осознанное ориентация на профессию спортивного педагога; проводится качественный отбор школьников для будущей профессиональной подготовки; используются разнообразные средства, методы и организационные формы допрофессиональной педагогической подготовки будущих специалистов физической культуры и спорта; создаются благоприятные условия для социального созревания личности будущего педагога; обеспечивается поэтапное непрерывное целенаправленное формирование навыков физкультурноспортивной деятельности.
Перспективы формирования многоуровневого физкультурного образования в условиях педагогического комплекса связаны с воплощением в практику новых подходов и принципов организации данного процесса: а) отбор на всех уровнях обучения абитуриентов, желающих посвятить себя педагогической деятельности; б) восприятие педагогической подготовки как целенаправленный процесс, сочетающий учебную и тренировочную деятельность; в) постоянный поиск инновационных подходов, творческие преобразования учебной и тренировочной информации.
В процессе формирования многоуровневого физкультурного образования, появляется возможность установить взаимосвязь между структурными компонентами целостного учебного процесса образовательных учреждений педагогического комплекса, добиться повышения качества функционирования его структурных единиц, позволит достигнуть высокого конечного результата обучения в вузе физической культуры.
ВЫВОД
Организация учебного процесса на базе педагогического комплекса обеспечивает в наибольшей степени соединение педагогической теории и инновационной практики в процесс формирования физкультурного образования. Объединение различных образовательных учреждений в единый педагогический комплекс открывает дополнительные ресурсы в процессе формирования физкультурного образования, создает необходимые условия для оптимального выбора средств содержания образовательных программ и внедрения высокоэффективных педагогических технологий обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Модернизация управления учебно-научно-инновационным комплексом : учебное пособие к спецкурсу / В.В. Арнаутов, В.И. Данильчук, А.М. Саранов, Н.К. Сергеев. - Волгоград : Перемена, 2002. - 272 с.
2. Карапетянц, И.В. Тенденции развития образования в контексте реформ / И.В. Карапетянц // Высш. образование сегодня. - 2005. - № 10. - С. 22-25.
3. Лосин, Б.Е. Отношение специалистов по физической культуре и спорту к проблеме повышения своей профессиональной квалификации / Б.Е. Лосин // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 12. - С. 47.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.431
СТРАТЕГИЯ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ
Виктория Анатольевна Кудинова, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия (ВГСА)
Аннотация
Разработаны организационно-методические основы стратегии многолетней подготовки юных спортсменов, занимающихся различными видами легкой атлетики. Определены эффективные пути реализации их двигательных возможностей в данном виде спорта.
Ключевые слова: многолетняя подготовка, отбор, спортивная ориентация, различные виды легкой атлетики, юные спортсмены.
STRATEGY OF LONG-TERM PREPARATION OF YOUNG TRACK AND FIELD
ATHLETES
Victoria Anatolevna Kudinova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd State Agricultural Academy
Annotation
The organizational and methodical basis of the long-term preparation strategy for young athletes engaged into track and field events has been developed. The effective ways of their motor abilities realization in this kind of sport have been determined.
Keywords: long-term preparation, selection, sport orientation, track and field events, young athletes.
ВВЕДЕНИЕ
Стремительный рост достижений в мировом спорте постоянно требует неустанного поиска новых, все более эффективных средств, методов и организационных форм подготовки спортивного резерва [2,3]. Спортивные достижения страны определяются не столько общей численностью занимающихся, сколько качеством спортивного отбора и профессиональной подготовкой на этапах многолетней тренировки [1].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Материалы наших исследований свидетельствуют о том, что целесообразно уже в возрасте 6-7 лет отбирать двигательно-одаренных детей для занятий спортом. Общее заключение о перспективности юных спортсменов делается на основе комплексной оценки физических способностей, состояния здоровья, лабильности нервной системы, характеристик биологического развития, уровней мотивации к занятиям спортом, должным характеристикам двигательной активности, экспертного заключения уровня перспективности обследуемых.
В возрасте 6-10 лет (этап спортивно-оздоровительный) ребенок должен заниматься в неспециализированной спортивной группе, посещать тренировочные занятия по гимнастике, спортивным (настольный теннис, футбол, баскетбол, волейбол) и подвижным играм, единоборствам (фехтование, борьба), формируя высокий уровень здоровья, широкий арсенал базовых двигательных умений и навыков, скоростные и координационные способности, сообразительность и способность дифференцировать динамические и пространственно-временные характеристики двигательных действий.
В возрасте 10-13 лет (этап начальной подготовки) необходимо целенаправленно развивать скоростные, скоростно-силовые и силовые способности, общую выносливость. Основной целью второго этапа отбора (выбор группы видов легкой атлетики) является выявление способных юных легкоатлетов и определение их возможностей к дальнейшему спортивному совершенствованию. Результаты наших исследований убеждают в том, что в возрасте 13 лет целесообразно распределять занимающихся по группам видов легкой атлетики. На этом этапе производится предварительный отбор для занятий легкой атлетикой, проверяется соответствие подготовленности юных спортсменов требованиям данного вида спорта.
Нами использовались следующие критерии определения спортивной пригодности для занятий легкой атлетикой: морфофункциональные показатели; уровень биологического созревания организма; физическая подготовленность; оценка здоровья; психофизиологические особенности отдельных функций и свойств личности спортсмена; качество и быстрота освоения учебного материала; уровень технико-тактической подготовленности; оценка желания заниматься легкой атлетикой; показатели соревновательной деятельности. По итогам обследования прогнозировалась перспектива юных спортсменов для занятий легкой атлетикой.
После выбора группы видов легкой атлетики (продолжение этапа начальной под-
готовки) решаются проблемы согласования физических качеств и техники выполнения упражнений в выбранной группе видов легкой атлетики к морфологическим характеристикам занимающихся: силовые способности догоняют рост рычагов, а затем скоростные характеристики и техника упражнений подстраиваются под «новую» силу.
У юных спортсменов формируются определенные биомеханические структуры, элементы и блоки будущего набора специальных качеств: расслабленного и размашистого бега, навыков переключения темпа и длины шагов (беговые виды); согласованной работой рук и ног в метаниях (виды метаний); отталкиваний с разных ног, сочетания маховых движений рук и ног в прыжковых двигательных действиях (прыжковые виды). На этом этапе многолетнего тренировочного процесса формируется широкая базовая физическая и техническая подготовка, осуществляется функциональная подготовка к будущей специальной тренировке.
Стратегия начальной подготовки состоит в преимущественном развитии физических качеств с постепенным подтягиванием отстающих сторон подготовленности до границы их выравнивания. Для дальнейшего выбора спортивной специализации занимающихся использовали следующие критериальные характеристики: тотальные размеры, пропорции и состав тела; психофизиологические показатели; уровень развития специальных физических качеств; мотивационные характеристики; показатели соревновательной деятельности; экспертная оценка.
На основании анализа спортивного пути сильнейших спортсменов мира целесообразно осуществлять выбор вида легкой атлетики (этап начальной специализации) в следующем возрасте: 14 лет - прыжок с шестом; 15 лет - бег 100 и 200 м, бег 800 и 1500 м, прыжок в высоту, прыжок в длину, метание копья; 16 лет - бег 400 м, бег 5000 и 10000 м, метание молота; 17 лет - бег 110 и 400 м с барьерами, тройной прыжок, метание диска, толкание ядра.
Важный принцип этапа начальной специализированной подготовки - создание опережающей базы для конкретного варианта техники выбранного вида легкой атлетики с последующей реализацией физической подготовленности спортсменов в соревновательном упражнении. Комплекс качеств состоял в гармонии физических способностей, к которым постепенно добавляли ритмовые и темповые характеристики специальных двигательных действий.
На этом этапе подготовки целесообразно использовать дифференцированные тренировочные программы, построенные в соответствии с индивидуальной предрасположенностью юных легкоатлетов. Существенной стороной тренировочной деятельности является оценка техники выполнения различных двигательных действий. Важны как абсолютные показатели тренированности и спортивных достижений, так и особенно - темпы их прироста.
Перспективность юных легкоатлетов во многом связана с совершенствованием специализированных восприятий - комплексных психофизиологических характеристик, к которым относятся «чувство времени», «чувство темпа», «чувство развиваемых усилий».
На этапе начальной специализации повышается значимость показателей личностно-психических качеств, психической надежности, мотивации, стремления к лидерству. Особое внимание следует уделять формированию уверенности в своих силах, устойчивости к стрессовым ситуациям тренировочных занятий, желанию тренироваться и ведению спортивной борьбы с сильным соперником.
При планировании динамики результатов учитывали коридоры оптимального прогресса лидеров мировой легкой атлетики, которые позволят вывести юных спортсменов в мировую элиту. Так, в возрасте 15 лет результаты будущих чемпионов в беге на 100 м варьировались от 11,03 до 10,65 с, в 16 лет - от 10,93 до 10,40 с, в 17 лет - от 10,80 до 10,28 с.
В прыжке в высоту спортивные результаты занимающихся в возрасте 15 лет находились в диапазоне 189,9^211,2 см; 16 лет - 200,7^223,7 см, 17 лет - 207,6^227,4 см.
Основной задачей этапа углубленной специализации является выявление способностей у юных легкоатлетов, обеспечивающих в будущем достижение рекордных спортивных результатов, перенесение высоких тренировочных и соревновательных нагрузок. Важный принцип этого этапа подготовки - создание опережающей базы для конкретного варианта техники с последующей реализацией специальной физической подготовленности в соревновательном упражнении.
На наш взгляд, необходимо пересмотреть существующие взгляды на методику и организацию начальной спортивной подготовки. Принцип подхода к отбору и спортивной ориентации должен предусматривать выделение двух этапов: первый - отбор моторно-одаренных детей и выяснение их психомоторного статуса (сенсорный, моторный, сен-сомоторный); второй - определение спортивной специализации (для каждого человека подбирается вид легкой атлетики, в котором он максимально реализует свои двигательные возможности).
ВЫВОД
Предложенная система многолетней спортивной подготовки полнее реализует индивидуальные способности занимающихся, существенно повысит рентабельность работы ДЮКФП, ДЮСШ, СДЮСШОР, даст возможность эффективнее использовать финансовые ресурсы страны в спорте высших достижений, обеспечит высокий уровень выступления спортсменов Российской Федерации на крупнейших международных соревнованиях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зеличенок, В.Б. Легкая атлетика : критерии отбора / В.Б. Зеличенок. - М. : Терра-спорт, 2000. - 240 с.
2. Оганджанов, А. Л. Педагогические технологии индивидуальной подготовки квалифицированных легкоатлетов прыгунов : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Оганджа-нов А.Л. ; Рос. гос. ун-т физ. культуры. - М., 2007. - 50 с.
3. Пьянзин, А.И. Спортивная подготовка легкоатлетов-прыгунов / А.И. Пьянзин. - М. : Теория и практика физической культуры, 2004. - 370 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 378.147:81'243
УСТРАНЕНИЕ ЯЗЫКОВОГО БАРЬЕРА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
Ханиф Фахретдинович Макаев, кандидат педагогических наук, доцент,
Филиал Уфимского государственного нефтяного технического университета в г. Стер-литамак (филиал ФГБОУ ВПО УГНТУ в г. Стерлитамак)
Аннотация
В статье рассматривается важность решения проблемы устранения языкового барьера как условия формирования языковой компетенции будущего специалиста в современных условиях. Термин «языковой барьер» определяется автором неспособностью человека воспринимать и продуцировать спонтанную речь в любой иноязычной среде вследствие неуверенности в своих знаниях. Рассматриваются причины и способы его устранения.
Ключевые слова: языковой барьер, языковая компетенция, причины и способы устранения, неспособность.