Научная статья на тему 'Стратегия модернизации государственного управления'

Стратегия модернизации государственного управления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
861
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / СТРАТЕГИЯ / КОНСОЛИДАЦИЮ РОССИЙСКОГО СОЦИУМА / ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Туровский Александр Алексеевич, Ефремов Роман Юрьевич

В статье раскрывается научный подход, раскрывающий понятие, сущность, механизмы, принципы и политический аспект модернизации государственного управления. В ней обосновывается насущная необходимость осуществления модернизации государственного управления, раскрываются причины неудачи административной реформы. Основное внимание уделяется разработке новой модели модернизации государственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY OF MODERNIZATION OF PUBLIC ADMINISTRATION

The article explains the scientific approach, revealing the concept, essence, mechanisms, principles and political aspect of the modernization of public administration. It proves the urgent need for the modernization of public administration, the reasons of the failure of administrative reform. Focuses on developing a new model of modernization of public administration.

Текст научной работы на тему «Стратегия модернизации государственного управления»

А.А. Туровский Р.Ю. Ефремов

УДК 351/354

СТРАТЕГИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация. В статье раскрывается научный подход, раскрывающий понятие, сущность, механизмы, принципы и политический аспект модернизации государственного управления. В ней обосновывается насущная необходимость осуществления модернизации государственного управления, раскрываются причины неудачи административной реформы. Основное внимание уделяется разработке новой модели модернизации государственного управления.

Ключевые слова: модернизация, государственное управление, политический аспект, институциональные образования, стратегия, консолидацию российского социума, институт государственного управления.

Aiexander lunmity STRATEGY OF MODERNIZATION OF PUBLIC Roman Efremov ADMINISTRATION

Abstract. The article explains the scientific approach, revealing the concept, essence, mechanisms, principles and political aspect of the modernization of public administration. It proves the urgent need for the modernization of public administration, the reasons of the failure of administrative reform. Focuses on developing a new model of modernization of public administration.

Keywords: Modernization, public administration, political aspect, institutional education, strategy, consolidation of Russian society, the institution of government.

Современное состояния российского общества, институциональных и организационных основ управленческой деятельности, уровня и качество кадрового потенциала свидетельствует о насущной необходимости в разработке и реализации стратегии модернизации государственного управления как системы взаимодополняющих управленческих приемов и методов, присущих российскому типу социальных отношений, директивному и административному способу управленческого воздействия. Объективная необходимость в стратегии модернизации государственного управления, формировании новых и развитии действующих институтов государственного управления обусловлено тем, что существующая система государственного управления не способна результативно реагировать на глобальные изменения и своевременно понять происходящие процессы, а также правильно оценить перспективы развития.

Старые модели государственного управления не соответствуют современным реалиям, внутренним и внешним вызовам, что предопределяет разработку стратегии модернизации управленческой деятельности на основе новой концептуальной модели, которая должна опираться на комплексный подход в организации взаимодействия субъектов управления, базирующийся на постоянном учете изменяющихся условий, выявлении новых проблем и противоречий. В ее основе должна быть заложена дальнейшая демократизация политической системы и активизация участия российских граждан в управленческой деятельности. Следует особо подчеркнуть, что для разработки стратегии модернизации имеются все необходимые объективные предпосылки и условия, которая, не смотря на трудности и проблемы, может быть реализована на практике при наличии политической воли и научного осмысления необходимых мер и действий, составляющих единую концепцию стратегии модернизации.

Известно, что модернизация государственного управления является существенным элементом эволюционного развития общества, предполагающая целенаправленное, оперативное и систематическое приведение методов управленческой деятельности в соответствие с возрастающими глобальными вызовами современности и потребностями страны, нацеленная на консолидацию российского социума, его выживание и поступательное развитие. Это предполагает определенный поворот к стратегии модернизации государственного управления, ориентированной на циклическое развитие с разнонаправленной динамикой идущих процессов, большой степенью их неопределенности и новыми регуляторами деятельности. Ее уровень характеризуется как количественными, так

© Туровский А.А., Ефремов Р.Ю., 2014

качественными показателями, которые определяются требованиями административной системы, ресурсами и степенью удовлетворенности граждан достигнутыми результатами.

Объявленная президентом страны системная модернизация органически включает в себя национальную составляющую, утверждение общенациональных ценностей и приоритетов. В связи с этим стратегия модернизации должна предусматривать поэтапное формирование общественных коалиций, выступающих за глубокую модернизацию институциональных механизмов, которые отвечают за инновационную и инвестиционную активность, качество общественных институтов и государственного управления. Создание институциональных предпосылок модернизации предполагает существенное повышение уровня защищенности прав собственности, радикальное снижение административных барьеров, усложняющих хозяйственную деятельность и сокращение коррупции. Сильной стороной этой стратегии выступают позитивные долгосрочные социально-экономические последствия, создающие в стране базу для устойчивого роста. Слабой стороной - ее реализация потребует значительных усилий власти: привлечение широких общественных сил к модернизации бизнеса, общества, государства.

Главной задачей стратегии модернизации, направленной на совершенствование системы государственного управления, является построение социального государства на основе интеграции государства и общества, сотрудничества разных общественных групп в интересах социально-экономического и социально-культурного развития, способного реализовать продекларированные права на достойную жизнь. Стратегия модернизация государственного управления, являясь составной частью политической модернизации, означает движение в сторону открытой управленческой системы, коррекция развития которой обеспечивается не столько вмешательством правящей элиты, сколько возникающими институтами с саморегулирующимися механизмами на основе системы обратных связей.

Результативность стратегии модернизации обеспечивается посредством формирования институциональной среды благоприятной для развития бизнеса и некоммерческих организаций и выполнения ими своих функций по отношению к гражданам, чтобы создать общественное богатство, а не перераспределять его. А также сосредоточения усилий государства на определяющем развитии производственно-финансовой, научно-образовательной, информационной и социальной инфраструктуры, способствующей максимально полному использованию как ресурсных и территориальных преимуществ, так и творческого потенциала населения. Это связано с тем, что ключевая группа результативных целей стратегии модернизации связана с повышением уровня и качества жизни людей, что выражается в реализации наиболее важных приоритетов: создании благоприятного морального -психологического климата в обществе и наличие гарантий гражданских прав и свобод.

Основополагающими принципами стратегии модернизации государственного управления является:

• гибкое сочетание разных управленческих методов; активизация социальных ресурсов на основе принципов справедливости, общего блага и личного интереса;

• высокая социальная эффективность и результативность управленческой деятельности на основе развития обратных связей;

• делегирование части государственных полномочий некоммерческим организациям и другим институтам гражданского общества.

Учитывая тот факт, что модернизация государственного управления реализуется в политической среде, очень важным является именно ее политический аспект. Политический аспект предполагает, что принятие того или иного решения, желательного для одних участников политического процесса, может оказаться заблокированным вследствие присутствия и доминирования в процессе формирования и исполнения государственной политики специальных интересов других групп. В связи с этим важно рассматривать направление и возможность реализации стратегии развития государственного управления не просто как политическую волю элиты, а как результирующий вектор согласования интересов всех участников политического процесса.

Стратегия модернизация управленческой деятельности направлена на консолидацию российского социума и представляет собой вектор развития модели государственного управления, ориентированной на циклическое развитие с равнонаправленной динамикой идущих процессов, большой степени неопределенности, глобальными вызовами и новыми регуляторами социальной деятельности. Она должна быть нацелена укрепление основ

демократического, социально ориентированного характера государственного управления, на формирование управленческой культуры правящего класса в сторону современных представлений о приоритете конкретных прав граждан, закрепленных законом. Где ключевое значение приобретает ориентация управленческих кадров не на мнение вышестоящего руководства, а на четкое выполнение своих функциональных обязанностей, своей гражданской совести, свою ответственность за результаты работы перед гражданами. Успех характера модернизации зависит от усиления регулирующей роли государства, институтов гражданского общества и поддержки проводимых реформ населением.

Неоднократные попытки модернизировать государственное управление и провести радикальную административную реформу не привели к желаемым результатам, прежде всего, по критериям управляемости. Причиной является традиционная бюрократическая ментальность, недостаточное знание основ менеджмента и рыночной экономики и неразвитость принципов демократии, не высокая степень доверия народа к государственной власти. Одним из препятствий является существующее законодательство, которое не обеспечивает нужную степень гибкости в процессе принятия решений, требуемую для внедрения управленческих методов, ориентированных на результат. К тому же при разработке и реализации реформы не привлекались разные слои административного аппарата, представители бизнеса и академическое сообщество. Многие параметры административной реформы обусловлены не государственными интересами, а целями властвующей элиты как корпорации.

Основная причина не эффективности и малой результативности проводимой модернизации государственного управления заключается в отсутствии системности решения проблем, фрагментарности политики в целом, отсутствии четких показателей для измерения результатов деятельности, недостаточной скоординированности действий различных органов власти по реализации предусмотренных мероприятий, размывании зон ответственности, недостаточно тщательном контроле и поверхностной оценке результатов. В их исходной программе были совершенно упущены вопросы, касающиеся институтов и институциональных изменений, ибо институциональное оформление управленческого процесса придает внутреннее единство и стабильность.

Институты и институциональные образования играют определенную роль в системе государственного управления. Институты государственного управления являются политическими по своей природе и непосредственно замыкаются на государственную власть. Залогом успешного функционирования органов государственной власти является обоснованный выбор их целевой, функциональной и организационных структур, упорядочение технологических, административных и политических процессов, налаживание деловых отношений между государственными служащими по горизонтали и вертикали, особенно между исполнителями и руководителями. Именно поэтому любой институт государственного управления требует согласованного по вертикали и горизонтали определения целей, полномочий, структуры органов, которые бы обеспечивали результативное и эффективное функционирование и соответствующее поведение как органа в целом, так и государственных служащих.

Модернизация невозможна без новых стратегических подходов. Это обстоятельство свидетельствует о том, что в современных условиях объективно необходима работающая стратегия модернизации государственного управления, которая стратегия должна быть ориентирована не на интересы чиновников и олигархов, а на социальные и экономические потребности простых людей. Население заинтересовано не только в технически бесперебойной работе аппарата, а в возможности получить максимум качественных услуг по минимальным ценам, уплачиваемым в качестве налога. Суть стратегии модернизации заключается в проведении компромисса институциональных изменений, направленных на создание стимулов к реализации инновационных проектов на территории России. Речь идет о выработке стратегии развития на длительную перспективу. Результативные цели могут быть достигнуты только совместными действиями государства, бизнеса и гражданского общества, поэтому участниками процесса модернизации являются крупный и малый бизнес, жители регионов, научное сообщество, интеллигенция и т.д. Будущее модернизации зависит от устойчивой общественной коалиции, опирающейся на осознание неизбежности компромиссов, уступок и компенсаций. При этом важно сочетание интересов общественных групп, политиков и общественных деятелей.

Стратегия модернизация государственного управления должна быть направлена на создание модели, которая должна основываться на органичном сочетании современных подходов с новой культурой управленческой деятельности, представляющей синтез лучших традиций прошлого, научно-технических и информационных новаций, на комплексном использовании как директивных, так и рыночных методов. На основе постоянного учета развития ситуации в разных сферах ориентированных на мобилизацию или аккумуляцию социальных ресурсов человеческого потенциала, объединение политических, финансово-экономических, правовых концепций в единую стратегию являющуюся планом модернизации государства и его органов. Разработка данной стратегии означает актуализацию модернизационного потенциала государства, как основного действующего лица политики, включает способность правительства определять приоритетные цели экономического и социального развития, находить необходимые ресурсы, обеспечивать эффективное использование разнообразных форм государственного партнерства и т.д.

Библиографический список

1. Асеев А. Д. Трансграничные угрозы национальным интересам России. // Вестник Университета (Государственный университет управления). - М.: ГУУ, 2012. - №8 - С. 197-201.

2. Бронников И. А., Гришин О.Е. и др. Модернизация политических институтов и технологий в условиях глобализации / под общ. ред. О.Е. Гришина и А.К. Сковикова. - М., 2012.

3. Знаменский Д.Ю. Проблемы взаимодействия власти и общества в процессе формирования и реализации государственной научно-технической политики // Вестник Университета (Государственный университет управления). - М.: ГУУ, 2012. - № 17. - С. 41-47.

4. Иванов В.К. Консьюмеризация политической жизни: исторический аспект и современность // Вестник Университета (Государственный университет управления). - М.: ГУУ, 2013. - №20. - С. 33-39.

5. Купряшин Г.Л. Модернизация государственного управления: институты и интересы. - М.: Издательство Московского университета, 2012.

6. Омельченко Н.А. Своевременные мысли или к вопросу о превратностях государственной власти и культуре государственного управления в России // Вестник Университета (Государственный университет управления). - М.: ГУУ, 2010. - №13. - С. 58-63.

7. Потехин В. А. Модернизация государственного управления. - М., 2011.

8. Сибиряев А.С. Государственная инновационная политика в условиях модернизации // Вестник Университета (Государственный университет управления). - М.: ГУУ, 2013. - №20. - С. 192196.

9. Соколов Н.Н. Стратегические управленческие решения в контексте современного управления и планирования // Вестник Университета (Государственный университет управления). - М.: ГУУ, 2013. - №20. - С. 171-176.

10. Харичкин И. К. О понятии «политическое управление» // Вестник Университета (Государственный университет управления). - М.: ГУУ. - 2012. - №4. - С. 103-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.