Научная статья на тему 'Стратегия национальной безопасности и экономическая защищенность субъектов Федерации'

Стратегия национальной безопасности и экономическая защищенность субъектов Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / RUSSIA / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / FOREIGN INVESTMENT / ПРИТОК И ОТТОК ИНВЕСТИЦИЙ / INFLOW AND OUTFLOW OF INVESTMENT / ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ И ВИДОВАЯ СТРУКТУРА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ / GEOGRAPHICAL AND TYPE STRUCTURE OF FOREIGN INVESTMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казанцев С. В.

Как и в 2008 г. в 2009 г. в экономику России пришло меньше и ушло больше иностранных инвестиций, чем в 2008 г. Однако в целом накопленного в российской экономике страны иностранного капитала стало немного больше. Произошедшее движение иностранного капитала исследуется в данной статье. Представленные в ней материалы могут заинтересовать аналитиков, научных сотрудников и преподавателей вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign investment in Russia and the Russian investment abroad in 2009

As in 2008, inflow of foreign investment in the Russian economy was less and outflow larger in 2009 than in 2008. But the total volume of accumulated in the country's economy foreign investment slightly increased. The flows of foreign investment in Russia and the Russian investment abroad in 2009 are studied in this article.

Текст научной работы на тему «Стратегия национальной безопасности и экономическая защищенность субъектов Федерации»

Стратегия национальной безопасности

и экономическая защищенность

субъектов Федерации

Казанцев С.В.

An economic protection of regions is one of a number of elements of the state economic safety system. It is important to estimate the level of a country and its regions economic protection accurate and correctly, just in time to provide a state's economic safety.

(0 oi

Z •

О

о сч

о о о

Q. С[ CQ

s н

о

0

1

о я с о т ф VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

ü S I

н

о ф

13 мая 2009 г. президент России принял Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. Основными её составляющими выступают следующие виды безопасности: оборонная (военно-промышленная, пограничная, антитеррористическая), демографическая, информационная, экономическая, продовольственная, энергетическая, техногенная, внешне- и внутриполитическая, социальная, экологическая, безопасность в области здоровья населения. В данной статье речь идет об экономической безопасности страны и её регионов.

Исходные понятия

Безопасность. На официальном уровне понятие безопасности в современной России было определено в законе Российской Федерации «О безопасности» от 5 мая 1992 г. № 2446-1 как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»1. Содержание приведенного в законе «О безопасности» термина расширено в понятии национальной безопасности, данном в принятой 13 мая 2009 г. «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»: «Национальная безопасность — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства»2.

Отметим, что сложность обсуждаемого понятия видна уже как в используемом термине, так и в его раскрытии. Во-первых, термин включает в себя понятие опасности и ее отсутствие — безопас-

ность, во-вторых, его раскрытие вводит новое понятие — защищенность.

Словарь современного русского литературного языка определяет опасность как способность причинить какой-либо вред, несчастье3. Представляется полезным и понимание опасности как ситуации, при которой возможны возникновение и проявление неблагоприятных для каких-либо субъектов или объектов процессов и (или) явлений. Через понятие «опасность» обычно раскрывают и содержание слова «угроза»: угроза — совокупность факторов и условий, намерений и возможностей, представляющих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства4.

Безопасность, строго говоря, означает отсутствие опасности. Опасность далеко не всегда можно устранить, и от нее, как правило, стараются защититься. Понятием «защищенность» мы и будем пользоваться, рассматривая здесь лишь один из аспектов защищенности — экономическую защищенность объекта (системы).

Защищенность. Будем говорить, что территория страны (региона, субъекта Российской Федерации) защищена, если она ограждена от посягательств и нежелательного воздействия других государств, от действия сил, способных нанести существенный ущерб ее населению, хозяйствующим на ней субъектам, животному и растительному миру, природной среде и климату.

В качестве показателей защищенности примем характеристики составных элементов, параметров и состояния защищенности рассматриваемого объекта (системы). В общем случае набор таких показателей представляет собой либо вектор, либо матрицу. Для обобщенной количественной оценки защищенности объекта поставим в соответствие набору описывающих ее показателей (вектору,

Главный научный сотрудник Института экономики РАН, академик РАЕН, доктор экономических наук.

либо матрице) число, которое назовем обобщающим показателем. Фиксированный интервал изменения этого обобщающего показателя будем называть уровнем защищенности исследуемого объекта.

Этапы оценки уровня защищенности

На первых этапах оценки уровня защищенности выявляют круг защищаемых объектов и определяют цели их защиты. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (далее Стратегия национальной безопасности РФ) очерчен довольно широкий круг защищаемых объектов: личность, общество, государство, территориальная целостность страны, экономическая сфера, наука, технологии и образование, здравоохранение, культура, экология живых систем и т.д. Мы будем оценивать уровень экономической защищенности субъектов Российской Федерации.

Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности применительно к экономическому росту в Стратегии национальной безопасности РФ определены: «вхождение России в среднесрочной перспективе в число пяти стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта, а также достижение необходимого уровня национальной безопасности в экономической и технологической сферах»5.

Применительно к субъектам Федерации стратегическими целями в рассматриваемой области могут выступать укрепление их экономического потенциала, достижение устойчивого роста, повышение уровня и качества жизни населения.

На третьем этапе оценки уровня защищенность выявляются угрозы защищаемым объектам и системе в целом, осуществляется их мониторинг.

В качестве примера назовем указанные в Стратегии национальной безопасности РФ угрозы экономической безопасности страны6:

> сохранение экспортно-ориентированной модели развития;

> высокая зависимость важнейших сфер российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры;

> низкая устойчивость и слабая защищенность национальной финансовой системы;

> кризисы мировой и региональных финансово-банковских систем (Во время мирового финансового и экономического кризиса 2008—2010 гг. эти четыре вышеназванные угрозы реализовались);

> > > > >

>

>

>

> отставание в развитии передовых технологических укладов; потеря контроля над национальными ресурсами;

ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики; неравномерное развитие регионов; прогрессирующая трудонедостаточ-ность;

сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, а также незаконной миграции;

дефицит топливно-энергетических, водных и биологических ресурсов; дискриминационные меры и усиление недобросовестной конкуренции в отношении России7; усиление глобального информационного противоборства и т.д. При проведении оценки автор выделяет существующие (то есть уже имеющиеся, достигнуты), желаемые (то есть тот, к которому стремятся), достижимые (такие которые позволяют иметь доступные средства, меры и механизмы осуществления защиты) и достигнутые (полученные в результате выполнения намеченных мер и проведения задуманных мероприятий) уровни защищенности объекта (системы).

Оценка существующих уровней защищенности дается на четвертом этапе. На пятом этапе фиксируются желаемые уровни защищенности, на шестом — назначаются защитники. Ими в Стратегии национальной безопасности РФ названы военные и правоохранительные структуры, органы государственной власти, институты гражданского общества. Координатором работы этих органов выступает Совет безопасности Российской Федерации.

На следующем этапе определяются виды требуемых средств защиты, необходимые меры и механизмы защиты. К таким мерам в экономической сфере, в частности, относятся:

> совершенствование структуры производства и экспорта, антимонопольное регулирование и поддержку конкурентной политики;

> развитие национальной инновационной системы;

> стимулирование и поддержка рынка инноваций, наукоемкой продукции и продукции с высокой долей добавленной стоимости;

> развитие перспективных технологий общего, двойного и специального назначения;

(0 01

г •

о

о сч

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

Ol

Z

О

о

CJ

о о о

Q.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

л *

<

S I

н

о ф

со

> укрепление финансовых рынков;

> проведение активной государственной антиинфляционной, валютной, курсовой, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, ориентированной на импортозамещение и поддержку реального сектора экономики;

> развитие конкурентоспособных отраслей экономики;

> расширение рынков сбыта российской продукции;

> повышение эффективности топливно-энергетического комплекса страны;

> завершение формирования базовой транспортной, энергетической, информационной, военной инфраструктуры;

> развитие государственных, экономических и общественных институтов современного общества;

> сокращение сферы распространения коррупции, снижения уровня криминализации финансово-экономической жизни общества;

> уменьшение различий в уровнях социально-экономического развития регионов страны; удержание в приемлемых границах разрыва в доходах различных групп и слоев населения;

> повышение действенности государственного регулирования экономики; сглаживание отрицательных социально-экономических последствий так называемых «непопулярных мер»;

> демпфирование нежелательных внешних воздействий и шоков.

На восьмом этапе проводится оценка состояния имеющихся средств, мер и механизмов защиты. В случае их несоответствия поставленным требованиям следует:

а) разработать меры по наращиванию в установленные сроки средств, совершенствованию мер и механизмов защиты;

б) скорректировать желаемые уровни защищенности;

в) провести коррекцию круга защищаемых объектов.

После этого (девятый этап) фиксируются достижимые уровни защищенности. На десятом этапе используются доступные средства, реализуются меры и приводятся в действие механизмы защиты. На 11-м — дается оценка достигнутых уровней защищенности, на 12-м — осуществляется мониторинг сложившейся ситуации. Мониторинг изменения внутренней и внешней ситуации проводится также на всех предыдущих этапах оценки уровня защищенности объекта (системы).

Техника оценки существующего уровня экономической защищенности территорий некоторых стран

При проведении оценки мы опираемся на следующие представления.

1. Оценка защищенности, как и любая оценка, зависит от: а) выбранной системы отсчета, б) применяемого инструментария исследования и используемого набора показателей; в) точности исходных данных и инструментария. Поэтому всякая оценка относительна, неточна и может меняться во времени.

2. Территорию как объект изучения следует описывать набором (множеством) показателей.

3. Поскольку численные значения набора показателей можно представить в форме вектора (или матрицы), для их оценки применимы техники сравнения векторов (матриц).

4. Статистические данные неточны, поэтому следует учитывать их погрешность. В качестве защищаемого объекта взята территория субъектов Российской Федерации. (Отметим, что территория (географическое понятие), на которой находится некоторый хозяйствующий субъект, отличается от пространства (экономического, социального, информационного и т. д.) на котором он действует).

Любое государство защищает территорию, на которую распространяется его юрисдикция. Территория страны защищена, если она ограждена от посягательств и нежелательного воздействия со стороны других государств, от действия сил, способных нанести существенный ущерб хозяйствующим на ней субъектам.

Для России на данном этапе её экономического развития посягательствами и нежелательными воздействиями выступают неконтролируемый приток мигрантов из других стран и влияние иностранных и международных фирм, общественных организаций, отдельных государств и их союзов, если оно отрицательно сказывается на социально-экономическом положении страны и её регионов, крупные катастрофы и стихийные бедствия, экономические кризисы.

Исходя из этих угроз и возможностей получения данных в отечественной статистике, выберем в качестве исходных параметров для нахождения показателя уровня экономической защищенности территории пять индикаторов: площадь территории региона, численность его населения, объем валового регионального

продукта (ВРП), объем осуществленных в регионе инвестиций в основной капитал и коэффициент разнообразия видов экономической деятельности региона.

Деление численности населения региона (Ц), объема сделанных в нем инвестиций (I), валового регионального продукта (X) на площадь территории региона дает нам соответственно плотность населения (Ц/^), насыщенность территории инвестициями (1^) и размер ВРП на единицу территории (Х^). Низкая плотность населения угрожает, с одной стороны, запустением территории, с другой - приходом эмигрантов из других стран, желательность присутствия которых в России находится под вопросом. Первое в острой форме происходит, например, в Чукотском автономном округе второе ярко проявляется на Российском Дальнем Востоке.

Не насыщенность регионов отечественными инвестициями и малый объем ВРП сигнализируют об относительно невысоком уровне экономического развития и слабой конкурентной среде. Последние, в свою очередь, делают регион легкой добычей для внешних инвесторов. (Понятно, что инвестора интересуют, прежде всего, норма прибыли, срок окупаемости и перспективность его вложений).

Отставание региона по размеру ВРП указывает на его относительную экономическую неразвитость и мотивирует жителей переезжать в другие, более развитые регионы. Замечено, что из менее развитых регионов в более развитые переезжают, прежде всего, наиболее квалифицированные и образованные люди, рабочая сил которых востребована на рынке труда. Однако относительная экономическая неразвитость не ограждает регион от притока мигрантов из других мест, условия жизни в которых еще хуже. В результате местное население заменяется пришлым, несущим с собой свои обычаи и нравы, нормы поведения и традиции, культуру и религию, которые зачастую конфликтуют с исконно существовавшими на данной территории.

Собственники и высшее руководство фирм давно поняли, что диверсификация видов деятельности делает фирму более устойчивой при колебаниях рыночной конъюнктуры. Аналогичная диверсификации повышает устойчивость и региональной экономики. Регионы с моноотраслевой направленностью не могут компенсировать падение рынка товаров их основной специализации расширением

присутствия на рынках других товаров, как это способны сделать регионы с диверсифицированной структурой экономики. За меру диверсификации экономики примем коэффициенты разнообразия видов экономической деятельности (к|). Для вычисления последних предлагается следующая формула:

к = 1 - т ■ £ ёу —1/т / 2 ■ (т - 1) =

i = 1 m

= 1 - т ■ £ ёу -1/ 2 ■ (т - 1).

i = 1

Здесь ёу, - коэффициенты, задающие структуру видов экономической деятельности (1 = 1, 2, ..., т) региона ]

0 = 1,2, ..., п), находящиеся в интервале от нуля до единицы. Сумма этих коэффициентов по индексу 1 равна единице.

Нетрудно показать, что в случае моноотраслевой экономики к = 0, а при однородной структуре видов экономической деятельности (ёу = 1/т для всех 1 и любом ]) в некотором регионе ] оказывается, что к = 1. Если же не все ёу равны между собой и структура не моноотраслевая, то 1 > к > 0. Значения коэффициентов к не зависят от порядка, в котором расположены доли продукции, создаваемой тем или иным видом деятельности, в общем объеме продукции.

Разделив численность населения региона, объем сделанных в нем инвестиций в основной капитал и размер валового регионального продукта на площадь региона, получим удельные показатели {ху(}. Здесь х1 - значение показателя 1 в регионе ] в отрезок времени 1 (1 = 1,2, ..., т; ] = 1,2, ..., п;

1 = 1,2, ..., Т). Найдем лучшие (Х^) и худшие (х^) значения каждого из выбранных показателей. Множество первых (Хь Х2, ..., Хт) задаёт гипотетически лучшее (наиболее защищенное), а вторых (хь х2, ..., хт) - худшее (наименее защищенное) состояние региона, описываемое выбранным набором индикаторов {ху(}.

Удаленность реального состояния региона от гипотетически лучшего (У^) измерим метрикой:

m

Yj>t = [ £ (1 - УШ) 2] 0'5,

I = 1

где Ууд = (хш - Х1)/( Х - х^)8.

На основе величины последней выделим четыре уровня экономической защищенности территории: надежная, достаточная, относительная и слабая (табл. 1).

(О 01

г •

о

о сч

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

Таблица 1

Уровни экономической защищенности территорий

Экономическая защищенность Интервал значений метрики Yj,t

Надежная [Ушт; (У + Ушт)/2)

Достаточная [(У + Ушт)/2; У)

Относительная [У; (У + Ушах)/2)

Слабая [(У + Ушах)/2; Ушах)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечание: У — среднее арифметическое значение метрики У^, а Ушах и Ушт — соответственно ее максимальная и минимальная величина. Вместо средней арифметической можно брать медиану и, возможно, некоторые другие виды средней. Круглые скобки означают открытый, а квадратные — закрытый интервал.

Ol

Z

О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о m ф VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

S I

н

о ф

со

Уровень экономической защищенности территории ] считается надежным, если значение показателя У^ принадлежит интервалу [Ушт; (У + Уш1п)/2)]. Соответственно экономическая защищенность территории называется достаточной, если значение показателя У^ находится в интервале [(У + Уш1п)/2; У) и т.д.

Из способа расчета метрики У^ и интервалов её значений следует, что определяемые уровни экономической защищенности территорий зависят только от параметров рассматриваемого набора территорий и могут, вообще говоря, изменится при изменении хотя бы одного из этих параметров. Поэтому оцениваемые нами уровни защищенности являются, во-первых, внутренними для исследуемого множества территорий, во-вторых, справедливы лишь относительно участвующей в

их расчете системы параметров, в-третьих, вопрос об их устойчивости к изменению параметров должен стать предметом специального анализа.

Внешнее окружение Российской Федерации

В материковой зоне Российская Федерация имеет сухопутную границу с 14 странами: Азербайджаном, Белоруссией, Грузией, Казахстаном, Китайской Народной Республикой, Корейской Народно-Демократической Республикой, Латвией, Литвой, Монголией, Норвегией, Польшей, Украиной, Финляндией и Эстонией. Результаты применения к этой группе стран и России предложенной техники оценки уровня экономической защищённости территорий показаны в табл. 2. Корейской Народно-Демократической Республики в ней нет связи с отсутствием данных по этой стране.

Таблица 2

Уровни экономической защищённости территорий 14 государств до начала мирового финансового кризиса 2008 г.

Без коррекции на иностранные инвестиции С коррекцией на иностранные инвестиции

Надёжно защищена

Польша Польша

Достаточно защищена

Китай Китай

Норвегия Норвегия

Литва Литва

Финляндия Финляндия

Эстония Азербайджан

Азербайджан Эстония

Относительно защищена

Латвия Латвия

Украина Украина

Белоруссия Белоруссия

Грузия Грузия

Слабо защищена

Россия Россия

Казахстан Казахстан

Монголия Монголия

Примечание: В каждой группе страны расположены в порядке убывания значения показателя уровня экономической защищенности их территории. Расчёты проводились по данным Международного валютного фонда9.

Согласно принятой градации уровней экономической защищённости территорий из рассматриваемой группы стран только польская территория имеет надёжную защиту. А вот Россия, Казахстан и Монголия свою территорию экономически защищают слабо. По значению приходящихся на один квадратный километр суши показателей численности населения, ВВП и валового накопления основного капитала они занимают последние места в рассматриваемой группе государств — соответственно двенадцатое, тринадцатое и четырнадцатое.

Субъекты Российской Федерации

Применим описанную выше технику расчетов для оценки уровней экономической защищенности субъектов Российской Федерации от влияния мирового финансово-экономического кризиса. Публикуемые Росстатом статистические материалы по субъектам РФ дают информацию для количественной оценки только двух каналов воздействия начавшегося в 2007 г. в США и охватившего многие страны мира кризиса. Это внешняя торговля и иностранные инвестиции. Роль внешней торговли для социально-экономического развития России в последнее 20-летие чрезмерно высока10. В качестве показателей состояния внешней торговли субъектов Федерации возьмем объемы осуществляемого ими экспорта и импорта

товаров11, отнесенные к численности занятых в их экономике.

Сила влияние внешней торговли на хозяйство страны зависит от структуры экономики и меры её ориентации на внешние рынки. Чем больше диверсифицирована экономическая деятельность хозяйствующего субъекта (компании, региона, страны, регионального или межстранового объединения и т.п.), тем выше при прочих равных условиях степень его устойчивости к внешним воздействиям. Показателем меры диверсификации структуры хозяйства субъекта Российской Федерации у нас выступает описанный выше коэффициент разнообразия видов экономической деятельности.

Иностранных инвесторов в Россию привлекает высокая рентабельность бизнеса. В 2007 г. сами инвесторы оценивали её не менее чем в 30%12. Наиболее быстро наиболее быстро менялись объемы портфельных и прочих инвестиции (табл. 3). Они высоко ликвидные, при изменении конъюнктуры легко и быстро перетекают из страны в страну. Будучи по природе своей самовозрастающей стоимостью, капитал стремится туда, где лучше перспективы его увеличения или, по крайней мере, сохранения. Поэтому он бежит из охваченной кризисом экономики в более надежное место и может при этом возвращаться в страны, которые ранее его экспортировали, поскольку те испытывают

13

острую нехватку капитала13.

Таблица 3

Динамика поступление инвестиций от иностранных инвесторов в 2005-2009 гг. (с учетом пересчета рублевого эквивалента), % к предыдущему году

Иностранные инвестиции 2005 2006 2007 2008 2009

Всего 132,4 102,8 219,5 85,8 79,0

Прямые 138,8 104,6 202,2 97,2 58,9

Портфельные 136,3 702,2 131,8 33,7 62,3

Прочие 130,5 95,3 232,6 84,7 86,7

Ol

Z

О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о л с о m ф VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

л *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<

*

S I

н

о ф

Источник: Социально-экономическое положение России. Январь 2010. М.: Федеральная служба государственной статистики. 2010; URL: http://www.gks.ru.

Возьмем объемы поступивших в 2008 г. в субъекты Российской Федерации иностранных инвестиций, приходящихся на одного занятого в экономике, в качестве параметров для оценки уровней экономической защищенности хозяйства этих субъектов.

Важнейшим каналом распространения мирового финансово-экономического кризиса стала банковская система, рез-

ко сократившая объемы кредитования хозяйствующих субъектов и межбанковские кредиты, в том числе и потому, что заемщики не возвращали или несвоевременно возвращали предоставленные им банковские кредиты. Зная это, включим в число используемых для оценки уровней экономической защищенности субъектов Российской Федерации от влияния мирового финансово-экономического кризиса па-

раметров величины задолженности по кредитам в рублях и в иностранной валюте, предоставленным кредитными орга-

14

низациями юридическим лицам14, деленные на численность занятых в экономике.

Расчеты по выбранным параметрам показывают, что 33 из 81 рассматриваемого субъекта Российской Федерации были

в 2008 г. лучше других защищены от угроз оказаться в кризисе в результате неблагоприятного изменения внешнеэкономической конъюнктуры, малой диверсификации видов хозяйственной деятельности, невозврата долгов банкам (в 2007 г. их было 30)15. Два субъекта Федерации оказывались наиболее уязвимы (табл. 4).

Таблица 4

Распределение субъектов РФ по уровням защищенности от мирового финансово-экономического кризиса в 2008 г.

Наименее восприимчивы к мировому финансово-экономическому кризису

Еврейская автономная область, Республики Марий Эл и Дагестан, Пензенская область, Республики Адыгея и Бурятия, Ульяновская, Кировская и Тамбовская области, Чувашская Республика, Курганская, Брянская, Тверская и Костромская области, Алтайский край, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия, Саратовская и Ивановская области, Забайкальский край, Владимирская и Смоленская области, Ставропольский край, Воронежская область, Республика Мордовия, Кабардино-Балканская Республика, Астраханская и Рязанская области, Удмуртская Республика, Республика Калмыкия, Амурская, Ярославская и Псковская области

Относительно защищены от «заражения» кризисом

Томская и Волгоградская области, Республика Тыва, и Новгородская и Курская области, Республики Башкортостан и Ингушетия, Орловская и Иркутская области, Краснодарский край, Республика Карелия, Хабаровский край, Омская, Нижегородская, Ростовская и Новосибирская области, Республика Коми, Оренбургская, Архангельская, Челябинская и Тульская области, Камчатский и Пермский края, Республика Алтай

Слабо защищены от кризиса

Свердловская область, Приморский край, Магаданская, Мурманская, Самарская и Кемеровская области, Ямало-Ненецкий Автономный округ, Республика Хакасия, Ханты-Мансийский Автономный округ, Республика Саха, Московская и Вологодская области, Республика Татарстан, Калужская область, Чукотский Автономный округ, Липецкая и Тюменская (без Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов) области, Красноярский край, Санкт-Петербург, Ленинградская, Белгородская и Калининградская области

Наименее защищены от распространения мирового финансово-экономического кризиса

Сахалинская область и Москва

Примечание: Субъекты Федерации расположены в порядке уменьшения уровня их экономической защищенности от поражения кризисом.

Заключение

Многолетнее исследование вопросов экономической защищенности территории регионов позволяет сформулировать следующие основные выводы. 1. Уровень экономической защищенности регионов определяется совместным действием совокупности факторов и условий. При этом слабость одного из них может быть компенсирована силой других. Поэтому для защиты конкретной территории можно использовать не все, а наиболее доступные для нее факторы и инструменты.

2. Уровень экономической защищенности территории меняется во времени. Изменчива и значимость разных факторов в обеспечении экономической защиты региона. Поэтому надежный в некоторый отрезок времени уровень защищенности в дальнейшем может стать недостаточным. Для своевременного реагирования на происходящие изменения необходим мониторинг внутренних и внешних угроз, а также средств защиты от них.

3. Уровень защищенности экономики региона зависит не только от сложившейся в нем ситуации (экономической, ин-

ституциональной, демографической, политической и т.д.), но и от состояния экономической системы в целом. Уровень экономической защищенности любого региона может быть целенаправленно изменен: надо поставить цель, выработать меры по ее реализации, изыскать необходимые ресурсы и выполнить намеченное. Возможность целенаправленного изменения уровня экономической защищенности подчеркивает значимость развития для обеспечения безопасности страны и её регионов.

5. Сильная зависимость России от конъюнктуры внешних рынков, во многом обусловленная её сырьевой специализацией и ориентацией добывающих и части перерабатывающих отраслей промышленности на экспорт создаваемой продукции, существенные объемы внешних заимствований, слабость финансово кредитной системы и ряд других факторов делают многие регионы страны уязвимыми для волн мировых банковских, фондовых, валютных, финансовых и экономических кризисов.

Литература и примечания

1. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» // [Электронный ресурс]: http://sv-info.ru/bezopasnost/federal-law-on-safety.html.

2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, п. 6 // [Электронный ресурс]: http://archive.kremlin.ru/text/docs/2009/05/216229.shtml.

3. Словарь современного русского литературного языка. АН СССР. М., 1959. Т. 8. С. 882.

4. Перечень внутренних и внешних гроз РФ читатель найдет, например, в работах: Экономическая безопасность России: общий курс: учебник . М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009; Экономическая безопасность: теория, методология, практика. Институт экономики НАН Беларуси. Минск: Право и экономика, 2009.

5. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., п. 53.

6. Там же, п. 10, 47, 55.

7. В феврале 2007 г. министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил, что за рубежом из-за дискриминационных мер в отношении российских компаний было сорвано сделок на 50 млрд долл. В период мирового финансового кризиса некоторые страны усилили дискриминационные меры против своих экономических партнеров. Так, по данным аналитиков международной компании Global Trade Alert, Евросоюз использовал более 120 дискриминационных мер, обогнав по этому показателю ближайших преследователей в четыре раза. (Арабов П. Европа травит «русского медведя» // Известия. Федеральный выпуск. 2010.17 марта. С. 4).

8. Такое нормирование позволяет перевести имеющие разную размерность индикаторы (например, численность населения, валовой региональный продукт, инвестиции, денежные доходы населения, ожидаемую при рождении продолжительность жизни и т.д.) в безразмерные величины. При этом yijt меняется в интервале от нуля (при xijt = xi) до единицы (при xijt = Xi).

9. International Financial Statistics. Vol. LXI, No. 2. December 2008. 1224 p.

10. «Сегодня внешняя торговля превратилась из дополнительного фактора развития национальной экономики в его ведущий, основной фактор, без которого это развитие, по существу становится невозможным» / Аксенов В. С.и др. Мировой финансовый кризис и экономическая безопасность России: анализ, проблемы и перспективы. М.: Экономика, 2010. С. 38.

11. Эти данные относятся к участникам внешнеторговой деятельности, зарегистрированным на территории субъекта Российской Федерации.

12. Пятерка по инвестициям // Ведомости. 2007. № 119.

13. Этим, а также верой инвесторов в бтльшую надежность американской экономики объясняется, в частности, приток капитала в США — родину начавшегося в 2007 г. мирового сначала финансового, а потом и экономического кризиса.

14. Задолженность учитывалась, исходя из местоположения заемщиков.

15. По поводу устойчивости метрики заметим, что векторы значений метрик, рассчитанных для 2007 и 2008 гг. (81 число) оказались значимо линейно коррелированны с вероятностью ошибки 1% (двусторонний критерий б = 0,01).

Ol

Z

О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о л с о т ф VO

о *

о ф

У S 2

0

1

о *

о

2 ф d

л *

<

*

S I

н

о ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.