Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ XXI ВЕКА'

СТРАТЕГИЯ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ XXI ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Затонская И.В., Петровская М.А., Скороделов В.Е.

Статья посвящена анализу кадровой политики в России. Актуальность работы обоснована необходимостью преумножения и реализации кадрового потенциала страны. Цель работы - поиск путей улучшения качества трудовых ресурсов. В ходе исследования были выяснены ключевые особенности работы с персоналом, связанные с необходимостью перманентного повышения квалификации и улучшению условий труда и качества жизни работников. По результатам работы был обозначен ряд предложений по улучшению работы с кадрами, главным образом в области повышения цифровой грамотности населения, что обусловлено современными тенденциями развития и повсеместного внедрения информационных технологий. В совокупности это должно повысить конкурентоспособность на рынке труда. Совокупные затраты на работников приведут к повышению экономических выгод в долгосрочной перспективе, поскольку в большинстве случаев наемные работники являются и производителями, и потребителями товаров и услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A STRATEGY FOR INVESTING IN HUMAN RESOURCES AS A KEY FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF THE ECONOMY OF THE XXI CENTURY

The article is devoted to the analysis of personnel policy in Russia. In the course of the study, the key features of work with personnel were identified, related to the need for permanent professional development and improvement of working conditions and the quality of life of employees. Based on the results of the work, a number of proposals were identified to improve work with personnel, which should lead to increased economic benefits in the long term.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ XXI ВЕКА»

DOI: 10.24412/2687-0991-2021-4-33-37

И.В. Затонская - старший преподаватель кафедры экономической кибернетики, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, izatonskaya@inbox.ru,

I.V. Zatonskaya - Senior Lecturer, Department of Economic Cybernetics, FSBEI HE Kuban SAU;

М.А. Петровская - обучающаяся факультета прикладной информатики, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, petrovskayamaha@mail.ru,

MA. Petrovskaya- student of the Faculty of Applied Informatics, FSBEI HE Kuban SAU;

В.Е. Скороделов - обучающийся факультета прикладной информатики, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, vlad197431@gmail.com,

V.E. Skorodelov - student of the Faculty of Applied Informatics, FSBEI HE Kuban SAU.

СТРАТЕГИЯ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ XXI ВЕКА A STRATEGY FOR INVESTING IN HUMAN RESOURCES

AS A KEY FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF THE ECONOMY OF THE XXI CENTURY

Аннотация. Статья посвящена анализу кадровой политики в России. Актуальность работы обоснована необходимостью преумножения и реализации кадрового потенциала страны. Цель работы - поиск путей улучшения качества трудовых ресурсов. В ходе исследования были выяснены ключевые особенности работы с персоналом, связанные с необходимостью перманентного повышения квалификации и улучшению условий труда и качества жизни работников. По результатам работы был обозначен ряд предложений по улучшению работы с кадрами, главным образом в области повышения цифровой грамотности населения, что обусловлено современными тенденциями развития и повсеместного внедрения информационных технологий. В совокупности это должно повысить конкурентоспособность на рынке труда. Совокупные затраты на работников приведут к повышению экономических выгод в долгосрочной перспективе, поскольку в большинстве случаев наемные работники являются и производителями, и потребителями товаров и услуг.

Abstract. The article is devoted to the analysis of personnel policy in Russia. In the course of the study, the key features of work with personnel were identified, related to the need for permanent professional development and improvement of working conditions and the quality of life of employees. Based on the results of the work, a number of proposals were identified to improve work with personnel, which should lead to increased economic benefits in the long term.

Ключевые слова: экономика, образование, кадровая политика, цифровизация, управление персоналом.

Keywords: economics, education, personnel policy, digitalization, personnel management.

Труд, земля, капитал - вот главные факторы производства, к которым позднее добавились предпринимательские способности. Однако, при более детальном изучении любой сферы экономической деятельности всегда выясняется, что труд среди них играет важнейшую роль, поскольку без какого-либо ресурса можно обойтись и найти ему замену, равно как и можно обойтись без средств производства и вышестоящего руководства, пусть и с колоссальными потерями в эффективности производства, однако ничего не будет работать и создаваться без производительного труда. Отсюда и вытекает приоритет ценности человеческого труда, а, следовательно, и самих людей над прочими факторами производства. Закономерно и то, что при развитии экономики необходимо обращать внимание, в первую очередь, именно на трудовые ресурсы и сопряженные с ними факторы - население с хорошо развитой культурой труда способно за пару десятилетий восстановить свою страну из руин, как это было с Советской Россией в 30-х или послевоенными Германией и Японией, тогда как неподготовленные к современным условиям люди не будут способны демонстрировать даже приближенные результаты, что демонстрировала нам колониальная Индия с ее крайней низкой производительностью труда несмотря ни на какие капиталовложения Великобритании.

Обратимся к российским реалиям. РФ имеет 145,9 миллиона человек, из которых около 86 млн приходится на трудоспособное население. Из них непосредственно производственным трудом, т.е. занятых в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве занято 32,8 %, тогда как остальные так или иначе оказывают услуги. Общее распределение показано на рисунке 1:

Промышленное производство

Оптовая и розничная торговля, ремонт, гостиницы и рестораны

Транспорт и связь

Строительство

■ Сельское и лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

Прочее

Рисунок 1 - Распределение занятого населения в возрасте 15-72 лет по видам экономической деятельности (в процентах)

Ситуация, когда производством материальных благ занимается треть населения, вполне типична для постиндустриального общества. Это стало возможным благодаря большому технологическому рывку, обеспечившему рост производительности труда рабочих и фермеров. Это высвободило массу рабочих рук для всех прочих сфер деятельности, которые так же участвуют в создании ВВП и ценятся ничуть не хуже производительных. Приведем таблицу заработных плат по видам деятельности (таблица 1).

Таблица 1 - Среднемесячная номинальная зарплата работников (ОКВЭД2) в РФ, руб.

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

1 2 3 4 5

Всего 39167 43724 47867 51344

сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство 25671 28699 31728 34770

добыча полезных ископаемых 74474 83178 89344 95359

обрабатывающие производства 38502 40722 43855 465102)

обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха 44632 47482 50382 53157

водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений 29097 31586 34518 36347

строительство 33678 38518 42630 44738

торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов 32093 35444 40137 41867

транспортировка и хранение 43967 47474 51160 52939

деятельность гостиниц и предприятий общественного питания 23971 26241 28191 274112)

деятельность в области информации и связи 58811 66590 75898 85648

деятельность финансовая и страховая 84904 91070 103668 112680

деятельность по операциям с недвижимым имуществом 30208 33101 36859 37628

19,7

18,5

10,3

7,3 5,8

38,3

Продолжение таблицы

1 2 3 4 5

деятельность профессиональная, научная и техническая 57179 66264 75193 80077

деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги 27622 31706 34002 37090

государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение 43500 47803 50991 54496

образование 30258 34361 37072 39563

деятельность в области здравоохранения и социальных услуг 31980 40027 43122 49532

деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений 38200 44439 46990 48445

Нельзя не отметить и тот факт, что размер заработной платы зависит от разных факторов, таких как объем выработки, длительность пребывания на рабочем месте, опасность для здоровья и так далее. На многие из них человек способен повлиять, повышая свою квалификацию и производительность труда. Это достижимо путем целенаправленного обучения работников как на подготовительном этапе в ВУЗе или техникуме, так и впоследствии на специальных курсах.

Разберем подробнее вопрос образования. В силу специфики статьи оставим за скобками школьный этап и обратим внимание на высшие и профессиональные учебные заведения. Одним из ключевых предметов спора здесь является вопрос о том, чему именно нужно учить студентов: знаниям или умениям. С одной стороны, обширные знания о самых разных вопросах не дадут человеку уйти в узкую специализацию и стать зависимой от нее на рынке труда. С другой же, умение делать то, что от человека потребуется на предприятии позволит легче адаптироваться и в дальнейшем идти по карьерной лестнице. Однако и здесь истина находится посередине: уже существующая система прохождения практик помогает студенту ознакомиться с будущей специальностью, но в то же время учебный процесс может дать серьезную теоретическую базу. Главное тут сам способ преподавания, поскольку в силу большого количества студентов приходится жертвовать индивидуальным подходом, тогда как именно он лучше всего помогает усваивать информацию. Отталкиваясь от этого можно определить и наилучший подход к студенту, будь то лекции и семинары, игровая форма, более прикладная и т.д. Более того, действовавшая раньше система распределения позволяла студенту реализоваться там, где он хотел и на что учился, одновременно с тем решая кадровый дефицит в регионах, в силу чего необходимо рассмотреть возможность частичного возврата к данному инструменту.

Более того, в условиях в условиях бурного развития информационных технологий все время существует потребность в высококвалифицированных кадрах, владеющих компьютерной грамотностью. Экономисты из People strategy прогнозируют повышение количества специальностей так или иначе связанных с IT до четверти от всех занятых. Прогноз строится на том, что если в 2010 г. лишь десятая часть фирм сталкивалась с дефицитом кадров, владеющих цифровой грамотностью, то к 2015 г. этот показатель достиг уже 73 %. На сегодняшний день организации ежегодно нуждаются в среднем в 150 тыс. квалифицированных специалистах, а к 2024 г. ожидается увеличение спроса в 2 раза. Экономисты убеждены, что цифровизация экономики позволит увеличить ВВП России на 9 трлн. руб. уже к 2025 г. Это связано с потенциальным повышением производительности труда путем цифровизации на 40 %. Дополнительным фактором здесь стала пандемия Covid-19, по причине которой немало организаций перешли на дистанционный режим работы.

Показателями успешного повышения цифровой грамотности населения можно считать рост количества интернет пользователей и пользования онлайн услугами. Уже сегодня по использованию финансовых технологий Россия находится на третьем месте в мире после Китая и Индии, однако несмотря на крайне положительную динамику цифровизации немало

и препятствующих факторов, таких как неравномерное экономическое развитие как самих граждан, так и регионов. Немаловажной проблемой становится и то, что не умеющие работать с новыми технологиями люди проигрывают в конкуренции на рынке труда, в силу чего начинают воспринимать инновации как нечто отрицательное, подобно луддитам прошлого.

Во избежание подобного немалое число как ВУЗов, так и школ уже сегодня вводят у себя занятия информационной грамотности и даже азов программирования.

1990 1995 1996 199S 2000 2002 2004 2006 2008 2010 2012 2014 2016 2017 2018

Рисунок 2 - Выпуск специалистов по группам специальностей, связанных с ИКТ,

% от общего выпуска специалистов

Таким образом, к 2016 году Россия перешла к положительной тенденции подготовки специалистов. Этому способствовала новая политика государства по отношению к образованию, заключающаяся в более жестком и внимательном отношении к обучению. На предприятиях давно используют системы веб-наставничества и коучей, онлайн курсов по нужным компетенциям, семинары и многое другое. Одновременно с этим происходит рост числа высококвалифицированных рабочих мест с 300 тыс. в 2012 г. до 700 тыс. к 2020 г., а суммарная стоимость всех цифровых услуг и продуктов с 270 до 620 млрд. рублей. Впрочем, IT сфера наиболее примечательна тем, что новшества в ней появляются быстрее, чем люди успевают на них вовремя среагировать.

Однако на образовании забота о работнике не должна прекращаться. В процессе производственной деятельности необходима качественная медицинская, экономическая, юридическая и иная поддержка трудящихся. В наше время эта функция профсоюзов и иных гос. организаций заметно ослабла, а результаты нередко сводятся к дополнительной бюрократии с заполнением нужной документации и справок. Любое сокращение затрат на трудящихся, как и дешевая рабочая сила в целом, оправданы для молодых экономик, которые ищут средства повысить конкурентоспособность своей продукции. Однако в глобальной и долгосрочной перспективе дополнительные расходы на работника окупаются, поскольку затраченные средства будут распределены между прочими субъектами экономических отношений, тем самым стимулируя отечественную экономику.

Таким образом, подводя итоги можно сделать вывод о том, что кадровая политика -это сложный, многозадачный и долгосрочный процесс, требующий максимально пристального внимания как со стороны властей, так и со стороны бизнеса. Человек является главным производителем и потребителем товаров и услуг, а потому внимание к формированию всесторонне развитой и самодостаточной личности - это фундамент для любой сферы деятельности и жизни общества, который неоднократно даст свои плоды в будущем.

Источники:

1. Абдрахманова Г., Вишневский К. Индикаторы цифровой экономики: 2019: стат. сб. / М.: НИУ ВШЭ, 2019. 248 с.

2. Гусев В.А. Создание адаптивной системы непрерывной подготовки и переподготовки кадров для регионального рынка труда / В.А. Гусев, О.Ю. Нисман // Самарский научный вестник. -2017. - Т. 6. - № 4 (21). - С. 214-218.

3. Даренский Р.Н., Куконосов Н.К., Затонская И.В. Оценка социально-экономического развития агропромышленного комплекса при переходе к инновационной экономике // Молодежная наука - развитию агропромышленного комплекса. Материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2020. С. 118-122.

4. Ильницкий С. А. Обучение персонала как стратегический фактор в системе управления персоналом организации / С.А. Ильницкий // Молодой ученый. - 2018. - №3. - С. 418-423.

5. Карпухин М.Ю. Обучение персонала организации: сущность, виды / М.Ю. Карпухин // Аграрный вестник Урала. - 2017. - № 1 (155). - С. 17.

6. Кобыш А.Н. Технологии и методы управления персоналом, связанные с обучением / А.Н. Ко-быш // Проблемы научной мысли. - 2017. - Т. 1. - № 4. - С. 11-13.

7. Семочкина Н.А. Проблемы и перспективы экономического развития и подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности / Н.А. Семочкина // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2017. - № 7 (202). С. 39-43.

8. Трофимова И.Н. Подготовка кадров для цифровой экономики: текущие проблемы и целевые ориентиры // Социодинамика. - 2020. - № 10. - С. 1 - 10.

References:

1. Abdrakhmanova G., Vishnevsky K. Indicators of the digital economy: 2019: stat. Sat. / M.: NRU HSE, 2019.248 p.

2. Gusev V.A. Creation of an adaptive system of continuous training and retraining of personnel for the regional labor market / V.A. Gusev, O. Yu. Nisman // Samara Scientific Bulletin. - 2017. - T. 6. -No. 4 (21). - S. 214-218.

3. Darensky R.N., Kukonosov N.K., Zatonskaya I.V. Assessment of the socio-economic development of the agro-industrial complex during the transition to an innovative economy // Youth science - the development of the agro-industrial complex. Materials of the All-Russian (national) scientific-practical conference of students, graduate students and young scientists. 2020. S. 118-122.

4. Ilnitskiy SA Personnel training as a strategic factor in the organization's personnel management system. Ilnitsky // Young Scientist. -2018. -No. 3. -WITH. 418-423.

5. Karpukhin M.Yu. Training of the organization's personnel: essence, types / M.Yu. Karpukhin // Agrarian Bulletin of the Urals. - 2017. - No. 1 (155). - S. 17.

6. Kobysh A.N. Technologies and methods of personnel management associated with training / A.N. Kobysh // Problems of scientific thought. - 2017. - T. 1. - No. 4. - S. 11-13.

7. Semochkina N.A. Problems and prospects of economic development and training of personnel for high-tech industries / N.A. Semochkina // Bulletin of the Volgograd State Technical University. -2017. - No. 7 (202). S. 39-43.

8. Trofimova I.N. Training of personnel for the digital economy: current problems and targets // Socio-dynamics. - 2020. - No. 10. - P. 1-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.