация госполитики национальной безопасности способствует повышению внутренней стабильности, наращиванию экономического, политического, военного и духовного потенциала России. С этим сложно поспорить, но эта закономерность работает и в обратном порядке: внутренняя стабильность, социально-экономический, политический и духовный потенциал страны - это залог ее национальной безопасности. Вот об этом, к сожалению, в Стратегии нет упоминаний.

В п. 15 упоминаются «недружественные государства», однако нигде в тексте Стратегии нет информации о том, какие это государства. В частности, в Стратегии 2015 г. такие страны и их союзы (США, НАТО, ЕС) четко определялись.

В п. 17 упоминаются СНГ и действия некоторых стран, направленные на инспирирование де-зинтеграционных процессов в нем. Данное тезис выглядит в Стратегии 2021 лишенным временного контекста, эти дезинтеграционные процессы начались уже в 1992 году.

В п. 19 вводится новый для сферы националь-

ной безопасности термин - «моральное лидерство», при этом, исходя из контекста положений данного раздела, на фоне «кризиса западной либеральной модели» это лидерство должно принадлежать России, но, видимо, пока не принадлежит ввиду массированной медиа-атаки по формированию образа врага и отсутствия «привлекательной идейной основы будущего мироустройства».

В п. 21 упоминается «целенаправленная политика по сдерживанию Российской Федерации». Это термин времен «холодный войны», который вряд ли полноценно описывает ту политику, которая проводится западными державами (если о них в данном разделе идет речь) в отношении нашей страны. Политика сдерживания характерна миру баланса сил и интересов, современный мир вряд ли может быть так характеризован. Также в этом разделе упоминаются все те же «национальные цели развития», достижение которых выведет страну на передовые позиции, однако из текста документа неясно, в чем именно они заключаются.

В п. 23 содержится еще ряд спорных суждений: перспективы долгосрочного развития России определяются ее внутренним потенциалом, а способность реализовать свои конкурентные преимущества обусловлена повышением эффективности государственного управления. Совершенно очевидно, что наряду с внутренним потенциалом имеется множество факторов, определяющих перспективы развития страны, и совершенно не вызывает сомнения, что не только государственный аппарат и повышение эффективности его функционирования способны реализовать наши преимущества.

В завершение этого раздела в п. 24 упомянуто, что Россия выступает за расширение сотрудничества и развитие универсальных международных институтов в целях укрепления международной безопасности. При этом не уделено внимание региональным международным механизмам обеспечения мира и безопасности (в духе гл. VIII Устава ООН), нарастающей актуальности механизмов «мягкой силы» и горизонтальной, народной дипломатии.

Обсуждение и заключения

В целом обзор первых двух разделов Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, принятой в 2021 году, дает право сделать вывод, что масштабного переосмысления подходов произведено не было. Некоторые положения, по сравнению с предыдущей Стратегией, были еще больше размыты, смысл их искажается и зачастую не соответствует реалиям международ-

ной и внутригосударственной действительности. Остается надеяться, что данный доктринальный документ будет уточняться в дальнейшем, получит возможность обсуждения в научном сообществе, особенно в негосударственных структурах. Стратегия национальной безопасности - это

«краеугольный камень», ориентир для выстраивания политики в современном мире. Взгляды на роль России в мире, ее внутреннее развитие, ее будущее, инструментарий достижения целей - все эти положения должны быть максимально взвешенными и обоснованными.

Информация об авторе:

Андреев Максим Валентинович, доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Казанского юридического института МВД России, ORCID: https://orcid. org/0000-0002-3749-7669, ResearcherlD: J-9879-2017, andreev01@mail.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Information about the author:

Andreev Maksim V., Doctor of Law (Doctor habilitatus), Associate Professor, Professor of State and Legal Disciplines, the Kazan Law Institute of MIA of Russia, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3749-7669, ResearcherlD: J-9879-2017, andreev01@mail.ru

The author has read and approved the final version of the manuscript

Статья получена: 22.11.2021.

Статья принята к публикации: 15.12.2021.

Статья опубликована онлайн: 27.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.